Головка для лямбда зонда
Содержание:
- Как заменить трос спидометра на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
- Частые проблемы с кислородным датчиком
- Как определить эффективность очистки лямбда-зонда?
- В чем сложность
- Как не стоит очищать лямбда-зонд на автомобиле
- ПРИНЦИП РАБОТЫ И ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА
- Можно ли чистить лямбду?
- Разрешение проблемы
- Советы и рекомендации
- Демонтаж датчика
- Принцип действия
- Как открутить датчик кислорода (лямбду)
- Как снять датчик кислорода, если WD-40 не помогает?
- В чем сложность
- Способ №2 – ускоренный.
Как заменить трос спидометра на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Примечание! Перед покупкой данного датчика в автомагазине, берите точно такой же, который и у Вас стоял (Маркировку для этого на старом датчика посмотреть нужно, но для этого датчик конечно же снять придётся), если Вы пренебрежёте этим то двигатель скорее всего будет работать не так как должен, так же категорически не рекомендуем Вам брать кислородные датчики без подогрева, (Даже если Ваш автомобиль таким и оснащался), такие датчики не всегда верные показания могут выдать пока они не нагреются, за счёт чего двигатель опять же будет работать не верно, поэтому перед покупкой нового датчика всё эти нюансы обязательно учитывайте!
1. Снимается датчик очень легко, сперва скидывается минусовая клемма с аккумулятора (Как это сделать, читайте «в этой статье», пункт 1) и после чего разъединяется колода и разъёмов проводов, как только это будет сделано, выкрутите сам датчик за резьбу которая на нём нанесена и тем самым извлеките его из отверстия в выпускном коллекторе и всё, можете устанавливать новый.
Дополнительный видео-ролик: Посмотрите ролик в котором рассказывается про кислородный датчик, который расположен по ниже:
Частые проблемы с кислородным датчиком
Неисправность лямбда-зонда, если верить производителям, устранению не подлежит, и при выходе из строя надо менять на новый или ставить обманку. Однако на практике, если вовремя заметить проблему функционирования, можно немного продлить его ресурс. Причем не только благодаря очистке, а и поменяв качество топлива. Если речь идет о загрязнении, то можно почистить лямбда-зонд, чтобы он начал выдавать корректные показания.
Оживить лямбду лучше только после предварительной диагностики и проверки, ведь не исключено, что это окажется лишь пустой тратой времени.
О проблемах с кислородным датчиком свидетельствуют ошибки от P0130 до P0141, а также P1102 и P1115. Расшифровка каждой из них прямо указывает на характер неисправности.
Ориентируясь на причину, исходя из предварительных данных при проверке датчика кислорода, можно будет ориентировочно сказать есть ли смысл в чистке.
Признаки неисправности ЛЗ
Почему это происходит
Как ведет себя автомобиль?
Разгерметизация корпуса
Естественный износ и перегрев датчика
Проблемы с ХХ, в двигатель поступает обогащенная смесь, увеличивается расход топлива, сильный запах из выхлопа
Перегрев датчика
Бывает при неправильном зажигании: при пробитой катушке или проводах, неправильно подобранных или загрязненных свечах
Проблемы с ХХ, продукты сгорания догорают в выпускном тракте, возможны троение мотора, потеря тяги, выстрелы в глушитель, хлопки во впуске
Засорение корпуса
Наступает из-за заправки некачественным бензином или накопления отложений вследствие большого пробега авто
Нестабильная работа двигателя, потеря тяги, повышенный расход топлива, сильный запах из выхлопной трубы
Повреждение проводки
Проводка гниет, переламывается на мороз, коротит на массу и т.д.
Нестабильная работа мотора на ХХ, небольшая потеря приемистости мотора и тяги, увеличение расхода бензина
Разрушение керамической части ЛЗ
После удара по датчику, например, после ДТП, задевания препятствия деталями выхлопа или неосторожного ремонта выпускного тракта
Нестабильная работа на ХХ, троение, увеличение расхода, потеря тяги
Как можно увидеть, все виды проблем с датчиком кислорода проявляются в виде одинаковых симптомов. Это связано с тем, что если лямбда передает ЭБУ неверные данные о составе смеси – «мозги» начинают неправильно дозировать топливо и регулировать момент зажигания. Если сигнала с сенсора вообще нет – ЭБУ переводит двигатель в аварийный режим работы с «усредненными» параметрами.
Если диагностика не выявила механических проблем с датчиком (разбитые части, деформации, трещины), а лишь элементарное загрязнения подогревательной его части либо самого чувствительного элемента – его можно попробовать восстановить. Но перед тем, как почистить кислородный датчик от нагара, нужно убедиться в исправности его проводки (возможно, достаточно будет устранения обрыва, чистки контактов или замены фишки), а также нормальной работе системы зажигания.
Как определить эффективность очистки лямбда-зонда?
Результат очистки лямбда-зонда
Очистка лямбда-зонда не является панацеей от всех его проблем. Химически активные вещества способны только удалить отложения и нагар, корка которых мешает сенсору выявлять кислород в выхлопных газах.
Помогает ли чистка лямбда-зонда – прямо зависит от того, насколько стойкими были загрязнения, и от отсутствия других проблем с топливной системой и системой зажигания.
Если ДК негерметичен, не может сверять показания с «эталонным» воздухом, сломана керамическая часть, растрескалась от перегрева – после чистки ничего не изменится. Результат будет отсутствовать и если нагар удалится лишь с железной защиты, так как сам датчик внутри.
В чем сложность
Датчик кислорода или лямбда зонд устанавливается в выхлопную систему автомобиля и служит для определения качества утилизируемой таким образом газообразной смеси. Этот элемент работает в очень непростых условиях, поэтому в результате продолжительного использования могут возникнуть следующие сложности:
- Датчик прикипел.
- Деталь находится в труднодоступном месте.
- Грани изделия повреждены.
Учитывая тот факт, что наиболее часто эта деталь устанавливается в корпусе выпускного коллектора, в котором температура отработавших газов может достигать 500 градусов Цельсия, то неудивительно, что наиболее частая причина сложностей с демонтажем деталей заключается в том, что датчик кислорода прикипает к металлической поверхности детали, в которую установлен.
Датчик может находиться в таком месте, что для ее демонтажа не обойтись без использования специальных приспособлений. Конечно, можно всегда предварительно демонтировать систему выпуска отработавших газов, что существенно облегчит процесс демонтажа самой детали, но в таком случае объем выполняемых работ увеличится на порядок.
Если ранее предпринимаемые попытки выкрутить лямбда зонд заканчивались неудачей и при этом повреждались грани под ключ, то в этом случае удалить датчик будет очень непросто.
Это интересно: Снятие и установка антенного блока иммобилизатора и цилиндра выключателя (замка) зажигания Hyundai Solaris
Как не стоит очищать лямбда-зонд на автомобиле
Основная рекомендация как не нужно чистить лямбда зонд своими руками – не соблюдая указаний относительно совместимости кислот с материалом датчика. Но также не стоит делать следующее:
- Резко нагревать и охлаждать. От перепадов температур керамическая часть датчика (тот самый оксид циркония или титана) может потрескаться. Именно поэтому нельзя перегревать сенсор, а потом окунать в холодный очиститель. Если уж и ускорять процесс нагревом, то кислота должна быть теплой, а поднесения к огню – кратковременными (считанные секунды), и не вплотную.
- Удалять нагар механическим путем. Абразивные средства повреждают рабочую поверхность датчика, поэтому после очистки наждаком или напильником его можно выбросить.
- Пытаться чистить постукивая. Если сильно стучать им – шансы сбить нагар небольшие, а вот риск сломать керамику – весьма велик.
ПРИНЦИП РАБОТЫ И ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА
ДК включается в работу не сразу после зажигания двигателя. Для того, чтобы устройство начало подавать сигнал на ЭБУ, чувствительному элементу датчика необходимо прогреться до температуры 360 градусов.
Все современные устройства комплектуются специальными нагревателями, которые позволяют достичь рабочую температуру в кратчайшие сроки (5-7 минут, на протяжении которых мозги четырнадцатой для регулировки соотношения газа и бензина в топливной смеси используют сохраненные в памяти данные с предыдущего цикла работы двигателя).
ДК расположен так, что его чувствительный элемент контактирует одновременно с выхлопными газами и чистым атмосферным воздухом. При контакте с ними на противоположных частях датчика возникает разница потенциалов (зависящая от содержания кислорода в среде, в которой расположен чувствительный элемент), на основании которой и формируется подаваемый в ЭБУ сигнал.
Как понять, что пора менять датчик кислорода? Лишится работоспособности устройство может по двум причинам: либо при поломке нагревателя, либо в случае потери чувствительности из-за механических повреждений.
Признаки, свидетельствующие о поломке ДК, следующие:
- Четырнадцатая начала расходовать больше топлива;
- При наборе скорости происходят рывки в движении автомобиля;
- Нестабильная работа движка на холостых оборотах;
- Не работает катализатор;
- Проверка токсичности выхлопных газов показывает зашкаливающий выше нормы результат.
При возникновении одного из вышеперечисленных симптомов нужно снять датчик кислорода и проверить его работоспособность посредством мультиметра.
Можно ли чистить лямбду?
Восстановление работы кислородного датчика в гаражных условиях возможно, если речь идет о его загрязнении отложениями из продуктов сгорания топлива. Физически сломанный сенсор чистить бесполезно, его надо менять. Если вы обнаружили просто грязный лямбда-зонд, очистка от нагара позволит вернуть его к жизни. Можно ли почистить лямбда зонд беспокоится не стоит. Так как этот сенсор рассчитан на работу в агрессивной среде горячих газов, он не боится нагрева, мойки и некоторых едких химических средств. Только чтобы выбрать то средство которым можно сделать чистку более безопасно, нужно будет определить тип датчика.
Характерный серебристый металлический налет на рабочей поверхности датчика свидетельствует о наличии свинца в топливе. Главный его источник – присадка ТЭС (тетраэтилсвинец) убивающий катализаторы и лямбда-зонды. Ее использование запрещено, но в «паленом» бензине она может попасться. Испорченный свинцом датчик кислорода восстановлению не подлежит!
Перед тем как почистить лямбда датчик от нагара определите его тип. Существует два основных типа:
Слева циркониевая, справа титановая
- Циркониевые. Датчики гальванического типа, в процессе работы генерирующие напряжение (от 0 до 1 вольта). Эти сенсоры более дешевые, неприхотливые, но отличаются малой точностью.
- Титановые. Датчики резистивного типа, в процессе работы меняющие сопротивление измерительного элемента. На этот элемент подается напряжение, которое из-за сопротивления снижается (меняется в пределах 0,1-5 вольт), тем самым сигнализируя о составе смеси. Такие датчики более точные, нежнее и дороже.
Отличить циркониевый лямбда-зонд (кислородный датчик) от титанового можно визуально, по двум признакам:
- Размер. Титановые кислородные сенсоры компактнее, резьба на них меньше.
- Провода. Датчики отличаются расцветками косы: наличие красной и желтой жил гарантированно указывает на титановый.
Если вы не можете визуально определить тип лямбда-зонда – попробуйте прочитать на нем маркировку и проверить по каталогу производителя.
Очистка лямбды от загрязнений производится активными химическими веществами, такими как кислоты и органические растворители. Циркониевые сенсоры, как менее чувствительные, можно чистить агрессивными концентрированными кислотами и растворителями, а титановые требуют более нежного обращения. Убрать нагар на лямбде второго типа можно только сильнее разбавленной кислотой или органическим растворителем.
Чем можно почистить лямбда зонд
Выбирая, чем почистить лямбда-зонд от нагара, нужно сразу отбросить потенциально агрессивные вещества, разрушающие сенсор. В зависимости от типа датчика, к таким относятся:
- для оксида циркония (ZrO2) – плавиковая кислота (раствор фтороводорода HF), концентрированная серная кислота (более 70% H2SO4) и щелочи;
- для оксида титана (TiO2) – серная кислота (H2SO4), перекись водорода (H2O2), аммиак (NH3), также нежелательно подвергать сенсор нагреву в присутствии хлора (например, в соляной кислоте HCl), магния, кальция, натрия, так как титановая керамика способна вступать с ними в реакцию.
Нужно использовать вещества, которые химически активны и агрессивны по отношению к нагару, но нейтральны – по отношению к самому датчику. Есть 3 варианта чем почистить нагар на кислородном датчике:
Ортофосфорная кислота для чистки лямбда-зонда
- неорганические кислоты (серная, соляная, ортофосфорная);
- органические кислоты (уксусная);
- органические растворители (легкие углеводороды, димексид).
А вот очистка лямбды-зонда уксусной кислотой или попытки удалять отложения раствором лимонной кислоты будут полностью бесполезными. О том, как почистить датчик лямбда-зонда разными химическими веществами, читайте ниже.
Разрешение проблемы
Как безопасно открутить лямбда зонд будет зависеть от причины, по которой возникли проблемы с демонтажем этой детали. Если датчик прикипел, то очень часто такая проблема решается с помощью газовой горелки. Основное условие для успешного снятия детали таким образом – сильный разогрев коллектора рядом с датчиком. Благодаря температурному расширению посадочное гнездо слегка расширится, после чего снимаем основную деталь с помощью гаечного ключа.
Для снятия датчика со слизанными гранями может понадобиться сварочный аппарат. Для удаления детали потребуется пожертвовать гаечным ключом или торцовой головкой, которые после помещения на гранях детали аккуратно прихватываются в нескольких местах. Затем следует использовать большой рычаг, чтобы провернуть ДК в посадочном отверстии. В большинстве случаев такая операция выполняется на полностью демонтированных элементах системы выпуска отработанных газов.
Советы и рекомендации
Советы от более опытных владельцев машин могут сэкономить немалое количество времени начинающим автомеханикам, например:
- Если новый автомобиль эксплуатируется непродолжительное время после приобретения, то для снятия этой детали, достаточно предварительной обработки посадочного места проникающей смазкой.
- Если лямбда зонд находится в труднодоступном месте, то выкручивать его следует после установке автомобиля над смотровой ямой, на эстакаде или на подъемнике.
- Некоторые датчики кислорода невозможно демонтировать без использования специального ключа.
Если лямбда зонд не снимается, то приведенные в этой статье методы позволят решить проблему. Если ни один способ не подходит, то всегда можно снять коллектор, срезать датчик болгаркой, рассверлить отверстие, нарезать большую резьбу. Затем в восстановленное таким образом посадочное отверстие установить новый лямбда зонд.
Демонтаж датчика
Замена датчика кислорода ваз 2114 задача не из легких и затребует достаточно много времени и терпения, чтобы не загнать себя в большие денежные растраты на замену части выхлопной трубы, которая также стоит не малых денег.
Как открутить лямбда зонд на ВАЗ 2114
Для снятия лямбда-зонда понадобятся следующие инструменты:
- гаечный рожковый ключ на 17, 22, 19;
- средство для растворения ржавчины, например, WD-40;
- пластиковый хомут;
- кусачки.
Порядок выполнения работы
- На первом этапе необходимо обеспечить максимально комфортное место для работы. Для этого следует поднять машину или завести ее на эстакаду. Но лучше всего такие манипуляции проводить на авторемонтной яме.
- Далее необходимо открыть капот и найти там провода, идущие на датчик. Они, как правило, присоединены хомутами к патрубку охлаждения. Следует откусить их кусачками и освободить провода.
- Если машина только что заводилась, то следует выждать, когда остынет выхлопная система. Иначе можно обжечься.
Принцип действия
Одним из критерий для правильного функционирования лямбда-зонда является присутствие высочайшей температуры, потому отечественные изготовители автомобилей предусмотрели дополнительные методы обогрева датчика. Это дает фактически мгновенные корректные результаты. При высочайшей температуре по чувствительного наконечника при попадании туда молекул кислорода появляется электронный ток.
Такое же устройство имеется и со 2-ой стороны датчика, а корпус оснащен особыми отверстиями. Через их воздух снаружи поступает в датчик и при попадании молекул кислорода на поверхность наконечника также появляется электричество. Величина напряжения меж 2-мя измерительными наконечниками и является данными для бортовика. При схожем содержании кислорода на обоих концах не происходит генерации тока, потому напряжение равно 0 В. При наивысшем содержании кислорода в газах разность напряжений составляет порядка 0,1-0,3.5 В, в случае отсутствия же кислорода разность составляет 0,8-0,9 В.
Как открутить датчик кислорода (лямбду)
Практически всегда возникают трудности при откручивании лямбды, так как она мощно прикипает и ее очень тяжело сорвать с места. Можно воспользоваться горелками и прочими приспособлениями. Но я пользуюсь более простым методом.
На холодном двигателе обильно наношу в район резьбы датчика проникающую смазку. Запускаю двигатель и прогреваю его до рабочей температуры. При этом будет происходить дымовыделение — это выгорает смазка. В этом нет ничего страшного.
Далее даю двигателю немного остыть. Снова наношу смазку и прогреваю.
Пока двигатель горячий — пытаюсь открутить датчик. Обычно откручивается. Если нет, тогда повторяю процедуру еще раз. Теперь точно открутится.
Для откручивания можно использовать либо торцовый ключ на 22 мм
Либо накидной ключ
Суть одна — продеваем провод датчика внутрь ключа, а ключ одеваем на датчик.
Иногда даже можно обойтись хорошим рожковым ключом
Теперь берем новый датчик. В данном случае устанавливается вот такой бюджетный датчик стоимостью 650 грн. ( 26 usd или 1800 руб.)
Устанавливаем новый датчик концентрации кислорода, подключаем колодку проводов и устанавливаем на место пластиковый держатель. Вот и всё.
Как снять датчик кислорода, если WD-40 не помогает?
Если же просто обильная обработка химикатами не помогает, то можно прогреть систему, запустив двигатель. И после ее нагрева обильно смочить холодной водой и пробовать откручивать, если и это не помогает, то можно прибегнуть к прогреву датчика паяльной лампой и резко его остужать. Но тогда лямбда-зонд придет в негодность.
Этот способ является самым продуктивным, потому что при интенсивном нагревании металла происходит его расширение, а резкое охлаждение к закалке. Тем самым осуществляется отслаивание всех инородных и производных тел, возникших на поверхности и расслаблению соединения. Если даже вы и воспользовались данным методом, то второй раз вряд ли придется это повторять, потому что к тому времени потребуется замена выхлопной системы. Это связано с прогоранием металла насквозь под постоянным воздействием высоких температур и едких газовых образований изнутри, и коррозии снаружи.
- После некоторого времени и видимого удаления ржавчины, можно приступать к демонтажу. После проведения подобных операций, как правило, датчик легко откручивается.
- После демонтажа, следует место установки датчика внимательно осмотреть на предмет грязи и повреждений, при обнаружении таковых требуется их удалить. А все имеющиеся неровности зачистить мелким напильником или наждачной бумагой.
- Установка лямбда-зонда производится в обратном порядке. Надевается разъем и аккуратно укладывается и прикрепляется провод обратно к патрубку охлаждения хомутами. Специализированных настроек производить не требуется.
В чем сложность
Датчик кислорода или лямбда зонд устанавливается в выхлопную систему автомобиля и служит для определения качества утилизируемой таким образом газообразной смеси. Этот элемент работает в очень непростых условиях, поэтому в результате продолжительного использования могут возникнуть следующие сложности:
- Датчик прикипел.
- Деталь находится в труднодоступном месте.
- Грани изделия повреждены.
Учитывая тот факт, что наиболее часто эта деталь устанавливается в корпусе выпускного коллектора, в котором температура отработавших газов может достигать 500 градусов Цельсия, то неудивительно, что наиболее частая причина сложностей с демонтажем деталей заключается в том, что датчик кислорода прикипает к металлической поверхности детали, в которую установлен.
Датчик может находиться в таком месте, что для ее демонтажа не обойтись без использования специальных приспособлений. Конечно, можно всегда предварительно демонтировать систему выпуска отработавших газов, что существенно облегчит процесс демонтажа самой детали, но в таком случае объем выполняемых работ увеличится на порядок.
Если ранее предпринимаемые попытки выкрутить лямбда зонд заканчивались неудачей и при этом повреждались грани под ключ, то в этом случае удалить датчик будет очень непросто.
Способ №2 – ускоренный.
Для его реализации вам потребуется все та же ортофосфорная кислота и газовая горелка или плита. Если выбор падет на последнюю, использовать лучше самую маленькую конфорку (так будет удобнее): снимите с нее крышку, переверните и положите, слегка сместив в сторону, — так, чтобы она защищала (закрывала) газовую трубу от возможного попадания туда кислоты.
Дальше все просто: зажгите огонь, окуните сердечник кислородного датчика в кислоту и тщательно на этом огне разогрейте. Когда кислота начнет кипеть и брызгаться, на поверхности датчика начнет проступать зелено-голубая соль.
Дождитесь полного выкипания агрессивной жидкости, промойте деталь чистой водой, снова обмокните в ортофосфорную кислоту и на огонь… — повторяйте эти действия до тех пор, пока лямбда-зонд не заблестит чистотой (в нашем случае ушло минут 15). Перед установкой резьбу датчика кислорода следует смазать графитовой смазкой (чтоб тот не пригорел).
Только после этого деталь может быть возвращена на свое место.