Первый человек в открытом космосе в 1965 году

Записка руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС

Записка в адрес ЦК КПСС, подписанная заместителем председателя Совета Министров СССР по оборонным отраслям промышленности, Председателем Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Л.В. Смирновым и другими руководителями промышленности, поясняющая назначение проекта «Восход» как этапа «отработки ряда элементов и узлов комплекса «Союз» с наименьшими затратами». Судя по этому документу, корабль 3КД (первоначальное наименование «Выход») для выхода человека в открытый космос задумывался и разрабатывался параллельно с первым многоместным кораблем 3КВ («Восход»).

7 часов на «пороховой бочке»

Сразу после закрытия люка пилотов подстерегала новая опасность. Парциальное давление кислорода выросло до 460 мм, и показатель увеличивался (норма – 160 мм). Проскочи хоть одна искра в электроприборе, корабль бы сразу разорвало. В дальнейшем выяснилось, что люк был закрыт не полностью, так как кожух «Восход-2» незначительно деформировался из-за перепада температур (корабль был обращен одной стороной к Солнцу, и температура на поверхности обшивки была +150 градусов, а в тени – минус 140). Через образовавшееся отверстие и проникал воздух. Другая опасность заключалась в том, что пилотам из-за повышенного расхода могло не хватить кислорода на все 17 витков.

Гагарин и Терешкова не были первыми

Спойлер: Юрий Гагарин был первым космонавтом

Конец 1950-х и 1960-е годы стали эпохой борьбы СССР и США за лидерство в освоении космоса. Прорывной шаг сделал СССР, запустив в 1957 году первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года — еще одна знаковая дата: Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Однако были и те, кто утверждал, что другие советские космонавты побывали там до Гагарина, но не вернулись обратно.

Братья Юдика-Кордилья, радиолюбители из Италии, еще до полета Гагарина утверждали, что несколько раз смогли перехватить сообщения с советских космических кораблей. В мае 1960 года — сообщение экипажа об отклонении от курса; в ноябре 1960 года — сигнал SOS с корабля, покидавшего земную орбиту; и, наконец, в феврале 1961 года — сердцебиение и другие звуки якобы задыхающегося космонавта, который медленно умирал, дрейфуя в открытом космосе.

Ахилл и Джан Баттиста Юдика-Кордилья на своей станции в Торре Берт недалеко от Турина

Позже они сообщили еще об одной сенсационной записи. Она якобы датирована серединой мая 1961 года и сегодня циркулирует по интернету под названием «Космонавт Людмила». По мнению братьев, они перехватили переговоры советской женщины-космонавта с корабля, который постепенно сгорал в плотных слоях атмосферы. Сама запись звучала еще более душераздирающе, чем предыдущие. Женский голос (правда, почему-то с сильным итальянским акцентом) сообщал о пожаре на борту и много раз повторял «Мне жарко!». Получалось, что первая женщина-космонавт погибла еще за два года до полета Валентины Терешковой.

Само собой, в СССР опровергали такие версии. Опровержениям, разумеется, не верили, ведь сокрытие таких инцидентов выглядело вполне логичным и вполне в духе советской политики — на кону стояла репутация страны как лидера в освоении космоса.

Запись голоса «космонавта Людмилы»

Позднее, во времена Перестройки, когда архивы стали доступны, выяснилось, что в СССР, например, скрывали смерть космонавта Валентина Бондаренко. Правда, погиб он еще на этапе подготовки к полетам. Скрывали и катастрофу на Байконуре в 1960 году, одну из крупнейших в истории ракетных запусков. В ней погибло по разным данным, от 74 до 126 человек. Также была целиком засекречена пилотируемая лунная программа «Н-1». Обо всех этих фактах стало официально известно в 1989 году, хотя слухи ходили и раньше.

Однако о «Людмиле» и остальных «фантомных космонавтах» не было ни слухов, ни документов. Не было инженеров, которые бы работали над этими провалившимися миссиями, не было членов семей якобы погибших космонавтов и каких бы то ни было официальных или неофициальных заявлений.

Джеймс Оберг, один из ведущих специалистов по истории космонавтики СССР и России, даже публиковал подробный разбор доводов братьев Юдика-Кордилья, где объяснял, почему ни он, ни любой другой профессиональный историк космоса им не верит. К ним были технические вопросы: их оборудования едва ли было достаточно, чтобы ловить и записывать сигналы с космических кораблей. Были и фактические вопросы. К примеру, сердцебиение, дыхание и другую биометрию в советских кораблях никогда не передавали по голосовым каналам. Тем не менее, версия про «фантомных космонавтов» жива до сих пор, как и один из братьев.

Очевидные угрозы

Наши современники прекрасно осведомлены об опасностях, которые априори могут угрожать пилоту в открытом космосе.

  1. Пилот может потерять связь с аппаратом. Так, Алексей Архипович Леонов был привязан к «Восходу-2» надежным фалом. Его длина – 5,5 м. В течение исторического выхода человека в открытое пространство космонавт неоднократно вытягивался на длину троса, а потом подтягивался к аппарату. По сути, только благодаря прочности этого страховочного фала пилот мог в действительности вернуться домой.
  2. В открытом пространстве космонавт мог столкнуться с так называемым «космическим мусором». Правда, в те времена такая вероятность была ничтожно мала. Напомним, до «Восхода-2» на орбите побывали только одиннадцать пилотируемых космических аппаратов и ряд спутников. Все они были довольно на низких орбитах и, соответственно, львиная доля обломков, которые остались после них, быстро сгорала. Таким образом, они не успевали причинить никому вреда.
  3. Разумеется, у пилота есть серьезный риск, что у него закончится запас кислорода. Скафандр «Беркут» был разработан специально для выхода в космос. У него полная автономность. Запас воздуха – 1666 л. Максимальная длительность пребывания вне аппарата — 45 минут. За это время пилот должен успеть войти в шлюзовую камеру, выйти в космос, побывать в свободном полете и вернуться в шлюз. Никакого ресурса на исправление возможных ошибок или спасение вообще не предусматривалось.
  4. У космонавта может возникнуть угроза переохлаждения или перегрева. Так, Леонову удачно удалось завершить свой выход до того, как космический аппарат попал в тень от нашей планеты. В противном случае, такие низкие температуры серьезно могли бы осложнить все действия космонавта. Кроме того, в условиях кромешной тьмы он не смог бы справиться со страховочным тросом и входом в шлюзовую камеру.
  5. В открытом пространстве космонавт мог получить определенную дозу радиации. Когда совершил космонавт Леонов первый выход в открытый космос, ему, по его словам, сильно повезло. Дело в том, что в своем выходе в пространство он лишь задевал край радиационно-опасной зоны. Когда Леонов вернулся, специалисты зафиксировали у него довольно большую дозу радиации, но это, к счастью, не привело к повреждениям здоровья.

Человек в открытом космосе моментально погибнет и даже “взорвется”

Этот миф создан полностью Голливудом. К примеру, в фильме «Чужая земля» люди в космосе раздувались и взрывались словно кровяные шары. В фильме “Вспомнить все” человек в космосе хоть и не взрывался, но его раздувало, глаза вываливались из глазниц — картина ужасающая, но к реальности не имеющая отношения. Более гуманная смерть показана в фильме «Миссии на Марс». Здесь человек моментально превращался в льдышку, но и это не правда.

На самом деле человек не погибает мгновенно и даже около 10 секунд может оставаться в сознании. От моментального замерзания спасает отсутствие воздуха. Кровь не вскипит, так как кожа, по сути, нас герметизирует. Единственное, чтобы продлить себе жизнь, придется выдохнуть воздух из легких.

Через 10 секунд пребывания в открытом космосе человек потеряет сознание, однако еще в течение 80 секунд после этого его можно спасти. Так что, космос — далеко не самая агрессивная среда, как принято считать. Правда, ряд крайне неприятных ощущений в невесомости люди иногда испытывают, даже не будучи в открытом космосе.

Пояс астероидов не представляет опасности для космических кораблей

«Нулевые космонавты»

Первым человеком в космосе был Юрий Гагарин, а «нулевыми космонавтами» назвали людей, которых якобы отправляли до Гагарина, но запуски оказались неудачными. По этой причине советское руководство засекретило все данные, имена и фамилии были удалены из всех архивов. «Правда» была неизвестна никому. Никому, кроме анонимного источника из Чехословакии. В 1959 году итальянское информационное агентство Continentale запустило данный миф в эфир, ссылаясь на этот самый анонимный источник.

Здесь нужно учитывать накал идеологического противостояния между социалистическим и капиталистическим блоками. Большое количество других мифов о нашей стране разной степени упорости были излюбленной темой как желтой, так и вполне уважаемой прессы. Позже история обросла подробностями, обнаружились имена и даты запусков — в общем, «пипл хавал». При простом логическом анализе этот миф, естественно, рассыпается.

Во-первых, названные имена вообще не фигурируют ни в одном мемуаре. Они не всплыли даже с приходом гласности, когда все писали и публиковали что угодно, а ведь в эти годы были живы многие участники советской космической программы. Во-вторых, названные даты не соответствуют реальным датам запусков — здесь-то с архивами всё в порядке. В-третьих, перед полётом Гагарина было заготовлено три обращения к мировому сообществу для каждого возможного исхода: одно сообщало о первом человеке в космосе; другое просило помощи в поисках космонавта, если бы он приземлился в незапланированном месте; третья заготовка оповещала о гибели первого космонавта в истории человечества. То есть никто и ничего не собирался скрывать — готовились к любому повороту событий. Следовательно, никаких причин утаивать информацию о якобы погибших первопроходцах тоже не было.

Улучшения корабля

Первый выход в открытый космос был бы невозможен без надежного космического корабля, который смог бы находиться в космосе длительное время и принять на борт сразу нескольких космонавтов. Этим кораблем стала вторая версия «Восход», на котором ранее уже летало трое космонавтом: Комаров, Феоктистов и Егоров. Но на тот момент им было настолько тесно в кабине, что пришлось не надевать скафандры, что грозило мгновенной смертью в момент внезапной разгерметизации корабля. Новая версия получила надувной шлюз и свободное место для полета двух человек. Как только совершалась посадка, надувная камера отделялась и корабль садился.

Но риск все равно оставался, так как времени было все меньше и США буквально наступали на пятки, пришлось решаться на запуск корабля без проверки всех систем. Ситуацию усугублял тот факт, что ровно за месяц до старта Леонова была по ошибке уничтожена копия корабля, совершавшая беспилотный полет. Виной всему – команда на самоуничтожение. Первый выход человека в космос мог и вовсе не состояться, но Королев и Келдыш (глава научной академии СССР) посоветовались с космонавтами и решили, что запланированный полет случиться ровно в срок.

Служба

В 1953 году поступает, по комсомольскому набору, в летное училище Кременчуга. В 1954 году получает звание сержанта. В 1955 году по разнарядке отправлен в военное авиационное училище летчиков испытателей Чугуевска. Оканчивает училище в звании лейтенанта в 1957 г. и получает распределение в 10-ю Гвардейскую авиационную истребительную дивизию, находящуюся в Кременчуге. В 1959 году, празднуя свой 25 день рождения, Алексей Архипович знакомится со своей будущей женой Светой Доценко, 14 ноября сыграли свадьбу. На следующий день Алексей Архипович отбывает на службу в Германию, где служит старшим летчиком авиационного полка. Только весной, получив вызов, приезжает жена космонавта Светлана Павловна Леонова.

11 января 1960 создают часть для подготовки космонавтов в закрытом Звездном городке, в дальнейшем Центр подготовки космонавтов. И уже в марте зачисляют первых космонавтов, в их число попадает и Алексей. Леонов знакомится с Гагариным Юрием (летчик космонавт СССР, годы жизни и смерти 9 марта 1934 — 27 марта 1968), вместе часто ездят на охоту. Блестяще сдает выпускные экзамены в апреле шестьдесят первого года. Получает звание старшего лейтенанта двадцать восьмого марта 1960 г., звание капитана десятого июля 1961.

Весной 1963 года его начинают подготавливать, в качестве резервного пилота на космический корабль «Восток 5». С августа 64 начал проходит подготовку для полета на корабле «Восход 2».

Алексей Леонов готовится вместе с Павлом Ивановичем Беляевым (летчик космонавт, дата смерти 10 января 1970). Восемнадцатого марта 1965 года совершает свой первый космический полет вторым пилотом «Восход- 2». В 11 часов 34 минуты он совершил выход в космическое пространство на двенадцать минут и девять секунд и удалился от корабля на пять метров. Это был 1-ый выход человека в открытый космос. Не все прошло гладко, возникло несколько нештатных ситуаций, полет длящийся 26 часов 2 минуты 17 секунд, закончился благополучно. В этот же день Алексею Леонову присваивают звание —подполковник. 23 марта присвоены звания Героев Советского Союза Беляеву и Леонову, а также им вручают медали «Золотая Звезда», ордена Ленина.

Назначен космонавтом инструктором первого отряда космонавтов Центра подготовки 14 марта 1966 году. С 25 июня 1966 заместитель командира 1-го отряда Центра. 1968 год, Алексей Архипович заканчивает инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Жуковского.

А 22 января 1969 все переживали, жив ли космонавт Леонов? Алексей Архипович находился в автомобиле, вместе с другими космонавтами, когда машину расстреливал в упор Владимир Ильин. Он считал, что там находится Леонид Ильич Брежнев. В марте 1969 назначают старшим инструктором космонавтом и заместителем начальника первого управления. В период с 1967 по апрель 1973 годы неоднократно Леонов проходил предполетные подготовки, но полеты по разным причинам не состоялись.

С мая 1973 года по июнь 1973 проходит подготовку в качестве командира экипажа, программа ЭПАС (программа совместного полета советского корабля «Союз -19» и американского «Аполлон»). Второй полет в космос космонавт Леонов совершил, совместно с Валерием Николаевичем Кубасовым, 15 июля 1975 года. Впервые была проведена стыковка космических кораблей разных стран. Длительность полета составила 5 дней 22 часа 51 секунду. За проявленное мужество и героизм, успешный полет 22 июля 1975 получает звание генерал-майор авиации, награждается орденом Ленина и второй медалью «Золотая звезда».

В марте 1976 года назначен командиром отряда космонавтов.

С 26 января 1982 отчислен из отряда, Леонова назначают на должность 1-ого заместителя начальника Центра по летной и космической подготовке. Где он служит по сентябрь 1991 года.

9 марта 1992 года уволен в запас по возрасту.

Космонавт Алексей Леонов

Возвращение

По расписанию посадка должна была начаться после завершения 17-ого витка, но произошел сбой в работе тормозной двигательной установки, поэтому корабль продолжил движение. Причиной стал отказ автоматики из-за отстреливания уникальной шлюзовой камеры.

Павел Беляев по инструкции переводит корабль на ручное управление. Далее командиру приходится покинуть кресло (они расположены к панели управления под прямым углом, поэтому манипуляции проводить в таком положении невозможно), чтобы проложить маршрут и привести в действие тормозную двигательную установку. На все эти действия Беляев потратил 22 секунды, за это время аппарат успел пролететь лишних 165 километров к северо-востоку.

Корабль начал снижение и упал не в той точке, куда должен был приземлиться изначально. У пилотов был только передатчик КВ, по которому они отправили сигнал. Приземление корабля зафиксировано 19 марта в 12.02 вблизи города Березники (Пермская область).

Пояс астероидов сложно преодолеть на космическом корабле

Еще один миф, который отображен в голливудских фильмах. В “Звездный войнах” и некоторых других картинах показано, что пролететь сквозь пояс астероидов под силу лишь самым ловким пилотам космического корабля. Ведь необходимо уворачиваться от глыб, показывая при этом фигуры высшего пилотажа.

На самом же деле плотность астероидов не такая высокая, как показано в фильмах. Учитывая космические расстояния, наткнуться на препятствие будет не так-то просто, учитывая, что электроника, которой оснащаются космические корабли, предупреждают о препятствии заранее на большом расстоянии.

Первый полет человека в космос

Юрий Гагарин для многих стал настоящим героем, фотография которого и сейчас украшают детские учебники, а также множество почтовых марок с монетами. В свое время первый полет в космос считался настоящей сенсацией во всем мире, об этом писали во всех газетах и журналах, а также извещали о данном факте по радио и телевидению.

Произошел этот описываемый исторический факт 12 апреля в уже далеком 1961 году. Старт космического корабля «Восток-1», на котором и находился Юрий Алексеевич, осуществился с аэродрома «Байконур» в 09:07 по московскому времени.

План полета был составлен так, что аппарат должен был пролететь вокруг земной оси и вернуться обратно на Землю. Чтобы выполнить данную программу, Гагарину понадобилось относительно немного времени — до 2 часов. В 10:55, пролетев вокруг планеты Земля, «Восток-1» благополучно приземлился в Саратовской области, чем вызвал небывалый интерес у многих жителей мира.

Не даром космонавта встречали все высокопоставленные чины СССР, среди которых был и генеральный секретарь – Никита Хрущев. Данная «теплая» встреча состоялась прямо на аэродроме после приземления аппарата «Восток-1».

Такое необычное внимание к персоне Юрия Алексеевича обусловлено тем, что он, рискуя собственной жизнью, совершил поистине незаурядный поступок и первый, кто отправился покорять космос среди людей. До этого в качестве испытаний туда отправлялись лишь собак, первые из которых также обрели мировую славу – это незабвенные Белка и Стрелка

Все время между СССР и США проходило своеобразное «соревнование». Основывалось оно на том, представители какой из этих сверх держав первыми отправятся в космические дали. И, как оказалось, СССР в данном вопросе опередил своих американских «коллег». Космонавт из США Алан Шепард на корабле «Меркурий-Редстоун-3» совершил свой полет в космос лишь 5 мая 1961 года.

Конечно, как о самом Гагарине, так и о его историческом «путешествии» ходят целые легенды. Однако есть ряд малоизвестных фактов, о которых знают далеко не все. Среди них можно выделить :

1. полет проходил в автоматизированном режиме. Дело в том, что никто не знал, как организм космонавта адаптируется к космической среде. Многие опасались, что Гагарин будет пребывать там в неработоспособном состоянии, поэтому и перестраховались таким образом;

2. примерно за 2 дня до исторического «путешествия» Юрий Алексеевич написал прощальное письмо своей жене на тот случай, если вдруг с ним произойдет непредвиденная катастрофа;

3. полет мог быть перенесен из-за того, что датчик на люке во время проверки системы герметичности не выдавал необходимый сигнал;

4. от Гагарина были записаны для народа предстартовые обращения;

5. съемки Гагарина, находящегося в кабине корабля «Восток-1» и ведшего переговоры с главным инструктором машины – Сергеем Королевым, были лишь имитацией

Сделаны они значительно позже, а подавались для общественности как историческая составляющая важности самого момента;

6. надпись «СССР» красовалась на шлеме космонавта весьма отчетливо. Данные буквы были искусно нанесены художниками. И во время осуществления данного процесса они не снимали шлем с головы Гагарина, а писали прямо на нем;

Триумфатор

23 марта их встречала столица. Врачи разрешили героям участие в многолюдных митингах. Леонов любил и умел поговорить, публичности не боялся. «Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск», — так образно и бойко он рассуждал с трибуны Мавзолея.

Встреча экипажа космического корабля «Восход-2» Алексея Леонова и Павла Беляева в Москве, 23 марта 1965 года. Фото: РИА Новости/Владимир Акимов

После этого в долгой жизни Алексея Леонова чего только не случалось — и второй полет, десятилетие спустя, со стыковкой с американским космическим кораблем «Аполлон». Всемирная слава, награды, звания, художественные выпуски и книги… Но ничто не сравнится с теми счастливыми и тревожными минутами, когда он парил над Землей. Первый в мире. Единственный на планете.

Резонанс этого полета сравним только с гагаринским. Американцы уже несколько месяцев готовились к выходу в открытый космос, но Королёв снова сыграл на опережение. Американский астронавт вышел в «свободный полет» ровно на три месяца позже Леонова.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Первый американец в открытом космосе

Американцы отстали от СССР на 2,5 месяца. Первый выход в открытый космос астронавта США состоялся 3 июня 1965 года. Это был астронавт НАСА, подполковник ВВС Эдвард Уайт. Полет совершался на космическом корабле «Джемини-4». Корабль такого типа не имел шлюзовой камеры, поэтому для выхода в открытое пространство требовалась разгерметизация всего корабля. 

Эдвард Уайт

Началом выхода в космос у американцев считался момент, когда голова астронавта выступала за пределы корабля, даже если все остальное тело было еще внутри. Окончанием выхода в открытый космос был момент, когда астронавт полностью оказывался внутри «Джемини-4». Таким образом Эдвард Уайт провел в открытом космосе 36 минут. Через 2 года после этого события, в возрасте 36 лет, астронавт погиб во время пожара при испытании корабля «Аполлон-1» и был посмертно награжден медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».

Космический корабль «Джемини-4»

С тех пор космонавты регулярно совершают выходы в открытое космическое пространство, чтобы выполнить работу за пределами корабля. Конечно, такая деятельность рискованна. В первую очередь опасность представляет космический мусор, столкновение с которым может стоит космонавту жизни или серьезного повреждения скафандра. Опасно и непреднамеренное удаление от корабля. Чтобы обезопасить работу космических сотрудников, ученые трудятся над созданием роботов, которые смогут выполнять действия за пределами корабля без участия человека.

Космонавт в открытом космосе

В космонавтике наша страна всегда занимала лидирующие позиции: первый полет в космос, первый выход в открытое пространство, запуск первого искусственного спутника Земли и первого искусственного спутника Солнца, даже запуск в космос первого животного — собаки Лайки. Все это наша история и наша гордость!

В 2017 году в память о подвиге Алексея Леонова и Павла Беляева был снят художественный фильм, основанный на реальных событиях, — «Время первых». Главные роли в нем сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. В фильме можно увидеть не только технические факты самого полета и его подготовки, но и личные переживания героев и их семей. И в очередной раз восхититься героизмом и отвагой великих космонавтов, которые внесли бесценный вклад в освоение космоса.

Привет из космоса

«Сердечный привет читателям «Известий»! Вернувшись из космоса, мы рады сообщить, что задание успешно выполнено! Пользуемся случаем, чтобы поблагодарить всех советских людей за внимание, которое было оказано нам», — эти слова Алексея Леонова и его партнера по полету Павла Беляева были размещены в газете «Известия» за 20 марта. Но первый номер с большими портретами космонавтов был выпущен еще в день полета — 18 марта

Уже вечером в газете были размещены статьи, фото, стихи, молнии зарубежных агентств, а также интервью с известными космонавтами, которые были взяты еще до отправления

Но первый номер с большими портретами космонавтов был выпущен еще в день полета — 18 марта. Уже вечером в газете были размещены статьи, фото, стихи, молнии зарубежных агентств, а также интервью с известными космонавтами, которые были взяты еще до отправления.

Вверху большими буквами написано: «Такого еще не бывало! Человек в космосе вышел из корабля! Советские люди открыли новую яркую страницу покорения звездного мира».

наука

Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

Фото: ТАСС

Ниже: «Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при по­лете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека из корабля в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов».

Page-0293

Полет Беляева и Леонова, разумеется, стал одним из самых обсуждаемых событий 1965 года. Что писали о подвиге космонавтов тогдашние «Известия» — в «Известиях» сегодняшних

Фото: Архив газеты «Известия»

Page-0294

«Американские информационные агентства АП и ЮПИ прервали свои обычные передачи, чтобы передать как самую срочную новость сообщение о выходе на орбиту советского космического корабля «Восход-2», пилотируемого летчиками-космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым»

Фото: Архив газеты «Известия»

Page-0295

«Человек в космосе вышел из корабля. Миллионы телезрителей видели подвиг Алексея Леонова собственными глазами»

Фото: Архив газеты «Известия»

Page-0297

«Всё просто, если не считать того, что человек, которому нужно тепло, нужно давление на все точки тела, нужен кислород, чтобы дышать, окажется там, где царствует смертельный холод, где такая пустота, что всё живое в ней мгновенно гибнет, где нет животворящего кислорода»

Фото: Архив газеты «Известия»

Page-0298

«Для того, чтобы совершать межпланетные полеты, человек обязательно должен научиться работать в космическом пространстве. При этом он должен смело покидать космический корабль»

Фото: Архив газеты «Известия»

Page-0299

«Формидабле!» («Потрясающе!») — восторженно восклицают кубинцы, говоря о полете советских космонавтов Беляева и Леонова»

Фото: Архив газеты «Известия»

Page-0303

«Вчера я бросил беглый взгляд на аншлаги — они объявляли сенсационную новость о том, что Алексей Леонов, русский, впервые вышел за борт корабля в космос. <…> Что могли мы сказать, кроме очевидных истин: фантастично, невероятно, неправдоподобно» (английский писатель Джеймс Олдридж)

Фото: Архив газеты «Известия»

Page-0304

«Прошу передать мои личные поздравления космонавтам Павлу Беляеву и Алексею Леонову, а также группе советских ученых и инженеров, которые сделали возможным этот исторический подвиг» (Генеральный секретарь ООН У Тан)

Фото: Архив газеты «Известия»

Вторая полоса посвящена приветствиям абсолютно разных людей — поэтов, писателей, рабочих, бывшего инструктора из училища Алексея Леонова, хоккеистов, солиста Большого театра, тбилисского генерала-майора в отставке, львовского председателя колхоза и даже целого города Хабаровска, где народ вышел на улицы радоваться и ликовать.

«Сообщение ТАСС о запуске нового космического экипажа пришло в Хабаровск в тот момент, когда город только что закончил трудовой день

Молодежь толпилась у входа в ки­нотеатр «Гигант», слушая радиорекламу о новых кинофильмах, как вдруг: «Внимание! Говорит Москва!..». Толпа немедленно перемещается к другому динамику, что в 100 метрах от кинотеатра

На лицах любопытство, потом радость и, наконец, восторг. Аплодисменты, смех, обмен мнениями».

Подготовка к космической миссии


Скафандр «Беркут»

Лобанов Андрей/wikipedia.org

В шлюзе ракеты разместили две камеры чтобы запечатлеть то,как космонавт покидает корабль и возвращается обратно. Еще одну камеру разместили снаружи. За бортом,на случай непредвиденной ситуации,космонавта ждали баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

Леонову для выхода в открытый космос разработали специальный скафандр «Беркут». С помощью многослойной герметичной оболочки в скафандре поддерживалось оптимальное давление. Для того чтобы защитить космонавта от теплового воздействия солнца,скафандр выкрасили в белый цвет. Капитан корабля также имел с собой новенький скафандр — на случай,если придется помогать коллеге за бортом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector