Датчик кислорода ваз 2107 инжектор где находится

Что такое лямбда-зонд ВАЗ 2107: инжектор и его составляющие

В данной статье вы узнаете про самый, пожалуй, интересный элемент системы управления автомобиля – про лямбда зонд ВАЗ 2107 (инжектор). Это один из элементов, который начал применяться в системе управления двигателем внутреннего сгорания сравнительно недавно. Но что же это такое? Лямбда – это греческая буква, которой обозначают физики содержание кислорода.

Следовательно, лямбда-зонд – это не что иное, как прибор, позволяющий увидеть, сколько чистого кислорода содержится в смеси газов (в данном случае речь идет о выхлопных). Необходимость этих приборов учета возникла в то время, когда начали применяться стандарты Евро, которые регулировали количество вредных веществ в выхлопных газах. Европейцы настолько уменьшили содержание в выхлопном газе СО, что теперь, грубо говоря, можно дышать прямо из выпускной трубы машины.

Типы устройств и принцип функционирования

Установка этого датчика производится в системе выпуска отработавших газов. Они бывают двух типов:

А теперь о каждом из них более подробно, чтобы понять разницу и ощутить преимущества одного перед другим. Двухточечные изготавливаются из специального сорта керамики. Элементы датчика имеют напыление из диоксида циркония. Установка может производиться либо до катализатора, либо после него, либо до и после. Зависит от того, какой тип системы управления используется. Чем выше стандарт Евро, тем больше датчиков кислорода устанавливается на автомобиле.

В основе принципа работы лежит процесс измерения количественного уровня чистого кислорода в воздухе (атмосфере) и в выхлопном газе. Именно эта разница в содержании кислорода важна для работы двигателя. А теперь стандартная ситуация – уровни содержания различные. Следовательно, датчик кислорода ВАЗ 2107 (инжектор) начинает генерировать некоторое напряжение. Причем при малом содержании кислорода напряжение будет самым высоким. И наоборот. От датчика к электронному блоку управления поступает сигнал. В алгоритме работы ЭБУ прописано, сколько кислорода в выхлопном газе содержится, если поступает определенный ток.

Широкополосные датчики кислорода имеют более современную начинку, они состоят из керамики. В конструкцию входят два основных элемента, один из которых активирует процесс выкачивания воздуха из выпускной системы. А второй керамический элемент датчика кислорода больше похож на ранее рассмотренный двухточечный. Принцип функционирования заключается в том, что происходит обмен воздухом между двумя элементами широкополосного датчика. Конечно, с таким лямбда-зондом инжекторный двигатель ВАЗ 2107 будет работать идеально. Но вот цена его может спугнуть – около 3500-4000 рублей.

Лада 2107 051 › Бортжурнал › Замена датчика кислорода

Практически уже все датчика поменял на новые. Вчера поменял последний датчик который тупил. Это датчик кислорода(лямбда зонд), находящийся на выхлопе. Машина на холостых глохла, при езде тупила. Сейчас работает ровно, динамика хорошая. После еще раз сделал диагностику с другом, все норм, ошибок нет. Далее полезная инфа про датчик кислорода(лямбда зонд):

Как и почему перестает работать.

— плохой бензин, свинец, железо забивают платиновые электроды за несколько «удачных» заправок. — масло в выхлопной трубе — Плохое состояние маслосъемных колец -попадание на нее моющих жидкостей и растворителей -«хлопки» в выпуске разрушающие хрупкую керамику -удары — перегрев его корпуса из-за неправильно установленного угла опережения зажигания, сильно переобогащенной топливной смеси. — Попадание на керамический наконечник датчика любых эксплуатационных жидкостей, растворителей, моющих средств, антифриза — обогащенная топливно-воздушная смесь, — сбои в системе зажигания, хлопки в глушителе — Использование при установке датчика герметиков, вулканизирующихся при комнатной температуре или содержащих в своем составе силикон — Многократные (неудачные) попытки запуска двигателя через небольшие промежутки времени, что приводит к накапливанию несгоревшего топлива в выпускном трубопроводе, которое может воспламениться с образованием ударной волны. — Обрыв, плохой контакт или замыкание на «массу» выходной цепи датчика.

Ресурс датчика содержания кислорода в выхлопных газах обычно составляет от 30 до 70 тыс.км. и в значительной степени зависит от условий эксплуатации. Дольше служат, как правило, датчики с подогревом. Рабочая температура для них обычно 315-320°C.

Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда: -неработающий подогрев -потеря чувствительности — уменьшение быстродействия

Причем это как правило самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Решение о замене датчика можно принять после его проверки на осцилографе. Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут — ЭБУ не распознает «чужие» сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту «игнорирует».

Можно использовать и такой способ: Если лямбда работала на нашем бензине более 2-3-х лет то можно не тратиться на ее проверку. Ее стоит менять уже хотя бы по возрасту. Быстродействие все равно уже далеко от оптимального.

В автомобилях, система l-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее. В случае отказа второго лямбда-зонда (или «пробивки» секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя сложно.

Как понять насколько работоспособен датчик? Для этого потребуется осциллограф. Ну или специальный мотор-тестер, на дисплее которого можно наблюдать осциллограмму изменения сигнала на выходе ЛЗ. Наиболее интересными являются пороговые уровни сигналов высокого и низкого напряжения (со временем, при выходе датчика из строя, сигнал низкого уровня повышается (более 0,2В — криминал), а сигнал высокого уровня — снижается (менее 0,8В — криминал)), а также скорость изменения фронта переключения датчика из низкого в высокий уровень. Есть повод задуматься о предстоящей замене датчика, если длительность этого фронта превышает 300 мсек. Это усредненные данные.

Возможные признаки неисправности датчика кислорода:

— Неустойчивая работа двигателя на малых оборотах. — Повышенный расход топлива. — Ухудшение динамических характеристик автомобиля. — Характерное потрескивание в районе расположения каталитического нейтрализатора после остановки двигателя. — Повышение температуры в районе каталитического нейтрализатора или его нагрев до раскаленного состояния. — На некоторых автомобилях загорание лампы «СНЕСК ЕNGINЕ» при установившемся режиме движения

Источник

Как заменить неисправный кислородный датчик

Диагностика автомобиля подтвердила, что датчик кислорода неисправен и подлежит замене. Такую операцию водитель может выполнить самостоятельно. Следует приобрести новую запасную часть, подготовить инструменты, место, где будет выполнена замена неисправного кислородного датчика. Кроме новой запасной части водителю понадобится:

  1. Смотровая яма в гараже, эстакада или подъемник.
  2. Противооткатные башмаки под колеса машины.
  3. Набор инструментов.
  4. Жидкость WD40.
  5. Металлическая щетка.
  6. Ветошь.
  7. Рабочие перчатки.

Узнать где находится датчик кислорода у ВАЗ 2107 можно из инструкции по эксплуатации транспортного средства. Его устанавливают внизу машины на трубу выхлопной системы. Работать с зондом следует только на холодном двигателе, иначе можно обжечь руки или сломать сам датчик. Автомобиль устанавливают на выбранном месте проведения работ, дают остыть силовому агрегату. Автомобиль затормаживают ручным тормозом, для надежности под колеса устанавливают противооткатные башмаки.

Далее процесс замены неисправного зонда будет осуществляться таким образом:

  1. Если низ моторного отсека закрыт защитой, ее следует демонтировать.
  2. Место установки лямбды, сам датчик очищают от загрязнения металлической щеткой. После место установки обрабатывают жидкостью WD40.
  3. Пока «работает» ведешка, обрезают хомуты крепления проводов зонда, отключают разъем.
  4. Следующим шагом будет демонтаж неисправной детали. Ключом на «22», но может быть другой размер (зависит от типа лямбды), выворачивают из трубы глушителя. Придется приложить некоторое усилие, так как зонд «прикипает» в резьбовом соединении. Лучше всего использовать накидной ключ, чтобы не сорвать грани.
  5. Устанавливают новую запасную часть, подключают разъем, крепят провода датчика хомутами.
  6. Ставят на свое место ранее снятые детали.

На этом процесс замены неисправной детали закончен, можно запустить двигатель, проверить работу на всех режимах.

Описание кислородного датчика

Что же такое датчик кислорода ВАЗ 2114, какими симптомами поломок характеризуется это устройство, для чего оно используется? Для начала предлагаем ознакомиться с основными характеристиками регулятора.

Предназначение и местоположение

Лямбда зонд представляет собой электромеханический контроллер, использующийся для определения содержания объема кислорода в отработанных газах. Эксплуатация является обязательной в этих моделях из-за требований экологичности выше «Евро 2». Суть в том, что экологические нормы сегодня требуют от машин минимального содержания вредных примесей и веществ в отработанных газах. А снизить их уровень возможно только в результате образования оптимальной топливовоздушной смеси.

Что касается расположения лямбда зонда, то это устройство может быть установлено в разных местах, в данном случае все зависит от модификации силового агрегата. В «четырках», оснащенных ДВС объемом 1.5 литра, кислородный регулятор устанавливается на приемной магистрали, получить доступ к устройству можно только из-под днища. В моторах объемом 1.6 литра расположение более удобное, поскольку он установлен на верхней части корпуса выпускного коллектора.

Обозначение контактов устройства

Устройство и принцип работы

Основные с оставляющие элементы регулятора:

  1. Наконечники, выполненные из керамики и оснащенные защитными экранами, а также технологическими отверстиями для отбора выхлопных газов и атмосферного воздуха. Данные компоненты считаются основными, они представляют собой электроды, с которых снимается разность потенциалов.
  2. Токопроводящий компонент, нагревающийся до высоких температур. Эта деталь устанавливается внутри наконечников.
  3. Токосъемник электрического импульса, он располагается на средней части.
  4. Металлический корпус с резьбой. В него монтируются все компоненты кроме чувствительных частей наконечников. Резьба необходима для крепления устройства.
  5. Провода, зафиксированные с помощью уплотнительного элемента. Как правило, это два белых проводка, использующиеся для контакта с системой подогрева, а также один черный провод — сигнальный и белый (либо черный) — масса, то есть заземление.

Принцип действия устройства аналогичный гальваническим компонентам. Кислородный контроллер должен разогреваться до 300-400 градусов при работе, это позволяет обеспечить наиболее оптимальную проводимость циркониевого электролита. Соответственно, эти показатели обеспечивают наиболее оптимальную функциональность лямбда зонда.

Принцип функционирования заключается в замере объема концентрации кислорода в воздухе и отработавших газах авто. В том случае, если концентрация меняется, на наконечниках регулятора образуется напряжение, которое может быть слишком высоким или низким, в зависимости от ситуации. Образование низкого напряжения связано с избытком объема кислорода в системе.

Если же системе недостаточно используемого кислорода, то на наконечниках устройства будет образовываться высокое напряжение. Данные об объемах передаются на управляющий блок, который, основываясь на полученных данных, производите регулировку подачи воздуха в цилиндры. Соответственно, так осуществляется регулировка объемов горючей смеси.

Виды

В «Четырках» может использоваться несколько видов регуляторов:

  1. Бош, каталожный номер 0258005133, соответствует нормам токсичности Евро-2. Он долгое время использоваться на моторах объемом 1.5 л, на ВАЗ 2114 с нормой Евро-3 такие лямбда-зонды стали применяться в качестве первых, они монтировались до катализатора. В качестве второго регулятора использовались контроллеры, оснащенные «обратным» разъемом.
  2. Бош, каталожный номер 0258006537. Такие девайсы стали ставиться на машины, выпущенные после октября 2004 года. В таких устройствах конструкция подразумевает использование нагревательного компонента. Допускается установка кислородных контроллеров от других производителей, главное, чтобы их конструкция была идентичной (автор видео — Дмитрий Мазницын).

Проверка исправности лямба-зонда

Для проверки работоспособности датчика кислорода следует визуально оценить его состояние, а также замерить напряжение, генерируемое регулятором при различных оборотах двигателя.

Визуальный осмотр

При проверке лямбда-зонда следует оценить целостность корпуса прибора и соединительных проводов, а также состояние разъемов для подключения.

Наличие на датчике следов сажи свидетельствует о выходе из строя нагревателя лямбда-зонда и избыточном обогащении топливной смеси. Это приводит к искажению показаний контрольного прибора.

Блестящий налет на рабочей части кислородного регулятора означает сверхдопустимое содержание свинца в используемом топливе. Следует задуматься о смене заправочной станции, иначе в ближайшем времени понадобится замена катализатора.

Серые или грязно-белые отложения на корпусе лямбда-зонда появляются при использовании моторного масла неподходящего типа, а также после неправильного применения различных топливных присадок.

Проверка датчика мультиметром

Для проверки лямба-зонда мультиметр требуется переключить в режим измерения напряжения. Минусовой щуп крепится к корпусу двигателя, а положительный щуп подключается к сигнальному проводу кислородного регулятора. Проверка выполняется на заведенном и прогретом до рабочей температуры моторе.

Фонарь заднего хода

При работе двигателя в режиме от 3500 до 3000 оборотов в минуту (по тахометру) исправный датчик кислорода должен срабатывать каждую секунду и генерировать напряжение 0,2–1 вольт. При имитации изменения насыщенности топливно-воздушной смеси показания мультиметра должны резко возрастать. При закрытии дроссельной заслонки напряжение на датчике должно стремиться к нулю.

Примечание! Изменение состава смеси при проверке можно имитировать впрыском во впускной коллектор небольшого количества бензина или снятием шланга с регулятора давления топлива.

Если при всех манипуляциях напряжение на датчике устойчиво составляет 0,45 вольта, лямбда-зонд неисправен.

Порядок проверки регулятора кислорода с помощью мультиметра представлен в следующем видеоролике:

Проверка лямбда-зонда осциллографом

Осциллограф позволяет не только проверить исправность регулятора, но и оценить по амплитудным характеристикам изношенность рабочего регулятора, которая приводит к ухудшению работы мотора, но не выявляется электронным блоком управления автомобиля.

Проверка выполняется при прогретом двигателе на холостых оборотах. Нормально работающий лямбда-зонд в таких условиях показывает синусоидальную диаграмму напряжения с постоянным шагом в пределах 0,1–0,8 вольта.

Для датчика кислорода, находящегося на грани неисправности, при проверке характеры падения амплитуды сигнала до нуля. Такой режим работы регулятора в большинстве случаев определяется бортовой электроникой автомобиля, и на приборной панели загорается контрольная пиктограмма CHECK ENGINE.

Однако осциллограф помогает диагностировать неисправности лямбда-зонда, которые не видны для систем самодиагностики автомобиля. К таким случаям относится «застывание» контрольного сигнала без выхода значений напряжения за границы рабочего диапазона. По факту датчик функционирует некорректно, однако ЭБУ продолжает учитывать его показания при управлении системой впрыска.

Проверка датчика с помощью ELM327 адаптера

Проверку работоспособности лямбда-регулятора своими руками можно провести с помощью универсального диагностического сканера ELM327 USB OBD II. Данный адаптер совместим с большинством современных европейских, американских и азиатских автомобилей.

Примечание! ELM327 подходит для диагностики автомобилей ВАЗ с прошивками ЭБУ BOSCH 7.9.7 и ME73, а также для проверки инжекторных автомобилей ГАЗ.

Прибор считывает показания через диагностический разъем автомобиля и выводит результат на экран ноутбука или планшета с предварительно установленным программным обеспечением (например, утилитой Torque Pro).

Наглядность графической информации аналогична осциллографу, а удобный пользовательский интерфейс не требует специальных навыков по работе с диагностическим оборудованием.

Принцип работы с ELM327 адаптером представлен на следующем видео:

  • Когда нужно менять задние колодки на Ларгусе
  • Как подготовить и покрасить авто в домашних условиях
  • Как поменять топливный фильтр на Калине
  • Какой герметик лучше всего подходит для двигателя

Разновидности лямбда-зондов

Современные машины оснащаются следующими датчиками:

Циркониевый

Одна из наиболее распространённых моделей. Создана на основе диоксида циркония (ZrO2).

Циркониевый датчик кислорода действует по принципу гальванического элемента с твёрдым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2)

Керамический наконечник с диоксидом циркония с обеих сторон покрыт защитными экранами из токопроводящих пористых платиновых электродов. Свойства электролита, пропускающего ионы кислорода, проявляются при нагреве ZrO2 выше 350°C. Лямбда-зонд не будет работать, не прогревшись до нужной температуры. Быстрый нагрев осуществляется за счёт встроенного в корпус нагревательного элемента с керамическим изолятором.

Выхлопные газы поступают к наружной части наконечника через специальные просветы в защитном кожухе. Атмосферный воздух попадает внутрь датчика через отверстие в корпусе или пористую водонепроницаемую уплотнительную крышку (манжету) проводов.

Разница потенциалов образуется за счёт передвижения ионов кислорода по электролиту между наружным и внутренним платиновыми электродами. Напряжение, образующееся на электродах, обратно пропорционально количеству О2 в выхлопной системе.

Напряжение, которое образуется на двух электродах, обратно пропорционально количеству кислорода

Относительно сигнала, поступающего от датчика, блок управления регулирует состав ТВС, стараясь приблизить её к стехиометрической. Напряжение, поступающее от лямбда-зонда, ежесекундно меняется по несколько раз. Это даёт возможность регулировать состав топливной смеси независимо от режима работы ДВС.

По количеству проводов можно выделить несколько типов циркониевых устройств:

  1. В однопроводном датчике существует единственный сигнальный провод. Контакт на массу осуществляется через корпус.
  2. Двухпроводное устройство оснащено сигнальным и заземляющим проводами.
  3. Трёх- и четырёхпроводные датчики снабжены системой нагрева, управляющим и заземляющим проводами к ней.

Циркониевые лямбда-зонды в свою очередь разделяются на одно-, двух-, трёх- и четырёхпроводные датчики

Титановый

Визуально похож на циркониевый. Чувствительный элемент датчика создан из диоксида титана. В зависимости от количества кислорода в выхлопных газах скачкообразно меняется объёмное сопротивление датчика: от 1 кОм при богатой смеси до более 20 кОм при бедной. Соответственно, меняется проводимость элемента, о чём датчик сигнализирует блоку управления. Рабочая температура титанового датчика — 700°C, поэтому наличие нагревательного элемента обязательно. Эталонный воздух отсутствует.

Из-за своей сложной конструкции, дороговизны и привередливости к перепадам температуры большое распространение датчик не получил.

Кроме циркониевых, существуют также кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2)

Широкополосный

Конструктивно отличается от предыдущих 2 камерами (ячейками):

В камере для измерений с использованием электронной схемы модуляции напряжения поддерживается состав газов, соответствующий λ=1. Насосная ячейка при работающем моторе на обеднённой смеси устраняет лишний кислород из диффузионного зазора в атмосферу, при богатой смеси — пополняет диффузионное отверстие недостающими ионами кислорода из внешнего мира. Направление тока для перемещения кислорода в разные стороны меняется, а его величина пропорциональна количеству О2. Именно значение тока и служит детектором λ выхлопных газов.

Температура, необходимая для работы (не менее 600°C), достигается за счёт работы нагревательного элемента в датчике.

Широкополосные датчики кислорода детектируют лямбду от 0,7 до 1,6

Рекомендация «За рулем»

Есть три варианта решения проблемы с вышедшим из строя нейтрализатором — от хорошего и дорогого до простого и дешевого.

Самое правильное — заменить вышедший из строя катколлектор новым. Но цена вопроса, как правило, негуманна. На Рио или Солярис новый катколлектор стоит около 50 000 рублей.

  1. На наше счастье, ряд фирм выпускает ремонтные каталитические блоки. Вид — как у пламегасителя, только внутри цилиндра — полноценная керамическая основа с напылением драгметаллов. А еще, на радость запуганным автовладельцам, основа бывает не керамической, а металлической. Вот эта точно не разрушится, превратившись в пыль. Устанавливаются такие блоки вместо штатного нейтрализатора либо внутрь его корпуса, в зависимости от модели автомобиля. Сама деталь обойдется в 6000–9000 рублей. С металлической основой — самые дорогие. Работа по установке — еще 1500–2000 рублей.
  2. У владельцев некоторых моделей есть еще один вариант решения проблемы. К примеру, почти у всех корейских машин помимо основного каталитического нейтрализатора в выпускном коллекторе предусмотрен дополнительный — под днищем. Он значительно уступает в эффективности основному нейтрализатору и не сможет восполнить его потерю. Зато на его место (под днищем машины) можно установить дешевенький, но полноценный каталитический нейтрализатор, например, от ВАЗ-2107 с впрысковым мотором. Обойдется он чуть дороже трех тысяч рублей. Для небогатых автовладельцев это спасение. Только имейте в виду, что темп прогрева нейтрализатора под днищем будет уже не тот. И чтобы второй кислородный датчик не врал, потребуется перепрошивка блока управления двигателем.

Почему происходят поломки датчика

Наиболее часто датчик кислорода в ВАЗ 2107 выходит из строя после применения топлива низкого качества, особенно губителен для него этилированный бензин. Другими причинами поломки зонда могут быть:

  1. Наличие жидкости в выпускной системе.
  2. Сильное загрязнение топливного фильтра.
  3. Выработка ресурса прибора.

Лямбда работает в среде раскаленных газов, поэтому попадание любой жидкости в его рабочую зону приведет к появлению трещин и последующему отказу прибора. Бортовой компьютер будет не в состоянии правильно определять состав рабочей смеси. Станет заметным большой расход бензина, возникнут перебои в работе мотора. Примеси в топливе не сгорают, попадают в выхлопной коллектор, далее на лямбду, что приводит к искажению его показаний.

Также важно правильно выставить зажигание, иначе перегрев выведет прибор из строя, а хлопки в системе выхлопа разрушат датчик кислорода, его керамику. Известны случаи, когда ломают датчик «умелые» механики

Как проверить датчик кислорода на Ваз 2107?

Неисправности датчика кислорода могут быть «незамеченными» ЭБУ двигателя, поэтому лампа «Check engine» может не гореть. Она горит лишь при полной неработоспособности датчика. Если он просто выдает неверные сведения, система не заметит неисправности.

При ручной диагностике лямбда-зонда надо снять с него клемму и проверить напряжение на сигнальном проводе, приходящем от ЭБУ. Нормальное значение – 0,45В. Распространенная проблема – напряжение выше номинального. Исправить это можно, подключив в цепь дополнительный резистор. Номинал его рассчитывается при помощи переменного резистора. Его надо включить в цепь питания датчика, подключить датчик и вольтметр. После чего при включенном зажигании менять сопротивление резистора, наблюдая за показаниями вольтметра. Искомое напряжение – 0,45-0,46 вольт. После остается замерить сопротивление переменного резистора и заменить его на соответствующее постоянное сопротивление.

Теперь рассмотрим коды ошибок, связанные с «лямбдой».

Ошибка «PO131» говорит о низком уровне сигнала датчика. Понять, смесь реально бедная или неисправен лямбда-зонд просто. Нужно на работающем двигателе брызнуть из шприца немного бензина во впускной коллектор при пережатой «обратке». Если датчик покажет слишком богатую смесь – он исправен. Если же код ошибки говорит о богатой смеси, проверять датчик нужно иначе. Понадобится подсос воздуха в коллектор. Организовать ее можно, скинув шланг вакуумного усилителя тормозов. Если датчик отреагирует, замена его не требуется.

Если же при искусственном обогащении и обеднении смеси датчик выдает «родные» 0,45 В, его следует заменить.

Важно: лямбда-зонд ВАЗ 2107 реагирует на содержание кислорода в смеси. Если в системе впрыска происходит подсос воздуха, датчик даст команду ЭБУ обогатить смесь, что приведет к росту расхода топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector