§ 12. единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), её структура и задачи

Содержание:

Структура РСЧС

Структура (что это?)
РСЧС состоит из 5 уровней и относится к иерархическому типу
организации.

На схеме изображены следующие уровни системы (от высшего
к низшему):

  1. федеральный (государственный уровень);
  2. межрегиональный (уровень 6 федеральных округов: Центрального,
    Северо-Западного, Южного, Приволжско-Уральского, Сибирского,
    Дальневосточного);
  3. региональный
    (дифференциация (это
    как?) по субъектам РФ);
  4. муниципальный (уровень муниципальных
    образований);
  5. объектовый (конкретные объекты, например, АЭС (атомные
    электростанции), крупные промышленные предприятия и т.д.).

Например, если произошло землетрясение на Курильских островах (а
там они случаются довольно часто), то будет действовать
региональный уровень РСЧС (Сахалинской области), а также
муниципальный и объектовый.

В случае необходимости будут задействованы вышестоящие
межрегиональный и федеральный уровни.

В этот комплекс входят:

  1. органы управления:
    1. координационные органы (комиссии), осуществляют координацию
      работы вверенных им сил, а также организуют взаимодействие с
      остальными уровнями РСЧС;
    2. постоянно действующие органы управления (подразделения МЧС различного
      уровня);
    3. органы повседневного управления – пункты управления РСЧС,
      осуществляют непрерывный мониторинг в режиме реального времени
      вверенных территорий;
  2. непосредственно силы и средства, находящиеся в состоянии
    постоянной готовности (специалисты, техника, оснащение, т.е.
    аварийно-спасательные службы и общественные формирования), готовые
    выполнять аварийно-спасательные работы в зоне ЧС в течение 3 суток
    в автономном режиме;

  3. резервы материальных ресурсов (финансы, оборудование для
    обеспечения жизнедеятельности людей, медикаменты, продукты,
    вещи);
  4. системы обеспечения связи и оповещения
    населения.

Краткий обзор

Бывшее министерство было создано в 1996 году в результате слияния государственного органа гражданской обороны и украинского министерства, отвечающего за защиту населения от последствий чернобыльской катастрофы. До 1991 года , последний не был Государственный комитет Кабинета Министров Украинской ССР , в то время как государственная гражданская оборона была частью СССР гражданской обороны сети Всесоюзном.

В 2003 году министерство взяло на себя управление пожарной службой, ранее находившейся в ведении Министерства внутренних дел (милиции). Министерство было частью военного резерва украинских вооруженных сил , но после реформы 2003 года и слияния пожарных служб все военизированные формирования были распущены, а в 2005 году агентство стало официально невоенным и сосредоточилось на спасательных службах.

До административной реформы 9 декабря 2010 года орган назывался Министерство Украины по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы . После реформы ему напрямую подчинялись три основных центральных органа исполнительной власти:

  • Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины ( укр . : Державна служба гірничого нагляду та промислової безпеки України )
  • Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения ( укр . : Державне агентство України с управлением зоною відчуження )
  • Государственная инспекция техногенной безопасности Украины ( укр . : Державна інспекція техногенної безпеки України )
Другие агентства
  • Государственный департамент противопожарной безопасности (см. Пожаротушение )
  • Государственная поисково-спасательная авиационная служба: Укравиапошук
  • Государственная гидрометеорологическая служба
  • Государственный отдел фонда страховой документации Министерства

24 декабря 2012 года МЧС Украины было преобразовано в Государственную службу по чрезвычайным ситуациям и передано в ведение Министерства обороны . 25 апреля 2014 года служба была переведена в Министерство внутренних дел .

2.2. Силы и средства системы РСЧС

Силы и средства РСЧС представлены специально подготовленными силами и средствами:

  1. Федеральных органов исполнительной власти:
    • МЧС России;
    • МВД России;
    • Минобороны России;
    • Спецстрой России;
    • Минздравсоцразвития России;
    • Минобрнауки России;
    • Минприроды России;
    • Минпромторга России;
    • Минтранса России;
    • Минкомсвязи России;
    • Минсельхоза России;
    • Минэкономразвития России;
    • Минрегиона России;
    • Минэнерго России.
    • Госкорпорации «Росатом»;
  2. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3. Органов местного самоуправления.
  4. Организаций и общественных объединений.

