Тетерин о.г.: роль чрескостного остеосинтеза при коррекции формы нижних конечностей. применение аппаратов илизарова и егорова при коррекции осевых деформаций ног

Применение лестничной шины Крамера для оказания помощи при переломах

Шина Крамера — простое и гениальное изобретение середины прошлого века, принадлежащее советскому ученому, врачу-травматологу Гарри Крамеру, до настоящего времени широко применяется в травматологии. Шина Крамера является самым удобным средством фиксации при переломах конечностей, шейного отдела позвоночника в быту и на производстве, во время ДТП и занятий спортом, на время транспортировки пострадавшего в больницу.

Легкость, надежность, удобство и возможность моделирования на любом участке тела — качества, благодаря которым это приспособление имеет постоянную «прописку» на станциях скорой помощи, в медицинских и травматологических пунктах, отделениях больниц.

Автор статьи / Эксперты сайта

Шулепин Иван Владимирович, врач травматолог-ортопед, высшая квалификационная категория

Общий стаж работы более 25 лет. В 1994 г. окончил Московский институт медико-социальной реабилилитологии, в 1997 г. прошел ординатуру по специальности «Травматология и ортопедия» в Центральном научно-исследовательском институте травмотологии и ортопедии им. Н.Н. Прифова.

Как наложить шину при переломе предплечья

Итак, человек неудачно упал или получил травмы иным способом. Как наложить шину при переломе костей предплечья?

Для начала необходимо позаботиться о наличии нужных «ингредиентов».

Человеку, оказывающему помощь, понадобиться подготовить:

  • лестничную металлическую шину (длина — 80 см, ширина — 8 см);
  • пару бинтов;
  • вату;
  • материю для создания поддерживающей косынки;
  • ножницы;
  • возможно, булавку для скрепления косынки.

Главная цель наложения шины Крамера при переломе предплечья — иммобилизировать суставы выше и ниже травмированного места.

Далее предпринимается следующий порядок действий:

Чтобы успокоить пострадавшего, его следует отвлечь разговором, дать обезболивающее и принять другие необходимые меры для стабилизации психологического состояния.
Раненый должен сидеть лицом к тому, кто устанавливает шину Крамера при переломе предплечья.
Прежде всего, необходимо освободить травмированное место от одежды без чрезмерных манипуляций с рукой

Легче всего — осторожно разрезать рукав.
Транспортная шина при переломе предплечья должна быть обернута ватой, которую следует закрепить бинтом. Это обязательно, так будет мягче пострадавшему.
Чтобы обнаружить место сгиба шины при переломе предплечья, следует проводить манипуляции со здоровой рукой пациента.
Конструкция должна быть согнута под углом 90о так, чтобы ее нижний конец выходил за пределы пальцев на пару сантиметров, сгиб был в районе локтя, а верхний край не доходил до верхней трети плеча.
Сделанную заготовку еще раз сверяют по здоровой конечности для избегания ошибок.
Для наложения шины при переломе костей предплечья пострадавшую руку аккуратно сгибают в локте и накладывают конструкцию.
При правильном шинировании рука до локтя ложится на конструкции ладонью вниз

Далее после сгиба фиксирующая шина Крамера при переломе костей предплечья должна плотно прилегать к верхней части конечности.
Если наложение шины Крамера при переломе предплечья прошло успешно, конструкцию фиксируют бинтом, совершая витки по спирали от запястья до плеча.
Последний этап — создание фиксирующей косыночной повязки для устранения нагрузки с пострадавшей конечности.

Чтобы закрепить материал, можно посмотреть обучающее видео.

Типы шин и для чего их накладывают

Шина – приспособление для обездвиживания сломанной части тела при транспортировке пациента в медицинское учреждение.

Конструкция защищает место перелома от основных негативных факторов, которые могут ухудшить состояние больного.

Среди них:

  • тяжелое смещение костных отломков под воздействием рефлекторных мышечных сокращений или в результате изменения положения тела во время движения;
  • разрывы сухожилий, мускул;
  • травмирование кровеносных сосудов;
  • развитие болевого шока.

