Симптомы неисправности датчика положения распредвала
Содержание:
- Устранение неполадок ДПРВ
- Возможные причины неисправности
- Зачем необходим ДФ?
- Проверка двухпроводного индуктивного датчика
- Основные варианты проверок
- Монтаж нового датчика
- Неисправности датчика положения распредвала
- Способы проверки
- Как проверить датчик положения распредвала
- Где расположен датчик положения коленвала?
- Особенности принципа работы ДПРВ на Приоре
- В заключение
Устранение неполадок ДПРВ
Если на панели уже загорелся индикатор Check Engine (он может светиться не постоянно, а появляться периодически), необходимо просто считать код неисправности с помощью диагностического устройства. Если у вас нет такого прибора и купить его невозможно, необходимо обратиться к специалистам.
После получения точного кода неисправности и его расшифровки, мы рекомендуем выполнить несколько несложных тестов. Не всегда наличие одного из перечисленных выше кодов неисправности ДПРВ свидетельствуют о том, что датчик обязательно подлежит замене. Иногда источником проблемы является повреждение проводки, разъема и т.д. Такие неполадки вполне реально устранить своими силами.
Но для проверки работоспособности самого датчика положения распредвала необходимо выполнить несколько действий. Конечно, сигнал сложно проверить, не имея специального оборудования. Но базовую информацию предоставит проверка датчика распредвала мультиметром.
Сначала визуально проверьте, в каком состоянии находится разъем датчика и провода, которые к нему идут. Убедитесь в том, что там нет грязи, масла или ржавчины, которые могут создавать перебои. Проверьте провода на отсутствие повреждений. Иногда проблемы создают переломанные провода, плохие контакты или дефекты изоляционного слоя, вызванные воздействием повышенных температур. Провода ДПРВ не должны контактировать с высоковольтными проводами системы зажигания.
После этого берём в руки цифровой мультиметр, он «умеет» проверять значение переменного и постоянного тока (AC и DC, соответственно). Но вам заранее необходимо получить информацию о том, какими должны быть эти показатели для используемого на вашем авто датчика.
В некоторых датчиках разъемы устроены так, что вы можете подключить к ним дополнительные провода для считывания данных мультиметром.
Если это невозможно, попробуйте отключить разъем ДПРВ и подключить тонкие медные провода к каждой клемме разъема. После этого установите разъем на место, чтобы из его корпуса торчали два провода.
Ещё один вариант – пробить каждый из проводов иглой или булавкой (делайте всё аккуратно, чтобы не замкнуть провода!). После такой диагностики поврежденные участки изоляции следует хорошо замотать изолентой, чтобы внутрь не попадала влага.
Проверка двухпроводного датчика положения распредвала:
- Если в авто используется электромагнитный ДПРВ, переведите мультиметр в режим AC.
- Другой человек должен включить зажигание, провернув ключ в замке, не запуская при этом двигатель.
- В цепи должно появиться напряжение. Один из щупов мультиметра соедините с «землей» (любой металлический компонент двигателя), а второй по очереди подключайте к проводам датчика распредвала. Отсутствие тока на всех проводах свидетельствует о проблеме в проводке, которая идёт к датчику.
- Попросите человека в машине запустить двигатель.
- Прикоснитесь одним щупом мультиметра к одному проводу разъема ДПРВ, а вторым – к другому. На экране прибора появятся значения, которые следует сравнить с рабочими показаниями, приведенными в инструкции по эксплуатации авто. Как правило, показатели на экране меняются в пределах 0,3-1 вольта.
- Отсутствие сигнала свидетельствует о неисправности датчика распредвала.
Проверка трехпроводного ДПРВ:
- Идентифицируйте провод питания, «земли» и сигнальный провод (воспользуйтесь инструкцией по ремонту), после чего проверьте целостность проводки, которая идет к датчику. Мультиметр надо перевести в режим DC.
- Другой человек должен включить зажигание, не запуская мотор.
- Черный щуп мультиметра соединяем с «землей» (любая металлическая деталь двигателя), а красный – с проводом питания ДПРВ. Полученные результаты следует сравнить с данными с инструкции по эксплуатации.
- Помощник должен запустить двигатель.
- Дотроньтесь красным щупом мультиметра к сигнальному проводу ДПРВ, а черный щуп соедините с проводом заземления. В случае неисправности датчика напряжение будет ниже заявленного в руководстве по ремонту. Иногда мультиметр вообще ничего не показывает, что также свидетельствует о выходе из строя датчика.
- Снимите ДПРВ и проверьте элемент на наличие механических повреждений или загрязнений.
Ниже опубликовано видео, которое наглядно демонстрирует, как вы можете проводить такие испытания. В некоторых случаях электрическая цепь исправна, датчик во время тестов также выдает правильные показания. Возникает вопрос о том, почему же появляются ошибки и проблемы в работе двигателя? Иногда причины связаны с другими компонентами двигателя. Ошибки могут появляться из-за ослабленного ремня ГРМ или неисправности его натяжителя. Из-за этого ДПРВ будет передавать неправильный сигнал.
Возможные причины неисправности
ДПРВ – это генератор импульсов, который создаёт очень слабый сигнал. Есть небольшая вероятность того, что ток постепенно ослабит целостность его обмотки. Однако вибрации, вызванные магнетизмом, проходят по зубьям редуктора. Когда распредвал поворачивается, сила меняется точно так же, как генерируемый сигнал. Эти вибрации вызывают микроскопические движения внутри ДПРВ, создавая слабые места в существенных частях, особенно обмотку в случае ДПРВ индуктивного типа.
С датчиком типа Холла совсем другая история. Этот тип ДПРВ представляет собой твердотельное устройство, то есть его электронный компонент, как диод или транзистор. Напряжение может повредить чувствительные части ДПРВ. Короткие замыкания и неправильные соединения могут также повредить его. И помните, что вам нужен источник питания, чувствительный к полярности.
Зачем необходим ДФ?
Данный агрегат предназначен для формирования импульсного сигнала, а также определения цикла работы двигателя. Непосредственно датчик распредвала ВАЗ 2114 является интегральным, поскольку включает вторичный преобразователь сигнала в импульс и чувствительный элемент. Последний работает по принципу Холла, мгновенно реагируя на малейшее изменение магнитного поля. Вторичный элемент содержит в себе выходной каскад, операционный усилитель, мостовую схему. Выходной каскад сделан по типу открытого коллектора. В свою очередь, работа ДФ — выбор такта для первого цилиндра: ведь распредвал определяет, какая фаза газораспределения, какой открыт клапан. В карбюраторных моторах такого устройства нет. Карбюраторный мотор подает искру свечи в конце пуска отработавших газов и в момент сжатия, а для такого принципа работы будет вполне достаточно показаний ДПКВ. Такой тип работы двигателя называется «система зажигания». На инжекторных двигателях, когда ДФ умирает, загорается чек, в итоге система работает, опираясь только на показания ДПКВ. Теперь Вы знаете, для чего нужен датчик фаз.
Проверка двухпроводного индуктивного датчика
Существует ряд общих признаков неисправного ДПРВ. Если у вас возникли такие проблемы, вам может потребоваться его заменить. Эти же симптомы могут быть вызваны проблемами с системами зажигания или впрыска топлива. Таким образом, перед заменой ДПРВ стоит провести тесты на определение настоящего источника неисправности.
Если загорается индикатор проверки, ваш ECU записывает код неисправности. Вы можете проверить ошибки с помощью специального диагностического прибора. Коды между P0335 и P0338 соответствуют проблемам ДПРВ.
Это, вероятно, самый простой и наиболее точный способ проверки и определения проблемы ДПРВ. К сожалению, ДПРВ, как правило, выходит из строя намного раньше, чем загорается соответствующий индикатор. Чтобы быть постоянно в курсе проблем автомобиля, стоит проводить и другие виды тестирования.
RPM – этот следующий метод проверки ДПРВ, где также потребуется диагностический прибор. Одна из настроек сканера позволяет считывать скорость вращения двигателя в оборотах в минуту (об/мин). Настройте сканер для считывания оборотов двигателя и заведите его. Сканирующий прибор должен считывать от 100 до 500 об/мин. Низкое значение указывает на то, что ДПРВ работает неправильно. «0» означает, что ДПРВ полностью вышел из строя.
Тестирование мультиметром
Конечно, доступ к сканеру есть не у всех (хотя их иногда можно арендовать в магазинах запасных частей). Мультиметр является более распространённым и очень полезным инструментом для диагностики многих электронных компонентов вашего автомобиля. Мультиметр может измерять напряжение, ток и сопротивление.
Вы можете снять ДПРВ, а затем проверить сопротивление. Прикрепите один конец мультиметра к каждому проводу ДПРВ. Сопротивление 0 означает, что существует короткое замыкание. Бесконечное сопротивление означает, что существует разомкнутая цепь. Любое из этих показаний указывает на то, что ДПРВ не работает. При любом другом значении проверьте его в инструкции производителя. Если показание не соответствует рекомендуемому сопротивлению, вы должны заменить ДПРВ.
Ещё один способ проверить ДПРВ с помощью мультиметра – проверить выходное напряжение при помощи двигателя. Чтобы сделать это, вам понадобится помощник. Зачистите соединительные разъёмы и измерьте выходное напряжение в милливольтах переменного тока. Как правило, это показание составляет около 200 милливольт, но может изменяться в зависимости от марки авто. Проверьте технические характеристики в инструкции пользователя. Если выходного напряжения нет, то, очевидно, ваш датчик работает неправильно.
Эти тесты помогут вам определить источник проблемы. Они либо предотвратят ремонт, который вам не нужен, либо подтвердят, что ремонт, который вы собираетесь сделать, именно тот, который действительно нужен. Если тестирование действительно подтвердило, что ваш ДПРВ неисправен, придётся его заменить.
Основные варианты проверок
Чтобы проверить работу датчика фаз ДВС применяется специальное оборудование, включая электронный мультиметр. Устройство может функционировать в режиме постоянного напряжения. В качестве примера можно взять датчики фаз транспортного средства ВАЗ 2114. На 16-клапановых модификациях устанавливается датчик 21120, а на 8-клапановой 21110.
Перед тем, как начать проводить диагностические мероприятия, нужно сделать демонтаж датчиков с места их локализации. Далее производится визуальный осмотр корпуса датчика фаз, контактов и колодки. Если найдены скопления грязи и пыли, то нужно использовать бензин или спирт и удалить загрязнения.
Чтобы проверить датчик на 8-клапановой модификации, его подключают к аккумуляторной батарее и мультиметру.
В дальнейшем, алгоритм действий будет следующий:
выставляется напряжение для питания в диапазоне 13,5 Вольт (допустима погрешность ±0,5). Чтобы организовать питание, достаточно воспользоваться обыкновенным автомобильным аккумулятором;
напряжение между проводом питания и массой не должно быть меньше 90% от питающего. В противном случае, если значение стремится к нулю, значит, датчик оказывается неисправным;
пластину из стали подносят к торцевой части датчика;
когда датчик работает нормально, то напряжение между массой и сигнальным проводом не должно превышать отметку в 0,4В. Если значение выше, значит, устройство не работает;
убрать в сторону стальную пластину от торцевой части датчика. Тогда напряжение должно вернуться к исходным данным от 90% питающего напряжения.
Чтобы проверить датчик 16-клапановой модификации, его подключают к блоку питания и мультиметру.
Для проверки нужно подготовить металлическую деталь, размером до 20 мм, длиной от 80 мм и толщиной в 0,5мм. Принцип проверки схож с выше представленным для 8-клапановой модели, но значения будут различны:
выставляется напряжение для питания в диапазоне 13,5 Вольт (допустима погрешность ±0,5);
когда датчик работает нормально, то напряжение между массой и сигнальным проводом не должно превышать отметку в 0,4В;
заранее подготовленная стальная деталь помещается в щель, куда и репер распределительного вала;
если устройство работает, напряжение между проводом питания и массой не должно быть меньше 90% от питающего;
убрать в сторону пластину, тогда напряжение снова должно опуститься до отметки в 0,4В.
Такого рода проверки можно совершать даже не демонтируя датчик с его рабочего места. Однако чтобы осмотреть его лучше — нужно снять. Зачастую, при проверке датчика имеет смысл проверить и работоспособность, и отсутствие механических повреждений проводов, и качество контактов. К примеру, нередки случаи, когда фишка слабовато держит контакт, из-за этого с датчика не идет сигнал на блок управления. Также, при возможности, желательно «прозвонить» провода, идущие от датчика к ЭБУ и к реле (питающий провод).
Помимо проверки мультиметром, нужно проверить наличие соответствующих ошибок датчика при помощи диагностического прибора. Если такого рода ошибки выявлены впервые за все время, то стоит попытаться их сбросить при помощи программных средств. Либо же может помочь просто отсоединение на минуту минусовой клеммы аккумуляторной батареи. Если же ошибка все еще осталась — нужна дополнительная диагностика по приведенным выше алгоритмам.
Монтаж нового датчика
Установка производится в обратной последовательности. Но нужно обязательно знать особенности монтажа прибора:
- Нельзя применять герметики или прокладки, так как температура возле датчика постоянно меняется. В результате этого герметик или прокладки расплавляются, что может принести огромный вред двигателю.
- Иногда после монтажа нового прибора бортовой компьютер всё равно выдает ошибки. Вполне возможно, что вам просто попался датчик, в котором присутствует заводской брак.
К сожалению, бракованные изделия очень часто попадаются в магазинах. Поэтому, если ошибка всё равно высвечивается, необходимо провести диагностику датчика фаз ВАЗ-2114. Если проверка показала, что прибор исправен, то нужно искать проблему в других механизмах. Вполне возможно, что расшаталась шестерня на коленчатом валу, либо ремень ГРМ перескочил на несколько зубьев.
Неисправности датчика положения распредвала
Основная неисправность датчика распредвала на основе эффекта Холла – это его физический отказ (самого чувствительного элемента или выходной схемы, формирующей прямоугольные импульсы). У индуктивных датчиков происходит налипание микрочастиц стружки, возникающей при износе элементов газораспределительного механизма, на магнитный сердечник, из-за чего форма импульсов «размазывается», и они могут неправильно обрабатываться в ЭБУ впрыска.
Основные ошибки датчика распределительного вала по стандарту OBD-II:
- P0340 — Неисправность в цепи датчика положения распредвала
- P0341 — Неправильный показатель / не отрегулирован датчик положения распредвала
- P0342 — Датчик положения распределительного вала: низкий уровень сигнала
- P0343 -Датчик положения распределительного вала: высокий уровень сигнала
- P0344 — Неисправность датчика положения распредвала
Ошибка с кодом P0340 трактуется как признак чисто электрической неисправности, но на самом деле является наиболее общей: она вызывается и окислением контактов в разъеме, и растяжением цепи ГРМ. На «цепных» моторах в большинстве случаев в этом не виноват датчик распредвала, признаки неисправности как раз указывают на «уход» меток. Доводилось встречать машины, где эта ошибка после сброса возникала буквально через несколько минут, мотор трясло на холостых, ЭБУ фиксировал множественные пропуски воспламенения, но зато на высоких оборотах машина буквально «рвала из-под себя», что однозначно указывало на «запаздывание» распределительного вала впускных клапанов и как следствие – увеличенную фазу перекрытия. Из-за этого наполнение цилиндров на низких оборотах было недостаточным для нормальной работы двигателя, зато на высоких наполнение за счет инерции выхлопных газов и увеличенного времени перекрытия, наоборот, всасывал в цилиндры даже больше воздуха, чем ему было «положено».
Столкнувшись с проблемой из подобного «общего» ряда, стоит полагаться не на ее обозначение по стандарту OBD-II, а на процедуры направленной диагностики для конкретного автомобиля, так как разные ЭБУ впрыска фиксирует такие ошибки по разным причинам.
Ошибка P0341 указывает на более серьезные проблемы в моменте получения сигнала с ДПРВ относительно ДПКВ и уже однозначно может быть идентифицирована как признак проблем, не связанных с датчиком распредвала и его проводкой. Проверяем положение меток, на «бесшпоночных» моторах – выставляем распредвалы и коленвал специальными приспособлениями.
Зная, в какой момент на конкретном двигателе должен приходить сигнал от ДПРВ относительно момента отсчета по ДПКВ, на двухканальном осциллографе отклонение фаз увидим и без разборки.
Коды P0342/P0343 – это признаки отказа самого датчика распределительного вала или замыкания в проводке, реже – симптомы неисправности самого ЭБУ впрыска. При этом «мозги» фиксируют при вращении двигателя постоянно низкий или постоянно высокий сигнал с датчика, который не меняется в зависимости от такта работы мотора. При этом двигатель переходит на нефазированную работу впрыска и зажигания, что для водителя зачастую даже не заметно: расход горючего не меняется, приемистость остается прежней.
Код P0344 – симптом неустойчивого сигнала с датчика. Проблемы возникают из-за налипшей металлической стружки, окислен или разболтан разъем, изломлен провод от датчика до ЭБУ. На осциллограмме при этом видно «мусор» на сигнале.
Способы проверки
ДПРВ автомобиля ВАЗ-2115 находится под воздушным фильтром, установлен вблизи головки цилиндров. Для того чтобы проверить его работоспособность, необходимо снять гнездо электропитания, и демонтировать деталь.
Визуальная проверка
Первый способ проверки работоспособности ДПРВ заключается в обычном внешнем осмотре. Причины неисправности бывают следующие:
- Трещины и сколы на корпусе могут быть причиной возникновения пробития. Требуется полная замена детали.
- Окисление или обрыв контактов в соединительном гнезде является причиной отсутствия соединения между ДПРВ и БЭУ. Очистка контактов устранит проблему.
Проверка мультиметром
Для того чтобы проверить датчик фаз мультиметром, необходимо:
- Демонтировать деталь.
- Подключить клеммы мультиметра к 1 и 3 клеммам датчика.
- Установить прибор в положение определения сопротивления.
- Подвести к наконечнику ДПРВ металлическую отвертку или нож.
Устройство должно отреагировать на металл, а мультиметр показать рабочее сопротивление детали. Отсутствие реакции говорит о повреждении.
Проверка вольтметром
Для проверки необходимо:
- Демонтировать деталь без снятия токоведущего гнезда.
- Включить зажигание.
- Подключить клеммы вольтметра к клемме 1–3.
- Подвести металлический предмет к наконечнику детали.
Исправная деталь должна среагировать на металл и выдать напряжение от 0.7 до 0.9 В. Высокие показатели или их полное отсутствие указывают на повреждение.
Как проверить датчик положения распредвала
Проверка индуктивного ДПРВ и датчика, основанного на эффекте Холла, схожи между собой. В процессе происходит замер значения напряжения между их выводами. Для этого вам понадобится мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Проверку работы датчика нужно начать со следующих процедур:
ДПРВ с тремя выводами
- Проверить подключение датчика к жгуту сигнальных проводов. К нему должны подходить +12 В и “масса” (см. рисунок).
- Если питание и “масса” на датчике есть, то необходимо завести двигатель и проверить наличие импульсов на сигнальном проводе.
- Проверить наличие влаги в соединителе. Для этого необходимо отсоединить от датчика штекер с сигнальными проводами и проверить сухость самой вилки и розетки. Если там имеется окисление или загрязнение, очистите и просушите.
- Проверьте изоляцию сигнальных проводов. Ее повреждение по статистике является самой распространенной причиной неисправности. Дело в том, что датчик находится в непосредственной близости к двигателю. Поэтому изоляция нагревается и со временем ломается и осыпается, приводя к замыканию цепи.
- Проверьте значение сопротивления изоляции индуктивного датчика. Как правило, оно составляет около 0,5…1 кОм. У некоторых датчиков оно будет несколько кОм (подробную информацию уточняйте в мануале к вашей машине). Главное, чтобы изоляция не была нарушена.
Схема для проверки ДПРВ
Проверить работу датчика, основанном на эффекте Холла, можно следующим способом. Для этого собирают схему, изображенную на рисунке. На схеме: 1 — корпус датчика, 2 — штекерная колодка, 3 — резистор со значением сопротивления 0,5…0,6 кОм, 4 — светодиод марки АЛ307, 5 — металлический предмет (например, отвертка). В качестве источника питания берут автомобильный аккумулятор. Для проверки необходимо перемещать металлический предмет вблизи датчика. Если он исправен, то светодиод должен кратковременно светиться. Если этого не происходит — значит, датчик неисправен.
Существует еще один способ для проверки датчика, основанного на эффекте Холла. Отсоединяем датчик от разъема, а к его выводам подсоединяем мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Включаем зажигание. Значение напряжения между “массой” датчика и общей “массой” должно быть 0 В. А напряжение между общей “массой” и контактом питания датчика должно находиться в пределах 10…12 В. Возле корпуса необходимо перемещать металлический предмет. Если при этом значения на мультиметре будут меняться — датчик исправен. В противном случае — нет.
Проверка двухпроводного (индуктивного) датчика
Если на вашей машине установлен двухпроводный ДПРВ (индуктивного типа), то его проверку необходимо проводить в такой последовательности:
- Установите мультиметр на функцию измерения переменного напряжения.
- Поверните ключ зажигания без запуска двигателя.
- Проверить наличие напряжения в цепи. Для этого один контакт мультиметра подсоедините к “массе”, а другим проверить каждый провод в разъеме ДПРВ. Если ни на одном из них нет напряжения — датчик полностью неисправен.
Другой способ заключается в следующем:
- Запустите двигатель автомобиля.
- Один контакт мультиметра подсоедините к одному проводу датчика, второй контакт — к другому. Если датчик исправен, то вы увидите на тестере колеблющееся напряжение в пределах 0…5 В (точное значение уточняйте в мануале вашего автомобиля). Если напряжения нет — датчик неисправен.
Проверка трехпроводного ДПРВ
Проверка датчика, основанного на эффекте Холла, проводится по следующему алгоритму:
- Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения.
- Поверните ключ в зажигании, но без запуска двигателя.
- Один контакт прибора подсоедините к “массе”. Другой контакт — к проводу питания датчика. Сравните полученное напряжение с указанным в мануале к вашему автомобилю.
Другой способ:
- Запустите двигатель.
- Подсоедините один контакт мультиметра к черному проводу датчика, второй контакт — к красному (провода питания). Полученное значение напряжения должно совпадать с указанным в мануале машины. Если на контактах электричества нет — датчик вышел из строя.
Как правило, датчик положения распредвала не поддается ремонту. Поэтому в случае его выхода из строя необходимо купить новый. Его цена составляет около 4…10$ в зависимости от марки датчика и автомобиля.
Где расположен датчик положения коленвала?
Датчик положения коленчатого вала индукционного типа устанавливается рядом со специальным диском, расположенным совместно с приводным шкивом коленчатого вала. Специальный диск называют реперным или задающим. Вместе с ним обеспечивает угловую синхронизацию работы блока управления. Пропуск двух зубьев из 60 на диске позволяет системе определить ВМТ 1-ого или 4-ого цилиндра.
19-й зуб после пропуска должен смотреть на стержень ДПКВ, а метка на распредвале должна стоять против загнутого кронштейна отражателя. Зазор между датчиком и вершиной зуба диска находится в пределах 0,8-1,0 мм. Сопротивление обмотки датчика 880-900 Ом. Для снижения уровня помех проводник датчика коленчатого вала экранирован.
После включения зажигания управляющая программа блока находится в режиме ожидания сигнала импульсов синхронизации с датчика положения коленчатого вала. При вращении коленвала сигнал синхроимпульсов поступает мгновенно в блок управления, который, в соответствии с их частотой коммутирует на «массу» электрическую цепь форсунок и каналы катушки зажигания.
Алгоритм программы блока управления работает по принципу считывания проходящих мимо магнитного сердечника ДПКВ 58-ми зубьев с пропуском двух. Пропуск двух зубьев является опорной меткой для определения поршня первого (четвертого) цилиндра в положении верхней мертвой точке, с которой блок анализирует и распределяет по рабочим тактам двигателя коммутационные сигналы, управляющие открытием форсунок и искрой на свечах зажигания.
Датчик положения коленчатого вала является надежным устройством и редко выходит из строя, но иногда встречаются неисправности, связанные с невнимательным или халатным отношением специалистов, обслуживающих двигатель.
Например, на ВАЗ-2112 установлен двигатель 21124 (16 клапанов где кабель ДПКВ находится очень близко к выпускному коллектору) и проблема возникает обычно после ремонта, когда фишка на кабеле не закреплена на скобе. Соприкасаясь с горячей трубой кабель плавится, разрушая схему соединения и автомобиль глохнет.
Другим примером может оказаться некачественно изготовленный задающий диск, резиновая муфта которого может проворачиваться по внутреннему соединению.
Электронный блок управления, получая единственный сигнал от ДПКВ, определяет положение относительно коленчатого вала в каждый момент времени, рассчитывая частоту его вращения и угловую скорость.
На основе синусоидальных сигналов, выданных датчиком положения коленчатого вала, решается широкий круг задач:
- Определение в данный момент времени положения поршня первого (или четвертого) цилиндра.
- Управление моментом впрыска топлива и длительностью открытого состояния форсунок.
- Управление системой зажигания.
- Управление системой изменения фаз газораспределения;
- Управление системой абсорбирования паров топлива;
- Обеспечение работы других дополнительных систем, связанных с частотой вращения вала двигателя (например, электроусилитель руля).
Прежде, чем приобретать ДПКВ для его замены, необходимо уточнить о типе устройства, установленного на двигателе.
Данный комплектующий элемент располагается в кронштейне, который установлен в центральной области шкива на приводе генератора. Как правило, на большинстве современных автомобилей он установлен не впритык, а с зазором 1-1.5 мм около конструкции самого зубчатого шкива.
Для удобства отсоединения и регулировки ДПКВ к нему подсоединяют 50-70 см провод, который имеет необходимые разъемы для ключей. Для выставления и корректировки положения необходимо только регулировать шайбу, закрепленную над посадочным гнездом самого элемента. Регулировка шайбы может производиться как вами самостоятельно, так и специалистами в автосервисе – в любом случае она позволит избежать скорой поломки цилиндров двигателя и значительно снизить расход топлива.
Датчик положения коленвала
Расположение датчика положения коленвала
При появлении неисправностей в датчике коленчатого вала бортовой компьютер автомобиля лишается возможности выставить ряд необходимых для работы системы зажигания характеристик:
- Подсчитать количество необходимого для впрыска топлива;
- Выявить нужный момент для впрыска;
- Поменять угол поворота распределительного вала;
- Определить, произошло зажигание или нет (актуально для бензиновых моторов).
Особенности принципа работы ДПРВ на Приоре
Следует отметить, что на Приорах используется два вида датчиков распредвала. Для двигателей 21114 на 8 клапанов он имеет следующий вид, как показано на фото ниже.
Они называются торцевыми. Ниже представлена схема с обозначением номеров оригинальных деталей.
Для 16-клапанных автомобилей Приора этот датчик имеет другой вид. Основное отличие заключается в наличии прорези (щели) с торцевой части. За счет этой щели такие изделия получили название щелевые. Ниже на фото показан внешний вид элемента.
Схема с обозначением датчика и его крепежных элементов представлена ниже.
Отличие между устройствами заключается не только в конструкции, но и месте их расположения, но об этом можно узнать детально ниже. Далее перейдем к рассмотрению принципа работы таких элементов. В основе их принципа работы используется знакомый многим с уроков физики эффект Холла. Чтобы обновить знания, ниже представлена соответствующая иллюстрация.
Оба датчика, используемые на Приорах, имеют идентичный принцип работы, поэтому далее рассмотрим, как они функционируют на примере 16-ти клапанных двигателей.
На зубчатом шкиве распредвала имеется металлический диск (он называется задающим). Конструкция этого диска не сплошная, а с прорезью. Ниже на фото показан шкив с задающим диском внутри
Важно понимать, что такая конструкция используется на Приорах с двигателями на 16 клапанов.
В наконечнике датчика имеется паз (щель), через который проходит обод диска во время работы двигателя.
Когда через паз датчика проходит прорезь задающего диска, то на контроллер (ЭБУ) подается импульс низкого напряжения порядка 0В. Это свидетельствует о том, что поршень первого цилиндра находится в конце такта сжатия.
На Приоре с двигателем 21114 установлен распредвал с кулачком, посредством которого и определяется положение фаз газораспределения.
Важно отметить, что датчики положения распредвала бывают индуктивного и цифрового типа. На Приорах используются устройства второго типа, которые отличаются высокой точностью и возможностью определения положения распредвала в момент запуска двигателя
Датчик положения распредвала имеет три контакта. Два из них — питание (плюс и минус) ДПКВ, а третий сигнальный, по которому ЭБУ определяет положение распределительного вала в определенный момент времени.
В заключение
Бывают ситуации, когда даже новый датчик не решает проблему. Это бывает в случае сдвига напрессованной контрольной шестерни и из-за износа ремня ГРМ. Если, ремень всегда можно заменить, то проблему с шестерней решить не получится в принципе. Для ремонта этой проблемы нужно специальное оборудование. Кстати, сам датчик достаточно дешевый (около 10 долларов) потому, лучше покупать на замену хороший.
Датчик фаз (ДФ) один из многочисленных датчиков, обеспечивающих работу двигателя. Датчик фаз так же называют ещ датчик положения распределительного вала (ДПРВ). Данный датчик не устанавливается в карбюраторном моторе, да и в первых моделях инжекторов ВАЗа.
Датчик присутствует во всех 16-ти клапанных моторах автоваза; На 8-ми клапанных с нормой токсичности евро-3 и с фазированным, последовательно распределнным впрыском топлива; Стоит отметить, что в период с 2004г по 2005г на такие двигатели как 2111, 2112,21114, 21124 с блоками управления двигателем Bosch M7. 9. 7 и Январь 7. 2 началась массовое внедрение Датчиков фаз.
Зачем нужен датчик фаз? Датчик фаз предназначен для определения цикла работы двигателя и формирования импульсного сигнала. Датчик фаз интегральным датчиком, т. Е. Включает чувствительный элемент и вторичный преобразователь сигнала в импульс. Чувствительный элемент датчика работает по принципу Холла, реагируя на изменения магнитного поля. Вторичный элемент датчика содержит в себе мостовую схему, операционный усилитель, выходной каскад.
Выходной каскад выполнен по типу открытого коллектора. Работа датчика фаз представляет собойP выбор такта для первого цилиндра: распредвал определяет какой клапан открыт, какая фаза газораспределения. В карбюраторных моторах данного датчика нет. Дело в том, что карбюраторный мотор подат искру свечи в момент сжатия и в конце пуска отработавших газов, а для такого принципа работы достаточно показаний датчика положения коленчатого вала ( ). Данный тип работы двигателя носит название система зажигания. На инжэкторных двигателях, когда датчик фаз(ДФ) умирает, загорается чек, и двигатель переходитP с фазированного впрыска на систему зажигания, то есть опираясь всего лишь на показания ДПКВ.
В чм преимущество фазированного впрыска? Ситема фазированного впрыска устроена следующим образом: датчик фаз передают импульс на P, который управляет подачей топлива и форсунка впрыскивает бензин в цилиндр перед самым открытием впускного клапана. Когда клапан открылся, воздух всасывается в впускной клапан и топливо активно перемешивается с воздухом. Где находится датчик фаз? Датчик фаз стоит на двигателе со стороны воздушного фильтра, рядом с головкой блока цилиндров.
Обратите внимание на рисунок: Если увас появились следующие признаки, то скорее всего неисправен датчик фаз (дф). Во время запуска двигателя, стартер крутится 3-4 секунды, затем двигатель запускается и загорается чек эйндж. В этом случае, во время запуска, эбу ждт показания с датчика фаз, недожидается и переходит в режим работы двигателя опираясь на систему зажигания (по ДПКВ)
Повышенный расход бензина. (Так же читайте: Сбои режима самодиагностики. Снижение динамики двигателя
В этом случае, во время запуска, эбу ждт показания с датчика фаз, недожидается и переходит в режим работы двигателя опираясь на систему зажигания (по ДПКВ). Повышенный расход бензина. (Так же читайте: Сбои режима самодиагностики. Снижение динамики двигателя.
(так же причина может быть в и в При неисправности датчика загорается чек и выскакивает ошибка P0340 Ошибка датчика фазы или неисправен датчик положения распредвала. Но как уже говорилось с самого начала, что описание проблемы разное, а суть то одна: (ещ раз повторюсь) датчик фаз и датчик положения распредвала это один и тот же датчик. Более подробно о возникновении ошибки и способах устранения читайте в статье:P PЧаще всего ремонт обходится просто: нужно заменить датчик на новый ( Примерная стоимость датчика фаз(ДФ) составляет 250-300р.
В автомобиле модели ВАЗ 2114 установлено немало датчиков, которые отвечает за те или иные функции. Одним из основных контроллеров являются датчик положения распределительного вала. Устройство устанавливается на автомобили отечественного производства с 2007 года. В этой статье рассмотрим датчик фаз, его особенности, а также вопросы, связанные с заменой на 8-клаппаных и 16-клапанных двигателях.