Пожарные автомобили: определение и классификация
Содержание:
- Конструктивные доработки
- Автомобили пожарные газового тушения
- Особенности
- Конструктивные доработки
- Возможности и выполняемые задачи
- Условия эксплуатации АСМ
- Классификация
- Аварийно-спасательная техника общего назначения
- Типовая схема обозначения пожарных автомобилей
- Специальное оборудование
- Использует
- Специальное оборудование
- Возможности и выполняемые задачи
- Классификация
- Техобслуживание пожарных машин
- Основные характеристики АГДЗС
Конструктивные доработки
Составными частями АСМ являются:
- Шасси КАМАЗ-43118-1048-10 (15) с лебедкой, двумя топливными баками общей емкостью 560 л, двумя фарами-прожекторами, кабина со спальным местом, запасное колесо под рамой сзади;
- Специальный кузов-фургон из сендвич-панелей.
- Оборудование для проведения аварийно-спасательных работ.
Обвязка фургона, дверей, дверных проемов – алюминиевые профили. Сзади и по бортам фургон имеет люки, открывающиеся вверх на 90° (привод пневмомеханический, раздельный для левого и для правого бортов, фиксация в положениях «Открыто» и «Закрыто» обязательна) и вниз (в разложенном состоянии они трансформируются в трапы шириной около 600 мм). При этом фургон делится на два отсека:
- отсек 1, пассажирский – для перевозки 8 или отдыха 4 человек, а также частичного размещения оборудования,
- отсек 2, технический – для размещения спасательного оборудования.
Вход в отсек 1 осуществляется через дверь справа по складной лестнице, которая в транспортном положении укладывается под фургон. Люки Отсека 2 закрываются на внутренние замки и две защелки, при этом обеспечивается герметичность люков. Сзади автомобиля под фургоном (слева и справа) устанавливаются закрывающиеся металлические герметичные ящики под ЗИП и оборудование. На передней стенке фургона слева устанавливается мачта телескопическая с блоком прожекторов (4 прожектора по 500 Вт) на специальном кронштейне и кабелем питания длиной 6 м, а также розетка 220 В. Блок прожекторов защищается чехлом. Фургон и рама автомобиля имеют заземление. Для подъема на трапы фургона имеются приставные регилируемые лестницы с фиксаторами, которые в транспортном положении укладываются в фургон. На крыше фургона монтируется рабочая площадка с нескользящим покрытием и складывающимся ограждением высотой около 100-150 мм, а также раскрепляются две складные трехколенные лестницы. Сзади фургона монтируется трап для подъема на крышу. В задней части фургона на крыше устанавливаются проблесковые маяки синего цвета (2 шт.). На фургоне устанавливаются габаритные фонари;
- На крыше кабины устанавливается рабочая площадка с ограждением высотой 100-150 мм и нескользящим покрытием из алюминиевого листа;
- Имеется автономный дизельный отопитель с подачей воздуха в пассажирский и технический отсеки;
- Дизель-генератор работает без выноса из фургона;
- Имеется умывальник с запасом воды (60 л);
- Установлено зарядно-выпрямительное устройство для подзарядки АКБ от генератора или внешнего источника питания 220 В и др.
Автомобили пожарные газового тушения
Автомобили пожарные газового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса газового огнетушащего состава и подачи газового огнетушащего состава в очаг пожара.
ПОКАЗАТЕЛИ | АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНЫЙ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ АГТ-4000 (133Г42) | |
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Марка шасси | ЗИЛ-133Г42 (КамАЗ-53212) | |
Колёсная формула | 6×4.2 | |
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. | 3 | |
Газовый огнетушащий состав | азот жидкий | |
Масса вьшозимого азота, кг | 4000 | |
Рабочее давление в резервуаре, МП а | 1,3…1,6 | |
Температура азота в резервуаре, * К | 80… 100 | |
Время непрерывной подачи азота, с | ручной ствол | 1800 (не менее) |
лафетный ствол | 120 (не менее) | |
Расход азота, кг/с | ручной ствол | 2,0 (не менее) |
лафетный ствол | 30,0 (не менне) | |
Особенности
- Время развертывания с применением гидравлического аварийно-спасательного инструмента сокращено до 2 минут за счет установки его на выдвижных стеллажах и соединения в единую цепь без выноса насосной станции из машины. Аналогично размещена электростанция для освещения и работы электроинструмента;
- Наличие свободного пространства в техническом отсеке дает возможность укладывать в машину дополнительное крупногабаритное оборудование, а также оборудовать автомобиль для эксплуатации в северных районах с установкой автономного отопителя;
- Размещение дыхательных аппаратов, медицинского оборудования и ряда приборов в пассажирском отсеке позволяет повысить их готовность к применению;
- Особенно эффективна при выполнении задач по деблокированию пострадавших в ДТП;
- Существенно увеличена комплектация машины специальным оборудованием
- Высокая комфортабельность для экипажа в сочетании с надежностью базового шасси;
- Хорошая маневренность и проходимость в различных дорожных условиях;
- Быстрое приведение оборудования в готовность к применению за счет использования быстросъемных креплений, кронштейнов и ложементов, обеспечения доступа через заднюю и боковую (сдвижную) двери;
- Возможность существенно менять комплектацию машины по требованию Заказчика без существенного изменения конструкции стеллажей и ложементов;
- Применение переднего силового ограждения с электрической лебедкой существенно увеличивает проходимость в трудных дорожных условиях и защиту машины при ДТП;
- Боковая подножка обеспечивает удобный доступ экипажа в пассажирский отсек, а также защищает сдвижную дверь от деформации и заклинивания в случае наезда на препятствие и при ДТП.
Конструктивные доработки
- Установлен «кенгуринг» с площадкой для монтажа электрической лебедки;
- Усилен пол в местах установки стеллажей;
- В техническом отсеке установлены выдвижные и стационарный стеллажи с полками и отсеками из сетки для размещения оборудования;
- На полу технического отсека устроен настил;
- Для эксплуатации машины в северных районах производится утепление и отделка пассажирского и технического отсеков и устанавливается отопитель автомобильный автономный;
- По правому борту установлена подножка, жестко прикрепленная к кузову и раме автомобиля, для облегчения доступа в пассажирский отсек;
- Установлены съемные пластиковые ящики под сиденьями пассажирского отсека для размещения мелкого оборудования и водительского инструмента;
- На крыше по правому борту установлен кронштейн-опрокидыватель для сдвижной трехколенной лестницы ;
- Установлена рабочая площадка на крыше, которая позволяет перевозить дополнительный груз весом до 150 кг, а также увеличивает возможности при работе на высоте;
- Смещена со штатного места перегородка технического отсека, доработаны сдвоенные сиденья в пассажирском отсеке с целью размещения дыхательных аппаратов, приборов разведки и медицинского оборудования;
- Сзади на раме автомобиля установлен кронштейн для буксировки.
Возможности и выполняемые задачи
- Оперативная доставка расчета из 7 – 9 человек и специального оборудования к местам возникновения ЧС по дорогам всех категорий;
- Оповещение населения о ЧС, передача специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений в радиусе до 500 м;
- Организация радиосвязи в УКВ диапазоне с использованием мобильной радиостанции на дальность до 20 км и носимых радиостанций на дальность 2-3 км;
- Эвакуация пострадавших из очагов разрушений, в т.ч. с объектов высотой до 50 м с применением альпинистских технологий;
- Оказание первой медицинской помощи пострадавшим (до 50 человек) с использованием медицинской укладки;
- Подъем железобетонных и стальных конструкций, техники, емкостей и др. грузов массой до 24000 кг с помощью пневматических домкратов на высоту до 260 мм;
- Остановка течей в трубопроводах с помощью пневмопластырей;
- Деформация, перемещение и разрушение силовых элементов конструкций, перекусывание металлических стержней диаметром до 32 мм;
- Резка стальных листов, полос и других металлоконструкций толщиной до 32 мм с использованием гидроинструмента и оборудования для резки металлов;
- Расширение узких проемов в завалах и конструкциях до 790 мм;
- Выполнение электросварочных работ;
- Проведение аварийно-спасательных работ на воде;
- Ведение радиационной и химической разведки (измерение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов, определение наличия взрывоопасных газов);
- Ликвидация локальных очагов возгорания;
- Ограждение опасных участков и мест проведения аварийно-спасательных работ;
- Освещение мест проведения аварийно-спасательных работ.
Условия эксплуатации АСМ
К месту ЧС первыми прибывают АСМ лёгкого типа, после чего при необходимости осуществляется доставка тяжелой техники с универсальным набором оборудования, с помощью которого можно ликвидировать разлив нефтепродуктов, возгорания различного масштаба, задымленность, химические аварии. Подобная спецтехника оснащена средствами для ликвидации аварий и огня, измерительными приборами и защитными средствами.
В целях оптимизации и улучшения автомобилей отечественного производства, ведущие ученые разрабатывают модели АСМ увеличенной прочности и эргономичности систем и приборов, с возможностью работы в особо сложных ЧС. Максимально удобными для этого сейчас считают контейнерные АСМ. Более эффективными сейчас стали АСМ, представляющие собой амфибии, выполненные на шинах сверхнизкого давления или гусеничных треках, а также модульные авто-трансформеры, которые могут передвигаться на 4, 8 или 10 колесах.
Автомобили укомплектовывают пневматическим и гидравлическим оборудованием, средствами для ликвидации пожара и выполнения пиротехнических работ, осветительными приборами, устройствами связи, компьютерным оснащением, приборами для выполнения радиационной, химической и газовой разведки.
Широкий спектр применения, большие технико-эксплуатационные возможности обеспечивают широкое внедрение АСМ в технологию пожарного дела.
Классификация
Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.
Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:
Основные
Служат для транспортировки к месту (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:
1. Общего назначения
– для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов ( , пожарные насосы, пожарные автомобили первой помощи);
ПА общего применения принято относить:
- Пожарные автоцистерны (АЦ);
- Автомобили насосно-рукавные (АНР)
- Автомобили первой помощи (АПП)
- Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
- Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).
2. Автомобили целевого использования
, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).
ПА целевого использования принято относить:
- Аэродромные автомобили (АА);
- Автомобили порошкового тушения (АП);
- Автомобили пенного тушения (АПТ);
- Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
- Автомобили газового тушения (АГТ);
- Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
- Автонасосные станции (ПНС);
- Пожарные пеноподъемники (ППП).
Специальные
Служат для обеспечения специальных работ на пожаре ( , автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
- Пожарные автолестницы (АЛ);
- Коленчатые автоподъемники (АПК);
- Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
- Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
- Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
- Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
- Водозащитные автомобили (АВЗ);
- Автомобили связи и освещения (АСО);
- Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
- Автомобили дымоудаления (АД);
- Рукавные автомобили (АР);
- Штабные автомобили (АШ);
- Пожарные автолаборатории (АЛП);
- Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
- Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
- Автомобили технической службы (АПТС);
- Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
- Пожарные компрессорные станции (ПКС);
- Пожарно-технические автомобили (АТ);
- Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).
Вспомогательные
Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)
Аварийно-спасательная техника общего назначения
Самые распространенные аварии — это, естественно, автомобильные. Необходимость извлечь пострадавшего из разбитой легковушки, увы, возникает нередко. Для этого нужны гидравлические ножницы, дисковые пилы, домкраты и ряд других специальных инструментов.
На такие аварии выезжают машины типа АСА. Их называют аварийно-спасательными автомобилями общего применения.
В Республиканском отряде специального назначения (РОСН) МЧС есть структурное подразделение, работа которого — пробиваться к авариям через пробки на мотоциклах. По логике спасательным мотоциклам надо бы присвоить аббревиатуру АСМ (аварийно-спасательный мотоцикл), но такое обозначение не вводилось. Официальное название — мобильное аварийно-спасательное отделение на базе мотоциклов Yamaha XT660R.
К сожалению, аварии иногда случаются не только на автомобильном транспорте, но и, например, на железнодорожном. Тогда и инструмента нужно больше, и к месту самой катастрофы добраться сложнее. Но и для таких случаев в РОСН есть соответствующие АСА на шасси тяжелых МЗКТ-73011. Кузова с различными наборами оборудования можно менять, что обеспечивает система мультилифт.
Когда в МЧС появилась первая техника для таких задач, специальных аббревиатур для нее еще не было, оставляли просто заводское обозначение. Это, например, вездеход «Радиан-1» на шинах сверхнизкого давления. Такие применяют для спасения рыбаков с отколовшихся льдин или поиска потерявшихся в болотистой местности.
У поисково-спасательных квадроциклов и снегоходов тоже пока нет специальной аббревиатуры. Такая техника пришла «на вооружение» буквально пару лет назад.
В места поисковых работ квадроциклы и снегоходы прибывают не своим ходом. Их привозят «ГАЗели» с прицепами. В кузовах у «ГАЗелей» — запас принадлежностей, которые нужны для работы поисковиков в лесах и т. п. Все вместе это уже комплекс, и у него есть спецобозначение — АПСР, автомобиль поисково-спасательных работ.
А что такое АКС? Это тоже из области поиска пострадавших. Как потерявшихся в лесу, так и попавших под завалы зданий и т. п. АКС — автомобиль кинологической службы МЧС. В фургонах с такой аббревиатурой ездят те самые милые лабрадоры-спасатели, которых так любят дети на праздниках.
Это интересно: Аммиак (нитрид водорода)
Типовая схема обозначения пожарных автомобилей
Система обозначений базируется на классификации пожарных автомобилей и представляет собой свод тактических возможностей надстройки и оборудования, которым укомплектована машина. Независимо от типажа техники символы, которые наносят на корпус ПА, должны иметь структуру: XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X.
- XXX – тип машины по общей классификации. Например, АЦ, АП, АНР, АА и т.д.
- ХХ – основной параметр, к которому относятся вместимость цистерны, объем порошка и т.д.
- ХХ/Х – показатель основного агрегата или оборудования надстройки.
- ХХХХ – модификация базового шасси.
- мод. ХХА – модель по системе разработчика.
- ХХ – цифровая маркировка модели от производителя.
- XX – маркировка предприятия-изготовителя.
- X – показатель нормативного документа, согласно которому разработан автомобиль (ГОСТ, ТУ).
Набор основных параметров в маркировке машин зависит от типа ПА.
АЦ, АПС | · Объем цистерны, м3
· Вместимость пенобака, м3 · Работа насоса, л/с · Мощность комбинированного насоса, нормальное/высокое давление, л/с · Мощность лафетного ствола по подаче воды и пенообразователя, л/с |
АП | · Запас огнетушащего порошка, кг
· Расход лафетного ствола, л/с |
АПТ | · Вместимость цистерны для пенообразователя, м3
· Производительность насоса, л/с |
АКТ | · Объем цистерны, м3
· Запас ОТП, кг · Мощность насоса, л/с · Расход через лафетный ствол воды (л/с), порошка (кг/с), пены (л/с) |
АА | · Объем цистерны, м3
· Запас ОТП, кг |
АГВТ | · Расход газоводяной смеси, кг/с |
АНР | · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с
· Напорные рукава, м |
АВД | · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с
· Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст. |
АГТ | · Запас огнетушащего газа, кг |
АСО, АГ, АСА | · Мощность электрогенератора, кВт |
АД | · Мощность вентустановки, тыс. м3/ч |
АШ, АОС, АПП | · Количество мест боевого расчета |
АЛ, АКП, ППК | · Рабочая высота, м |
АР | · Запас напорных рукавов, м |
Согласно ГОСТу 15156-69 машины, используемые в северных регионах, в дополнении к буквенной маркировке по общей классификации обязательно получают букву «С». Например, АЦ (С), АА (С).
Читать условные обозначения следует так:
АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX
- АКТ – автомобиль комбинированного тушения.
- 0 – объем цистерны для воды или пенообразователя, м3.
- 2000 – масса возимого порошка, кг.
- 40 – мощность насоса, л/с.
- 60 – мощность порошкового лафетного ствола, л/с.
- 4310 – модель базового шасси КамАЗ.
- Модель XXX – классификация производителя в зависимости от вида автомобиля.
В системе условных знаков ПА используются красный и белый цвета. Кабина и кузов всегда окрашены в красный, а вся буквенно-цифровая информация наносится белой краской. Ходовая часть всегда черная. Колена лестниц, авто- и пеноподъемник окрашиваются в белый или серебристый цвет. Части оборудования, выступающие за общие габариты автомобиля, оформляются чередующимися белыми и красными полосами.
В определенных частях кузова указывается тип ПА, город и часть приписки. Оформление этого вида техники не предполагает использования рекламных надписей и замену цвета основной информации.
Отдельно приняты условные обозначения по области применения машин:
- Г – городская черта;
- С – сельская местность;
- Х – объекты химической и нефтехимической промышленности;
- А – аэропорт;
- Ч – использование в ЧС;
- Л – при тушении пожаров на предприятиях лесопереработки, в лесных массивах;
- Э – объекты энергетики.
Специальное оборудование
- Комплект аварийно-спасательного гидравлического инструмента;
- Комплект пневмоинструмента;
- Комплект пневмопластырей;
- Комплект энергоснабжения и осветительного оборудования;
- Мобильная и носимые радиостанции;
- Сигнально-громкоговорящая установка;
- Медицинское оборудование;
- Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;
- Средства пожаротушения, в т.ч. установка «Игла»;
- Приборы радиационной и химической разведки и газового контроля;
- Раздвижная 3-х коленная лестница (до 7,5 м);
- Электроинструмент;
- Альпинистское снаряжение;
- Электролебедка автомобильная, ручная лебедка;
- Набор слесарного и шанцевого инструмента;
- Мотоинструмент.
По всем вопросам, связанным с заказом и поставкой аварийно-спасательных и специальных машин, просьба обращаться по тел. 8 (495) 444-00-59, 8 (495) 444-01-63, 8 (495) 440-53-22
Использует
Спасательные машины могут быть популярным выбором для машин управления инцидентами, федеральных и местных правоохранительных органов (командование / связь, SWAT, реагирование на бомбы и т. Д.), Реабилитации, инцидентов HazMat, света и воздуха, городских поисково-спасательных операций (USAR) и т. Д. Кроме того, многие аварийно-спасательные машины могут быть оснащены в зависимости от целевой окружающей среды, например муниципальной, промышленной или природной. Эти конфигурации, определяемые операционным агентством и районом и разработанные с компанией-производителем, предоставляют множество вариантов для хранения, реагирования, оборудования, размера и т. Д.
Специальное оборудование
- Комплект аварийно-спасательного гидравлического инструмента «Спрут»;
- Комплект пневмоинструмента;
- Комплект пневмопластырей;
- Комплект энергоснабжения и осветительного оборудования;
- Мобильная и носимые радиостанции;
- Сигнально-громкоговорящая установка;
- Медицинское оборудование;
- Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;
- Средства пожаротушения, в т.ч. установка «Игла»;
- Приборы радиационной и химической разведки и газового контроля;
- Раздвижная 3-х коленная лестница (до 7,5 м);
- Электроинструмент;
- Альпинистское снаряжение;
- Электролебедка автомобильная, ручная лебедка;
- Набор слесарного и шанцевого инструмента;
- Мотоинструмент.
Технические характеристики АСМ-41-02
Базовое шасси ГАЗ-27057 «Газель», Колесная формула 4х4
Масса полная, кг 3500
Мах. скорость км/час 110
Габаритные размеры, мм 5400 х 2095 х 2100
Полезная нагрузка, кг 1400
Боевой расчет, чел 5
Количество посадочных мест для пострадавших, чел 1
Запас хода по топливу, км 500
Возможности и выполняемые задачи
- Оперативная доставка расчета из 7 человек и специального оборудования к местам возникновения ЧС и дорожно-транспортных происшествий по дорогам всех категорий со скоростью до 110 км;
- Оповещение населения о ЧС, передача специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений в радиусе до 500 м;
- Организация радиосвязи в УКВ диапазоне с использованием мобильной радиостанции на дальность до 20 км и носимых радиостанций на дальность 2-3 км;
- Эвакуация пострадавших из очагов разрушений, в т.ч. с объектов высотой до 50 м;
- Оказание первой медицинской помощи пострадавшим (до 50 человек) с использованием медицинской укладки;
- Подъем железобетонных и стальных конструкций, техники, емкостей и др. грузов массой до 10000 кг с помощью пневматических домкратов на высоту до 260 мм;
- Остановка течей в трубопроводах с помощью пневмопластырей;
- Деформация, перемещение и разрушение силовых элементов конструкций, перекусывание металлических стержней диаметром до 32 мм;
- Резка стальных листов и полос толщиной до 10 мм;
- Расширение узких проемов в завалах и конструкциях до 790 мм;
- Ведение радиационной и химической разведки (измерение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов, определение наличия взрывоопасных газов);
- Тушение локальных очагов пожаров;
- Ограждение опасных участков и мест проведения аварийно-спасательных работ;
- Освещение мест проведения аварийно-спасательных работ.
Классификация
Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.
Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:
Основные
Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:
1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);
ПА общего применения принято относить:
- Пожарные автоцистерны (АЦ);
- Автомобили насосно-рукавные (АНР)
- Автомобили первой помощи (АПП)
- Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
- Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).
2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).
ПА целевого использования принято относить:
- Аэродромные автомобили (АА);
- Автомобили порошкового тушения (АП);
- Автомобили пенного тушения (АПТ);
- Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
- Автомобили газового тушения (АГТ);
- Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
- Автонасосные станции (ПНС);
- Пожарные пеноподъемники (ППП).
Специальные
Служат для обеспечения специальных работ на пожаре (автолестницы и коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
- Пожарные автолестницы (АЛ);
- Коленчатые автоподъемники (АПК);
- Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
- Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
- Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
- Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
- Водозащитные автомобили (АВЗ);
- Автомобили связи и освещения (АСО);
- Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
- Автомобили дымоудаления (АД);
- Рукавные автомобили (АР);
- Штабные автомобили (АШ);
- Пожарные автолаборатории (АЛП);
- Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
- Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
- Автомобили технической службы (АПТС);
- Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
- Пожарные компрессорные станции (ПКС);
- Пожарно-технические автомобили (АТ);
- Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).
Вспомогательные
Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)
Техобслуживание пожарных машин
Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.
Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:
- ЕТО (ежедневное ТО).
- Во время пожара.
- ТО-1, ТО-2 – полный осмотр и устранение поломок.
- СО (сезонное ТО).
Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:
- месяц;
- 6 месяцев;
- 12 месяцев;
- по приказу руководства.
Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.
При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.
Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:
- Хорошая вентиляция в помещении.
- Наличие смотровой канавы с ребордами и щитами из металла.
- Обогрев в холодное время года.
- Обеспечение системы отвода газа.
- Подключение к выхлопному устройству ПА.
Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА
Основные характеристики АГДЗС
Характеристики машин газодымозащитной службы прописаны в утвержденных МВД РФ НПБ-194-2000. По ним каждая машина должна маркироваться особым способом
Основным параметром АГ является мощность источника питания (кВт) из ряда 8, 12, 16, 20, 30. В дополнение к этому производитель может устанавливать свои значения, которые указывает в технической документации к машинам.
Основными частями всех АГДЗС являются:
- базовое шасси, дополненное трансмиссией для привода ЭСУ;
- кабина для боевого расчета;
- кузов;
- ЭСУ;
- комплекс дополнительного электрооборудования;
- стационарная осветительная мачта.
В отличие от АЦ, которые рассчитаны на доставку боевого расчета в количестве максимум 6 человек, включая водителя, автомобили типа АГ должны оборудоваться кабиной минимум на 7 посадочных мест.
При переоборудовании базового шасси и расчете полной массы АГ и его осевых нагрузок учитывают рекомендации завода-производителя, а также выдерживают собственный баланс: нагрузка на левый и правый борт не должна превышать 1% от общей массы. При компоновке основных частей рассчитывают, чтобы нагрузка на управляемую ось была не менее 25% от полной массы.
Крепление надстройки и оборудования согласовывается с заводом-изготовителем. Размещение оборудования ЭСУ, СИЗОД, ПТВ производится с учетом безопасности и оперативности выполнения боевых задач и ремонта, исходя из основных сфер применения техники и климатических условий ее эксплуатации.
Если оборудование размещено на крыше, то автомобиль дополняется стационарной лестницей с поручнями. Рабочая площадка на крыше предусматривает заградительный бортик высотой не менее 100 мм по всему периметру.
В НПБ-194-2000 прописаны и требования к базовому шасси. Вместимость топливного бака автомобиля должна быть рассчитана на подачу горючего в течение 6 часов. В таком же временном диапазоне должен работать и двигатель, обеспечивающий беспрерывное функционирование ЭСУ.
При доработке шасси под нужды АГ учитывают требования к количеству, месту расположения устройств освещения и световой сигнализации. Они прописаны в ГОСТе-6964, 8769 и 20961. Также конструкция шасси должна быть приспособлена к транспортировке автомобиля газодымозащитной службы наземным транспортом по ГОСТу-15150 и 2349.