Рсчс — структура, основные задачи и функции системы
Содержание:
- Как сохранить и повысить устойчивость работы объектов экономики в условиях ЧС
- Режимы функционирования РСЧС
- Задачи системы
- Управление РСЧС
- Предупреждающие действия РСЧС
- Основные направления деятельности РСЧС
- Катастрофы технологического и искусственного характера
- 2.2. Силы и средства системы РСЧС
- Режимы функционирования РСЧС
- Лекция № 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
- Цели и задачи РСЧС
- Цели и задачи РСЧС
- Цели РСЧС
- Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС
- Задачи и функции РСЧС
Как сохранить и повысить устойчивость работы объектов экономики в условиях ЧС
Задача для РСЧС (расшифровку аббревиатуры смотри выше) непростая, но осуществимая. Чтобы этого добиться, необходимо:
- Перевести потенциально опасные объекты на безопасные технологии (то есть современные) и вывести их с территорий, на которых проживают люди.
- Разработать и внедрить системы безаварийной остановки сложных производственных технологических линий в случае экстренной ситуации.
- Пользоваться автоматизированными системами, управляющими и контролирующими опасные технологические процессы.
- Обеспечить защиту людей от факторов поражающего действия.
- Внедрить повсеместно системы оповещения и информирования.
- Планомерно и неуклонно снижать на производствах количество ОВ (опасных веществ) и материалов.
- Создать и постоянно поддерживать в надлежащей готовности средства для ликвидации последствий ЧС.
- Совершенствовать охрану объектов и существенно улучшать технологическую дисциплину.
Режимы функционирования РСЧС
Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.
Следовательно, существует 3 возможных режима:
- ЧС нет;
- ЧС возможна;
- возникновение ЧС.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Теперь о каждом из режимов немного подробней.
- Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
- мониторинг окружающей среды;
- прогнозирование вероятности ЧС;
- разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
- подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
- резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
- подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
- ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
- Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
- усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
- усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
- информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
- принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
- уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
- эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
- Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
- непрерывный контроль за обстановкой;
- оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
- выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
- выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;
- информирование вышестоящих уровней РСЧС;
- восстановление или организация системы жизнеобеспечения населения.
Задачи системы
Основные задачи РСЧС:
- Самая главная — ликвидировать причины, вызвавшие чрезвычайную ситуацию.
- Обеспечить готовность номер один к действиям органов управления на разных уровнях, а также всех сил и средств для проведения предупреждающих и ликвидационных действий в плане ЧС.
- Взять под контроль резервы материальных и финансовых ресурсов, направленных на устранение чрезвычайной ситуации.
- Обеспечить в полном объеме жизнеобеспечение людям, пострадавшим в ходе ликвидации последствий ЧС.
- Способствовать восстановлению функционирования всех служб, отраслей экономики, объектов и предприятий на непосредственной территории чрезвычайной ситуации.
- Способствовать снижению ущерба и материальных потерь.
- Проводить так необходимые гуманитарные акции, направленные на соцзащиту пострадавшего гражданского населения.
- Постоянно организовывать мероприятия, имеющие предупреждающий результат в плане возникновения ЧС.
- Участвовать в оценке ущерба в социально-экономической сфере.
- Постоянно осуществлять сбор, обработку и обмен информационными данными в плане защиты территорий и населения от всякого рода ЧС.
- Готовить граждан к действиям службы. В частности, рассказывать, что такое РСЧС.
- В условиях мира активизировать свои действия в подготовке к ГО (гражданской обороне).
Управление РСЧС
На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы
Координационными органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Постоянно действующие органы
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
- на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
- на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.
Органы повседневного управления
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Предупреждающие действия РСЧС
Предупреждающие действия включают в себя комплекс инженерно-технических, организационных и специальных мероприятий, в основном направленных на существенное снижение рисков возникновения чрезвычайной ситуации; безусловное сохранение жизни и здоровья граждан; снижение ущерба, который мог быть причинен окружающей среде; а также к минимизации материальных потерь, связанных с ЧС.
Чтобы этого добиться, надо в обязательном порядке осуществлять:
- постоянное прогнозирование ситуации;
- оценку имеющихся рисков;
- отслеживание состояние природной среды;
- наблюдение за потенциально опасными объектами промышленного назначения;
- меры, направленные на страхование ответственности в случае причинения вреда при эксплуатации подобных объектов;
- их лицензирование;
- надзор и экспертизу со стороны государственных органов в вопросе защиты граждан и территорий от ЧС;
- создание резерва материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть направлены для предупреждения ЧС;
- создание базы (нормативно-правовой) для того, чтобы осуществлять защиту не только населения, но и территорий;
- меры, направленные на стабильную деятельность объектов экономики в экстренных условиях.
Основные направления деятельности РСЧС
Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:
- Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
- Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
- Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
- Материально-техническое снабжение структурных подразделений.
Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).
Катастрофы технологического и искусственного характера
Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:
- Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
- Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.
Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.
2.2. Силы и средства системы РСЧС
Силы и средства РСЧС представлены специально подготовленными силами и средствами:
- Федеральных органов исполнительной власти:
- МЧС России;
- МВД России;
- Минобороны России;
- Спецстрой России;
- Минздравсоцразвития России;
- Минобрнауки России;
- Минприроды России;
- Минпромторга России;
- Минтранса России;
- Минкомсвязи России;
- Минсельхоза России;
- Минэкономразвития России;
- Минрегиона России;
- Минэнерго России.
- Госкорпорации «Росатом»;
- Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Органов местного самоуправления.
- Организаций и общественных объединений.
Все вышеперечисленные силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:
- Силы и средства наблюдения и контроля.
- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств наблюдения и контроля
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:
- Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
- Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Геофизическая служба Российской академии наук;
- Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Состав сил и средств ликвидации ЧС
Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:
- Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
- Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
- Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Режимы функционирования РСЧС
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Лекция № 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» функционирует единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.
РСЧС базируется на нескольких постулатах:
1) признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; соблюдение принципа превентивной безопасности;
2) снижение вероятности возникновения ЧС;
3) приоритет профилактической работы;
4) комплексный подход при формировании системы;
5) построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
1) федеральный;
2) региональный (несколько субъектов РФ);
3) территориальный (территория субъекта РФ);
4) местный (район, город);
5) объектовый (организация, предприятие).
Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подконтрольной территории. Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.
Силы и средства системы РСЧС подразделяют на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
1) органы;
2) службы;
3) учреждения, осуществляющие государственный надзор;
4) инспекцию.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1) режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;
2) режим повышенной готовности – функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны;
3) чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Цели и задачи РСЧС
Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:
- предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
- уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
- быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.
Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС:
- Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
- Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
- Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
- Координация работы контролирующих органов РСЧС.
- Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
- Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
- Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
- Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
- Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
- Развитие сотрудничества на международном уровне.
Цели и задачи РСЧС
Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:
- предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
- уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
- быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.
Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС:
- Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
- Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
- Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
- Координация работы контролирующих органов РСЧС.
- Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
- Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
- Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
- Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
- Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
- Развитие сотрудничества на международном уровне.
Цели РСЧС
Основные цели организации определены уже самим ее названием:
- Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, — для защиты населения и территорий.
- Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.
- Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
- Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.
Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС
Ликвидационные действия, осуществляемые РСЧС (что означает аббревиатура, теперь не является для вас секретом), включают в себя следующие мероприятия:
- Немедленную локализацию территории, на которой возникла ЧС.
- Осуществление мер по прекращению воздействия факторов поражающего действия.
- Введение контроля с целью ограничения доступа на территорию ЧС.
- Проведение экстренных аварийно-спасательных действий, направленных на спасение людей и оказание им неотложной медицинской помощи.
- Уменьшение вреда, наносимого в результате ЧС.
- Организация мер по снижению размера материальных потерь.
Задачи и функции РСЧС
Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:
-
профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;
-
значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;
-
предотвращение самих происшествий и их результатов.
В соответствии с задачами РСЧС необходима для:
-
создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;
-
воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;
-
обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;
-
предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);
-
расчета ущерба, нанесенного ЧС;
-
организации резерва необходимых ресурсов — как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;
-
проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);
-
международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран).