Все о водителях пожарных автомобилей
Содержание:
- Исключения
- Характеристика работ водителя автомобиля
- Об ответственности и несчастных случаях
- Обязанности водителя пожарного автомобиля: должностные, МЧС, кому подчиняется, ГПС, приказ 167, функциональные
- Обучение
- Что дает служба пожарником
- Ноль один
- Обязанности водителя пожарного автомобиля
- Информация о пожаре
- Основы работы водителя пожарного автомобиля
- О тушении пожара и проблемах на дорогах
- Обязанности должностных лиц по обеспечению БДД
- О графике, зарплате и нарушениях
- Приметы, суеверия и немного мудрости
Исключения
При проектировании социальных объектов – школ, больниц – проезды обустраивают с обеих сторон независимо от общих норм и габаритов зданий. Действуют исключения и для зоны исторической застройки:
- ширину сокращают до 20% при уровне огнестойкости соседних зданий 1 и 2 класса и отсутствии в них окон;
- если степень огнестойкости классифицируют как 3-5, то расстояние увеличивают на 25%;
- если соседние здания не более двух этажей возведены из легковоспламеняющихся материалов, то расстояние увеличивают на 20%;
- при сейсмической активности местности до 9 баллов все величины возрастают на 25%.
Характеристика работ водителя автомобиля
Управление автомобилем. Заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автомобиля. Правила дорожного движения. Основы безопасности движения. Правила технической эксплуатации автомобиля, относящиеся к водителю. Возможные неисправности автомобиля: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения. Порядок проведения технического обслуживания и ремонта автомобиля. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
Об ответственности и несчастных случаях
А как тушат многоэтажки?
У нас лестницы специальные, трехколенные. Достают до третьего этажа. На иностранных машинах бывают подъемники на тридцать и на пятьдесят метров.
А если решетки на окнах?
У нас есть специальный инструмент, как болгарка, только круг здоровый. Мы им решетки пилим, двери, замки.
Есть ли ответственность за то, что поздно приехали?
Ты летишь как можно быстрей на пожар и попадаешь на перекресте в ДТП с каким-то дятлом. Это ЧП, ты уже не едешь дальше, едут другие. Получается, что если бы ехал медленнее, то приехал через десять минут, а так другие приедут через пятнадцать. В итоге нам говорят: «Вы езжайте быстро и на красный, но максимально внимательно». То есть, мы все равно виноваты, все равно разборки. Нас за это не уволят, но будет геморрой – писанина, суды.
Несчастные случаи бывают?
Да сколько угодно. У нас редко, но если по всему управлению брать, то бывают. Один-два человека погибли. Бывает, что задыхаются. В Москве как-то раз командир неправильно сориентировал, отправил ребят на крышу. А крыша практически сгорела и рухнула с ними. Сразу 8 человек погибли.
Бывает, что за целый год никого. Это хорошо. Бывает, что неподготовленными выходят или рискуют. Слишком рисковать тоже нельзя, надо соотносить со своим опытом.
Бояться – это нормально, потому что без страха только дурак может в пожар полезть. Все должны бояться, но в разумных пределах.
Вам снится работа?
Никогда. Я сплю, сны вижу, но утром я их не помню. Помню только эротические.
Как относитесь к жертвам пожаров?
Те, которые сами этот пожар устроили – их же и наказало, чего их жалеть. А вот детей маленьких жалко.
А к нарушителям?
Вот у нас два больших магазина. Они сначала приехали в инспекцию и расспросили, что и как надо делать. Дали 300 000 р., им все рассчитали. Они проверку вызвали, мелкие недочеты устранили – и все, к ним претензий нет. Да, они дали взятку, но на правильное дело.
Обязанности водителя пожарного автомобиля: должностные, МЧС, кому подчиняется, ГПС, приказ 167, функциональные
По должностной инструкции, в обязанности водителя пожарного автомобиля включены: выезд к охваченной огнем территории, знание района, куда следует ехать, осуществление контроля за состоянием техники и другое. Исполняющий данную должность человек подчиняется командиру.
Основы работы водителя пожарного автомобиля. Безопасность оборудования
Важной обязанностью является контроль за состоянием закрепленной техники. Сведения требуется предоставлять непосредственному начальнику, чтобы он имел возможность составлять паспорт машины
Так, как требуется, следует использовать специальные горючие смеси, жидкости. Обо всех обнаруженных недостатках, нарушениях функционирования обязательно докладывать начальникам, чтобы те имели возможность своевременно принять меры по устранению неполадок.
Передавать транспортное средство под ответственность прочим людям, включая подчиненных и начальство, нельзя. Водитель пожарной машины находится в непосредственном подчинении у начальника пожарной части.
