Пожарные

Создание советов

Выполнение основных задач МЧС России невозможно без создания советов. О чем идет речь, вы сможете узнать в данном разделе статьи.

Если необходимо рассмотреть и выработать рекомендации, касающиеся важных проблем компетенции органа МЧС РФ, то создается специальный научно-технический совет. Кто же входит в его состав? Сюда относятся представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. При этом положение обязательно утверждается Министром.

Если необходима разработка направлений международного сотрудничества, то при МЧС РФ создается совет, который решает важные вопросы:

  • оценка международной деятельности;
  • стратегическое планирование деятельности.

Как и в предыдущем случае, положение обязательно утверждается министром.

В заключение данного раздела хочется заметить, что МЧС России — это юридическое лицо, имеющее печать, на которой изображен государственный герб России и наименование. Помимо этого существуют другие печати, штампы, бланки и так далее, которые должны строго соответствовать установленному образцу. МЧС России имеет эмблему и флаг.

Основные принципы работы прокуратуры и Следственного комитета РФ

Регламент деятельности прокуратуры Российской Федерации прописан в Федеральном законе №2202-1 «О прокуратуре РФ», который действует с 17 января 1992 года. Ее основная цель — надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории страны.

К остальным функциям прокуратуры относят:

  • надзор за тем, как исполняются законы, а также за тем, чтобы им соответствовали издающиеся правовые акты;
  • надзор за должным соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • надзор за тем, как исполняют законы органы, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, как исполняются законы судебными приставами, администрацией исполнительных органов/организаций и мест заключения;
  • уголовное преследование;
  • координирование действий правоохранительных органов, направленных на борьбу с преступностью;
  • возбуждение дел и проведение расследований административного характера.

К основным принципам, которыми руководствуется прокуратура Российской Федерации относятся следующие.

  1. Независимость. Этот принцип подразумевает исполнение полномочий независимо от федеральных государственных органов власти (включая субъектов РФ и местного самоуправления) в соответствии с законами, действующими на территории страны.
  2. Гласность. Этот принцип заключается в гласном действии в тех случаях, когда это не нарушает законодательные требования.
  3. Открытость. Этот принцип включает в себя информирование граждан и органов власти о состоянии законности в постоянном режиме.

В систему прокуратуры Российской Федерации входят Генпрокуратура, прокуратуры субъектов государства (включая приравненные к ним специализированные и военные прокуратуры), учреждения науки и образования, редакции печатных изданий, которые относятся к юрлицам. Помимо этого в нее входят прочие специализированные прокуратуры.

Определение 2

Следственный комитет Российской Федерации — это федеральный государственный орган, который выполняет полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству и находится в подчинении Президента Российской Федерации.

Этот комитет стал функционировать с 15.01.2001, заменив собой Следственный комитет при прокуратуре РФ. Его деятельность основывается на Федеральном законе №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» (действует с 28 декабря 2010 года).

К основным задачам этой организации относят:

  • оперативное расследование правонарушений согласно установленному порядку;
  • обеспечение законности в процессе обработки поступивших сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, предварительного расследования, также сюда входит защита гражданских и человеческих прав/свобод;
  • процессуальный контроль работы следственных органов и должностных лиц;
  • выявление обстоятельств, которые способствовали правонарушению и принятие мер, направленных на их устранение;
  • международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства;
  • разработка мер, направленных на реализацию политики государства в области законодательного исполнения уголовного судопроизводства;
  • внесение улучшений в нормативно-правовое регулирование в установленной сфере;
  • определение алгоритма формирования/представления отчетов со статистическими данными и прочих типов отчетности.

Следственный комитет РФ функционирует, опираясь на следующие принципы:

  • независимость — этот комитет работает вне зависимости от любых органов публичной власти;
  • гласность — комитет работает гласно в тех случаях, когда это не нарушает гражданские/человеческие права и свободы, а также не противоречит российскому законодательству об уголовном судопроизводстве и об государственной (и любой иной) тайне, находящейся под охраной закона;
  • открытость — комитет направляет информацию в органы власти государства и оповещает население о результатах проделанной работы.

В систему Следственного комитета Российской Федерации включены центральный аппарат Следственного комитета, следственные главуправления и управления Следственного комитета по субъектам РФ, а также приравненные к ним специализированные следственные управления и отделы, прочие следственные отделы и отделения (городские и районные), включая специализированные и военные следственные подразделения.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии

В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (далее ГПС или Служба) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (рис. 5.3.3).

Систему Государственной противопожарной службы составляют:

Первое.Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы – Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.

Начальник ГУГПС по должности – Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.

Второе. Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:

· управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;

· центры управления силами и службы пожаротушения;

· отряды ГПС;

· пожарные части;

· подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);

· региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;

· специализированные части по тушению крупных пожаров;

· базы обеспечения мобилизационной готовности;

· учебные центры и учебные пункты;

· испытательные пожарные лаборатории;

· полигоны;

· центры противопожарной пропаганды и общественных связей.

Третье.

Научно-исследовательские и образовательные заведения пожарно-технического профиля: Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО), Академия ГПС МЧС России с двумя филиалами (в г. Иваново и г. Екатеринбурге), Санкт-Петербургском институт и факультет Восточно-Сибирском институте МВД России, пожарно-техническое училище в г. Воронеже.

Четвертое. Для реализации задач по тушению крупных пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в ГПС МЧС России по решению Правительства Российской Федерации создано семь региональных специализированных отрядов и 92 специализированных части, их общая численность составляет более 8 тыс. человек.

Общая численность Службы – 280727 тысяч единиц, которая содержится за счет: федерального бюджета – 40%; бюджетов субъектов – 34%; на договорной основе с охраняемыми предприятиями – 26%.

На вооружении подразделений ГПС состоит около 30 тысяч пожарных, специальных и оперативно-служебных автомобилей различного назначения, более 71 тысячи средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, свыше 72 тысяч средств связи. Имеется более 5 тысяч пожарных депо.

Рис. 5.3.4Источники финансирования ГПС МЧС России в 2002 г. (по состоянию на 31.12.02)

Источниками финансирования ГПС являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, средства охраняемых объектов и внебюджетные средства.

Основные задачи ГПС:

· организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

· осуществление государственного пожарного надзора;

· организация и осуществление мер охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров;

· тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПРС;

· координация других видов пожарной охраны;

· разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

Значительное место в решении задач занимает Государственный пожарный надзор, являющийся специальным видом государственной надзорной деятельности и осуществляемой в целях защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, а также создание единых технических правил и норм в области пожарной безопасности (рис. 5.3.5).

Правами инспекторов по пожарному надзору наделены 30 тысяч сотрудников ГПС. Соответственно на федеральном и территориальном уровне определены задачи и функции.

МЧС России

Итак, МЧС выполняет несколько функций, касающихся области гражданской обороны, защиты людей и территорий от ЧС, а именно:

  • управление;
  • координация;
  • контроль;
  • реагирование;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • обеспечение безопасности на водных объектах.

Задачи МЧС многочисленны, свою деятельность орган осуществляет через:

  • территориальные органы;
  • Государственную противопожарную службу;
  • специально подготовленные войска для гражданской обороны;
  • Государственную инспекцию по маломерным судам;
  • образованные аварийно-спасательные организации;
  • поисково-спасательные формирования;
  • образовательные учреждения;
  • научно-исследовательские организации;
  • медицинские, санитарно-курортные учреждения и другие.

Разновидности

По большому счету система правоохранительных органов делится на две структуры: судовую и исполнительную. В своей основе это сложные структуры, за которыми закреплено множество задач и функций. Только классифицировать и изучать два столь больших образования очень сложно. В связи с этим систему правоохранительных органов разделяют на 12 категорий:

  • Суды — конституционные и общей юрисдикции.
  • Прокуратура.
  • МЧС.
  • Следственный комитет.
  • ФСБ.
  • Министерство внутренних дел РФ.
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  • Налоговые инспекции.
  • Федеральная таможенная служба.
  • Нотариат.
  • Адвокатура.
  • Министерство юстиции (к нему относится служба исполнения наказаний и служба судебных приставов).

Теперь с уверенностью можно сказать, что такое правоохранительные органы. Это специально созданная сложная структура, состоящая из отдельных органов, каждый из которых выполняет свои задачи, но вместе они исполняют функцию защиты правопорядка.

Полномочия

После рассмотрения задач МЧС РФ необходимо ознакомиться и с полномочиями данного органа. Этим мы сейчас и займемся. Итак, к полномочиям МЧС РФ можно отнести:

  • издательство различных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов гражданской обороны;
  • осуществление контроля за выполнением принятых НПА;
  • создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, которые находятся в ведении данного органа;
  • создание межведомственных, координационных и совещательных органов (комиссий или групп), помимо этого возможно создание других органов — научных, научно-технических, методологических, которые необходимы в ходе обсуждения актуальных вопросов, касающихся деятельности органа МЧС;
  • проведение проверок, которые показывают готовность федеральных органов для осуществления мероприятий, касающихся гражданской обороны;
  • осуществление проверки готовности органов к осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
  • возможность связи с воздушными и морскими судами, специализированными транспортными средствами посредством специального оборудования;
  • осуществление деятельности за пределами Российской Федерации по установленному порядку;
  • осуществление надзора по соблюдению требований в установленном законодательством порядке;
  • проведение проверок, в результате которых становится ясно, насколько выполнены федеральные целевые программы в установленном порядке;
  • осуществление функций управления государственным имуществом в установленном порядке;
  • МЧС России — это главный распорядитель средств всего федерального бюджета;
  • запрос и получение необходимых материалов и информации, которые относятся к компетенции МЧС РФ, помощь оказывается различными органами: исполнительная власть, местное самоуправление и другие организации;
  • заключение договоров с организациями (речь идет о международных и неправительственных структурах) в установленном порядке для ликвидации последствий ЧС и помощи иностранным государствам.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия  в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды :

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ( статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Структура МЧС России

В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 принято Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В соответствии с Положением МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.

В систему МЧС входят:

1. центральный аппарат;

2. территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;

3. Государственная противопожарная служба МЧС РФ;

4. войска гражданской обороны;

5. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ;

6. аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС РФ.

МЧС России возглавляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В Указе Президента (от 11 июля 2004 года N 868) устанавливается предельная численность работников центрального аппарата МЧС РФ в количестве 825 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 140 лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС РФ и 250 военнослужащих войск гражданской обороны, предельная численность работников территориальных органов МЧС РФ в количестве 26 900 единиц. Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Пожарная охрана в России

Так называется комплекс организаций, которые занимаются профилактикой, ликвидацией возгораний, проведением спасательных мероприятий.

К этой структуре относятся центры разного ведомственного подчинения и любых форм собственности.

Государственная противопожарная служба

В 2005 году была разделена на две части.

  1. Федеральную, в нее входят:
    • руководство МЧС и его структуры;
    • органы управления Министерства в субъектах России;
    • Госпожнадзор;
    • научно-исследовательские институты по пожарной безопасности, исследованию, разработке технических и химических средств для тушения возгораний;
    • специальные объекты и воинские отряды.
  2. Территориальную, к которой относятся местные и договорные пожарные подразделения. Несмотря на такую классификацию, вторая группа подчинена первой и является частью гарнизонов, главным центром управления которыми остается МЧС России.

Муниципальная

Местные структуры управления создают отряды, финансируемые из собственных средств территориального образования. Одной из главных целей формирования подразделений является повышение пожарной безопасности этого муниципалитета.

Такие бригады входят в гарнизоны охраны и привлекаются на ЧС за пределами собственной зоны ответственности.

Задачи отряда:

  • профилактика возгораний, контроль ПБ на своей территории;
  • ликвидация огня, помощь людям, снижение имущественных убытков;
  • разработка, планирование эффективных мероприятий для ЧС;
  • выезд на другие территории для оказания помощи по тушению огня в соответствии с регламентами МЧС.

Ведомственная

Организация специальной пожарной охраны в различных учреждениях регламентирована статьей 12 закона №69-ФЗ.

В документе сказано, что создание такой структуры согласовывается с федеральным о́рганом.

Ведомственной ПО дается право:

  • при угрозе возгорания приостанавливать функционирование учреждения, запрещать проведение отдельных работ;
  • контролировать пожарную безопасность (ПБ) на воздушных судах и для всех видов водоемов (река, море);
  • брать на себя обеспечение ПБ в консульских, дипломатических, учреждениях в стране и за рубежом.

Частная

Федеральным законом №69 регламентируется и этот вид деятельности (ст.12.1). Документ допускает создание коммерческих подразделений ПО, численность и оснащение которой определяются собственником. Помощь в таком случае команда оказывает на основании заключенных договоров.

Нештатная

Эти службы организуются как подразделения гарнизонов пожарной охраны для выполнения определенных задач.

Как правило, в управлениях территориального подчинения обычно есть отделы:

  • газодымозащиты;
  • технические;
  • освещения, связи;
  • оперативные;
  • профилактические;
  • химические, радиационные.

В местных допускается отсутствие последнего пункта.

Возглавляют эти службы должностные лица МЧС.

Добровольная

Местные или объектовые подразделения, принимающие участие в мероприятиях по ликвидации возгораний, спасательных, профилактических, оснащенные первичными устройствами пожаротушения (помпы, огнетушители), называются пожарными дружинами.

Фактически это добровольное объединение людей, права и обязанности которых прописаны в законе №100-ФЗ (06.05.2011 г.).

Таким образом, на вопрос, пожарные это МЧС или нет, можно ответить, что не каждый является сотрудником министерства, но в случае возникновения чрезвычайной ситуации поступает в распоряжение и под управление МЧС.

К сведению. Не стоит называть пожарного пожарником. Последний термин появился в 1812 году после того, как Наполеон сжег Москву.

По деревням ходили попрошайки, которые просили помощи на восстановление жилья. И В. А. Гиляровский определял термин «пожарник» как погорелец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector