Назначение автомобилей воздушно-пенного тушения

Потери напора от водоисточника до пожара

Потери напора в магистральных рукавах, которые могут быть приняты за расчетную величину, определяются следующим образом.

При подаче воды к лафетным стволам они равны разнице между расчетным давлением на насосе (90 м вод. ст.) и расчетным давлением у ствола (60 м вод. ст.), т.е. 30 м вод. ст.

При подаче воды к ручным стволам дополнительно учитываются потери в рабочих рукавах и в разветвлении. Если считать, что они равны 20 м вод. ст., то при расчетном давлении у ствола 40 м вод. ст. и у насоса 90 м вод. ст., потери напора в магистральных рукавах будут 30 м вод. ст.

Расчетные длины магистральных линий определяются условиями противопожарного водоснабжения. На основании статистических данных по пожарам, происшедшим в городах и в сельской местности, были построены кривые обеспеченности расстояний от водоисточника до места пожара (рис. 1).

Рис. 1. Кривые обеспеченности расстояний от водоисточника до пожара:

1 — для городов; 2 — для сельской местности; 3 — общая кривая.

Расстояние от водоисточника до места пожара при подаче воды к лафетным стволам или при работе в перекачку может быть принято за длину магистральной линии. При подаче воды к ручным стволам и наличии разветвления длина магистральных рукавов будет на 40-60 м короче. Однако для упрощения можно считать, что расстояние от водоисточника до места пожара равно длине магистральной линии (при более точных расчетах производится корректировка).

С помощью кривых, приведенных на рис. 1, можно найти расчетную длину, если задаться обеспеченностью. Обычно обеспеченность принимается равной 90 %. По общей кривой на графике ей соответствует расстояние от водоисточника до места пожара 230 м. Это значит, что, если автомобиль будет укомплектован рукавами общей длиной 460 м (для двух рукавных линий), то на 90% пожаров (с расстоянием до водоисточника равным или меньшим 230 м) могут быть получены расчетные величины давлений на стволах при расчетном давлении на насосе или меньшем. В остальных 10% случаев пожаров (с расстояниями до водоисточника более 230 м) тушение будет производиться при подаче воды по одной рукавной линии, и, следовательно, расход воды от насоса снизится как по причине уменьшения числа рукавных линий, так и по причине понижения давления воды у стволов, если их количество на одной рукавной линии останется прежним.

Процент пожаров, при тушении которых возможно достижение рабочих режимов на стволах и насосах с полным использованием их подачи при длине магистральных рукавов 230 м, в городских условиях будет выше и составит 98 %, а в сельской местности — наоборот, ниже: всего 40 %.

Окончательно расчетную длину магистральных рукавов можно принять равной 200 м (при наличии автонасосов), либо 100-150 м (при наличии мотопомп в зависимости от их технических возможностей), поскольку это расстояние соответствует нормативному радиусу действия пожарных водоемов.

Автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4

(2,3,4,10,20,28,96-ПЧ)

Основные характеристики

Базовое шасси КАМАЗ 43253

Колесная формула 4×2

Полная масса, кг 14035

Максимальная скорость, км/ч 90

Двигатель

Модель CUMMINS 6 ISBe 210 (Евро-3)

Тип дизельный

Мощность двигателя, л/с 210

Габаритные размеры, мм:

длина 7610

ширина 2500

высота 3410

Вместимость цистерны, л 3200

Вместимость пенобака, л 200

Боевой расчет 1 +5

Пожарно-техническое вооружение

Пожарный насос

Модель Rosenbauer NH-30

Тип комбинированный

Подача насоса, л/мин

до 3000 при 10 бар

до 400 при 40 бар

Лафетный ствол

Тип Rosenbauer RM 25

Дальность подачи при 10 бар, м до 75

Дистанционное управление насосом и лафетным стволом

ПСА 2.0-40/2 (43206) 008 МИ

(СЧ, 9-ПЧ)

Основная концепция модели:

Сочетает в себе 2 автомобиля — автомобиль для тушения пожаров и автомобиль для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обладает высокопроходимым и достаточно легким шасси из всего модельного ряда УРАЛ.

Это обеспечивает меньший расход топлива и более высокую скорость по сравнению с аналогами.

Комбинированный пожарный насос НЦПК-40/100-4/400 В1Т, позволяет использовать в пожаротушении тонко распыленную струю воды, предотвращающую заливание нижних этажей.

Технические характеристики

Модель базового шасси Урал-43206
Колесная формула 4х4
Двигатель дизельный ЯМЗ-236 НЕ2
Номинальная мощность кВт(л.с.) 169(230)
Габаритный внешний радиус поворота 11,4
Вместимость цистерны для воды, л
Полная масса, кг, не более
Вместимость пенобака, л, не менее
Запас напорных рукавов, м
· нормального давления
· высокого давления
Пожарный насос, тип НЦПК-40/100-4/400
Ствол-распылитель высокого давления с катушкой рукавной СРВДК-2/400-60
Стационарный лафетный ствол, тип ЛС-С40У
Максимальный расход лафетного ствола при подаче сплошной струи воды, л/с, не менее
Максимальная дальность сплошной струи воды лафетного ствола, м, не менее
Максимальный расход лафетного ствола при подаче сплошной струи пены, л/с, не менее
Максимальная дальность сплошной струи пены лафетного ствола, м, не менее
Габаритные размеры, мм, не более
· длина
· ширина
· высота

АБГ-3(5301) Автомобиль-база газодымозащитной службы

(СЧ)

Технические характеристики

Маневренная, экономичная машина незаменима при работе в городских условиях.

Одновременная работа двух компрессорных станций позволяет зарядить 4 баллона за 20 минут, что обеспечивает боевой расчёт дыхательными аппаратами на затяжных пожарах.

Плюс 20 заряженных баллонов всегда с собой в автомобиле.

Электроагрегат бензиновый «Вепрь». Предназначен для обеспечения переменным током, частотой 50 Гц потребителей электроэнергии и может быть использован как источник питания в стационарных и передвижных установках

Компрессорная установка с бензиновым двигателем (Mariner-II-В). Предназначена для заполнения баллонов БК-7-300С сжатым воздухом, применяемых в дыхательных аппаратах при работе на пожарах и ликвидации аварий. Установка работает только на открытом воздухе.

Компрессорная установка с трехфазным двигателем Mariner-II-Е. Предназначена для заполнения баллонов БК-7-300С сжатым воздухом, применяемых в дыхательных аппаратах при работе на пожарах и ликвидации аварий

Технические характеристики

Базовый автомобиль ЗИЛ-5301Р1
Двигатель дизельный Д-245.12 С ММЗ
Колесная формула 4х2
Вид потребляемого топлива Дизельное
Полная масса, кг
Мощность двигателя, Квт (л.с.) 80(108,8)
Экипаж, чел.
Габаритные размеры
· длина,мм
· ширина,мм
· высота,мм

Автоцистерна пожарная АЦ 5,5-40(5557) модель 005 – МИ – 03

(15-ПЧ)

НАЗНАЧЕНИЕ

АЦ предназначена для доставки к месту пожара средств тушения, пожарно-технического вооружения, боевого расчёта для последующей ликвидации пожара с помощью доставленных сил и средств путём подачи на очаг пожара воды или воздушно — механической пены через ручные стволы и переносной лафетный ствол. Забор воды из цистерны АЦ, открытого водоёма или гидранта, пенообразователя — из пенобака или из сторонней ёмкости

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модель шасси…………………………Урал-5557-1151-40

Максимальная скорость, км/час…………………75

Габаритные размеры, мм

— длина………………………………………………8250

— ширина…………………………………………… 2500

— высота…………………………………………….3300

Боевой расчёт, чел………………………………….6

Запас воды, л…………………………………………5500

Запас пенообразователя, л …………………………360

Тип пожарного насоса……………….НЦПН-40/100 В1Т

Расположение насоса………………………………заднее

Подача насоса, л/сек…………………………………40

Напор насоса, м………………………………………100

Вакуумная система АВС-01Э ………….в составе насоса

Возимый запас напорных рукавов норм. давления, м……….504

Что такое пенные АУПТ

Пенная АУПТ – это фактически та же АУВПТ, но с дополнительными узлами для создания пузырьков в ОТВ, модифицированными для пенообразования.

Технически автоматическая установка, это система дистанционного пожаротушения, не требующая присутствия человека на месте возгорания, представляющая собой трубопроводы, подающие ОТВ в разводку с оросителями по периметру защищаемой зоны.

Когда применяются

Свойства пены расширяют возможности применения:

  • тот же класс пожара (А), что для воды, плюс кл. В: твердые и плавящиеся (полимеры, пластмассы) вещества, горючие жидкости (растворимые и, при наличии специального состава, нерастворимые);
  • завесы в проемах, тамбур-шлюзах;
  • большие площади (торговые, общественные, производственные);
  • чаще используется, где требуется бережное воздействие (архивы, музеи);
  • взрывоопасные производственные сооружения кат. А, Б; транспортная сфера, АЗС, склады топлива, объекты с ГСМ, ЛВЖ, ГЖ.

Не тушат рассматриваемыми АУПТ:

  • газы;
  • электрооборудование, за исключением отключенного;
  • металлы;
  • материалы, реагирующие на состав ОТВ;
  • вещества, тлеющие и горящие без воздуха.

Объекты для обязательного применения АУПТ и АСП определены в СП 5 (Прил. А), НПБ 110.

Пена тушит возгорание горючих жидкостей, поскольку изолирует поверхность от кислорода. Пенные составы эффективны, так как создают пленку, а при нагревании выделяют вещества для самозатухания.

Принцип работы пенных установок

Устройство стационарных установок водно-пенного пожаротушения:

  • водоисточники (резервуары, водоемы, водопровод);
  • магистрали труб: питающая, напорная, распределительная;
  • пенно-дренчерные или/и спринклерные оросители;
  • насосная станция:
    • главная и автоматическая помпа для временной работы;
    • водопитатели: импульсный пневмобак (насос-жокей) с компрессором и вспомогательный;
  • узлы управления: в насосной станции, на концах трубопроводов;
  • побудительный сегмент с сигнализацией, датчиками;
  • измерительные устройства: манометры, контролеры жидкости;
  • спускная система, клапаны, задвижки;
  • для установок пенного пожаротушения необходимо предусматривать такие характерные механизмы:
    • баки с пенообразователем, дозаторы (насосного, диафрагменного, эжекторного типа);
    • устройства слива, перемешивания, подачи, контроля уровня ПАВ;
    • особые розетки на дренчерах или спринклерах, а также генераторы, имеющие вид габаритных насадок, коробов.

Пена воздушно-механическая, так как образуется после смешивания воды с добавками в разбрызгивателях или генераторах при выходе из них в процессе всасывания воздуха и прохождения через калибровочные сеточки.

Принцип действия:

  • Датчики фиксируют возгорание.
  • Сообщение передается на БУ, включается сигнализация.
  • Активируется насос для временной работы, затем основной.
  • Вода поступает через напорную магистраль в бак-дозатор с пенообразователем, а оттуда в разводку с оросителями.
  • Смесь, проходя через разбрызгиватели или генераторы, образует пену.

Есть также модульное исполнение, когда в одном корпусе или в компактно расположенных элементах, составляющих цельное устройство с блоком управления, совмещаются функции хранения, получения, подачи ОТВ. Мобильные установки обычно описанного типа.

Назначение, устройство и принцип работы пеносмесителей

Пеносмесители предназначены для получения водного раствора пенообразователя, применяемого для образования пены в генераторах пены средней кратности.

Пеносмесители являются струйными насосами.

Регламентариющий документ ГОСТ Р 50408-92 «Техника пожарная. Пеносмесители. Общие технические требования. Методы испытаний» который в свою очередь, устанавливает правила и нормы проверки пеносмесителей

На пожарных насосах устанавливают пеносмесители ПС-5. Дозатор ПС-5 имеет 5 радиальных отверстий диаметрами 7,4; 11; 14,1; 18,2; 27,1 мм., рассчитанных на дозировку пенообразователя при работе соответственно 1, 2, 3, 4, 5 генераторов ГПС-600 или стволов СВП.

В настоящее время промышленность выпускает переносные пеносмесители ПС-1, ПС-2, аналогичных по конструкции и различающихся только размерами и технической характеристикой.

Схема пеносмесителя

Пеносмеситель состоит из: корпуса (3), в котором расположено сопло (5), направленное через рабочую камеру (2) на входное отверстие диффузора (4). Струя воды, проходя через сопло в диффузор, создает в рабочей камере (2) разрежение.

Принцип работы: Под действием разрежения во всасывающий шланг (1) из емкости (бочки, бака, цистерны) пенообразователь поступает в рабочую камеру, где и смешивается с водой, образуя пенообразующий раствор.

Тактико технические характеристики пеносмесителя ПС-1, ПС-2

Пеносмеситель ПС-1 ПС-2
Масса 3,6 кг 5 кг
Количество подключаемых генераторов 1 шт. 2 шт.

Испытания пеносмесителя на прочность материала и герметичность соединений производят гидравлическим давлением 1,5 МПа (15 кгс/см2), при этом просачивание воды в течение 1 минуты не допускается.

Дозировку пеносмесителя проверяют водой при напоре перед пеносмесителем 0,7 МПа (7 кгс/см2) и подпоре 0,45 МПа (4,5 кгс/см2). Подсасывание воды определяют по мерной емкости. Оно должно быть в пределах, указанных в таблице, при этом полученный расход подсасываемой воды умножают на 0,86 — коэффициент разности вязкости воды и пенообразователя ПО-1 (при использовании пенообразователей иных типов коэффициент может быть другим, что требуется определить расчетом).

Для нормальной работы емкость с пенообразователей должна быть на уровне смесителя или несколько выше (но не превышать высоты 2 м)

Нормы хранения пенообразователя

Сроки годности и качество образователя пены зависят от производства ПО.

  • Хранят пенообразующее вещество в закрытых тарных емкостях из полимера или нержавейки. Подойдет и стальная тара (углеродистая сталь).
  • Фторированные пенные составы хранят исключительно в закрытой полимерной емкости или в таре из нержавейки. При отсутствии таковой, проводят стабилизацию раствора и раз в год проверяют качество.
  • Запрещено использовать железобетонные емкости, если они без полимерного покрытия. Не допускается хранение растворов больше месяца в стальной таре, если в составе ПО нет стабилизатора.
  • Водные растворы в стеклянной или пластмассовой емкости хранятся не более трех лет.

Правило №8

Правила 38-х рукавов

Появляющиеся в боевых расчетах напорные рукавные линии диаметром 38 мм (далее – 38-е рукава, 38-е линии) несут в себе больше опасностей, чем пользы. Конечно, 38 линия значительно легче и маневреннее линии 51 мм аналогичной длины, но сопротивление, низкая пропускная способность и повышенная чувствительность к перегибам и заломам делают напорные рукава диаметром 38 мм достаточно коварным пожарно-техническим вооружением, требующим строгого соблюдения следующих правил:

  • не применять 38 линии, если не пробовал их до пожара;
  • 38 рукава – квартирные рукава (от входа в квартиру до очага пожара);
  • прокладка только по горизонтальной плоскости (никаких вертикальных подъемов);
  • при выборе 38 рукавов — используй ствол с расходом не более  3,5 л/с;
  • в одной рукавной линии не более 3-х рукавов, а лучше не более 2-х;
  • никаких переломов и загибов;
  • не использовать при температуре ниже 0 °С.

 P.S. Ещё раз повторю, что данные правила являются представлением автора об организации тыла на пожаре исходя из его личного опыта. Правила предложены для ознакомления и не являются обязательными для выполнения, однако их соблюдение в значительной мере облегчит и без того нелёгкий труд пожарных.

Порядок применения пенообразователей при тушении пожаров

Инструкция о порядке применения разработана ВНИИПО МЧС РФ. В ней представлены технические требования, классификация и назначение ПО:

  • Растворы готовятся заранее, либо получают их при помощи пеносмесителей.
  • Для получения низкократного пенного состава используют стволы или оросители.
  • Среднекратный пенный растворитель используют и при объемных пожарах.
  • Низкократный пенный состав используется при возгорании ГСМ и нефтепродуктов. Им же охлаждают оборудование.
  • Забракованные ПО и образователи пены общей направленности используются как смачиватели при борьбе с возгораниями горюче-смазочных продуктов.
  • Образователи пены целевого предназначения используются при возгораниях углеводородных жидких материалов.
  • Высокократный пенный состав подходит для тушения объемных площадей.
  • Норма положенности пенообразователя зависит от горючих веществ и вида пенного концентрата.
  • ПО с повышенной способностью огнетушения используют при возгорании легковоспламеняющихся и пожароопасных предметов и объектов.

Расчет расхода пенообразователя

Расход ПО зависит от интенсивности выдачи раствора на один м² площади возгорания и времени, затрачиваемого на тушение. Объем пенообразующего раствора – от объема воды и ПО в емкости.

Vр = Vв + Vп

  • Vр – объем раствора;
  • Vв – количество (объем) воды;
  • Vп – объем ПО.

Чтобы рассчитать расход, учитывают процент концентрации образователя пены. Так на один литр пенообразователя воды потребуется:

  • При 4% – 24 литра;
  • При 6% – 15,7.

Данные значения будут представлять коэффициент соответствия норме (Кв(N)).

При расчетах необходимо знать, что при тушении пожара закончится в емкости первым: вода или пенообразователь. Для определения коэффициента (Кв) берется формула для расчета:

Кв = Vв / Vп

Если рассчитанная Кв будет больше Кв(N), то раньше закончится пена и расчет необходимо вести по ней. Если же Кв будет меньше Кв(N), то расчет ведется по воде, так как она первой закончится.

Vр = Vп * Кв + Vп (если Кв > Кв(N)) (I)Vр = Vв / Кв + Vв (если Кв < Кв(N)) (II)

Когда коэффициенты равны Кв = Кв(N), расчет можно проводить по любой формуле.

Если используется пожарный гидрант при тушении пожара, то рассчитывать следует по формуле (I).

Пример 1:

  • Концентрация ПО (%) – 6;
  • Объем цистерны (л) для воды – 2000;
  • Объем емкости для ПО (л) – 120.

Рассчитаем Кв = 2000 / 120 = 16,6. Данное значение больше Кв(N) / 16,6 >15,7, значит ПО при тушении закончится раньше. Следовательно, расчет ведется по формуле (I).

Vр = Vп * Кв + Vп = 120 * 15,7 + 120 = 2004 литра

Пример 2:

  • Концентрация ПО (%) – 4;
  • Объем цистерны (л) для воды – 7000;
  • Объем емкости для ПО (л) – 500.

Рассчитываем Кв = 7000 / 500 = 14. Так как 14 <24, то расчет ведем по формуле (II):

Vр = Vв / Кв + Vв = 7000 / 24 + 7000 = 7292 литра

Что такое пенообразователь и в чем секрет его успеха

Пожарный пенообразователь имеет вид концентрированного раствора, в состав которого входят поверхностно – активные вещества (сокращенно ПАВ) и различные добавки. Таким образом стало возможным получить массу воздушно-механического вида, позволяющую быстро и качественно нивелировать очаг возгорания.

В настоящее время пенообразователи считаются самым эффективным средством при тушении пожаров и ними пользуются все без исключения государственные службы МЧС. Ими заполняются пеногенераторы, огнетушители, стационарные установки для ликвидации очага возгорания. Но самое главное – это практически единственное средство, которое в состоянии справиться с возгоранием нефти и продуктов нефтепереработки.

Поэтому с развитием топливно-энергетических комплексов такой способ пожаротушения стал пользоваться особой популярностью, потому что задача по обеспечению пожарной безопасности на такого рода предприятиях является одной из приоритетных. А справиться с ней можно только при наличии пенообразователей.

Ограничения в применении

Главный недостаток пожарной пены – высокая электропроводность, так как это по большей части водный раствор. Поэтому недопустимо направлять ее на тушение включенных в сеть приборов и любых устройств под напряжением.

Пена для пожаротушения имеет еще несколько минусов:

  • несовместимость с некоторыми порошками;
  • не подходит для ликвидации пожара, источником которого стал газ или криогенные жидкости. Исключение – высокократный пенный раствор, уменьшающий опасность при их растекании.

Технические ошибки могут привести к непредвиденным ситуациям, когда возгорается топливо, ГСМ или нефтепродукты. Единственный эффективный метод ликвидации таких пожаров – тушение пеной. Ее создают разными способами и используют, принимая в расчет полученные характеристики.

Детальная информация видна на видео:

В пожарную машину вмещается 3 тонны воды, а разгоняется она до 100 км/ч

Сегодня в рубрике «Гараж» настоящая пожарная машина. Мы сходили в специализированную пожарную часть по тушению крупных пожаров, которая находится на улице Попова, 5а. Главный по смене Юрий Кошкин рассказал нам об особенностях работы и «внутренностях» пожарной машины и даже показал нам, как работают непонятные нам агрегаты.

— Эта пожарная машина новая, немецкая, выпущенная в 2013 году. Самое главное отличие в пожарных машинах — шасси. Это, знаете, как иномарка от «Жигулей» отличатся. Автомобиль разгоняется до 100 километров в час. Ведь до места нам нужно доехать максимум за 10 минут. В машине находятся минимум 4 человека — двое сзади и двое спереди. После того, как поступает вызов, у нас есть минута, чтобы одеться и сесть на свои места.

В пожарной машине много различной техники. С обеих сторон автомобиля на корпусе открываются люки, в которых и располагаются самые главные противопожарные элементы. Сзади находится емкость, куда помещается 3 тонны 200 литров воды, там же находится пенообразователь. Оказывается, как таковой пены в пожарной машине нет, при необходимости она быстро автоматически образуется в смесителе.

— Именно в этой машине вода подается со скоростью 4 литра в секунду. Это довольно неплохо. Но этот автомобиль, например, не так хорош для выездов на ДТП. Для тех случаев больше подходит другая машина. Здесь есть инструменты для разного вида спасательных работ. Помимо пожаров мы же выезжаем и на другие вызовы, будь то спасение самоубийцы или извлечение человека из металлических ограждений. Обязательно в автомобиле находятся аптечка, костюм, выдерживающий 200-градусную температуру, и дыхательные аппараты. В этой машине есть только ручная лестница, она поднимается на высоту 3-4 этажей. Если нужно подняться выше, то мы пользуемся автолестницей.

Каждый день в пожарную часть поступает разное количество вызовов. Как признается Юрий, бывает, что бригада выезжает за смену 2 раза, а бывает, что и 6 раз. Чаще всего в нашем городе приходится тушить пожары и бывать на месте ДТП. Но бывают и другие случаи.

— Не так давно, например, парень застрял ногой в перилах моста. Хоть спасение его заняло минуту, но без приготовлений выбраться сам он бы не смог. Часто поступают вызовы от самоубийц. Конечно, мы приезжаем, но стараемся не лезть к ним, ведь на это есть психологи. Был случай зимой, когда на козырьке дома сидел парень, а кроме нас, рядом не было ни медиков, ни психологов. Пришлось нам его спасать. Парень не создавал впечатления, что хочет прыгнуть вниз, но было видно, что он либо пьян, либо принял наркотики. Черт его знает, что ему на ум придет. По лестнице к нему не подняться — он начинает суетиться. А ведь лишнее движение — и он внизу окажется. Мой коллега поднялся к нему изнутри здания, начал с ним разговаривать, дал сигаретку. А потом второй аккуратненько сзади к ним подкрался, парня связали и доставили на землю.

Смена пожарных длится сутки через трое. Конечно, все время в автомобиле они не проводят. Для этого есть специальные комнаты. Как рассказал Юрий, чаще вызовы поступают вечером и ночью. Самый пожароопасный сезон — осень, когда все начинают отапливать дома, и весна.

— Вот смотрите, в этой машине есть еще прибор контроля нахождения людей в непригодной для дыхания среде. Пожарные надевают этот прибор на ремень, и один человек остается на свежем воздухе. Если с пожарным что-то случилось и прибор долго находится в неподвижном состоянии, то он начинает издавать громкий сигнал и оповещать того, кто на улице, о тревоге. На самом деле у пожарных много таких «полезных» инструментов. В каждой машине что-то свое, и каждый автомобиль играет свою роль. На каком-то лучше ехать тушить пожар, а на каком-то проще будет работать на месте ДТП. Этот автомобиль предназначен именно для тушения огня.

____________________________________________________________________________________________

Мечтаете приобрести автомобиль и сделать его неотразимым? Выгодный автокредит предлагает «Сбербанк России». Узнайте подробнее на сайте компании.

Пожарная пена

Как одно из наиболее эффективных огнетушащих веществ, пожарная пена известна уже больше ста лет. Изобретение оказалось столь эффективным, что до сих пор не нашлось пене достойной замены в пожарном деле.

Пена отлично противостоит горению моторного топлива, других нефтепродуктов и химических веществ, справляется с объемным тушением пожаров и с прочими сложными задачами. Пену применяют там, где использование воды неэффективно, нецелесообразно или даже опасно. Пенообразователь (средство, принимающее участие в создании пены) и профильное оборудование находится на вооружении пожарных, охраняющих не только предприятия химической и нефтехимической промышленности, но и аэродромы, крупные склады и другие ответственные объекты.

Это интересно: Порошковый огнетушитель: действие, применение, устройство

Пожарные АЦ «Урал»

Высокая проходимость – это основная особенность автомобилей на шасси «УРАЛ». Это возможно благодаря односкатным колесам, отличающимся высоким уровнем дорожного просвета (40 см), балансирной подвеске задних мостов, применению системы регулировки давления воздуха в шинах, современным грунтозацепам, рамам, которые производятся из специальных марок стали, а также многоступенчатым трансмиссиям, которые имеют блокировки межколесных и межосевых дифференциалов.

Любые грузовые машины, в том числе и пожарные автоцистерны «УРАЛ», способны преодолевать рвы, имеющие ширину до 1,2 м, снежную целину глубиной 1 м, подъем, с крутизной до 31 градуса и уклон до 22 градусов, а также вертикальные стены высотой до 55 см. Благодаря наличию системы герметизации всех элементов авто, имеется возможность форсирования водоемов глубиной до 1,75 м.

Шасси «УРАЛ» 4320 — это длиннобазовое шасси с тремя осями. Его колесная формула – 6х6.

Такое шасси – хороший вариант для установки крупногабаритного оборудования для пожаротушения, цистерн, а также специальных агрегатов. «Урал» пожарный на данном шасси имеет возможность эксплуатации по всем типам дорожного покрытия и местности.

У данного шасси имеются реальные «плюсы» если сравнивать его с другими авто. Оно способно преодолевать подъемы по 58 градусов, рвы, песчаные участки, болота, канавы. Пожарная машина «Урал» на таком шасси способна проезжать водные преграды, а также снежные заносы.

Ввиду большой монтажной базы (до 6 м), на данном шасси обычно устанавливается цистерна, рассчитанная на 8 тонн воды, а также пожарная надстройка. При этом общая монтажная протяженность оснащения на шасси «УРАЛ» — от 3 до 6 метров. Все зависит от вида кабины и расположения крепежа запасного колеса.

Кроме обычных кабин, данное шасси для пожарного автомобиля может оснащаться и увеличенными, отличающимися наличием спального места, а также спаренными двойными кабинами для транспортировки боевого расчета, сопровождающих лиц или же технических специалистов.

Шасси «Урал» 43206 с короткой базой – это машина с двумя осями, имеющая колесную формулу 4х4. Она может быть в модификации с грузоподъемностью до 5,5 т и допустимой полезной нагрузкой 4,2 т.

На данном шасси монтируется емкость для воды или смеси для тушения пожаров до 4 тыс. литров, а также дополнительное пожарно-техническое оснащение. Данное шасси пожарной машины Урал предназначено для езды по всем типам местности дорожных покрытий.

Пожарная АЦ на базе «УРАЛ»-43206 является легким внедорожным. При этом оно имеет полную унификацию с трехосными модификациями машин по всем узлам. По примеру всех внедорожных модификаций авто, данное короткобазное шасси способно преодолевать любые внедорожные условия

Именно потому, изготовители специальной техники для пожаротушения обратили на него свое внимание

«УРАЛ» 5557 – это полноприводное шасси, отличающееся колесной формулой 6х6. От вышеупомянутого шасси «УРАЛ»-4320 оно отличается широкими шинами с низким профилем, с регулируемой подкачкой. Это позволяет повысить внедорожные качества машины. Особенно это касается песчаных, болотистых и мягких грунтов, а также снежной целины в северных районах страны.

На эту пожарную машину «УРАЛ» может быть смонтировано разнообразное пожарное оснащение с спецустановки. Данное шасси предназначено для езды по всем типам местности и дорожного покрытия.

Монтажная длина базы составляет больше 4 метров. Потому на пожарную АЦ на данном шасси отлично устанавливается пожарное оборудование и надстройка. Причем надстройки могут быть различных монтажных размеров – от 3 до 4,5 метров. Все зависит от вида кабины и места крепежа запасного колеса. Возможен монтаж дополнительной кабины.

Такая пожарная автоцистрена «УРАЛ» обычно имет 5-6 тонную емкость для воды, бак для пены на 0,5 тонны, пожарный насос НПЦ 40 или 60 и прекрасно себя чувствует на пресеченной местности. Автоцистерна пожарная (АЦ) «Урал» обладает повышенной проходимостью и подходит для эффективной работы на сельской и пресеченной местности.

Виды пен

Основной характеристикой пенного средства пожаротушения является ее кратность. В связи с этими показателями пенные растворы бывают таких видов:

  • низкократная пена (ее показатели от 4 до 20 единиц). Образовывается при помощи стволов СВП, пеносливных устройств;
  • среднекратная пена (показатель кратности от 21 до 200). Получается при помощи генераторов ГПС;
  • высокократная пена (более 200 единиц). Образовывается посредством принудительного воздушного нагнетания.

Пеной отменно тушатся возгорания твердых веществ (пожары класса А), и жидких веществ (пожары класса В), которые не взаимодействуют с водой. Главное ее достоинство – оперативное тушение нефтепродуктов.

Классификация ПАВ для пенообразователей

Пена – это продукт водного раствора с поверхностно активными веществами. Такие вещества могут самостоятельно концентрироваться, а также адсорбироваться на этапе «вода – углеводороды» и «вода – воздух». ПАВ относится к веществам, которые синтезируются на основе синтетики и белка посредством присоединения гидрофильной среды, которая способствует улучшению их растворимости в водной среде.

Благодаря ПАВ, снижается поверхностное натяжение на стыке воды и воздуха, поэтому возникшие водные пленки остаются эластичными на протяжении довольно длительного времени. Поверхностное натяжение снижается за счет того, что молекулы ПАВ самопроизвольно концентрируются на поверхности.

Адсорбция молекул ПАВ происходит из-за того, что они состоят из двух частей, прямо противоположных по принципу растворения в воде. Такие вещества относятся к группе анионных. Существуют и иные виды ПАВ, которые отличаются химическим строением.

Все ПАВ можно подразделить на четыре вида, отталкиваясь от знака заряда, которым обладает поверхность в случае молекулярной адсорбции:

  1. анионный (поверхности передается отрицательный заряд);
  2. катионный (положительно заряженная поверхность);
  3. неионогенный (практически не оказывает никакого влияния на поверхностный заряд);
  4. амфолитный (заряд поверхности напрямую зависит от кислотности среды).

Водопенные коммуникации пожарных

Автоцистерн

Водопенные коммуникации — это трубопроводы, краны, вен­тили, задвижки, клапаны, соединяющие лафетный ствол, цис­терну и пенобак с пожарным насосом.

На рис. 9.21 показана принципиальная схема пожарной автоцис­терны АЦ-40(131)137, находящейся на вооружении подразделе­ний МЧС. Этот пожарный автомобиль имеет комбинированное управление водопенными коммуникациями: ручное идистанци­онное с помощью пневмопривода (рис. 9.22).

Рис. 9.21. Принципиальная схема водопенных коммуникаций АЦ-40(131)137: 1 — трубопровод; 2 — пеносмеситель; 3 — заглушка; 4 — крестовина; 5 — вентиль; 6, 13 — клапаны; 7 — пенобак; 8 — вакуумный затвор; 9 — коллектор; 10 — цис­терна; 11 — распределительный клапан; 12 — лафетный ствол; 14, 15 — задвиж­ки; 16 — напорный патрубок; 17 — заглушка; 18 — всасывающий патрубок; 19 -пожарный насос; 20 — пресс-масленка смазки сальников; 21 — пробковый кран; 22 — струйный насос; 23 — дозатор

Рис. 9.22. Водопенные коммуникации АЦ-40(131)137А: 1 — пожарные головки с заглушками 070; 2 — напорные патрубки; 3 — трубопровод для всасывания пенообразователя; 4 — тахометр; 5 — заглушка; 6 — вентиль; 7 — пневмовентиль 032; 9 — гидрозамедлитель; 10, 12 — мановакуумметры; 11 — пневмовентиль; 13 — всасывающий трубопровод из цистерны; 14 — всасывающий патрубок; 15 -заглушка 0125; 16-пеносмеситель; 17 — пневмовентиль на лафетный ствол и цистерну

Дистанционное управление клапанами водопенных комму­никаций на АЦ-40(131)137 осуществляется с помощью пневмо­привода (рис. 9.23).

Согласно схеме пневматический дистанционный привод ра­ботает следующим образом. Сжатый воздух из ресивера пнев­мопривода тормозной системы поступает по трубопроводам че­рез клапан-ограничитель, разобщительный кран к золотнико­вым кранам I, II, IIIколонки управления. Если в тормозной системе давление воздуха будет ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2), то клапан-ограничитель перекрывает поступление сжатого воздуха к золотниковым кранам I, II, III колонки управления. С помощью разобщительного крана пневматический привод дистанционного управления при его неисправности отключается от тормозной системы автомобиля, и управление водопенными коммуника­циями будет выполняться вручную.

Рис. 9.23. Схема пневматического дистанционного привода: 1 — пенобак; 2, 8 -клапаны; 3,11- поршни; 4 — пружина; 5 — клапан ДУ-32; 6 — цистерна; 7 — кла­пан ДУ-80; 9 — клапан-распределитель; 10 — шток; 12 — баллон со сжатым воз­духом; 13 — клапан-ограничитель; 14 — разобщительный кран; 15 — золотник; 16-колонка управления; 17 — трубопровод включения «лафетный ствол»; 18 — трубопровод включения «цистерна»

Золотниковые краны обеспечивают: I — работу клапана ДУ-32 подачи пенообразователя от пенобака, II— работу клапана ДУ-80 подачи воды из цистерны в пожарный насос, III — работу крана-распределителя подачи воды из насоса в цистерну или ла­фетный ствол. На рисунке показана колонка управления, где краны I и II находятся в положении «отключено», а кран III -в положении Ц, когда вода поступает из пожарного насоса на заполнение цистерны.

Корпуса кранов I, II, IIIимеют четыре штуцера: А — для под­вода воздуха из пневмопривода тормозной системы; В — для подвода воздуха к клапанам 5, 7 и включения клапана-распределителя для подачи воды из насоса к лафетному стволу.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector