Способы психической саморегуляции
Содержание:
- Послесловие
- Контроль над эмоциями это
- Особенности способности зависимо от пола и возраста
- Техники управления эмоциями
- Основными практическими приемами самовнушения являются
- Что такое саморегуляция
- Развитие ассертивности (внутреннего равновесия)
- Упражнение «Саморегуляция отношения к другому человеку»
- Непроизвольная визуализация
- Как научиться контролировать свои эмоции
Послесловие
Саморегуляция действительно работает. Тело и мозг едины, о чем давно свидетельствует психосоматика. Потому не стоит скептически относиться к упражнениям, казалось бы, мало относящимся к психологии.
Но подходить к развитию саморегуляции нужно осторожно и соблюдая ряд правил:
- четко видеть цель и придерживаться ее;
- процесс выработки навыка должен быть последовательным и целенаправленным;
- быть готовым к большим энергетическим затратам, особенно в начале пути;
- несмотря на последовательность и целенаправленность придерживаться разнообразия в проработке методов саморегуляции.
Невозможно создать один комплекс методов саморегуляции на всю жизнь, так как сама способность к самоуправлению связана с такими изменчивыми элементами, как потребности, особенности личности и характера, мотивы и другое. Подробнее о тонкостях становления саморегуляции и о том, что это такое, можно прочитать в статье «Саморегуляция – что это в психологии. Понятие, виды и функции».
Представленные в статье техники были заимствованы из книги Т. Г. Волковой «Практикум по психологии самосознания и саморегуляции: методические материалы к курсу». Вы можете найти эту литературу и подробнее ознакомиться с другими техниками и приемами саморегуляции.
Контроль над эмоциями это
Эмоции, вышедшие за рамки нормального проявления, уже не служат во благо человеку, они провоцируют болезни (в том числе и психические), портят отношения с окружающими, затрудняют самореализацию в разных сферах жизнедеятельности, меняют личность (человек становится импульсивным, раздражительным, агрессивным и тому подобное).
Чрезмерно продолжительные и интенсивные эмоции, особенно негативные, могут сделать человека несчастным и значительно испортить жизнь. Известно, например, что в состоянии аффекта индивид может даже совершить преступление.
Эмоции контролировать сложно, а такие их крайние интенсивные и тормозящие все другие психические процессы формы как аффекты вообще невозможно. Чем сильнее эмоция, тем больше усилий потребуется для ее обуздания. Поэтому гораздо проще не доводить эмоцию до состояния чрезмерной и слишком продолжительной, учиться себя контролировать.
Как бы ни было сложно, а все-таки огромное количество людей умеют регулировать свое эмоциональное состояние. Мастерски это делают актеры, политики, юристы, военные – многие люди умеют держать себя в руках.
Контролировать эмоции это не то же самое что подавлять их или игнорировать! Контроль эмоций подразумевает:
- умение осознавать, то есть ловить себя на мысли о возникновении эмоций и понимать, как конкретно называется та или иная испытываемая эмоция,
- умение принимать и плохие и хорошие свои эмоции и понимать их функциональную значимость, нужность для организма и личности,
- умение ими управлять, то есть поддерживать нормальную интенсивность и продолжительность переживаний.
Контроль над эмоциями это управление ими в той степени, в которой это возможно, когда они уже возникли, а также умение предупредить нежелательное развитие сильных, чрезмерных, опасных эмоций.
Особенности способности зависимо от пола и возраста
Учеными доказано, что женщины более подвержены негативному влиянию страхов, утомления, волнения, раздражения. Мужчины переживают стрессы, апатию, одиночество внутри себя, не делясь с другими.
В саморегуляции присутствует различия между полами. Это обуславливается несколькими факторами:
- спецификой труда;
- гендерными, культурными стереотипами;
- различиями в обучении, воспитании мальчиков и девочек;
- исторические факторами, из-за которых сложилась дифференциация социальных ролей.
Огромное влияние на регуляцию оказывают отличия по психофизиологии женщин, мужчин. Мужские методы саморегуляции имеют биологический характер, женские — социальный.
Отдельные особенности контроля за собственным психологическим состоянием касаются возраста. Чем младше человек, тем хуже он контролирует свои эмоции. Это связано с недостатком жизненного опыта, информации накопленной за годы жизни, гормонами. В зрелом возрасте люди достигают максимального уровня саморегуляции. С процессом старения эмоции берут свое.
Впервые методики контроля психического состояния проявляются в 3 года. Начиная с этого момента, ребенок осознает свое Я.
Возрастные проявления регуляции:
- С 3 до 4 лет — у детей преобладают двигательные, речевые методики контроля, которые проявляются непроизвольно.
- С 4 до 5 лет — дети обучаются эмоциональному контролю с помощью игр. В этом возрасте преобладают непроизвольные методы.
- С 5 до 6 лет — происходит процесс выравнивания пропорций между непроизвольным, произвольными способами. Активно развивается мышление, воображение, речь, память.
- С 6 до 7 лет — дети учатся самокоррекции, самоконтролю. Из-за этого изменяются пропорции. Проявляется 1 непроизвольный метод регуляции, 3 произвольных.
- До 20 лет — подростки развивают приобретенные методы, активно обучаясь у взрослых.
- В 20 до 40 лет — методики саморегуляции выбираются зависимо от того, какой деятельностью занимается личность.
- 40-60 лет — пассивный отдых, чтение книг, размышления вытесняют выбираемые методики регуляции.
- 60 лет — начинает преобладать общение, осмысление прошедшего, пассивная разрядка.
Огромное влияние на развитие методик самоконтроля оказывает социальный статус, деятельность индивида.
Техники управления эмоциями
Для решения вашей проблемы мы можем порекомендовать пару действенных способов влияния на эмоции, их подчинения. Конечно, с самыми сильными эмоциями вы вряд ли сможете совладать самостоятельно, но страх, волнение и возмущение вам будут вполне по силам.
Техника 1. Баланс
Баланс и гармония важны в любой сфере жизни. Эмоции, даже самые приятные, также должны быть сбалансированы. Не позволяйте волнению перейти в панику или, наоборот, в слепую беспечность. Не позволяйте влюбленности переходить в одержимость или хладнокровие.
Крайности очень опасны, учитесь балансировать посередине, тогда вы сможете прочувствовать рычаги управления своими эмоциями и понять, как научиться контролировать свои эмоции.
Техника 2. Дыхание
Кислород не только питает наши клетки, но и расслабляет тело. Когда мы испытываем сильные эмоции, управлять самим собой становится сложно. Знакомо чувство, когда сложно сказать хотя бы слово? Избавиться от такого состояния может помочь техника глубокого дыхания.
Оставьте все свои дела, медленно втяните воздух носом на полные легкие, задержите его внутри и так же медленно выпустите его через рот. Рекомендуется делать эту технику в соотношении 5-2-5 секунд. Повторив такой цикл 10 раз, вы сразу же почувствуете облегчение, которое поможет сдерживать эмоции.
Техника 3. Отстранение
Эмоции накатываются как снежный ком. Сойдите с его пути и дайте себе передохнуть. Спрячьтесь в каком-то другом месте и постарайтесь отвлечься на что-то другое.
Просто не думайте о том, что вызывает у вас бурю эмоций. В идеале постарайтесь заснуть. Это поможет управлять своими эмоциями.
После передышки, ваш мозг будет обрабатывать информацию немного иначе, что позволит взять себя под контроль и более эффективно сдерживать эмоции.
Техника 4. Окружение
Люди, что нас окружают, влияют и на наши эмоции. Окружив себя интровертами-меланхоликами, вы начнете подстраиваться под них и их поведение.
Окружив себя активными экстравертами, ожидайте настоящего безумия, в котором вы забудете, что такое управление эмоциями.
Подстраивайте своё окружение под тот эмоциональный фон, которого вы желаете. Не идите на вечеринку, если чувствуете, что можете разрыдаться перед огромной толпой, и вы не знаете, как владеть собой в таком состоянии. То же касается и общения с друзьями, которые могут разговорить и вывести на эмоции.
Техника 5. Вектор мысли
О чём вы думаете на эмоциях? Конечно о том, что вызывает эти эмоции. Это именно тот образ мышления, который приводит к еще большим проблемам, стрессу и волнению. Думать нужно совершенно о другом, о том, что поможет сдерживать эмоции.
Имея проблему, старайтесь сосредоточиться только на её решении. Так вы обезопасите от ощущения безысходности, ведь вы хотя бы пытаетесь. Также, вы действительно можете найти выход их своей ситуации, что наконец спасет вас от эмоционального плена.
Основными практическими приемами самовнушения являются
- самоприказ (распоряжение самому себе) широко применяется для мобилизации воли, самообладания в экстремальных условиях, преодоления страха в трудных жизненных ситуациях. Самоприказы бывают в форме побуждения («действуй немедленно!»), либо самозапрета («остановись!», «молчи!»). Формулы самоприказа играют роль пускового механизма реализации немедленных действий для достижения цели;
- прием «лобовой атаки» (антистрессорного штурма). С помощью специально подобранных словесных формул, произносимых решительным тоном с оттенком гнева, формируется активное отношение к психотравмирующему фактору – источнику дистресса. Так, наркологи рекомендуют лицам, злоупотребляющим алкоголем, с негодованием многократно повторять формулу: «Я беспощадно подавляю, уничтожаю ненавистную мне сейчас прошлую потребность в алкоголе. У меня сильная воля и твердый характер, у меня нет никаких сомнений, что я полностью преодолею тягу к спиртному». Полезно при этом использование образных сравнений, ярких метафор, например, «Я как несокрушимая скала, а побуждения к наркотикам разбиваются об меня в мелкие брызги».
Подобно самоубеждению, самовнушение осуществляется в форме мысленного диалога человека с самим собой. Однако в этом диалоге задействуются волевые и эмоциональные компоненты психики. Побуждая человека к предметной деятельности или тормозя ее, самовнушение играет роль связующего звена между субъективным миром психики и двигательной активностью (поведением). Возникая произвольно и целенаправленно в форме высказывания-самообращения, оно затем развивается спонтанно, оказывая длительное последействие на функции психики и организма. По выражению выдающегося русского психиатра В.М. Бехтерева, самовнушение, подобно внушению, «входит в сознание с черного входа, минуя интеллект и логику».
Русский ученый И.П. Павлов писал, что «самовнушение не контролируется осмысленным восприятием и подчиняется главным образом эмоциональным влияниям подкорки». Итак, речевые обращения человека к самому себе контролируют и регулируют его поведение как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Самовнушение санкционирует личностный выбор, поддерживает социально нормативное поведение, формулирует положительные и отрицательные оценки совершенным поступкам. Как уже говорилось, по влиянию на психическое здоровье следует различать негативное и позитивное самовнушение. Вследствие негативного самовнушения человек может утратить уверенность в себе, впасть в растерянность и отчаяние, почувствовать себя беспомощным, утратить надежду на будущее («Теперь все пропало; теперь моя личная жизнь разрушена»). Такой вариант называется катастрофизацией.
Вызванная ею психическая демобилизация способствует углублению стресса и переходу его в психическое расстройство. Негативные события, к которым человек готовит и приводит себя сам, называют самосбывающимися пророчествами. Напротив, позитивное самовнушение укрепляет уверенность в себе, стабилизирует психику, делая ее менее уязвимой к стрессу и болезням. Все сказанное относится к естественному самовнушению, которое является повседневной психической функцией любого человека. Наряду с естественными существуют и специальные психологические приемы, и техники саморегуляции, предназначенные для лечения и профилактики психических расстройств. Рассмотрим основные из них.
Что такое саморегуляция
Рассмотрим подробнее понятие «саморегуляция» в психологии и педагогике.
В психологии
Под саморегуляцией подразумевается оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом. Как следствие, происходит корректировка результатов действия. Существует произвольная и непроизвольная саморегуляция.
Произвольная форма характеризуется сознательным контролем поведения с целью достижения желаемого. С помощью осознанной саморегуляции человек развивает индивидуальность. Непроизвольная больше направлена на выживание и самосохранение – срабатывают подсознательные механизмы защиты.
Нормой считается положение, когда саморегуляция формируется и развивается параллельно с личностным взрослением. Если развитие личности отсутствует, человек не учится нести ответственность, то ситуация ухудшается. Развитие саморегуляции невозможно без личностного роста.
В зрелом возрасте саморегуляция помогает подчинять эмоции интеллекту, однако в пожилом возрасте баланс снова смещается в сторону эмоций.
Аспекты, влияющие на саморегуляцию:
- внешние условия среды;
- особенности личности;
- особенности взаимоотношений между личностью и окружением;
- цели деятельности.
Попросту говоря, саморегуляция – это социально приемлемые методы борьбы с чувствами и эмоциями, а также принятие норм поведения, уважение к окружающим, адекватные реакции.
В педагогике
Преподавателям нередко приходится пребывать в стрессовых ситуациях, связанными с детьми, их родителями, подачей нового материала и прочим
Для педагога особенно важно овладеть методами релаксации и психической саморегуляции. Одним из них можно назвать аутогенную тренировку – работа с самовнушением и самонастройкой психики, основанная на использовании процесса релаксации. Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче
Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче.
Как овладеть аутотренингом?
научитесь самовнушению: фокусируйте внимание на отдельном объекте (весь свой организм или его отдельные составляющие);
визуализируйте содержания формул самовнушения максимально четко («мои руки расслаблены, я спокоен» и т.д.);
периодически достигайте полного расслабления рук, ног, туловища. Расслабление скелетных мышц и невысокий уровень бодрствования головного мозга имеют прямую связь с успокоением нервной системы и понижением эмоциональной напряженности.
Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками
Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения. Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее
Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками. Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения. Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем
Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее
Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее.
Развитие ассертивности (внутреннего равновесия)
Человек нервничает, когда ощущает угрозу существованию. Физиологические реакции при сильном волнении призваны активировать скрытые резервы организма для борьбы с неприятностями. Сердце начинает биться быстрее, чтобы мышцы пришли в тонус, а кровь лучше циркулировала, снабжая мозг кислородом.
Когда человек сильно волнуется и не знает как себя успокоить, он либо ведет себя пассивно, растерянно и испуганно, либо агрессивно и несдержанно.
Эти стратегии являются неэффективными. Наиболее выгодная стратегия выживания в социуме – умение поддерживать внутренний баланс, при котором человек имеет собственное мнение, независимый взгляд на ситуацию, спокойное восприятие действительности.
- Человек в ассертивном состоянии смотрит на жизнь спокойно, анализирует и принимает взвешенные решения, не поддается на манипуляции, использует приемы саморегуляции. Внутренняя позиция человека устойчива, он уверен в себе, уравновешен, сложная ситуация воспринимается им как подконтрольная.
- Ассертивность предполагает умение быстро отстраниться от проблемы, легкость восприятия и малую степень безразличия. Нужно стать сторонним наблюдателем происходящего события, заинтересованным, но не вовлеченным.
- Такое поведение может быть воспринято окружающими как бездушное и безразличное, но оно позволяет человеку сохранить внутреннее спокойствие и гармонию. Советы смотреть на жизнь проще и не принимать все близко к сердцу подразумевают развитие ассертивности.
- Методы саморегуляции имеют целью развитие ассертивности как умения быстро пресечь волнения, взглянуть на себя со стороны, дать объективную оценку происходящему и принять разумное решение.
Качество жизниСаморазвитие
«Пятерка», «мысли на бумаге», «растяжка» мышления и другие
«Управлять своим настроением», «легко расслабляться», «становиться бодрым и энергичным, когда это нужно» – звучит заманчиво, не правда ли? Все это возможно при применении техник психической саморегуляции. А еще саморегуляция помогает сэкономить: и на услугах психолога, и на лекарствах. Ведь наше соматическое здоровье очень тесно связано с психическим состоянием.
Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием с помощью слов (мыслей), образов и телесных функций.
Упражнение «Саморегуляция отношения к другому человеку»
1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции и чувства по отношению к другому человеку__________
2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________
3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации______________________________________
В случае необходимости нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха.
4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения, боли или сниженного тонуса мышц (вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус, используя изученные техники _________________
5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно этой ситуации не оправдались, какая человеческая ценность наиболее важна для вас в данной ситуации (список ценностей см. в занятии 1), какой вид субъективного управления вы проявили в этой ситуации (классификацию видов субъективного управления см. в занятии 2).
Для примера проанализируем следующую ситуацию: ваш друг опоздал на встречу к вам, и вы высказали ему свое недовольство в категоричной форме. Вероятно, вы ожидали, что друг придет на встречу вовремя
Если это так, то важной для вас человеческой ценностью является пунктуальность. Так как вы обвинили друга в том, что он опоздал, то вы проявили вид субъективного управления «обвинение других».
6
Возьмите ответственность за свои ожидания: осознайте, что они — продукт вашего мышления, то есть вы сами их создали, а значит, можете их изменить. Предположите и запишите, что вам следует изменить в своих ожиданиях, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния._________________________________________________
7. Представьте себя на месте другого человека в описанной вами ситуации и попытайтесь понять, какого поведения он ждал от вас, какие его ожидания не оправдались, какие ценности для него являются значимыми, какой вид субъективного управления он проявил в этой ситуации.
8. Запишите мотивы действий другого человека, которые могли бы объяснить (в идеале, оправдать) его поведение.
___________________________________________
9. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к другому человеку в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 5–8).
___________________________________________
10. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации в будущем:
Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:
___________________________________________
Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:
_________________________________________
Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:
_________________________________________
Комментарий к упражнению. При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к другому человеку. (приложение «Техники для саморазвития»). Эту методику эффективно применять в тех случаях, когда у вас возникнет дискомфортное состояние, связанное с неоправданными ожиданиями по отношению к другому человеку. Данная техника является необходимым условием конструктивного взаимодействия с другими людьми: в агрессивном состоянии невозможно донести до собеседника свои мысли, поскольку он, в первую очередь, реагирует на ваше состояние, и не вдумывается в ваши слова.
Итак, вы познакомились с техникой саморегуляции своего отношения к другому человеку. Если у вас возникли трудности при нахождении мотивов, оправдывающих поведение другого человека, то, вероятно, у вас завышенные требования к определенным значимым для вас ценностям (они превратились для вас в сверхценности). Психологическая практика показывает, что требовательный человек очень часто имеет высокие запросы не только к другим, но и к себе, а следовательно, для него вероятна внутренняя агрессия по отношению к себе.
Осознать свои сверхценности и снять их с пьедестала вам поможет освоение шагов саморегуляции своих ожиданий в отношении значимых ценностей и нейтрализации внутренней агрессии по отношению к себе. Познакомьтесь с техникой саморегуляции своего отношения к себе, выполнив следующее упражнение:
Непроизвольная визуализация
Цель – отвлечение от стрессовых ситуаций и навязчивых мыслей средствами непроизвольного внимания на фоне релаксации.
Закройте глаза и посмотрите будто на обратную строну век
Через пару минут вы увидите точки, пятна, черточки.
Еще спустя время эти пятна могут начать складываться в какие-то образы, лица, предметы.
Важно делать это в состоянии расслабления, тогда постепенно навязчивые мысли через эти едва заметные образы выйдут.
Поддерживайте лицо и тело в расслабленном состоянии. Не пытайтесь сами что-то нарисовать, а только смотрите, словно со стороны за тем, что появляется.
Это упражнение требует сноровки
При первых практиках внимание часто соскальзывает, нужно сознательно возвращать его к точкам.
После откройте веки и оцените свое состояние.
Как научиться контролировать свои эмоции
Именно на этот вопрос мы постараемся ответить в этой статье. Придерживаясь нескольких простых советов, вы узнаете, что такое контроль и самоконтроль, научитесь держать себя в руках даже в самых напряженных и непредвиденных ситуациях.
1. Не доводите себя до «точки кипения».
Вопреки многим стереотипам, психологами доказано, что любой, даже самый необузданный нрав можно усмирить, если не доводить себя до крайностей. Причем это касается не только негативных, но и позитивных эмоций. Развитие самоконтроля — это то, что приходит из собственного опыта и практики.
Например, вы начинаете с кем-то спорить и выходить из себя, «нагреваясь» подобно закипающему чайнику.
Даже если вы не были инициатором конфликта, но чувствуете, что управление эмоциями начинает выходить из-под контроля, просто остановитесь, выйдите из комнаты, сделайте перерыв в общении. Уже спустя несколько минут вы поймете, насколько это было правильное решение. Благодаря простому усилию воли, вам удастся сохранить нервы себе и вашим близким, и, в конце концов, просто остаться друзьями.
2. Не оправдывайтесь.
Многие излишне эмоциональные люди (особенно это относится к женщинам), которые не знают, как контролировать свои эмоции, часто оправдывают свое поведение чем угодно — плохой погодой, складом характера, творческой натурой, изменением гормонального фона, и т.д. Безусловно, внешние факторы имеют влияние на наше психологическое состояние, но не настолько, чтобы нельзя было держать его под присмотром.
3. Остерегайтесь резких эмоциональных всплесков.
Мы живем в интересное время, когда стали доступными развлечения и ощущения, о которых раньше можно было только мечтать. Кинотеатры с эффектом полного присутствия и погружения в виртуальную реальность, экшен-аттракционы, немыслимые горки — всё это может вызвать бурный всплеск эмоций. Вначале это похоже на эйфорию, от которой нам хорошо, но затем люди с не совсем с устойчивой психикой могут наблюдать такие побочные эффекты, как учащение сердцебиения, потливость, тошнота, чувство страха и т.д
Поэтому, прежде чем посещать подобные мероприятия, важно научиться, как сдерживать свои эмоции, и не рисковать лишний раз
4. Занимайтесь дыхательной гимнастикой.
Тем, кто желает знать, как научиться контролировать свои эмоции, важно обращать внимание на свое дыхание. Речь не идет о каких-то странных методиках, но о естественном процессе насыщения мозга кислородом. Как только вы чувствуете , попрактикуйте следующее упражнение: закройте глаза и медленно сделайте глубокий вдох через нос
Как только вы чувствуете , попрактикуйте следующее упражнение: закройте глаза и медленно сделайте глубокий вдох через нос
Задержав на пару секунд дыхание, медленно выдохните через рот, и проделайте те же действия 8-10 раз. После упражнения вы заметите прилив бодрости и эмоциональное равновесие
Как только вы чувствуете , попрактикуйте следующее упражнение: закройте глаза и медленно сделайте глубокий вдох через нос. Задержав на пару секунд дыхание, медленно выдохните через рот, и проделайте те же действия 8-10 раз. После упражнения вы заметите прилив бодрости и эмоциональное равновесие.
5. Выбирайте спокойный круг общения.
Те, кто общаются с людьми, имеющими спокойный, покладистый характер, меньше задаются вопросом, как научиться контролировать свои эмоции. Здесь актуален принцип: не выводите меня из себя, и вам же самим будет лучше. Чем меньше вас будут провоцировать на конфликты и споры, тем легче будет даваться управление эмоциями. Нет эмоций — нет проблемы. Впрочем, не факт, что постоянно находясь только в такой среде, развитие самоконтроля будет успешным, поскольку за пределами привычно спокойного круга общения, любой стресс может вызвать неконтролируемый поток эмоций.
6. Сосредоточьтесь на решении проблемы.
Большинство возникают по причине растерянности и паники, как реакция на возникшую проблему, которая возвышается над нами подобно нерушимой скале. Но любую проблему можно воспринять с другой стороны — как вызов, определенное задание, которое нам нужно решить, задействовав всю свою смекалку и творческие способности. Что бы ни происходило, всегда важен контроль и самоконтроль. Возьмите себя в руки и скажите вслух: неразрешимых ситуаций не бывает, я справлюсь, и сделаю это наилучшим образом!
Главная » Разное » Как научиться сдерживать свои эмоции? Как правильно контролировать свои эмоции: способы психической саморегуляции