Федеральный закон от 06.04.2015 n 68-фз

Последние поправки

Последняя редакция ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была 23 июня 2016 года, при принятии ФЗ номер 218. Изменения произошли в статье 10, в которой дан список полномочий Правительства Российской Федерации. В эту статью был добавлен пункт «с». Согласно этому пункту в полномочия Правительства РФ добавилось то, что оно упорядочивает и регулирует действия Федеральных органов во время пожаров в лесах.

В ст. 4 ФЗ 68 «О чрезвычайных ситуациях» описана единая система, по которой работают органы, сотрудники, граждане и организации при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эта единая система объединяет силы, действия и мероприятия, проводимые всеми органами Российской Федерации при предупреждении и ликвидации ЧС.

Принципы ЕГС:

  • Создание и использование норм и экономических функций по защите населения на водных объектах;
  • Сотрудничество в международном масштабе для защиты граждан. Защита происходит как на пожарах, так и на водных объектах и в других ситуациях;
  • Создание и использование научных и технических программ по защите и безопасности населения;
  • Помощь в реализации прав и обязанностей населения в описываемой сфере;
  • Поддержание органов, занимающихся предупреждением и ликвидацией катастроф, в состоянии готовности;
  • Планирование и реализация мероприятий и операций по поддержке населения, пострадавшего в катастрофах и проведение гуманитарных акций;
  • Сбор, обработка и использование сведений в описываемой сфере;
  • Ликвидация техногенных и природных катастроф;
  • Мероприятия по разъяснению и профилактике, а также подготовке населения к возможным катастрофам;
  • Проведение экспертиз и надзора в области защиты граждан во время опасных ситуаций;
  • Оповещение и информирование населения о надвигающейся катастрофе;
  • Создание и использование финансовых резервов;
  • Оценка и прогнозирование возможных ЧС.

Согласно 68 ФЗ ст. 14 у организаций, защищающих население от чрезвычайных ситуаций, существует ряд определенных обязанностей.

Среди этих обязанностей:

  • Организация и осуществление запланированных мер по защите сотрудников организаций во время катастроф;
  • Информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях, предоставление Федеральным органам информации и участков для установки оборудования;
  • Организация мероприятий по повышению уровня жизнедеятельности работников;
  • Предоставление необходимой информации населению;
  • Создание операций и их осуществление, а также подготовка граждан к возможным чрезвычайным ситуациям;
  • Создание финансовых резервов;
  • Поддерживать в нужном состоянии технические системы, оповещающие население о надвигающихся катастрофах;
  • Финансировать операции и мероприятия по подготовке работников и граждан;
  • Проводить спасательные и аварийные работы при необходимости, организовывать неотложные работы на объектах.

В статье 19 ФЗ 68 дан список обязанностей всех лиц при предостережении о надвигающейся катастрофе и при аварийно-спасательных операциях. Каждый гражданин России обязан следовать законодательству страны в описываемой области для защиты и безопасности. Кроме этого при обнаружении возникших опасных ситуаций и при обнаружении ситуаций, когда необходима помощь, граждане обязаны оказывать содействие другим лицам. Другой обязанностью населения считается соблюдение мер безопасности в быту и на производстве. Государственные органы и организации проводят мероприятия по обучению граждан о необходимых действиях во время возникновения чрезвычайных ситуаций, эти действия они обязаны совершать. Граждане обязаны обучаться приемам оказания первой помощи и поведения на воде, при пожаре и других катастрофах.

Скачать последнюю редакцию закона

ФЗ о ЧС природного и техногенного характера помогает скооперироваться государственным органам и гражданам Российской Федерации для предотвращения и ликвидации возникших ЧС. Чтобы избежать возможных ошибок, повреждений или чтобы не пострадать во время катастрофы, рекомендуется изучить этот закон.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Что такое режим ЧС (чрезвычайная ситуация) и как себя вести

В соответствии со ст. 1 федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» данный режим может быть введен на территории бедствий, которые могут повлечь и/или уже повлекли за собой человеческие смерти, ущерб здоровью и нарушение условий жизнедеятельности.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим ЧС на территории региона может быть введен в случае если в пределах одного субъекта погибло или пострадало от 50 до 500 человек. Если жертв или пострадавших свыше 500, то это уже режим ЧС федерального характера.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 66 от 31.01.2020 года «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция включена в список заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Нарушитель условий чрезвычайной ситуации может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст

236 Уголовного кодекса РФ (а это до 5 лет лишения свободы)

Нарушитель условий чрезвычайной ситуации может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 236 Уголовного кодекса РФ (а это до 5 лет лишения свободы).

Что запрещается делать при режиме ЧС

В условиях ЧС могут быть предприняты дополнительные меры защиты в том числе:

  • ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону чрезвычайной ситуации,
  • определение порядка выделения резервов материальных ресурсов, порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, появляется возможность приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности её работников и других людей, которые могут находиться на территории организации.

В условиях ЧС власти имеют право осуществлять меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Это может быть и закрытие для передвижения отдельных территорий, и направление госрезервов для обеспечения потребности граждан. В режиме ЧС власти могут вводить при необходимости бесперебойное обеспечение населения продуктами питания.

Могут обязать граждан использовать средства индивидуальной защиты. Правительство России сможет устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Что за закон

ФЗ № 68-ФЗ вступил в силу в конце 1994 года. Его последняя редакция датируется июнем 2016 года. Главное направление настоящего Федерального закона — это создание комплексных мер и взаимодействие всех служб и лиц с целью защиты от факторов ЧС в виде катастроф природного или техногенного типа.

С помощью закона регулируются все правоотношения, относящиеся к спасательным и защитным действиям во время чрезвычайных ситуаций.

Важно! Федеральный закон предусматривает ряд полномочий региональных и федеральных органов, которые начинают действовать при режиме ЧС

Что регулирует

С помощью акта определяется общая база организационно-правовых норм в сфере защиты граждан и любых категорий населения РФ, а также различных объектов природного, производственного и социального характера.

С помощью законодательной базы регулируется вся система отношений, которая возникает при ЧС. Получается, что ФЗ № 68-ФЗ является регламентом действий граждан и субъектов любого типа, в частности госорганов, при возникновении опасности для людей, проявляющейся при любом варианте катастрофы. Чрезвычайная ситуация может возникнуть при катаклизмах технического типа, примером может служить Чернобыль, а также в результате стихийных бедствий.

Основные положения

ФЗ имеет несколько основных частей. Среди них:

  • терминология и основные понятия;
  • законодательная база, регламентирующая установленный тип защиты населения;
  • задача и список целей нормативно-правового акта;
  • разделение на зоны ответственности и гласность;
  • полномочия органов и субъектов государственного типа;
  • перечень мероприятий при ликвидации и предупреждении последствий;
  • перечень прав и обязанностей гражданских лиц, а также их взаимодействие с государственными структурами;
  • подготовка всех категорий граждан и госорганов к возможным катаклизмам;
  • международные отношения в сфере предупреждения и ликвидации угроз, возникающих в результате ЧС.

Основная цель законодательной базы — это меры по предупреждению последствий, а также уменьшение ущерба. Дополнительно прописаны все основные полномочия и обязанности государственных структур, на которые возложена ответственность по мерам реагирования и обеспечения безопасности граждан.

Когда проводят учения по гражданской обороне в Севастополе

Организации проводят:

  • комплексные учения;
  • командно-штабные учения;
  • специальные учения;
  • объектовые тренировки по ГО

Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят при объектовых тренировках (ОТ) продолжительностью до 8 часов (п. 15 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Комплексные учения (КУ) продолжительностью до 2 суток проводят 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях – 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов (п. 3 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Практическое обучение работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее – СУТ).

СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов (п. 19 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Цели СУТ:

  • проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;
  • проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;
  • обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;
  • повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов (п. 21 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (п. 24 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При подготовке и планировании учений и тренировок разработайте:

  • приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения (тренировки);
  • схему организации руководства учением (тренировкой);
  • календарный план подготовки командно-штабного учения (тренировки);
  • замысел командно-штабного учения (тренировки) с пояснительной запиской;
  • задание на командно-штабное учение (тренировку);
  • план проведения командно-штабного учения (тренировки);
  • инструкцию по мерам безопасности при проведении комплексного учения (тренировки).

Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Расписание и результаты курсового обучения в области ГО и ЧС фиксируйте в журнале.

Контроль за учениями и тренировками осуществляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах их полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Кто вправе вводить режим ЧС

Государственная Дума РФ 31 марта 2020 года в третьем чтении приняла Федеральный Закон, позволяющий правительству России вводить в стране или в отдельных регионах режим чрезвычайной ситуации.

Кроме того, перечень причин возникновения ЧС дополняется распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих. Совет Федерации этот закон уже одобрил.

Вы можете задавать нам вопросы в чате (кнопка чата внизу страницы, справа) или на специальной странице заполнить форму. В период эпидемии мы работаем удаленно и отвечаем на вопросы бесплатно, т.к. считаем, что это наша социальная функция. Поэтому старайтесь не выходить из дома, соблюдайте режим самоизоляции и все будет хорошо!

Разработка плана гражданской обороны организации. Как составить план оповещения го

ПланКак составить план оповещения го

План мероприятий по гражданской обороне на предприятии с приложениями разрабатывается в виде специального текстового подготовленного документа. При этом все приложения становятся важнейшей частью такого плана.

У многих людей не должен возникать вопрос о том, какие организации разрабатывают план ГО, так как такое мероприятие с весны текущего года проводят все действующие объекты.

План действий или инструкция?

Владимир 1 декабря 2014 Рубрика ГО и ЧС ГО и ЧС

data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″data-ad-slot=»4667332581″data-ad-format=»auto»>

Написать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? Сложно? Давайте разбираться, возможно, все не так уж сложно, как кажется с первого взгляда. И начнем мы с нормативно-правовой базы.

Многие сталкиваются с вопросами планирования в области ГО и ЧС, ведь любая организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации, обязана планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (согласно статьи 14, ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

data-ad-layout=»in-article»data-ad-format=»fluid»data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″data-ad-slot=»6305693799″>

С тем, что планировать мероприятия нам придется, мы разобрались, теперь давайте попробуем понять, кто должен составлять план, а кто инструкцию. Итак, согласно Постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г.

N 124-ПП «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций составляются соответствующими объектами с максимальным одновременным нахождением менее 50 человек (включая персонал).

Если в вашей организации одновременно находятся менее 50 человек, то можно организовать планирование на основе инструкции, а не плана, это, в свою очередь, несколько сокращает объем работы. Однако, здесь нужно быть очень осторожным. Простой пример: в детском саду действует 2 группы по 15 человек каждая, персонал детского сада составляет 10 человек.

С одной стороны, постоянно в детском саду пребывает 40 человек, с другой – воспитанников забирают родители, которых одновременно может находиться в здании и на территории более 10 человек, следовательно, необходимо составлять план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Очень хотелось бы выслушать мнение моих коллег по этому вопросу.

Что такое план действий и как его составить я расскажу Вам в следующих записях.

Владимир Раичев

Что меняется для граждан при режиме ЧС

В соответствии с федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима ЧС правительство имеет право ограничить торговлю медицинскими изделиями.

Также предусмотрен штраф при неисполнении или ненадлежащем исполнении в 2020 году в связи с распространением коронавируса обязательств, которые предусмотрены по контракту.

При введении режима ЧС большая часть обязанностей возлагается на органы государственной власти, которым необходимо срочно создавать различные межведомственные органы, советы, контролировать процесс ликвидации ЧС и т.д.

У граждан же обязанностей немного:

  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Если при введении режима ЧС в качестве правил поведения указано соблюдение карантинных мер, значит, надо их соблюдать. Они действительно ограничивают права граждан, но в соответствии с федеральным законодательством и для защиты их же прав и свобод.

То есть ограничение прав граждан на свободу передвижения происходит по принципу территориальности. И заключает в недопуске граждан в на территорию, где введен режим ЧС.

Например, на территорию, где полыхают лесные пожары. Или на территорию, где произошла эпидемия бешенства. Однако, на данный момент, законодатели приняли ряд поправок, что бы было явное понимание ответственными лицами, понятие «пандемии коронавируса».

Это понятие распространяется на всю страну, а не конкретно локальную территорию. И исходя из динамики распространения коронавируса, ответственные за это региональные власти, могут принимать решение о введении специальных режимов.

Исходя из такого толкования введение ограничительных мер во время режима ЧС не противоречит Конституции.

Режим ЧС существенно отличается от понятий «карантин» и «самоизоляция»

В свою очередь, существует определение карантина, данное Роспотребнадзором, под которым следует понимать комплекс различных мер (в основном — ограничительных), которые направлены на недопущение массового распространения инфекционного заболевания.

В целом, это различные меры для разграничения контактов здоровых и болеющих людей. Наказание за нарушение карантина действительно существует, но только в случае, если карантин назначили врачи.

С понятием самоизоляции все сложнее. В законодательстве оно отсутствует как таковое, таким образом, и наказания за нарушение самоизоляции ни один нормативный акт не содержит. В настоящий момент есть Указ Президента РФ, которым установлена нерабочая неделя, однако он не содержит упоминания о самоизоляции и запретов на передвижение.

Региональные власти своими постановлениями призывают оставаться дома. Однако сейчас, в последнем пакете принятых законов, предусмотрен штраф за нарушение режима самоизоляции. Понятие «самоизоляция» там звучит в другой формулировке — «нарушение ограничительных мероприятий» и в период не только ЧС, но и при возникновении угрозы распространения заболевания.

Таким образом, на данный момент, почти все субъекты РФ ввели ограничительные режимы по перемещению граждан (так называемая «самоизоляция»). Это значит, что сейчас наступила совокупность обстоятельств, при которых граждан могут штрафовать за несоблюдение режима самоизоляции.

Минимальный штраф за нарушение режима самоизоляции начинается от 15 000 руб. Сотрудники правопорядка составляют протокол об административном нарушении и направляют в суд. Административный штраф назначают судебные органы.

В свою очередь, режим ЧС так же предусматривает ограничение на перемещение граждан. За нарушения режима законом установлена конкретная ответственность и он распространяется на всех граждан, проживающих на той территории, где введен указанный режим.

Карантин, в отличии от режима ЧС, распространяется на конкретных лиц, в отношении которых введен такой режим.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.006-84 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности.

ГОСТ 19.507-79 Единая система программной документации. Ведомость эксплуатационных документов

ГОСТ 22.0.03-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16962-89 Изделия электротехнические. Методы испытаний на устойчивость к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 21552-84 Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 25861-83 Машины вычислительные и системы обработки данных. Требования по электрической и механической безопасности и методы испытаний

ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения ГОСТ Р 22.0.11-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения

ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система 1момито£ингаи^П£авления>инженв£ными^иствмами^ан1^

Издание официальное

ГОСТ Р 51330.0 -99 Электрооборудование вэрывозащищенное. Часть 0. Общие требования

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность е чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р МЭК 60065-2009 Аудио*, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности

OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов 8 информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации е сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то эго положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector