Словарь обж

Нормативная база ОБЖ

Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.

Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.

  1. Сама дисциплина была утверждена приказом Госкомитета СССР по народному образованию №203 от 20.03 1989 года под названием «Безопасность жизнедеятельности», а уже приказом Минобразования №169 от 27.05.1991 года ОБЖ был утвержден в качестве общеобразовательной дисциплины и включен в программу учебных заведений.
  2. В 1994 году были изданы первые программы по ОБЖ для учащихся 1-11-х классов, получившие широкое распространение среди населения.
  3. В 1995 году был проведен первый педагогический эксперимент по подготовке учителей ОБЖ. До 1999 года РГПУ им. А.И. Герцена был единственным университетом в России, где осуществлялась лицензированная подготовка учителей по дисциплине ОБЖ, а в 2000 году состоялся первый выпуск из 23 дипломированных учителей по безопасности жизнедеятельности.
  4. В 1996 году вышли в свет первые учебники по ОБЖ и первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней

Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни

ОБЖ

Введение

Дорогие старшеклассники!

В этом году вы продолжите изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», основное назначение которого — повышение уровня вашей культуры в вопросах безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на вашу личную безопасность, безопасность общества и государства.

При изучении предлагаемого вашему вниманию учебного материала вы получите полное представление об организации защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, систематизируете свои знания в вопросах обеспечения личной безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Вы также познакомитесь с единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), с основными государственными принципами и направлениями противодействия террористической и экстремистской деятельности. Вы будете иметь возможность углубить свои знания о роли здорового образа жизни в обеспечении личной безопасности в различных жизненных ситуациях и сформировать умения по оказанию первой помощи при неотложных случаях.

На страницах учебника вы также познакомитесь с основными положениями федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности и обороны государства

Особое внимание в учебнике уделено истории создания Российской армии, её организационной структуре, видам и родам войск, подробно освещены роль и место современных Вооружённых Сил России в системе национальной безопасности страны. Вы узнаете о боевых традициях армии, о Днях воинской славы России — днях славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства

Кроме того, в учебнике подробно раскрыты вопросы, связанные с практической подготовкой юношей к военной службе. Этому материалу посвящён раздел 7 — «Основы военной службы».

Познакомившись с содержанием учебника, вы более реально взглянете на окружающий мир, поймёте логику происходящих событий, научитесь анализировать и оценивать различные жизненные ситуации и свои возможности, делать объективные выводы и формировать в себе жизненно важные качества, присущие Человеку и Гражданину России.

В заключение отметим, что весь материал учебника нацелен на то, чтобы прежде всего помочь вам подготовиться к взрослой жизни, к безопасному существованию в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.

Авторы учебника желают вам сделать правильный выбор в определении жизненного пути, а также успехов и удачи в деле подготовки к благополучной взрослой жизни.

Каждый параграф, кроме того, содержит раздел «Дополнительные материалы». В него включены материалы для углублённого изучения предмета.

ОБЖ в вузах

Если с расшифровкой ОБЖ в школе все понятно, то как же обстоит дело с вузами?

Как ни странно, но преподавание основ безопасности жизнедеятельности во многих вузах является обязательной общеобразовательной дисциплиной наряду с физкультурой. Только зашифрована эта дисциплина под другой аббревиатурой – БЖД. На самом деле отличий ровно никаких, расшифровывается БЖД как Безопасность жизнедеятельности. В основе изучения БЖД также лежат правила поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, стихийных бедствиях, правила оказания первой медицинской помощи и многое другое.

2 главных принципа интересного урока ОБЖ

В основе интересного и полезного для учеников урока ОБЖ лежат два базовых принципа. Вот они:

1. Актуальность

Любая информация должна так или иначе соотноситься с актуальными потребностями и интересами учеников. Изучаете правила оказания первой медицинской помощи? Прежде всего обсудите, почему эти знания полезны для ваших юных подопечных. Возможно, кто-то уже попадал в ситуацию, в которой эта информация оказалась бы весьма кстати? 

Чтобы размышления об основах безопасности не казались детям совсем уж оторванными от жизни и искусственными, ищите способы связать тему с интересами учеников. Например, можно обсудить правила поведения при пожаре на примере действий героя популярного фильма. Для этого учителю всегда необходимо понимать, в каком информационно-культурном поле находятся его ученики, чем они увлекаются, чем «дышат»

2. Положительные эмоции

Взрослым людям часто кажется, что лучший способ оградить ребенка от опасности — напугать его страшными последствиями, которые обязательно проявят себя во всей красе, если ребенок будет плохо себя вести. К примеру, во время профилактических бесед о вреде наркотиков детям показывают страшные кадры, от которых в горле застревает ком, и внутри становится невыносимо холодно. Эту взрослую привычку запугивать подрастающее поколение учителя часто переносят и на свою работу. И вот тут-то урок ОБЖ может стать раздольем для взрослых любителей страшилок. Ведь в мире столько всего ужасного: и лесные пожары, и террористическая угроза, и падающие с крыш сосульки в конце концов! Вот только ни одному нормальному человеку не захочется регулярно ходить туда, где тебя пугают, где в любой момент момент можешь ощутить горечь, страх, даже отчаяние и вообще целую палитру неприятных эмоций. 

Напрашивается вопрос: как же быть учителю, ведь мир, с которым мы знакомим детей, действительно неидеален? Помните, что уроки ОБЖ посвящены вообще-то не столько опасностям, сколько безопасности

Учителю важно актуализировать, насколько приятной и радостной может быть безопасная жизнь, чтобы ученикам захотелось стать маленькими супергероями, которым под силу сотворить настоящее чудо — сделать свою жизнь безопасной. 

5 советов, как сделать урок ОБЖ интересным

А теперь давайте перейдем от теории к практике. Что может и должен сделать учитель, чтобы у учеников пропало желание прогуливать ОБЖ? Вот несколько советов.

1. Используйте интерактивный подход 

Ни один живой человек не сможет вынести сорокаминутного рассказа о том, как правильно жить. Урок ОБЖ не должен предполагать исключительно лекционный или дискуссионный формат. Другими словами, на этих уроках дети под руководством учителя могут не только слушать, конспектировать и обсуждать полученную информацию. В основе интерактивного подхода лежит сочетание различных игровых и творческих практик, командной и индивидуальной работы. Также этот подход предполагает определенную свободу выбора и высказывания, которой наделены учащиеся. В течение всех уроков старайтесь сочетать разные формы активностей: предлагайте детям посмотреть видеоролик, прочесть или прослушать отрывок текста, выполнить тест, нарисовать рисунок и пр.  Позволяйте детям проявлять инициативу. Предоставьте ученикам возможность периодически выступать с докладом на любую интересующую их тему или придумайте другой способ подарить им порцию свободы, которая является топливом любого комфортного и увлеченного обучения.  

2. Отрабатывайте навыки на практике

Теоретические знания не должны всегда оставаться теоретическими, особенно если речь о таком предмете, как ОБЖ. В противном случае они очень скоро выветрятся из памяти. Но, к  сожалению, частенько преподаватели по разным причинам пренебрегают практикой. Устраивайте уроки с отработкой навыков как минимум один раз в полтора месяца. К примеру, изучив тему оказания первой медицинской помощи, стоит попрактиковаться на учебных манекенах.   

3. Обсуждайте актуальные темы, даже если они не входят в официальную программу

Многие темы, напрямую связанные с безопасностью в современном мире, не входят в утвержденную программу по ОБЖ. Однако это не означает, что опытный и вдумчивый учитель не сможет грамотно интегрировать изучение интересного и актуального для учеников материала в официальную программу. Возможно, ваши ученики захотят углубиться в тему информационной безопасности, безопасности при пользовании всемирной сетью? Или им захочется побольше узнать о потребительской безопасности, то есть о том, как не стать жертвой обмана, совершая покупки? Проведите опрос среди учеников и узнайте, какая тема им ближе. Изучение дополнительного материала лишь углубит заинтересованность детей в предмете в целом.

4. Организуйте встречи с приглашенными гостями

ОБЖ — предмет о реальной жизни и в этом его преимущество. На урок литературы вы едва ли сможете пригласить Гоголя, а на урок математики — Пифагора. Зато среди жителей современных городов достаточно людей, которые профессионально разбираются в различных тонкостях безопасной жизни. Врачи скорой смогут рассказать о правилах и секретах оказания первой медицинской помощи лучше любого учебника. Дети с куда больши удовольствием послушают о правилах поведения при пожаре от настоящих пожарных! Очень многие специалисты своего дела с радостью и энтузиазмом отзовутся на приглашение на открытый школьный урок. И инициатором подобных предложений должен быть активный, влюбленный в свой предмет учитель. Кто, если не он? 

5. Ищите связи с другими школьными предметами

Не секрет, что любая информация усваивается и запоминается намного лучше, если она встроена в контекст. Мы уже сказали о том, что знания, приобретаемые учениками на уроках ОБЖ, должны быть встроены в контекст их реальной внешкольной жизни. Но и находясь в школе, ученик проживает свою маленькую историю — историю обучения. И если вы знаете, что именно ваши ученики изучают на других уроках, вы можете умело этим пользоваться! На классном часе, посвященном истории мировых религий, детям рассказали о Всемирном потопе? Самое время обсудить правила поведения при наводнении. На уроке истории они изучают Отечественную войну 1812 года? Почему бы не вспомнить о том, как горела Москва, обсуждая безопасные действия при пожаре? Не бойтесь придумывать, порой самые безумные идеи могут оказаться самыми эффективными.

И помните, что не бывает менее важных или менее интересных предметов. Все зависит лишь от учителя.

Школьная программа ОБЖ

Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.

Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.

Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни

В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера – землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного – химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.

Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.

Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

словарь по безопасности жизнедеятельности

Безопасный образ жизни — это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь (Гафнер В.В. О понятии «безопасный образ жизни» // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2013. №8.)

Безопасный образ жизни человека  (в узком смысле)- основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечиваетсохранение жизни (Гафнер В.В. О понятии «безопасный образ жизни» // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2013. №8.)

Педагогика безопасности (Pedagogy safety) – это научное направление в педагогике о закономерностях развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности (Гафнер В. В. Педагогика безопасности как новое научное направление современной педагогики // Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 29 апр. 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.) 

Культура безопасности — это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области (Власова Л. М., Сапронов В. В., Фрумкин Е. С., Шершнев Л. И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. Учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования. М.: Издательство «Русский журнал», 2004. С. 71)

Культура безопасности – определенный уровень развития творческих сил и способностей человека  к  профилактике  рисков,  предупреждению  и  уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности) ему лично, ущерба другим людям и обществу в целом (Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. МЧС России. – М.: Деловой экспресс, 2006. – 316 с.)

Культура безопасности — набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, выполнение которых показывает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется должное внимание (Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / Под ред. О. Н. Русака

СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003. С. 219)

Культура безопасности личности — совокупность норм, взглядов и устано­вок, характеризующих отношение инди­вида к природе, личной, общественной и национальной безопасности (Девисилов В.А. Культура безопасности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития России // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения в современных условиях: Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 14-15 мая 2008 года, Москва, Россия, МЧС России. – М.: ИПП «КУНА», 2008. – С. 61-69.)

Культура безопас­ности жизнедеятельности — уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятель­ности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стерео­типов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опас­ных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности (Цаликов Р. Культура безопасности жизнедеятельности системообразующий фактор снижения рисков ЧС в современных условиях // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения в современных условиях: Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 14-15 мая 2008 года, Москва, Россия, МЧС России. – М.: ИПП «КУНА», 2008. – С. 12-23.)

Культура безопасности деятельности — совокупность правил, норм и действий индивида, группы и общества в целом по созданию, поддержанию и корректировке безопасных условий и результатов деятельности (Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / Под ред. О. Н. Русака. СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003. С. 219)

Перейти на  словарь основных терминов по безопасности А-Н    

Перейти на  словарь основных терминов по безопасности О-Я

Обязательные предметы в 7 классе в 2021-2022 годах по ФГОС в России

По ФГОС в 2021 году ученики 7 класса в России будут изучать 15 основных дисциплин, в число которых входят:

  • русский язык — изучение служебных частей речи, их правописания, разбор основных ошибок;
  • литература — углубленное изучение литературных понятий, рассмотрение и особенностей на примерах;
  • алгебра — работа с математическими моделями, линейными функциями, системами и многочленами;
  • геометрия — новый предмет для школьников, поэтому в течение курса ученики знакомятся с базовыми понятиями науки;
  • иностранный язык — процесс обучения направлен на расширение познаний в области грамматики;
  • история — изучение всемирной истории и истории России в эпоху нового времени;
  • обществознание — работа с понятием «ценности», воспитание чувства патриотизма в учениках через изучение этого явления;
  • география — изучение особенностей появления крупных земных объектов, материков и океанов;
  • биология — знакомство с разнообразием мира животных, изучение классификаций и особенностей развития представителей разных категорий;
  • физика — новый предмет для школьников, в первый год ученики знакомятся с основными физическими понятиями и начинают углубляться в науку;
  • информатика — изучение основ программирования, знакомство с примитивными языками;
  • ИЗО — обретение познаний в области архитектуры и дизайна;
  • музыка — изучение классических произведений и их влияние на становление современной музыки;
  • физкультура — подготовка к соревнованиям, углубленное изучение спортивных игр;
  • технология — знакомство с кулинарией и рукоделием (у девочек), изучение электромеханики (у мальчиков).

Безопасность жизнедеятельности (БЖД)

 «Охрана труда интересуется человеком, находящимся в условиях производства, гражданская оборона — в чрезвычай­ных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — в любых условиях обитания. В центре внимания дисциплины БЖД — человек — как самоцель развития общества.

Другими словами, безопасность жизнедеятельности (БЖД) шире, универсальнее охраны тру­да и гражданской обороны, которые можно рассматривать как частные случаи обеспечения безопасности в конкретных ситуациях».

 Безопасность жизнедеятельности (БЖД).

Краткий конспект лекций для студентов всех специальностей

/ Под редакцией О. Н. Русака. — Ленинградский союз специалистов по безопасности жизнедеятельности человека. — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1992

Обучение в области безопасности сущест­вовало всегда. Но системное образование по этой проблеме началось в высших учебных заведениях в XIX в. (в Санкт-Петербургском горном ин­ституте) и стало активно развиваться в начале ХХ в.

В 1904 году Н. А. Шевелев преподавал в Санкт-Петербургском техно­логическом институте, а с 1910 г. в Санкт-Петербургском политехниче­ском институте дисциплину под названием «Техника ограждения машин». В 1910 году он издал первый учебник по технике безопасности под названием «Техника ограждения машин и безопасность фабрично-заводских рабочих».

С 1907 года в Санкт-Петербургском политехническом институте на­чал читать лекции А. Н. Быков по курсу фабричного законодательства.

С 1906 года в Санкт-Петербургском политехническом институте на­чалась подготовка фабричных инспекторов.

В дальнейшем в вузах стали создаваться профильные кафедры, но­сившие разные названия.

В 1960-е годы процесс создания кафедр охраны труда стал массовым.

В 1990 годы произошли качественные изменения в подготовке спе­циалистов по безопасности жизнедеятельности. Госкомитет СССР по народному образованию издал приказ № 473 от 09.07.1990 г. по совершенствованию образования по вопросам подготовки в области безопасности и о начале подготовки дипломированных специа­листов по охране труда. Через год в соответствии с Постановлением Пра­вительства началась подготовка школьников по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в каждом классе. Так стала складываться обра­зовательная область — безопасность деятельности.

читать подробнее Из истории создания дисциплины и науч­но-образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД)

Другие нововведения в школах для 7 класса с 2021 года

С 2021-2022 учебного года будут введены новые правил обучения школьников в среднем образовательном учреждении. К изменениям относят:

  • строгое проведение урока на протяжении 40 минут, на дольше учеников оставлять в классе запрещено;
  • на отдых между уроками должно отводиться не менее 10 минут;
  • личные вещи, особенно гаджеты, использовать в процессе обучения запрещено — во время уроков телефоны и планшеты с парт должны быть убраны;
  • для обучения можно использовать не более 2 электронных устройств за урок одновременно — интерактивные доски, ноутбуки, компьютеры, планшеты;
  • во время перерывов дети из разных классов должны минимально сталкиваться между собой;
  • регулярно в классах и коридорах должна проводиться обработка поверхностей антисептическими средствами.

Итоги

В 2021-2022 учебный год в ряде подмосковных школ будут введены новые дисциплины. На тестовый период образовательным учреждениям предлагается выбрать финансовую грамотность, киберпреступления, олимпиадные задания или программирование. В иных школах эти предметы будут введены позднее в качестве дополнительных.

Обязательно 7-классникам предстоит изучать на протяжении года 15 дисциплин. С некоторыми из них школьники познакомятся впервые – это геометрия и физика. Перечень необязательных предметов учебные заведения рассматривают заранее и определяют, какие необходимо ввести.

В связи с коронавирусной инфекцией образовательные учреждения обязаны проводить регулярную уборку всех поверхностей и оборудования, которых касаются школьники. Также необходимо в течение учебного дня обеспечить минимальное взаимодействие между учениками разных классов.

ОБЖ в учебных заведениях за пределами России

Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ. Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики. Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.

Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.

Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира

Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни

Какие новые предметы введут в школе в 2021-2022 годах

В предстоящем учебном году ряд школ коснутся существенные изменения. В программу будут введены новые предметы. Перемены коснутся только нескольких подмосковных учебных заведений, остальным школьникам можно не волноваться из-за обновления дисциплин.

Введены в 2021 году будут только дополнительные предметы, для которых выделяется 10 часов в неделю. К новым дисциплинам будут относиться:

  • финансовая грамотность — школьников обучат управлять активами и сбережениями;
  • программирование — на профессиональном уровне ученики 7 класса будут изучать языки программирования, научатся создавать программы, сайты, приложения;
  • кибербезопасность — в рамках предмета разбираются различные преступления, происходящие в сети, дети получают информацию о том, как защитить себя от незаконных действий;
  • олимпиадные задания — решение сложных задач, с которыми школьники сталкиваются во время олимпиад.

Проводить уроки по дополнительным новым предметом будут не учителя школ. Государство планирует выделить практикующих специалистов в каждой области. Это позволит лучше погрузиться в изучение дисциплины. Также эксперт отрасли сможет на конкретных примерах разобрать ряд вопросов.

Сейчас у школ есть право выбора по введению дополнительных предметов. Одновременно все 4 дисциплины вводить в учебном учреждении не потребуется. Однако уведомить министерство образования о своем выборе необходимо заранее.

Какие необязательные предметы будут в 7 классах с 2021 года

В предстоящем учебном году школьникам необходимо будет посещать и необязательные предметы. Какие из них вводить, учебные заведения выбирают самостоятельно. Сейчас в их перечень включены:

  • родной язык и литература — в его рамках изучаются только российские писатели и становление русской речи;
  • второй иностранный язык — французский/немецкий/английский/китайский наиболее распространены, но в школах могут изучаться и иные;
  • ОБЖ — проводится или на протяжении года, или одним курсом за 1,5-2 недели;
  • статистика — решение сложных задач, выявление закономерности, работа с базами данных;
  • краеведение — знакомство учеников с историей развития местности, где расположено учебное заведение;
  • экология — изучение особенностей окружающей среды и влияния на нее происходящих катастроф;
  • личностное развитие — заключается в работе над собой, выявлении сильных и слабых сторон, определении истинных интересов;
  • проектирование — изучение особенностей работы индивидуально и в команде, разработка личного проекта.

Кроме того, на неделе придется найти время для классного часа для решения накопившихся за неделю вопросов класса с руководителем. Многие школы организуют элективы, где в рамках курса ученики посещают стандартные предметы для подготовки к предстоящим итоговым аттестациям/экзаменам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector