Как замерить заряд батарейки мультиметром
Содержание:
- Измерение тока КЗ
- Метки: мультиметр, крона, li-ion
- Проверка батарейки мультиметром
- Проверка тестером зарядки АКБ
- Через светодиод
- Когда требуется зарядка аккумулятора автомобиля
- Под нагрузкой
- Классификация батареек
- Раздвижной тестер
- Обзор популярных моделей
- Проверка электрических батареек мультиметром под нагрузкой
- Сколько заряда осталось в батарейке?
- Как вставить батарейку в мультиметр?
- Проверка аккумулятора мультиметром: что можно выяснить
- Как проверить пригодность батарейки
Измерение тока КЗ
Для следующего
способа проверки переключатель мультиметра нужно установить в положение –
измерение постоянного тока (10А).
Также
меняется и положение щупов. Черный остается в разъеме COM, а красный переставляете в
гнездо для замеров тока – 10А MAX.
Для измерения тока черный щуп прикладываете к минусу батарейки, красный – к плюсу.
Фактически при таком измерении вы закорачиваете элемент питания и подключаете его на короткое замыкание.
Чего
делать не рекомендуется. Для нормального замера желательно иметь дополнительное
сопротивление хотя в 10 Ом и более. Провода щупов имеют гораздо меньшее
значение.
Ошибка!
Поэтому при таком способе нельзя измерять большие токи через чур долго.
Даже на дешевой китайской модели есть предупреждающая надпись (не более 10 секунд с перерывом в 15 минут).
Гальванические
элементы подобного обращения не любят. Если батарея уже немного разряжена, то
после нескольких таких “коротких замыканий” ее придется выбросить.
Это как в анекдоте с ежиком и спичками
Идет ёжик по лесу с коробком спичек. Чиркнул одной, она пошипела и не загорелась — не годная (выбрасывает). Чиркнул другой, та тоже пошипела-подымила и не вспыхнула. Тоже не годная (выбрасывает). Чиркает третьей, та загорается. Он ее тут же тушит и говорит: — О, а эта рабочая! (и засовывает обратно в коробок).
Да и мультиметр может выйти из строя при превышении тока на особо емких банках. Чаще всего сгорает встроенный предохранитель.
Для
замера тока достаточно всего пары секунд. После чего убираете щупы и
запоминаете показания на табло.
На
новой исправной батарейке (1,5V) ток должен быть от 4 до 6А.
Показания
от 0 до 3А говорят о том, что батарейка села.
При
значениях от 3 до 4А ее можно поставить в маломощные устройства.
Ошибка!
Не вздумайте таким методом проверять мощные АКБ.
Например,
сборки для аккумуляторного инструмента, батареи эл.самокатов, велосипедов и уж
тем более автомобильные АКБ.
Метки: мультиметр, крона, li-ion
Комментарии 105
Тоже думал такое нагородить но потом в китае нашел готовое решение, крона на литии. Там обычная крона а внутри уже все натыкано и сзади юсб для щарядки
Тоже как-то надоело, что в самый ответственный момент крона садится и нужно бежать/ехать к черту на кулички за новой. Сделал подобное на 890-й мультик, только аккумулятор брал не плоский от сотового, а цилиндрический малогабаритный LC16340, с китайскими 880mAh. Отключение повышающего преобразователя не делал. Гнездо для зарядки взял микро-USB, которое используется на подавляющем большинстве сотовых телефонов. Использую на работе в теплом помещении. При интенсивном использовании аккума хватает на одну-две недели, кроны хватало месяцев на 6-8.
не вижу смысла. обычной кроны хватает на полгода-год при постоянном использовании. кроны же пачкой по 10 штук из китая (ну мне они много куда еще нужны) — 25-40 рублей/шт.
Хорошая штука вышла! Немножко грубовато вышло и видео длинное, но зачет!
тоже так сделаю замучался я кроны по 50-100 руб покупать, на алкалиновые жаба давит, а акб крона 500 руб с жалкими амперами продается. такое впечатление за 100 руб крона заведомо дохлые продают, иногда сразу на мультике батарея выскакивает. почему я сразу не допер о повышающем драйвере. хотел несколько 18650 вставить т.к. места внутри хватает
Проверка батарейки мультиметром
Для обнаружения полностью неисправных элементов будет достаточно несложной проверки:
- перейти в режим мультиметра в соответствии с измерениями величины постоянного напряжения;
- предел измерений должен быть равным 20В;
- щупы прибора плотно прижать к контактам проверяемого аккумулятора и вымерять уровень напряжения;
- снять показания тестера.
Если значения, полученные после тестирования, больше 1,35В — элемент полностью исправен и может использоваться в любых приборах. Когда чуть меньше, но не менее 1,2В — его можно установить в устройства, которые не требуют большого количества энергии. При еще меньших показателях пользоваться батареями невозможно, следует отправить их на утилизацию.
Стоит отметить, что такая проверка не дает полной картины, поскольку показывается величина напряжения без нагрузок (ЭДС).
Как нагрузочный элемент может применяться обычная маленькая лампочка для карманного фонарика. Светодиодные не подойдут, так как обладают незначительным сопротивлением. Объем нагрузок должен находиться в пределах 100−200мА — такие показатели у многих современных электроприборов со средней мощностью.
Теста без нагрузок вполне достаточно, чтобы отбраковать явно непригодные для дальнейшего пользования элементы питания. Если тестер показал меньше 1,2 В, то нет смысла устраивать дополнительные проверки. Вот, собственно, самый простой вариант того, как проверить батарейку мультиметром.
Проверка тестером зарядки АКБ
Любая батарея на автомобиле проходит цикл заряда/разряда. Если с разрядом все понятно, то за правильный заряд отвечает генератор и реле. По другому реле называют регулятором напряжения. Зарядное значение всегда немного выше, чем напряжение АКБ. В исправной электрической системе автомобиля с реле должно выходить 14,5 В.
Для проверки зарядки необходимо завести двигатель автомобиля и на холостых оборотах замерит тестером напряжение на клеммах. Если прибор покажет 13,5–14 В, значит с зарядкой все нормально. Когда мультиметр выдаст значение больше 14 В, это укажет о сильном разряде батареи. Чтобы восполнить этот пробел генератор пытается отдать больше энергии на зарядку.
Однако частый показатель повышенной зарядки может присутствовать в автомобиле зимой и этого не стоит опасаться. Дело в том, что на морозе АКБ быстрее разряжается и при исправном электрооборудовании максимум через 10 минут значение стабилизируется до 14 В. Когда по истечении этого времени напряжение не опустилось до нормы, существует опасность неисправности реле, а это уже грозит выкипанием электролита в банках.
Часто показателем неправильного напряжения служат окисленные контакты. Чтобы сделать правильные замеры, надо снять с батареи клеммы, хорошо их зачистить и установить на место. Если и после этого напряжение падает ниже 13 В, аккумулятор придется заменить.
Через светодиод
Плоские
батарейки таблетки CR2032 (3V) удобно проверять маленьким единичным
светодиодом.
Достать его можно практически из любой китайской игрушки, которая моргает, светится и переливается разными цветами. Например, из машинки или куклы.
Находите
на светодиоде плюсовую и минусовую ножку и касаетесь ими корпуса батарейки, вот
таким образом.
Как
найти на подобном светодиоде плюс и минус? Та ножка, где находится большая
пластинка – это минус. Там, где маленькая – плюс.
Ошибка!
Обратите внимание, у красных светодиодов может быть наоборот!
Если перепутаете полярность, ничего конечно, не сгорит, просто светодиод не будет светится. Те батарейки, где свечение будет еле-еле, можете смело выбрасывать, даже если при замерах напряжения они показывали хорошие результаты.
При
этом красный светодиод очень критичен к току. И там, где зеленый, синий и
другие загорятся, красный может и не работать!
Поэтому,
когда горит красный, батарейка однозначно исправная.
Когда требуется зарядка аккумулятора автомобиля
Для того, чтобы определить, когда требуется зарядка аккумулятора?Мы воспользуемся двумя способами:
1. Необходимо замерить напряжение подключившись к клеммам. Затем мы используем таблицу для определения степени заряженности аккумулятора.
Степень заряженности в % | Температура аккумулятора 20…25° | Температура +5…–5° | Температура -10… –15° |
100 | 12,7 – 12,9 | 12,8 – 13 | 12,9 – 13,1 |
75 | 12,55 – 12,65 | 12,65 – 12,75 | 12,75 – 12,85 |
50 | 12,2 – 12,3 | 12,3 – 12,4 | 12,4 – 12,5 |
25 | 12 – 12,1 | 12,1 – 12,2 | 12,2 – 12,3 |
11,7 – 12 | 11,8 – 12 | 11,9 – 12,1 |
Таблица для определения степени заряженности аккумулятора по напряжению.
2. Определение заряда аккумулятора по плотности электролита – более точный способ. Таким способом можно будет воспользоваться, только если на вашем АКБ возможно снять пробки, и получить доступ к электролиту.
Чем меньше плотность, тем меньше заряд на вашем АКБ. Чтобы определить плотность электролита, используем специальный инструмент – аэрометр.
Чтобы произвести замер, необходим:
- Работающий мотор;
- Скорость вращения 1600 – 2000 об/мин;
- Включенные фары.
При этом, плотность должна быть равная между всеми банками. Нормой будет, если плотность составит 1.27 г/см3. Чтобы узнать заряд, используем таблицу степени заряженности АКБ по плотности электролита.
Уровень заряда в % | Плотность электролита при температуре 20…25° | Плотность электролита при температуре +5…–5° | Плотность электролита при температуре -10… –15° |
100 | 1,27±0,01 | 1,30±0,01 | 1,31±0,01 |
75 | 1,24±0,01 | 1,27±0,01 | 1,28±0,01 |
50 | 1,20±0,01 | 1,22±0,01 | 1,23±0,01 |
25 | 1,15±0,01 | 1,17±0,01 | 1,18±0,01 |
1,00±0,01 | 1,03±0,01 | 1,04±0,01 |
таблица для определения степени заряженности аккумулятора по плотности электролита. Можно воспользоваться графиком для определения степени заряженности АКБ по плотности электролита.
Под нагрузкой
После обычной проверки отобранные батареи проверяют мультиметром под нагрузкой:
- Контакты измерительных проводов соединяют с элементом подзарядки. Таким образом можно прозвонить элемент питания мультиметром.
- Параллельно подключают электрическую лампочку, например, из фонарика. Но, необходимо учитывать, что диоды для этого не подходят.
- Следует выждать примерно 40 секунд.
- Измерить значение и снять результаты.
В зависимости от определенного результата элементы питания сортируют:
- 1,1 В – выбрасывают.
- До 1,35 В – используют в пультах.
- Более 1,35 В – устройство подлежит использованию в любых целях.
Классификация батареек
Портативные источники питания различают по форме, размеру, наполнению и принципу действия.
Первичные и вторичные элементы питания
Первичные батареи, или гальванические элементы, подлежат однократному использованию. Вторичные, аккумуляторные батареи, можно возвращать в работу многократно с помощью зарядного устройства. Они стоят, соответственно, дороже, но это с лихвой окупается количеством циклов перезарядки. На аккумуляторах присутствует надпись Rechargeable.
Виды батареек по наполнению
Батареи различают в зависимости от состава электролита и активного металла, применяющегося в конструкции:
- литиевые – это самые легкие, емкие и дорогие энергоносители, имеют самый большой срок годности;
- батарейки, выполненные с применением серебра, долго работают с большой нагрузкой, стоят дорого;
- самые популярные элементы — алкалиновые (щелочные), могут работать в широком диапазоне температур и при больших нагрузках, но достаточно быстро разряжаются;
- угольно-цинковые, «солевые» – самые доступные, быстро выходят из строя и плохо переносят холод;
- характеристики хлоридно-цинковых батареек аналогичны «солевым», но имеют большую емкость.
Типы элементов по внешнему виду
Самые распространенные накопители – цилиндрические. Они бывают нескольких видов по размеру: самые маленькие – мизинчиковые, самые популярные – пальчиковые, а также средние и большие. Все цилиндрические батарейки имеют напряжение 1.6 вольт.
Существуют плоские батареи с напряжением 4.5 вольта и элементы типа Крона, которые имеют форму параллелепипеда и рабочее напряжение в 9 вольт.
Работоспособность источников питания напрямую зависит от мощности, потребляемой устройством. Например, в электродвигателях и видеокамерах даже небольшое снижение вольтажа нарушит работу. В то время как в приборах с низким потреблением энергии, часах и фонариках, уменьшение напряжения можно долго не заметить.
Раздвижной тестер
Этот тестер отличается самой простой конструкцией, которую только можно придумать, что в полной мере отразилось на его крайне низкой стоимости. Одна из контактных площадок здесь выполнена в виде откидной ножки, что позволяет устанавливать батареи и аккумуляторы формата AAA, AA, CR2032, а также 18650 и несколько других наиболее популярных. Для элементов питания типа «Крона» предусмотрено 2 отдельных контакта на противоположной стороне. Уровень оставшегося заряда отображается на аналоговой шкале, где зелёная и жёлтые зоны сигнализируют о годности батарейки, а большой красный сектор указывает на необходимость поменять их на новые или поставить на зарядку.
$3.13 | Купить
Наверх
Обзор популярных моделей
Рассмотрим некоторые модели автомобильных мультиметров.
F716
Производитель Caltek Industrial. Предназначен для выполнения следующих измерений:
- тока, напряжения и сопротивления в режиме обычного мультиметра;
- проверка наличия и параметров импульсов впрыска топлива (форсунок, инжекторов);
- проверка лямбда зондов;
- контроль системы заряда аккумуляторной батареи;
- измерение тока утечки АКБ;
- контроль качества заземления;
- наличие шины RS-232 для подключения к ноутбуку.
В принципе, эти функции, за исключением измерения параметров впрыска и подключения к компьютеру, можно реализовать на обычном мультиметре.
Mastech MS6231
Назначение:
- измерение параметров в режиме обычного мультиметра;
- измерение температуры в пределах от минус 20 до плюс 1000 градусов Цельсия;
- измерение частоты оборотов коленвала;
- измерения угла опережения коленвала (контактное зажигание);
- автоотключение питания;
- удержание результатов измерений, максимального значения.
Наиболее полезная функция – автоотключение питания, она предупредит разряд элемента питания по окончании работ. Частота оборотов двигателя показывается на тахометре автомобиля, контактные системы зажигания используются разве что на Жигулях.
MS8211
Отличается оригинальной формой. В числе очень полезных функций этого мультиметра, помимо мощного фонарика (что иногда очень кстати), возможность бесконтактного контроля напряжения (тока) в проводнике без повреждения изоляции. Опытные автоэлектрики знают, как часто приходится прокалывать иголкой или делать микроразрез, чтобы проконтролировать напряжение в конкретном проводнике.
С помощью специального щупа этого мультиметра можно проконтролировать цепь, не повреждая изоляцию. Бесконтактный контроль напряжений можно сделать и для бытовой сети переменного тока 380 Вольт (при соответствующем положении переключателя режимов). Есть в автомультиметре и «контролька» (лампочка на прозвонку).
Видео — обзор такого мультиметра:
В качестве специальных автомобильных измерений предлагается:
- проверка наличия коротких замыканий и обрыва цепи;
- тест системы зажигания;
- контроль генератора;
- контроль параметров импульсов форсунок.
Весьма оригинальный и полезный прибор.
UNI-T UT105
Помимо обычных функций мультиметра выполняет измерение частоты оборотов двигателя. Для «чайников» на дисплее показывается, к каким разъемам подключать щупы в данном режиме измерений. Весьма оригинально, но не более.
Видео — автомобильный мультиметр UT105 в работе (обзор функций)
Fluke 88V
Американский производитель комплектует мультиметр дополнительными щупами, крокодилами, наконечником на высоковольтные провода, датчиком температуры. В целом, измерительный инструмент можно отнести к профессиональным.
Помимо обычных, мультиметр выполняет измерение параметров импульсов форсунок, в том числе, скважность, частоту вращения коленвала. Есть мегаомметр до 40 МОм, очень полезно для контроля высоковольтных проводов, свечей зажигания. В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений
Неплохой прибор
В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений. Неплохой прибор.
Trisco DA-400
Практически обычный мультиметр с дополнительными функциями «прозвонки», измерения температуры, бесконтактным щупом на высоковольтные провода, измерением угла зажигания (это большой плюс), измерение величины постоянного тока до 15 Ампер (а не 10, как в большинстве – и это плюс).
Производитель в качестве характеристик заявляет ударопрочность при падении с высоты 1, 5 метра (это двойной плюс). При невысокой стоимости такой прибор является практически идеальным, как в практике автоэлектрика, так и для автолюбителя. Одна проблема – на радио- и авторынке найти его достаточно сложно.
Проверка электрических батареек мультиметром под нагрузкой
Оставшиеся элементы тестируются повторно. Разберемся теперь, как проверить емкость элемента питания под нагрузкой. Для этого нужно действовать следующим образом:
- Соединить щупы мультиметра с контактами тестируемой батареи.
- Параллельно подключить нагрузочный элемент и выждать 30-40 сек.
- Снять полученный результат.
В зависимости от показаний прибора измеренные элементы нужно рассортировать. Батарейки с остатком 1,1В и менее можно смело отправлять в утиль. Изделия, при проверке которых прибор показал до 1,3В, можно использовать в пультах ДУ. Если же элемент под нагрузкой показывает 1,35В и более – он полностью исправен.
Сколько заряда осталось в батарейке?
Есть
грубая методика подсчета процента разряда батарейки в зависимости от ее
напряжения.
Для
элементов питания 1,5V нужно отнять от фактического
остаточного напряжения величину в 1,1V и умножить результат на 200. В итоге
вы получите примерную цифру в процентах остаточного заряда.
Например, замеры показали результат 1,45В. Отнимаем 1,45-1,1=0,35*200=70%.
В батарейке осталось 70% заряда от первоначальной величины.
При значениях 1,35В будут следующие результаты:
1,35V-1,1V=0,25*200=50% и т.п.
Для
кроны в 9V нужно отнимать 6,6V и умножать результат на 33,33.
Пример расчета:
Замер мультиметром=8,79В. Итого: 8,79-6,6=2,13*33,33=71%.
Как-то
так. Еще раз напоминаем, что это очень грубый расчет и ориентироваться на него
не стоит.
Как вставить батарейку в мультиметр?
Что бы установить батарею в тестер необходимо снять верхнюю крышку. Для этого обычно нужно открутить два болта небольшой крестообразной отверткой.
После снятия крышки перед нами будет находиться плата и источник питания устройства.
Что бы поменять батарею, необходимо аккуратно снять старую. И на ее место поставить новый аккумулятор. Желательно что бы надписи на новой батареи совпадали с надписями на старой.
Присоединяем новый источник энергии.
В момент постановки следите за полярностью.
- Откручиваете шурупы.
- Снимаете крышку.
- Отсоединяете аккумулятор от клеймов.
- Берете новый элемент питания.
- Сверяете надписи элементов питания, но главное что бы было 9 вольт.
- Присоединяете свежий аккумулятор согласно полярности.
- Включаете тестер.
- Проверяете работоспособность.
- Затем его отключаете.
- Ставите крышку на место.
- Закручиваете шурупы.
- Пользуетесь устройством!
Таким образом, теперь вы знаете, какие батарейки используются в мультиметре!
источник
Проверка аккумулятора мультиметром: что можно выяснить
В первую очередь следует четко разделить аккумуляторы – устройства с возможностью подзарядки – и батареи (батарейки), который считаются «одноразовыми». Оба варианта работают с постоянным током, поэтому при замерах следует переводить положение регулятора прибора в диапазон работы с постоянным током. Он маркируется, в зависимости от модели, DCV или V-.
Как измерить заряд батарейки
Если возникла необходимость проверки новой или бывшей в употреблении батарейки, можно использовать такие варианты выяснения уровня заряда:
- без нагрузки;
- под нагрузкой;
- с помощью замера силы тока.
Как проверить батарейку мультиметром? Для этого необходимо:
- перевести регулятор в нужное для замера постоянного тока положение;
- выбрать предел измерения, больше предполагаемого на 5…10% (минимум). Так, для пальчиковой батарейки это составит 20 В;
- установить контакт щупов с полюсами (выходами) батарейки и снять показания.
Важно: щупы прикладываются к одноименным контактам – плюс к плюсу, минус к минусу. Если прибор имеет автоматическое определение полярности, данный пункт не важен. На экране высветится правильное значение с отрицательным знаком.
На экране высветится правильное значение с отрицательным знаком.
Считается допустимой эксплуатации батарейки, заряд которой составляет не меньше 80% от номинального. При этом падение заряда на 10% – повод использовать батарейку в малотребовательных приборах, с низким потреблением энергии. Падение заряда на 20% и более – повод для ее утилизации.
Под нагрузкой батарейки проверяются обычно с помощью обычной лампочки или светового диода. Нагрузку подключают к устройству параллельно, после чего замыкают контакты щупами и выжидают 30…40 секунд. После этого снимают показатель и сортируют батарейки по степени пригодности.
С помощью измерения силы тока проверяют новые изделия. Для этого регулятор мультиметра устанавливают в положение проверки тока (маркировка A-) на максимум. Замыкая щупы на контактах батарейки, выдерживают 1…2 секунды после прекращения роста показателя и убирают щупы. После этого оценивается сила тока. В норме оно должно составлять 4…6 А для новой батарейки, при токе 3…3,9 А лучше использовать ее в менее энергоемких приборах. При показателе меньше 3 А допустима установка элемента в устройства дистанционного управления (пульты) и другие маломощные приборы.
Более детально процесс проверки батарейки показан на видео.
Как проверить аккумулятор мультиметром
Если речь идет не об автомобильном аккумуляторе, а об обычном устройстве с возможностью подзарядки для использования в бытовых приборах, то принцип проверки тот же, что и для одноразовых батареек. При этом следует учитывать, что есть и определенные нюансы:
- проверить заряд аккумулятора мультиметром следует под нагрузкой, в качестве ее можно использовать нагрузочный резистор или лампочку;
- для проверки следует использовать силу тока, а не напряжение. Для работоспособного элемента с напряжением 1,2 В ток составляет 0,5…17 А. Положение регулятора устанавливают на максимум, как и для батареек, но замыкание контактов выполняется на 1…2 секунды. Удержание контактов на более длительный срок плохо влияет на работу аккумулятора.
Важно помнить: в отличие от батареек, номинальное напряжение «пальчиковых» аккумуляторов составляет 1,2 В, а не 1,5 В.
Как проверить пригодность батарейки
Скопившиеся дома батарейки, считающиеся разряженными, можно легко проверить, чтобы убедиться в том, что они подлежат утилизации. Кроме того, иногда есть возможность реанимировать их пропусканием слабого тока, но для подобных процедур требуется специальный зарядный девайс.
Но требуется точно знать выдаваемый элементом ток и оставшуюся емкость. Для этого используется специальный прибор — мультиметр. Этот полезный прибор имеется в доме практически у каждого хозяина и позволяет осуществить множество измерений и детальный анализ параметров:
- определить участок прорыва проводки, чтобы не понадобилось ломать сразу все короба для кабеля или штрабить большой кусок стены;
- показать актуальный уровень напряжения в электросети — стабилизатор напряжения может ошибаться;
- проверить фазу в розетке/выключателе — самый действенный способ избежать короткого замыкания при починке проводки;
- измерить степень сопротивления проводки в доме и оборудования. Критически полезная функция при ремонте электросетей и электрооборудования в старых домах;
- проверить лампочки и прочие приборы на пригодность;
- узнать емкость батареи телефонов, смартфонов, iPhone, андроид-планшетов и даже геймпадов xbox. Эти параметры проверяются и программами-мониторами, однако не существует ни одного достаточно точного приложения, превосходящего мультиметр;
- измерить степень заряда батареек.
Такой тестер, несомненно, должен быть в каждом доме. Чтобы купить мультиметр, необходимо для начала выбрать конкретную марку — их множество. Самыми популярными считаются: Elitech, Hama, One, Orient, Sunwa, YX-1000A, BL1, BT-168D, BT1, DT-182, DT-830B, DT-832, DT-838, «Мегеон».