Техническая исправность оборудования должна проверяться регулярно. Кроме того, водителю нужно поддерживать ходовую часть автомобиля функционирующей. Требуется осматривать главные и дополнительные элементы оборудования, чинить их, если возникает подобная необходимость.
Основные должностные обязанности водителя пожарного автомобиля
Для работы с противопожарной техникой допускаются лица, получившие водительское удостоверение соответствующей категории. Предварительно нужно пройти обучение по специально составленной программе. Одной из обязанностей является умение управлять техникой для устранения пожаров. Человек должен иметь возможность управлять транспортными средствами категорий В, С и Е. Подойдет и наличие удостоверения на управление автобусов класса Д и Е. Если удостоверения нет, человека не допустят к управлению служебным транспортом.
Данная должность сопряжена с большой ответственностью. Необходимо следить за исправностью техники, чтобы она не сломалась во время работы, эффективно помогала тушить пожары.
При смене дежурства необходимо проверять автомобили. Если имеются какие-либо недостатки, поломки, необходимо доложить об их обнаружении руководству. Меры по починке принимаются только после доклада.
Требуется соблюдать правила трудовой охраны. Кроме того, запрещается нарушать санитарно-гигиенические нормы.
В должностные обязанности водителя пожарного автомобиля входят и другие действия. Следует вносить предложения, направленные на улучшение условий, в которых содержатся технические средства, проходит служба караула.
Техника должна использоваться по установленной инструкции. В служебные обязанности входит также подготовка автомобиля, других технических средств для прохождения техосмотра. Машина всегда должна быть готова к выезду.
Гаражное оборудование также должно правильно эксплуатироваться. Требуется составлять документацию, содержащую сведения об использовании закрепленной машины.
Приказания командира должны соблюдаться в точности. Если исполняющий данную должность человек отсутствует, нужно слушать приказы начальника караула.
Обязанности водителя пожарного автомобиля при тушении пожара
Водитель пожарной машины обязан быстро реагировать, доставлять технику и пожарную бригаду на территорию, охваченную пламенем. Техническое оборудование следует доставлять до точки, на которой его требуется установить для проведения работ по ликвидации возгорания. Если обстановка на охваченной огнем территории осложняется, начинает представлять опасность для техники, нужно переместить машину на безопасную территорию, где она не будет повреждена.
Узлы и агрегаты при тушении пожара должны работать бесперебойно, поэтому необходимо осуществлять контроль за их работой
Важно следить за состоянием функциональных единиц, смеси должны подаваться в нужном направлении
Требуется отслеживать количество тушащих огонь смесей, и если их становится слишком мало, важно пополнять запасы. Для этого следует оповещать руководителей
На месте тушения пожара нужно неукоснительно выполнять распоряжения руководства. Оставлять позицию без разрешения начальства запрещается.
Обучение
Самостоятельно выполнять работу на специализированной машине может человек, который прошел вводный инструктаж и сдал экзамен по пожаробезопасности. Пожарная охрана может взять на работу совершеннолетнюю личность с удостоверением, дающим право управлять определенной категорией транспорта, и без медицинских противопоказаний для данного рода деятельности.
Каждые три месяца водитель обязан проходить повторный инструктаж по безопасности. Он бывает внеплановым в том случае, если изменился технологический процесс, правила по охране труда, или же был заменен грузовой автомобиль. Раз в два года проходят обязательный медосмотр.
Что дает служба пожарником
Водитель ветеран
Служба пожарника всегда была одной из самых опасных и трудных, именно поэтому государство, местные органы власти всегда уделяли большое внимание людям этой профессии. Связавшим свою судьбу с работой спасателя государство устанавливает зарплату, зависящую от должностного разряда, специального или воинского звания, классной квалификации и дополнительных видов обеспечения
К должностному окладу выплачиваются надбавки за количество вахт, участия в операциях, выездов на гуманитарное разминирование. Законодательство предусматривает также премирование за высокие показатели и усердие в службе
Связавшим свою судьбу с работой спасателя государство устанавливает зарплату, зависящую от должностного разряда, специального или воинского звания, классной квалификации и дополнительных видов обеспечения. К должностному окладу выплачиваются надбавки за количество вахт, участия в операциях, выездов на гуманитарное разминирование. Законодательство предусматривает также премирование за высокие показатели и усердие в службе.
Государство заботится и о пенсии сотрудников, для них предусмотрено более ранний выход на пенсию по выслуге лет и расчет пенсий в зависимости от денежного содержания по должности, которую пожарный занимал перед выходом на пенсию. Кроме этого, государство обеспечивает страхование жизни и здоровья сотрудников, их социальную и правовую защиту.
Ноль один
Как вы стали пожарным? Это служба или работа?
Сейчас это работа, сначала была служба. Я стал пожарным в середине своей жизни, а теперь уже пятнадцать лет как на пенсии, поэтому вольный наемник.
Я много кем успел поработать – даже дальнобойщиком. А потом пошел в пожарную охрану и понял: мое. Там был хороший режим – сутки через трое. Служил практически в областном центре в шести или даже семи частях. Прошел все ступени – и тушил, и командовал тушением в рамках начальника караула. В военной части дослужился до старшего прапорщика.
Вы где-то обучались?
При управлении пожарной охраной есть специальные курсы. Я хоть и был шофером-профессионалом, но обучился на пожарного водителя. Учеба шла где-то месяц-полтора. Сейчас увеличили – три-четыре месяца. Учат в том числе правилам оказания первой помощи – как привести в чувство, как не навредить.
Как относятся к работе друзья и родственники?
Все знают, что я человек по жизни экстремальный. Так что обыкновенно относятся.
Я ведь с малолетства уже и на мотоцикле, и на машине. Начал считать – около 3 000 000 километров проехал за свою жизнь.
Обязанности водителя пожарного автомобиля
С ростом квалификации служащего повышаются требования и перечень выполняемых действий. Для наиболее полного перечня задач перечислим обязанности старшего инструктора по вождению пожарной машины.
Общие
К ним относятся:
- прохождение медицинского освидетельствования перед каждым выходом на службу;
- подчинение приказам непосредственного и прямых руководителей;
- знание района выезда в поселении, путей объезда заторов;
- изучение устройства, тактико-технических характеристик ТС.
Во время несения службы в части
Водитель обязан:
- принимать автомобиль, средства связи, сигнализации в присутствии сменщика;
- начинать прохождение службы с проверки помещений гаражей, сопутствующего оборудования;
- делать соответствующие записи в журнале;
- производить контроль СИЗ (костюм Л 1, сумка ПХС, противогаз, другая спецодежда);
- знать сорта ГСМ, смазочных материалов;
- помнить позывные части, правила радиообмена;
- во время вахты производить текущий ремонт техники, направлять автомобиль на экстренный и плановый ремонты;
- поддерживать физическую форму, заниматься самостоятельным повышением квалификации.
При тушении пожара
Функциональные обязанности водителя заключаются в:
- своевременной доставке подразделения на место возгорания;
- тактически грамотной парковке транспорта;
- отслеживании безаварийной и безостановочной работы всех агрегатов, размещенных на машине;
- обеспечении радиообмена;
- сохранении точки дислокации автомобиля при отсутствии приказа о перемещении техники в другое место.
Информация о пожаре
Необходимо отметить тот факт, что эффективность тушения пожара зависит не только от быстроты прибытия пожарных подразделений по адресу вызова. Еще в машине командир подразделения получает информацию о том, что происходит на пожаре. Именно это чаще всего и становится критерием эффективного тушения очагов возгорания.
Но надо учитывать и то, что обстановка на пожаре меняется быстро. Часто буквально несколько минут могут стать причиной, что полученная информация уже давно устарела. То есть она становится ненужной
Поэтому важно на пожаре организовать разведку до того, как прибудут основные силы и средства
То есть разведданные должны быть своевременными в первую очередь. То есть информация должна доходить до подразделений быстро с небольшими перерывами. Чем чаще, тем лучше.
Второй критерий правильно проведенной разведки – непрерывность передачи данных. То есть еще до того, как начался выезд и следование на пожар, информация в полном объеме должна поступать на пульт управления. И она не должна прекращаться, пока пожар не ликвидирован.
Получение достоверной информации – залог успеха
Третий критерий – достоверность. Нельзя принимать решения на догадках или предположениях. Поэтому собираемая из разных источников информация анализируется, после чего передается подразделениям, которые следуют к месту пожара.
Четвертый – целеустремленность. Разведчикам нельзя разбрасываться на сборе информации. Их задача – найти те цели, которые помогут сократить время тушения пожара и увеличить эффективность действий подразделений, которые следуют к месту возгорания.
Основы работы водителя пожарного автомобиля
Оперативный приезд к месту пожара и активация необходимого оборудования, такого как: пожарные насосы, специальные приборы основного и второстепенного назначения, а также готовые к активным действиям пожарные машины, будут зависеть от множества факторов.
Важность работы водителя
Быстрое прибытие пожарного расчета к месту вызова зависит от нескольких основных обстоятельств:
- ситуация на дорогах (наличие/отсутствие «пробок»);
- удобство подъезда к источникам воды;
- четко-скоординированные действия выездной бригады;
- опыт водителя пожарной машины.
Поскольку, именно он должен быстро реагировать в критических ситуациях, правильно ориентироваться на дороге, знать о нахождение ближайших водоисточников, и наконец, полноценно применять навыки владения специальной техникой.
Для работы на пожарном автомобиле, допускаются водители 1-го и 2-го классов, которые в свою очередь, получили право вождения транспорта данного типа.
Чтобы заслужить право эксплуатации пожарной машиной, необходимо пройти обучение по специально составленной программе. Стоит учесть, что на водителей пожарных автомобилей, ложиться большая ответственность. Им надо регулярно следить за:
- технической исправностью всех механизмов машины;
- поддерживать в рабочем состоянии ходовую часть;
- обследовать и по необходимости ремонтировать основные и вспомогательные элементы.
При выявлении дефектов, ответственные за транспорт пожарные, незамедлительно, докладывают начальнику караула. Далее, проходит работа над устранением недостатков. В том случае, если обнаруживаются серьезные поломки, машина изымается со служебного пользования.
Основные обязанности
Регламентация фундаментальных обязанностей водителя пожарного автомобиля предусматривают следующие нормативно-правовые документы:
Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 марта 2011 г. N 156 г. Москва «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» и Приказ МЧС РФ от 05.04.2011 N 167 (ред. от 14.12.2011) «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2011 N 20868).
По этим законодательным документам водитель пожарного автомобиля обязан:
- Водитель должен неуклонно соблюдать приказы командира отделения. Если он отсутствует, подчиняться необходимо начальнику караула.
- Для решения задач технического назначения следует обращаться к старшему водителю или к главному инструктору, который занимается непосредственным обучением вождения на соответствующем транспорте.
- Шофер пожарного специально-оборудованного автомобиля обязуется следовать инструкции:
- незамедлительно приезжать на место где был замечен пожар, для его ликвидации;
- четко иметь представление о районе выезда подразделения, основные пути и объезды, источники ближайшего водоснабжения;
- применять в работе всю необходимую аппаратуру и аварийно-спасательную технику;
- содержать служебный транспорт в постоянной боевой готовности;
- совершать проверку закрепленной за ним техники;
- следовать правилам эксплуатации гаражного оборудования;
- в случае необходимости, составлять отчеты по закрепленному автотранспорту;
- проводить техническое обслуживание штатных машин;
- придерживаться правил техники безопасности и охраны труда.
- Водителю строго запрещается передавать автомобиль в управление посторонним лицам и административному составу пожарной части.
- Также шофер на пожаре должен выполнять следующие обязанности:
- парковать машину на отведенную позицию, следуя установленному порядку;
- позаботиться о безопасном выводе автомобиля из осложненной ситуации, которая сложилась на пожаре;
- обеспечивать надежную работу установленного оборудования и вспомогательной аппаратуры автомобиля;
- следить за расходом огнетушащих веществ и эксплуатационных материалов, а при необходимости их пополнения, оповещать старшего начальника.
Безопасность оборудования
Перед тем, как пускать в ход пожарную машину и оснащение, их необходимо несколько раз проверить. Такие мероприятия должны строго соответствовать «Правилам техники безопасности в пожарной охране МВД».
Для повторения знаний по работе водителя пожарной машины можно использовать следующую специальную рекомендованную литературу:
- Справочное пособие по работе на специальных пожарных автомобилях (ГДЗС, ПД, АСО, АСА).
- Степанов К.Н., Повзик Я.С., Рыбкин И.В. Справочник: Пожарная техника.
- АЛ-30(131)ПМ-506Д Техническое описание и инструкция по эксплуатации пм-506д.00.000 ТО.
О тушении пожара и проблемах на дорогах
Что происходит, когда вы приезжаете на пожар?
Когда подъезжаем к месту пожара, передаем на центральный пункт связи: «Прибыли к месту, идем в разведку». Надо посмотреть, что где горит, как тушить. Если там квадратов десять, мусор какой-нибудь, то можем сами справиться. Но если там дом или детский сад, то сразу вызываем дополнительные бригады. Включаем насос, разматываем рукава, открываем краны и сразу начинаем тушить.
За какое время нужно собраться?
Чем быстрее, тем лучше.
Расскажите о самых жутких случаях
Жуткие были в 90-е. Химкомбинат горел. Горел так, что машина стояла метрах в семидесяти, а на ней весь пластик поплавился. Не помню, были погибшие или нет. Для таких случаев на машинах стоят водяные пушки – там очень сильный напор. Но надо сразу к гидранту цепляться, иначе за минуту-полторы вся бочка изольется. В рукаве напор хоть и послабее, но его всегда два человека держат – один стоит спереди, а второй сзади – подспорщик. Такой напор, что удержать невозможно, а люди думают, что пожарные пьяные.
Что делать, если во двор не проехать?
Ждать. Сообщаем в соответствующие службы и ждем.
В пробках и на светофорах пропускают?
Не всегда. Сейчас люди стали более дисциплинированными. Наверное, штрафы действуют. Сейчас штрафы с камер присылают и нам, но у нас в управлении есть специальный человек, который все это отслеживает и назад возвращает. С нас ничего не берут, мы же не по своей воле на красный едем. Водители стараются прижаться к обочине и пропустить, но попадаются и тупые. И пешеходы тоже – лечу раз по улице, девочка переходит дорогу. Ноги из-под коренного зуба, в ушах наушники, очки – вообще никакой реакции. Сигналю – не слышит. Я резко возле нее торможу – хоть бы дернулась, убежала – вообще ничего.
Обязанности должностных лиц по обеспечению БДД
Требуется, чтобы такие люди были ответствен-ными, ведь от их действий зависит жизнь не только своих сотрудников, но и остальных граждан.
Им нужно смотреть, чтобы шоферы не имели нарушений, которые запрещают выйти на линию.
Основные обязанности таких должностных лиц следующие:
- необходимо содержать дороги на предприятии соответствующие нормам;
- своевременно запрещать либо вводить ограничение на выезд ТС;
- обозначать места, где проводятся ремонтные работы;
- следить, чтобы шофер пьяным не вышел в рейс;
- принимать необходимые меры к устранению неисправностей на транспортной развязке;
- контролировать монтаж спецсигналов на технику;
- Регулярно проводить лекции с личным составом.
О графике, зарплате и нарушениях
Сколько вам платят?
Может, премии какие-нибудь еще?
Никаких премий. Ничего. Мы – вольнонаемные, на региональном бюджете.
А как определяются вольнонаемные и аттестованные?
Проводится ОВВК – окружная военно-врачебная комиссия. Но только для тех, кто служил. Бывают, конечно, исключения – есть в одной части хитрожопый начальник. У него папа где-то наверху сидел, отправил сына на альтернативную службу в пожарку. Тот два года отколыхался, потом прошел краткосрочные курсы, и сейчас он капитан. Высоко он не поднимется, потому что высшего образования нет – у нас ребята учатся в академиях и институтах.
А если ОВВК не прошел, то идешь только в вольнонаемные. Там психолог, компьютер. Я компьютер всегда обманывал и всегда проходил.
Какой график у вас?
Сутки через трое, а иначе я бы тут и не стал работать.
В выходные не дергают?
Сейчас нет. В прошлой части было понятие «стопроцентный резерв». На большие пожары собирали резервный караул – тех, кто через сутки должен работать. На моей практике раза два-три за тридцать лет было такое.
За что могут оштрафовать, уволить?
За прогулы без уважительных причин, за алкоголь. За закидоны разные, косяки. Штрафовать – не штрафуют, но могут уволить. Начальник сам решает.
А какой средний возраст у работников?
Корпоративы у вас проводятся?
Когда в военной части служил, мы своим караулом футбол, хоккей, волейбол практиковали. Сейчас там ребята молодые, не играют уже. Поле заросло. А у нас в волейбол, например, было три команды, на вылет играли.
Приметы, суеверия и немного мудрости
У пожарных есть суеверия и приметы?
Я люблю, когда машины чистые, но не дай бог меня увидят с тряпкой. Здесь нельзя протирать машину – сразу телефон зазвенит. А в прошлой части было так, что если ты надел новую форму, да еще и не обмыл ее, то точно будет вызов. Поэтому стараются ее обмывать, стирать – и уже она не новая. Главное – сбывается.
Расскажите анекдот
Как вы себя в форме поддерживаете? Хорошо выглядите для 67 лет.
Любовь мне сил придает. А еще я не курю и не пью. Могу выпить два-три раза в год, но мне оно до фени. Я кстати поправился на 3 кг, сложно стало. Перестал пешком ходить. Меня внуки все время в форме поддерживали, вес должен быть 70 кг, а у меня на 10 кг больше. Я стараюсь есть поменьше – поддерживать себя надо. Интересно жить.
Хочется жить дальше и дольше?
Старым людям надоедает жизнь. Но надоедает почему? Потому что они чувствуют свою бесполезность. Найди свое дело — и жизнь в радость.