Шины подразделяют на несколько основных разновидностей:

  • пневматическая – одна из самых современных. Представляет собой мешок из плотной ткани, застегивающийся на молнию. В комплекте есть насос, который позволяет наполнить чехол воздухом в количестве, необходимом для надежной фиксации конечности;
  • ватно-марлевые приспособления, применяемые для обездвиживания шеи, головы, позвоночника;
  • лестничная шина Крамера благодаря особенностям конструкции подходит для фиксации большинства частей тела;
  • шина Дитерихса в основном используется при повреждениях бедерных костей.

В отдельный вид выделяют импровизированные шины из подручных материалов: веток, палок, тряпок и прочих.

В современной медицине чаще всего используют приспособления Дитерихса и Крамера, поскольку они наиболее универсальны.

Шина дитерихса и техника ее наложения

Эта деревянная шина была создана в 1932 году советским, военным хирургом Михаилом Дитерихсом для иммобилизации нижних конечностей. Конструкция широко применялась для транспортировки раненых в годы Великой Отечественной войны. Актуальна она и по сей день. Входит в наборы средств неотложной помощи, предназначенные для бригад «скорой», травматологических пунктов, других медучреждений.

Накладывают шину дитерихса при переломах следующим образом:

  1. Длинную доску располагают вдоль всей ноги и туловища до подмышки.
  2. Короткую, размещают по внутренней части конечности – до паха.
  3. Снизу закрепляют подошву.
  4. Затягивают ее входящей в комплект закруткой, вытягивая ногу.

Верхние края бранш снабжены мягкими прокладками, чтобы конструкция не повреждала паховые и подмышечные области.

Шина Крамера и ее правильно положение

Универсальное приспособление для фиксации сломанных конечностей, названное по фамилии разработчика, выпускается в форме решетки (либо лестницы) из прочной металлической проволоки. Материал гибкий, ему можно легко придать нужную форму.

Алгоритм шинирования конструкцией Крамера:

  1. Решетку подходящего размера прикладывают к неповрежденной конечности.
  2. Моделируют по изгибам.
  3. Оборачивают ватой и бинтами.
  4. Фиксируют сломанную часть тела тесьмой.

Шина Крамера хорошо подходит для иммобилизации разрушенных суставов. Например, при травме голени выпрямленным участком конструкции можно обездвижить колено, согнутой под прямым углом – голеностоп.

Алгоритм наложения шины Крамера при переломе плеча.

Показания: перелом, вывих плеча.

1. Усадить пациента лицом к себе, успокоить.

2. Объяснить ход предстоящей манипуляции.

3. Разрезать одежду по шву, открыть место травмы.

4. Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома или вывиха.

5. Выбрать лестничную шину Крамера: 120 см длиной, 11 см шириной.

6. Обернуть с двух сторон шину ватой и прибинтовать вату к шине.

7. Приложить шину к здоровой конечности пациента, от кончиков пальцев до локтевого сустава.

8. Убрать шину и в месте предполагаемого сустава согнуть ее под прямым углом.

9. Приложить шину к здоровой конечности и измерить от локтевого сгиба к плечевому суставу.

10. Согнуть шину в месте предполагаемого плечевого сустава под тупым углом (115С).

11. Приложить шину к здоровой конечности так, чтобы кисть предплечья и плечо было охвачено шиной, конец шины должен проходить по спине до противоположного плечевого сустава.

12. Придать поврежденной конечности физиологическое положение (по возможности руку согнуть в локтевом суставе), кисть уложить на шине в положение между супинацией и пронацией.

13. Уложить на внутреннюю поверхность смоделированной шины кисть, предплечье и, захватив свободной рукой другой конец, направить шину по задненаружной поверхности конечности через плечо, спину и до плеча противоположной стороны.

14. Вложить валик из ваты и марли в подмышечную впадину больной конечности и валик – под пальцы кисти.

15. Зафиксировать шину на конечности спиральными ходами бинта до середины трети плеча.

16. Наложить повязку «Дезо» для лучшей фиксации конечности.

НАЛОЖЕНИЕ ЛЕСТНИЧНОЙ ШИНЫ КРАМЕРА

ПРИ ПЕРЕЛОМЕ ПЛЕЧА

Алгоритм оказания неотложной помощи при переломе бедра.

1. Основной принцип шинирования – фиксация трех суставов. Иммобилизация может осуществляться любыми подручными средствами или специальными транспортными шинами.

2. Импровизированные шины изготавливают из картона, дерева, металлических трубок.

3. Перед наложением такую шину обертывают ватой, затем фиксируют бинтом. Укрепление шины на конечности производят бинтами, косынками, ремнями.

4. При переломе бедра наиболее удобна шина Дитерикса, которая обеспечивает иммобилизацию конечности, умеренное вытяжение костных отломков. При наложении шины вначале плотно прибинтовывают подошву к стопе пострадавшего, затем закрепляют боковые планки под мышкой и в области паха, а за стопу производят вытяжение периферического отломка – этим достигают надежной иммобилизации.

5. Можно использовать пневматические шины. Надувную шину разворачивают, помощник производит вытяжение ноги за стопу и слегка ее приподнимает, а врач протягивает полотнище шины под ногой до ягодицы.

6. Шину застегивают на молнию и надувают.

7. Также при переломе бедра можно использовать шины Крамера, соединяя их между собой. Накладывают их с наружной, внутренней и задней стороны. Иммобилизация трех суставов является обязательной.

8. Транспортировка производится на носилках (в горизонтальном положении) в травматологическое отделение стационара.

Алгоритм наложения шины Крамера при переломе голени.

Показания: перелом голени, вывих коленного сустава.

1. Уложить пациента на спину, успокоить.

2. Объяснить ход предстоящей манипуляции.

3. Разрезать одежду по шву, открыть место травмы.

4. Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома или вывиха.

5. Выбрать лестничную шину Крамера: первую – 120см длиной, 11 см шириной, две шины – длиной 80см, шириной 8 см.

6. Обернуть с двух сторон шины ватой и прибинтовать вату к шине.

7. Приложить конец шины к стопе здоровой конечности пациента, от пальцев к пятке.

8. Согнуть в области пятки под прямым углом.

9. Уложить ногу на подготовленную шину: 1 шина проходит по стопе, задней поверхности голени до средней трети бедра, 2 шина проходит по наружной поверхности голени, 3 – проходит по внутренней поверхности голени.

10. Зафиксировать шины на конечности спиральными турами бинта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Шина Крамера при переломе плеча

Данное ортопедическое устройство представляет собой небольшую лесенку, поскольку ее конструкция — это набор проволочных решеток и ремней для крепления. Строение шины хорошо заметно на фото, приведенном ниже.

Шину изготавливают из алюминия, ведь этот материал очень гибкий и легкий, хорошо гнется и поддается моделированию. Такой материал позволяет зафиксировать конечность практически в любом положении, однако внутреннее соединение выполнено из стали, что придает конструкции определенную жесткость при иммобилизации.

Снаружи проволочный остов обложен чехлом, который изготовлен из ваты, марли или любой мягкой ткани. Это позволяет смягчить неприятные ощущения, которые возникают при прикосновении кожи с жестким и холодным металлом (высокая теплопроводность металла приводит как к его быстрому перегреву, так и быстрому охлаждению, зимой такое изделие будет очень холодным).

Иммобилизатор при переломе может быть «профессиональным» (используется бригадой скорой помощи) и импровизированным (сооружается из подручных средств).

Главная задача наложения иммобилизатора при переломе конечности – сохранить и зафиксировать сломанные кости до поступления пострадавшего в больницу.

В медицине существует много шин, однако при переломах голени, стопы и бедра накладывают:

  1. шину Крамера;
  2. шину Дитерихса;
  3. импровизированную фиксацию.

Главные принципы наложения фиксатора и транспортной иммобилизации:

  1. Транспортируйте всегда с помощником: второй человек освободит вам руки и время на другие процедуры, например, остановку кровотечения.
  2. При переломе голени фиксируются минимум два сустава: голеностопный и коленный. В идеальном случае – три, включая бедренное сочленение.
  3. Поврежденная конечность должна быть прямой. Нога должна вытягиваться на всем протяжении. Если это невозможно – следует создать такое положение, при котором нижняя конечность повредится меньше всего.
  4. Иммобилизация должна проводится сразу после травмы.
  5. Иммобилизаторы можно накладывать поверх одежды.
  6. Если есть кровотечение – шиной нельзя закрывать кровоостанавливающий жгут.
  7. Фиксатор закрепляется мягкой тканью, которая не повредит коже.
  8. Если перелом открытый (рана, выпячивание частей кости), конечность фиксируют в том положении, в котором произошел перелом.
  9. Иммобилизатор не накладывается прямо на кожу: под части фиксатора подкладывается вата, полотенце или любая мягкая ткань.

Причины и виды перелома бедра

Основная и поэтому часто встречающаяся причина перелома плеча — это травма. Очень часто перелом плечевой кости возникает после удара непосредственно по кости. Падение на локтевой сустав также может привести к перелому плеча. Даже вывих плечевого сустава может привести к перелому плеча.

Могут встречаться и патологические переломы, но, правда, очень и очень редко. Основная их причина — это вымывание кальция из костей при частом приеме мочегонных препаратов или глюкокортикостероидных гормонов.

Основной симптом, который присутствует при всех видах переломов, в том числе и плечевой кости, это сильная боль. Она возникает в момент перелома и очень трудно поддается обезболиванию различными ненаркотическими лекарственными препаратами.

Рука в том месте, где произошел перелом, отекает. В этом же месте возможно образование подкожной гематомы. Движения в пораженной конечности могут быть резко ограничены, либо способность к ним отсутствует вовсе.

Предварительный диагноз может быть поставлен при осмотре больного, тщательного сбора анамнеза жизни больного в целом и заболевания в частности. Окончательный диагноз может быть поставлен в больнице, куда больной должен быть доставлен как можно быстрее.

От разлома шейки бедра чаще страдают женщины. Объясняется этот факт наличием ряда заболеваний и особенностями организма. Существует несколько разновидностей повреждений частей бедра:

  • Верхней и нижней бедренных костей.
  • Тела одной из частей тазового костного комплекса.
  • Открытые с зияющими ранами и виднеющимися костными отломками. Чаще всего встречаются в детском и подростковом возрасте или при серьезных происшествиях. Требуют срочного вызова бригады «скорой помощи» и госпитализации пострадавшего.
  • Вколоченные. Приводят к тяжелым осложнениям – необходимо оперативное оказание первой помощи. Особенностью повреждения является сохранение подвижной активности в суставе.
  • Чрезвертельные. Встречаются у пожилых людей, провоцируются хрупкостью костной массы.

Наложение шины при переломах

В практике шина наиболее востребована для первичного обездвиживания при различных переломах — как со смещением, так и без него. При этом нужно соблюдать следующие правила ее наложения. Общий алгоритм действий таков:

  • сначала надо выполнить моделирование (изогнуть), но примерять на здоровую, а не на травмированную конечность, чтобы не допустить дополнительного травмирования;
  • моделирование должно соответствовать конфигурации поврежденной конечности в данный момент, чтобы не изменять ее форму, не усугублять травму;
  • шину необходимо обернуть ватой и замотать бинтом, чтобы металлическая поверхность не давила на тело, а если она уже в чехле, то этого делать нет необходимости;
  • между шиной и костными выступами (локтем, лодыжкой, пяткой) нужно подложить небольшие ватно-марлевые подушечки, чтобы не было сдавливания;
  • одежда и обувь не снимаются, шина накладывается сверху, если перелом закрытый, если же имеется открытая рана, прежде нужно разрезать одежду, обработать кожу вокруг настойкой йода, рану закрыть стерильной марлевой повязкой;
  • в морозную погоду поверх шины нужно укутать конечность одеялом, теплой одеждой, чтобы охладившийся металл не повредил кожу.

Наложение при переломе плеча

Моделируют шину на здоровой руке, накладывают от здорового плечевого сустава, далее вдоль плечевого пояса сзади и спускаются по наружной поверхности плеча, предплечья до кончиков пальцев, изогнув в области локтя под углом 90°, оборачивают ватой и бинтом, на концах привязывают тесемки. Прикладывают к поврежденной руке, предварительно подложив подмышку ватный или матерчатый валик и слегка подав плечо вперед примерно на 30°. Верхний конец должен заходить на здоровый плечевой сустав. Тесемки завязывают, сверху на всем протяжении прибинтовывают широким бинтом.

Наложение при переломе предплечья

Подготавливают шину, моделируя по здоровой руке, от кончиков пальцев до верхней трети плеча, согнув в локтевом суставе под прямым углом. Оборачивают, прикладывают по наружной поверхности конечности, предварительно положив в ладонь и под локтевой отросток ватно-марлевый валик. Прибинтовывают, снаружи оборачивают косынкой или шарфом, широким бинтом, подвешивают к шее, чтобы у руки был упор. Если имеется только перелом лучевой кости без смещения, шину кладут от кончиков пальцев до локтевого сустава, руку подвешивают на косынку.

Наложение при переломе бедра

Шина Крамера на бедре эффективна при переломах в нижней и средней трети. При более высоких повреждениях она не дает достаточно жесткой фиксации из-за сильного сокращения мощных мышц, в этих случаях применяются деревянные не гнущиеся шины. Обязательно наличие 3 шин разных размеров. Одна должна идти по задней поверхности, начиная от подошвенной стороны пальцев стопы, в области пятки ее сгибают под прямым углом, а под коленом слегка выгибают вперед. Верхний край шины должен доходить до уровня лопатки. Другая шина идет по наружной поверхности голени и бедра от края стопы до подмышечной области, третья — по внутренней стороне голени и бедра от края стопы до паховой складки

Все это осторожно укладывают поверх одежды и обуви, фиксируют тесемками на спине, бинтом на стопе, голени и бедре

Наложение при переломе голени

На голень также накладывают 3 шины: по задней и боковым поверхностям. Заднюю изгибают на уровне пятки в виде сапожка, ведут от пальцев до верхней трети бедра, в подколенную ямку кладут небольшой валик, чтобы не было движений в суставе. Наружная шина идет от края стопы до верхней трети бедра, внутренняя — до паха. Под лодыжки необходимо положить небольшие ватные валики. Все вместе бинтуют, слегка приподняв ногу.

Если перелом голени ограничивается областью голеностопного сустава, достаточно одной широкой шины, наложенной в виде сапожка по задней поверхности, чтобы обязательно край шины выступал над уровнем пальцев стопы. Под пятку и нижнюю часть ахиллова сухожилия подкладывают ватно-марлевый валик.

Шинирование шейного отдела позвоночника и головы

Для иммобилизации шеи и головы берут 2 длинных шины. Одна накладывается по задней поверхности вдоль средней линии, начиная от края роста волос на лбу, изгибается на затылке, под затылочные бугры подкладывают ватно-марлевый валик, на уровне углов лопаток прибинтовывают к грудной клетке. Второй этап наложение поперечной шины, она идет, огибая центр головы, над ушными раковинами к верхней трети обоих плеч, где фиксируется бинтами.

Шины фиксируют одна к другой в области лба тесьмой.

Особенности применения шины Крамера

Медицинские работники знают несколько принципов, которые необходимо соблюдать при правильном, эффективном и быстром наложении транспортной шины. Они помогают не только сократить время на фиксацию, но и сделать ее более точной и надежной. Итак, существуют несколько правил:

  • Если необходима фиксация конечности, то рекомендуется смоделировать форму и длину шину на здоровой конечности. Это поможет избежать болезненных ощущений пациента, а также осложнений от дополнительных манипуляций с поврежденным участком.
  • Правильная фиксация должна включать иммобилизацию двух здоровых близлежащих суставов к месту поражения. Это поможет не только надежно закрепить шину, но и обеспечить полноценный покой конечности.
  • В экстренной ситуации, когда нет возможности подложить дополнительную тканевую прослойку между решеткой и кожей, рекомендуется накладывать шину прямо на одежду. Если есть мягкая ткань (шарфы, пледы и т.д.) можно использовать их в качестве подложки. Медицинские работники используют мягкие подложки на открытые участки кожи, изготовленные из ваты, обернутой в марлю. Так обеспечивается мягкость и защита от повреждений мягких тканей.
  • После фиксации при переломе ноги, она должна сохранить прямое положение.

Разновидности шин и методика их наложения

Разработано большое количество приспособлений для фиксации конечностей, каждая из которых имеет свои особенности. Самый оптимальный вариант для взрослого человека — это шина Крамера, именно она используется врачами. В экстренных ситуациях обездвижить ногу можно даже подручными средствами.

Шина Крамера

Эта разновидность предназначена специально для фиксации нижней конечности. Это лестничная гнущаяся конструкция, которая выпускается в разных размерах. Для иммобилизации голени взрослого человека необходимо взять 3 шины, вату и бинт. Первая из них должна составлять не менее 120 см в длину, остальные нужно взять по 80 см.

Алгоритм наложения шины:

  • первую часть прислонить к здоровой ноге и согнуть так, чтоб она проходила по наружной части ноги и поддерживала пятку;
  • каждую детально обернуть ватой и забинтовать;
  • аккуратно удалить лишнюю одежду в области голени, в некоторых случаях можно только срезать ее ножницами;
  • обработать все порезы, остановить кровотечение;
  • расположить две шины наружной стороны ноги, а третью разместить вдоль ее задней поверхности;
  • забинтовать конструкцию.

Шина накладывается таким образом, чтобы ее верхняя часть доходила до тазобедренного сустава. Если в наличии есть только два фрагмента — их можно расположить вдоль боковых поверхностей ноги или вдоль боковой и задней. Одну из них сгибают так, чтобы в нее упиралась пятка. После процедуры должна оказаться обездвиженной не только голень, но также верхний и нижний суставы.

Шина Дитерихса

Шина Дитерихса — это разработка для фиксации и вытяжения костей. Она представляет собой более удобный вариант шины Крамера. В ее строении различают жесткие костыли, которые будут расположены вдоль внутренней и наружной поверхностей ноги. Их длина регулируется винтами, а с нижней части присутствует специальный подстопник. После регулировки размера костылей их соединяют между собой бинтами или ремнями. Шина также фиксируется на верхней части туловища — на ней есть специальные крепления на уровне бедра и над плечом.

Шина Дитерихса обеспечивает максимальную фиксацию голени при переломах

Лонгетная повязка

Жесткая фиксация конечности необходима для сращения костных сегментов. Перед процедурой врач получает рентгеновские снимки, на которых видно расположение сегментов. Большинство переломов голени заживают под гипсом. Лонгета представляет собой слой марли или бинта, пропитанных гипсовым раствором. После полного засыхания их прикладывают к поверхностям конечности и закрепляют бинтом. Этот метод подходит как для длительной перевозки пострадавшего, так и для заживления перелома

Из особенностей метода можно выделить возможность периодически снимать повязку, что особенно важно при необходимости обрабатывать раны

Пневматическая шина

Эта разновидность шины представляет собой мешок, который повторяет контуры конечности. Нога помещается в него, после чего шина надувается специальным насосом. Приспособление не пропускает воду, обеспечивает безопасную транспортировку больных с переломом голени, перед ее использованием нет необходимости снимать одежду. Кроме того, эта конструкция не задерживает рентгеновское излучение и не препятствует исследованию.

Пневматическая шина — это оборудование, которое используется врачами скорой помощи

Пневматическая шина есть в наличии у бригад скорой помощи, для домашнего использования эта конструкция не продается. Среди противопоказаний к ее применению можно выделить открытые переломы или повреждения костей голени со смещением. Сдавливание тканей может спровоцировать усиление кровотечения.

Шина из подручных материалов

Если нет возможности воспользоваться специальной шиной для иммобилизации нижней конечности, можно соорудить похожую конструкцию из подручных материалов. Она будет менее надежной, но также подойдет для недолгой перевозки. За основу берут шину Крамера. Нужно найти две или три ровные прочные доски, расположить их с двух или трех сторон конечности и обернуть бинтом. Если в наличии есть только бинт, можно закрепить поврежденную ногу к здоровой и не совершать лишних движений.

Транспортная иммобилизация — это одно из основных условий нормального сращения переломов. В пути остается риск смещения отломков костей и даже превращения закрытого перелома в открытый. Однако грамотное использование средств для фиксации позволит доставить пострадавшего в больницу без осложнений.

Причины возникновения

Травма обычно развивается в связи с:

  • Прямым ударом по ноге;
  • Падением или прыжком с высоты;
  • Дорожно-транспортным происшествием;
  • Подворачиванием ступни при ходьбе;
  • Ранением из огнестрельного оружия;
  • Сдавливанием нижней конечности;
  • Длительными чрезмерными нагрузками на берцовые кости;
  • Заболеваниями, снижающими плотность костной ткани, например, остеопорозом, опухолевым процессом, остеомиелитом.

К перелому приводит как малоподвижный образ жизни, вызывающий остеопороз, так и повышенные нагрузки на костную ткань, которые провоцируют микротравмы. Нередко голень травмируется у спортсменов, если они нарушают технику движений или неправильно используют спортивные снаряды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector