Пожарный газодымозащитный автомобиль
Содержание:
- Цистерна для воды
- Насосные агрегаты пожарных автомобилей
- Общие требования к штабным автомобилям
- Типовая схема обозначения пожарных автомобилей
- Автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4
- Тактические возможности
- Основные характеристики АГДЗС
- Переоборудование
- Комплектация
- Характеристики
- Новые автомобили
- Рукава
- Что такое ТТХ
- Общая классификация пожарных автомобилей
- Классификация
Цистерна для воды
Эта часть надстройки представляет собой бак вместимостью от 0.8 до 9 м
3
. Основным материалом является углеродистая сталь. Внутри цистерны покрывают антикоррозийным составом. Чтобы предупредить промерзание бака зимой, его оборудуют автономным теплогенератором или системой электрообогрева. Некоторые производители предлагают АЦ с емкостями из стеклопластика. Этот материал не подвержен коррозии и отличается повышенными теплозащитными свойствами.
Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.
По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.
Насосные агрегаты пожарных автомобилей
Основным элементом техники класса АНР являются насосы. Они различаются принципом действия и рабочим давлением. По принципу действия выделяют:
- Объемные, к которым относятся поршневой, шестеренчатый, пластинчатый и водокольцевой насосы.
- Динамические: струйные, тангециально-дисковые, лопастные.
Самыми распространенными считаются поршневые насосы. Чаще всего именно они выполняют работу при тушении небольшого очага возгораний. Из динамических на АНР ставят центробежные насосы, которые являются подвидом лопастных. Наиболее часто встречаются модели ПН-40У и НЦПН-40/100.
Автомобили советских времен комплектовались установками ПН-40У. Буква «У» в названии обозначает «универсальный», а число «40» – водоотдачу в литрах за секунду. Исключение составляют аэродромные машины, на которые ставят модели ПН-60. Насосные же станции требуют более производительных агрегатов ПН-100. Их отличие от универсального насоса только в размере и весе, так как их корпус делается из чугуна, а в 40У из алюминиевого сплава. Корпус составляет единую деталь с емкостью для масла. Конструкция предусматривает наличие задвижек, коллектора, напорных патрубков, водопенных коммуникаций со смесителем.
Усовершенствованной версией ПН-40 считается модель НЦПН-40/100, способная подавать распыляющие струи небольшого диаметра.
Серия ПН получила распространение из-за простоты конструкции и надежной работы. Это агрегаты, которые дают постоянный напор воды, не нуждаясь при этом в дополнительном двигателе. Их КПД доходит до 58%. Единственный недостаток – невозможность забора воды из открытого водоисточника, поэтому на АНР дополнительно ставят вакуумную систему.
Общие требования к штабным автомобилям
Общие техтребования и методика испытаний машин класса АШ были утверждены в 2003 году и используются не только изготовителями, но и службами ГПС, эксплуатирующими данный вид техники.
На вооружении ГПС стоят автомобили на шасси ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, УАЗ и ПАЗ. Согласно ГОСТу-15150-69, утвержденному еще во времена СССР, техника класса АШ разрабатывается с учетом возможности эксплуатации в условиях атмосферы типа 2 (промышленная), а согласно ГОСТу 12.4.009 – с учетом оперативного ожидания в помещениях при температуре не ниже -10°С.
В общих требованиях прописана комплектация пожарных штабных автомобилей АШ системой освещения. В базе они должны иметь противотуманные фары и две фары-искателя, расположенные на кабине и в задней части кузова. В комплект этого вида спецтехники всегда входят средства индивидуальной защиты органов дыхания по количеству мест боевого расчета и ПТВ, которые обеспечивают безопасность спасателей и позволяют оперативно выполнять задачи при боевом развертывании независимо от сопровождения другими машинами службы ГПС.
Утверждены и технические параметры автомобилей. Учитывая, что их производят на серийных шасси, допускается переоборудование согласно ГОСТам:
- угол свеса полноприводных шасси – не менее 25° впереди и сзади;
- неполноприводных – 20° впереди и 15° сзади;
- для автобусов согласно ГОСТу 20774.
Типовая схема обозначения пожарных автомобилей
Система обозначений базируется на классификации пожарных автомобилей и представляет собой свод тактических возможностей надстройки и оборудования, которым укомплектована машина. Независимо от типажа техники символы, которые наносят на корпус ПА, должны иметь структуру: XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X.
- XXX – тип машины по общей классификации. Например, АЦ, АП, АНР, АА и т.д.
- ХХ – основной параметр, к которому относятся вместимость цистерны, объем порошка и т.д.
- ХХ/Х – показатель основного агрегата или оборудования надстройки.
- ХХХХ – модификация базового шасси.
- мод. ХХА – модель по системе разработчика.
- ХХ – цифровая маркировка модели от производителя.
- XX – маркировка предприятия-изготовителя.
- X – показатель нормативного документа, согласно которому разработан автомобиль (ГОСТ, ТУ).
Набор основных параметров в маркировке машин зависит от типа ПА.
АЦ, АПС | · Объем цистерны, м3
· Вместимость пенобака, м3 · Работа насоса, л/с · Мощность комбинированного насоса, нормальное/высокое давление, л/с · Мощность лафетного ствола по подаче воды и пенообразователя, л/с |
АП | · Запас огнетушащего порошка, кг
· Расход лафетного ствола, л/с |
АПТ | · Вместимость цистерны для пенообразователя, м3
· Производительность насоса, л/с |
АКТ | · Объем цистерны, м3
· Запас ОТП, кг · Мощность насоса, л/с · Расход через лафетный ствол воды (л/с), порошка (кг/с), пены (л/с) |
АА | · Объем цистерны, м3
· Запас ОТП, кг |
АГВТ | · Расход газоводяной смеси, кг/с |
АНР | · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с
· Напорные рукава, м |
АВД | · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с
· Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст. |
АГТ | · Запас огнетушащего газа, кг |
АСО, АГ, АСА | · Мощность электрогенератора, кВт |
АД | · Мощность вентустановки, тыс. м3/ч |
АШ, АОС, АПП | · Количество мест боевого расчета |
АЛ, АКП, ППК | · Рабочая высота, м |
АР | · Запас напорных рукавов, м |
Согласно ГОСТу 15156-69 машины, используемые в северных регионах, в дополнении к буквенной маркировке по общей классификации обязательно получают букву «С». Например, АЦ (С), АА (С).
Читать условные обозначения следует так:
АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX
- АКТ – автомобиль комбинированного тушения.
- 0 – объем цистерны для воды или пенообразователя, м3.
- 2000 – масса возимого порошка, кг.
- 40 – мощность насоса, л/с.
- 60 – мощность порошкового лафетного ствола, л/с.
- 4310 – модель базового шасси КамАЗ.
- Модель XXX – классификация производителя в зависимости от вида автомобиля.
В системе условных знаков ПА используются красный и белый цвета. Кабина и кузов всегда окрашены в красный, а вся буквенно-цифровая информация наносится белой краской. Ходовая часть всегда черная. Колена лестниц, авто- и пеноподъемник окрашиваются в белый или серебристый цвет. Части оборудования, выступающие за общие габариты автомобиля, оформляются чередующимися белыми и красными полосами.
В определенных частях кузова указывается тип ПА, город и часть приписки. Оформление этого вида техники не предполагает использования рекламных надписей и замену цвета основной информации.
Отдельно приняты условные обозначения по области применения машин:
- Г – городская черта;
- С – сельская местность;
- Х – объекты химической и нефтехимической промышленности;
- А – аэропорт;
- Ч – использование в ЧС;
- Л – при тушении пожаров на предприятиях лесопереработки, в лесных массивах;
- Э – объекты энергетики.
Автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4
(2,3,4,10,20,28,96-ПЧ)
Основные характеристики
Базовое шасси КАМАЗ 43253
Колесная формула 4×2
Полная масса, кг 14035
Максимальная скорость, км/ч 90
Двигатель
Модель CUMMINS 6 ISBe 210 (Евро-3)
Тип дизельный
Мощность двигателя, л/с 210
Габаритные размеры, мм:
длина 7610
ширина 2500
высота 3410
Вместимость цистерны, л 3200
Вместимость пенобака, л 200
Боевой расчет 1 +5
Пожарно-техническое вооружение
Пожарный насос
Модель Rosenbauer NH-30
Тип комбинированный
Подача насоса, л/мин
до 3000 при 10 бар
до 400 при 40 бар
Лафетный ствол
Тип Rosenbauer RM 25
Дальность подачи при 10 бар, м до 75
Дистанционное управление насосом и лафетным стволом
ПСА 2.0-40/2 (43206) 008 МИ
(СЧ, 9-ПЧ)
Основная концепция модели:
Сочетает в себе 2 автомобиля — автомобиль для тушения пожаров и автомобиль для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обладает высокопроходимым и достаточно легким шасси из всего модельного ряда УРАЛ.
Это обеспечивает меньший расход топлива и более высокую скорость по сравнению с аналогами.
Комбинированный пожарный насос НЦПК-40/100-4/400 В1Т, позволяет использовать в пожаротушении тонко распыленную струю воды, предотвращающую заливание нижних этажей.
Технические характеристики
Модель базового шасси | Урал-43206 |
Колесная формула | 4х4 |
Двигатель дизельный | ЯМЗ-236 НЕ2 |
Номинальная мощность кВт(л.с.) | 169(230) |
Габаритный внешний радиус поворота | 11,4 |
Вместимость цистерны для воды, л | |
Полная масса, кг, не более | |
Вместимость пенобака, л, не менее | |
Запас напорных рукавов, м | |
· нормального давления | |
· высокого давления | |
Пожарный насос, тип | НЦПК-40/100-4/400 |
Ствол-распылитель высокого давления с катушкой рукавной | СРВДК-2/400-60 |
Стационарный лафетный ствол, тип | ЛС-С40У |
Максимальный расход лафетного ствола при подаче сплошной струи воды, л/с, не менее | |
Максимальная дальность сплошной струи воды лафетного ствола, м, не менее | |
Максимальный расход лафетного ствола при подаче сплошной струи пены, л/с, не менее | |
Максимальная дальность сплошной струи пены лафетного ствола, м, не менее | |
Габаритные размеры, мм, не более | |
· длина | |
· ширина | |
· высота |
АБГ-3(5301) Автомобиль-база газодымозащитной службы
(СЧ)
Технические характеристики
Маневренная, экономичная машина незаменима при работе в городских условиях.
Одновременная работа двух компрессорных станций позволяет зарядить 4 баллона за 20 минут, что обеспечивает боевой расчёт дыхательными аппаратами на затяжных пожарах.
Плюс 20 заряженных баллонов всегда с собой в автомобиле.
Электроагрегат бензиновый «Вепрь». Предназначен для обеспечения переменным током, частотой 50 Гц потребителей электроэнергии и может быть использован как источник питания в стационарных и передвижных установках
Компрессорная установка с бензиновым двигателем (Mariner-II-В). Предназначена для заполнения баллонов БК-7-300С сжатым воздухом, применяемых в дыхательных аппаратах при работе на пожарах и ликвидации аварий. Установка работает только на открытом воздухе.
Компрессорная установка с трехфазным двигателем Mariner-II-Е. Предназначена для заполнения баллонов БК-7-300С сжатым воздухом, применяемых в дыхательных аппаратах при работе на пожарах и ликвидации аварий
Технические характеристики
Базовый автомобиль | ЗИЛ-5301Р1 |
Двигатель дизельный | Д-245.12 С ММЗ |
Колесная формула | 4х2 |
Вид потребляемого топлива | Дизельное |
Полная масса, кг | |
Мощность двигателя, Квт (л.с.) | 80(108,8) |
Экипаж, чел. | |
Габаритные размеры | |
· длина,мм | |
· ширина,мм | |
· высота,мм |
Автоцистерна пожарная АЦ 5,5-40(5557) модель 005 – МИ – 03
(15-ПЧ)
НАЗНАЧЕНИЕ
АЦ предназначена для доставки к месту пожара средств тушения, пожарно-технического вооружения, боевого расчёта для последующей ликвидации пожара с помощью доставленных сил и средств путём подачи на очаг пожара воды или воздушно — механической пены через ручные стволы и переносной лафетный ствол. Забор воды из цистерны АЦ, открытого водоёма или гидранта, пенообразователя — из пенобака или из сторонней ёмкости
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модель шасси…………………………Урал-5557-1151-40
Максимальная скорость, км/час…………………75
Габаритные размеры, мм
— длина………………………………………………8250
— ширина…………………………………………… 2500
— высота…………………………………………….3300
Боевой расчёт, чел………………………………….6
Запас воды, л…………………………………………5500
Запас пенообразователя, л …………………………360
Тип пожарного насоса……………….НЦПН-40/100 В1Т
Расположение насоса………………………………заднее
Подача насоса, л/сек…………………………………40
Напор насоса, м………………………………………100
Вакуумная система АВС-01Э ………….в составе насоса
Возимый запас напорных рукавов норм. давления, м……….504
Тактические возможности
Время работы от собственных емкостей: | |
– одного ствола Б | 4,5 |
– одного ствола А или двух стволов Б | 2,3 |
– одного ствола СВП-4 | 2,17 |
– одного генератора ГПС-600 | 2,96 |
Объем получаемого раствора пенообразователя: | 0,083 |
– 4 % | 1041,67 |
– 6 % | 1063,83 |
Количество пены, м
3 |
|
– низкой кратности (К = 10) | 10,64 |
– средней кратности (К = 100) | 106,38 |
Возможная площадь тушения пенами, м
2 |
|
– низкой кратности при I
тр = 0,1…0,15 л/(с·м 2 |
17,73…11,82 |
– средней кратности при I
тр = 0,05…0,08 л/(с·м 2 |
35,46…22,16 |
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4 – или 6% раствор пенообразователя), м
3 |
80 |
Время работы с установкой на водоисточники: | |
Максимальный объем раствора ПО, л: | |
– 4 % | 2250 |
– 6 % | 1500 |
– одного ствола СВП-4 | 3,13 |
– одного генератора ГПС-600 | 4,17 |
Количество пены, м
3 |
|
– низкой кратности (К = 10) | 15 |
– средней кратности (К = 100) | 150 |
Возможная площадь тушения пенами, м
2 |
|
– низкой кратности при I
тр = 0,1…0,15 л/(с·м 2 |
25…16,67 |
– средней кратности при I
тр = 0,05…0,08 л/(с·м 2 |
50…31,25 |
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4 – или 6% раствор пенообразователя), м
3 |
125…83,33 |
Основные характеристики АГДЗС
Характеристики машин газодымозащитной службы прописаны в утвержденных МВД РФ НПБ-194-2000. По ним каждая машина должна маркироваться особым способом
Основным параметром АГ является мощность источника питания (кВт) из ряда 8, 12, 16, 20, 30. В дополнение к этому производитель может устанавливать свои значения, которые указывает в технической документации к машинам.
Основными частями всех АГДЗС являются:
- базовое шасси, дополненное трансмиссией для привода ЭСУ;
- кабина для боевого расчета;
- кузов;
- ЭСУ;
- комплекс дополнительного электрооборудования;
- стационарная осветительная мачта.
В отличие от АЦ, которые рассчитаны на доставку боевого расчета в количестве максимум 6 человек, включая водителя, автомобили типа АГ должны оборудоваться кабиной минимум на 7 посадочных мест.
При переоборудовании базового шасси и расчете полной массы АГ и его осевых нагрузок учитывают рекомендации завода-производителя, а также выдерживают собственный баланс: нагрузка на левый и правый борт не должна превышать 1% от общей массы. При компоновке основных частей рассчитывают, чтобы нагрузка на управляемую ось была не менее 25% от полной массы.
Крепление надстройки и оборудования согласовывается с заводом-изготовителем. Размещение оборудования ЭСУ, СИЗОД, ПТВ производится с учетом безопасности и оперативности выполнения боевых задач и ремонта, исходя из основных сфер применения техники и климатических условий ее эксплуатации.
Если оборудование размещено на крыше, то автомобиль дополняется стационарной лестницей с поручнями. Рабочая площадка на крыше предусматривает заградительный бортик высотой не менее 100 мм по всему периметру.
В НПБ-194-2000 прописаны и требования к базовому шасси. Вместимость топливного бака автомобиля должна быть рассчитана на подачу горючего в течение 6 часов. В таком же временном диапазоне должен работать и двигатель, обеспечивающий беспрерывное функционирование ЭСУ.
При доработке шасси под нужды АГ учитывают требования к количеству, месту расположения устройств освещения и световой сигнализации. Они прописаны в ГОСТе-6964, 8769 и 20961. Также конструкция шасси должна быть приспособлена к транспортировке автомобиля газодымозащитной службы наземным транспортом по ГОСТу-15150 и 2349.
Переоборудование
Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.
Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:
- благодаря шторным дверцам отсеков, открывающимся вверх, высвобождается пространство в непосредственной близости к машине;
- двери кабины водителя и пожарного расчета делают с лестницей, что обеспечивает быструю посадку в автомобиль;
- современные ПА комплектуются насосами высокого давления;
- управление многими механизмами осуществляется из кабины водителя, что значительно экономит время спасателей;
- отсеки с ПТВ оборудованы дверцей с откидной панелью, выдерживающей нагрузку до 250 кг, и поворотными полками.
Комплектация
Багор БПМ | 1 |
Боты диэлектрические | 1 пара |
Веревка ВПС-30 | 1 |
Головка ГП 80х50 | 1 |
Ключ К-80 | 2 |
Ковер диэлектрический | 1 |
Колодка противооткатная | 2 |
Колонка КП | 1 |
Крюк для открывания крышек гидранта | 1 |
Крюк КП | 1 |
Лестница Л-60 | 1 |
Лестница ЛШ | 1 |
Лестница-палка ЛП | 1 |
Лом ЛПЛ | 1 |
Лом ЛПТ | 1 |
Лопата ЛКО | 1 |
Направляющий трос звена ГДЗС-1 | 1 |
Ножовка по дереву | 1 |
Огнетушитель порошковый ОП-3 | 1 |
Перчатки диэлектрические | 1 пара |
Рукав Ø 51мм, L=20м | 6 |
Рукав Ø 77мм, L=4м | 2 |
Рукав КЩ-1-32 L=4м | 1 |
Рукав напорно-всасывающий Ø 75мм, L=2м | 4 |
Связка звена ГДЗС-1 | 1 |
Топор Т-А2 | 1 |
Фонарь ФОС (с зарядным устройством) | 1 |
Фонарь ФПС (с зарядным устройством) | 3 |
Характеристики
Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:
- Автономное тушение с использованием запаса воды собственного бака. В данном случае функции ограничиваются емкостью цистерны.
- Тушение посредством подключения к гидранту. Насос, установленный на автомобиле, усиливает напор воды при подаче ее к очагу возгорания.
- Забор воды из открытого водоема в условиях полного отсутствия или сниженной производительности водоснабжения с целью обеспечения ПА необходимым напором.
Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.
Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:
- легкие с цистерной до 2 м
3
- средние вместимостью от 2 м
3
до 4 м
3
- тяжелые, рассчитанные на объем воды более 4 м
3
Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.
Новые автомобили
За основу взяли грузоподъемность шасси и параметрические данные самих автомобилей. От первого пункта зависит использование колесной формулы как определяющего фактора проходимости машины и удельная мощность автомобиля. Параметрические данные машины определяют тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности этого вида техники. Ключевыми пунктами при разработке ПА являются:
- объем цистерны для воды;
- объем пенобака;
- вместимость бака для порошка;
- вместимость бака для огнетушащего газа;
- производительность насоса;
- расход лафетных стволов;
- мощность электрогенератора;
- длина рукавных линий;
- высота подъема стрелы;
- количество мест боевого расчета;
- возможность оборудования дополнительными системами безопасности.
В начале 2000-х была принята концепция типажа новейших пожарных автомобилей, которая ограничила число базовых моделей и сделала акцент на модификациях с расширением функциональности. Перед разработчиками поставили задачи:
- модернизация имеющихся на вооружении МЧС ПА;
- создание новых моделей машин;
- разработка пожарных прицепов с надстройкой, благодаря которым расширялись тактические возможности основного транспортного средства;
- модернизация базовых шасси.
Отдельно машиностроители получили заказ на создание новых пожарных автомобилей под конкретные условия эксплуатации. Первоочередной задачей была техника для северных регионов, для тушения крупных пожаров, создание комплекса природоохранного назначения.
С каждым годом менялась база для реализации принятой концепции. В 2005 за основу был взят блочно-модульный принцип конструирования ПА. Результатом стало появление новых специальных пожарных автомобилей, однако уже через год после реорганизации ГПС остро стал вопрос о полной модернизации автопарка. Актуальными стали машины, дифференцированные по классам: легкий, средний и тяжелый. Анализ структуры системы противопожарной охраны за рубежом показал необходимость оснащения ПА средствами индивидуальной защиты личного состава, приборами для контроля среды и проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний с целью предотвращения катастроф.
Согласно статистическим данным, в начале 2000-х годов потребность службы пожарной охраны в ПА общего применения составляла 75%. Из них на первом месте стояли автоцистерны (85%).
В последние годы в производстве пожарной техники наметился явный прогресс. Растет число инновационных решений, появляются принципиально новые машины. В лидеры по производству шасси для новейших пожарных автомобилей вышли три компании: IVECO-AMT, УРАЛ и КАМАЗ, и все это техника нового поколения. Цена на машины при этом по сравнению с аналогичными моделями зарубежного производства остается на порядок ниже. В процессе производства акцент делается на улучшении дизайна и повышении безопасности ПА. Была переработана конструкция надстроек, стали использовать устойчивые к коррозии материалы. Инновационные технологии применили и при проектировании установок для тушения пожаров.
Рукава
Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:
- всасывающие;
- напорно-всасывающие;
- напорные.
Всасывающие
Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.
Напорно-всасывающие
Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.
Напорные
Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.
Что такое ТТХ
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей – это совокупность показателей пожарной техники, определяющая возможность использования транспортного средства (ТС). При создании пожарных машин также учитываются эти показатели.
ТТХ пожарных автомобилей определяются следующими значениями:
- Данные шасси.
- Допустимое количество ПО (пожарное оборудование).
- Оптимальные характеристики.
- Объем огнетушащего вещества.
- Места размещения ПО.
Все ТТХ должны соответствовать требованиям наибольшей эффективности проведения боевых действий за короткий период.
Это интересно: Пожарные дымососы дымоудаления ДПМ, ДПГ, ДПЭ: характеристика
Общая классификация пожарных автомобилей
Проводится по техническим характеристикам ТС, имеющих значение при использовании машины в разных условиях (ландшафт, климат). Здесь же учитываются конструктивные особенности техники.
По проходимости
Выделяют три категории автомобилей. Первая рассчитана на твердые дороги. В нее входят транспортные средства с передним или задним приводом.
Ко второй группе относятся полноприводные авто, рассчитанные на движение по пересеченной местности. Допустимо перемещение по твердым покрытиям.
И третий вид машин – это тяжелые внедорожные автомобили, имеющие высокую проходимость.
Пожарный автомобиль комбинированного тушения
По посадочной формуле
Для обозначения количества человек, размещающихся в машине, используется выражение (1+Х), где единица символизирует водителя, а второй показатель – количество размещаемых бойцов:
- (1+1) и (1+2) – обозначает места в кабине;
- (1+5) и (1+6) – говорит о наличии ряда сидений в дополнительной кабине;
- (1+8) – сообщает об установке еще одного ряда кресел.
По компоновочной схеме
Расположение кабины тоже может меняться в зависимости от оборудования, устанавливаемого на автомобиль. Есть три способа размещения рабочего салона водителя относительно двигателя: перед мотором, над и за ним.
Наиболее часто кабина размещается перед двигателем.
По климатическому исполнению
В зависимости от погодных особенностей местности, постоянной дислокации ТС имеет три варианта реализации:
- стандартный, для умеренного климата (У);
- тропический, для которого предусматривается установка дополнительных систем охлаждения, используются жаропрочные покрытия (Т);
- северный, характеризующийся утепленными цистернами, устройствами подогрева емкостей, шасси для низких температур, насосом, перемещенным в среднюю часть машины.
Это интересно: Пожарные автомобили: определение, классификация, расшифровка
Классификация
В основе классификации пожарно-технического вооружения лежит принцип назначения. Выделяют пять типов ПТВ:
- оборудование и спецсредства для поиска и эвакуации людей, материальных ценностей из высотных зданий;
- оборудование для вентиляции и нормализации воздушной среды, а также средства защиты органов дыхания;
- немеханизированный пожарный инструмент;
- механизированное оборудование для разборки конструкций;
- оборудование для перекачки и сбора жидкостей.
В стандартной комплектации ПА общего назначения (автоцистерны, насосно-рукавные ПА, машины первой помощи) имеют:
- Аварийно-спасательный инструмент для расчистки препятствий на пути к источнику. Сюда входит молоток, багор, топор, лом, средства для резки проводов.
- Средства для проведения спасательной операции: лестницы, канаты, маты, устройства для поднятия на высоту.
- Инструменты с электроприводом: пневмодомкрат, заглушка, пластырь.
- Средства индивидуальной защиты органов дыхания, рук и ног.
- Гидравлические установки.
Полная опись ПТВ в отсеках пожарного автомобиля предполагает наличие:
- всасывающей сетки;
- пожарной колонки;
- пожарных разветвлений;
- соединительных переходных головок;
- водосборника;
- лафетного ствола;
- ручного пожарного ствола;
- ручного ствола-распылителя;
- ручного ствола комбинированного типа;
- ствола-распылителя высокого давления;
- воздушно-пенного ствола;
- пеногенератора средней кратности;
- пожарной лестницы;
- спасательной веревки;
- пожарного крюка;
- лома;
- багора;
- гидроэлеватора;
- диэлектрических средств из резины;
- установки комбинированного пожаротушения;
- термоагрессивостойкого костюма из специальных полимерных материалов;
- теплоотражательного костюма;
- рукавных спасательных устройств;
- аварийно-спасательного инструмента.
Согласно нормам каждый тип пожарных автомобилей имеет свой табель положенности ПТВ, являющийся обязательной документацией.