Все вышеперечисленные силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:

  1. Силы и средства наблюдения и контроля.
  2. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств наблюдения и контроля

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:

  1. Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
  2. Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  3. Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  4. Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  5. Геофизическая служба Российской академии наук;
  6. Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  7. Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  8. учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Состав сил и средств ликвидации ЧС

Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:

  1. Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
  2. Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
  3. Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  4. Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  5. Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
  6. Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  7. Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  8. Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
  9. Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
  10. Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС:

  • Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  • Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  • Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  • Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  • Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  • Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  • Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  • Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  • Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  • Развитие сотрудничества на международном уровне.

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС:

  • Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  • Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  • Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  • Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  • Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  • Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  • Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  • Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  • Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  • Развитие сотрудничества на международном уровне.

Задачи и функции РСЧС

Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:

  • профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;

  • значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;

  • предотвращение самих происшествий и их результатов. 

В соответствии с задачами РСЧС необходима для:

  • создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;

  • воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;

  • обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;

  • предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);

  • расчета ущерба, нанесенного ЧС;

  • организации резерва необходимых ресурсов — как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;

  • проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);

  • международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран). 

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Режимы функционирования РСЧС

Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.

Следовательно, существует 3 возможных режима:

  • ЧС нет;
  • ЧС возможна;
  • возникновение ЧС.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Теперь о каждом из режимов немного подробней.

  • Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
    1. мониторинг окружающей среды;
    2. прогнозирование вероятности ЧС;
    3. разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
    4. подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
    5. резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
    6. подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
    7. ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
  • Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
    1. усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
    2. усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
    3. информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
    4. принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
    5. уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
    6. эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
  • Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
    1. непрерывный контроль за обстановкой;
    2. оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
    3. выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
    4. выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;
    5. информирование вышестоящих уровней РСЧС;
    6. восстановление или организация системы жизнеобеспечения населения.

Ранги

Высший командный состав

Генерал аварийной службы Генерал служби цивільного захисту України Генерал -полковник Генерал -полковник
Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-майор Генерал-майор
Знак плеча

Старший командный состав

Полковник Полковник Подполковник Підполковник Майор Майор
Знак плеча

Средний командный состав

Капитан Капитан Первый лейтенант Старший лейтенант Лейтенант Лейтенант Второй лейтенант Молодший лейтенант Офицер-курсант Курсант
Знак плеча

Младший начальник

Главный старший сержант Головний майстер-сержант Старший сержант Майстер-сержант
Сержант Сержант Частный Рядовий
Знак плеча

Государственная служба по чрезвычайным ситуациям в авиации

Специальное авиационное подразделение и оперативно-спасательная служба Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (Специальная авиаційний загін оперативно-рятувальної служби цивільного захисту) базируется в городе Нежин .

Специальное авиационное подразделение может работать самостоятельно или в сотрудничестве с другими подразделениями Государственной службы по чрезвычайным ситуациям для защиты населения и территории, материальных и культурных ценностей и окружающей среды во время чрезвычайных ситуаций, особенно для работ, выполняемых в тяжелых условиях.

Самолет Источник Тип В сервисе Примечания
Самолет с фиксированным крылом
Ан-32 П Украина Воздушное пожаротушение 4
Ан-26 Украина Транспортный самолет 3
Ан-30 Украина Воздушное наблюдение и аэрофотосъемка 2
Вертолетов
Ми-8 Украина Многоцелевой вертолет 14
Еврокоптер EC145 Франция Вертолет для медицинской эвакуации

По состоянию на сентябрь 2018 года три вертолета H225 также должны были нести службу в ГСЧС.

Это ГИС. Что делать?

Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:

  • формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
  • разработка системы защиты информации информационной системы;
  • внедрение системы защиты информации информационной системы;
  • аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее — аттестация ИСПДн) и ввод ее в действие;
  • обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;
  • обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.

Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:

1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности.

Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.

Угрозы безопасности информации определяются по результатам

  • оценки возможностей нарушителей;
  • анализа возможных уязвимостей информационной системы;
  • анализа (или моделирования) возможных способов реализации угроз безопасности информации;
  • оценки последствий от нарушения свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).

2. Сформировать требования к системе обработки информации.

Требования к системе должны содержать:

  • цель и задачи обеспечения защиты информации в информационной системе;
  • класс защищенности информационной системы;
  • перечень нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать информационная система;
  • перечень объектов защиты информационной системы;
  • требования к мерам и средствам защиты информации, применяемым в информационной системе.

3. Разработать систему защиты информации информационной системы.

Для этого необходимо провести:

  • проектирование системы защиты информации информационной системы;
  • разработку эксплуатационной документации на систему защиты информации информационной системы;
  • макетирование и тестирование системы защиты информации информационной системы.

4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:

  • установку и настройку средств защиты информации в информационной системе;
  • разработку документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации (далее — организационно-распорядительные документы по защите информации);
  • внедрение организационных мер защиты информации;
  • предварительные испытания системы защиты информации информационной системы;
  • опытную эксплуатацию системы защиты информации информационной системы;
  • проверку построенной системы защиты информации на уязвимость;
  • приемочные испытания системы защиты информации информационной системы.

5. Аттестовать ИСПДн:

  • провести аттестационные испытания;
  • получить на руки аттестат соответствия.

Существует распространенное мнение, что для прохождения проверки контролирующих органов достаточно наличия организационно-распорядительных документов, поэтому  операторы ГИС зачастую пренебрегают внедрением средств защиты

Действительно, Роскомнадзор уделяет пристальное внимание именно документам и реализации организационно-распорядительных мер по защите ПДн в организации. Однако в случае возникновения вопросов к проверке могут быть привлечены специалисты из ФСТЭК и ФСБ

При этом ФСТЭК очень внимательно смотрит на состав технической защиты информации и проверяет правильность составления модели угроз, а ФСБ проверяет реализацию требований, касающихся использования средств криптографической защиты информации.

Олег Нечеухин, эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»

Список руководителей Государственной службы по чрезвычайным ситуациям

Министерство Имя Срок полномочий
Начинать Конец
Министерство обороны Михаил Болоцких 24 декабря 2012 г. 2 марта 2014 г.
Министерство обороны Министерство внутренних дел Сергей Бочковский 2 марта 2014 г. 25 марта 2015 г.
министр внутренних дел Зорян Шкиряк (исполняющий обязанности) 25 марта 2015 г. 14 мая 2015 года
министр внутренних дел Николай Чечеткин 14 мая 2015 года Действующий

Список бывших начальников государственной гражданской обороны

Премьер-министры) Имя Срок полномочий
Начинать Конец
Витольд Фокин , Леонид Кучма , Виталий Масол Николай Бондарчук 24 августа 1991 г. Октябрь 1993 г.
Виталий Масол , Евгений Марчук , Павел Лазаренко Генерал-лейтенант Виктор Гречанинов Октябрь 1993 г. Май 1997 г.

Список министров по чрезвычайным ситуациям

Премьер-министры) Имя Срок полномочий
Начинать Конец
Витольд Фокин , Леонид Кучма , Виталий Масол Георгий Хотовчиц 24 августа 1991 г. 31 декабря 1994 г.
Виталий Масол , Евгений Марчук , Павел Лазаренко Владимир Холоша 31 декабря 1994 г. 31 августа 1996 г.
Павел Лазаренко , Валерий Пустовойтенко Валерий Кальченко 31 августа 1996 г. 8 февраля 1999 г.
Валерий Пустовойтенко , Виктор Ющенко , Анатолий Кинах , Виктор Янукович Василий Дурдынец 8 февраля 1999 г. 30 ноября 2002 г.
Виктор Янукович Григорий Рева 30 ноября 2002 г. 4 февраля 2005 г.
Юлия Тимошенко , Юрий Ехануров Давид Жвания 4 февраля 2005 г. 27 сентября 2005 г.
Юрий Ехануров , Виктор Янукович Виктор Балога 27 сентября 2005 г. 15 сентября 2006 г.
Виктор Янукович Нестор Шуфрич 15 сентября 2006 г. 18 декабря 2007 г.
Юлия Тимошенко Владимир Шандра 18 декабря 2007 г. 11 марта 2010 г.
Николай Азаров Нестор Шуфрич 11 марта 2010 г. 10 июля 2010 г.
Николай Азаров Михаил Болоцких (исполняющий обязанности) 10 июля 2010 г. 12 ноября 2010 г.
Николай Азаров Виктор Балога 12 ноября 2010 г. 20 ноября 2012 г.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector