Основные задачи противопожарной службы

Организация работоспособности

Пожарная охрана — сложный государственный инструмент. Управлять такой системой можно лишь при планировании и жестком контроле. Работа любого органа, подразделения и даже добровольца регулируется Федеральной противопожарной службой.

Чтобы обеспечить исправное функционирование системы необходимо знать реальное положение дел в пожарной охране. Производится сбор и обработка данных о технических средствах пожаротушения.

Контролируется работа всех подразделений, принимаются меры по модернизации оборудования, повышения квалификации служащих. Также Федеральная служба решает административные вопросы, связанные с кадрами, курирует материально-техническое обеспечение.

Согласно регламентам принимает участие и содействует проведению специальных экспертиз противопожарного оборудования и работам по лицензированию.

Отчасти координирует деятельность аккредитованных органов сертификации в пределах своей компетенции. Это касается и испытательных лабораторий. Организации должны входить в систему МЧС.

Немаловажна охрана труда и жизни сотрудников пожарной охраны. Силами МЧС разработаны и внедрены нормативные акты для пожарных, определяющие меры их защиты.

Работники Государственной противопожарной службы имеют право на получение бесплатной одежды и экипировки специального назначения. Поставляемые машины, оборудование для тушения, средства индивидуальной защиты и подлежат сертификации.

Оценка эффективности производится благодаря показателям. Так, реализация целевых программ безопасности прошлых лет привела к снижению смертности, общего количества пострадавших, экономического ущерба более чем на 20 % при пожарах. Программы направлены на внедрение передовых технологий и улучшение материальной базы.

Немного истории

30 апреля мы отмечаем День работников пожарной охраны. В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан указ о создании первой на Руси службы по борьбе с огнем. Это одна из старейших отечественных государственных структур, фактически — первое управление пожарной охраны. Еще при Иване Грозном обывателям предписывалось иметь в каждом жилище основные средства для тушения огня.

В «Наказе о городском благочинии», датированном 1649 годом, организация пожарной охраны уже регламентировалась на профессиональном уровне. Документом прописывались правила постоянного дежурства, городских объездов, штатный состав охраны и меры наказания за неправильное обращение с огнем.

При Петре I уже существовали постоянные пожарные команды. Необходимые инструменты имелись на всех кораблях флота и в войсковых подразделениях. Первый отечественный пожарный устав появился в 1857 г. Годом позже с помощью военно-полицейского телеграфа стали передавать тревожные сообщения, еще немного позже появилась и электрическая сигнализация.

Для пожарных ввели специальную форму одежды — брандмейстеры щеголяли в золоченых касках. С 1907 г. на улицах Москвы можно было встретить первый автомобиль службы охраны. В каждом округе имелась своя пожарная часть.

После революции, в 1918 году, одним из первых декретов советской власти борьба с огнем провозглашалась одной из задач государственного значения. В 1994 году Дума приняла федеральный закон, касающийся пожарной безопасности. ГПС была организована в 2001 г.

Ныне пожарная охрана МЧС имеет в собственном распоряжении базу квалифицированных кадров (220 тыс. человек), 13,6 тыс. помещений, 18 634 единицы автомобильной техники, 49 специальных катеров.

Частная ПО

По сути Частная ПО является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении  услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим:

  1. Тушение пожара.
  2. Профилактика и контроль.

На первый взгляд функции те же, что и в других видах ПО, но здесь есть своя специфика. Частная ПО работает с определенными объектами на условиях заказчика. Нередко у заказчика возникает потребность в специалистах, личном составе, при этом автомобильный парк и средства пожаротушения собственные. Пожарные по договору должны привести технику в рабочее состояние, проводить техническое обслуживание. Они должны контролировать противопожарный режим и выполнять еще целый комплекс других обязанностей.

Почему на территории Российской Федерации наряду с другими видами охраны появилась Частная ПО? Ответ очевиден, это выгодно большим предприятиям. Содержание собственного штата вылетает в копеечку. Личный состав нужно обучать, снабжать полным социальным обеспечением, поощрять денежными премиями и т.д. А Частные ПО нередко выигрывают в споре за клиентов за счет демпинга (снижения стоимость услуг).

При этом нельзя сказать, что услуги выполняются некачественно. Скорее наоборот, договорные отношения позволяют жестко контролировать деятельность, выставлять претензии, начислять штрафы. Кроме того, специалисты в них высокой квалификации, так как нередко в такие организации идут работать пенсионеры государственной противопожарной службы, то есть вполне здоровые мужчины с большим опытом.

Частные ПО также взаимодействуют с федеральными службами, входят в состав пожарного гарнизона. Они выезжают на тушение пожаров в соответствии с планами привлечения сил и средств.

Структура ГПС

Существуют разные виды пожарной охраны. Организационно она состоит из федеральной службы и относящейся к субъектам РФ. А главные задачи пожарной охраны — разрабатывать и реализовывать меры государственного масштаба по предотвращению данных стихийных бедствий и росту эффективности защиты от них отдельных объектов и целых населенных пунктов.

Кроме того, в ее компетенции — организовывать и проводить государственный пожарный надзор, готовить профессиональные кадры для борьбы с огнем. И самое главное — тушить пожары и проводить все сопутствующие работы аварийно-спасательного характера на объектах, в городах и поселениях. Этим занимаются все виды пожарной охраны.

Научными исследованиями и конструкторскими разработками в данной области занимаются во ВНИИПО (так сокращенно звучит название Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны), а также в учебных заведениях ведомственного характера (всего их пять) и многочисленных лабораториях для испытаний.

Перспективы и оплата труда

Движение по карьерной лестнице зависит от диплома, личных качеств и умения выполнять поставленные задачи.

Наличие документа об окончании колледжа позволяет занять должность начальника оперативного расчета, стать инспектором пожарной охраны.

Высшее образование предполагает неограниченное продвижение вверх.

Официальный оклад в подразделениях МЧС не превышает уровня средней заработной платы по стране. Но благодаря надбавкам (от 40 до 60%), ежегодной дополнительной материальной помощи, проездным льготам уровень дохода специалистов пожарного дела достаточно высок. Даже новичок в профессии может рассчитывать на получение 30–40 тысяч в месяц.

Как ведется ПТО

Проводя его, определяют вероятные пути, которыми может распространяться огонь в случае возгорания, моделируют возможные последствия и уточняют действия, направленные на соблюдение безопасности персонала. Таковые могут заключаться в устройстве преград для огня, монтаже систем оповещения и раннего обнаружения источников возгорания, автоматического пожаротушения и т. д.

Состояние каждого здания и сооружения обязано соответствовать противопожарным нормам, изложенным в СНиП 21-01. Каждый объект должен располагать возможностью эвакуации людей и доступа пожарных, подачи средств тушения огня к очагу возгорания. Расположение объекта не должно допускать распространения пламени на соседние здания даже в случае обрушения горящих конструкций.

Мероприятия по предотвращению его распространения заключаются в ограничении площади горения, его продолжительности и интенсивности. Это во многом зависит от применяемых строительных материалов и наличия как средств пожаротушения, так и надежных систем оповещения.

Особенно опасными в плане пожарной обстановки считаются здания и сооружения из категорий взрывопожароопасных (А и Б) и пожароопасных (В1-В4). Критерии отнесения объектов к тем или иным группам разработаны и прописаны в ГОСТ 12.1.004-91, ГОСТ 12.1.044-89.

Гарнизон пожарной охраны

При возникновении серьезной катастрофы возникает потребность в консолидации возможностей нескольких подразделений под системным руководящим центром.

Что это

Гарнизон пожарной охраны – это команда, объединенная на одной территории и состоящая из представителей аппарата управления, подразделений МЧС, учебных заведений ведомства, научно-исследовательских институтов, добровольных бригад тушения пожаров и прочих предприятий, участвующих в предотвращении и ликвидации возгораний, независимо от того, к какому ведомству они относятся и какая у них форма собственности.

Цель создания

Пожарно-спасательные гарнизоны организу-ются для формирования единого координа-ционного центра на случай катастрофы на определенной местности.

Для оперативного гашения возгораний, проведения действий по спасению создаются планы использования доступных технических средств и ресурсов для тушения пожаров в этой местности. Составляются графики выездов бригад МЧС в зоны катастроф.

Задачи

Основное назначение создания таких подразделений – в эффективном распре-делении технических и человеческих ресурсов в критической ситуации.

Пожарный гарнизон – это единый центр управления структурами, принимающими участие в тушении возгораний, который:

  • обеспечивает совместное обучение разных организаций;
  • проводит проверки подчиненных подразделений на их готовность к участию в тушении возгораний;
  • организует тактико-техническую подготовку для слаженного взаимодействия в критической ситуации;
  • имеет право прервать отдых сотрудников, привлечь их к тушению возгорания или для участия в АСР;
  • разрабатывает схемы расстановки существующих бригад на пожаре при осуществлении аварийно-спасательных работ (АСР);
  • взаимодействует с отделами жизнеобеспечения;
  • изучает опыт работы на крупных возгораниях, готовит мероприятия, позволяющие устранить причины возникновения пожаров, быстро ликвидировать огонь;
  • контролирует наличие необходимого технического оснащения и сотрудников.

Структура

Для исполнения задач, стоящих перед гарнизоном, создается структура управления, состоящая из:

  • Руководителя.
  • Заместителей:
    • оперативный;
    • отвечающий за службы жизнеобеспечения;
    • занимающийся снабжением;
    • организующий обучение и профилактику возгораний.
  • Дежурного.
  • Диспетчера.
  • Руководителей, отвечающих за нештатные службы пожарно-спасательного гарнизона:
    • газо- и дымозащитной;
    • технической связи;
    • охраны труда;
    • по оперативному реагированию;
    • радиационной, химической;
    • профилактики возгораний.

Это интересно: Взрывоопасное вещество

Профилактика

Одной из основных задач пожарной охраны являются профилактические меры, помогающие минимизировать появления пожаров. Надзорные органы контролируют соблюдение всех норм пожарной безопасности и требований законодательства.

Для этого периодически инспектированию подвергаются все предприятия, чтобы вовремя выявить недочеты. Соответствующие предписания на предприятии устраняют лица, ответственные за пожарную безопасность.

Проводятся обследования, включающие изучение документооборота, наличие необходимых противопожарных устройств, оборудования, обустройство эвакуационных выходов и другие важные детали.

Также проверку проходят проекты будущих зданий и сооружений. Без одобрения надзорных органов принятие строительного объекта в эксплуатацию невозможно. Способ воздействия на нерадивых руководителей и их работников — предписания и штрафы.

Помимо инспектирования большую роль в предупреждении пожаров играет обучение и информирование населения. Сезонные пожары лесов, торфяников, других засушливых зон часто возникают из-за действий человека, также как и опасные ситуации в быту. Поэтому специалисты прибегают к обращениям через СМИ, плакатам, организовывают ликбезы для детей и взрослых.

Перечисленные меры дополняются обязанностью федеральных органов власти регулировать и обновлять нормативно-законодательную базу в данной сфере. От них зависит функционирование системы в целом и способы работы ее частей.

Также чиновники заведуют финансовыми вопросами целевых программ федерального уровня. В последнее время из-за закона «О техническом регулировании» многие нормативные документы приобрели вид регламентов, действие которых распространяется на подразделения МЧС.

ПС субъектов Российской Федерации

В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.

Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:

  • тушение огня;
  • спасение людей, имущества, ценностей, культурного наследия;
  • профилактические меры.

Противопожарная пропаганда

По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:

  1. анализ безопасности, прогнозирование возгораний;
  2. ведение статистического учета;
  3. участие в научной работе и создании новых нормативных актов (законов, положений, постановлений);
  4. обеспечение противопожарной грамотности;
  5. участие в региональных программах.

Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.

Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:

  • бюджета субъекта РФ;
  • целевых средств, выделенных для проведения региональных программ;
  • денежных средств от оказания платных услуг;
  • пожертвований, взносов, не противоречащих законам России.

Нормативно-правовая база

Основным законом, определяющим понятие ГПС, является 69-ФЗ (21.12.1994 г.).

Статья 5 этого документа дает определение государственной противопожарной службе, перечисляет структурные подразделения, входящие в нее, и описывает круг основных задач и функциональных обязанностей.

Работа федеральной противопожарной службы регламентируется Положением, утвержденным правительственным постановлением №385 (25.04.2005 г.).

В документе определяются органы управления, организации и подразделения, которые относятся к этой структуре, функции, задачи, права и обязанности рядового и руководящего состава, военнослужащих и гражданских лиц, входящих в кадровый резерв.

Действия часового на посту

Находящийся на посту часовой, согласно требованиям статьи 211 Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, обязан останавливать всех лиц, приближающихся к посту или к запретной границе поста, обозначенной на местности указателями, окриком «Стой, назад» или «Стой, обойти вправо (влево)». Исключения для таких действий делаются лишь для начальника караула, помощника начальника караула, своего разводящего и лиц, сопровождаемых ими.

В условиях плохой видимости, когда с расстояния, указанного в табеле постам, нельзя опознать приближающихся к посту или к запретной границе поста, часовой останавливает всех лиц окриком «Стой, кто идет?». Если ответа не последует и (или) нарушитель пересечет запретную границу поста, часовой предупреждает его окриком «Стой, стрелять буду» и задерживает нарушителя. О задержании нарушителя часовой сообщает в караульное помещение, следит за его поведением и, не ослабляя внимания, продолжает охранять порученный ему пост.

Когда на окрик часового последует ответ: «Идет начальник караула (помощник начальника караула, разводящий)», часовой приказывает: «Начальник караула (помощник начальника караула, разводящий), ко мне, остальные – на месте». Если необходимо, часовой требует, чтобы приближающийся к нему осветил свое лицо. Убедившись, что назвавшийся действительно является начальником караула (помощником начальника караула, разводящим), часовой допускает его и всех прибывших лиц к себе.

Если же назвавшийся начальником караула (помощником начальника караула, разводящим) окажется неизвестным или находящиеся с ним лица не выполнят требования часового оставаться на месте, часовой предупреждает нарушителей окриком «Стой, стрелять буду». При невыполнении нарушителями этого требования часовой применяет по ним оружие.

Статья 217 Устава гарнизонной и караульной служб предусматривает, что часовой по прибытии на пост начальников, которым он подчинен, докладывает им о результатах несения службы. Например: «Товарищ лейтенант. Во время несения службы происшествий не случилось (или случилось то-то)». При этом часовой приветствует их, а также начальников, прибывших на пост в их сопровождении, по правилам, изложенным в Строевом уставе ВС РФ, для чего автомат из положения для стрельбы стоя предварительно берется «на ремень», а карабин — «к ноге».

Часовой на посту у Боевого знамени исполняет свои обязанности, находясь в положении «вольно». При приветствии военнослужащими Боевого знамени часовой принимает строевую стойку. Во время приема Боевого знамени под охрану караульный обязан проверить исправность знаменного чехла (шкафа) и печати на нем. Выдачу Боевого знамени часовой производит только по личному приказу начальника караула и в его присутствии.

Действия часового при нападении на пост

Статья 210 Устава гарнизонной и караульной служб не только разрешает часовому, но и даже обязывает его применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект. Те же меры признаются допустимыми в случае непосредственной угрозы нападения (физического воздействия), когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия не должно причинить вред охраняемому объекту и третьим лицам.

Действия часового при пожаре

Согласно статье 214 Устава гарнизонной и караульной служб, в случае возникновения пожара на посту часовой должен немедленно сообщить об этом в караульное помещение и, не прекращая наблюдения за охраняемым объектом, принять меры по тушению пожара. При пожаре на технической территории охраняемого объекта или на объекте, имеющем внешнее и внутреннее ограждения, а также вблизи поста, он сообщает об этом в караульное помещение, продолжая нести службу на посту.

В обязанности часового входит требование уметь применять находящиеся на посту средства пожаротушения. Также при тушении пожара Устав разрешает часовому иметь оружие в положении «за спину».

Если посту у Боевого знамени угрожает опасность (пожар или другая чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера), часовой сообщает об этом начальнику караула и выносит Боевое знамя в безопасное место.

Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии

В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (далее ГПС или Служба) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (рис. 5.3.3).

Систему Государственной противопожарной службы составляют:

Первое.Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы – Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.

Начальник ГУГПС по должности – Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.

Второе. Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:

· управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;

· центры управления силами и службы пожаротушения;

· отряды ГПС;

· пожарные части;

· подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);

· региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;

· специализированные части по тушению крупных пожаров;

· базы обеспечения мобилизационной готовности;

· учебные центры и учебные пункты;

· испытательные пожарные лаборатории;

· полигоны;

· центры противопожарной пропаганды и общественных связей.

Третье.

Научно-исследовательские и образовательные заведения пожарно-технического профиля: Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО), Академия ГПС МЧС России с двумя филиалами (в г. Иваново и г. Екатеринбурге), Санкт-Петербургском институт и факультет Восточно-Сибирском институте МВД России, пожарно-техническое училище в г. Воронеже.

Четвертое. Для реализации задач по тушению крупных пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в ГПС МЧС России по решению Правительства Российской Федерации создано семь региональных специализированных отрядов и 92 специализированных части, их общая численность составляет более 8 тыс. человек.

Общая численность Службы – 280727 тысяч единиц, которая содержится за счет: федерального бюджета – 40%; бюджетов субъектов – 34%; на договорной основе с охраняемыми предприятиями – 26%.

На вооружении подразделений ГПС состоит около 30 тысяч пожарных, специальных и оперативно-служебных автомобилей различного назначения, более 71 тысячи средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, свыше 72 тысяч средств связи. Имеется более 5 тысяч пожарных депо.

Рис. 5.3.4Источники финансирования ГПС МЧС России в 2002 г. (по состоянию на 31.12.02)

Источниками финансирования ГПС являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, средства охраняемых объектов и внебюджетные средства.

Основные задачи ГПС:

· организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

· осуществление государственного пожарного надзора;

· организация и осуществление мер охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров;

· тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПРС;

· координация других видов пожарной охраны;

· разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

Значительное место в решении задач занимает Государственный пожарный надзор, являющийся специальным видом государственной надзорной деятельности и осуществляемой в целях защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, а также создание единых технических правил и норм в области пожарной безопасности (рис. 5.3.5).

Правами инспекторов по пожарному надзору наделены 30 тысяч сотрудников ГПС. Соответственно на федеральном и территориальном уровне определены задачи и функции.

Какими бывают подразделения пожарной охраны

К муниципальной пожарной охране относятся подразделения, организованные для борьбы с огнем в муниципальном образовании (его городских и сельских поселениях), а также — на конкретных объектах.

Главная задача — проводить в муниципальных поселениях профилактику пожаров, их тушение и осуществлять необходимые аварийно-спасательные работы. Участвовать в ликвидации огня на объектах, спасать людей и их имущество.

Есть и другие виды пожарной охраны. Ведомственные подразделения создаются при федеральных органах исполнительной власти или в конкретных организациях. Их структура и условия деятельности согласовываются с положениями ГПС.

К частной пожарной охране относятся подразделения, созданные в городах и прочих населенных пунктах и при отдельных организациях на основе самоокупаемости. Т. е. они работают согласно заключенным договорам. Их деятельность обязательно должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ.

Виды пожарной охраны этим не исчерпываются. Еще один из них — добровольная. Под ней понимают совокупные силы общественных объединений, отдельных граждан и юридических лиц, действующих в борьбе с пожарами по собственной инициативе, то есть защищающих от огня добровольно. Существуют такие подразделения чаще всего в небольших населенных пунктах, где отсутствует пожарная часть.

Основные задачи

Кроме ликвидации возгораний различной сложности, у спасателей есть другие цели. Разберемся в этом детально.

Профилактика

Термин пожарная безопасность – это такое состояние различных охраняемых объектов, при котором, появление возгорания максимально минимизировано. А если произошло, то будет проведена его ликвидация.

Профилактические меры заключаются в следующем:

  • подготовка мероприятий, направленных на тушение огня, причин его появления с последующей реализацией;
  • создание условий, которые позволяют эвакуировать граждан, а далее их имущества, если возник пожар;
  • монтаж систем, дающих возможность обнаруживать возгорание либо дым;
  • установка сигнализации, автоматических средств, которые тушат огонь.

Спасение людей и имущества

Основная задача пожарной охраны – это, при возникновении ЧС, сберечь жизнь, здоровье граждан. Их требуется эвакуировать с опасной зоны. Пути отхода определяет руководитель операции.

Для спасения людей применяются технические средства. Эвакуация граждан проводиться в таком случае:

  • если им угрожает ОФП;
  • при возможном взрыве либо обрушении;
  • люди не имеют возможности покинуть территорию ЧС;
  • будут применяться опасные огнетушащие вещества;

Методы спасения следующие:

  • вывод граждан с опасной зоны по задымленным путям, по которым самостоятельно уйти они не могут;
  • вынос на носилках либо на себе тех, кто не может передвигаться;
  • спуск по пожарным лестницам (стационарным, автоматическим или ручным), когда выходы отрезал огонь.

Тушение пожара

В зависимости от классификации и вида возгорания, его ликвидируют такими способами:

  • механический срыв пламени. Для этого подается мощная струя воды со стационарного лафета либо машины. Используются огнетушители, подручные средства, включая ветки деревьев;
  • перекрытие доступа кислорода. На очаг набрасывают специальное полотно или кошму, заливают пеной, порошковыми составами, негорючими веществами;
  • химическое ингибирование. Вводят огнетушащие вещества специальными установками;
  • охлаждение. На очаг подается жидкость или различные солевые растворы;
  • разбавление. Для этого используют пар, туман, инертные газы;
  • полоса пожаротушения. На всех расстояниях, куда может достать огонь, поливают водой, кладут соль. Всеми возможными путями охлаждают близлежащие здания.

Кроме непосредственной ликвидации воспламенения, на территории, где оно распространяется, сливают горючие жидкости. Также устанавливается дополнительная оборона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector