История создания фейерверков (салюта)
Содержание:
- Виды фейерверков
- Фейерверки – это наука
- История
- Отличие №2. Разница в методах и правилах запуска
- • История возникновения фейерверков
- Лучшие из лучших
- Фейерверки-рекордсмены
- Типы фейерверков.
- Фейерверки в России
- Из чего состоит фейерверк?
- Для чего придумали фейерверки?
- Китайский секрет
- Фейерверкеры.
- Как и когда изобрели фейерверк?
- Техника безопасности
- «Колыбель» салютов
- Заключение.
Виды фейерверков
Фейерверк или салют – надежный способ сделать праздник ярким и незабываемым, а разнообразие пиротехники просто поражает воображение. Правильно подобрать фейерверк для предстоящего торжества – это уже половина успеха, а салют, выбранный неудачно, может, напротив, оставить довольно неприятное впечатление, а если попытаться запустить, к примеру, парковый фейерверк в помещении, может привести и к жертвам. Для того, чтобы помочь Вам избежать подобных недоразумений, на примере ассортимента магазина фейерверка, ниже будут описаны основные типы фейерверков и особенности их применения.
Фейерверки – это наука
В наше время производством фейерверков занимаются не бородатые китайские алхимики (хотя по качеству исполнения многих фейерверков кажется, будто они до сих пор в деле). Каждый фейерверк – это набор химических элементов, которые содержатся в гранулах. Например, для получения зеленого цвета используется барий, для синего – медь, оранжевый цвет дает кальций, а желтый – натрий. А вот шипящие эффекты создаются с помощью перхлората магния. Yeah science! Кстати, эффекты плавного падения создаются сжиганием золота или серебра. Но не стоит брать кирку и идти добывать золото в ближайший магазин пиротехники, так как в фейерверках содержится ничтожно малое количество этих элементов.
В магазине Rusalut.ru ты можешь заказать различные виды фейерверков и произвести впечатление на своих друзей и близких. Для яркого и красочного праздника можешь выбрать батареи салютов от малых до супер. Ты найдешь ракеты, римские свечи и фестивальные шары, бенгальские огни, петарды, фонтаны, факелы и другие аксессуары для праздника. Отметим, что в магазине представлены только качественные фейерверки, так что никакого контрафакта. Магазин Rusalut имеет представительства во многих городах России и доставляет фейерверки по всей стране. Кстати, компания до 25 декабря проводит акцию «Скидка 70%».
История
Фейерверк: вид с близкого расстояния
Фейерверки были изобретены в Китае в 12 веке н. э. В Европе фейерверк впервые появился в Италии. В России мастера фейерверков появились в 1545 году при Стрелецком полку, а первый масштабный фейерверк сделан в 1674 году в Устюге.
Основными составными частями фейерверков являются:
- корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
- заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
- пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
- средства воспламенения — огнепроводный шнур, электровоспламенители
При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).
Ещё в древние времена люди придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России — это Масленица, праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.
Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.
Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.
Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.
В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.
Офорт А. Шхонебека «Фейерверк 12 февраля 1697 года» с цифровыми обозначениями и подписями на русском и латинском языках
В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Так, фейерверк по случаю 18-летия Петра I 26 февраля 1690 года состоял из 3 серий по 56 залпов, в результате в небе был изображён Геркулес, раздирающий пасть льва, согласно другому источнику, этот фейерверк был устроен в дни масленицы 1693 года в подмосковном селе Воскресенском, а упомянутое изображение Геркулеса было на транспаранте, который осветил этот фейерверк. Сохранилась гравюра А. Шхонебека, ныне хранящаяся в Амстердамском музее, где изображён фейерверк, состоявшийся 12 февраля 1697 года в Красном Селе и посвящённый взятию Азова. Современник так описывал этот фейерверк: «…на льду представлен был прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружен всякого рода и всяких величин ракетами, которые занимали на льду великое пространство.»
В царствование Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины Великой многие торжества сопровождались фейерверками и иллюминацией с постановкой аллегорических композиций. Автором этих затей был Якоб Штелин. Так одним из самых грандиозных стал фейерверк в честь годовщины восшествия на престол Екатерины II 28 июня 1763 года. На Неве перед Летним садом, согласно общему замыслу Штелина, была построена временная деревянная галерея для императрицы. Примерный чертёж сооружений был прислан И. И. Бецким, а сооружал строения Ю. М. Фельтен. Последний фейерверк в дореволюционной России был в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля. Возрождаться в России фейерверки стали со времён Великой Отечественной Войны.
И только в последние годы фейерверки в России интенсивно развиваются. Сейчас они включают в себя не только так называемые «бомбы», но и различные фонтаны, горящие надписи/логотипы, статические и динамические фигуры, дневные фейерверки и спецэффекты для помещений. Ассортимент на данный момент настолько широк, что без помощи специалиста сложно сориентироваться во всем его многообразии.
Это интересно: Беспроводные пожарные извещатели — назначение и требования
Отличие №2. Разница в методах и правилах запуска
Если продолжить раскрывать тему, чем отличается салют от фейерверка – стоит затронуть особенности организации пиротехнического шоу.
Как правильно запускать безопасные фейерверки знает любой человек – правила запуска всегда написаны на упаковке. Основные эффекты от залпа происходят на уровне земли, но не выше 15 метров. Поэтому для установки и выстрелов фейерверков можно использовать любые площадки.
А вот для установки и запуска салюта требуется отдельный ровный участок местности вдали от строений и деревьев. Залпы салютов происходят на высоте от 50 до 250 метров. Чтобы создать фееричное огненное шоу в небе, требуется комбинированное использование ракет, «комет» и фейерверочных шаров
Поэтому особое внимание здесь уделяют схемам запуска, которые создают уникальный сценарий в небе. Стоит ли говорить о том, что такое под силу только профессиональным пиротехникам с навыками и знаниями проведения профессионального шоу?!
• История возникновения фейерверков
Что такое Новый год? Это мишура, мандарины, оливье, елка и, конечно же, фейерверки. Взрослые и дети с одинаковым восторгом наблюдают яркие огни, вспыхивающие в небе. Сегодня мы вспомним историю появления фейерверков. Эта традиция появилась еще в 7 веке в Китае, и только спустя много столетий стала популярна во всем мире!
Современный фейерверк
Фейерверки были изобретены в Китае во время правления императорской династии Тан. Мастера пиротехнического искусства скоро стали почитаемыми в обществе: они знали, как удивить зрителей и создать невероятное шоу
Для китайцев это было особенно важно, поскольку, согласно поверьям, фейерверки прогоняли прочь злых духов и приносили удачу и счастье. Запуск фейерверка требовал особого мастерства и знаний, этому подолгу обучались и постоянно совершенствовали полученные навыки
Китайский фейерверк, иллюстрация из сборника, изданного в 1628-1643 гг.
Гораздо позже фейерверки стали запускать исключительно ради развлечения и в знак торжественности момента. Сохранились сведения о грандиозном фейерверке 1110 года, который устроили во время военного парада для того, чтобы потешить императора Хуэй-цзун и его двор.
Английская иллюстрация китайского фейерверка, XVIII в.
Благодаря длительному изучению пиротехнических свойств пороха, китайцы одними из первых стали использовать его в военных целях. В середине XIII века арабы переняли знания, полученные у китайцев. Согласно сохранившимся записям, они были поражены «китайскими цветами» (так они называют фейерверки) и стали изучать технологию их создания.
Фейерверк на Темзе, Лондон, 1749 год
«Китайские цветы» появились в Европе в XVII веке. Это был период увлечения азиатской культурой в целом, и фейерверки – не стали исключением. Европейцы охотно перенимали ландшафтные решения для обустройства сада, с интересом знакомились с китайской литературой, музыкой, живописью. В частности, генерал-поручик Лев Измайлов, посетивший Китай с дипломатической миссией, отмечал, что в этой стране запускают такие фейерверки, каких в Европе никто и представить не может.
Современный фейерверк
К 1765 году появились первые руководства с подробными описаниями технологии создания различных китайских фейерверков. Так изобретение Поднебесной покорило мир. Представить нынешний Новый год без праздничных фейерверков просто невозможно.
Нравится? Жми:
• Разделы: любопытное
Лучшие из лучших
Нет, вопреки мнению многих россиян, не наша страна – лидер по длительности фейерверков, это даже не Европа или США, а Филиппины. В канун 2016 года на Филиппинах запустили более 810 тысяч фейерверков и шоу продолжалось час. Это более чем в 10 раз превысило предыдущий рекорд, поставленный в 2012 году в Кувейте, где запустили 77 тысяч фейерверков на протяженном пятикилометровом участке побережья.
Для создания крутого новогоднего фейерверка ты можешь выбрать компанию SPB SALUT с громким слоганом «Фейерверк – незабываемая кульминация Вашего праздника», которая занимается продажей пиротехники и организацией пиротехнических шоу. В таком шоу ты увидишь красочное действие, которое длится от 3 до 8 минут. Для сравнения, салюты на основные праздники, организуемые администрацией города, длятся не более 5 минут. В магазине фейерверков ты найдешь батареи салютов, фестивальные шары, фонтаны, ракеты, римские свечи, петарды, наземные и летающие фейерверки, файеры, фальшфейеры, цветные дымы, бенгальские свечи, хлопушки и другие крутые штуки.
Кстати, пиротехника из SPB SALUT подойдет не только для Нового года, но и, к примеру, для создания качественного фейерверка на свадьбе, или для громкого салюта на День рождения. В магазине фейерверков SPB SALUT ты можешь оплатить наличными, банковской картой или по безналичному расчету. При заказе доставки можно оплатить покупку банковской картой. Доставка осуществляется ежедневно по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Фейерверки-рекордсмены
23 сентября 2018 года на праздновании 88-й годовщины основания королевства, Саудовская Аравия побила рекорд Гиннесса 2014 года, запустив салют из 58 установок по всей стране в количестве 900 000 фейерверков
Самым масштабным признан новогодний фейерверк в честь встречи 2014 года в Дубае. Он состоял из 450 тысяч фейерверков и длился шесть минут. Залпы производились из 400 точек, расположенных на протяжении 100 километров вдоль береговой линии Дубая и очертаний искусственных островов Palm Jumeirah и The World Islands. Фейерверк занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
До него рекордсменом был фейерверк 2012 года в Кувейте.
Типы фейерверков.
С древних времен известны виды фейерверков.
Высотный фейерверк – это профессиональный тип фейерверка. Он проводится на открытой и ровной площадке вдали от деревьев и строений. При высотном фейерверке используются ракеты, кометы, и фейерверочные шары различного калибра, которые, поднявшись на высоту от 40 до 300 и более метров, разрываются с сильным звуком, разбрасывая горящие пироэлементы, создавая в небе различные фигуры, например, хризантемы, пионы, кометный дождь и др.
Парковый фейерверк проводится наиболее часто. По сравнению с высотным он не требует больших материальных затрат и осуществляется как прелюдия к высотному фейерверку или в случае, если по каким-либо причинам невозможно организовать высотный. Это — огненное представление в небе на высоте от 10 до 80-ти м. При организации и проведении паркового фейерверка используют: — статические и динамические фигуры; пироэлементы устанавливаются таким образом, чтобы образовывались различные изображения, типа «бабочка», «колесо», «колосок» и т.п.; — горящие панно, изображающие буквы, цифры, эмблемы; — водопады — пиротехнические элементы устанавливаются на высоте от 2-х м и выше над землёй, чтобы при горении, падая вниз, образовать огненный дождь; — фонтаны, вспышки и вулканы; — «римские свечи», из которых по очереди вылетают «звездочки» различного цвета с разнообразными эффектами, поднимаясь на высоту до 20 м; — кометы, горящие ярким пламенем с сильно искрящимся хвостом, поднимаются на высоту до 30м.
Наземный фейерверк – это фейерверк, все зрелищные эффекты которого, происходят на уровне земли (на высоте до 10 м). Для него используют такие пиротехнические элементы, как фонтаны, мельницы, колеса, хвост павлина, огнепады, вспышки, статические и динамические фигуры, надписи и логотипы.
Наиболее интересны для проведения наземных фейерверков динамические и статические пиротехнические фигуры. Огненные фигуры состоят из двух и более фонтанов, различного цвета искр и различного цвета пламени (красный, желтый, оранжевый, зеленый).
Концертный фейерверк осуществляется в помещениях и на открытых площадках. Основное требование к подобным фейерверкам – низкая температура горения пироэлементов, отсутствие дыма, запаха и вредного воздействия на организм присутствующих. Самым традиционным видом фейерверка в помещении являются «фонтаны», «вспышки», «водопады» и тортовые свечи.
Пневматический фейерверк производится с помощью пневматических хлопушек, выстреливающих серпантин, конфетти или метафан различного цвета на высоту 20 м, после чего составляющие залпа медленно осыпаются на землю. Также могут быть использованы пневматические машины, выдувающие конфетти на высоту от 3 до 10 с диаметром оседания эффекта от 5 м и более. Пневматический фейерверк проводится как в помещениях так и на открытых площадках.
Водный фейерверк.Фейерверк на воде чаще всего представляет собой фейерверочные шары, которые заранее устанавливаются на воде либо выстреливаются на нее. После горения на воде в виде разноцветных свечей или фонтанов они разрываются с громким хлопком и различными эффектами. Иногда огненные фигуры устанавливали не только на поплавках, плотах и лодках, но и на фейерверочном пароходе. Из его трубы бьет сноп ослепительных искр, колеса бешено вращаются, рассыпая огненные звезды, веера огненных брызг. Когда-то русские пиротехники разыгрывали целые морские битвы между флотами. Корабли, проигравшей стороны в финале сражения разлетались на куски, изображая взрыв пороховых погребов.
Дневной фейерверк устраивается исключительно в дневное время с помощью салютных установок, когда пиротехнические заряды выстреливаются с земли на высоту до 80 м, образуя разноцветный дым. Такой дым может образовываться локально наземными установками.
А можете ли Вы представить себе дневной фейреверк?
«Ничего особенного, — скажете Вы, — не очень впечатляющее зрелище.
На голубом небе салют практически не виден». Да? Вы до сих пор так думаете? И правильно делаете! Потому что классический салют действительно нужно смотреть на темно-синем ночном небе.
В зависимости от конструкции классический фейерверк делится на три класса фигур:низовые, верховые, средние.
Фейерверки в России
Как и многие инновации, в Россию фейерверки были завезены Петром Первым. Именно он впервые увидел эту технологию у немцев и возжелал узнать секрет создания «небесных брызг». Знаменателен тот факт, что первое крупное торжественное мероприятие в России, которое было сопровождено фейерверками, пришлось на 26 февраля 1690 года. Это было восемнадцатилетие Петра I. Согласно документам и записям, представление, показанное в тот день, не имело равных в Европе и могло уступить только родине данного развлечения — Китаю.
Однако изначально, опять же согласно записям и документам, самый первый запуск фейерверков в России произошел ещё в 1389 году, при Дмитрии Донском. Однако, в те времена фейерверки были не местного, а заграничного производства. Такое развлечение могли себе позволить только богатые купцы и знать. А в 1690, на дне рождении Петра Первого, были применены фейерверки российского производства.
Из чего состоит фейерверк?
Обыкновенный заряд в разрезе.
Основных компонента четыре:
1. Корпус. Как правило, он выполнен из легких элементов, вроде картона, которые при взрыве не разлетятся на осколки. Формы корпусов бывают разными, наиболее распространенные — сферические и цилиндрические.
2. Шар из папье-маше. Сделан из смеси волокнистых материалов с клеящими веществами, крахмалом и гипсом. Внутри находятся таблетки и порох.
3. Вышибной заряд, также наполненный порохом.
4. Фитиль, замедляющий взрыв.
Вот как это работает, наглядно объясняет Александр Пушной:
Если кратко – сначала поджигается шнур. Когда огонь доходит до вышибного снаряда, шар вылетает из корпуса. Когда пламя добирается до пороха и таблеток в нем, взрывается сама сфера.
Порох и химические элементы загораются разными цветами и разлетаются в разные стороны, это и принято называть фейерверком.
Для чего придумали фейерверки?
Для чего придумали фейерверки?
Фейерверки появились в Китае на рубеже нашей эры. Для придания им большей выразительности и была создана зажигательная смесь из серы, селитры и угля, названная позже порохом. В нее добавляли различные примеси и приготовленные смеси сжигали на площадях. Любопытно, что лишь с течением долгого времени порох догадались применить для изготовления оружия. Первыми это сделали арабы, узнавшие о порохе через торговавших с Китаем купцов.
Секрет изготовления пороха китайцы хранили настолько строго, что европейцам пришлось открывать его заново. Только в XIV веке он был разгадан, и началась эпоха огнестрельного оружия. С этого же времени в Европе начинают распространяться и фейерверки. Их также привезли купцы-путешественники.
Чаще всего для запуска фейерверка используется пороховая ракета. Она представляет собой небольшую трубку, наполненную порохом. В головной части ракеты размещается ярко горящая смесь. Когда ракета взлетает и заканчивается горение порохового заряда, смесь воспламеняется и взрывается, рассыпаясь цветными огнями. Своими великолепными красками фейерверк обязан горению различных химикатов.
В XVIII веке фейерверки становятся модной новинкой. Их часто устраивают во время различных праздников и просто для развлечения гостей. Нередко ярким фейерверком завершались званые обеды и приемы в аристократических домах. Некоторые композиторы даже писали музыку для сопровождения красочного фейерверка. Нередко фейерверки включались и в театральные постановки.
С одним из представлений такого рода связан курьез. В 1749 году немецкий композитор Георг Фридрих Гендель написал сюиту «Фейерверк» для представления в Лондонском зеленом театре.
Фейерверки для этого представления были изготовлены итальянским мастером Сервандолли. Видимо, перед представлением они отсырели, на что не без иронии указал рецензент: «Хотя представленные синьором Сервандолли фейерверки и не имели полного успеха, музыка господина Генделя была тем не менее встречена восторженно».
Фейерверки пользовались популярностью и в России. Так, уже Петр I распорядился устраивать их в ознаменование побед, одержанных русскими войсками в Северной войне.
Вспыхивали фейерверки и во время балов. Для этого даже был сделан особый вид фейерверка – бальная митральеза. Вместо искр она разбрасывала конфетти, и поэтому ее можно было зажигать в помещениях. Но постепенно красочные огни перестали быть развлечением для избранных и стали общедоступной потехой.
Одно из ярких описаний такого фейерверка дает в своих воспоминаниях В. Катаев: «По вечерам то тут, то там слышался праздничный треск фейерверка, били фонтаны золотого огня и дымно горели разноцветные зарева бенгальских огней. В темноту уходила ракета. Она распадалась на отдельные сверкающие колосья, как развязанный сноп».
Следующая глава
Китайский секрет
«Фейерверк» — слово немецкое. Оно переводится как «действие огня», «работа огня». Но придуманы фейерверки не в Германии, а далеко от неё, в Китае. В некоторых источниках утверждается, что первые фейерверки появились 2000 лет назад. К XII веку в Поднебесной устройство фейерверков стало настоящим искусством. Китайцы поняли, какое огромное значение имеет цвет и оттенок огня. Они выяснили, что для получения красного цвета в фейерверки нужно добавить стронций. Жёлтый цвет огню придаёт натрий, зелёный даёт барий, а для получения синего цвета необходима медь. Знаменитый итальянский купец Марко Поло, совершивший в 70-х годах XIII века путешествие в Китай, прожил там около 17 лет и сумел заполучить у китайских друзей секрет изготовления фейерверков. Шумным и весёлым итальянцам пришлись по вкусу огненные феерии. С тех пор почти все торжества и праздники в Италии украшались роскошными огненными представлениями. Не отставали от итальянцев по части увеселений и испанцы «Пламя Валенсии» — так называется один из самых популярных испанских фестивалей. Впервые он был устроен шесть веков назад и с тех пор проводится ежегодно. За дни фестиваля сжигаются и взрываются до 80 тонн различных фейерверочных веществ, поднимаются ввысь тысячи ракет, гремят сотни и сотни петард!
Фейерверкеры.
Фейерверк — м. немецк. потешные огни; фейерверочный, к сему относящийся. Фейерверкер, кто делает потешные огни; | артиллерийский унтер; фейерверкерский, к ним относящийся.
Фейерверкер 1. м. устар. Название мастера по изготовлению горючих и зажигательных составов для фейерверков. 2. м. 1) Унтер-офицер артиллерии (в Российском государстве до 1917 г.). 2) Лицо, имевшее такое звание.
Первыми фейерверкерами на Руси можно считать скоморохов. В XVI—XVII веках в дни Рождественских праздников и вплоть до Крещения, когда народ справлял свои веселые «игрища», скоморохи с помощью специально устроенных трубок и плауна производили всевозможные «огненные потехи». Адам Олеарий
— известный ученый и путешественник, наблюдавший эти зрелища в 30-х годах XVII века, писал о плауне следующее: «в обществах можно устраивать хорошее развлечение с помощью плауна: если тайком наполнить трубки плауном и поднести к огню и дунуть, то, неожиданно для сидящих, вокруг выбрасывается сильное пламя; чтобы при этом получился сильный шум, примешивают сюда превращенную в порох березовую листву». Скоморохи ежегодно получали от патриарха разрешение в течение восьми дней перед Рождеством и вплоть до Крещения бегать по улицам с особым фейерверком, причем они зажигали бороды прохожим и особенно приставали к мужикам, а кто желал быть пощаженным, должен был платить копейку. «Бегуны-копейщики», которые стреляли «потешными огнями» во время масленичных карнавалов, бесспорно, были предшественниками русских фейерверкеров, и «трубки с горючим веществом они маскировали в пучках вечнозеленых растений».
В XVI—XVII веках более эффектные огненно-световые зрелища устраивались русским духовенством в мистериальных театрализованных постановках «пещного действа», сюжетов из «Страшного суда». Иногда фейерверкеры, действующие на сцене, наряжались в театральные или карнавальные костюмы, по сути они были актерами, исполняющими театральные роли.
Первым крупным мастером фейерверочного дела в России был сам Петр I. В своей библиотеке он собрал оригиналы и переводы почти всех известных тогда соответствующих книг и рецептов, в архивах имеются его собственноручные записи рецептов и чертежи.
Производство фейерверков осуществлялось в лаборатории при Главной артиллерии. Изготовлением фейерверков занималась рота Преображенского полка.В 1730 году при участии российских специалистов И.Демидова
и В.КормчинаИ
возникла отечественная школа создателей театров фейерверков. Деятельность фейерверкеров была тесно связана с военного ведомства. Фейерверки являлись военнообязанными артиллеристами, т.е. механики и инженеры, занимавшиеся подготовкой фейерверков, часто являлись специалистами в военном деле и зпнимались техническими вопросами в области артиллерии. Главные фейерверкеры XVIII века- В.Витвер, В.Д. Кормчин, барон Б.Х. фон Миних, И.Я. Гюнтер, майор фон Денндорф.
В начале девятнадцатого века появляются новые имена мастеров фейерверочного искусства. Прежде всего следует отметить Ф. Челеева, который в 1824 году опубликовал интересную книгу под названием «Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней». В этой книге Челеев писал: «Хотя упражнение фейерверочное не есть толь полезное для отечества как другие художества (то есть ремесла), на коих все ваше благо основывается; но коль скоро находим мы в нем приятное удовольствие, то не можем оное не назвать хотя частным благом, ежели не всеобщим… по всему всякая забава в свободное время облегчает труды… успокаивает и ободряет силы». Еще раньше, в 1820 году, появилась книга А. Демидова «О происхождении увеселительных огней», которую можно считать первой историей русских фейерверков. Кроме Челеева и Демидова, библиография по организации фейерверков насчитывает много других имен. Талантливый русский изобретатель Иван Кулибин.
изобрел так называемый «оптический бездымный несгораемый фейерверк». Он же автор работ «О ракетах верховых», «О двойном фонтанном колесе», «О зеленом огне» и других.
Как и когда изобрели фейерверк?
Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же – тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя… Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию.
Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Самое многонаселенное государство подарило миру не только фарфор, бумагу и дешевую бытовую технику, но еще и возможность наслаждаться таким веселым и красивым зрелищем как огненные картины. Хотя в самом Китае фейерверки на протяжении веков использовали отнюдь не для увеселительных целей. Порох, который является основой большинства пиротехнических смесей, был изобретен китайцами, чтобы… пугать злых духов. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука.
Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском.
Изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку — ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ.
Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Позже, когда были придуманы составы, которые при горении имеют определенный цвет, размер и форму пламени, с помощью разноцветных вспышек высшую силу стали не просто отгонять, но уже и общаться с нею. Поэтому взрывы петард можно было услышать во время эпидемий или неурожаев. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов.
Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков – его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем – смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10.
До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.
Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку – цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы. Они считались лучшими мастерами по устройству фейерверков. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем.
Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства.
Техника безопасности
Фейерверк в Суботице, 1 января 2017 года
- Приобретение. При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
- Транспортировка и хранение. При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30°С), недоступных для детей.
- Эксплуатация. На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест для массового запуска фейерверков.
- Если не сработало. Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.
Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается.
«Колыбель» салютов
Изобретению первого салюта люди обязаны случаю. В костер попал зеленый бамбуковый стебель и через некоторое время взорвался под действием высокой температуры (при нагреве сок, содержащийся в тканях, испарился, пар заполнил закупоренные пустоты и разорвал их с громким треском). Эффектный взрыв произвел большое впечатление – жители Поднебесной стали сжигать стебли растения во время религиозных ритуалов и любых праздников (в частности, свадеб). Считалось, что «пао чак» (взрывающийся бамбук) отпугивает злых духов. Такая традиция оставалась обязательной частью религиозных церемоний на протяжении сотен лет, пока в том же Китае не была изобретена взрывчатая смесь из угля, серы и селитры. В каком точно году появились салюты на основе пороха сказать сложно, известно лишь, что произошло это в IX веке. Смесь горела очень хорошо, хоть и не была сравнима в мощности с современным порохом. Порошком стали заполнять бамбуковый стебель – это и дало начало первому фейерверку.
Прообраз современного пороха создали даосские монахи в результате изысканий, направленных на получение эликсира бессмертия.
Указом императора Поднебесной была введена монополия – порох могли использовать только прошедшие специальное обучение монахи. Именно их можно с полным правом назвать первыми в истории фейерверков пиротехниками. Искусство развивалось и совершенствовалось – уже в XII веке монахи научились создавать смеси из пороха и металлов – «небесные огни» приобрели цвет. Была придумана специальная символика, согласно которой каждый из них обозначал что-то свое:
- красный – незыблемость империи;
- зеленый – землю;
- голубой – жизненный путь;
- серебряный – удачу и силу.
Вместо стеблей бамбука стали использоваться открытые с одной стороны бумажные трубы с фитилем.
Совершенствовалась и сама горючая смесь, что позволило значительно увеличить скорость горения и мощность взрыва. Изобретение фейерверка дало начало развитию смертоносного оружия – «огненных стрел» и бомб.
Заключение.
В России систематическое проведение «огненных потех» началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии. До этого, как и у многих других народов, огненно-световыми зрелищами были костры, но наши предки знавали и «огненные потехи», которые устраивались с применением плауна.
Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков.
На рубеже XVI — XVII веков правительственная власть наряду с духовенством начинает организовывать специальные зрелища с целью политического и религиозного влияния на народ.
К концу XVII века со стороны наиболее культурной части знати и дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочным развлечениям. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский, лично занимавшийся изготовлением и испытанием фейерверочных изделий, князь В.В.Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие.
С конца XVIII века фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя фейерверочные фигуры, и с участием окружавших его лиц сжигал их. Позднее сам Петр I свидетельствовал, что если любимым развлечением его отца, царя Алексея Михайловича, была охота, то он к этому интереса не имел, но с юности питал большую страсть к мореплаванию и фейерверкам.
При Петре I огненно-световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: чтобы всe знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить «несколько ракетов, сколько у кого случится», свидетельствует о знaчительном производстве фейерверочных изделий. Фейерверки и салюты прочно вошли в нашу жизнь