Выезд и следование к месту вызова, пожара, чс

Информация о пожаре

Необходимо отметить тот факт, что эффективность тушения пожара зависит не только от быстроты прибытия пожарных подразделений по адресу вызова. Еще в машине командир подразделения получает информацию о том, что происходит на пожаре. Именно это чаще всего и становится критерием эффективного тушения очагов возгорания.

Но надо учитывать и то, что обстановка на пожаре меняется быстро. Часто буквально несколько минут могут стать причиной, что полученная информация уже давно устарела. То есть она становится ненужной

Поэтому важно на пожаре организовать разведку до того, как прибудут основные силы и средства

То есть разведданные должны быть своевременными в первую очередь. То есть информация должна доходить до подразделений быстро с небольшими перерывами. Чем чаще, тем лучше.

Второй критерий правильно проведенной разведки – непрерывность передачи данных. То есть еще до того, как начался выезд и следование на пожар, информация в полном объеме должна поступать на пульт управления. И она не должна прекращаться, пока пожар не ликвидирован.

Получение достоверной информации – залог успеха

Третий критерий – достоверность. Нельзя принимать решения на догадках или предположениях. Поэтому собираемая из разных источников информация анализируется, после чего передается подразделениям, которые следуют к месту пожара.

Четвертый – целеустремленность. Разведчикам нельзя разбрасываться на сборе информации. Их задача – найти те цели, которые помогут сократить время тушения пожара и увеличить эффективность действий подразделений, которые следуют к месту возгорания.

При наличии в помещении водяной АУП

1. Пожар локализуется в ячейке, образуемой спринклерными оросителями с заданным шагом расстановки (3х3 м или 4х4 м) (см. разъяснение ниже).

По Приложению Б СП 5.13130.2009 определяем группу защищаемого помещения (не забывайте обращать внимание на примечания к таблицам). Приложение Б (обязательное) СП 5.13130.2009

Группы помещений (производств и технологических процессов) по степени опасности развития пожара в зависимости от их функционального назначения и пожарной нагрузки сгораемых материалов

Приложение Б (обязательное) СП 5.13130.2009. Группы помещений (производств и технологических процессов) по степени опасности развития пожара в зависимости от их функционального назначения и пожарной нагрузки сгораемых материалов

В соответствии с группой помещения определяем шаг спринклерных оросителей по Таблице 5.1 СП 5.13130.2009 :

Таблица 5.1 СП 5.13130.2009.

Соответственно, получаем

при шаге 3х3 — F0=3*3=9 м^2;

при шаге 4х4 — F0=4*4=16 м^2.

Особенности составления расчета

В рамках разработки плана пожаротушения собственник объекта обязан провести расчет времени прибытия пожарных бригад. При определении этого показателя необходимо учесть:

  • место расположения охраняемого сооружения;
  • уровень транспортной доступности (состояние дорожного покрытия, удаленность);
  • наличие автомобильных пробок (оценивается пропускная способность дорог, риск возникновения заторов и полной остановки движения);
  • присутствие объездных маршрутов;
  • статистика прибытия к месту пожара (по городу, району);
  • климатические особенности;
  • уровень оснащенности частей специализированным транспортом.

Оценка указанных обстоятельств осуществляется комплексно. Каждая составляющая обладает определенным весом и значением.

По данным научно-технического журнала «Пожаровзрывобезопасность», средняя продолжительность прибытия огнеборцев к месту различно для городских и сельских территорий. Так, например, в крупном населенном пункте расход времени составляет 15-20 минут. В районе этот показатель значительно возрастает до 30 и даже 35 минут. Тем не менее, слепо доверять статистической информации нельзя. Погрешность в 5-10 минут может стоить людям жизни. Именно поэтому составлением расчета должен заниматься квалифицированный специалист.

Сотрудники «Спец Пож Аудит» осуществляют деятельность по разработке планов пожаротушения, а также мероприятий в сфере безопасности уже несколько лет. Большой опыт позволяет принимать на себя всю полноту ответственности за достоверность сведений. Эксперты безошибочно определяют продолжительность движения специализированной техники, время на сбор пожарной бригады и приведения в готовность оборудования. Индивидуальный подход обеспечивает сокращение погрешности до минимальных значений.

Линейная скорость — распространение — пламя

Видимая скорость распространения пламени.

Видимая линейная скорость распространения пламени возрастает еще быстрее.

Мы рассматривали линейную скорость распространения пламени, массовая же скорость горения р0мя, как свидетельствуют все имеющиеся опытные данные, всегда растет с давлением. Поскольку р0мя — Pw / 2, то это означает в соответствии с развиваемыми представлениями, что скорость реакции, как ей и полагается, растет с давлением.

При возникновении пожара на сцене линейная скорость распространения пламени по деревянным конструкциям составляет 0 33 — 0 44, по декорациям и одежде сцены-0 4 в горизонтальном направлении и 18 м / / мин по вертикали.

При пожаре на бирже пиломатериалов линейная скорость распространения пламени при влажности древесины 8 — 30 % равна 4 — 1 2 м / мин. В течение 10 мин огонь может охватить полностью 4 — 5 штабелей, а через 20 мин будет гореть 10 — 12 штабелей. Вследствие высокого теплового излучения и большой высоты факела пламени десятиметровый разрыв между группами штабелей не может служить серьезным препятствием для распространения пожара на соседние группы штабелей.

Зная же Q п S, определяют линейную скорость распространения пламени г. Исследования показали, что скорость эта при нормальном горении быстро возрастает при повышении начальной температуры газовой смеси.

Так как поверхность пламени больше площади сечения трубы, а линейная скорость распространения пламени в смеси растет пропорционально увеличению поверхности горения, то скорость распространения пламени в трубах всегда оказывается больше нормальной скорости.

Важными параметрами процесса горения твердых веществ являются массовая скорость выгорания и линейная скорость распространения пламени. Приведенная массовая скорость выгорания таких веществ зависит от отношения их поверхности к объему, от влажности, объемного веса, доступа воздуха и др. Формы пламени горения твердых веществ неопределенные и зависят в основном от форм горящих объектов.

Учитывая, что основную погрешность расчета величины определяют погрешности измерения приведенной массовой скорости выгорания и линейной скорости распространения пламени, можно принять i ] 0 8 для всех материалов.

Важнейшей задачей теории горения является вычисление нормальной скорости распространения пламени, которая должна быть определена в результате решения сформулированной выше задачи. Нормальная скорость характеризует количество вещества, проходящее за единицу времени через единицу площади пламени. Поскольку химическая кинетика оперирует с абсолютным количеством вещества — с числом молекул и атомов, массой прореагировавшей смеси, вместо линейной скорости распространения пламени удобнее рассматривать массовую скорость горения — произведение нормальной скорости на плотность холодного газа.

Из предыдущего может показаться, что начало воспламенения в любом элементарном объеме системы достаточно, чтобы вызвать самораспространяющуюся взрывную волну в этой системе. Отметим, что температура воспламенения растет логарифмически с увеличением отношения поверхности к объему, поэтому для каждого сосуда должна существовать своя температура воспламенения. В закрытых системах, таких, как сферические колбы или цилиндрические трубы, большое влияние оказывает стенка, так что взрыв может затухнуть прежде, чем он распространится в системе. В открытой системе распространение пламени может достигать постоянной скорости. Если пламя распространяется стационарно, химическая реакция протекает в ограниченной области толщиной бу, которая определяется величиной Vftf, где tf — время полупревращения реакции при средней температуре пламени Tf и Vf — линейная скорость распространения пламени.

Общий порядок действий

Выезд на пожар осуществляется с применением следующих видов техники:

  • пожарных и аварийно-спасательных автомобилей;
  • специальных судов;
  • пожарных поездов;
  • пожарно-спасательных летательных аппаратов.

После поступления на пост сигнала тревоги дежурный по смене включает звуковое оповещение, по которому личный состав в полном обмундировании обязан собраться в гараже возле автомобилей. Старший начальник берет у дежурного путевку и план пожаротушения, проверяет готовность бойцов. Погрузка в машины осуществляется по ранее установленному порядку. Командир всегда выезжает на автомобиле первого отделения, возглавляющем колонну. За ним при необходимости следует второе и третье отделение.

Во время выезда пожарных машин из одной части устанавливается единый маршрут следования. Делается это с целью одномоментного прибытия техники к месту возгорания. Если есть специальное разрешение начальника караула, то допустимо разделение колонны. Также раздельное движение машин осуществляется при выезде на отдельные объекты или при масштабном возгорании, если огнем охвачены большие площади одного объекта.

Во время движения старший начальник, возглавляющий колонну, изучает полученный оперативный план, карту водоисточников, план района. Обязательно на всем пути следования обеспечивается связь с центральным пунктом. При наличии в автомобиле специального оборудования с целью получения оперативной информации подключается к точке связи, работающей на месте пожара.

Даже если во время следования по маршруту подразделение получает информацию о ликвидации возгорания, колонна продолжает движение и обязана прибыть в пункт вызова. Вернуться в распоряжение части можно только при получении приказа от диспетчера связи гарнизона или старшего начальника.

Маршруты выезда пожарных машин разрабатываются заранее во время учений или  во время плановых мероприятий по разработке и корректировке планов тушения пожаров. От соблюдения заранее установленных маршрутов зависит величина ущерба во время конкретных ЧС.

Если при выезде пожарные машины встречают на своем пути другой источник возгорания, то основной руководитель проводит перераспределение сил и сообщает об этом на пункт пожарной связи.

При вынужденной остановке автомобиля, возглавляющего колонну, все следующие за ним машины останавливаются. Продолжить движение отделения могут только после получения приказа старшего начальника. Головной автомобиль разоружается в пользу боевых расчетов отделений. Старший начальник пересаживается во второй по счету автомобиль и продолжает движение к месту вызова. Если в пути вынуждено останавливается любая другая машина из колонны, то остальные автомобили продолжают движение. Командир сломавшегося ПА принимает меры по доставке своих бойцов, ПТВ, СИЗОД и основного оборудования.

При поломке машины или разрушении дороги старший начальник сообщает о возникшей ситуации на пульт пожарной связи и самостоятельно принимает решение о возможности дальнейшего продолжения движения вверенных ему отделений.

Выезд ПА с использованием железной дороги или водного транспорта предполагает разработку мероприятий по сохранности пожарных машин и их оборудования при погрузке и выгрузке. Порядок этих действий утверждается администрацией железной дороги или водного транспорта. В пути каждый автомобиль сопровождает водитель, иногда ему в помощь дается постовой. Они обеспечивают сохранность техники и оборудования. Личный состав при этом сосредотачивается в одном месте.

Чтобы предупредить ущерб, при получении информации о возгорании пожару заранее присваивают повышенный номер, чтобы при выезде подразделений максимально сосредоточить силы. Это правило обязательно соблюдается для объектов повышенной опасности, культурного наследия, в местах массового скопления людей. Эта мера предупреждения ущерба действенна при своевременном получении сигнала.

Требования безопасности при выезде и следовании

Выезд и следование на пожар – мероприятие ответственное. Поэтому существуют строгие требования, касающиеся безопасности во время перемещения колоны. Итак, в первую очередь это касается водителя автомобиля. Что он должен делать:

  • ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля во время следования несет только он;
  • при выезде из гаража водитель должен включить сигнализацию: световую и звуковую;
  • приоритет следования – это не значит, нарушать правила дорожного движения, поэтому командир подразделения строго следить, чтобы водитель этого не делал;
  • приоритетом водитель может воспользоваться только в том случае, если пожарной машине другие транспортные средства уступают дорогу.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, кто несет ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля.

Безопасность следования несет водитель автомобиля

Теперь второй вопрос – что разрешается делать личному составу во время движения пожарного автомобиля. Наверное, точнее будет поставить вопрос так – что нельзя делать. Позиций не так много, но они должны выполняться в обязательном порядке:

  • нельзя личному составу открывать двери авто во время движения;
  • высовываться из окон;
  • запрещается стоять на подножках автотранспортного средства;
  • курить или использовать для каких-то нужд открытый огонь;
  • покидать машину без приказа.

Как видите, требования безопасности при выезде и следовании к месту вызова пожара несложны. Но они должны выполняться строго.

Действия сотрудников боевой единицы на ликвидации возгорания:

  • Командир. Он возглавляет ГДЗС, осуществляет работой отделения в целом: ликвидация огня, эвакуация людей, спасение имущества и другие необходимые оперативные действия.
  • №1. номер 1 или старшего расчета – это определение рабочей или магистральной линии. Его основная задача – работа с . По мере возможности – принимает участие в демонтаже конструкций и спасении людей.
  • №2. Второй пожарник помогает старшему в прокладке лини и работе со стволом. В его компетенции лестница, так же он должен работать с инструментом по электрической проводке. По мере возможности – помогает вскрывать конструкции и спасать людей.
  • №3. Помогает старшему и первому расчета прокладывать линию, если требуется разветвление – занимается этим. Помогает второму устанавливать лестницу, контролирует безопасность действий, помогает демонтировать конструкции и эвакуировать людей.
  • №4. Сначала работает с шофером. Они вместе устанавливают машину на источник воды. Затем присоединяется к команде: помогает в прокладке линий и разветвлений, спасает людей, демонтирует конструкции, контролирует безопасность, устанавливает мостики.
  • Водитель. По табелю пожарного расчета водитель при помощи четвертого номера устанавливает машину на источник воды. Включает насосную станцию, обеспечивает подачу огнетушащего вещества в рукав.

Теоретическое обучение

Основные этапы составления расчета

Определение времени прибытия пожарной бригады к месту возгорания проводится путем оценки каждой стадии. Специалистам потребуется представить поминутную схему развития событий:

  • возникновение пожара и его обнаружение;
  • срабатывание системы автоматической пожарной сигнализации, передача информации на пульт диспетчера;
  • передача приказа о выезде бригады МЧС к месту;
  • исполнение распоряжения дежурным караулом (в среднем 1-5 минут);
  • движение к месту;
  • прибытие и приведение оборудования в готовность;
  • непосредственное тушение возгорания.

Расчет представляется схематично с указанием времени, необходимого для осуществления каждого этапа. Единицей измерения служит минута. На чертежах и планах проставляется стандартизированная разметка, а также ограниченное число специальных символов (с полной расшифровкой).

Описательная часть сопровождается масштабной графической моделью. На чертежах отображаются данные, полученные в результате вычисления и анализа статистики. Обязательными являются маршрутные карты с указанием объездных путей и расстояний.

По итогам работы клиент получает не простой расчет, а гарантированно достоверный прогноз. Специалисты аргументируют каждый использованный в вычислениях показатель, представляют исчерпывающий перечень документов, стандартов и нормативов.

Написать сообщение

Расчет времени выезда и следования

Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.

Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:

Тсл=L/Vсл, где:

  • L – протяженность маршрута, по которому должен двигаться колона до места пожара;
  • Vсл – средняя скорость, с которой колона движется по маршруту следования.

Случайные факторы, мешающие увеличению скорости пожарной машины

Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:

  • движение по городу утром затрудняется большим количеством автотранспорта, владельцы которых спешат на работу;
  • в этом плане ночью двигаться по городу проще и быстрее;
  • движение по дорогам с низким качеством покрытия снижает скорость следования.

Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:

Vсл= Vmax x C1 x C2, где:

  • Vmax – это максимальная скорость следования, которая обычно варьируется в диапазоне 25-45 км/ч;
  • С1 – это коэффициент, контролирующий качественное состояние дорожного полотна, который варьируется в пределах 0,36-0,4;
  • С2 – коэффициент, определяющий тепловую составляющую работающего мотора пожарной машины, летом коэффициент равен 0,8, зимой 0,9.

В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:

Снижение ущерба от пожара

Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.

Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.

пожарная машина в пробке

Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.

Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:

  • обеспечение объектов разного назначения автоматическими системами оповещения;
  • модернизация пожарных автомобилей, увеличение их мобильных характеристик;
  • совершенствование пожарной техники;
  • организация дозорной службы;
  • проведение пропаганды противопожарной безопасности;
  • подготовка сотрудников и работников объектов по правилам и нормативам пожарной безопасности.

Пожарная сигнализация увеличивает скорость прибытия пожарных

Это интересно: Способы тушения пожаров: основные приемы

Работа с механизированным оборудованием:

  • Командир. Руководитель отделения координирует аварийно-спасательные работы, соблюдение требований техники безопасности. Командир взаимодействует с другими отрядами и службами, работающими на пожаре. Собирает информацию и передает ее на ПСЧ.
  • №1. Отвечает за своевременную подачу инструмента в рабочую зону и приведение его в готовность. По приказу руководства может действовать вместе со старшим расчета.
  • №2. По приказу руководства работает инструментом один или вместе со вторым. Контролирует безопасное выполнение работ. При необходимости использует средства пожаротушения.
  • №3. Собирает сведения на месте возгорания. Информация должна оперативно предаваться командиру.
  • №4. Занимается обеспечением технической стороны при выполнении оперативных работ. По мере возможностей участвует в оперативных мероприятиях или выполняет приказы руководства. Если рабочая зона затемнена, помогает водителю автоцистерны освещать его.
  • Водитель. Контролирует безопасность автомобиля. При необходимости, вместе с четвертым пожарным освещает рабочую зону.

Заправка водой пожарной машины

Скачать официальный и полный текст Приказа №167 ГПС МЧС, в котором утвержден табель основных обязанностей на пожарной автоцистерне в таблице можно по этой ссылке.

Основные требования при заступлении на смену, приемка вооружения:

  • Командир. Табель обязанностей боевого расчета пожарной охраны предписывает ему принять фонари, мобильную рацию, справочник расположения источников воды, планшет, СМЗОД, веревку, баллоны резерва, журнал, инструмент и другое снаряжение по регламенту конкретной части противопожарной охраны.
  • Пожарный 1. Старший команды обязан принять стволы, средства защиты от электрического тока: перчатки, ножницы, обувь, коврик, устройства заземления.
  • Пожарный 2. Пожарник с личным номером отвечает за рукава, крепежи и задержки, которые должен осмотреть и проверить перед дежурством.
  • Пожарный 3. Этот сотрудник пожарной охраны принимает обувь, отражающую тепло одежду, ручной инструмент: от пил до топоров.
  • Пожарный 4. Четвертый в расчете принимает снаряжение для обращения с противопожарными сетями, подающими огнетушащие вещества: от головок до гидратных ключей.
  • Водитель автомобиля. Водитель при приемке машины проверяет работоспособность мотора, бортовой электрики, наличие смазочных материалов, заполнение топливного бака и другие системы и устройства, включая механизмы управления. Также он должен проверить инструмент, аптечку, радиостанцию, огнетушитель, наличие в машине огнетушащего состава и его объем.

Расчет сотрудников для автоцистерны

Способы снижения времени сосредоточения сил и средств

  • Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения.
  • Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил.
  • Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств.
  • Совершенствование пожарно-технических вооружений.
  • Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению аварийно-спасательных работ (АСР), внедрение их в практику пожарной охраны.
  • Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.

Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009

Как происходит выезд на пожар

Как только дежурный принял сигнал о пожаре, он включает тревогу, которая становится причиной сбора личного состава в гараже в полном обмундировании. Старший командир получает от дежурного путевку, где указывается адрес пожара, а также карточку пожара, она же является оперативным планом тушения.

После чего командир проверяет личный состав на предмет полной боевой готовности. Далее производится погрузка в автомобили. Командир садится в первый из них. Начинается выезд на пожар и движение по намеченному маршруту.

Маршрут следования у всех машин должен быть один. Прибыть подразделения на пожар должны одновременно. Иногда маршруты составляются так, что автомобили едут к месту пожара по разным дорогам. На то должно быть распоряжение начальника караула или должны быть заранее продуманы пути подъезда.

Еще в машине командир подразделения изучает карточку тушения пожара, где особое внимание уделяет местам расположения источников водоснабжения. Он обязательно поддерживает связь с руководством

Выезд пожарной машины на пожар

И еще один момент. Если по пути следования командир подразделения обнаружил другой пожар, то он обязан выделить часть сил и средств для его ликвидации. О чем он должен сообщить дежурному по гарнизону. И другие позиции, касающиеся следования пожарной колоны:

  • если в пути один из автомобилей вышел из строя, другие продолжают движение;
  • если из строя вышла машина, на которое ехал командир, то последний пересаживается в другую;
  • если вышли из строя все машины, то начальник подразделения должен найти возможности следования личного состава (даже пешком), взяв с собой пожарный инструмент и инвентарь;
  • если следование к месту пожара производится по железной дороге или водным путем, то автомобили должны на платформах хорошо быть закреплены;
  • если перевозка производится в зимнее время года, то воду из системы охлаждения машин, а также из цистерн, надо слить;
  • на платформе выставляется постовой или в каждой машине должен находиться водитель;
  • остальные едут в одном месте.

Перевозка пожарных машин на ж/д платформе

Это интересно: Дымоудаление при пожаротушении: установка и использование дымососов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector