Пожарные автомобили: определение и классификация

Конструктивные доработки

Составными частями АСМ являются:

  • Шасси КАМАЗ-43118-1048-10 (15) с лебедкой, двумя топливными баками общей емкостью 560 л, двумя фарами-прожекторами, кабина со спальным местом, запасное колесо под рамой сзади;
  • Специальный кузов-фургон из сендвич-панелей.
  • Оборудование для проведения аварийно-спасательных работ. 

     Обвязка фургона, дверей, дверных проемов – алюминиевые профили. Сзади и по бортам фургон имеет    люки, открывающиеся вверх на 90° (привод пневмомеханический, раздельный для левого и для правого бортов, фиксация в положениях «Открыто» и «Закрыто» обязательна) и вниз (в разложенном состоянии они трансформируются в трапы шириной около 600 мм).  При этом фургон делится  на два отсека:

  • отсек 1, пассажирский – для перевозки 8 или отдыха 4 человек, а также частичного размещения оборудования, 
  • отсек 2, технический – для размещения спасательного оборудования.

Вход в отсек 1 осуществляется через дверь справа по складной лестнице, которая в транспортном положении укладывается под фургон.   Люки Отсека 2 закрываются на внутренние замки и  две защелки, при этом обеспечивается  герметичность люков. Сзади автомобиля под фургоном (слева и справа) устанавливаются закрывающиеся металлические герметичные ящики под ЗИП  и оборудование. На передней стенке фургона слева устанавливается мачта телескопическая  с блоком прожекторов (4 прожектора по 500 Вт) на специальном кронштейне и кабелем питания длиной 6 м, а также розетка 220 В. Блок прожекторов защищается чехлом. Фургон и рама автомобиля имеют заземление. Для подъема на трапы фургона имеются приставные регилируемые лестницы с фиксаторами, которые в транспортном положении укладываются в фургон. На крыше фургона монтируется рабочая площадка с нескользящим покрытием и складывающимся ограждением высотой около 100-150 мм, а также раскрепляются две  складные трехколенные лестницы.  Сзади фургона монтируется трап для подъема на крышу. В задней части фургона  на крыше устанавливаются проблесковые маяки синего цвета (2 шт.). На фургоне устанавливаются габаритные фонари;

  • На крыше кабины устанавливается рабочая площадка с ограждением  высотой 100-150 мм и нескользящим покрытием из алюминиевого  листа;
  • Имеется автономный дизельный отопитель с подачей воздуха в пассажирский и технический отсеки;
  • Дизель-генератор работает без выноса из фургона; 
  • Имеется умывальник с запасом воды (60 л);
  • Установлено зарядно-выпрямительное устройство для подзарядки АКБ от генератора или внешнего источника питания 220 В и др.

Автомобили пожарные газового тушения

Автомобили пожарные газового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса газового огнетушащего состава и подачи газового огнетушащего состава в очаг пожара.

ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНЫЙ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ АГТ-4000 (133Г42)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ
Марка шасси ЗИЛ-133Г42 (КамАЗ-53212)
Колёсная формула 6×4.2
Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. 3
Газовый огнетушащий состав азот жидкий
Масса вьшозимого азота, кг 4000
Рабочее давление в резервуаре, МП а 1,3…1,6
Температура азота в резервуаре, * К 80… 100
Время непрерывной подачи азота, с ручной ствол 1800 (не менее)
лафетный ствол 120 (не менее)
Расход азота, кг/с ручной ствол 2,0 (не менее)
лафетный ствол 30,0 (не менне)

Особенности

  • Время развертывания с применением гидравлического аварийно-спасательного инструмента сокращено до 2 минут за счет установки его на выдвижных стеллажах и соединения в единую цепь без выноса насосной станции из машины. Аналогично размещена электростанция для освещения и работы электроинструмента;
  • Наличие свободного пространства в техническом отсеке дает возможность укладывать в машину дополнительное крупногабаритное оборудование, а также оборудовать автомобиль для эксплуатации в северных районах с установкой автономного отопителя;
  • Размещение дыхательных аппаратов, медицинского оборудования и ряда приборов в пассажирском отсеке позволяет повысить их готовность к применению;
  • Особенно эффективна при выполнении задач по деблокированию пострадавших в ДТП;
  • Существенно увеличена комплектация машины специальным оборудованием
  • Высокая комфортабельность для экипажа в сочетании с надежностью базового шасси;
  • Хорошая маневренность и проходимость в различных дорожных условиях;
  • Быстрое приведение оборудования в готовность к применению за счет использования быстросъемных креплений, кронштейнов и ложементов, обеспечения доступа через заднюю и боковую (сдвижную) двери;
  • Возможность существенно менять комплектацию машины по требованию Заказчика без существенного изменения конструкции стеллажей и ложементов;
  • Применение переднего силового ограждения с электрической лебедкой существенно увеличивает проходимость в трудных дорожных условиях и защиту машины при ДТП;
  • Боковая подножка обеспечивает удобный доступ экипажа в пассажирский отсек, а также защищает сдвижную дверь от деформации и заклинивания в случае наезда на препятствие и при ДТП.

Конструктивные доработки

  • Установлен «кенгуринг» с площадкой для монтажа электрической лебедки;
  • Усилен пол в местах установки стеллажей;
  • В техническом отсеке установлены выдвижные и стационарный стеллажи с полками и отсеками из сетки для размещения оборудования;
  • На полу технического отсека устроен настил;
  • Для эксплуатации машины в северных районах производится утепление и отделка пассажирского и технического отсеков и устанавливается отопитель автомобильный автономный;
  • По правому борту установлена подножка, жестко прикрепленная к кузову и раме автомобиля, для облегчения доступа в пассажирский отсек;
  • Установлены съемные пластиковые ящики под сиденьями пассажирского отсека для размещения мелкого оборудования и водительского инструмента;
  • На крыше по правому борту установлен кронштейн-опрокидыватель для сдвижной трехколенной лестницы ;
  • Установлена рабочая площадка на крыше, которая позволяет перевозить дополнительный груз весом до 150 кг, а также увеличивает возможности при работе на высоте;
  • Смещена со штатного места перегородка технического отсека, доработаны сдвоенные сиденья в пассажирском отсеке с целью размещения дыхательных аппаратов, приборов разведки и медицинского оборудования;  
  • Сзади на раме автомобиля установлен кронштейн для буксировки.

Возможности и выполняемые задачи

  • Оперативная доставка расчета из 7 – 9 человек и специального оборудования к местам возникновения ЧС по дорогам всех категорий;
  • Оповещение населения о ЧС, передача специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений в радиусе до 500 м;
  • Организация радиосвязи в УКВ диапазоне с использованием мобильной радиостанции на дальность до 20 км и носимых радиостанций на дальность 2-3 км;
  • Эвакуация пострадавших из очагов разрушений, в т.ч. с объектов высотой до 50 м с применением альпинистских технологий;
  • Оказание первой медицинской помощи пострадавшим (до 50 человек) с использованием медицинской укладки;
  • Подъем железобетонных и стальных конструкций, техники, емкостей и др. грузов массой до 24000 кг с помощью пневматических домкратов на высоту до 260 мм;
  • Остановка течей в трубопроводах с помощью пневмопластырей;
  • Деформация, перемещение и разрушение силовых элементов конструкций, перекусывание  металлических стержней диаметром до 32 мм;
  • Резка стальных листов, полос и других металлоконструкций толщиной до 32 мм с использованием гидроинструмента и оборудования для резки металлов;
  • Расширение узких проемов в завалах и конструкциях до 790 мм;
  • Выполнение электросварочных работ;
  • Проведение аварийно-спасательных работ на воде;
  • Ведение радиационной и химической разведки (измерение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов, определение наличия взрывоопасных газов);
  • Ликвидация локальных очагов возгорания;
  • Ограждение опасных участков и мест проведения аварийно-спасательных работ;
  • Освещение мест проведения аварийно-спасательных работ.

Условия эксплуатации АСМ

К месту ЧС первыми прибывают АСМ лёгкого типа, после чего при необходимости осуществляется доставка тяжелой техники с универсальным набором оборудования, с помощью которого можно ликвидировать разлив нефтепродуктов, возгорания различного масштаба, задымленность, химические аварии. Подобная спецтехника оснащена средствами для ликвидации аварий и огня, измерительными приборами и защитными средствами.

В целях оптимизации и улучшения автомобилей отечественного производства, ведущие ученые разрабатывают модели АСМ увеличенной прочности и эргономичности систем и приборов, с возможностью работы в особо сложных ЧС. Максимально удобными для этого сейчас считают контейнерные АСМ. Более эффективными сейчас стали АСМ, представляющие собой амфибии, выполненные на шинах сверхнизкого давления или гусеничных треках, а также модульные авто-трансформеры, которые могут передвигаться на 4, 8 или 10 колесах.

Автомобили укомплектовывают пневматическим и гидравлическим оборудованием, средствами для ликвидации пожара и выполнения пиротехнических работ, осветительными приборами, устройствами связи, компьютерным оснащением, приборами для выполнения радиационной, химической и газовой разведки.

Широкий спектр применения, большие технико-эксплуатационные возможности обеспечивают широкое внедрение АСМ в технологию пожарного дела.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения
– для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов ( , пожарные насосы, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования
, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре ( , автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Аварийно-спасательная техника общего назначения

Самые распространенные аварии — это, естественно, автомобильные. Необходимость извлечь пострадавшего из разбитой легковушки, увы, возникает нередко. Для этого нужны гидравлические ножницы, дисковые пилы, домкраты и ряд других специальных инструментов.

На такие аварии выезжают машины типа АСА. Их называют аварийно-спасательными автомобилями общего применения.

В Республиканском отряде специального назначения (РОСН) МЧС есть структурное подразделение, работа которого — пробиваться к авариям через пробки на мотоциклах. По логике спасательным мотоциклам надо бы присвоить аббревиатуру АСМ (аварийно-спасательный мотоцикл), но такое обозначение не вводилось. Официальное название — мобильное аварийно-спасательное отделение на базе мотоциклов Yamaha XT660R.

К сожалению, аварии иногда случаются не только на автомобильном транспорте, но и, например, на железнодорожном. Тогда и инструмента нужно больше, и к месту самой катастрофы добраться сложнее. Но и для таких случаев в РОСН есть соответствующие АСА на шасси тяжелых МЗКТ-73011. Кузова с различными наборами оборудования можно менять, что обеспечивает система мультилифт.

Когда в МЧС появилась первая техника для таких задач, специальных аббревиатур для нее еще не было, оставляли просто заводское обозначение. Это, например, вездеход «Радиан-1» на шинах сверхнизкого давления. Такие применяют для спасения рыбаков с отколовшихся льдин или поиска потерявшихся в болотистой местности.

У поисково-спасательных квадроциклов и снегоходов тоже пока нет специальной аббревиатуры. Такая техника пришла «на вооружение» буквально пару лет назад.

В места поисковых работ квадроциклы и снегоходы прибывают не своим ходом. Их привозят «ГАЗели» с прицепами. В кузовах у «ГАЗелей» — запас принадлежностей, которые нужны для работы поисковиков в лесах и т. п. Все вместе это уже комплекс, и у него есть спецобозначение — АПСР, автомобиль поисково-спасательных работ.

А что такое АКС? Это тоже из области поиска пострадавших. Как потерявшихся в лесу, так и попавших под завалы зданий и т. п. АКС — автомобиль кинологической службы МЧС. В фургонах с такой аббревиатурой ездят те самые милые лабрадоры-спасатели, которых так любят дети на праздниках.

Это интересно: Аммиак (нитрид водорода)

Типовая схема обозначения пожарных автомобилей

Система обозначений базируется на классификации пожарных автомобилей и представляет собой свод тактических возможностей надстройки и оборудования, которым укомплектована машина. Независимо от типажа техники символы, которые наносят на корпус ПА, должны иметь структуру: XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X.

  1. XXX – тип машины по общей классификации. Например, АЦ, АП, АНР, АА и т.д.
  2. ХХ – основной параметр, к которому относятся вместимость цистерны, объем порошка и т.д.
  3. ХХ/Х – показатель основного агрегата или оборудования надстройки.
  4. ХХХХ – модификация базового шасси.
  5. мод. ХХА – модель по системе разработчика.
  6. ХХ – цифровая маркировка модели от производителя.
  7. XX – маркировка предприятия-изготовителя.
  8. X – показатель нормативного документа, согласно которому разработан автомобиль (ГОСТ, ТУ).

Набор основных параметров в маркировке машин зависит от типа ПА.

АЦ, АПС ·         Объем цистерны, м3

·         Вместимость пенобака, м3

·         Работа насоса, л/с

·         Мощность комбинированного насоса, нормальное/высокое давление, л/с

·         Мощность лафетного ствола по подаче воды и пенообразователя, л/с

АП ·         Запас огнетушащего порошка, кг

·         Расход лафетного ствола, л/с

АПТ ·         Вместимость цистерны для пенообразователя, м3

·         Производительность насоса, л/с

АКТ ·         Объем цистерны, м3

·         Запас ОТП, кг

·         Мощность насоса, л/с

·         Расход через лафетный ствол воды (л/с), порошка (кг/с), пены (л/с)

АА ·         Объем цистерны, м3

·         Запас ОТП, кг

АГВТ ·         Расход газоводяной смеси, кг/с
АНР ·         Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с

·         Напорные рукава, м

АВД ·         Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с

·         Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст.

АГТ ·         Запас огнетушащего газа, кг
АСО, АГ, АСА ·         Мощность электрогенератора, кВт
АД ·         Мощность вентустановки, тыс. м3/ч
АШ, АОС, АПП ·         Количество мест боевого расчета
АЛ, АКП, ППК ·         Рабочая высота, м
АР ·         Запас напорных рукавов, м

Согласно ГОСТу 15156-69 машины, используемые в северных регионах, в дополнении к буквенной маркировке по общей классификации обязательно получают букву «С». Например, АЦ (С), АА (С).

Читать условные обозначения следует так:

АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX

  1. АКТ – автомобиль комбинированного тушения.
  2. 0 – объем цистерны для воды или пенообразователя, м3.
  3. 2000 – масса возимого порошка, кг.
  4. 40 – мощность насоса, л/с.
  5. 60 – мощность порошкового лафетного ствола, л/с.
  6. 4310 – модель базового шасси КамАЗ.
  7. Модель XXX – классификация производителя в зависимости от вида автомобиля.

В системе условных знаков ПА используются красный и белый цвета. Кабина и кузов всегда окрашены в красный, а вся буквенно-цифровая информация наносится белой краской. Ходовая часть всегда черная. Колена лестниц, авто- и пеноподъемник окрашиваются в белый или серебристый цвет. Части оборудования, выступающие за общие габариты автомобиля, оформляются чередующимися белыми и красными полосами.

В определенных частях кузова указывается тип ПА, город и часть приписки. Оформление этого вида техники не предполагает использования рекламных надписей и замену цвета основной информации.

Отдельно приняты условные обозначения по области применения машин:

  • Г – городская черта;
  • С – сельская местность;
  • Х – объекты химической и нефтехимической промышленности;
  • А – аэропорт;
  • Ч – использование в ЧС;
  • Л – при тушении пожаров на предприятиях лесопереработки, в лесных массивах;
  • Э – объекты энергетики.

Специальное оборудование

  • Комплект аварийно-спасательного гидравлического инструмента;
  • Комплект пневмоинструмента;
  • Комплект пневмопластырей;
  • Комплект энергоснабжения и осветительного оборудования;
  • Мобильная и носимые радиостанции;
  • Сигнально-громкоговорящая установка;
  • Медицинское оборудование;
  • Индивидуальные средства защиты органов   дыхания и кожи;        
  • Средства пожаротушения, в т.ч. установка «Игла»;
  • Приборы радиационной и химической разведки и газового контроля;
  • Раздвижная 3-х коленная лестница (до 7,5 м);
  • Электроинструмент;
  • Альпинистское снаряжение;
  • Электролебедка автомобильная, ручная лебедка;
  • Набор слесарного и шанцевого инструмента;
  • Мотоинструмент.

По всем вопросам, связанным с заказом и поставкой аварийно-спасательных и специальных машин, просьба обращаться по тел. 8 (495) 444-00-59, 8 (495) 444-01-63, 8 (495) 440-53-22

Использует

Спасательные машины могут быть популярным выбором для машин управления инцидентами, федеральных и местных правоохранительных органов (командование / связь, SWAT, реагирование на бомбы и т. Д.), Реабилитации, инцидентов HazMat, света и воздуха, городских поисково-спасательных операций (USAR) и т. Д. Кроме того, многие аварийно-спасательные машины могут быть оснащены в зависимости от целевой окружающей среды, например муниципальной, промышленной или природной. Эти конфигурации, определяемые операционным агентством и районом и разработанные с компанией-производителем, предоставляют множество вариантов для хранения, реагирования, оборудования, размера и т. Д.

Специальное оборудование

  • Комплект аварийно-спасательного гидравлического инструмента «Спрут»;
  • Комплект пневмоинструмента;
  • Комплект пневмопластырей;
  • Комплект энергоснабжения и осветительного оборудования;
  • Мобильная и носимые радиостанции;
  • Сигнально-громкоговорящая установка;
  • Медицинское оборудование;
  • Индивидуальные средства защиты органов   дыхания и кожи;        
  • Средства пожаротушения, в т.ч. установка «Игла»;
  • Приборы радиационной и химической разведки и газового контроля;
  • Раздвижная 3-х коленная лестница (до 7,5 м);
  • Электроинструмент;
  • Альпинистское снаряжение;
  • Электролебедка автомобильная, ручная лебедка;
  • Набор слесарного и шанцевого инструмента;
  • Мотоинструмент.

Технические характеристики АСМ-41-02

Базовое шасси ГАЗ-27057 «Газель», Колесная формула 4х4 

Масса полная, кг 3500

Мах. скорость км/час 110

Габаритные размеры, мм 5400 х 2095 х 2100

Полезная нагрузка, кг 1400

Боевой расчет, чел 5

Количество посадочных мест для пострадавших, чел 1

Запас хода по топливу, км 500  

Возможности и выполняемые задачи

  • Оперативная  доставка  расчета  из  7  человек  и  специального оборудования к местам возникновения ЧС и дорожно-транспортных происшествий по дорогам всех категорий со скоростью до 110 км;
  • Оповещение населения о ЧС, передача специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений в радиусе до 500 м;
  • Организация    радиосвязи   в   УКВ   диапазоне  с  использованием мобильной радиостанции на дальность до 20 км и носимых радиостанций на дальность 2-3 км;
  • Эвакуация пострадавших из очагов разрушений, в т.ч. с объектов высотой до 50 м;
  • Оказание  первой  медицинской  помощи  пострадавшим  (до  50  человек)  с использованием медицинской укладки;
  • Подъем  железобетонных  и  стальных конструкций, техники, емкостей и др. грузов массой до 10000 кг с помощью пневматических домкратов на высоту до 260 мм;
  • Остановка течей в трубопроводах с помощью пневмопластырей;
  • Деформация, перемещение и разрушение силовых элементов   конструкций,  перекусывание   металлических  стержней  диаметром  до 32 мм;
  • Резка стальных листов и полос толщиной до 10 мм;
  • Расширение узких проемов в завалах и конструкциях до 790 мм;
  • Ведение   радиационной   и   химической   разведки  (измерение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов, определение наличия взрывоопасных газов);
  • Тушение локальных очагов пожаров;
  • Ограждение опасных участков и мест проведения аварийно-спасательных работ;
  • Освещение мест проведения аварийно-спасательных работ.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе  городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых  необходимо производить специальными огнетушащими составами,  ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре (автолестницы и коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Техобслуживание пожарных машин

Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.

Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:

  • ЕТО (ежедневное ТО).
  • Во время пожара.
  • ТО-1, ТО-2 – полный осмотр и устранение поломок.
  • СО (сезонное ТО).

Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:

  • месяц;
  • 6 месяцев;
  • 12 месяцев;
  • по приказу руководства.

Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.

При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.

Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:

  • Хорошая вентиляция в помещении.
  • Наличие смотровой канавы с ребордами и щитами из металла.
  • Обогрев в холодное время года.
  • Обеспечение системы отвода газа.
  • Подключение к выхлопному устройству ПА.

Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА

Основные характеристики АГДЗС

Характеристики машин газодымозащитной службы прописаны в утвержденных МВД РФ НПБ-194-2000.  По ним каждая машина должна маркироваться особым способом

Основным параметром АГ является мощность источника питания (кВт) из ряда 8, 12, 16, 20, 30. В дополнение к этому производитель может устанавливать свои значения, которые указывает в технической документации к машинам.

Основными частями всех АГДЗС являются:

  • базовое шасси, дополненное трансмиссией для привода ЭСУ;
  • кабина для боевого расчета;
  • кузов;
  • ЭСУ;
  • комплекс дополнительного электрооборудования;
  • стационарная осветительная мачта.

В отличие от АЦ, которые рассчитаны на доставку боевого расчета в количестве максимум 6 человек, включая водителя, автомобили типа АГ должны оборудоваться кабиной минимум на 7 посадочных мест.

При переоборудовании базового шасси и расчете полной массы АГ и его осевых нагрузок учитывают рекомендации завода-производителя, а также выдерживают собственный баланс: нагрузка на левый и правый борт не должна превышать 1% от общей массы. При компоновке основных частей рассчитывают, чтобы нагрузка на управляемую ось была не менее 25% от полной массы.

Крепление надстройки и оборудования согласовывается с заводом-изготовителем. Размещение оборудования ЭСУ, СИЗОД, ПТВ производится с учетом безопасности и оперативности выполнения боевых задач и ремонта, исходя из основных сфер применения техники и климатических условий ее эксплуатации.

Если оборудование размещено на крыше, то автомобиль дополняется стационарной лестницей с поручнями. Рабочая площадка на крыше предусматривает заградительный бортик высотой не менее 100 мм по всему периметру.

В НПБ-194-2000 прописаны и требования к базовому шасси. Вместимость топливного бака автомобиля должна быть рассчитана на подачу горючего в течение 6 часов. В таком же временном диапазоне должен работать и двигатель, обеспечивающий беспрерывное функционирование ЭСУ.

При доработке шасси под нужды АГ учитывают требования к количеству, месту расположения устройств освещения и световой сигнализации. Они прописаны в ГОСТе-6964, 8769 и 20961. Также конструкция шасси должна быть приспособлена к транспортировке автомобиля газодымозащитной службы наземным транспортом по ГОСТу-15150 и 2349.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector