Почему мультиметр показывает неправильное напряжение?

Проверка батарейки

Если хотят проверить исправность и провести ремонт индикатора мультиметра, то обычно прибегают к помощи дополнительного прибора, выдающего сигнал подходящей частоты и амплитуды (50-60 Гц и единицы вольт). При его отсутствии можно воспользоваться мультиметром типа M832 с функцией генерации прямоугольных импульсов (меандра).

После этого следует присоединить конец одного щупа к общему выводу исследуемого индикатора (он расположен в нижнем ряду, крайний слева), а другим концом поочередно прикасаться к сигнальным выводам дисплея.

При этом все его сегменты должны загораться один за другим согласно разводке сигнальных шин, с которой следует ознакомиться отдельно. Нормальное «срабатывание» проверяемых сегментов во всех режимах свидетельствует о том, что дисплей исправен.

Последнее замечание касается лишь постоянных величин, при измерении которых мультиметр хорошо защищён по перегрузкам. Серьёзные затруднения с выявлением причин отказа прибора чаще всего встречаются при определении сопротивлений участка цепи и в режиме прозвонки.

В данном режиме характерные неисправности, как правило, проявляются в измерительных диапазонах до 200 и до 2000 Ом. При попадании на вход постороннего напряжения, как правило, сгорают резисторы под обозначениями R5, R6, R10, R18, а также транзистор Q1. Кроме того, нередко пробивается и конденсатор C6. Последствия воздействия постороннего потенциала проявляются следующим образом:

  1. при полностью «выгоревшем» триоде Q1 при определении сопротивления мультиметр показывает одни нули;
  2. в случае неполного пробоя транзистора прибор с разомкнутыми концами должен показывать сопротивление его перехода.

Обратите внимание! В других режимах измерения этот транзистор замкнут накоротко и поэтому влияния на показания дисплея не оказывает. Обследование и ремонт неработающего мультиметра, неисправность которого не связана с уже рассмотренными случаями, рекомендуется начинать с проверки напряжения 3 Вольта на питающей шине АЦП

При этом в первую очередь необходимо убедиться в том, что отсутствует пробой между питающим выводом и общей клеммой преобразователя

Обследование и ремонт неработающего мультиметра, неисправность которого не связана с уже рассмотренными случаями, рекомендуется начинать с проверки напряжения 3 Вольта на питающей шине АЦП. При этом в первую очередь необходимо убедиться в том, что отсутствует пробой между питающим выводом и общей клеммой преобразователя.

Пропадание элементов индикации на экране дисплея при наличии питающего преобразователь напряжения с большой долей вероятности свидетельствует о повреждении его схемы. Такой же вывод можно сделать и при выгорании значительного количества схемных элементов, расположенных поблизости от АЦП.

Ремонт потребуется, если возникли неисправности, связанные с пропаданием контакта в круговом галетном переключателе. Это проявляется не только в том, что не включается мультиметр, но и в невозможности получить нормальное соединение без сильного нажатия на галетник. Объясняется это тем, что в дешёвых китайских мультиметрах контактные дорожки редко покрываются качественной смазкой, что приводит к их быстрому окислению.

При эксплуатации в пыльных условиях, например, они через какое-то время загрязняются и теряют контакт с переключающей планкой. Для ремонта этого узла мультиметра достаточно удалить из его корпуса печатную плату и протереть контактные дорожки ваткой, смоченной в спирте. Затем на них следует нанести тонкий слой качественного технического вазелина.

Как измерить напряжение на батарейке? Необходимо черный щуп законтачить с ее минусом, красный — с плюсом, и выставить границу на 20 DCV. Для любых домашних батарей и аккумуляторов этого достаточно. Для сравнения: аккумулятор легкового автомобиля выдает 13-14 В. Только мощные аккумуляторы грузовиков предназначены для напряжения 24 В и выше.

Мультиметр покажет сохранившийся заряд батареи. Если вы перепутали полярность — ничего страшного, просто на экранчике появится знак «-».Проверяя батарейку, учтите, что «свежая» батарейка должна выдавать значение вольтажа немного больше, чем указано на ее корпусе.

Прижимая щупы к контактам батарейки или аккумулятора, удара током бояться не стоит: порог чувствительности человеческой кожи — 36 В. Даже 20 В вы не почувствуете. Но проверяя ток во вскрытом электроприборе или розетке, нужно быть осторожным. Нельзя использовать щупы с поврежденной изоляцией.

Убедитесь в правильности подключения щупов.

Поставьте режим измерения сопротивления. Он обозначается символом Ω.

Прикоснитесь щупами к выводам резистора и посмотрите на экране его сопротивление.

Зачем нужно делать замеры

Электросеть – опасная и сложная инженерная система, требующая навыков работы и обеспечения безопасности.

По ряду причин в ней могут возникать неисправности и поломки. Для их контроля и предотвращения, необходимо проводить измерения. Также к поломке либо нестабильной работе электроприборов и оборудования может привести несоответствие напряжения электросети номиналу, причём опасно как превышение, так и недостаточное.

Что нужно делать, чтобы избежать перегрузки электросистемы — достигнуть этого можно за счет верного использования электрики и замеров. При помощи мультиметра, определять необходимые параметры можно заняться самостоятельно, не привлекая квалифицированных специалистов электролабораторий.

Тестирование АЦП

Прежде чем говорить о ремонте, необходимо провести проверку. Простым способом тестирования АЦП на пригодность к дальнейшей эксплуатации является прозвонка его выводов с использованием заведомо исправного мультиметра того же класса. Отметим, что для такой проверки не подходит случай, когда второй мультиметр неправильно показывает результаты измерений.

При подготовке к работе прибор переводится в режим «прозвонки» диодов, а измерительный конец провода в красной изоляции подсоединяется к выводу микросхемы «минус питания». Вслед за этим чёрным щупом последовательно касаются каждой из её сигнальных ножек.

Так как на входах схемы имеются защитные диоды, включённые в обратном направлении, после подачи прямого напряжения от стороннего мультиметра они должны открыться.

Факт их открытия фиксируется на дисплее в виде падения напряжения на переходе полупроводникового элемента. Аналогично проверяется схема при подключении щупа в чёрной изоляции к контакту 1 (+ питания АЦП) с последующим касанием всех остальных выводов. При этом показания на экране дисплея должны быть такими же, как в первом случае.

Как проверить диодный мост генератора мультиметром

Диодный мост в генераторе является своеобразным выпрямителем, с помощью которого переменный ток, вырабатываемый генератором, преобразуется в постоянный. В него входят полупроводниковые диоды в количестве 6 штук, 3 из них – с положительным значением, а 3 – с отрицательным. Каждая из этих групп пропускает ток только в одном, строго определенном направлении.

Переменный ток используется тогда, когда его нужно передать на дальнее расстояние. Для электроприборов, установленных в автомобиле, требуется постоянный ток, в том числе и для зарядки аккумулятора. Поскольку генератор способен вырабатывать лишь переменный ток, то для преобразования в постоянный ток как раз и нужен диодный мост.

В конструкцию входят две металлические пластины, проводящие электрический ток. На их плоскости в порядке очередности устанавливаются диоды. Переменное напряжение, выдаваемое генератором, изменяет направление, в котором движутся электроны. Для того чтобы получить постоянное напряжение, требуется перенаправить их движение в так называемую неправильную сторону, в результате дальнейшей работы фаз будет создаваться постоянный ток. В данной схеме аккумуляторная батарея служит своеобразным конденсатором, который успешно гасит колебания напряжения. При необходимости следует проверить генератор с помощью мультиметра.

Довольно часто происходит выход из строя диодного моста. Подобная ситуация возникает при несоблюдении полярности аккумулятора, или замыкании электрической цепи в самом генераторе. Любые неисправности диодного моста отрицательно влияют на всю бортовую сеть. Если произошел обрыв одного из диодов или диод оказался пробитым, в этом случае в стабильном пульсирующем напряжении на выходе генератора появляются провалы, поскольку неисправный диод прекращает подачу напряжения в бортовую сеть.

Определенную компенсацию провалов берет на себя аккумулятор за счет собственных ресурсов, однако величина общего напряжения сети все равно снижается. Помимо нарушения стабильности, провалы приводят к электромагнитным помехам, отрицательно влияющим на звуковоспроизводящее оборудование. При большом количестве таких нарушений скорее всего потребуется обязательная проверка диодного моста. С этой целью придется проверить генератор на работоспособность мультиметром, предварительно сняв его с двигателя. Диодный мост отсоединяется и прозванивается тестером.

Во время разборки желательно использовать руководство по эксплуатации, поскольку на разных машинах эта операция может отличаться. На одних моделях крепление моста осуществляется болтами, а в других он просто припаивается. На диодный мост и генератор наносятся метки, чтобы избежать путаницы при последующей сборке.

  • Мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления и установить звуковую индикацию.
  • Далее щупы измерительного устройства подключаются к каждому выводу диода. Отрицательный вывод – «минус» соединяется с центральной стальной или алюминиевой пластиной, а положительный вывод соединяется с металлической жилой, выполненной в виде луженого оголенного провода, диаметр которого должен быть не менее 1 мм.
  • Чтобы проверить каждый диод, нужно вначале одним щупом коснуться жилы или центральной пластины, а другим щупом – противоположного вывода диода. После этого щупы необходимо поменять местами.
  • При исправности диода, мультиметр будет выдавать звуковые сигналы только когда щупы находятся в определенном положении. Если же тестер пищит при всех вариантах подключения, это указывает на то, что диод пробит. Если звуковые сигналы вообще отсутствуют, значит имеет место обрыв диода. Звуковые сигналы должны издаваться прибором, когда проверяется только одна сторона моста.

Существует еще один метод проверки генератора мультиметром. В этом случае используется сопротивление – основная физическая величина. Для проведения измерений таким способом, переключатель нужно установить на отметку 1кОм. Касания щупами осуществляются как и в предыдущем варианте. При проверке одного направления прибор должен выдавать результат 500-800 Ом, а при проверке другого – бесконечность. В этом случае все диоды моста находятся в рабочем состоянии.

Почему режим называется «прозвонка»

Проверить целостность цепи можно было и раньше, используя режим замера сопротивления — омметра. Главное же отличие прозвонки в том, что при замерах, если электрическая связь есть между тестируемыми участками то, дополнительно к показаниям на экране, раздаётся звуковой сигнал — зуммер, от сюда и возник термин прозвонка или прозвон.

Этот звуковой сигнал значительно ускоряет процесс проверки, вам не приходится отвлекаться, смотреть на экран, да и не всегда это удобно, а услышав зуммер (либо не услышав) вы уже знаете результат. Особенно это полезно при массовых замерах, например, при поиске в пучке проводов одного определенного.

Неполадки, связанные с проверкой сопротивлений

В данном режиме характерные неисправности, как правило, проявляются в измерительных диапазонах до 200 и до 2000 Ом. При попадании на вход постороннего напряжения, как правило, сгорают резисторы под обозначениями R5, R6, R10, R18, а также транзистор Q1. Кроме того, нередко пробивается и конденсатор C6. Последствия воздействия постороннего потенциала проявляются следующим образом:

  1. при полностью «выгоревшем» триоде Q1 при определении сопротивления мультиметр показывает одни нули;
  2. в случае неполного пробоя транзистора прибор с разомкнутыми концами должен показывать сопротивление его перехода.

В других режимах измерения этот транзистор замкнут накоротко и поэтому влияния на показания дисплея не оказывает.

При пробое C6 мультиметр не будет работать на измерительных пределах 20, 200 и 1000 Вольт (не исключён и вариант сильного занижения показания).

Ремонт мультиметра DT-838

Ремонт мультиметра S-Line DT-838

Проверял тестером транзисторы и они у меня оказались все не исправные, чуть не выкинул. А оказалась мультиметор заглючил. (ха-ха)

И так мультиметор глючил но измерениях сопротивлений и на про звонке но пищал. На напряжение показывал нормально.

Поискав схему именно такую не нашел, попалась вот такая:

Разобрав на плате заметил что R3(маркировка на плате,на схеме другая) имеется небольшая точка (на резисторе написано 152) 1.5 кОм, измерив другим мультиметром (он у меня вообще глючный но ориентироваться можно ) показал более 2 кОм.

После замены все заработало. Резистор взял со старой материнке компа, отпаивал и припаивал феном самодельной паяльной станции.

8 комментариев на “Ремонт мультиметра DT-838”

подскажите пожалуйста номинал резистора R16 очень нужно или схему если есть заранее спасибо!

У меня на резисторе R16 написано 561 это 560 Ом.

Вот фото правда плохо видно

Тоже самое (( Где на матери этот рез? не увидел(( подскажите, или чем заменить(откуда выпаять)?

Нашел…впаял …не заработало (( точнее все равно глючит.

Ремонт убитого – это хорошо. А как насчет устранения заводского (китайского) брака? Сейчас продаются DT-838 (якобы) от разных брендов (Ермак, Resanta, TEK), но с одним и тем же дефектом, проявляющимся ТОЛЬКО при измерении температуры. Температуры выше 100-150 С завышаются, и чем они выше, тем сильнее завышаются (см. график).

Нагревая термопару из комплекта мультиметра в пламени зажигалки легко получить 1999 С и даже перегрузку. В реальности получить даже 1000 С на зажигалке довольно сложно, а при 1500 С проводники термопары должны были бы уже расплавиться.

Дело, разумеется, не в термопаре, а в самих мультиметрах: при очередной китайской “оптимизации” вкралась ошибка, которая с тех пор благополучно тиражируется. Отзывы с упоминанием дефекта российским продавцами попросту не публикуются (всех не проверял – хватило одного)

Ошибку (в разводке платы) я только что нашел (изрядно попотев). Исправить ее несложно. Температура становится правильной, а на другие режимы исправление никак не влияет. Вероятно, опубликую это в каком-нибудь более подходящем месте.

Ремонт убитого – это хорошо. А как насчет устранения заводского (китайского) брака? Сейчас продаются DT-838 (якобы) от разных брендов (Ермак, Resanta, TEK), но с одним и тем же дефектом, проявляющимся ТОЛЬКО при измерении температуры. Температуры выше 100-150 С завышаются, и чем они выше, тем сильнее завышаются (см. график).

Нагревая термопару из комплекта мультиметра в пламени зажигалки легко получить 1999 С и даже перегрузку. В реальности получить даже 1000 С на зажигалке довольно сложно, а при 1500 С проводники термопары должны были бы уже расплавиться.

Дело, разумеется, не в термопаре, а в самих мультиметрах: при очередной китайской “оптимизации” вкралась ошибка, которая с тех пор благополучно тиражируется. Отзывы с упоминанием дефекта российским продавцами попросту не публикуются (всех не проверял – хватило одного)

Ошибку (в разводке платы) я только что нашел (изрядно попотев) и устранил. Исправить ее несложно. Температура становится правильной, а на другие режимы исправление никак не влияет. Вероятно, опубликую это в каком-нибудь более подходящем месте.

Внешний вид

В середине прибора размещается переключатель. С его помощью выбирается режим работы мультиметра.

  1. По кругу вокруг переключателя нанесены отделы, которые и определяют режимы измерения параметров:
  2. напряжение: постоянное и переменное;
  3. ток: постоянный и переменный;
  4. сопротивление;
  5. параметры радиодеталей.

Есть три отверстия для щупов, кнопка или тумблер включения и отключения прибора, монитор, на котором высвечиваются результаты.

Перед тем как разбираться с вопросом, как пользоваться цифровым мультиметром, необходимо узнать все о надписях на его панели. Постоянное напряжение обозначается как (V-). Переменное – (V~).

Постоянный ток: А-, переменный: А~. Сопротивление: Ω. Есть три гнезда для щупов: V/Ω, com, mA. В некоторых мультиметрах гнезд четыре. Добавляется 20 A max. Оно используется, если необходимо измерить ток силой больше 200 мА.

Уже по надписям можно осознать, что функции мультиметра обладают большим диапазоном. Что такое мультиметр, определено, по надписям все понятно, теперь основной вопрос – как пользоваться мультиметром для чайников.

Но, давайте, пока отвлечемся от процесса измерений и внимательно посмотрим на лицевую панель мультиметра. Здесь, кроме цифр, можно увидеть много различных символов, напоминающих друдлы (картинки – каракули, к которым надо придумать объяснение, подпись).

Эти обозначения следует выучить наизусть, как таблицу умножения, и никогда не забывать. Это поможет не только правильно пользоваться мультиметром, получать достоверные результаты измерений, но и убережет прибор от выхода из строя при неправильном пользовании.

Все мультиметры комплектуются измерительными щупами, причем, у всех моделей приборов они одни и те же: на одном конце однополюсная вилка для подключения к мультиметру, на другом – измерительный щуп, не очень, правда, удобной конструкции.

Щупы, как правило, красного и черного цвета, что позволяет соблюдать полярность подключения. Лучше всего это сделать, как показано на рисунке.

Подключение измерительных щупов к мультиметру

Но, если разобраться, то соблюдение полярности не особо и нужно. При измерении переменного напряжения полярность подключения прибора роли вообще не играет, результат будет одним и тем же.

И все же, измерительные щупы лучше подключить так, как показано на рисунке 2: черный щуп в гнездо с надписью «COM» (общий), а красный в гнездо расположенное выше, что позволит проводить все измерения, кроме измерения токов на пределе 10 A, что приходится делать не слишком часто.

Особенно следует соблюдать полярность подключения щупов в режиме «прозвонки» полупроводников: на красном щупе будет присутствовать плюсовое напряжение омметра, что позволит правильно подключить исследуемую деталь. Подробнее о проверке полупроводников будет рассказано чуть ниже. Подключение щупов для проверки диода показано на рисунке.

На красном щупе «плюс» омметра

Провода в измерительных щупах крепятся только пайкой, а на выходе из пластмассовых наконечников свободно болтаются и мотаются, а со временем отматываются совсем и вылетают. Чтобы этого не произошло, следует укрепить провода в щупах с помощью термоусадочной трубки или изоленты.

Мультиметр DT-830C неверно показывает напряжение

  • Автор
  • Сообщение

Всякий ремонт полезно начинать с измерения напряжений в чувствительных узлах схемы. Судя по спецификации на “каплю” ICL7106, на которой построены все эти мультиметры, здесь это опорное напряжение VREF HI, которое должно быть 100 мВ на выводе REF HI.

Спецификация на ICL7106 подсказывает, что измеряемое напряжение отображается по формуле:

DISPLAY COUNT = 1000 (VIN/VREF), где VIN – это напряжение после входного делителя, а VREF – опорное напряжение 100 мВ на выводе REF HI.

Да, верно. Опорное напряжение 100 мВ.

Выставил опорное 100 mV +-0,8% естественно, прибор привирает немного, но терпимо. На месте R должен стоять 2 МОм, а был 1 Мом. Я поставил сборку из 3-х резисторов(1,98 МОм). Заменил R21(900) на 100 Ом, параллельно R22 впаял резистор 1 МОм.

Вот может пригодятся: схемы, платы.

P.S. здесь говорят что “капле” конец.

Глубокий ремонт подобных мультиметров не рентабелен. Но иногда, жить не быть, а надо восстановить, невзирая на цену. Было большое обсуждение по замене микроконтроллера ICL7106 на форуме https://pro-radio.ru/, но после пертурбаций потерялось. Спасибо, пользователь AK собрал всё, что было по теме: Подборка на Дропбоксе Замена кляксы ICL7106 в мультиметре.pdf Замена кляксы ICL7106 в мультиметре MASTECH MY64.

На мой взгляд, лучше заменить в таймере питания VT1 (КТ3107) на современный полевичок, например, IRLML6402 или подобный: меньше потеря напряжения на переходе сток-исток транзистора. Или взять совсем простой таймер. Примерно как здесь показано http://sdelat-kak.ru/publ/ehlektronika/ . /12-1-0-59 http://radioskot.ru/publ/bp/avtomatiche . /7-1-0-541 http://sxemy-podnial.net/elektronnyj-vy . ultimetra/ Нажал кнопку – зарядил конденсатор, к которому подключен затвор мосфета, – мосфет открылся и будет открыт, подключая батарею к схеме прибора, пока напряжение на конденсаторе не упадет ниже порогового напряжения включения транзистора. Время включения зависит от выбора транзистора и величины резисторов, разряжающих электролитический конденсатор.

  • Импульсный свет
  • Удалить cookies
  • Связаться с администрацией

Создано на основе phpBB Forum Software phpBB Limited

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:

  • Термопредохранители. Они настроены на срабатывание при определенной температуре таким образом, чтобы избежать сгорания и разрушения изолирующего материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или фиксируется к корпусу электрического мотора стальной дужкой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно мультиметром или простой индикаторной отверткой определить, к каким разъемным ножкам выходит защитная схема. Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, то он должен показывать при измерении короткое замыкание.
  • Термопредохранители могут быть с успехом заменены температурными реле, которые бывают как нормально разомкнутыми, так и замкнутыми (второй тип более распространен). Марка элемента проставляется на его корпусе. Реле для различных типов двигателей выбирается в соответствии с техническими параметрами, ознакомиться с которыми можно, прочитав эксплуатационные документы или найдя нужную информацию в интернете.
  • Датчики оборотов двигателя на три вывода. Обычно ими комплектуются моторы стиральных машин. Основой принципа работы этих элементов является изменение разности потенциалов в пластинке, через которую проходит слабый ток. Питание подается по двум крайним выводам, которые обладают небольшим сопротивлением и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий вывод проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не следует измерять величину электропитания датчика при включенном двигателе. Лучше всего вообще снять силовой агрегат и подать ток отдельно на датчик. Для возникновения импульсов на выходе датчика покрутите ось. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, придется на время проверки установить его, сняв предварительно сенсор.

Обычного мультиметра, как правило, достаточно для диагностики большинства неполадок, которые могут возникать в электромоторах. Если установить причину неисправности этим прибором не представляется возможным, проверка производится с помощью высокоточных и дорогостоящих аппаратов, которые имеются только у специалистов.

В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

Правила транспортировки и хранения

В процессе эксплуатации рекомендуется соблюдать элементарные правила обращения с электронной техникой. При перевозке предотвращают чрезмерные механические нагрузки. Чтобы продлить срок службы, не хранят изделие в условиях повышенной влажности (нормальный диапазон – до 80%). Прибор следует использовать в закрытых помещениях при положительной температуре воздуха до +40°С.

Приведенные в публикации сведения помогут выполнять измерения правильно и безопасно. Для dt 830b инструкция на русском есть на сайте производителя, поэтому отсутствие ее в сопроводительной документации не вызовет затруднений. Аккуратное обращение и корректный выбор режимов помогут сохранить хорошее функциональное состояние прибора в течение длительного срока службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector