Виды противопожарных систем и их назначение
Содержание:
- Инструкция для ответственного по ПБ
- Обязанности и права должностных лиц караула
- Первые бригады
- Основные задачи
- Пожарный код
- Частная ПО
- Организационные аспекты ВПО
- Диспетчер экстренной службы
- Требования к противопожарной защите
- История развития пожарной охраны в России с Петровских времен
- Италия
- Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- Класс пожара по сложности тушения (номер, ранг).
Инструкция для ответственного по ПБ
Как уже говорилось выше, отдельная должностная инструкция лица, ответственного за противопожарную безопасность, входит в общеобъектную документацию, как неотъемлемая его часть. Что отображается в ней:
- как вести общее руководство, связанное с тушением пожара;
- какими средствами передать информацию о чрезвычайной обстановке на объекте в службу пожарной охраны;
- как организовать эвакуацию людей;
- как организовать эвакуацию материальных ценностей;
- координация действия с прибывшими пожарными;
- оказание первой помощи пострадавшим;
- если часть технологической линии не остановлена, то какими способами, средствами и силами организовать защиту работающего оборудования;
- правильное отключение электроснабжения;
- перекрытие инженерных коммуникаций: газовых, паровых и прочих;
- как проводить проверки системы пожарной безопасности.
По понятным причинам одни человек не в силах справиться с таким большим объемом работ, особенно в стрессовой чрезвычайной ситуации. Поэтому все эти обязанности распределяются между работниками предприятия, а ответственный за ПБ занимается общим руководством. К примеру, за отключение электропитания назначается начальник электроцеха или один из электриков, за встречу пожарных один из охранников в каждой смене, и так далее.
Видео:
Обязанности и права должностных лиц караула
Они изменяются в любое время, учитывая особенности территории.
Начальника части
Лицо занимается ее управлением. Выезжает на места для ликвидации ЧС. Оценивает случившееся и привлекает все возможное для спасения граждан.
Начальник части доносит необходимую информацию к ЛС о том, какая обстановка на территории происшествия. Такой сотрудник занимается контролем караула. Он ведет работу со служащими, руководит тренировочными занятиями.
Начальника караула
Лицо управляет действиями ЛС.
Его обязанности:
- организовывать службу и проверять наряд;
- обеспечивать, чтобы выполнялся план подготовки, и вести занятия;
- следить за соблюдением правил по охране труда и технике безопасности;
- контролировать соблюдение дисциплины;
- организовывать мероприятия, поддерживающие технику, вооружение, огнетушащие вещества. В случае выявления проблем, докладывать дежурному;
- следить за обслуживанием противогазов и вести документы ГДЗС;
- проводить мероприятия, обеспечивающие соблюдение распорядка;
- в случае болезни кого-то, отправлять его на лечение и докладывать руководителю;
- не пропускать посторонних лиц в здание.
Командира отделения
Такое лицо непосредственно руководит им.
Обязанности следующие:
- проводить усиленную физподготовку состава спасателей;
- вырабатывать у служащих необходимую выносливость;
- контролировать состояние пожарной техники, противогазов и другого вооружения;
- выезжать на территорию возгорания;
- следить за ношением спецформы.
У командира должно быть среднее образование и соответствующая подготовка. Назначение и снятие с должности происходит согласно законодательству РФ.
Водителя
Лицо имеет подчиненность командиру отделения.
В обязанности входит:
- держать пожарную технику в боевой готовности;
- заниматься проверкой машин при смене караулов. Докладывать о найденных недостатках начальству и ликвидировать их;
- придерживаться правил эксплуатации гаражного оборудования. Вести нужную документацию;
- обслуживать закрепленный транспорт, следить за производственной санитарией.
Эти обязанности водителя являются основными.
Старшего пожарного, пожарного
Он подчиняется командующему отделения. На службе принимает инвентарь с оборудованием. Следит, чтобы пожарные выполняли обязанности. Знает о происходящем на месте ЧС, куда отправляется подразделение. Может предлагать руководящему составу вносить изменения, чтобы улучшить условия службы.
Пожарный не имеет права оставлять позицию. На это ему требуется разрешение от коман-дира. Он всегда на связи с руководством и сотрудниками отдела.
Ему необходимо предупреждать граждан об угрозе, эвакуировать их, докладывая об этом начальству.
Диспетчера экстренной службы
Эти сотрудники – главные действующие лица. Без них невозможно представить работу пожарной части. Они принимают входящие тревожные вызовы, фиксируют место, где случилось происшествие, и сколько граждан на объекте. После того, как сигнал получен, находят гидрант, определяют короткую дорогу к нему. Эта работа трудная. Необходимо срочно принять заявку и разведать ситуацию.
Когда диспетчер обработал информацию, он направляет расчеты на выезд. Ему требуется ориентироваться на местности, куда отправляется наряд, иметь данные о том, есть ли рядом взрывоопасные объекты. Такому сотруднику нужно учитывать характеристики техники, отправляющейся на пожар.
Первые бригады
Согласно дошедшим до нас документам, до 1472 года все нормативные акты, касающиеся пожаротушения, сводились лишь к правилам обращения с огнем. Так, в той же «Русской правде» и далее в «Правде Ярославовичей», «Пространной правде», которые в то время считались основными законами, было указано лишь наказание за преднамеренный поджог. История развития пожарной охраны начинается во времена правления Василия II, который в 1434 году издал указ, регулирующий обращение с огнем в быту и ремеслах.
Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:
- 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
- 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
- 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
- 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.
При Иване III появились и первые подразделения. Создание бригад из числа военных стало вынужденной мерой после разрушительного московского пожара в 1504 году. На то время в столице проживало почти 40 тыс. человек, постройки были преимущественно деревянные, поэтому царь вынужден был приступить к реформированию службы. Сначала ввели правила для ремесленников, в которых был прописан запрет на плавильни и топки для кузнецов. Чтобы снизить риски пожаров, «промышленные» объекты было велено вывести за пределы жилых построек.
Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.
Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.
Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.
Начинания Ивана Грозного продолжил Борис Годунов. В 1603 году с целью «береженья от огня» в Москве создали 11 округов, возглавляемых боярами.
Это интересно: Экологический критерий
Основные задачи
Кроме ликвидации возгораний различной сложности, у спасателей есть другие цели. Разберемся в этом детально.
Профилактика
Термин пожарная безопасность – это такое состояние различных охраняемых объектов, при котором, появление возгорания максимально минимизировано. А если произошло, то будет проведена его ликвидация.
Профилактические меры заключаются в следующем:
- подготовка мероприятий, направленных на тушение огня, причин его появления с последующей реализацией;
- создание условий, которые позволяют эвакуировать граждан, а далее их имущества, если возник пожар;
- монтаж систем, дающих возможность обнаруживать возгорание либо дым;
- установка сигнализации, автоматических средств, которые тушат огонь.
Спасение людей и имущества
Основная задача пожарной охраны – это, при возникновении ЧС, сберечь жизнь, здоровье граждан. Их требуется эвакуировать с опасной зоны. Пути отхода определяет руководитель операции.
Для спасения людей применяются технические средства. Эвакуация граждан проводиться в таком случае:
- если им угрожает ОФП;
- при возможном взрыве либо обрушении;
- люди не имеют возможности покинуть территорию ЧС;
- будут применяться опасные огнетушащие вещества;
Методы спасения следующие:
- вывод граждан с опасной зоны по задымленным путям, по которым самостоятельно уйти они не могут;
- вынос на носилках либо на себе тех, кто не может передвигаться;
- спуск по пожарным лестницам (стационарным, автоматическим или ручным), когда выходы отрезал огонь.
Тушение пожара
В зависимости от классификации и вида возгорания, его ликвидируют такими способами:
- механический срыв пламени. Для этого подается мощная струя воды со стационарного лафета либо машины. Используются огнетушители, подручные средства, включая ветки деревьев;
- перекрытие доступа кислорода. На очаг набрасывают специальное полотно или кошму, заливают пеной, порошковыми составами, негорючими веществами;
- химическое ингибирование. Вводят огнетушащие вещества специальными установками;
- охлаждение. На очаг подается жидкость или различные солевые растворы;
- разбавление. Для этого используют пар, туман, инертные газы;
- полоса пожаротушения. На всех расстояниях, куда может достать огонь, поливают водой, кладут соль. Всеми возможными путями охлаждают близлежащие здания.
Кроме непосредственной ликвидации воспламенения, на территории, где оно распространяется, сливают горючие жидкости. Также устанавливается дополнительная оборона.
Пожарный код
Пример нарушения правил пожарной безопасности в США
В Соединенных Штатах пожарный кодекс (также кодекс противопожарной безопасности или кодекс пожарной безопасности ) представляет собой типовой кодекс, принятый государством или местной юрисдикцией и применяемый офицерами пожарной безопасности в муниципальных пожарных департаментах . Это свод правил, устанавливающих минимальные требования для предотвращения опасности возгорания и взрыва, возникающей при хранении, обращении или использовании опасных материалов или в других особых опасных условиях. Он дополняет строительный кодекс . Кодекс пожарной безопасности направлен в первую очередь на предотвращение пожаров, обеспечение наличия необходимого обучения и оборудования, а также на то, чтобы исходная проектная основа здания, включая основной план, установленный архитектором , не была нарушена. Кодекс пожарной безопасности также рассматривает требования к осмотру и техническому обслуживанию различного противопожарного оборудования, чтобы поддерживать оптимальные меры активной противопожарной защиты и пассивной противопожарной защиты .
Типичный кодекс пожарной безопасности включает административные разделы, посвященные процессу разработки правил и обеспечения их соблюдения, а также основные разделы, касающиеся оборудования пожаротушения, конкретных опасностей, таких как контейнеры и транспортировка горючих материалов, а также особые правила для опасных рабочих мест, производственных процессов и выставок.
Разделы могут устанавливать требования для получения разрешений и особые меры предосторожности, необходимые для соблюдения разрешения. Например, выставка фейерверков может потребовать подачи заявки от лицензированного пиротехника с предоставлением информации, необходимой органу выдачи, чтобы определить, могут ли быть соблюдены требования безопасности
После выдачи разрешения тот же орган (или другой уполномоченный орган) может инспектировать объект и следить за безопасностью во время выставки, имея право останавливать операции, когда наблюдаются несанкционированные действия или возникают непредвиденные опасности.
Список некоторых типичных проблем пожара и взрыва в пожарном кодексе
- Фейерверки , взрывчатые вещества , минометы и пушки, макеты ракет (лицензии на производство, хранение, транспортировку, продажу, использование)
- Сертификация на обслуживание, размещение и осмотр оборудования пожаротушения
- Общее хранение и обращение с легковоспламеняющимися жидкостями, твердыми веществами, газами (резервуары, обучение персонала, маркировка, оборудование)
- Ограничения по расположению и количеству легковоспламеняющихся веществ (например, 10 литров бензина в жилом доме)
- Особые области применения и особые горючие вещества (например, химчистка, распределение бензина, взрывоопасная пыль, пестициды, обогреватели, производство пластмасс)
- Разрешения и ограничения в различных помещениях здания (актовый зал, больница, школа, театр, уход за пожилыми людьми , детские сады), для которых требуется детектор дыма , спринклерная система , огнетушитель или другое специальное оборудование или процедуры.
- Удаление внутренних и внешних препятствий на пути к эвакуационным выходам или пожарным, а также удаление опасных материалов.
- Разрешения и ограничения для специальных наружных работ (палатки, асфальтовые котлы, костры и т. Д.)
- Прочие опасности (легковоспламеняющиеся украшения, сварка, курение, спички, склады шин )
- Коды электробезопасности, такие как Национальный электротехнический кодекс ( Национальная ассоциация противопожарной защиты ) для США и некоторых других стран Америки.
- Код топливного газа
- Автомобиль пожар
Частная ПО
По сути Частная ПО является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим:
- Тушение пожара.
- Профилактика и контроль.
На первый взгляд функции те же, что и в других видах ПО, но здесь есть своя специфика. Частная ПО работает с определенными объектами на условиях заказчика. Нередко у заказчика возникает потребность в специалистах, личном составе, при этом автомобильный парк и средства пожаротушения собственные. Пожарные по договору должны привести технику в рабочее состояние, проводить техническое обслуживание. Они должны контролировать противопожарный режим и выполнять еще целый комплекс других обязанностей.
Почему на территории Российской Федерации наряду с другими видами охраны появилась Частная ПО? Ответ очевиден, это выгодно большим предприятиям. Содержание собственного штата вылетает в копеечку. Личный состав нужно обучать, снабжать полным социальным обеспечением, поощрять денежными премиями и т.д. А Частные ПО нередко выигрывают в споре за клиентов за счет демпинга (снижения стоимость услуг).
При этом нельзя сказать, что услуги выполняются некачественно. Скорее наоборот, договорные отношения позволяют жестко контролировать деятельность, выставлять претензии, начислять штрафы. Кроме того, специалисты в них высокой квалификации, так как нередко в такие организации идут работать пенсионеры государственной противопожарной службы, то есть вполне здоровые мужчины с большим опытом.
Частные ПО также взаимодействуют с федеральными службами, входят в состав пожарного гарнизона. Они выезжают на тушение пожаров в соответствии с планами привлечения сил и средств.
Организационные аспекты ВПО
Ведомственная пожарная охрана – это структура, состоящая из управленческого органа и боевых подразделений. Она создается согласно регламенту, установленному ФЗ№69. Право на осуществление деятельности организаций появляется с момента получения лицензии от ГПС МЧС. Документ выдается на определенный срок, по его истечению нужно получать новый допуск. Конкретный объем задач определяет специальная комиссия, которая создается до формирования команды пожарников. Она устанавливает:
- список объектов, подлежащих контролю: здания, оборудование, площадки, сооружения;
- определяется степень пожарной опасности объектов;
- устанавливается уровень пожарной защищенности объектов;
- виды работ, которые будут выполнять сотрудники ВПО и их объем;
- обязанности должностных лиц и рядовых сотрудников охраны;
- численность отряда;
- особенности дислокации на территории предприятия;
- уровень технического обеспечения и его количество;
- особенности снаряжение пожарных;
- структура отряда;
- финансирование ведомственной команды.
Прекращение деятельности или реорганизация пожарной охраны ведомственного типа осуществляется согласно законодательству, с обязательным уведомлением федеральных исполнительных структур и ГПС МЧС.
Учебные практические занятия
Диспетчер экстренной службы
Диспетчер пожарной службы является важнейшим звеном в современной части. Он первым принимает поступивший звонок с сигналом бедствия, фиксирует точное место возгорания и количество людей в горящем объекте.
После объявления сигнала тревоги радиотелефонистом по карте определяется точное месторасположение ближайшего гидранта. К нему вычисляется самая короткая дорога.
Работа диспетчера является достаточно сложной, так как он быстро принимает поступившую заявку о пожаре и оперативно занимается разведкой сложившейся ситуации. После сопоставления всей полученной информации диспетчер принимает решение о выезде направляемых на тушение расчётов.
Для принятия решения пожарный диспетчер обязан ориентироваться в сложившейся обстановке того места, куда должен выехать пожарный расчёт, располагать необходимыми сведениями о нахождении рядом с пожаром взрывоопасных объектов. Он обязательно учитывает рабочие характеристики пожарной техники, направляемой для тушения конкретного возгорания.
После выезда спасательной бригады на место пожара диспетчер дальше работает с заявкой. Он сообщает пожарному расчёту о характере произошедшего возгорания, основных особенностях объекта, окружающем уровне загазованности и радиационной обстановке, а также о возможном ближайшем изменении погодных условий. Диспетчер поддерживает связь с помощью рации и при необходимости принимает решение о выезде подкрепления.
Главной обязанностью этого сотрудника части является оперативное оформление путёвки для выезда техники к месту возгорания. Если из пожарной части на тушение отправлены все расчёты, диспетчером в расположение вызывается дополнительный состав.
Эти лица заступают в караул в современной пожарной части. Ночью отдых караула осуществляется по установленному порядку. Заступать в караул могут сотрудники, которые получили специальное образование и сдали зачёт по знанию правил пожарной безопасности.
Численность людей в карауле определяет штат подразделения. Дежурящий личный состав при появлении критической ситуации увеличивается за счёт привлечения другого караула или личного состава другого гарнизонного подразделения, а также привлечения добровольных пожарных.
Другие полезные статьи:
- Строение пожарной машины
- Функциональные виды связи пожарной охраны
- Ранг пожара
- Деятельность и история службы пожарной охраны
Требования к противопожарной защите
Существует несколько федеральных нормативных документов, в которых обозначены требования к ПЗ. Но среди них есть ключевые моменты.
- Системы ПЗ должны устанавливать строго по изготовленным для каждого объекта утвержденным проектам. Вносить изменения нельзя.
- Системы ПЖ должны быстро реагировать на возникновение пожаров, в каких бы частях объекта они не возникли. При этом должно происходить моментальное оповещение людей, и начаться организованная их эвакуация.
- Огнетушащие вещества должны подаваться в зону возгорания так, чтобы они не стали причиной разлива, разбрызгивания или распыления горючих жидкостей. А последние не стали причиной образования взрывоопасных и токсичных газов.
- Проектами обязательно учитывается необходимость удаления ОТВ из зоны возгорания после тушения огня.
- Пульты управления противопожарной системы безопасности должны устанавливаться в отдельных помещениях, где специально обученный персонал дежурит круглые сутки.
- Пути эвакуации должны обеспечиваться извещателями и указателями на всем пути движения.
- Если на объекте используются автоматические системы тушения, то они должны быть обеспеченны достаточным объемом огнетушащего вещества. При этом такие системы снабжаются ручным управлением на случай отключения электропитания, приспособлениями, которые отвечают за контроль над системой, и устройствами, отвечающими за задержку подачи ОТВ во время эвакуации работников и сотрудников.
Насосные установки АУПП
История развития пожарной охраны в России с Петровских времен
Петр I в ходе своей реформаторской деятельности ввел новшества и в систему пожарной охраны. Главным за организацию тушения очагов возгорания в столице он назначил полицмейстера. При выезде на пожар принимали участие как постоянно действующие части, так и простые граждане, которым эта обязанность была в повинность. Список таких граждан составляли полицейские. Постоянные бригады пользовались инвентарем, находящимся в расположении воинских частей и административных зданиях города. Представители населения должны были являться на пожар с собственным инвентарем.
С целью упорядочивания пожарной службы населенные пункты были поделены на округа. Только в Москве насчитывалось 20 таких контор, каждая из которых имела собственную команду, укомплектованную конным пожарным обозом. Каждая контора содержала 61 мастерового, 1500 горожан, в число которых входили даже священнослужители. Пожарные части (или экспедиции) дежурили круглосуточно в три смены. Для извещения горожан о пожаре были сформированы отряды барабанщиков, которые обходили улицы, расположенные рядом с закрепленными за ними участками.
Отдельно Петр I подписал указы о защите от огня флота. В 1718 году были построены плашкоуты с насосами. Для защиты от огня судостроительных верфей через каждые 40 метров устанавливались по две бочки с водой и лестница. Обязательным условием было оснащение противопожарным оборудованием всех кораблей.
В 1718 году Петр I ввел должность полицмейстера и организовал канцелярии, которые централизовано вели все противопожарные мероприятия. С 1737 по 1762 год в крупных городах в штате воинских гарнизонов содержались огнеборческие патрули. В населенных пунктах, где не было воинских формирований, патрули собирали из числа чиновников. В 1740 году Сенат утвердил перечень оборудования, которое должно было быть в каждом полку. Сюда входила заливная труба, чан для воды, парусина, вилы, лестницы, крюк с цепью. На каждую роту было положено 25 топоров, такое же количество ведер, лопат и щитов, а также по четыре ручных трубы и по два малых крюка.
С 1747 года пожарная техника должна была быть на балансе каждого из правительственных учреждений. Чтобы повысить степень готовности борьбы с огнем, на чердачных помещениях Сената, Синода, коллегий и канцелярий дежурили дозорные.
Италия
Vigili дель Fuoco (буквально слово vigili происходит от латинского слова vigiles , что означает «кто является частью некоторых охранников») имеет официальное название Corpo Nazionale дея vigili дель Fuoco (CNVVF, Национальный Пожарники корпус).
CNVVF — итальянское учреждение пожарно-спасательной службы. Он является частью Департамента пожарных, спасения и общественной защиты Министерства внутренних дел. Задача CNVVF — обеспечить безопасность людей, животных и имущества, а также контролировать соответствие зданий и производств правилам пожарной безопасности. Министерство внутренних дел через CNVVF принимает правила пожарной безопасности с помощью министерских указов или других документов более низкого ранга. CNVVF также обеспечивает спасение населения в чрезвычайных ситуациях, связанных с применением химического, бактериологического, радиологического оружия и материалов. С 2012 года корпус использует свои собственные звания (начиная с 2007 года) с соответствующими знаками отличия в военном стиле в честь своего происхождения.
В 2016 году CNVVF участвовал в мероприятиях по тушению лесных пожаров вместе с региональными лесными агентствами после подавления Национальной лесной охраны, которые были объединены в карабинеров (пожарные были интегрированы в CNVVF). .
Парад итальянского подразделения HAZMAT в Риме .
Генеральные директора | английский | Знаки отличия |
---|---|---|
Dirigente generale capo del corporation | Главный генеральный директор корпуса | |
Dirigente generale | Главный управляющий | |
Dirigente superiore di livello C | Высший менеджер C-level | |
Dirigente superiore di livello D | Высший менеджер уровня D | |
Primo dirigente di livello E | Первый менеджер E-level | |
Primo dirigente di livello F | Первый менеджер F-уровня | |
Директора | английский | Знаки отличия |
Direttore vice dirigente
Con Funzioni del dirigente di livello E |
Директор вице-менеджер
с функциями менеджера E-level |
|
Direttore vice dirigente | Директор вице-менеджер | |
Direttore | Директор | |
Заместитель директора | Заместитель директора | |
Заместители пожарных начальников | английский | Знаки отличия |
Sostituto direttore antincendi capo | ||
Sostituto direttore antincendi | ||
Пожарные инспекторы | английский | Знак отличия |
Ispettore antincendi esperto | ||
Ispettore antincendi | ||
Vice ispettore antincendi | ||
Унтер-офицеры | английский | Знаки отличия |
Capo Reparto Esperto | ||
Capo Reparto | ||
Capo Squadra Esperto | ||
Капо отряд | ||
Зачисленные пожарные | английский | Знаки отличия |
Бдительный координатор | ||
Vigile esperto | ||
Vigile qualificato | ||
Vigile del Fuoco | ||
Волонтеры-пожарные | английский | Знаки отличия |
Funzionario tecnico antincendi | ||
Capo reparto volontario | ||
Капо отряд волонтарио | ||
Vigile volontario |
Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (далее ГПС или Служба) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (рис. 5.3.3).
Систему Государственной противопожарной службы составляют:
Первое.Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы – Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.
Начальник ГУГПС по должности – Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.
Второе. Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:
· управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;
· центры управления силами и службы пожаротушения;
· отряды ГПС;
· пожарные части;
· подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);
· региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;
· специализированные части по тушению крупных пожаров;
· базы обеспечения мобилизационной готовности;
· учебные центры и учебные пункты;
· испытательные пожарные лаборатории;
· полигоны;
· центры противопожарной пропаганды и общественных связей.
Третье.
Научно-исследовательские и образовательные заведения пожарно-технического профиля: Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО), Академия ГПС МЧС России с двумя филиалами (в г. Иваново и г. Екатеринбурге), Санкт-Петербургском институт и факультет Восточно-Сибирском институте МВД России, пожарно-техническое училище в г. Воронеже.
Четвертое. Для реализации задач по тушению крупных пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в ГПС МЧС России по решению Правительства Российской Федерации создано семь региональных специализированных отрядов и 92 специализированных части, их общая численность составляет более 8 тыс. человек.
Общая численность Службы – 280727 тысяч единиц, которая содержится за счет: федерального бюджета – 40%; бюджетов субъектов – 34%; на договорной основе с охраняемыми предприятиями – 26%.
На вооружении подразделений ГПС состоит около 30 тысяч пожарных, специальных и оперативно-служебных автомобилей различного назначения, более 71 тысячи средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, свыше 72 тысяч средств связи. Имеется более 5 тысяч пожарных депо.
Рис. 5.3.4Источники финансирования ГПС МЧС России в 2002 г. (по состоянию на 31.12.02)
Источниками финансирования ГПС являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, средства охраняемых объектов и внебюджетные средства.
Основные задачи ГПС:
· организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
· осуществление государственного пожарного надзора;
· организация и осуществление мер охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров;
· тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПРС;
· координация других видов пожарной охраны;
· разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;
· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.
Значительное место в решении задач занимает Государственный пожарный надзор, являющийся специальным видом государственной надзорной деятельности и осуществляемой в целях защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, а также создание единых технических правил и норм в области пожарной безопасности (рис. 5.3.5).
Правами инспекторов по пожарному надзору наделены 30 тысяч сотрудников ГПС. Соответственно на федеральном и территориальном уровне определены задачи и функции.
Класс пожара по сложности тушения (номер, ранг).
Класс сложности пожара (номер, ранг) с момента выявления и до момента локализации может изменятся, все зависит от обстановки на пожаре, объекта горения, а также действий пожарно-спасательных служб.
Алгоритм, присвоения номера (ранга) пожара, следующий: при получении диспетчером от заявителя информации о пожаре и ее оценке, заочно присваивается ранг пожара (номер), его сложность. В соответствии с которым высылаются на тушение необходимая техника (пожарные машины) с пожарными. Например, горит трава – пожар номер 1 — выезд одного подразделения на пожарной автоцистерне; горит квартира на 8-м этаже – пожар № 2 выезд автолестницы и двух пожарных автомобилей.
По прибытию на пожар руководитель тушения пожара подтверждает номер пожара, либо его изменяет. Изменение может быть как в сторону повышения номера пожара, так и в сторону уменьшения. Это зависит от сложности пожара, обстановки, а также сил и средств, которыми он располагает или ему дополнительно нужны. Как правило, номера пожаров разбиваются на 5 рангов, для каждого гарнизона, они индивидуальны, но основной принцип один.
Далее рассмотрим одно из описаний номеров (рангов) пожара в гарнизоне:
- Вызов №1 – поступило сообщение о задымлении или пожаре. На место вызова выехало два отделения на двух основных пожарных автомобилях (автоцистернах). Возгорание не значительное — горит трава или мусор на открытой територии. Обнаружен пожар. Дополнительных сил не нужно.
- Вызов №2 – подтверждено сообщение о пожаре. При большой площади горения, нехватке сил и средств, опасности распространения огня на соседние постройки, отсутствии водоисточников и других проблемах, запрашиваются дополнительно еще два отделения из соседних пожарных частей. Всего на месте пожара работают шесть отделений. Также могут дополнительно вызываться автомобили первой помощи (АПД), для вскрытия бронированных дверей и т.д.
- Вызов №3 – подтверждено сообщение о пожаре, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. Обстоятельства, аналогичные вызову 2, но со зданием повышенной этажности. Дополнительно вызывается спец техника в виде автолестницы и коленчатого подъемника. Всего на месте пожара работают 10 отделений на пожарных автомобилях.
- Вызов №4 – подтверждено сообщение о пожаре, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. Происходит быстрое распространение пожара, возможны угроза здоровью людей и т.д. Данный пожар может быть лесным, с большой площадью возгорания. На месте пожара работают 13 отделений.
- Вызов №5 – подтверждено сообщение о пожаре, горит нефтебаза, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. Есть вероятность распространенния пожара на соседние здания и сооружения засчет растекания нефтепродуктов и большого теплового излучения от огня. На месте пожара работают 15 отделений и более.
Итог.
Классификации пожаров существуют для их описания и правильного принятия решений для эффективного и быстрого тушения, а также для безопасности людей на пожаре. Также данные классы служат для сбора статистики и анализа пожаров, для принятия последующий решений, чтобы предотвратить данные пожары с помощью профилактики.