Историявзгляд в прошлое помогает увидеть будущее

Как действую смертоносные отравляющие вещества

Нервно-паралитические (VX, зоман, зарин, табун)
Нервно-паралитические ОВ нарушают работу нервной системы человека. У отравившегося появляются судороги, которые переходят в паралич. Признаками отравления являются: миоз (сужение зрачков), ухудшение зрения, тяжесть в груди, затруднение дыхания, появление головной боли. При поражении через кожу признаки отравления могут появиться у человека лишь через 24 часа.

Кожно-нарывные (люизит, иприт)
Поражают кожу человека (приводят к образованию язв), дыхательные пути, легкие, глаза. Если ОВ попадают в человеческий организм с едой и водой, то страдают внутренние органы, главным образом пищеварительная система. Признаки отправления: покраснение кожи, появление мелких пузырей. Проявляются уже через несколько часов.

Удушающие (хлор, фосген и дифосген)
Данные ОВ поражают легочную ткань, вызывая у человека токсичный отек легких. Скрытый период может длиться до 12 часов. Признаками отравления являются: сладковатый привкус во рту, головокружение, слабость, кашель. В случае отравления хлором: покраснение, жжение и отек век, а также слизистой оболочки ротовой полости и верхних дыхательных путей.

Общеядовитые (синильная кислота, хлорциан)
Данные ОВ, попадая в организм человека, нарушают передачу кислорода из крови к тканям. Являются одними из самых быстродействующих отравляющих веществ. Признаки отравления: жжение и металлический привкус во рту, покалывание в области глаз, онемение кончика языка, царапанье в горле, слабость, головокружение.

Общая информация

Конвенция
о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического
оружия и о его уничтожении была открыта к подписанию Генеральным
секретарем ООН (депозитарий Конвенции) в Париже 13 января 1993 года и вступила
в силу 29 апреля 1997 года (через 180 дней после сдачи на хранение 65-й
ратификационной грамоты, статья XXI КЗХО). Россия, имевшая самые крупные запасы
химоружия в мире – 40 тыс. тонн – стала полноправным участником Конвенции 5
декабря 1997 года.

Конвенция
— международно-правовой документ, направленный на решение двух масштабных
задач. Первая — ликвидация целого класса оружия массового уничтожения под
строгим международным контролем (разоружение), вторая — запрещение производства
и применения химоружия (предотвращение его распространения). Конвенция является
бессрочной.

Для
контроля за осуществлением Конвенции государства-участники учредили Организацию
по запрещению химического оружия (ОЗХО), ее штаб-квартира расположена в г.
Гааге, Нидерланды. ОЗХО также является международной площадкой для обсуждения
всех вопросов, касающихся выполнения Конвенции.

Участниками
Конвенции является 191 страна. Вне Конвенции остаются такие государства-члены
ООН, как Ангола, Египет, Израиль, КНДР и Южный Судан. В январе 2015 года КЗХО
ратифицировала Мьянма, ставшая 191-м участником Конвенции. Вопрос об участии в
КЗХО недавно образованных государств, в отношении статуса и признания которых в
международном сообществе не сложилось консенсуса (например, Палестина), пока в
повестке дня не стоит.

Одним из
основополагающих обязательств государств по КЗХО являются обязательства по
ст.VII. («Национальные меры по осуществлению»). Согласно данной статье все
государства-участники обязуются принять на национальном уровне надлежащее
законодательство по обеспечению выполнения норм КЗХО. Обязательства
стран-участников по статье VII весьма актуальны, поскольку у 46 государств
имплементирующее законодательство полностью отсутствует (у большинства из них
соответствующие документы находятся на утверждении в правительстве или в
парламенте).

История

КХО дополняет Женевский протокол 1925 года по химическому оружию и включает обширные меры проверки, такие как инспекции на местах. Женевский протокол не распространяется на биологическое оружие , но в 1968 году Комитет восемнадцати наций по разоружению (ENDC) заключил Конвенцию о биологическом и токсинном оружии (BWC).

После нескольких изменений названия и состава КРР в 1984 г. превратилась в Конференцию по разоружению (КР). 3 сентября 1992 г. КР представила Генеральной Ассамблее ООН свой годовой отчет, в котором содержался текст Конвенции по химическому оружию. Генеральная Ассамблея утвердила конвенцию 30 ноября 1992 г., а затем Генеральный секретарь ООН открыл конвенцию для подписания в Париже 13 января 1993 г. КХО оставалась открытой для подписания до ее вступления в силу 29 апреля 1997 г., через 180 дней после подписания. сдача на хранение Венгрией в ООН 65-й ​​ратификационной грамоты.

Примечания

  1. ↑ United Nations Treaty Collection. . Accessed 14 january 2009.
  2. . ОЗХО. — «КХО состоит из преамбулы, 24 статей и трех приложений – Приложения по химикатам, Приложения по проверке и Приложения по конфиденциальности.». Дата обращения: 7 октября 2020.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 сентября 2013.
  4.  (неопр.). — Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии. Дата обращения: 4 сентября 2010.
  5. . Дата обращения: 27 сентября 2017.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 сентября 2010.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 сентября 2010.
  8. . NEWSru.com (27 сентября 2017). Дата обращения: 25 августа 2019.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 сентября 2010.

История переговоров

Британские войска ослеплены ядовитым газом во время битвы при Эстэре , 1918 год.

В Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов использование опасных химических веществ было объявлено вне закона. Несмотря на это, Первая мировая война сопровождалась широкомасштабной химической войной . Франция применила слезоточивый газ в 1914 году, но первое крупномасштабное успешное развертывание химического оружия было осуществлено Германской империей в Ипре , Бельгия, в 1915 году, когда газообразный хлор был выпущен в ходе немецкой атаки в битве при Гравенстафеле . Вслед за этим началась гонка химического оружия , когда Великобритания , Россия , Австро-Венгрия , США и Италия присоединились к Франции и Германии в применении химического оружия. Это привело к развитию ряда ужасных химических веществ, поражающих легкие, кожу или глаза. Некоторые из них были предназначены для смертельного исхода на поле боя, например цианистый водород , и были изобретены эффективные методы использования агентов. Во время войны было произведено не менее 124 тысяч тонн. В 1918 году примерно одна граната из трех была снаряжена опасными химическими веществами. Около 1,3 миллиона жертв конфликта были связаны с применением газа, и психологическое воздействие на войска могло иметь гораздо больший эффект. По мере развития средств защиты технология уничтожения такого оборудования также стала частью гонки вооружений. Использование смертоносного отравляющего газа было ограничено не только комбатантами на передовой, но и гражданскими лицами, поскольку близлежащие гражданские города подвергались риску из-за ветра, продувающего отравляющие газы. У мирных жителей, живущих в городах, редко были какие-либо системы предупреждения об опасности отравляющего газа, а также у них не было доступа к эффективным противогазам . Применение химического оружия обеими сторонами привело к жертвам среди гражданского населения в ходе конфликта, по оценкам, от 100 000 до 260 000 человек . Десятки тысяч или более (вместе с военнослужащими ) умерли от рубцов легких, повреждений кожи и церебральных повреждений в годы после окончания конфликта. Только в 1920 году от воздействия химического оружия погибло более 40 000 мирных жителей и 20 000 военнослужащих.

Версальский включены некоторые положения , которые запрещены в Германии от любого производства или импорта химического оружия. Подобные договоры запрещали Первой Австрийской Республике , Королевству Болгарии и Королевству Венгрия использовать химическое оружие, принадлежащее проигравшей стороне, Центральным державам . Русские большевики и Великобритания продолжали использовать химическое оружие в гражданской войне в России и, возможно, на Ближнем Востоке в 1920 году.

Через три года после Первой мировой войны союзники хотели подтвердить Версальский договор, а в 1922 году Соединенные Штаты представили Договор об использовании подводных лодок и ядовитых газов в войне на Вашингтонской военно-морской конференции . Четыре победителя войны, Соединенные Штаты , Соединенное Королевство , Королевство Италии и Японская империя , дали согласие на ратификацию , но оно не вступило в силу, поскольку Третья французская республика возражала против положений договора о подводных лодках .

На Женевской конференции 1925 года по надзору за международной торговлей оружием французы предложили протокол о неприменении ядовитых газов. Вторая Польская Республика предложила добавить бактериологическое оружие. Он был подписан 17 июня.

Руководящие органы

В
качестве органов ОЗХО учреждены: Конференция государств-участников (КГУ),
Исполнительный совет (ИС) и Технический секретариат (ТС).

КГУ, являющаяся директивным
органом ОЗХО, осуществляет надзор за осуществлением Конвенции и принимает
меры по реализации ее предмета и цели. Раз в 5 лет собираются специальные
сессии Конференции для рассмотрения осуществления Конвенции.
ИС состоит из 41 члена,
которые избираются КГУ сроком на два года в соответствии с принципом
ротации. Его возглавляет председатель, избираемый сроком на один год

При
формировании состава ИС особое внимание уделяется справедливому
географическому распределению, значимости химической промышленности, а
также политическим интересам и интересам безопасности. Места в ИС
распределены по региональным группам: Африка и Азия – по 9 государств,
Восточная Европа – 5 стран, Латинская Америка и Карибский бассейн – 7
мест, западноевропейским государствам предоставляется 10 мест

ИС проводит
очередные (регулярные) сессии 3 раза в год.
ТС (подотчетен ИС)
возглавляет Генеральный директор, назначаемый КГУ по представлению ИС
сроком на четыре года, срок его пребывания на этом посту может быть
продлен еще на один период. С июля 2009 года Генеральным директором ТС
является Ахмет Узюмджю (Турция); его второй срок полномочий истекает в
июле 2017 года. В состав ТС также входят инспекторы, научные, технические
и административные сотрудники различной квалификации, необходимой для
содействия выполнению предмета и целей Конвенции. ТС осуществляет
проверочно-инспекционную деятельность в государствах-участниках с целью
подтверждения выполнения положений КЗХО, оказывает помощь КГУ и ИС в
выполнении ими своих функций и занимается выполнением других задач,
порученных ему руководящими органами ОЗХО.

Заявленные запасы химического оружия

Примерно в 2010 году шесть государств-участников сообщили о наличии запасов химического оружия:

  • Албания  ;
  • неустановленное государство-участник ( вероятно, Южная Корея );
  • США
  • Индия
  • Ливия
  • России

В общей сложности эти государства заявили о 8,67 млн. Единиц химического оружия, что составляет 71 315 тонн отравляющих химических агентов. Согласно положениям КХО, эти государства взяли на себя обязательство уничтожить их для29 апреля 2007 г.. Однако все, кроме Албании, запросили (как предусмотрено в Конвенции) и добились продления графика еще на пять лет.

По состоянию на 11 июля г. ОЗХО подтвердила, что Албании удалось, с отставанием от графика и ранее установленного графика, уничтожить свои запасы химического оружия.

К концу 2007 года неопознанное государство-участник уничтожило 96,3% своих запасов и планировало завершить процесс до конца 2008 года .

К концу 2007 года Индия уничтожила 93,1% своих запасов и планировала завершить процесс в апреле 2009 года .

Ливия намеревалась уничтожить все свои запасы к 2011 году .

К декабрю 2007 года Соединенные Штаты уничтожили 50,7% своих запасов и, по оценкам, не смогут завершить уничтожение до 2014 года .

К декабрю Россия уничтожила 24% своих запасов. Хотя Россия заявила, что сможет завершить процесс в срок (т.е. в 2012 году ), многие наблюдатели сомневаются, что она сможет это сделать.

Двумя странами, где будет труднее всего уложиться в график, являются Соединенные Штаты и Россия, на которые в совокупности приходится 98% объявленных запасов и которые в настоящее время Уничтожили только 40% и 20% своих соответствующих арсеналов.

По состоянию на 20 августа 2008 г. , по данным ОЗХО, было уничтожено чуть более 40% запасов, заявленных этими 6 государствами.

В году после гражданской войны в Ливии 2011 года было обнаружено, что предыдущий режим имел необъявленные запасы в дополнение к 11,5 тоннам горчичного газа, которые он еще не уничтожил.

Выполнение Конвенции в России

После распада СССР Россия осталась обладательницей крупнейших в мире запасов химического оружия — около 40 тыс. т (по весу). Арсеналы данного вида оружия массового поражения имелись только в РСФСР, в других республиках их не оказалось.

Россия объявила о наличии у себя химоружия Категории 1 на семи объектах — кожно-нарывного действия в Горном (Саратовская обл.) и Камбарке (Республика Удмуртия), а также нервно-паралитического действия в Щучьем (Курганская обл.), Почепе (Брянская обл.), Марадыковском (Кировская обл.), Леонидовке (Пензенская обл.) и Кизнере (Республика Удмуртия). Примерно 4/5 запасов составляют нервно-паралитические ОВ и 1/5 — кожно-нарывные. При этом наибольшую проблему с точки зрения безопасности представляли собой устаревшие запасы кожно-нарывных ОВ, находящиеся в Камбарке со времен второй мировой войны.

В 1992 году Мирзаянов, сотрудник ГНИИОХТ — головного института по разработке боевых ОВ, — выступил в печати с заявлением о нарушении Россией принципов КЗХО вследствие тайной разработки нового поколения ОВ, формально не подпадающего под утверждённые списки прекурсоров. Ему было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны, которое затем было снято, и Мирзаянов отпущен на свободу.

В связи с финансовыми трудностями Россия не уложилась в первые два этапа программы по уничтожению ХО. Вместо необходимых ежегодно $100 млн из федерального бюджета выделялись только несколько миллионов, а страны Европы и США не оказывали помощь в обещанных объёмах. Кроме того, ситуацию осложняли протесты местных властей и населения.

Положение стало меняться только в 2000-х годах, при передаче функций государственного заказчика Российскому агентству по боеприпасам, которое возглавлял доктор химических наук Зиновий Петрович Пак.

Под руководством Зиновия Пака была разработана новая программа химического разоружения РФ, создана государственная система управления химразоружением, построены первые полномасштабные заводы по уничтожению химического оружия. По предложению Зиновия Пака Президент РФ В.В. Путин передал в Росбоеприпасы все арсеналы с запасами химоружия из Министерства обороны РФ. Также в подчинение Зиновию Паку были переданы крупные воинские формирования для безопасного хранения и уничтожения химического оружия (порядка 10000 человек).

По инициативе Зиновия Пака была создана Государственная комиссия Российской Федерации по химическому разоружению и ее председателем назначен Полномочный представитель президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко. Основной задачей комиссии было взаимодействие с регионами, в которых осуществлялось строительство заводов.

Особая заслуга Зиновия Пака заключается в том, что ему единственному из всех руководителей Государственной программы химического разоружения получилось убедить страны, являющиеся участниками Конвенции по запрещению химического оружия, в способности Российской Федерации выполнить свои обязательства по Конвенции, результатом чего было выделение донорской помощи России, которая составила сотни миллионов долларов США и позволила осуществить запуск химического разоружения в РФ.

По состоянию на 1 сентября 2010 в России уничтожено 19336 тонн или 48,4 % имеющихся запасов. Этот процесс будет завершен в ближайшие годы.

По состоянию на 25 ноября 2012 года уничтожено 70 % объявленных Россией запасов химического оружия.

По состоянию на середину апреля 2014 года уничтожено 78 % объявленных Россией запасов химического оружия.

27 сентября 2017 года в Удмуртии на военном объекте «Кизнер» был уничтожен последний боеприпас (ОВ типа VX) из всех запасов химического оружия РФ, составлявших 39967 тонн ОВ. В этот же день Россия объявила о полном уничтожении своего химического оружия.

А. Токсичные химикаты:

    (Регистрационный
номер по КАС)

1)

О-алкил (£C10, включая циклоалкил) алкил (Me, Et, n-Pr или i-Pr)-фторфосфонаты,

например,   зарин:  О-изопропилметилфторфосфонат

(107-44-8)
 

зоман:  О-пинаколилметилфторфосфонат

(96-64-0)

2)

О-алкил (£C10, включая циклоалкил)-N,N-диалкил

(Mе, Et, n-Pr или i-Pr)-амидоцианфосфаты,

например, табун:  О-этил-N,N-диметиламидоцианфосфат

(77-81-6)

3)

О-алкил (Н или £С10, включая циклоалкил)-S-2-диалкил

(Mе, Et, n-Pr или i-Pr)-аминоэтилалкил (Mе, Еt, n-Pr или i-Рr) тиофосфонаты и соответствующие алкилированные или протонированные соли, например, VX:  О-этил-S-2-диизопропиламиноэтилметил-тиофосфонат

(50782-69-9)

4)

Сернистые иприты:

 
 

2-хлорэтилхлорметилсульфид

(2625-76-5)

 

иприт:  бис(2-хлорэтил)сульфид

(505-60-2)

 

бис(2-хлорэтилтио)метан

(63869-13-6)

 

сесквииприт:  1,2-бис(2-хлорэтилтио)этан

(3563-36-8)

 

1,3-бис(2-хлорэтилтио)-n-пропан

(63905-10-2)

 

1,4-бис(2-хлорэтилтио)-n-бутан

(142868-93-7)

 

1,5-бис(2-хлорэтилтио)-n-пентан

(142868-94-8)

 

бис(2-хлорэтилтиометил)эфир

(63918-90-1)

 

О-иприт:  бис(2-хлорэтилтиоэтил)эфир

(63918-89-8)

5)

Люизиты

 
 

Люизит 1:  2-хлорвинилдихлорарсин

(541-25-3)

 

Люизит 2:  бис(2-хлорвинил)хлорарсин

(40334-69-8)

 

Люизит 3:  три(2-хлорвинил)арсин

(40334-70-1)

6)

Азотистые иприты

 
 

HN1:  бис(2-хлорэтил)этиламин

(538-07-8)

 

HN2:  бис(2-хлорэтил)метиламин

(51-75-2)

 

HN3:  три(2-хлорэтил)амин

(555-77-1)

7)

Сакситоксин

(35523-89-8)

8)

Рицин

(9009-86-3)

13) Р-алкил (H или ≤C10, включая циклоалкил) N-(1-(диалкил(≤C10, включая циклоалкил)амино))алкилиден(H или ≤C10, включая циклоалкил) амидофторфосфонаты и соответствующие алкилированные или протонированные соли,
  например,N-(1-(ди-n-дециламино)-n-децилиден)-P- дециламидофторфосфонат (2387495-99-8)
  метил-(1-(диэтиламино)этилиден)амидофторфосфонат (2387496-12-8)
14) O-алкил (H или ≤C10, включая циклоалкил) N-(1-(диалкил(≤C10, включая циклоалкил)амино))алкилиден(H или ≤C10, включая циклоалкил) амидофторфосфаты и соответствующие алкилированные или протонированные соли  
 ` например, O-n-децил N-(1-(ди-n-дециламино)-n-децилиден)амидофторфосфат (2387496-00-4)
  метил (1-(диэтиламино)этилиден)амидофторфосфат (2387496-04-8)
  этил (1-(диэтиламино)этилиден)амидофторфосфат (2387496-06-0)
15) Methyl-(bis(diethylamino)methylene)phosphonamidofluoridate (2387496-14-0)
16) Карбаматы (четвертичные и бисчетвертичные диметилкарбамоилоксипиридины)  
  Четвертичные диметилкарбамоилоксипиридины:  
  1—n-декандибромид (n=1-8),  
  например, 1—10-декандибромид (77104-62-2)
  Бисчетвертичные диметилкарбамоилоксипиридины:  
  1,n-бис-алкан-(2,(n-1)-дион) дибромид (n=2-12)  
  например, 1,10-бисдекан-2,9-диондибромид (77104-00-8)

Международное партнерство по борьбе с безнаказанностью применения химического оружия (PICIAC)

Нельзя превращать использование этого оружия в обычное явление и ставить под сомнение его запрет

Важно защитить международную систему мира и безопасности. Поэтому в начале 2018 г

Франция создала Международное партнерство по борьбе с безнаказанностью применения химического оружия (PICIAC). Это Партнерство, объединяющее 40 государств и Европейский союз, позволяет бороться с безнаказанностью тех, кто участвует в распространении и использовании химического оружия. Партнерство представляет собой добровольное объединение государств, ставящее целью изобличение и содействие судебному преследованию лиц, причастных к разработке или применению химического оружия.

Одним из средств деятельности Партнерства является внесение в черный список лиц и организаций, идентифицированных в качестве причастных к случаям применения химического оружия и токсичных веществ или внесших вклад в разработку программ химического оружия и подвергшихся санкциям.

Кроме того, его членам доводится проводить совещания:

  • В июне 2019 г., в преддверии совещания экспертов, состоявшегося в ноябре 2019 г., Франция вместе с США организовала учения «Storm Justice», с тем чтобы сделать упор на оптимальных действиях, которые необходимо предпринять, путем моделирования теракта с применением химического оружия. Данные учения, в частности, были сосредоточены на средствах расследования и уголовного преследования, а также на координации действий между государствами.
  • В ноябре 2019 г. Франция организовала в Париже третье совещание экспертов. Оно было сосредоточено на аспекте судебного разбирательства и административных санкций в связи с новыми возможностями, созданными в ОЗХО в вопросе установления лиц, применяющих химическое оружие в Сирии (решение, принятое в июне 2018 г. на специальной сессии Конференции государств-участников КЗХО).
    По итогам работы данного совещания на сайте Международного партнерства был опубликован руководящий документ (доступный на французском, английском и испанском языках), который представляет и обобщает эти правовые инструменты и выступает подспорьем для государств, желающих их применять.
  • 24 апреля 2020 г. Партнерство опубликовало заявление после выпуска 8 апреля первого доклада Группы ОЗХО по расследованию и идентификации (ГРИ), касающегося трех химических атак в Эль-Латамне в Сирии в марте 2017 г., в котором подчеркивается ответственность сирийского режима.

Подробнее о борьбе с безнаказанностью за применение химического оружия: см. статью «Борьба с безнаказанностью – одно из условий для установления мира в Сирии».

Историческая оценка

Эрик Кродди, оценивая Протокол в 2005 году, придерживался мнения, что исторические записи показали, что он был в значительной степени неэффективным. Конкретно это не запрещало:

  • использовать против сторон, не ратифицировавших
  • возмездие с использованием такого оружия, что фактически делает его соглашением о неприменении первым
  • использование в пределах границ государства в гражданском конфликте
  • исследование и разработка такого оружия или его накопление

В свете этих недостатков Джек Бирд отмечает, что «Протокол (…) привел к созданию правовой базы, которая позволила государствам проводить исследования , разрабатывать новое биологическое оружие и в конечном итоге участвовать в гонке вооружений ». .

Несмотря на то, что США были сторонниками протокола, американские военные и Американское химическое общество лоббировали его, в результате чего Сенат США не ратифицировал протокол до 1975 года, в том же году, когда Соединенные Штаты ратифицировали Конвенцию о биологическом оружии .

Сроки ликвидации химоружия

В
соответствии с положениями Конвенции все запасы химоружия в мире должны были
быть уничтожены через 10 лет после ее вступления в силу – 29 апреля 2007 года.
По решению государств-участников этот срок мог быть продлен до 15 лет – до 29
апреля 2012 года (пункты 24-28 Приложения к КЗХО по осуществлению и проверке).

Основываясь
на вышеуказанных положениях, на 11-й сессии КГУ (декабрь 2006 года) для России
и США срок ликвидации химарсеналов был перенесен на 2012 год. В соответствии с
решением 46-й сессии ИС (июль 2006 года) аналогичное продление было одобрено
для уничтожения химоружия, оставленного Японией на территории Китая в период
Второй мировой войны, а также Италией (на основании решения 48-й сессии ИС,
март 2007 года) – для ликвидации «старого химического оружия» (определение дано
в КЗХО, Статья II, пункт 5).

Япония и
Китай представили на 67-й сессии Исполсовета ОЗХО (февраль 2012 года) план
ликвидации оставленного японского химоружия, в соответствии с которым его
уничтожение «предпочтительно» завершить не позднее конца 2016 года, за
исключением захоронения в районе г. Хэрбалинь, где процесс уничтожения
продолжится до 2022 года. По приблизительным оценкам, в Китае находится от 700
тыс. до 2 млн. единиц боеприпасов.

Во
исполнение решения 16-й сессии КГУ КЗХО в ходе 68-й сессии Исполсовета ОЗХО
(май 2012 года) государства-обладатели представили подробные планы полного
завершения уничтожения остающегося у них после 29 апреля 2012 года химоружия.
Россия объявила конечной датой своей программы химразоружения 31 декабря 2015
года, США – 30 сентября 2023 года, Ливия – 31 декабря 2016 года.

В
декабре 2014 года в рамках 19-й сессии КГУ КЗХО в соответствии с поручением
Президента Российской Федерации правительственная делегация во главе с
Председателем государственной комиссии по химразоружению М.В.Бабичем обеспечила
принятие деполитизированного, по сути, технического решения о продлении сроков
завершения полного уничтожения химического оружия в Российской Федерации,
информировав партнеров о завершении этого процесса не позднее 2020 года.

Ключевые положения Конвенции

  • Запрещение производства и применения химического оружия
  • Уничтожение (или контролируемое преобразование в другие функции) объектов по производству химического оружия
  • Уничтожение всего химического оружия (включая химическое оружие, оставленное за пределами территории государства-участника)
  • Содействие между государствами-участниками и ОЗХО в случае применения химического оружия
  • Режим инспекции ОЗХО для производства химикатов, которые могут быть преобразованы в химическое оружие
  • Международное сотрудничество в мирном использовании химии в соответствующих областях

Контролируемые вещества

Конвенция различает три класса контролируемых веществ, химикатов, которые могут использоваться либо в качестве оружия, либо в производстве оружия. Классификация основана на количестве вещества, произведенного в коммерческих целях для законных целей. Каждый класс разделен на Часть A, которая представляет собой химические вещества, которые могут использоваться непосредственно в качестве оружия, и Часть B, которые представляют собой химические вещества, используемые при производстве химического оружия. Помимо прекурсоров, конвенция определяет токсичные химические вещества как «любое химическое вещество, которое своим химическим действием на жизненные процессы может вызвать смерть, временную утрату трудоспособности или постоянный вред людям или животным. Это включает все такие химические вещества, независимо от их происхождения или их метода производства, и независимо от того, производятся ли они на объектах, в боеприпасах или где-то еще «.

  • Химикаты Списка 1 имеют мало или вообще не используются вне химического оружия. Они могут производиться или использоваться для исследовательских, медицинских, фармацевтических или химических испытаний в целях защиты оружия, но производство на объектах, производящих более 100 граммов в год, должно быть заявлено в ОЗХО . Страна может иметь не более 1 тонны этих материалов. Примерами являются сернистый иприт и нервно-паралитические агенты , а также вещества, которые используются исключительно в качестве химических веществ-прекурсоров при их производстве. Некоторые из этих химикатов имеют очень мелкое невоенное применение, например, миллиграммы азотистого иприта используются для лечения некоторых видов рака.
  • Химикаты Списка 2 имеют законное маломасштабное применение. Производство должно быть объявлено, и существуют ограничения на экспорт в страны, не подписавшие КХО. Примером является тиодигликоль, который можно использовать в производстве ипритных добавок, но он также используется в качестве растворителя в чернилах .
  • Химические вещества Списка 3 широко используются помимо химического оружия. Заводы, которые производят более 30 тонн в год, должны быть заявлены и могут быть проверены, и существуют ограничения на экспорт в страны, не подписавшие КХО. Примерами этих веществ являются фосген (самое смертоносное химическое оружие, применявшееся во время Первой мировой войны ), который использовался в качестве химического оружия, но который также является прекурсором при производстве многих законных органических соединений (например, фармацевтических агентов и многих распространенных пестицидов ), и триэтаноламин , используемый в производстве азотного иприта, но также широко используемый в туалетных и моющих средствах.

Сторона договора может объявить «единый маломасштабный объект», который производит до 1 тонны химикатов Списка 1 для исследовательских, медицинских, фармацевтических или защитных целей каждый год, а также другой объект может производить 10 кг в год для целей защитных испытаний. Неограниченное количество других предприятий может производить химикаты Списка 1, при условии общего годового лимита 10 кг, для исследовательских, медицинских или фармацевтических целей, но любое предприятие, производящее более 100 граммов, должно быть заявлено.

Договор также касается углеродных соединений, называемых в договоре «дискретными органическими химическими веществами», большинство из которых проявляют прямую токсичность от средней до высокой или могут быть легко преобразованы в соединения с токсичностью, достаточной для практического использования в качестве химического оружия. Это любые соединения углерода, кроме длинноцепочечных полимеров, оксидов, сульфидов и карбонатов металлов, таких как органофосфаты . ОЗХО должна быть проинформирована и может инспектировать любой завод, производящий (или планирующий производить) более 200 тонн в год или 30 тонн, если химикат содержит фосфор, серу или фтор, если только завод не производит исключительно взрывчатые вещества или углеводороды.

Ход ликвидации химоружия в государствах-обладателях

Россия по
состоянию на начало 2015 года уничтожила порядка 34,764 тыс. тонн отравляющих
веществ или порядка 84,5 % своих запасов химического оружия. Два объекта
(«Горный» в Саратовской области и «Камбарка» в Удмуртской Республике) из семи,
предусмотренных национальной программой уничтожения запасов химоружия, выведены
из режима проверки по Конвенции в связи с завершением там процесса ликвидации
химоружия. Четыре других объекта («Марадыковский» в Кировской области,
«Леонидовка» в Пензенской области, «Щучье» в Курганской области, «Почеп» в
Брянской области) будут выведены из эксплуатации к 31 декабря 2015 года. На
77-й сессии Исполсовета (7-10 октября 2014 года) был представлен план переноса
сроков уничтожения российского химоружия на объекте «Кизнер» в Удмуртской
Республике с расчетом завершить этот процесс не позднее конца 2020 года.

США, имевшие
запасы в 31,5 тыс. тонн отравляющих веществ (являлись вторым после России
крупнейшим обладателем запасов химоружия), присоединились к Конвенции 29 апреля
1997 года и к 29 апреля 2012 года ликвидировали порядка 90% запасов отравляющих
веществ. Работы в США приостановлены до конца 2015 года в связи с тем, что пока
не вступили в строй два объекта по уничтожению в г. Пуэбло (штат Колорадо) и г.
Блу-Грасс (штат Кентукки).

Ливия, ставшая
членом КЗХО в 2004 году, в феврале 2014 года уничтожила 31,1 тонн иприта и
начала подготовку к ликвидации менее опасных химикатов. Ливия была вынуждена
приостановить 6 февраля 2011 года работы по уничтожению отравляющих веществ
из-за технической неисправности имевшегося оборудования. Италия же по причине
военно-политической нестабильности в стране смогла поставить необходимое оборудование
лишь в октябре 2011 года. Эти факторы повлияли на сроки уничтожения
химпотенциала.

Ирак, присоединившийся к КЗХО в
2009 году, представил в ОЗХО предварительную информацию о составе и структуре
объявленных запасов только в октябре 2011 года. Кроме того, пока у страны нет
четкого плана по их уничтожению, а также технологических и финансовых
возможностей для решения этой задачи.

Сирия подписала Конвенцию 13
сентября 2013 года и официально присоединилась через 30 дней – 13 октября 2013
года. 23 июня 2014 года из Сирии были вывезены все имевшиеся на ее территории
компоненты химоружия. Процесс ликвидации вывезенного сирийского химоружия
начался на борту американского специализированного судна «Кейп Рэй» 7 июля 2014
года и уже к 18 августа 2014 года он был полностью завершен. По состоянию на
начало 2015 года уничтожено порядка 98 проц. всех вывезенных токсичных
химвеществ.

Во
исполнение требований КЗХО и соответствующего решения Исполсовета ОЗХО с конца
2014 года при содействии Управления по обслуживанию проектов ООН (UNOPS)
ведутся работы по уничтожению 12 бывших сирийских объектов по производству
химоружия (7 авиационных ангаров и 5 подземных бункеров). Завершить указанные
работы планируется в июле-августе 2015 года.

В рамках
«сирийского досье» еще остается ряд вопросов, связанных с уточнением
первоначальных объявлений Дамаска по статье III КЗХО и информации о применении
на территории Сирии хлора в качестве химоружия. Для этих целей Гендиректор
учредил две специальные миссии, которые продолжают свою работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector