Оснащение штабных столов пожаротушения

Оперативный штаб

Оперативный штаб — временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, который создается, если на тушение пожара привлекаются силы и средства по повышенному номеру (рангу) вызова, при организации на месте пожара трех и более боевых участков по тушению пожара, при необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению по­жара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП. В состав оперативного штаба могут входить:

  • заместитель начальника штаба;
  • начальник тыла;
  • представители администрации предприятия;
  • другие лица по усмотре­нию РТП.

Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП. Основные задачи оперативного штаба:

  • сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру;
  • определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;
  • обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
  • организация подго­товки и обеспечение ведения основных действий по тушению пожара;
  • учёт сил и средств на пожаре, расста­новка их по участкам тушения пожара (секторам), ведение соответствующей документации;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;
  • обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре;
  • реализация мер по поддержанию основной готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.

Оперативный штаб располагается в месте, опреде­ляемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем — красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью — красным фонарем или другим световым указателем красно­го цвета.

Лит.: Боевой устав пожарной охраны. М., 2001.; Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984.

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |

Правовое регулирование

049

Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.

Опубликовано: 2 апреля, 2018

Правовое регулирование Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

  • Отпуск сотрудников МЧС. Отпуск в МЧС
  • Нарушение пожарной безопасности: виды ответственности и наказания
  • Предписание МЧС: как обжаловать предписание Госпожнадзора

Ртп это в пожарной охране

Руководитель тушения пожара — должностное лицо, в обязанности которого входит управление сотрудниками пожарной охраны (звена), средствами и техникой, а также организационные работы по тушению пожаров. Чаще всего эти функции выполняет оперативный дежурный либо другое старшее по званию должностное лицо. Кроме того, все руководители тушения пожаров (РТП) должны иметь соответствующее обучение и допуски.

Приказы руководителя нельзя отменять, а все остальные задействованные в мероприятиях люди, в том числе не состоящие на службе в пожарной охране, обязаны ему подчиняться.

Руководитель тушения пожара (РТП)

Руководитель тушения пожара (РТП) – это старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия участниками боевых действий по тушению пожара.

Кто является руководителем тушения пожара

Непосредственное руководство проведением боевых действий по тушению пожаров на месте пожара осуществляется РТП, которым является:

  • командир отделения – при работе на пожаре одного отделения;
  • начальник караула – при работе на пожаре караула в составе двух и более отделений одного подразделения пожарной охраны;
  • старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона – при работе на пожаре двух и более караулов (отделений) разных подразделений пожарной охраны;
  • иное старшее должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Обязанности руководителя тушения пожара (РТП)

РТП при передаче руководства тушением пожара старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны должен доложить ему об оперативно-тактической обстановке, сложившейся на месте пожара, а также о проведенных боевых действиях по тушению пожаров.

РТП отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся РТП, при получении подтвержденной информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при наступлении обстоятельств, связанных с невозможностью исполнения им обязанностей по руководству тушением пожара, должно покинуть место пожара, передав руководство тушением пожара другому оперативному должностному лицу из числа участников боевых действий по тушению пожаров, в обязательном порядке сообщить диспетчеру гарнизона и сделать запись в документах оперативного штаба на месте пожара.

При прибытии подразделения пожарной охраны к месту пожара, РТП проводятся следующие мероприятия:

  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о прибытии к месту пожара;
  • проводится оценка обстановки на месте пожара по внешним признакам (объект пожара, место и размеры пожара по информации на момент прибытия, возможные пути распространения пожара, наличие людей в горящем здании, противопожарные характеристики объекта пожара);
  • проводится оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц организаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевидцев и других лиц на месте пожара;
  • уточняются сведения о завершении эвакуации людей из горящего здания, а также о возможных местах нахождения оставшихся в здании людей, в том числе об их состоянии;
  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о подтверждении (снижении, повышении) установленного при высылке подразделения пожарной охраны ранга (номера) пожара, достаточности сил и средств на месте пожара, о необходимости вызова на место пожара дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения;
  • проводится разведка источников наружного противопожарного водоснабжения.

Принципы деятельности руководства

Директор департамента готовности сил и специальной пожарной охраны. Принципы пожарной охраны представляют собой систему объективных причинно-следственных «правил», отражающих суть пожаротушения. Наука о пожарах предусматривает девять принципов руководства (таблица).

Принципы деятельности Что означает
Единоначалия Для тушения пожара происходит сосредоточение всех сил и средств, что обязывает личный состав соблюдать дисциплину и порядок с одной лишь целью. РТП обязуется руководить операцией под личную ответственность с учетом норм законодательства.
Централизации Быстрота координации на пожаре достигается за счет четких инструкций и системы подчинений. Выстраивается такая вертикаль руководства, которая способствует принятию быстрого решения (в данном случае на основании обратной связи со штабом, диспетчером).
Твердости и настойчивости Изменение пожарной обстановки обязывает руководство применять существенные меры для предотвращения ЧС. Каким бы неожиданным решение ни казалось, начальник должен быть уверенным в исходе (на основании «научных» предположений).
Оперативности и реагирования В условиях дефицита информации и нехватки сил (все заняты работой) руководство ищет резервы для увеличения «гибкости» системы коммуникаций. Мониторинг позволяет отсеять ненужный объем работ и перераспределить мощности в нужном направлении.
Личной ответственности Коллегиальность в решении очевидных задач – трата времени. Поэтому РТП берет на себя ответственность за результат, продвигая намеченный план силами команды.
Научности Предполагает обоснованность действий с учетом той базы, которая собрана пожарными специалистами к настоящему промежутку времени. Это означает, что без глубокого понимания процессов пожаротушения в их непрерывной взаимосвязи с тактическими возможностями (упущенными) эффекта от знаний не добиться. Ликвидация горения – результат, если фактические последствия оценивались как наименее вероятные.
Прогноза (предвидения) Огонь – прогнозируемая стихия. Специалисты с точностью до минуты предсказывают пути распространения пламени с последующими разрушениями. Основная задача пожарного – оценить обстановку до того момента, когда спасать будет нечего. Для целей прогноза и проводится разведка.
Непрерывности действий Пожар сам себя не потушит, тем более – не будет ждать, пока к нему подойдут. Под непрерывностью операции понимают действия, направленные одновременно на тушение и предотвращение образования новых очагов

Эффективность управления

Результативность деятельности руководства сложно оценивать по сухим статистическим данным. При наличии двух одинаковых пожаров на разных территориях оба караула показывают схожие результаты. Однако, в первом случае, например, удачно сработал РТП, а во втором – опытные рядовые. Нетрудно предположить, что трудозатраты в обоих ситуациях различны, а значит, эффективность того или иного управленца также неодинакова.

В целом эффективность управления зависит от многих факторов, как и само тушение. В большей степени на результат влияют новые обстоятельства, которые ожидает караул. Здесь как раз и всплывает былая неподготовленность, помноженная на долг перед государством. В ряде случаев не хватает элементарно воды или средств спасения, что сказывается на стрессовом состоянии.

Силы и средства пожарной охраны. Управление СиС при пожаротушении – задача, стоящая перед старшим оперативным дежурным, прибывшим на место возгорания первым. В круг его задач входит развертывание операции согласно полученным данным с таким расчетом, при котором последствия (ущерб) будут минимальны.

При этом команда пожарных должна осознавать важность поставленных перед ней задач от руководства. Вместе они повышают эффективность своих тактических возможностей, а значит, работают на опережение, что позволяет спасти жизни и здоровье граждан

Кто осуществляет управление СиС

Руководство боем берет на себя РТП. Вне зависимости от количества пожарных подразделений на месте ЧП управлением занимается один человек. Поэтому в случае прибытия на пожар РТП-2 первый считается «официальным», так как уже проводит разведку, а значит, владеет большим объемом сведений по факту случившегося.

РТП становится:

  1. Командир отделения или начальник караула (в зависимости от количества отделений).
  2. Руководящее должностное лицо гарнизона.
  3. Старшие чины ФПС.

Руководитель тушения пожара

Оперативное управление СИС на пожарах строится по следующей схеме. Начальник или командир, который первым отдает приказ на месте ЧП, становится РТП. С этого момента прибывающие отделения обязаны ему подчиняться.


Руководитель тушения пожара

Постановка задач руководителем тушения осуществляется кратко, четко и ясно. Каждое распоряжение доходит до нужного участника АСР посредством личного приказа (по рации) или указания связного. При отсутствии особых руководств бездействия членов команды считаются нарушением боевого устава.

Обязанности РТП (п. 51 Приложение 1):

  1. Разведка пожара, выбор решающего направления действий с расстановкой основных сил.
  2. Выбор приоритетных направлений эвакуации, спасение людей (имущества).
  3. Решает боевую задачу, отвечая за безопасность подчиненных.

Начальник оперативного штаба

Оперативное управление боевыми действиями на пожаре по совокупности секторов (участков) возглавляет начальник ОШ. Как правило, штаб организуется при чрезвычайной ситуации на крупном объекте. Начальником назначается заместитель РТП, который дает прямые указания к действию своим помощникам.

Обязанности специалиста:

  1. Доведение до подчиненных на участке руководств РТП.
  2. Сообщение данных разведки диспетчеру, РТП.
  3. Выявление нарушений, определение потребности в силах и средствах.
  4. Доклад руководству о запасе огнетушащего вещества.
  5. Контроль исполнения поручений.
  6. Разработка плана пожаротушения, заполнение документов.

Нештатная должность вводится для оперативного управления и контроля за ситуацией ввиду физической невозможности координировать действия нескольких отделений (караулов). Перечень полномочий ОШ приводится в п. 57, непосредственные обязанности начальника – в п. 136 (Приложение 1).


Оперативный штаб

Начальник тыла

Правильно организованный тыл – основа для беспрепятственного завершения начатой операции. Начальник следит за готовностью сил и средств в запасе, докладывает о резерве огнетушащих составов, пожарного инвентаря. При необходимости запрашивает помощь.

Основные обязанности специалиста:

  1. Поиск водоисточников.
  2. Приспособление техники к боевым нуждам (подбор рукавов, насосов, расстановка техники).
  3. Доставка спецодежды, СИЗОД.
  4. Вызов ремонтных бригад, снабжение машин ГСМ и другими материалами.
  5. Подготовка участка к АСР, организация полевых пунктов сбора (при затяжных пожарах).

Полномочия начальника тыла отражены в п. 138 Приложение 1.

Начальник УТП

При сложных пожарах, например, на складах с химией или аграрных предприятиях тушение организуется на нескольких участках. Это создает условия для быстрой ликвидации горения, а также предупреждения обрушений, взрывов или утечек.

Участки образуются по:

  • этажам;
  • зонам;
  • периметру тушения;
  • виду операции (тушение, защита, АСР).

Начальник участков тушения пожара подчиняется только РТП. Это делается для максимально быстрого взаимодействия в обход ОШ.

Обязанности начальника УТП:

  1. Оперативное развертывание боевой операции.
  2. Эвакуация.
  3. Тушение, ликвидация скрытых очагов.
  4. Отображение расстановок на план-схеме.

Оборудование штаба пожаротушения

Штаб пожаротушения должен быть огорожен и обозначен надписью «штаб», днем – красного цвета, а ночью световым указателем красного цвета.

На месте штаба пожаротушения устанавливается выносной штабной стол.

Оперативный штабной стол должен быть легко трансформируемый, выполнен из не скользких материалов. Поверхность штабного стола должна позволять нанесение надписей простыми и цветными карандашами, применение маркеров недопустимо.

Раздвижной корпус штабного стола выполняется из алюминиевого профиля и имеет ручки для его переноса. Ножки штабного стола должны быть приспособлены для установки на неровной поверхности, иметь фиксаторы с отверстиями для вставки металлических шплинтов и регулироваться по высоте.

Климатическое исполнение выносного штабного ствола должно соответствовать температурным значениям воздуха от –40 до +40 °С («У»), быть предназначенным для эксплуатации на открытом воздухе (категория размещения 1), в условно чистой и промышленной атмосфере (типов 1 и 2) по ГОСТ 15150–69.

Функции оборудования штабного стола должны позволять регистрировать, обрабатывать, редактировать, структурировать и хранить в базе данных оперативную информацию о пожаре и чрезвычайных ситуациях, с возможностью применения в ходе оперативно-тактических действий.

Это может предполагать создание разного рода информационных кластеров, включающих цветной фотоплан, видеоизображение, голосовые и текстовые файлы, координаты геолокации; прием-передачу информационных файлов с целью использования в штатном режиме: электронной почты, сети Internet, Intranet, АГТС в нештатном режиме, спутниковых каналов связи и сети GSM; отправку документальной информации в электронном виде в вышестоящие органы; подготовку и прием-передачу электронных отчетов по требованиям электронного пространства МЧС; доставку оперативной информации с места ЧС или пожара в формате потокового видео и других мультимедийных форматах.

Состав и внештатные должности

Штаб пожаротушения создается в следующих случаях:

  • при наличии возгораний повышенного ранга опасности, №2 или больше;
  • для организации на месте борьбы с огнем трех и больше участников ликвидации проблемы;
  • для облегченного контакта с центральной администрацией, курирующей процесс тушения.

Состав штаба на пожаре включает в себя начальника тыла, заместителя, которого НШ может себе назначить в случае необходимости, спасатели, пожарники. К числу штатных участников могут также относить администрацию местного заведения или территории, где проводятся работы, представителей различных служб жизнеобеспечения.

В нештатные должности на месте пожара входит: начальник ОШ, контрольно-пропускного ГДЗС пункта, их заместители, ответственное за охрану труда лицо, оперативный дежурный, связной и некоторые другие лица.

Какие права, обязанности и полномочия имеют участники тушения пожара?

Начальник, а также его подчиненные, прибывшие на место борьбы с происшествием, имеют следующие обязанности:

  1. Необходимо знать обстановку на объекте, собрать максимум необходимой информации о ЧП.
  2. Руководитель заносит полученную информацию в оперативные документы и корректирует задачи подчиненных.
  3. Необходимо организовать защиту людей и ценного материального имущества, произвести их эвакуацию, изоляцию от огня.
  4. После ликвидации проблемы руководитель боевой единицы принимает доклады о действиях и передает данные в центр управления.

Участники ликвидации аварии имеют такие права и полномочия:

  • в случаях, когда решений из центра ждать некогда, участники команды принимают решение о дальнейших шагах самостоятельно;
  • можно привлекать к исполнению обязанностей любые местные службы МЧС, полицию, воинские части, население и резервистов пожарной охраны;
  • если привлечение рабочих объекта или служащих способно принести пользу, необходимо обратиться к их начальству и потребовать помощи.

Полномочия касаются главными образом начальника.

Боевой устав подразделений пожарной охраны

Оперативный штаб на пожаре обязан следовать предписаниям боевого устава – документа, утвержденного МЧС Российской Федерации от 16 октября в 2017 году, выпущенного под номером № 444. Документ указывает на следующие моменты:

  • боевой устав указывает порядок противодействия пожарам и выполнение аварийно-спасательных действий на территории РФ. В нем указываются главные нюансы тех или иных задач, принципы управления, регулирования подразделениями, используемыми в работе;
  • указанные в уставе правила распространяются на органы самоуправления, надзора, заведения и подразделения независимо от того, к каким ведомствам они принадлежат. Выполнение изложенных в документе правил является обязательным.

Устав позволяет забирать воду для тушения огня с любых доступных источников в требуемых количествах бесплатно. Начинать работу по борьбе с пламенем необходимо незамедлительно после получения сообщения о проблеме, соблюдая основные этапы дела: прибытие на место, далее нужно развернуть штаб пожаротушения, разведка территории, распределение людей и ресурсов по объекту, спасение граждан, имущества, ликвидация пламени, сбор отрядов и их отправка на места дислокации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector