Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Общие положения ФЗ 273

Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 был принят членами Государственной Думы в третьем чтении 19 декабря 2008 года и через 3 дня получил одобрение Федерационного совета. Подписание изучаемого нормативного акта Президентом России и первая официальная публикация ФЗ 273 осуществлены 25 декабря того же года.

Федеральный закон о противодействии коррупции в РФ устанавливает ведущие принципы борьбы со взяточничеством и превышением должностных полномочий служащими государственных структур. Настоящий нормативный акт состоит из 14 статей и обладает следующей структурой:

  • Ст. 1 — Основная терминология;
  • Ст. 2 — Юридический фундамент противодействия коррупции;
  • Ст. 3 — Главные принципы борьбы с превышением должностных полномочий;
  • Ст. 4 — Меры, предпринимаемые на международном уровне;
  • Ст. 5 — Организация противодействия;
  • Ст. 6 — Профилактические меры;
  • Ст. 7 — Участие государства в антикоррупционных действиях (7.1. — о запрете некоторым должностным лицами на хранение финансов или иных ценностей в банках Российской Федерации);
  • Ст. 8 — Процедура предоставления сведений о доходах и расходах;
  • Ст. 9 — Уведомление об обращении с целью склонения к коррупции, как прямая обязанность муниципальных и Федеральных органов;
  • Ст. 10 — Конфликт интересов;
  • Ст 11 — Методы профилактики и упразднения конфликта интересов;
  • Ст. 12 — Должностные ограничения заместителя уполномоченного лица;
  • Ст. 13 — Ответственность граждан за коррупционные нарушения;
  • Ст. 14 — Ответственность юридических лиц.

В качестве правовой основы для изучаемого нормативного акта можно выделить Конституцию РФ а так же международные договоры в области противодействия коррупции. Последние изменения в Федеральный закон № 273 внесены 3 апреля 2017 года.

Терминология ФЗ 273

Согласно статье 1 изучаемого Федерального закона, в тексте данного документа используются следующие термины:

  • Коррупция — совершение действий или договорённостей, в процессе которых выявляется факт нарушения должностных полномочий и передачи/приема взятки;
  • Противодействие — деятельность органов государственного и муниципального значения, направленная на борьбу с изучаемым негативным явлением;
  • Нормативные акты — законы, договоры, кодексы и иные правовые документы, на основании регламентов которых базируется настоящий закон;
  • Функции государственного и административного управления организацией — полномочия государственных и муниципальных органов по кадровым, техническим, организационным и прочим нюансам в отношении того или иного юридического лица.

Принципы противодействия коррупции

Согласно регламенту статьи 3 рассматриваемого Федерального закона, главными принципами борьбы с превышением полномочий и взяточничеством являются следующие:

  • Уважение личных и корпоративных прав и свобод каждого гражданина;
  • Правомерность антикоррупционных действий;
  • Открытость деятельности государственных и административных служб;
  • Неотвратимый призыв к ответственности лиц, уличённых в коррупции;
  • Привлечение политических, информационных, социальных и экономических мер в комплексе;
  • Профилактические меры являются приоритетными.

В целях противодействия коррупции, государство сотрудничает не только с гражданами и органами административного назначения, но и с иностранными антикоррупционными институтами.

Основные принципы противодействия коррупции

Прочитать о них можно в статье 3 Федерального закона №273.

К ним относятся:

    1. Признание и защита прав и свобод всех граждан РФ: они указаны в Конституции, все государственные служащие должны соблюдать их, не делая различий.
    2. Законность: принятие законов о противодействии коррупции, назначение наказания за нарушения, наделение определенных лиц правами бороться с преступлением.
    3. Открытость действий чиновников: это позволяет гражданам самостоятельно контролировать действия чиновников.

Обратите внимание: также речь идет об открытой и доступной для наблюдения борьбе с коррупцией.

  1. Обязательная ответственность на нарушения: любое преступление должно быть наказано, вне зависимости от занимаемой должности или суммы.
  2. Использование мер любого рода: политических, социальных, экономических и других. Поскольку взятничество относится практически ко всем сферам общества, то и бороться с ним нужно везде.
  3. Использование мер по предотвращению коррупции до того, как она будет совершена: «воспитание» в обществе нетерпимости к взяткам, работа над моральным обликом госслужащих.
  4. Сотрудничество государства с самими гражданами, обществом и международными организациями: речь идет об объединении всех в единую противокоррупционную систему.

Противодействие коррупции

На сегодняшний момент не существует методов воспитания или наказания, которые со 100%-ной вероятностью гарантировали бы появление абсолютно честного чиновника.

Однако в некоторых странах (Швеции, Португалии, Гонконге, Сингапуре) уровень взятничества крайне низок.

Традиционно выделяют 3 варианта устранения коррупции:

  1. Ужесточение законов и наказания, то есть вызов страха у чиновника за возможное нарушение.
  2. Увеличение зарплат чиновникам, чтобы тем не приходилось требовать взятку ради собственного выживания.
  3. Увеличение рынка частных услуг: конкуренция значительно уменьшит прибыль от взяток, а то и вовсе устранит их.

Также в развитых странах применяют:

  1. Внутренний контроль государства за своими служащими.
  2. Внешний контроль: например, независимая судебная система, способная осудить коррупционера по всей строгости.
  3. Выборная система госслужащих обществом: провинившийся чиновник либо отстраняется от работы в государственном аппарате полностью, либо не избирается гражданами.
  4. Информирование граждан об их правах и обязанностях: это поможет им избежать обмана служащих и вымогательства за то, на что граждане и так имеют право.
  5. Открытость всех систем для возможности контроля.
  6. Наличие социального обеспечения высокого уровня, чтобы чиновники понимали, чего они могут лишиться.

Стоит учесть: согласно исследованиям, этот вариант не столько помогает избавиться от коррупции, сколько увеличивает качество оказания услуг.

В наиболее некоррумпированных странах существуют и иные методы воздействия. Например, в Швеции в прошлом веке были принят ряд законов для минимизации взятничества. Государство начало регулировать только фермерские хозяйства, что значительно уменьшило возможность получения «подарков».

Кроме того, были увеличены зарплаты (в отличие от рабочих чиновники получали почти в 15 раз больше) и установлены высокие стандарты поведения. Постепенно зарплаты стали снижаться (сегодня чиновники получают всего в 2 раза больше), но «привычка» осталась.

Коррупция – что это

Термин произошел от латинских «Corrumpere» («Растлевать») и «Corrurtio» («Подкуп, продажность»).

Он означает использование должностными лицами прав и полномочий, определенных связей для достижения личной выгоды.

Чаще всего эта выгода идет вразрез с законом или интересами общества. Также коррупция определяется как подкуп должностных лиц иными гражданами для достижения своих целей.

Примите к сведению: в России определение звучит следующим образом: коррупция – это злоупотребление физическим лицом своим служебным и должностным положением, дача или получение материальных ценностей или каких-либо имущественных услуг в обмен на какие-либо противоречащие закону услуги.

Коррупция может быть:

  1. Бытовой: «подарки» от гражданина.
  2. Деловой: одной стороной выступает юридические лица, второй – государственные служащие.
  3. Верховной власти: сюда входят политики и верховные судьи. Они используют политические полномочия в своих целях, игнорируя интересы общества.

К причинам развития коррупции относят:

  1. Устаревшие или двусмысленные законы, не приспособленные к нынешней ситуации.
  2. Политическая нестабильность.
  3. Незнание законов гражданами, что позволяет госслужащим обманывать их.
  4. Некомпетентность самих служащих.
  5. Отсутствие наказания за взятничество, невозможность повлиять на ситуацию.

Косвенными причинами могут стать:

  1. Низкие зарплаты чиновников.
  2. Монополия государства на определенные услуги: отсутствие конкуренции в виде частных предложений вынуждает граждан обращаться к государству.
  3. Низкий уровень развития экономики или ее нестабильность.
  4. Культурные или религиозные традиции страны, неоднородность этнического состава.

Вред от коррупции состоит:

  1. В неэффективном распределении и расходе государственных ресурсов, в том числе денег: коррумпированные чиновники сознательно могут направлять финансирование в каналы, где их проще разворовать.
  2. В потере части государственных финансов и финансовой помощи других стран из-за присваивания чиновниками.
  3. В снижении эффективности управления, недовольстве гражданами государственным аппаратом и работой честных служащих.
  4. В разорении мелких предпринимателей, росте социального неравенства, серьезном развитии местных преступных группировок.
  5. В наплевательском отношении чиновников к гражданам, не желающим давать взятки, и создании искусственных препятствий с целью получения денег.
  6. Снижении общественной морали.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора

1. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

1.1. Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.

2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

273 ФЗ о противодействии коррупции

Он состоит из 14 статей, в которых говорится о:

    1. Основных понятиях и определениях.
    2. Правовых основах, касающихся противодействию взятничества.
    3. Принципах противодействия.
    4. Сотрудничестве России с другими государствами в этой области.
    5. Организационных основах для противодействия.
    6. Профилактике по недопущению нарушений.
    7. Направлении деятельности госорганов, которая будет направлена на более эффективное противодействие. В статья 7.1 речь идет о конкретных лицах и касающихся их запретах хранить деньги в иностранных банках и владеть недвижимостью заграницей.
    8. Необходимости отчитываться о доходах и имуществе. Статья 8.1 говорит о необходимости отчитываться и за расходы тоже.
    9. Обязанности сообщать о предложениях взятки.
    10. Конфликте интересов.
    11. Порядке предотвращения и урегулирования таких конфликтов.
    12. Ограничениях, касающихся заключения трудового договора.

Возьмите на заметку: в статьях 12.1-12.5 рассматриваются подробнее конкретные ситуации.

  1. Ответственности граждан за преступление. Статьи 13.1 и 13.2 рассматривают подробнее увольнения, статья 13.3 – обязанности фирм проводить профилактику по предотвращению правонарушений, статья 13.4 – о проводящихся проверках.
  2. Ответственности организаций за взятничество.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector