Расследование пожаров: кто проводит проверку, в каких случаях и каков ее порядок

Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Законодательством определены права и обязанности как граждан, так и руководителей организаций в соответствии с Федеральным законом N 69-ФЗ.

  Права руководителей организации 
 Обязанности руководителей организации
 - создавать, реорганизовывать и   ликвидировать в установленном     порядке подразделения пожарной    охраны, которые они содержат за   счет собственных средств;         - вносить в органы                государственной власти и органы   местного самоуправления           предложения по обеспечению        пожарной безопасности;            - проводить работы по             установлению причин и             обстоятельств пожаров,            происшедших на предприятиях;      - устанавливать меры социального  и экономического стимулирования   обеспечения пожарной              безопасности;                     - получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том      числе в установленном порядке от  органов управления и              подразделений пожарной охраны    
- соблюдать требования пожарнойбезопасности, а также выполнятьпредписания, постановления и иныезаконные требования должностных лицпожарной охраны;- разрабатывать и осуществлять меры пообеспечению пожарной безопасности;- проводить противопожарную пропаганду,а также обучать своих работников мерампожарной безопасности;- включать в коллективный договор(соглашение) вопросы пожарнойбезопасности;- содержать в исправном состояниисистемы и средства противопожарнойзащиты, включая первичные средстватушения пожаров, не допускать ихиспользования не по назначению;- оказывать содействие пожарной охранепри тушении пожаров, установлениипричин и условий их возникновения иразвития, а также при выявлении лиц,виновных в нарушении требованийпожарной безопасности и возникновениипожаров;- предоставлять в установленномпорядке при тушении пожаров натерриториях предприятий необходимыесилы и средства;- обеспечивать доступ должностным лицампожарной охраны при осуществлении имислужебных обязанностей на территории, вздания, сооружения и на иныеобъекты предприятий;- предоставлять по требованиюдолжностных лиц государственногопожарного надзора сведения и документыо состоянии пожарной безопасности напредприятиях, в том числе о пожарнойопасности производимой ими продукции, атакже о происшедших на их территорияхпожарах и их последствиях;- незамедлительно сообщать в пожарнуюохрану о возникших пожарах,неисправностях имеющихся систем исредств противопожарной защиты, обизменении состояния дорог и проездов;- содействовать деятельностидобровольных пожарных;- обеспечивать создание и содержаниеподразделений пожарной охраны наобъектах, входящих в утверждаемыйПравительством РФ перечень объектов

Надо отметить, что перечень обязанностей руководителей предприятий по данному вопросу очень большой. Но надо согласиться с тем, что и вопрос обеспечения пожарной безопасности является весьма важным для жизни и здоровья людей, а также сохранности имущества предприятия.

Полномочия инспекторов Госпожнадзора

Полномочия и обязанности инспекторов органов пожарного надзора взаимосвязаны. Многие пункты дублируют друг друга. Итак, в обязанности инспекторов входят:

  • осуществлять надзор над местными органами пожарной безопасности, а также представителями исполнительной власти и органами местного самоуправления в плане контроля над соблюдениями правил ПБ;
  • разрабатывать самостоятельно или с представителями исполнительной власти нормативной документации, касающейся противопожарной безопасности;
  • разрабатывать нормативы производства оборудования, техники и средств, которые касаются пожарно-технической продукции;
  • обследовать объекты разного назначения (и их территорию) в любое время (даже в нерабочее) в плане проверки соблюдения норм пожарной безопасности;
  • инспекторам позволяется входить беспрепятственно в частные строения, в квартиры и дома, если у них на руках есть достоверные сведения, что в этих помещениях нарушаются правила ПБ;
  • давать предписания не только руководителям объектов хозяйственной деятельности, но и представителям исполнительной власти, в которых указываются нарушения и недостатки;
  • останавливать деятельность компаний, если неоднократно обнаруживаются одни и те же нарушения;
  • останавливать производства, если выпуск товаров и изделий происходит с нарушениями ПБ;
  • вызывать в свои кабинеты руководителей объектов и граждан для дознания, при этом инспектора вправе требовать от них любую документацию, проясняющую ситуацию, связанную с нарушениями;
  • налагать административные взыскания в виде штрафов, это касается лиц, работающих на любых объектах (производство, торговля и прочее), которые не только не выполняют требования ПБ, но и не реагируют на предписания.

Права и обязанности инспекторов

Согласно Постановлению инспекторы имеют право проверять деятельность субъектов хозяйствования, состояние сооружений, орудий труда, транспортных средств на предмет соответствия требованиям закона.

Положение о пожарном надзоре разрешает им посещать любую территорию и любые объекты, но только в том случае, если у них имеется удостоверение и заверенная руководителем копия распоряжения.

Проверять объект может только тот человек, чья фамилия указана в документе. В рамках контроля разрешено проводить различные исследования и экспертизы, если нужно, привлекать к расследованиям сторонних экспертов.

Существуют и другие права, описанные в законе о государственном пожарном надзоре.

Главные инспекторы и их заместители в рамках этого Постановления имеют право назначать проверки и принимать в них участие, вызывать лиц, причастных к пожарам, для дачи показаний, отменять незаконные предписания, принятые нижестоящими инспекторами.

Главный государственный инспектор РФ в рамках Положения имеет право инициировать разработку пожарной документации, утверждать инструкции, касающиеся работы инспекции, согласовывать предписания о пожарной охране на различных подведомственных объектах.

Что касается обязанностей, то должностные лица госпожнадзора должны выполнять действия по выявлению или пресечению пожаров, придерживаться в своей работе законов РФ, осуществлять проверку, если на то имеется распоряжение руководства.

Нельзя запрещать проверяемому субъекту присутствовать во время рейда, отвечать на его вопросы. С результатами рейда субъект должен быть ознакомлен, ему нужно выдать соответствующий документ, нельзя ущемлять права проверяемых субъектов, требовать документы, которые не относятся к пожарной охране.

Если инспекторы во время проведения проверок превысили свои полномочия, то они понесут за это наказание в соответствии с законами Российской Федерации. Платить им за их работу не нужно, они находятся на государственном финансовом обеспечении.

Органы пожарного надзора

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ № 290 пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов Государственной противопожарной службы, являющимися инспекторами по пожарному надзору.

Государственная противоположная служба входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Деятельность должностных лиц Государственной противопожарной службы и перечень органов пожарного надзора регламентированы Законом № 69-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 290.

Не криминальный пожар (без погибших).

1.
Произошёл
пожар

1.1.
Прибывают пожарные и тушат его.

1.1.1.
Начальник караула ПО составляет

Акт о пожаре.

1.2.
Пожарные не прибывают на место пожара.

2.

Вы
приглашаете Специалиста присутствовать при осмотре места пожара

3.
Прибывает
дознаватель ГПН (и специалисты ИПЛ)

3.1.
Дознаватель
производит мероприятия на месте пожара

3.1.1.
Производит осмотр места пожара

3.1.2.
Производит выемку вещественных

док-в

3.1.3.
Проводит опрос свидетелей и потерпевших

3.1.4.
(специалисты ИПЛ фотографируют место пожара)

3.1.5.

Приглашённый Специалист фотографирует место
пожара

3.1.6.
(специалисты ИПЛ проводят полевые исследования)

3.2.
Вы ,

после внесения
дополнений, указанных Специалистом,
подписываете протокол осмотра

4.
Дознаватель
решает:

4.1.
назначить проведение Исследованияв ИПЛ

4.2.
назначит проведениеЭкспертизы в СЭУ или ИПЛ

4.3.
не проводить никаких исследований

4.3.1.

Вы, по совету Специалиста, настаиваете на
проведении экспертизы.

4.3.2.

Если следует отказ, то проводите экспертное
исследование в СЭО или с привлечением частного эксперта

5.

Специалист
оценивает обоснованность выводов проведённого исследования, выполненного в ИПЛ,
или экспертизы, выполненной в СЭУ, и рекомендует:

5.1.
обратится с заявлением
в прокуратуру о несоответствии выводов экспертизы проведённым исследованиям

5.2.
принять выводы
данного заключения

6.
Дознаватель
после проведения всех мероприятий по дознанию выносит решение:

6.1.
Возбудить УД.

6.1.1.
Дело передаётся в следственные органы при
РОВД

6.1.2.
Дело передаётся в следственные органы при Прокуратуре

6.1.3.
Дело расследуется самим ОД ГПН

6.2.
Отказать в
возбуждении УД.

6.2.1.
Постановление об отказе в возбуждении УД передаётся
Потерпевшим от пожара вместе с Актом о пожаре.

6.2.2.
Отказное производство (все материалы дознания о пожаре)
остаётся в ГПН района.

6.2.3.

Специалист оценивает аргументированность
обоснования отказа и соответствие указанным в постановлении фактам реальным обстоятельствам
дела, и составляет (если есть необходимость) Притензии

к Постановлению об отказе…

7.
Потерпевшие
от пожара подают исковое заявление в судо возмещении ущерба. Вместе с заявлением предъявляют

7.1.
Акт о пожаре

7.2.
Постановление об отказе в возбуждении УД

7.3.
Претензию к
постановлению об отказе…
(если есть необходимость)

7.4.
Экспертное
исследование, проведённое по его инициативе.

7.5.
Рецензия на
Экспертное заключение или Техническое заключение, выполненные

СЭУ

7.6.
Собственные материалы, документы, подтверждающие его
правоту :

7.6.1.

фотографии

7.6.2.
справки о проверках

7.6.3.
квитанции об уплатах

7.6.4.
показания свидетелей

7.6.5.
предметы с места пожара

8.
При
судебном разбирательстве решается:

8.1.
Не проводить судебную пожарно-техническую экспертизу

8.2.
Провести пожарно-техническую экспертизу

8.2.1.
Решает сам суд

8.2.1.1.
Место проведения экспертизы
выбирается судом

8.2.1.2.
Оплата производится из
средств бюджета

8.2.2.
Решает одна из сторон

8.2.2.1.


Место проведения и конкретный эксперт
выбирается заявившей стороной

8.2.2.2.
Оплата производится
сторонами, в пропорциях, установленных судом

8.3.
Вы
ходатайствуете перед судом заслушать мнение Специалиста о причине и
обстоятельствах пожара, его заключение об обоснованностивыводов проведённых в СЭУ экспертиз.

9.
После
проведения всех процессуальных действий суд выносит решение.

9.1.
Удовлетворить иск

9.2.
Удовлетворить иск частично

9.3.
В иске отказать

ПРИМЕЧАНИЕ:

ПО-
пожарная охрана

Специалист-
сотрудник
негосударственной судебно-экспертной организации или частный эксперт-пожаротехник

ГПН-
госпожнадзор

ИПЛ-
испытательная пожарная лаборатория

СЭУ-
государственное судебно-экспертное учреждение

СЭО-
негосударственная
судебно-экспертная организация

РОВД-
районный отдел внутренних дел

ОД-
отдел дознания

УД-
уголовное дело

Сравнивая эти две схемы становится

очевидно, что во втором случае у вас появляется значительно больше возможности
контролировать процесс расследования причин пожара, подготовить для суда
обоснованное исковое заявление, представить суду доказательства, гарантирующие
защиту ваших прав.

1.
Технические средства обучения:
учебно-мультимедийный комплекс,
компьютер.

2. Электронная
презентация.

Функции Госпожнадзора

В функции контроля пожарного надзора входят:

  • Контролировать проектные и строительные организации и компании, чтобы они проводили все работы строго с учетом требований правил пожарной безопасности. Это касается любых зданий и сооружения, различного назначения.
  • Представители должны участвовать в приемке строительных объектов.
  • Проводить экспертизы строящихся и эксплуатируемых объектов.
  • Проводить проверки пожарных служб городов, поселков и субъектов хозяйственной деятельности, в независимости от их назначения.
  • Участвовать в разработке проектно-сметной документации в разделах пожарной безопасности. Следить за эксплуатируемыми зданиями в плане требований ПБ.
  • Участвовать в обследованиях предприятий, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных.
  • Разрабатывать правила ПБ.
  • Участвовать в разработках государственных стандартов, а также отраслевых, связанных со строительством.
  • Разрабатывать нормативно-техническую документацию, связанную с правилами ПБ.
  • Участвовать в испытаниях новых образцов различного оборудования.
  • Проводить проверку профилактических мероприятий на объектах любого назначения.

Органы государственного пожарного надзора

К органам государственного пожарного надзора относятся:

  • структурное подразделение центрального аппарата МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
  • структурные подразделения территориальных органов МЧС — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
  • структурные подразделения территориальных органов МЧС — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);
  • структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.

Как правило, субъекты предпринимательской деятельности общаются с представителями органов государственного пожарного надзора, которые непосредственно производят надзор на территории, на которой осуществляется деятельность.

Компетенция органов

Согласно Постановлению № 290 о функциях федерального государственного пожарного надзора к компетенции ГПН относятся:

  • организация и проведение выездных проверок;
  • предварительное расследование причин пожаров;
  • составление админпротоколов;
  • статистическая отчётность;
  • сотрудничество с органами власти на всех уровнях;
  • рассмотрение жалоб, относящихся к их сфере деятельности.

Работники ГПН могут участвовать в судебных делах, если речь идёт о возмещении ущерба вследствие пожара. Организацией государственного пожарного надзора предусмотрены свои печати и свои бланки.

Осуществлять деятельность в сфере надзора имеют право инспекторы, начиная от главного государственного и заканчивая рядовыми сотрудниками.

Кто такой инспектор ГПН

Специалист ведет надзор за компаниями, предпринимателями, не зависимо от вида деятельности.

Обязанности

У инспектора ОГПН они следующие:

  • своевременно выполнять собственные функции, предупреждая возможные нарушения правил пожарной безопасности;
  • знать нормативные акты РФ, правильное их применение;
  • контролировать мероприятия, чтобы они соответствовали законам России;
  • разъяснять информацию по ПБ, посещая объекты;
  • давать данные о результатах инспекции в управление;
  • проводить мероприятия по фактам найденных нарушений, соответствуя с тяжестью угрозы для жизни и окружающей среды;
  • не позволять, чтобы права лица, у которого осуществляется инспекция, были ущемлены;
  • доносить данные о том, как пользоваться нормативными актами в сфере ПБ;
  • не допускать разглашения коммерческой тайны организации.

Это главные обязанности инспектора пожарного надзора.

Полномочия

Основные полномочия.

Должностное лицо является офицером МЧС. Полномочия специалиста переплетаются с обязанностями.

Они следующие:

  • инспектор пожарного надзора занимается обследованием любого объекта;
  • ему разрешено беспрепятственно заходить в разные постройки, даже если это частные дома ИЖС, имея сведения о нарушениях правил ПБ;
  • давать указания руководителям объектов хоздеятельности, исполнительной власти;
  • специалист уполномочен остановить производство, если обнаружит несоответствие предписания;
  • вызывать начальников, директоров, требовать документы, касающиеся нарушений правил пожарной безопасности;
  • налагать штрафы на служащих объектов, применять административные взыскания.

Многие пункты полномочий дублируют обязанности. Прочтя справочную книгу инспектора пожарного надзора, о них можно узнать подробнее.

Еще по теме §3. Государственный пожарный надзор:

  1. § 6. Государственный пожарный надзор
  2. Статья 23.34. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор Комментарий к статье 23.34
  3. Статья 23.52. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор Комментарий к статье 23.52
  4. Статья 19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле Комментарий к статье 19.6.1
  5. Статья 23.58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов Комментарий к статье 23.58
  6. ЛЕКЦИЯ. СПОРЫ С ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙУЧЕТ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР
  7. Статья 23.15. Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения Комментарий к статье 23.15
  8. Государственный жилищный надзор.
  9. Статья 23.30. Органы государственного энергетического надзора Комментарий к статье 23.30
  10. § 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  11. Государственный санитарный надзор вРеспублике Узбекистан
  12. Статья 23.14. Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор Комментарий к статье 23.14
  13. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР,
  14. Статья 23.24. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) Комментарий к статье 23.24
  15. Статья 23.56. Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора Комментарий к статье 23.56
  16. Статья 23.23. Органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов Комментарий к статье 23.23
  17. §1. Система и правовое положение пожарной охраны
  18. Статья 23.80. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций Комментарий к статье 23.80

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за нарушение требований пожарной безопасности

В соответствии с действующим законодательством несут:

  • Собственники имущества;
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • Лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • Должностные лица в пределах их компетенции.

Вышеперечисленные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Обеспечение пожарной безопасности

Органы Государственного пожарного надзора в основном следят, чтобы выполнялось нормативное регулирование в области пожарной безопасности. В состав нормативной документации входят: стандарты, правила и нормы, инструкции и прочие документы, в которых содержаться требования ПБ.

При этом Госпожнадзор контролирует документы, которые утверждаются и принимаются органами (федеральными) исполнительной власти, касающиеся ПБ. Основная их обязанность в этом случае, передать эти документы на утверждение в МЧС после полного их исследования на соблюдения правил и соответствие законодательству. Представители Госпожнадзора должны обязательно участвовать в разработках этих документов. Необходимо обозначить, что субъекты федерации сами могут разрабатывать нормативные документы, но они не должны противоречить федеральным нормативам. И федеральные, и местные нормативные документы должны быть зарегистрированы и преданы всеобщему опубликованию.

Госпожнадзор обязан следить за выпуском продукции, которая попадает под категорию пожароопасной. Инспектора обязаны на таких производствах просто «прописаться». Но в независимости от типа промышленных объектов в них необходимо помочь организовать разработку нормативной документации, касающейся предотвращения возгорания, проведения профилактических мероприятий, разработке планов тушения пожаров, путей эвакуации людей и материальных ценностей.

Видео:

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. При тушении особо сложных пожаров при ЧС с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Для приема сообщений о пожарах и ЧС в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил и устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Его указания обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной ЧС, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Приложение

В Приложении к Положению о ГПН приведены критерии отнесения объектов к той или иной категории риска.

В зону высокого риска попали объекты дошкольного и среднего школьного образования. К этому же классу относятся детские лагеря и медучреждения.

В область значительного риска отнесены объекты атомной энергетики, гидроэлектростанции и другие. Сюда же входят сооружения, относящиеся к культурному наследию России.

В зону среднего риска попали объекты, высота которых более 28 метров; сооружения, в которых одновременно пребывает до 200 человек; дачные товарищества, если они находятся вблизи леса.

К умеренным относятся сооружения, если в них одновременно может находиться до 50 человек; если высота зданий меньше 15 метров; дачные товарищества, которые расположены вдали от лесопосадки.

Класс низкого риска – стоянки для машин, киоски, временные постройки. Правда, иногда объекты могут переходить из одной категорию в другую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector