Промышленные аварии на производстве

Содержание:

Учет документации

Комиссия должна изучать только оригиналы документов или их заверенные копии. У них не должно быть помарок, исправлений или других дефектов. Все результаты выявления причины аварии фиксируются в акте расследования, который хранится два года.

Копии материалов отправляются в органы расследования и другие организации, которые имели отношения к изучению аварии. Учет происшествий производится службами, которые осуществляют контроль. Все сведения указываются в специальном журнале.

Важно! В журнале указывается дата аварии, место, особенности происшествия и последствия. Также фиксируется размер ущерба. Производственные аварии являются очень актуальной проблемой

Многие из них могут приводить к серьезным глобальным последствиям, и они будут стоить жизни тысячам людей

Производственные аварии являются очень актуальной проблемой. Многие из них могут приводить к серьезным глобальным последствиям, и они будут стоить жизни тысячам людей.

Поэтому регулярно ужесточается контроль над соблюдением техники безопасности, технологических процессов, постоянно проводятся проверки. Современное общество не может отказаться от производства, но в его силах не допускать техногенных катастроф большого масштаба.

Что такое инцидент и авария на опасном производственном объекте

В российском законодательстве действительно разделяют эти два похожих понятия. Согласно статье 1 федерального закона № 166-фз «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», авария на производстве – это разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и/или выброс опасных веществ.

Какое различие между двумя схожими понятиями

Инцидент: определение, промышленная безопасность

Понятие инцидента же характеризуется более общим смыслом, который потенциально может включать в себя и определение аварии, однако это не совсем так

Важно уметь отличать его от определения производственной аварии. Интерпретировать инцидент следует таким образом – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса

Авария, инцидент, промышленная безопасность: определение

Но является ли аварийная ситуация типичным примером инцидента? Ответить на данный вопрос способен лишь суд, который должен учитывать все факторы произошедшего. Для лучшего понимания, что такое авария и инцидент на опасном производственном объекте, можно сравнить те или иные примеры инцидентов и аварий:

возгорание – аварией в данном примере будет ситуация, когда происшествие вызвало на производстве пожар или даже взрыв, что повлекло к обрушению конструкций или к травмам персонала. Если же ничего подобного не случилось, а произошел максимум срыв рабочего времени без вызова пожарных, то чрезвычайной ситуацию назвать нельзя, а значит это инцидент;

Пожар на заводе в США

обрушение несущих конструкций при строительных работах – здесь ситуация аналогичная. Если разрушения несут некритический характер и влияют лишь на потерю рабочего времени, то есть нет травмирования людей, то происшествию можно приписать термин инцидента.

Основная мысль понятна – в общем случае, авария несет более разрушительный характер, который прямо или косвенно касается причинению вреда определенному работнику. Оценивать это должна специальная комиссия, о чем будет сказано далее.

Химические аварии

Химические аварии — аварии на химически опасном объекте, сопровождающиеся проливом или выбросом опасных химических веществ (ОХВ), способные привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или к химическому заражению окружающей природной среды:

  1. аварии с выбросом (угрозой выброса) ОХВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);
  2. аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ОХВ;
  3. образование и распространение ОХВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии; аварии с химическими боеприпасами,
  4. утрата источников ОХВ.

Классификация техногенных катастроф

Классификация по масштабу происшествия

  • локальные или объектовые — аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
  • местные — чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
  • территориальные — границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
  • региональные — происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
  • федеральные — аварии, территория поражающего распространения которых — более 4 субъектов;
  • глобальные — катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.

Справка:

Классификация по происхождению (виду)

  • ЧС на транспорте — аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
  • ЧС с пожарами и взрывами — в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
  • ЧС с выбросами химических веществ — аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
  • ЧС с выбросами радиоактивных веществ — в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
  • ЧС с выбросами биологически опасных веществ — аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
  • ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
  • ЧС на предприятиях коммунальной сферы — аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.

Справка:

Как это было. Примеры крупнейших трагедий

Наиболее известные крупнейшие техногенные чрезвычайные ситуации и аварии в России за последние несколько десятилетий:

1. Катастрофа на Байконуре 24 октября 1960 года

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 взорвалась в результате несанкционированного запуска двигателя. В пожаре погибли 74 человека.

2. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года

В результате испытаний новой системы аварийного энергоснабжения на предприятии произошел взрыв реактора, породивший выброс в атмосферу множества радиоактивных веществ. Вокруг АЭС была создана 30-километровая зона отчуждения;

3. Трагедия «Курска» 12 августа 2000 года

Атомная подводная лодка затонула в Баренцевом море во время военно-морских учений из-за взрыва в торпедном аппарате. Погибли все 118 членов экипажа;

4. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года

Гидроагрегат №2 не выдержал гидродинамических нагрузок, в машинный зал хлынула вода. В результате все десять гидроагрегатов вышли из строя, погибли 75 человек.

5. Гибель самолета Ту-154 под Иркутском 4 июля 2001 года

При заходе на посадку самолет неожиданно развернуло на 180 градусов, после чего рухнул на поле и сгорел. Погибли все 145 человек, находившиеся на борту.

6. Взрывы на шахте «Распадская» 8-9 мая 2010 года

Пример крупнейшей в мире трагедия на угольной шахте. Взрывами были разрушены наземные строения шахты и почти все выработки. Погиб 91 человек.

7. Гибель теплохода «Булгария» на Волге 10 июля 2011 года

Из-за перегруза судна и открытых иллюминаторов, в которые залилась вода при повороте, возник крен и теплоход затонул. Погибло 122 человека.

Последствия аварий

Каждый автовладелец пытается всеми возможными способами предотвратить аварию. Это обусловлено негативными последствиями дорожно-транспортных происшествий. Они могут быть представлены в разных видах в зависимости от обстоятельств ДТП. К ним относится:

  • наносится значительный урон автомобилям, поэтому они теряют свою первоначальную рыночную стоимость и привлекательный внешний вид, а также требуется проводить дорогостоящий ремонт;
  • может наноситься вред здоровью пассажиров, пешеходов или автомобилистов;
  • нередко ДТП заканчиваются летальным исходом для участников происшествия;
  • виновник аварии не получает компенсации от страховой компании, поэтому должен оплачивать ремонт своего автомобиля за счет личных сбережений;
  • если перед аварией нарушались гражданами ПДД, то они привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от обстоятельств дела.

Если виновник аварии в результате нарушения ПДД или нахождения в пьяном состоянии совершает наезд на пешехода или сталкивается с другим автомобилем на полосе встречного движения, что приводит к смерти участника происшествия, то он привлекается к уголовной ответственности

Такое ДТП с пострадавшими приводит к тому, что водитель получает реальный тюремный срок, поэтому относиться к управлению автомобилем надо осторожно

Причины и следствия

Техногенные опасности – это явления, обусловленные работой технологических объектов. Причины, из-за которых появляются риски, объясняются человеческой активностью – в первую очередь персон, ответственных за обслуживание конкретного участка. Влияние на человека на его рабочем месте анализируется с учетом природы воздействия и самого такого явления. Внедрены специальные нормативные акты, которыми ограничены максимальные степени воздействия. Из документации следует деление всех рисков на психологические и физиологические, на биологические, химические, физические, механические.

Какие действия совершаются владельцем авто после ДТП?

Каждый водитель должен знать, что необходимо выполнить сразу после аварии. Для этого реализуются действия:

  • не допускается покидать место ДТП, так как это является серьезным правонарушением, причем это относится не только к виновнику, но и к пострадавшей стороне;
  • машина останавливается, после чего включается аварийка;
  • впереди или сзади выставляется знак аварийной остановки;
  • если обнаруживаются граждане, которым был нанесен урон, то оказывается им первая помощь, если водители обладают соответствующей подготовкой, после чего вызывается скорая помощь;
  • если случай является экстренным, то допускается одному из участников ДТП покинуть место аварии, чтобы доставить пострадавшего в больницу, после чего он должен вернуться на место происшествия;
  • если машины мешают проезду других автомобилей, то с помощью фотографий фиксируются все нюансы, имеющие отношение к аварии;
  • вызываются сотрудники ГИБДД.

Не допускается покидать место аварии, так как это является серьезным правонарушением.

Ответственность за ДТП

Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди

Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций

Гражданско-правовая ответственность

Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы — чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие — или умысла потерпевшего.

Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:

  1. За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
  2. Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
  3. Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.

Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью — в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.

Административная ответственность

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).

Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае — штраф две — пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае — штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям — в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.

  • Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций): ограничение свободы до 3 лет;
  • принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
  • арест на 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).

Далее — абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться — по усмотрению суда).

  • Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян: принудительные работы сроком до 3 лет;
  • тюремный срок до 4 лет;

Погиб один человек:

  • принудительные работы до 4 лет;

лишение свободы сроком до 5 лет;
Погиб один человек, при этом водитель был пьян:

  • тюремный срок от 2 до 7 лет;

Погибло два и более человека:

  • принудительные работы сроком до 5 лет;

лишение свободы на срок до 7 лет;
Погибло два и более человека, при этом водитель был пьян:

  • тюремный срок от 4 до 9 лет.

Виды промышленных аварий и опасности

Промышленные аварии подразделяются на несколько категорий. Каждый вид имеет определенные особенности.

К катастрофам промышленного масштаба относятся химические аварии. Происходят они из-за нарушения технического процесса на предприятии, повреждений емкостей, хранилищ и прочего, где размещаются вещества, что провоцирует их выброс в атмосферу. Большое количество химикатов опасно для здоровья и жизненных показателей окружающих людей. Химические вещества препятствуют нормальному развитию и существованию живого организма. В некоторых ситуациях, катастрофа заканчивается летальным исходом.

Следующим видом является радиационная катастрофа. Характеризуется выходом радиоактивных веществ или излучения за безопасные пределы на производстве. В результате население, находящееся рядом, подвергается излучению, а окружающая среда загрязняется. Главной опасностью является именно воздействие радиации. Такое чрезвычайное происшествие может сопровождаться взрывами и возгораниями. При воздействии на организм радиации поражаются внутренние органы, развивается лучевая болезнь. В итоге это провоцирует наступление у пострадавшего смерти.

Важно! Опасны также предметы, которые были подвержены излучению. Следующий вид гидродинамический

Характеризуется разрушением или поломкой гидротехнического объекта полностью или частично. Вода становится неуправляемой. Она в большом количестве начинает перемещаться по территории производства, затопляя и разрушая всю территорию. Спровоцировать полную аварию может не только человек, но и силы природы

Следующий вид гидродинамический. Характеризуется разрушением или поломкой гидротехнического объекта полностью или частично. Вода становится неуправляемой. Она в большом количестве начинает перемещаться по территории производства, затопляя и разрушая всю территорию. Спровоцировать полную аварию может не только человек, но и силы природы.

Транспортный вид также относится к аварии на производстве. Последствиями являются травмы различной степени и ожоги. Опасность представляет любой вид транспорта, включая воздушные судна, железнодорожный, автомобильный и водный. На производстве происходят подобного вида аварии не при передвижении, а перемещении транспорта.

Утечка газа также отличается высокой степенью опасности. Многие природные газы не безопасны для окружающей среды и человека. Наибольшую опасность представляют метан и сжиженный нефтяной газ. Последний часто применяется в бытовых колониях, используется в виде баллонов. В ходе утечки у пострадавшего начинаются признаки удушья и отравления.

Важно! Газ может спровоцировать взрыв. Он весьма опасен, потому при работе с ним важно соблюдать все правила и рекомендации по безопасности

Ликвидация ЧС

О наименовании аварий

Для ряда взрывопожароопасных и химически ОПО наименования аварий принимаются на основе методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов :

  • РД 09-398–01 Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на ОПО химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
  • РД 10-385–00 Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на подъемных сооружениях, паровых и водогрейных котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды;
  • РД 12-378–00 Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на ОПО, подконтрольных газовому надзору;
  • РД 15-630–04 Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ.

Следует помнить, что авария может иметь несколько стадий развития и при определенных условиях может быть локализована или перейти на более высокий уровень (с большей степенью действия поражающих факторов).

Классификация аварий и катастроф

ПромышленныеПромышленные аварии подразделяют на:
• радиационная авария—авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной
эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации;
• химическая авария—авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или к химическому заражению окружающей природной среды;
• биологическая авария—авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и
растений, приводящих к ущербу окружающей при родной среде;
• гидродинамическая авария—авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

ТранспортныеСреди транспортных аварий и катастроф выделяют следующие:
• железнодорожная авария—авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта или гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время;
• крушение поезда—столкновение поезда с другим поездом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станциях, в результате которого погибли или ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения или схода подвижного состава;
• дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей или причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств или иной материальный ущерб;
• авария на трубопроводе — авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом и выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ;
• авария на подземном сооружении—опасное происшествие на подземной шахте, горной выработке, подземном складе или хранилище, в транспортном тоннеле или рекреационной пещере, связанное с внезапным полным или частичным разрушением сооружений, создающее угрозу жизни и здоровью находящихся в них людей или приводящее к материальному ущербу;
• авиационная катастрофа — опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению телесных повреждений, разрушению или
повреждению судна и груза.

Поражающие факторы источников техногенных чрезвычайных ситуаций классифицируют по генезису и механизму воздействия.

По генезису выделяют факторы:

  • прямого действия или первичные (непосредственно вызы¬ваются возникновением источника чрезвычайной ситуации);
  • побочного действия или вторичные (вызываются изменением объектов окружающей среды первичными поражающими факторами).

По механизму действия поражающие факторы делят на химические и физические.

  • К физическим факторам относятся: воздушная ударная волна, волна сжатия в грунте, сейсмовзрывная волна, волна прорыва гидротехнических сооружений, обломки и осколки, экстремальный нагрев среды, тепловое излучение, ионизирующее излучение;
  • К факторам химического действия относят: токсическое действие опасных химических веществ.

Классификация радиационных аварий

Аварии, связанные с нарушением нормальной эксплуатации РОО, подразделяются на проектные и запроектные.

Проектная авария — авария, для которой проектом определены исходные события и конечные состояния, в связи с чем предусмотрены системы безопасности.

Под проектной аварией понимается авария, для которой определены в проекте исходные, аварийные события, характерные для того или иного радиационно-опасного узла, конечные состояния (контролируемые состояния элементов и систем после аварии), а также предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварий установленными пределами.

Максимально проектные аварии характеризуются наиболее тяжелыми исходными событиями, обусловливающими возникновение аварийного процесса на данном объекте.

Эти события приводят к максимально возможным в рамках установленных проектных пределов радиационным последствиям.

Запроектная авария — вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и приводит к тяжелым последствиям.

При этом может произойти выход радиоактивных продуктов в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории, возможному облучению населения выше установленных норм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector