Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса
Содержание:
- Порядок выполнения упражнения
- Возможные неисправности
- Испытания пожарных лестниц
- Ручные пожарные лестницы: виды, применение
- Возможные неполадки в ходе эксплуатации лестниц и варианты их устранения
- 6.12 Испытание выдвижной лестницы в рабочем положении на прочность по 4.2.11
- МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
- Лестница особого назначения
- АЛ по ГОСТу
- Периодичность упражнений
- Вред
- Штурмовая лестница (штурмовка)
Порядок выполнения упражнения
Личный состав построен в одну шеренгу у АЦ, разбить личный состав на группы (пары) распределить номера расчёта, объявить порядок и очерёдность выполнения упражнения.
Исходное положение пожарного у заднего колеса АЦ (автонасоса).
По команде “По стационарной лестнице с помощью лестницы-Палки на крышу (Этаж) – Марш!” Пожарный поднимается на кузов автоцистерны (автонасоса) и снимает лестницу-палку, переносит ее, приставляет сбоку к стационарной лестнице, поднимается по лестнице-палке (при наличии щита, открепляет его и опускает вниз), переходит на стационарную лестницу и поднимается на крышу (этаж). При этом пожарный смотрит на ступень, за которую будет браться рукой. Поднявшись на крышу, поворачивается лицом наружу, смотрит перед собой.
По команде “Вниз – Марш!” Пожарный поворачивается кругом, берется руками за тетивы стационарной лестницы, ставит одну ногу на ступень лестницы, затем рядом ставит другую ногу и начинает спуск, смотря прямо перед собой. Пройдя второй этаж, смотрит вниз на лестницу-палку, переходит на нее и спускается на землю.
По команде “Лестницу-Палку – Убрать!” Пожарный складывает лестницу-палку, переносит и укладывает ее на АЦ (автонасос). Становится на исходном положении.
По команде: «Ствол по стационарной лестнице – на крышу – марш!» Пожарный стоит у входа на лестницу, рукавная линия в скатках находится у ног пожарного, соединительные головки соединены, один конец линии с присоединенным стволом перекинут через левое плечо, стволом к спине, при этом рукав, идущий вниз, пожарный пропускает между ног или под правой рукой и поднимается вверх по лестнице. Затем пожарный переходит на крышу, стоит обеими ногами на заданной высоте, создает необходимый запас рукава, закрепляется карабином за ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой и докладывает: «Ствол – готов!».
Результат фиксируется по закреплению задержки.
Возможные неисправности
При выявлении малейших поломок пользоваться оборудованием запрещено. Тем не менее, в работе нередко возникают трудности:
- Установка не складывается или не раскладывается. Причина поломки – заедание каната на стыке блоков. Чтобы решить проблему, необходимо достать канат и правильно уложить его в обойму, а также настроить расстояние между обоймой и блоком.
- Перекос и сопротивление при складывании и раскладывании ВЛ. Возникает из-за несоблюдения расстояния между упорами передних стоек или задними упорами и стойкой. В этом случае необходимо отрегулировать зазоры.
- Не работает фиксатор. Причина – поломка стопора. В этом случае меняют крюки и пружины.
Это интересно: Ручной пожарный ствол TFT G — Force
Испытания пожарных лестниц
Убедиться в том, что лестница соответствует установленным нормам, помогают специальные испытания. Их необходимо проводить раз в 5 лет. Раз в год осуществляется визуальный осмотр в ходе которого проверяется физическое состояние лестницы с составлением акта по результатам проверки . При обнаружении отклонений контролируемых параметров от ГОСТ Р 53254 необходимо сразу же их устранить.
При проведении испытаний контролируют следующие параметры:
- Проверка основных размеров
- Проверка предельных отклонений размеров и форм
- Визуальная проверка целостности конструкций и их креплений
- Проверка качества сварных швов
- Проверка качества защитных покрытий
- Проверка требований к размещению лестниц
- Испытания ступени лестницы на прочность
- Испытания балок крепления лестницы на прочность
- Испытания площадок и маршей лестниц на прочность
- Испытания ограждений лестниц на прочность
- Испытания ограждений кровли зданий на прочность
Испытания и ежегодное обследование должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок.
При проведении статических испытаний на прочность конструкции минимальная нагрузка на ступени в 180 кгс прикладывается вертикально к середине ступеньки, на ограждение горизонтальной нагрузкой в 54 кгс в точках, расположенных на расстоянии не более 1,5 м друг от друга по всей высоте лестницы, нагрузка на лестничный марш и площадку рассчитывается по формуле 2 и 3 ГОСТ Р 53254.
При испытаниях проверяют каждую 5-ую ступеньку, все марши, площадки и ограждения.
Испытание успешно пройдено, если все параметры пожарной лестницы соответствуют ГОСТ Р 53254.
Еще одно важное условие – это качественное освещение при проведении испытаний. Испытания должны проводится в дневное время
Все пролеты должны быть хорошо видны.
Для обеспечения безопасности рекомендуем приобретать полностью сертифицированную продукцию, большой выбор лестниц представлен на сайте завода ДИРС. («реклама»)
Примечание: необходимо разделять понятия эвакуационных и пожарных лестниц.
- Эвакуационные лестницы — это лестницы, предназначенные для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре
- Пожарные лестницы — это лестницы предназначенные для обеспечения тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ
Ознакомится с требованиями предъявляемым к эвакуационным лестницам.
Ручные пожарные лестницы: виды, применение
При строгих требованиях ГОСТ, описывающем обязательность наличия маршевой лестнице в доме от 6 этаже, существует ряд ручных аналогов. Сегодня подобная продукция имеется в наличие практически в каждом магазине, где реализуются огнетушители, пожарные рукава, опорные щиты. Ручные пожарные лестницы имеют собственное назначение, конструкцию, правила эксплуатации. К лестницам СНиП не применяются особые строгие нормативы. Но кроме установленных ГОСТ имеются Технические Условия обязательные к соблюдению во время производства, испытания, хранения и эксплуатации.
Лестница-палка возглавляет список ручных пожарных лестниц. Входит в состав пожарного оборудования, используется пожарными с такими целями:
- подъема в жилища людей, проникая в них через окна, например;
- таран для открытия дверей;
- достижения цели вверху помещений.
Лестница палка пожарная состоит из двух штук тетивы и 8 перекладин (ступеней). Изделия имеют свойство соединяться между собой.
Штурмовая лестница отличается наличием специальных крюков в верхней части, способствует закреплению на выступах домов, окнах, балконах, а также на кровле. Используют, как самостоятельно, так и в комбинации с трехколенной или автолестницей. Кроме навесного варианта, подходит использование лестницы в наклонном положении, прислонив верхний край к стене.
Штурмовку часто применяют, как часть снаряжения в пожарно-прикладном спорте. Несколько слов о крюках. Они крепятся к 11 и 12 ступеням, имеет зубья для лучшего сцепления с поверхностью подоконников или кровли. Надежное прилегание крюков к каркасу обеспечивают специальные коробки.
Выдвижная трехколенная лестница, фактически выдвижная модель, используется для проникновения на высоту с трехэтажный дом (это могут и заборы, деревья, столбы). В конструкцию входят три идентичных коленах, соединяющихся при вытяжке розвальцовкой. Через поперечный и подвижной блоки протянута веревка, при ее скольжении колени перемещаются. Веревочный механизм используют, как выдвижения, так и для складывания изделия в первоначальный вид.
Эти разновидности лестниц оснащаются по периметру тросами, выполняющими защитные функции, независимо от положения, в котором они используются.
Особый вид лестниц – веревочные, чаще всего они просто присутствуют в арсенале жителей домов, что помогает вовремя эвакуироваться независимо от прибытия пожарных. Ступени у таких изделий обычно деревянные. Длина может отличатся в пределах нескольких десятков, эта величина отмечается последними цифрами в маркировке товара.
Также для тушения пожаров и проникновения на верхние этажи домов используют автолестницы, закрепляющиеся на пожарных автомобилях. Они раскладные, поворотные, наклонные и применяются для подъема пожарных с целью доставить пожарный рукав, эвакуировать людей, просто в качестве подъемной силы при форс-мажорах. Состоят такие лестницы подобно трехколенным из нескольких последовательно соединенных звеньев, поэтапно выдвигающихся. Автолестницы по необходимости оснащаются съемной люлькой. Для их изготовления используют данные ГОСТ Р 52284-2004. Маркируются они в зависимости от длины стрелы: автолестница пожарная АЛ 30 (метров).
Возможные неполадки в ходе эксплуатации лестниц и варианты их устранения
Вид неполадки | Причина возникновения | Способ устранения |
Установка перестала складываться и раскладываться | Заело канат между блоками |
· необходимо достать канат, после чего разместить в обойме · настроить расстояние между обоймой и блоком |
При складывании и раскладывании устройства наблюдается перекос и большое сопротивление |
· не соблюдено расстояние у передних упоров стоек между собой · не соблюдено расстояние между задними упорами и стойкой |
Отрегулировать зазоры |
В процессе выдвижения невозможно зафиксировать конструкцию | Вышел из строя механизм остановки |
· требуется замена пружин · ремонт крюков |
6.12 Испытание выдвижной лестницы в рабочем положении на прочность по 4.2.11
Испытаниюподвергаютодноизделие.
6.12.1 Аппаратура
Комплектгрузовмассойпо (100 ± 1) кг.
СекундомерпоГОСТ 5072.
Силоваяскобаширинойот 80 до 100 мм.
6.12.2 Подготовкакиспытанию
Лестницуустанавливаютнатвердуюповерхность, выдвигаютнаполнуюдлинуиопираютна
стенуподуглом (75 ± 5)°кгоризонту.
Рисунок 12
6.12.3 Проведениеиспытания
6.12.3.1
Производятнагружениелестницыпутемподвескигрузовпоодномунаверхнююступеньку
каждогоколенаспомощьюскоб, размещенныхнаступенькахвплотнуюстетивамивсоответствиис
рисунком 12. Времявоздействиянагрузкидолжносоставлять (120 ± 1) с.
6.12.3.2
Послеснятиянагрузкипроизводятпроверкупоп. .
6.12.3.3
Изделиесчитаютвыдержавшимпроверку, еслиусилиевыдвиганияколеннепревысило
400 Нискладываниеколенлестницыпроизошлоподдействиемихсобственноговеса.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с группой 4-го дежурного караула 52 пожарной части по ПСП.
Тема: «Комбинированный подъём по 3-х коленной лестнице и ЛШ».
Вид занятия: классно-групповой. Отводимое время:90 минут.
Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний личного по теме:
«Комбинированный подъём по 3-х коленной лестнице и ЛШ».
Учебник: «ПСП»
Приказ №630.
2. РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Обучение приемам работы при комбинированном подъеме желательно проводить после изучения приемов работы с выдвижной и штурмовой лестницами
При обучении особое внимание необходимо обратить на подъем по выдвижной лестнице со штурмовой лестницей и на правильность закрепления карабина на уровне 3-го этажа.. Перед занятиями командир готовит показчиков, с помощью которых показывает выполнение упражнения. После построения отделения, объявления упражнения и объяснения его практического значения Командир показывает упражнение в — быстром темпе, затем рассказывает и показывает его в медленном темпе с разъяснением правил безопасности
После этого приступает к отработке упражнения
После построения отделения, объявления упражнения и объяснения его практического значения Командир показывает упражнение в — быстром темпе, затем рассказывает и показывает его в медленном темпе с разъяснением правил безопасности. После этого приступает к отработке упражнения.
Перед занятиями командир готовит показчиков, с помощью которых показывает выполнение упражнения. После построения отделения, объявления упражнения и объяснения его практического значения Командир показывает упражнение в — быстром темпе, затем рассказывает и показывает его в медленном темпе с разъяснением правил безопасности. После этого приступает к отработке упражнения.
Для комбинированного подъема со штурмовой лестницей по выдвижной лестнице отделение нужно построить в одну шеренгу на расстоянии 15-20 м от башни. Командира находится между отделением и лестницами.
Упражнение выполняется расчетом из трех пожарных. По команде «Со штурмовой по выдвижной (указать этаж) — марш. Пожарные № 1 и № 2 снимают с автомобиля, переносят и устанавливают выдвижную лестницу в указанном месте, пожарный № 3 снимает с автомобиля, переносит и приставляет к стене (рядом с выдвижной лестницей) штурмовую лестницу, крюком от башни.
Пожарный № 1 поднимается до окна 2-го этажа, при этом он держится левой рукой за ступеньку против груди. Пожарный № 3 берет штурмовую лестницу за тетиву под 2-й ступенькой, поднимает ее, поворачивается с лестницей налево и подает ее пожарному № 1, который принимает и кладет ее на плечо .
Приняв штурмовую лестницу, пожарный № 1 поднимается с ней до уровня окна 3-го этажа ,
Подъём по выдвижной лестнице со штурмовой
закрепляется карабином, за ступеньку выдвижной лестницы, затем снимает штурмовую лестницу с плеча, поворачивает крюком над головой, перебирая руками за тетивы, поднимает вверх и подвешивает крюком за подоконник 3-го этажа.
Техника безопасности
При работе с выдвижной лестницей необходимо ставить ее в 1,5-2 м от стены, выдвигать колена лестниц равномерно без рывков, не допуская накручивания цепи (веревки) на руки, поддерживать, равновесие лестницы во время ее выдвижения.
Подъем и спуск по выдвижной лестнице допускается после того, как она будет надежно закреплена, прислонена к зданию (сооружению) и поддержана за тетивы первого колена пожарным.
При подъеме по лестнице следует смотреть перед собой, охватывать ступени пальцами, не раскачивать лестницу,
При организации и проведении занятий по подъему на этажи учебной башни с помощью штурмовых лестниц руководитель занятия обязан лично проверить исправность лестниц, страхующего приспособления, состояние защитной подушки около учебной башни, взрыхлить ее, назначить на этажи страховщиков и проинструктировать их.
Во время работы с ручными пожарными лестницами на занятиях, учениях, пожарах не допускать более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также на штурмовую лестницу и лестницу-палку, перестановки лестницы в выдвинутом положении. Необходимо удерживать выдвижную лестницу во время подъема и спуска по ней людей, при работе с лестницы со стволом или инструментом. Пожарный, работающий со стволом или инструментом, обязан закрепиться
за ступень лестницы с помощью спасательного карабина.
Заключение
Подведение итогов, опрос по теме занятия, выставление оценочных показателей
4.Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию:
— более подробно изучить тему «Комбинированный подъём по 3-х коленной лестнице и ЛШ».
«____»_______________201__г.
Руководитель занятия: _________________
Лестница особого назначения
Теперь стоит рассмотреть, для выполнения каких работ предназначена машина пожарная с лестницей.
- Доставка боевых расчетов и оборудования на высотные здания и сооружения.
- Эвакуация людей из зоны пожара или задымления, в том числе с помощью эластичного секционного спасательного рукава типа РС-С. Применение рукава позволяет осуществлять спуск людей не способных к самостоятельному передвижению.
- Использование как высотной площадки для работы лафетного ствола, в том числе и управляемого дистанционно.
- Использование как высотного пеноподавателя в связке с пеногенератором типа ГПС-600 при создании вертикальной пенной завесы.
- Оснащение лестницы светильниками и ее эксплуатация в темное время суток в качестве вышки высотного освещения.
- Наблюдение и координация работы пожарных расчетов с вышки, как высотного командного пункта или пункта наблюдения при локализации и ликвидации масштабных пожаров на большой площади или в сложных условиях.
- Работа сложенной стрелой в качестве подъемного крана при перемещении и поднятии габаритных и тяжелых предметов.
В ряде случаев пожарной лестнице на автомобильном шасси по силам выполнить и такую работу
Естественно, с соблюдением элементарных законов физики
Габариты пожарной машины с лестницей напрямую зависят от класса подъемного механизма и применяемого автомобильного шасси, как носителя. Можно рассмотреть габариты такой машины на примере наиболее распространенного в пожарно спасательных подразделениях страны изделия типа автолестница пожарная АЛ-30 /131/ ПМ-506.
В качестве шасси используется трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗиЛ-131:
- Полная масса в снаряженном состоянии 10185 кг.
- Длина в транспортном положении 11000 мм
- Ширина в транспортном положении 2500 мм
- Высота в транспортном положении 3200 мм
Такая пожарная машина, длина лестницы которой укладывается в указанные габариты, обеспечивает вертикальную досягаемость по высоте 30 метров, с полезной нагрузкой на окончание первого колена не прислоненной лестницы в 160 кг.
АЛ по ГОСТу
Основной документ, определяющий параметры автоподъемников – ГОСТ Р 52284-2004. В нормативном акте собраны как требования к производству, так и порядок использования устройств. Согласно этому ГОСТ автолестницы пожарные должны соответствовать ряду норм.
Классификация и основные параметры
К техническим показателям устройств относятся следующие характеристики:
- предел нагрузки на конец лестницы – от 160 до 300 кг;
- высота подъема – от 10 до 60 метров;
- вес, который выдерживает люлька – от 180 до 200 кг;
- вертикальный угол подъема – от –7º до +75º.
- вес, на который рассчитана лестница при использовании ее в качестве крана – от 500 до 2 000 кг;
- наименьший угол ротации вокруг своей оси – не больше 10º.
- предельный вылет лестницы: с нагрузкой на конце – от 6 до 18 метров, без нагрузки – от 10 до 20 метров;
- габариты – не больше 12х2,5х4 метра;
- рабочая температура – от –40 ℃ до +40 ℃.
Классификация автолестниц ведется по наличию дополнительных устройств. Выделяют следующие типы АЛ:
- не оснащенная люлькой или лифтом;
- снабженная съемной люлькой;
- оборудованная лифтом, передвигающимся по конструкции;
- оснащенная и люлькой, и лифтом.
Технические требования
Пожарный коленчатый автоподъемник предназначен для использования в следующих условиях:
- расход ОТВ (огнетушащего вещества) лафетного ствола в люльке – не менее 20 л/с, рабочее давление прибора – от 0,6 МПа;
- скорость воздушных потоков на высоте подъема лестницы не превышает 10 м/с;
- установка на плоскую площадку с наклоном не больше 6º.
При таких условиях к устройству выдвигаются следующие требования:
- давление на грунт не больше 0,6 МПа;
- вес АЛ не должен превышать 95 % от массы, предназначенной для шасси;
- система выравнивания лестницы дает отклонение ступеней не выше 2º;
- максимальная скорость автомобиля – до 80 км/ч;
- главный привод АЛ дает возможность функционирования приспособления на протяжении 6 часов с дальнейшим перерывом в 50–70 минут.
Комплектность
В комплект автолестницы входят следующие элементы:
Документация: паспорт, руководство использования, гарантийный талон и сертификаты соответствия.
Пожарно-техническое вооружение – зависит от модели авто. В первую очередь учитывается цель, которой служит машина. Часто подъемники монтируются на автоцистерны, автомобили пенного тушения и т. д
Также принимается во внимание локация, в которой используют машину.
Ремонтный инструмент и запасные детали, предусмотренные комплектацией модели. Детали, не входящие в набор, можно купить у производителя.
Маркировка
Точное размещение маркировочной таблички не регламентировано – она крепится на любое свободное видное место АЛ и содержит следующую информацию:
- заводской номер изделия;
- обозначение вида лестницы;
- товарный знак и название компании-производителя;
- дата выпуска;
- название страны-производителя;
- знак соответствия.
Испытания
Проверки и испытания автолестниц проводятся в нескольких случаях:
- перед поставкой техники потребителю (заказчику);
- при проверке опытного образца АЛ на соответствие нормам ГОСТ;
- периодически – раз в три года;
- при принятии решения о внесении изменений в определенную модель АЛ.
Существует несколько общих методов проведения испытаний:
Осмотр
Следует обращать внимание на комплектность автомобиля, наличие фар, светоотражателей и прочих световых приборов, ремней безопасности люльки и лифта, отсутствие утечек и повреждений покрытий.
Замер времени, необходимого для маневров. Проводится с помощью часов или секундомера, погрешность – не больше 5 секунд
Время каждого из маневров фиксируется по 3 раза. В качестве нагрузки стрелы и люльки применяют гири.
Измерение габаритов АЛ. Определяются метрическими средствами измерения с погрешностью не больше 0,5 см.
Испытание горизонтальности ступеней. АЛ поднимают на 45º и замеряют угол наклона ступеней относительно горизонтальной плоскости. Замеры проводятся в нескольких поворотных положениях лестницы (поворотом по горизонтальной плоскости с остановкой через каждые 90º), а также с утяжелением в 120 кг.
Замер углов стрелы. Проводится при помощи приборов с погрешностью не больше 0º15′.
Замер горизонтальности поля люльки. Фиксируется по двум осям устройства – вертикальной и горизонтальной.
Испытание ловителей кабины лифта. В ходе проверки имитируется обрыв тягового каната для элеватора без нагрузки, с 50 %-й и 110 %-й нагрузках поочередно.
Определение грузоподъемности АЛ при использовании в качестве подъемного крана (на крюк кранового аппарата подвешивают груз, равный 110 % от номинального).
Определение максимальной скорости автомобиля. Замеряется на отрезке дороги в 1 км.
Замер давления на грунт. Определяется динамометрами с диапазоном от 0 до 15 000 кг.
Периодичность упражнений
Первый месяц необходимо уделить адаптации организма к нагрузкам. Частота тренировок – три раза в неделю. Отдых между занятиями – минимум один день.
Примерный план для начинающих
Дни тренировок: понедельник, среда, пятница.
Разминка 5 минут:
- 10 наклонов;
- 10 приседаний;
- 10 выпадов;
- вращения руками и корпусом.
Фото 2. Еще один пример простых упражнений для похудения, которые можно выполнять на ступеньках лестницы.
Ходьба – 5 этажей подъем, 5 этажей спуск. 3 подхода без остановки. Заминка в домашних условиях – растяжка 5 минут. Вторник, четверг, суббота, воскресенье — выходные от бега.
Вначале делается разминка, затем выполняются следующие упражнения:
- 15 скручиваний по 3 подхода.
- Ножницы – 20 по 4 подхода.
- Планка в течение минуты. 3 раза, отдых 3 минуты.
Со второй недели занятий нужно постепенно наращивать количество и высоту подъемов и спусков. После месяца адаптации можно приступать к бегу по ступенькам.
Более сложные тренировки
Дни занятий: понедельник, среда, пятница. Разминка 5-10 минут:
- 30 наклонов;
- 20 приседаний;
- 10 выпадов;
- вращения руками и корпусом.
Бег: подъем 5 этажей, спуск 5 этажей. 3 подхода, отдых между подходами 2 минуты.
Постепенно нужно доводить время забегов до 60 минут. Заминка в домашних условиях: растяжка 5-10 минут.
Вторник, четверг, суббота, воскресенье – упражнения на пресс, отжимания.
Внимание! Данный план является примерным. Программа составляется индивидуально в зависимости от уровня физической подготовки и удобных для занятий дней
Вред
К противопоказаниям не относится боязнь побеспокоить соседей или собственная лень ????
- гипертония;
- болезни сердечно-сосудистой системы;
- варикоз;
- индекс массы тела, превышающий 33;
- сколиоз;
- проблемы с суставами нижних конечностей;
- нарушения работы сосудов.
- травмы различного характера (колено, голеностоп, тазобедренный сустав).
Даже при уверенности в своем здоровье не помешает консультация врача. А уж при наличии любой из вышеописанных проблем использовать ходьбу по лестнице как средство для борьбы с лишними килограммами нужно только после беседы с врачом-специалистом. Но отказываться от ходьбы по ступеням совсем, как от полезной для организма привычки, не стоит.
Штурмовая лестница (штурмовка)
Штурмовая лестница (ЛШ) (в просторечье (сленг) – «штурмовка») – это лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных опорными ступеньками и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность.
Лестницы могут быть изготовленными из дерева или металла.
Лестница штурмовая (лестница-штурмовка) деревянная |
Лестница штурмовая (лестница-штурмовка) деревянная |
Лестница штурмовая (лестница-штурмовка) деревянная |
Лестница штурмовая (лестница-штурмовка) металлическая |
Назначение ЛШ
Предназначена для подъема пожарных по наружной стене на этажи зданий и сооружений, для обеспечения работ при вскрытии кровли на крутых крышах, а также для учебно-тренировочных занятий и соревнований. Наиболее успешно штурмовую лестницу применяют в сочетании с трехколенной выдвижной лестницей или автолестницей.
Применение штурмовой лестницы
Устройство и схема ЛШ
Схема штурмовой лестницы
1 и 4 – тетивы; 2 и 5 – ступени; 3 и 6 – металлические стяжки; 7 – крюк
Тетивы 1 и 4 лестницы соединены тринадцатью ступенями 2 и 5. Кроме того, они в пяти местах стянуты металлическими стяжками 3 и 6. На трех верхних ступенях закреплен крюк 7. Нижние концы тетив заостренные.
Стальной крюк, при помощи которого подвешивают лестницу, имеет хвостовую и консольную части. В хвостовой части для уменьшения деформации ступеней приварены коробчатые втулки. Для уменьшения массы крюка в его консольной части высверлены отверстия, повышение жесткости крюка достигается приваренными продольными металлическими плоскостями (ребра жесткости).
Форма крюка обеспечивает по всей длине равную прочность его конструкции при действии изгибающих усилий, а зубья предотвращают скольжение по опорной плоскости.
На внутренней стороне деревянных лестниц с обеих сторон ступеней проложены в пазах стальные канатики, закрепленные за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначены для предотвращения несчастных случаев при изломе тетив. На нижних концах тетив установлены башмаки, а на верхних-наконечники.
Металлические лестницы изготавливаются из алюминиевого сплава Д16Т.
Характеристики ЛШ
Длина лестницы, мм: | 4100 |
Ширина, мм | 300 |
Вынес крюка, мм | 650 |
Расстояние между тетивами, мм | 250 |
Шаг между ступенями, мм | 340 |
Масса, кг, не более | 10 |
Испытание ЛШ
Порядок испытания лестницы штурмовой
Один раз в год и после каждого ремонта ЛШ должна испытываться. Перед использованием их на соревнованиях на них предоставляются акты проверки. Запрещается использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или такие, которые не прошли испытаний.
Внешним осмотром у лестницы-штурмовой проверяется состояние крюка и страховочных тросов деревянной лестницы. Крюк не должен быть искривленным и шататься. Страховочный трос должен быть целым и находиться в пазах тетив.
Испытания на прочность лестницы-штурмовой состоит из двух частей: испытание тетивы и крюка.
При испытании на прочность тетив лестница-штурмовой подвешивается на 2-3 зубах крюка, расположенных ближе к тетивам. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс). Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.
При испытании на прочность крюка лестница-штурмовой подвешивается за большой зуб крюка. В обоих тетив на высоте второй ступени снизу прикладывается нагрузка (1,6±0,05) кН ((160±5) кгс). Лестница выдерживается при указанном нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.
После испытаний лестница-штурмовая не должна иметь остаточной деформации, повреждений деталей и трещин крюка, что определяется визуально. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.