Что такое беспилотный летательный аппарат (бпла), какие они бывают и где применяются

«Ассортимент беспилотников растёт»

По словам экспертов, беспилотные аппараты различных типов с каждым годом будут всё чаще использоваться, в том числе на поле боя и при диверсионных атаках. При этом террористы применяют не только гражданские дроны, но и создают простейшие БПЛА самолётного типа, которые могут нести больше поражающих элементов.

Как полагают аналитики, использование таких доступных аппаратов может иметь серьёзные последствия. В качестве одного из наиболее резонансных примеров атак дронами они привели нападение на нефтяные заводы в Саудовской Аравии в 2019 году, которое серьёзным образом повлияло на котировки чёрного золота в мире.  

  • Последствия атаки дронов на НПЗ в Саудовской Аравии
  • AFP

По его словам, в случаях с небольшими дронами, которыми могут управлять террористы, основным методом борьбы является создание «электромагнитных помех, которые могут нарушать работу самого дрона или заблокировать канал его связи с оператором или координационным центром».

Более сложным видом противодействия является попытка испортить электронные «мозги» дрона, считает Корнев.

«Использовать системы наведения, чтобы сам дрон «сошёл с ума», сложнее, но такое тоже возможно. С помощью достаточно мощных источников электромагнитного излучения, направленного на обнаруженный объект, можно этого добиться, но здесь работы, насколько я знаю, только ведутся», — заявил аналитик.

Об актуальности создания противодронных систем в беседе с RT сказал и эксперт рабочей группы «АЭРОНЕТ» Эдуард Багдасарян.

«Потребность в средствах борьбы с беспилотниками сегодня очень высокая. Таких систем немало, но в основном они на стадии разработки или доводки. Их только начинают использовать», — подчеркнул он.

Также по теме


Радиолокационный купол и радиоэлектронный удар: как работают новейшие российские средства РЭБ

В Подмосковье российские военнослужащие применили на занятиях комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Борисоглебск-2», ‹Инфауна» и…

Багдасарян отметил, что основная проблема в борьбе с небольшими дронами — непредсказуемость действий злоумышленников.

«Главной сложностью при использовании высокоточного оружия против небольших беспилотных аппаратов является фактор неожиданности. Их нужно отслеживать и быть готовыми к тому, чтобы уничтожить», — считает эксперт.

При этом аналитики сошлись во мнении, что на сегодняшний день Россия занимает лидирующие позиции в создании комплексов РЭБ.

«Системы радиоэлектронной борьбы для СССР и России — это традиционно приоритетная область, ей уделялось и уделяется большое внимание. В России сохранилась радиотехническая промышленность и школа создания электронных систем

Этот советский задел удалось сохранить и развить. Россия входит в число мировых лидеров по созданию радиоэлектронных систем этого класса», — заключил Корнев.

История беспилотных летательных аппаратов / БПЛА

Неважно то, что сегодня мы речь ведем о беспилотниках, история этих аппаратов начинается скорее на воде чем в воздухе. В конце XIX века, если быть точными, то в 1899 году, небезызвестный изобретатель, физик и инженер Никола Тесла сконструировал и продемонстрировал общественности первый в мире радиоуправляемый кораблик, что не осталось незамеченным в ученой среде и дало свой толчок развитию сферы управляемых объектов

Несмотря на общий посыл Николы Тесла, следующим «беспилотником» оказалось не судно, а самый обыкновенный летательный аппарат. Военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году, вдохновленный успехами братьев Райт, предложил создать летательный аппарат управляемый не человеком, а часовым механизмом, который в определенное время сбрасывал свои крылья и падал на врага. Удивительно, но, несмотря на инновационную и экстравагантную идею, Кеттерингу дали зеленый свет и с помощью финансирования из армии США ему удалось создать несколько рабочих моделей. Увы, после нескольких испытательных полетов, прошедших с переменным успехом, проект по не многу сошел на нет и в боевых действиях во время Первой Мировой войны разработка участия не принимала.

DH.82B Queen Bee – БПЛА-мишень

Впрочем, по-настоящему прорывным для беспилотников XX века стал 1933 год, который официально считается родоначальником всех дальнейших разработок. Именно в этот год, силами инженеров Великобритании был разработан первый БПЛА, который, к слову сказать, был ко всему прочему многократного использования. Проект получил название DH.82B Queen Bee, и представляли собой отреставрированные модели бипланов Fairy Queen, которыми дистанционно управляли с корабля по радио. И именно этому беспилотнику было суждено стать самолетом-мишенью для будущих асов и зенитчиков. DH.82B Queen Bee служил ВВС ее Величества с 1934 года по 1943.

Естественно, мимо подобного новшества во время Второй Мировой войны не могли пройти мимо ни Германия, ни СССР, ни США. Так, например, Германия использовала управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, которые успешно показали себя во время ведения боевых действий в Средиземном море, однако в массовое производство суждено было попасть не им, а «самолету-снаряду» ракете Фау-1, а с 1942 года, Фау-2. А вот в СССР времен Второй Мировой проектируемым конструкциям воплотиться в реальность не удалось, несмотря на попытки авиаконструктора Василия Никитина. Именно его стараниями существовал проект беспилотной летающей ракеты, чья дальность полета составляла от 100 км и более при скорости в 700 км/ч, но как уже говорилось, проект остался лишь на бумаге. Впрочем, в 1941 году СССР был успешно применен тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в качестве беспилотного самолета для подрывов мостов.

Немецкая Фау-1

А вот США пошли по стопам Великобритании и запустили в массовое производство беспилотники Radioplane QQ-2, которые использовали как самолеты-мишени. Более того, за время Второй Мировой, фирма Radioplane создала для ВВС США почти 15 тысяч подобных БПЛА, в том числе модели QQ-3 и QQ-14. Интересно, что авторство данных беспилотников принадлежит Дени Ридженатальту, который в 30-ых года XX века был преуспевающим актером и по происхождению являлся британцем. Однако позже проявил интерес к радиоуправляемым моделям, а в 1934 году открыл свой магазин в качестве хобби. Однако наиболее успешной разработкой США можно считать беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1, который сравним лишь с Фау-1 и может считаться первым в мире беспилотным летательным аппаратом подобного типа и специализации. По 1944 год было выпущено несколько модификаций TDR-1: XTDR-1, TDR-1, XTD2R-1, XTD3R-1, XTD3R-2, TD3R-1. Однако, несмотря на обилие модификаций, в серийный выпуск попали лишь сам TDR-1 – более 180 штук и TD3R-1 – заказ в 40 штук, который, впрочем, позже был отменен.

Модель американского Interstate TDR-1

Несмотря на то, что после Второй Мировой войны БПЛА так или иначе активно использовались лишь США и СССР, на данный момент ведущим лидером в разработке и применении беспилотников считается именно США. Достаточно сказать лишь то, что в 2012 году беспилотные летательные аппараты, состоявшие на вооружении ВВС США, составили 7494 штук, в то время как пилотируемых аппаратов насчитывается почти 11 тысяч.

В данный момент по значимости развития технологий в данной сфере необходимо отметить не только США, но и Россию, Израиль, а так же Великобританию, расширившую свой парк беспилотных летательных аппаратов в марте 2014 года.

БПЛА Аэростатического типа¶

БПЛА аэростатического типа (blimps) – это особый класс БПЛА, в котором
подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы,
действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием).
Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями (рисунок —
21)

Дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый) – летательный аппарат легче
воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно
это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и
системы управления ориентацией благодаря которой дирижабль может
двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных
потоков.

Рисунок — БПЛА аэростатического типа

Отличительное преимущество дирижабля — большая грузоподъемность и
дальность беспосадочных полетов. Достижимы более высокая надежность и
безопасность, чем у самолетов и вертолетов. (Даже в самых крупных
катастрофах дирижабли показали высокую выживаемость людей.) Меньший, чем
у вертолетов, удельный расход топлива и, как следствие, меньшая
стоимость полета в расчете на единицу массы перевозимого груза. Размеры
его внутренних помещений могут быть очень велики, а длительность
нахождения в воздухе может измеряться неделями. Дирижаблю не требуется
взлетно-посадочной полосы (но зато требуется причальная мачта) — более
того, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землей
(что, впрочем, осуществимо только при отсутствии сильного бокового
ветра).

Рисунок — Дирижабль для аэрофотосъемки

Наиболее типичные применения современных беспилотных дирижаблей – это
реклама и видеонаблюдение (рисунок — 22). Однако в последние годы их все
чаще заказывают телекоммуникационные компании для использования в
качестве ретрансляторов сигналов. Существуют также проекты постройки
дирижаблей очень большой грузоподъемности – 200-500 тонн.

Привлекают внимание новые концепты дирижаблей, имеющие, как правило,
нетрадиционные форму оболочки и способ движения. Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий»

Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км

Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км.

Классификация БПЛА по принципу полёта

По принципу полёта БПЛА можно разделить: на БПЛА с жёстким крылом (самолётного типа); с гибким крылом; с вращающимся крылом (вертолётного типа);  с машущим крылом; аэростатического типа, а также на различные гибридные подклассы аппаратов, которые трудно однозначно отнести к какой-либо из перечисленных групп. Особенно много таких БПЛА, которые совмещают качества аппаратов самолётного и вертолётного типов.

БПЛА самолётного типа

У БПЛА самолётного типа подъёмная сила создаётся аэродинамическим способом за счёт напора воздуха, набегающего на неподвижное крыло. Аппараты такого типа, как правило, отличаются большей длительностью полёта, максимальной высотой полёта и высокой скоростью. БПЛА самолётного типа различаются по взлётной массе и бывают лёгкие (взлётная масса меньше 20 кг; выполнены в основном по схеме «летающее крыло», обладающей наибольшей несущей площадью и полезным объёмом при минимальных габаритах; используется в основном электродвигатель; время полёта около 1 ч, высота полёта до 1 км), средние (от 20 до 200 кг; наряду с электродвигателями применяют современные ДВС малой кубатуры; время полёта несколько часов и высота до 3–5 км); тяжёлые (более 200 кг, время полёта 10–12 ч и высота до 9–10 км; базируются на аэродромах, могут взлетать и садиться на асфальтовые и грунтовые аэродромы, а также взлетать с катапульты или с использованием твердотопливных ускорителей; в основном применяются бензиновые двигатели внутреннего сгорания, чаще всего 4-цилиндровые, имеют гиростабилизированную поворотную платформу для установки полезной нагрузки), сверхтяжёлые (более 1500 кг; высота полёта до 20 км, время полёта 24 ч и более; такие аппараты появились сравнительно недавно и мало распространены, используются как аппараты-аналоги пилотируемых самолётов и сверхдальние стратегические разведчики).

БПЛА с гибким крылом

Это дешёвые и экономичные летательные аппараты аэродинамического типа, в которых в качестве несущего крыла используется не жёсткая, а гибкая (мягкая) конструкция, выполненная из ткани, эластичного полимерного материала или упругого композитного материала, обладающего свойством обратимой деформации. В этом классе БПЛА можно выделить беспилотные моторизованные парапланы, дельтапланы и БПЛА с упруго деформируемым крылом. Крыло в аппаратах такого типа выполняется из композитного материала с большой степенью упругости. Это позволяет сворачивать крыло без опасения потерять его форму.

БПЛА вертолётного типа

БПЛА с вращающимся крылом. Подъёмная сила у аппаратов этого типа также создаётся аэродинамически, но не за счёт крыльев, а за счёт вращающихся лопастей несущего винта (винтов). Крылья либо отсутствуют вовсе, либо играют вспомогательную роль. Очевидными преимуществами БПЛА вертолётного типа являются способность зависания на месте и высокая маневренность, поэтому их часто используют в качестве воздушных роботов.

БПЛА с машущим крылом

Основаны на бионическом принципе – копировании движений, создаваемых в полёте летающими живыми объектами – птицами и насекомыми.

БПЛА аэростатического типа

Особый класс БПЛА, в котором подъёмная сила создаётся преимущественно за счёт архимедовой силы, действующей на баллон, заполненный лёгким газом (как правило, гелием). Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями.

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс — 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков — Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия — Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.


БПЛА в бою

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

  • фоторазведка;
  • радиотехническая разведка;
  • цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя . Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator. На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.


Беспилотник на марше

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия — «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Фармацевт

В Руанде, Танзании, Папуа-Новой Гвинее, Гане и других странах дроны приспособили для доставки медикаментов, крови для переливания, вакцин и даже трансплантатов. В этой миссии задействовали беспилотники калифорнийской компании Zipline, тесно сотрудничающей с международной организацией «Врачи без границ».

Дрон доставляет препараты в Гане

В нескольких американских штатах запустили тестирование такой доставки. Так, в Балтиморе удалось с помощью дрона оперативно перевезти почку для трансплантации.

Дрон перевозит почку для трансплантации в США

А в Индии начали тестировать доставку вакцин против коронавируса с помощью БПЛА.

Медицинские дроны: как использовались беспилотники в борьбе с COVID-19

Беспилотный строй

По мнению экспертов, говоря об интеграции БПЛА с боевыми пилотируемыми самолётами, Сергей Дронов, скорее всего, имел в виду связку беспилотного разведывательно-ударного комплекса С-70 «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57.

На данный момент «Охотник» является самым крупным российским БПЛА — его взлётный вес составляет 25 т. По информации СМИ, машина выполнена с применением технологий малозаметности «стелс» и принципа «летающего крыла». Подробные характеристики «Охотника» не раскрываются, но известно, что С-70 может совершать полёт дальностью до 5 тыс. км, развивая при этом скорость не менее 1000 км/ч. При этом БПЛА способен брать на борт до 3 т вооружений.

Предполагается, что серийные поставки «Охотника» начнутся в 2024 году.  

В свою очередь, Су-57 — новейший многофункциональный российский истребитель. В 2019 году началось серийное производство самолёта, а также был заключён контракт с МО РФ на поставку 76 машин.

Так же, как и «Охотник», Су-57 выполнен по технологии «стелс». Он предназначен для уничтожения «всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей противника с преодолением систем ПВО», отмечается на сайте компании «Сухой».

Впервые совместный полёт Су-57 и С-70 совершили в сентябре 2019 года. Как пояснили тогда в Минобороны, во время испытательного полёта было отработано взаимодействие между беспилотником и Су-57 «по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения».

Помимо «Охотника», в России на завершающем этапе находится разработка ещё одного тяжёлого беспилотника — «Альтиус-У» массой около 6 т. Предполагается, что, помимо выполнения разведывательных задач, он сможет наносить удары по противнику. Первый полёт «Альтиус-У» совершил в августе 2019 года.

Кроме того, в российские войска начались поставки беспилотного комплекса «Орион», разработанного Группой «Кронштадт». Акт приёмки первых трёх машин был подписан 20 апреля 2020 года. Масса данной машины составляет 1 т. Она предназначена для воздушной разведки, патрулирования и топографической съёмки местности. БПЛА может находиться в воздухе не менее 24 часов, максимальная высота полёта составляет 7,5 тыс. м. Ранее также сообщалось, что во время испытаний машины отрабатывалось использование на ней ударных систем.

Помимо этого, в российских ВС уже на протяжении нескольких лет активно используются беспилотники «Орлан-10» и «Форпост», которые предназначены для воздушной разведки.  

Разновидности БПЛА

Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.

Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:

Ультралегкие. Это самые легкие БПЛА, вес которых не превышает 10 кг. В воздухе они могут провести в среднем час, практический потолок составляет 1000 метров;
Легкие. Масса таких машин достигает 50 кг, подняться они способны на 3-5 км и провести в работе 2-3 часа;
Средние. Это серьезные устройства массой до тонны, их потолок составляет 10 км, и в воздухе они могут без приземления провести до 12 часов;
Тяжелые. Крупные летательные аппараты весом более тонны, способны подняться на высоту 20 км и без приземления отработать более суток.

Неуправляемые

Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.

Дистанционного управления

Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.

Беспилотник на учениях

Автоматические

В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.

1.2 Управляемые авиационные бомбы

В ряде локальных конфликтов, в том числе в Югославии, в Ираке широкое применение получили управляемые авиационные бомбы.

Определение:  УАБ – бомбы, снабженные системой управления, которая позволяет сделать ее промах относительно цели минимальным .

Работы в этом направлении ведутся в Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Швеции, Израиле, Японии, лидером же в разработке УАБ являются США. Производство этого класса ЛА ведется в двух направлениях:

1. массовое,

2. специальное, создаваемое для выполнения особых заданий, характеризующееся, например, высокой точностью, специальной боевой частью и т.п.

Важной характеристикой каждого боеприпаса считается отношение массы БЧ к его общей массе. У неуправляемых АБ это отношение близко к 1, у авиационных управляемых ракет класса «воздух-поверхность» оно составляет 0.2…0.5, а для УАБ это отношение примерно равно 0.7…0.9. Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км

Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км.

По оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами являются:

  1. повышение точности попадания в цель в 4…10 раз,
  2. сокращение расхода боеприпасов в 5…25 раз в зависимости от типа цели,
  3. уменьшение числа самолето-вылетов в 2…20 раз и числа заходов на цель,
  4. повышение живучести самолетов-носителей,
  5. сокращение затрат на выполнение боевой операции в 2…30 раз,
  6. возможность избирательного поражения цели .

В последних локальных конфликтах роль УАБ постоянно увеличивается, так как они сочетают:

  • высокую точность попадания в цель,
  • достаточно мощную БЧ,
  • относительно низкую стоимость.

В настоящее время сформировались два подвида УАБ: корректируемые (КАБ) и планирующие.

Определение:  КАБ – это УАБ, траектория движения которой формируется таким образом, чтобы минимизировать величину ее отклонения от баллистической траектории (неуправляемой), проходящей через цель и лежащей в пределах «трубки» рассеивания бомбы.

Определение:  Управляемая планирующая авиационная бомба – это УАБ, в траектории движения которой содержится четко выраженный планирующий участок и дальность действия которой превышает баллистический относ УАБ. Как правило, эти АБ используется в составе ударного авиационного комплекса для выполнения наиболее сложных боевых задач, причем без вхождения самолетов в зону действия объектов противовоздушной обороны, а КАБ применяются для поражения широкого класса малоразмерных прочных целей при частично или полностью подавленной ПВО .

Какие военные беспилотники есть в России

Как сообщал «Интерфакс», по официальным данным на вооружении российской армии есть только небольшие беспилотники-разведчики, например, «Элерон-3» — комплекс с БЛА ближнего действия, который предназначен для ведения воздушной фоторазведки объектов противника и выдачи данных для целеуказания ударным (огневым) средствам, ретрансляции радиосигнала.

Как создать цифровую витрину для налогового мониторинга
ИТ в госсекторе

Также на вооружении России есть комплекс «Леер», который состоит из передвижного пункта управления на базе автомобиля Камаз-5350 и комплексов с БЛА («Орлан-10»), способных блокировать диапазоны всех сотовых сетей условного противника в радиусе 6 км. Еще один беспилотник-разведчик — «Форпост», разработанный «РТИ системы» на базе израильского беспилотника IAI Searcher II.

Среди тяжелых ударных беспилотников в наиболее продвинутой стадии находятся работы по 20-тонному беспилотнику «Охотник» разработки компании «Сухой». Минобороны 19 июля 2021 г. обратилось к промышленности с просьбой ускорить проведение испытаний и приступить к поставкам «Охотника». Длина беспилотника составляет 14 м, размах крыла — 19. «Охотник» имеет дозвуковую максимальную скорость полета и выполнен с применением материалов, снижающих радиолокационную заметность. Первый его полет состоялся в августе 2019 г., пишут «РИА новости».

Среди тяжелых беспилотников на вооружении России сейчас есть «Альтиус» массой 6 тонн (производитель уральский завод гражданской авиации). В феврале 2021 г. Минобороны подписало контракт о поставке первой партии ударных беспилотников «Альтиус», пишет «Интерфакс». Такие дроны будут оснащать средствами спутниковой связи и элементами искусственного интеллекта, способного взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами.

Южная Корея

  • Korea Aerospace Night Intruder NI-100N или DUV-4, тактическая разведка средней дальности
  • Korea Aerospace RQ-101, ближнего действия для тактической разведки
  • Korea Aerospace RQ-102, ближнего действия для тактической разведки, обнаружения и целеуказания, а также оценки боевых повреждений
  • Беспилотный вертолет Korea Aerospace Night Intruder 600VT , VTOL (Vertical Takeoff and Landing) для разведывательных миссий
  • Korean Air Aerospace КУС-7
  • Korean Air Aerospace KUS-9 тактическая разведка средней дальности
  • Korean Air Aerospace KUS-FS MALE , БПЛА средней высоты и большой продолжительности действия (MALE)
  • Korean Air Aerospace KUS-VH , Беспилотный вертикальный вертолет
  • Korean Air Aerospace KUS-FC , беспилотный боевой самолет со скрытностью
  • Uconsystem Remo Eye 006B
  • Uconsystem Remo Eye 002B
  • Uconsystem T-ротор
  • Uconsystem Drone Killer

БПЛА — преимущества

В современных условиях, когда войска стали более технологичны, беспилотники могут стать одним и ведущих типов вооружений. В настоящее время БПЛА применяются для:

  • ведения разведки;
  • корректировки огня;
  • создания ложных целей для противника;
  • для нанесения непосредственного удара.

В дальнейшем спектр задач, выполняемых беспилотными летательными аппаратами, будет только расширяться за счет развития науки, технологий, инженерной мысли.

Одним из неоспоримых преимуществ беспилотников является их низкая стоимость в сравнении с пилотируемыми летательными аппаратами. Условный беспилотник будет в десятки раз дешевле, чем самолёт или вертолёт, а учитывая, что для последних нужна дорогостоящая наземная инфраструктура, разница в конечных суммах может отличаться в сотни раз.

Беспилотники достаточно мобильны, их проще обслуживать, ими проще управлять. Кроме того, они способны выполнять реальные боевые задачи в тех условиях, в которых человек не сможет этого сделать физически, так как перегрузки будут запредельными.

Ну и, пожалуй, главный плюс данного типа вооружений. Применение беспилотников не несёт в себе рисков потери живой силы со стороны тех, кто эти аппараты применяет. Удар по истребителю или вертолёту зачастую влечёт смерть пилота. Если собьют БПЛА, войска получают только потери в технике, но не в живой силе.

Поймать в «Силок»

Комплексы радиоэлектронной борьбы «Силок» были разработаны московским оборонным концерном «Созвездие» (входит в «Ростех»). Они предназначены для обнаружения и нейтрализации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) без физического воздействия на цель. Устройство в автоматическом режиме находит БПЛА, определяет их координаты, а затем выводит из строя каналы управления, телеметрии и связи, в результате чего дроны оказываются непригодными к использованию.

ТТХ данного аппарата не были опубликованы в открытом доступе. Известно лишь, что «Силок» способен гарантированно подавлять аппаратуру БПЛА на расстоянии более 4 км от своего места нахождения.

Также по теме


«Будущее за гибридными комплексами»: какие новейшие российские средства ПВО могут усилить защиту от БПЛА

Российские специалисты создают комплексы ПВО нового поколения, предназначенные для противодействия беспилотникам. Об этом сообщил…

Впервые для перехвата беспилотников комплекс был применён в 2018 году на учениях ОДКБ «Нерушимое братство — 2018». Согласно сценарию манёвров, «боевики» отправили ударные беспилотники к лагерю беженцев. Чтобы противодействовать им, военные развернули комплексы «Силок», с помощью которых засекли и перехватили управление БПЛА, после чего посадили их в безопасное место.

Осенью того же года «Силок» заступил на боевое дежурство на российской военной базе в Таджикистане.

«Новейшие комплексы РЭБ будут размещены на территории соединения и повысят антитеррористическую защищённость российских военных объектов в Таджикистане. Новая техника РЭБ, поставляемая в войска Центрального военного округа, существенно повышает боевую мощь соединений и воинских частей округа», — сообщалось тогда на сайте Минобороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector