Причина пожара на заводе двигателей камаза

ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО?

Не так давно «Даймлер» увеличил свою долю в капитале КамАЗа до 11%; говорят, немцы готовы купить и более крупный пакет — переговоры идут. С прошлого года российский завод и его партнер подключились к соглашению о новом режиме промсборки — значит, как минимум до 2019 года они смогут ввозить в Россию комплектующие на льготных условиях (чаще всего — под нулевую пошлину). Согласно бизнес-плану партнеры собираются инвестировать в российское производство до 2020 года почти 1 млрд. евро.

Прошлой осенью в Челнах начали собирать грузовики «Фусо-Кантер» и «Мерседес-Бенц Актрос»; в этом году появятся и другие модели — «Аксор», «Атего» и «Цетрос». Пока возможности Камского автозавода позволяют собирать до 4,5 тыс. машин немецких моделей, но ведь это только начало!

1993-й — год беды. Пожар на Заводе двигателей «КАМАЗа»

Пожар на Заводе двигателей, случившийся 14 апреля 1993 года, разделил его историю, да и историю всего «КАМАЗа», на «до» и «после». К тому времени на «движках» работало 19 тысяч человек, в сутки завод выпускал около 600 двигателей.

Распечатка «чёрного ящика» системы релейной защиты говорила о том, что возгорание началось во время обеда второй смены – в 18 часов 41 минуту в кабельном канале ГПП-12 от короткого замыкания в силовом кабеле под ячейкой № 76 распредустройств. На «хлопок» не обратили внимания из-за постоянного производственного шума. В считанные минуты огонь проник в перекрытия кровли, воспламенив утеплитель. Быстрому распространению огня способствовал порывистый ветер. Расплавленные битум и полистирол попали на оборудование – корпус загорелся изнутри. Интенсивность горения снизилась только 18 апреля, 21-го пожар был ликвидирован.

Как позже заключили в СПАСР МВД России, на развитие пожара повлияли три важных фактора. Во-первых, применение в качестве утеплителя сгораемых теплоизоляционных материалов (пенополистирол, перлитопластбетон и др.). Во-вторых, при строительстве «КАМАЗа» использовались незащищённые несущие металлоконструкции. Третий фактор – высокая пожарная опасность кабелей. Чудом удалось избежать жертв и пострадавших. Но из строя вышло более половины оборудования. Завод лежал грудой искорёженного огнём застывшего металла. По сей день эта трагедия отзывается болью в сердце каждого камазовца. Сейчас в корпусах завода – пожаробезопасная крыша…

Завод ещё горел, а созданный штаб уже думал, как восстановить его из руин. Теперь все силы и ресурсы были подчинены решению этой главной задачи. «Сердце КАМАЗа» предстояло вновь запустить. Второй раз в жизни… Сделано это было в кратчайшие сроки. В год беды уже в начале декабря после ремонта были запущены основные линии по обработке блока цилиндров, коленчатого вала, шатуна, что позволило начать сборку двигателей из новых деталей. Первая партия таких силовых агрегатов поступила на ГСК автомобильного завода 7 декабря.

Из всех возможных вариантов производства двигателей руководителем временной консультативной группы В. Н. Поляковым в результате детального анализа было выбрано восстановление корпуса завода двигателей в объёме 270 000 из 440 000 квадратных метров, существовавших до пожара, на 50 000 двигателей в год. Это решение по сей день вызывает разные оценки. Одни уверены в его ошибочности, другие считают наиболее грамотным и экономически обоснованным. Но выбор был сделан. Существенно, что при заказе взамен сгоревшего и модернизации оборудования сразу предусматривалась возможность изготовления деталей новой модификации двигателя.

22 апреля 1993 года Председатель Совета Министров РФ – Правительства РФ Виктор Черномырдин подписал Постановление № 358 «О первоочередных мерах по ликвидации последствий пожара на заводе двигателей акционерного общества «КАМАЗ». Была создана Правительственная комиссия и утверждена программа неотложных действий. Министерствам и ведомствам РФ предписывалось в первоочередном порядке решать все вопросы, связанные с ликвидацией последствий пожара и восстановлением производства двигателей на «КАМАЗе». Однако из первоначально обещанных 45 млрд рублей льготных кредитов «погорельцы» получили только 18 млрд – и под 170 процентов годовых.

Точно улыбаясь сквозь слёзы, отстроенный заново, но ещё сохраняющий шрамы недавней катастрофы, «КАМАЗ-Дизель» встречал в 1994-м четвертьвековой юбилей «КАМАЗа». Восстановление в невиданно короткие сроки стало возможным благодаря поддержке Правительств России и Татарстана и – подвигу самих камазовцев. В полном смысле слова восставший из пепла, завод ожил.

Источник

ИМЕНИ БРЕЖНЕВА

В 60-е годы прошлого века экономика СССР остро нуждалась в тяжелых грузовиках с дизельным двигателем. Новый автомобильный завод мог появиться в любой точке европейской части страны. Но так уж сошлись обстоятельства, что его надумали строить в Татарстане, на берегу Камы, — здесь удачное географическое расположение, хорошая транспортная инфраструктура. Окончательное решение датировано августом 1969 года, когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Подписал этот документ генеральный секретарь Леонид Брежнев — 13 лет спустя городу ненадолго присвоят его имя…

Крупнейшее в мире предприятие подобного рода — завод по производству 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год (камским моторам предстояло перевести на солярку модели и других предприятий — УралАЗа, ЛАЗа, ЛиАЗа, ЗИЛа) строили всей страной, на площадках ударной комсомольской стройки работало до 100 тыс. человек. Население небольшого города стремительно росло — с 30 тыс. в 1960-е годы до почти полумиллиона! В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм Европы, США, Канады и Японии, 2000 заводов Советского Союза. В те времена по стране ходили слухи, что конструкцию камских грузовиков разрабатывали в Америке, в компании «Форд». Но это были только слухи: машину создавали конструкторы московского ЗИЛа, а двигатель для нее родился на Ярославском моторном заводе.

Первый автомобиль, бортовой КамАЗ-5320, сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. За первые десять лет работы КамАЗ полностью окупил капиталовложения, хотя так ни разу и не достиг проектной мощности. КамАЗы к началу 1990-х годов составляли треть грузового автопарка страны и перевозили до двух третей грузов. В 1991-м было выпущено наибольшее их количество — 102 тыс. штук.

Пожар на заводе Камаз-Дизель 14 апреля 1993 года

Главная → Статьи → История

В 1976 году был выпущенный первый автомобиль КамАЗ. С этого момента начинает свою официальную летопись крупнейшая российская компания, выпускающая дизельные грузовые автомобили и дизели. Через 18 лет на заводе двигателей произошло событие, которое разделило историю КамАЗа на «до» и «после».

Как это начиналось

14 апреля 1993 года на предприятии успешно прошли учения по противопожарной безопасности, а через несколько часов вспыхнул настоящий пожар. В 19 часов 05 минут, когда вторая смена рабочих находилась на обеденном перерыве, загорелась электрическая подстанция.

Вскоре произошел взрыв в трансформаторном блоке. Пожар охватывал все новые площади с бешеной скоростью. Через шахту вентиляции пламя попало на крышу, покрытую гудроном, который мгновенно вспыхнул. Огненный столб поднимался над зданием завода на высоту ста метров.

Бригады пожарных, прибывших на место, не смогли оперативно приступить к ликвидации возгорания: электроподъемник на воротах не работал в связи с отключением электричества, вызванного пожаром. Открывать их пришлось вручную, а держать при помощи электрокаров.

Драгоценное время было безнадежно упущено.

Масштаб разрушений на заводе Камаз-Дизель

Пожар продолжался около 5 часов. В бушующем огне погибло практически все оборудование. Обрушившаяся крыша, площадь которой была более 200 метров квадратных, превратила здание завода двигателей в груду искореженного металла. Даже придавленный кровлей пожар не прекратился.

Еще долгое время продолжали вспыхивать технические жидкости, оставшиеся в подземных каналах. Человеческих жертв чудом удалось избежать. В момент возгорания вторую смену завода (около 4000 человек) удалось благополучно эвакуировать из главного корпуса.

Позднее комиссия, специально созданная для расследования причины возгорания, сделала выводы, что причиной пожара стало короткое замыкание.

Потери

Ущерб был огромен: в денежном эквиваленте по примерным оценкам он составил более 350 миллиардов рублей. Последствия разрушительного пожара были катастрофические: производственная цепочка КамАЗа потеряла одно из главных звеньев.

Собранных двигателей для комплектации грузовиков оставалось всего на два дня. Восстановить сгоревшее оборудование было практически невозможно.

Важно

А для приобретения нового требовалось время: в 70-х годах прошлого столетия станки и производственные линии специально для КамАЗа создавались по всему миру (Германия, Италия, США, союзные республики).

Руководство предприятия приняло все возможные меры, чтобы производство КамАЗа не встало: на завод стали доставлять двигатели, произведенные на Ярославском мотором заводе (они немного отличались от камазовских и требовали доработки), стали использовать моторы американской компании Cummins, с которой в 1991 году КамАЗ создал совместное производство.

Восстановление завода

Остановка завода грозила потерей рабочих мест более чем для 100 тысяч сотрудников. Лишились бы заработка и более 500 тысяч рабочих, трудящихся на предприятиях-поставщиках. 7 лет завод КамАЗ, не остановивший производство, продавал грузовики ниже их себестоимости.

Жители Набережных Челнов, для большинства которых КамАЗ был источником основного дохода, жили в условиях жесточайшего кризиса.

Нерегулярные выплаты заработной платы, выдача талонов вместо денег (по которым мало, что можно было приобрести), постоянная угроза быть уволенным из-за сокращения штатной численности – проблемы, постоянно преследующие обычного работника КамАЗа в то, и без того нелегкое для страны, время. Разрушительный пожар на заводе КамАЗ-Дизель стал тяжелейшим испытанием не только для предприятия, но и для жителей целого города.

Статью прислал: Lowrider

СП НАМ ПОМОГУТ

В конце 2005 года открылось совместное предприятие германского концерна «Цанрад Фабрик» и КамАЗа — общество с ограниченной ответственностью «ЦФ КАМА». СП ежегодно выпускает до 10 тыс. коробок передач ZF; в планах — наращивание мощностей до 90 тыс. узлов в год. Еще одно соглашение, с американской фирмой «Камминс», было подписано в январе 2006 года, оно касалось выпуска двигателей, соответствующих нормам Евро-3 и Евро-4.

Этапным стал 2008 год. В предыдущем удалось собрать рекордное для постсоветского периода количество автомобилей — 52,7 тыс. штук; завод в очередной раз продемонстрировал неплохие финансовые показатели, у него появились серьезные акционеры. В начале года крупнейший пакет (49,9%), который контролировали правительства РФ и Татарстана, передали госкорпорации «Ростехнологии». А в конце года 10% акций приобрел немецкий «Даймлер». Приход партнера такого уровня уже сам по себе победа, а вместе с ним пришел и Европейский банк реконструкции и развития (он владеет 4% акций). Немцев заинтересовала не только возможность собирать на российском заводе свои грузовики, но и разветвленная сбытовая сеть КамАЗа: дилеры и СТО татарского предприятия работают в любом, даже самом отдаленном уголке России и СНГ! КамАЗ же видел в «Даймлере» источник современных технологий.

В 2009 году были подписаны договоры о создании двух совместных предприятий — «Фусо КамАЗ Тракс Рус» (выпуск и продажа легких грузовиков «Кантер»; японская марка принадлежит немецкому концерну) и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (производство и реализация тяжелых грузовых автомобилей «Актрос» и «Аксор»). Казалось, дальше судьба КамАЗа будет развиваться лишь по восходящей — от одного успеха к другому, но тут Россию нагнали последствия мирового финансового кризиса. В 2009 году в Набережных Челнах сумели собрать и продать лишь около 23 тыс. грузовиков; в течение года конвейер замирал несколько раз и стоял без движения от недели до месяца. Да что там, машины выпуска 2008 года удалось распродать лишь к началу 2010-го!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector