Формат mp3, что это такое, работа с ним, как создать mp3 файл

Как уменьшить WAV: 3 альтернативных способа

WAV отличается высоким качеством звучания и передает тончайшие оттенки музыки, поэтому он высоко ценится профессиональными дикторами и музыкантами. Но эти файлы занимают много места, что может стать минусом, если его нужно отправить по электронной почте или у вас заканчивается место в облачном хранилище.

Если для вас не критично расширение, преобразуйте файл из вав в мп3, следуя тому же алгоритму, что описан в первом пункте данной статьи. Если нужно уменьшить вес аудиофайла без потери качества, сохранив оригинальный формат, вы можете воспользоваться одним из трех альтернативных способов:

  • изменение количества каналов;
  • снижение частоты дискретизации звука;
  • понижение битовой глубины.

Рассмотрим каждый их приемов отдельно на примере аудиотрека в формате WAV объемом в 105 Мб.

Способ 1. Изменяем количество каналов

Импортируйте дорожу в редактор и откройте пункт меню «Файл». Найдите опцию «Сохранить как…». В новом окне кликните кнопку с надписью WAV. Раскройте меню «Каналы» и выберите вариант «Моно». Нажмите «Сохранить» и укажите папку для экспорта.

Сохраняем сжимаемый файл в формате WAV

Этот прием превращает изначально стереофоническую звукозапись в монофоническую. Простыми словами вы сводите аудиопотоки, направленные в левое и правое ухо, в один. При этом звучание музыкального файла может стать менее объемным, однако в редакторе вы сможете обработать аудиодорожку на свой вкус.

Способ 2. Снижение частоты дискретизации звука

Если вы хотите сохранить объемное звучание стерео, уменьшите показатель в пункте «Дискретизация». Обычно музыкальные файлы имеют частоту дискретизации звука 41.1 кГц, тогда как минимально допустимым считается число 20. В данном случае мы сохраним количество каналов, а параметр дискретизации звуковой волны снизим до 22050 герц или 22 кГц. Этот трюк сделал наш WAV-файла в 2 раза легче.

Уменьшаем показатель в пункте «Дискретизация»

Будьте осторожны – неправильный подбор значения этого параметра может значительно повлиять на качество записи. Попробуйте разные варианты, сохраняйте их как отдельные треки на ПК и подберите оптимальное соотношение частота/качество, прослушивая обработанный трек.

Способ 3. Снижение битовой глубины звука

Пункт «Четкость» отвечает за количество битов, и это еще один способ уменьшить вес трека. АудиоМАСТЕР позволяет уменьшить этот параметр до 8, но оптимальными будут средние значения – 16 или 24. Это простое действие помогло сжать наш аудиофайл в 1,5 раза. После экспорта, обязательно проверьте качество, прослушав песню в проигрывателе аудиоредактора.

Уменьшаем количество битов для сжатия аудио

Разработанные для определенной цели

.ACT — это сжатый аудиоформат ADPCM до 8 кбит/с. В нем происходит запись с большинства китайских MP3- и MP4-плееров и диктофонов.

.AU — стандартный формат аудиофайла, используемый Sun, Unix и Java. Аудио в файлах AU может быть в виде PCM или же сжатым с помощью кодеков μ-law, a-law или G729.

.AWB (AMR-WB) — аудио, используемое в основном для речи, аналогично спецификации ITU-T G.722.2.

.DCT – его использует программное обеспечение NCH. Это формат переменных кодеков, предназначенных для диктовки. Он имеет информацию заголовка диктовки и может быть зашифрован (как того требуют медицинские законы конфиденциальности). Можно также сказать, что это проприетарный формат программного обеспечения NCH.

.DSS — файлы Olympus DSS являются собственными форматами Olympus. Это довольно старый и плохой кодек. GSM или MP3, как правило, предпочтительнее, если их позволяет использовать рекордер. Это дает возможность хранить дополнительные данные в заголовке файла.

.DVF — это собственный формат Sony для сжатых голосовых файлов, обычно используемый диктофонами этой компании.

.GSM — разработанный для использования в телефонии в Европе. Это лучший аудио-формат для качественного звучания голоса по телефону. Хороший компромисс между размером и качеством файла. Также стоит отметить, что WAV-файлы иногда могут быть закодированы с помощью кодека GSM.

.MSV — собственный формат Sony для сжатых голосовых файлов Memory Stick.

Во всём «виноваты» немцы

    В Интернете довольно распространено мнение о том, что история формата MP3 началась во второй половине 80-х годов прошлого века. На самом деле её истоки следует искать десятилетием ранее.

    В начале 1970-х в университете Эрлангена-Нюрнберга (Германия) собирается коллектив студентов-единомышленников под предводительством профессора Дитера Зайтцера. Цель группы — решить проблему высокоточной передачи человеческой речи посредством традиционных линий телефонной связи.

    Доподлинно неизвестно, чего добились на этой стезе исследователи, ибо во второй половине 70-х их первоначальная цель казалась уже не столь актуальной. Дело в том, что именно тогда в телекоммуникационной отрасли произошла настоящая революция — мир узнал про оптико-волоконный кабель и цифровую сеть связи (ISDN). Эксплуатация подобных новшеств оставляла группу Зайтцера с её задачей не у дел.

    Впрочем, отчаиваться ребята не стали, переключив своё внимание на решение другой проблемы, связанной с эффективным кодированием (компрессией) музыкальных сигналов.     В 1979 году целеустремлённость учёных дала первые плоды

Зайтцер и Ко разработали первый в мире цифровой алгоритм, предназначенный для сжатия аудиоинформации. В ходе работы над его созданием особо усердствовал студент по имени Карлхайнц Бранденбург, впоследствии ставший «отцом» формата MP3. Именно он оказался тем человеком, который впервые обратил внимание своих коллег на то, что оптимальное сжатие аудиоконтента невозможно без учёта особенностей устройства слухового аппарата человека

    В 1979 году целеустремлённость учёных дала первые плоды. Зайтцер и Ко разработали первый в мире цифровой алгоритм, предназначенный для сжатия аудиоинформации. В ходе работы над его созданием особо усердствовал студент по имени Карлхайнц Бранденбург, впоследствии ставший «отцом» формата MP3

Именно он оказался тем человеком, который впервые обратил внимание своих коллег на то, что оптимальное сжатие аудиоконтента невозможно без учёта особенностей устройства слухового аппарата человека

    В дальнейшем под руководством Зайтцера Бранденбург и остальные члены команды добились значительного улучшения алгоритмов сжатия цифрового звука. Вместе с тем необходимо отметить, что на тот момент результаты их исследований носили скорее теоретический, нежели прикладной характер. В массы их изыскания не пошли. Пока не пошли.

Эра CD-дисков, или Отсроченный триумф MP3

    Грянул 1981 год, когда миру явился компактный диск (англ. — Compact disc) или просто CD. Его появление, с одной стороны, знаменовало собой новую эру в записи, хранении и воспроизведении цифрового звука, а с другой — отход в тень исследований Бранденбурга.

    Эйфория, которая началась после старта в 1982 году массового производства CD-дисков, заметно остудила интерес широкой публики к проблеме компрессии цифровой аудиоинформации. И в самом деле — зачем забивать голову такими мелочами, если Audio CD позволяет хранить и воспроизводить довольно объёмный и при этом очень качественный аудиоконтент?! Ну и что, что не в сжатом виде?! Кого это волнует?!

    Тогда не волновало. Но прошло несколько лет, и бум цифровых технологий вновь актуализировал вопрос необходимости компрессии цифрового звука. Причин для этого было несколько. И главные из них сводились к следующему:

  • ~ во-первых, в условиях ограниченности дискового пространства большинства ПК того времени (до 1000 MB) при одновременном росте цифрового контента нужно было придумать, как сэкономить это самое пространство;
  • ~ во-вторых, скорость передачи цифровых данных оставляла желать лучшего, поэтому необходимо было найти решение, как её повысить;
  • ~ в-третьих, нужно было создать новый формат записи звука, который благодаря своему удобству (небольшой размер плюс высокая скорость передачи) стал бы общепринятым для популярного в те времена программного обеспечения.

    И вот тут на сцену снова выходят наши старые знакомые — немецкие учёные. Которые с 70-х годов вели исследования в нужном направлении.

Аудиоформаты со сжатием и без

Такая разновидность сохраняет данные в меньшем объеме без потери информации. Исходные данные при этом могут быть воссозданы из такой версии.

Несжатые аудио-форматы кодируют звук и тишину с одинаковым количеством битов в единицу времени. Кодирование минуты абсолютной тишины создает файл такого же размера, как и минуты музыки. Однако в сжатом формате музыка будет занимать меньший файл, чем оригинальная запись, а тишина почти не будет занимать места.

Форматы аудио-файлов такого типа включают в себя FLAC, WavPack, AudioMonkey, ALAC (Apple Lossless). Они обеспечивают коэффициент сжатия около 2:1 (то есть файлы занимают половину пространства PCM). Разработка в форматах сжатия без потерь направлена ​​на сокращение времени обработки при сохранении хорошего качества звука.

Midomi

Midomi – бесплатный англоязычный интернет-сервис для ПК, который также позволяет узнать песню онлайн. Русского языка в нем нет, но это не вызывает больших проблем, если ваш браузер переводит страницы автоматически.

Чтобы определить мелодию с помощью Midomi, нажмите на логотип в центре страницы сервиса и включите проигрывание музыки.

Только не забывайте отключать перевод после распознавания песни, иначе вместо легендарного «Don’t cry tonight» группы Savage вы увидите просьбу не плакать сегодня вечером от кого-то дикого.

Мидоми исправно находит абсолютное большинство композиций, кроме, пожалуй, редких и нишевых. И я поставил бы ему высокую оценку, если б не грубое навязывание абсолютно неприемлемой для меня, аккуратно внесенной в список лучших треков найденного исполнителя.

У сервиса Midomi есть свое приложение для Андроид под названием SoundHound, которое функционально похоже на Шазам, то есть интуитивно понятно. Как и в Шазам, чтобы распознать музыку, в нем достаточно нажать всего одну кнопку. А алгоритм поиска, на мой взгляд, работает даже лучше, чем у конкурента. Так, SoundHound нашел песню чеченского барда «Моя струна» в исполнении Алисы Супруновой, с поиском которой Shazam не справился.

Для определения названия песни, которая сейчас играет, запустите приложение и нажмите на кнопку с логотипом в центре.

Помимо главной функции, SoundHound создает подборки и рекомендованные списки композиций, ориентируясь на запросы пользователя.

Радует, что в мобильной версии Midomi, в отличие от браузерной, нет навязчивого пиара треков сомнительного качества. А есть только море популярной музыки, рассортированной по направлениям.

Приложение SoundHound  полностью бесплатно. Реклама присутствует здесь в виде ненавязчивой плашки, которая никак не мешает пользоваться им.

Музыкальный формат WAV

Музыкальный формат WAV был разработан совместно инженерами компаний IBM и Microsoft. Целью было создание универсального контейнерного формата, который бы хранил несжатую музыку и мог бы воспроизводиться на множестве устройств.

Собственно, им это удалось. WAV полюбился и пользователями (благодаря во многом нативной поддержке операционной системой Windows), и музыкальными студиями (минимум потерь, быстрое кодирование и декодирование).

Правда, WAV не лишился главного недостатка несжатых форматов – огромный вес файла. Зато качество звука максимально высокое. По сути, это практически аналоговый формат, в котором аудиопоток записывается волнами.

WAV и AIFF

Цифровой аудиоформат AIFF основан на формате файла обмена (IFF), а WAV — на аналогичной разновидности файла обмена ресурсами (RIFF). WAV и AIFF предназначены для хранения широкого спектра аудиоформатов как без потерь качества, так и с потерями. Они просто добавляют небольшой заголовок, содержащий метаданные, перед звуковой составляющей, чтобы обозначить формат аудио (например, LPCM с конкретной частотой дискретизации, битовой глубиной, порядковыми номерами и количеством каналов). Поскольку WAV и AIFF широко поддерживаются и могут хранить LPCM, они являются подходящими файловыми форматами для хранения и архивирования оригинальной записи.

Дополнительная информация о файлах M4A

Некоторые аудиокниги и файлы подкастов используют расширение файла M4A, но поскольку этот формат не поддерживает закладки для сохранения вашего последнего доступного места в файле, они обычно сохраняются в формате M4B, который может хранить эту информацию.

Аудиоформат MPEG-4 используется iPhone Apple в форме мелодий звонка, но они сохраняются с расширением файла M4R вместо M4A.

По сравнению с MP3 файлы M4A обычно меньше и имеют лучшее качество. Это связано с усовершенствованиями в формате M4A, которые должны были заменить MP3, такими как сжатие на основе восприятия, большие размеры блоков в стационарных сигналах и меньшие размеры блоков выборок.

История

В 1987 году институт Fraunhofer начал свою работу над алгоритмом аудио кодирования, основанном на восприятии в агентстве EUREKA, проект EU147: Трансляция Цифрового Аудио (Digital Audio Broadcasting — DAB). В совместной кооперации с Университетом Эрлангена (University of Erlangen, Prof. Dieter Seitzer), Fraunhofer IIS продумал и разработал очень мощный алгоритм, который был стандартизирован как ISO-MPEG Audio Layer-3 (IS 11172-3 и IS 13818-3).

Различную информацию по разработкам института Fraunhofer’а вы можете найти по адресу http://www.iis.fraunhofer.de/EN/bf/amm/

Из чего состоит MP3?

Технически MP3 называется MPEG-1 Audio Layer 3 и состоит из нескольких подформатов. Каждый подформат рассчитан
на свою частоту дискретизации и битрейт. Ранее было принято считать, что MP3, закодированный на битрейте 128кбит, практически неотличим от AudioCD (это, безусловно, не
так). Сегодня таковым «порогом» считается 192кбит (речь идёт о среднестатистическом слушателе). Если «подняться» до 256кбит, слепые тесты уже
проваливают профессиональные эксперты, несмотря на то, что опыты проводятся на качественном оборудовании и в соответствующих помещениях. 320кбит
считается полностью неотличимым от оригинала на слух (напомню, речь идёт о формате AudioCD — т.е., 16бит 44.1кГц). Как человек, долго работающий с музыкой, я
эту информацию могу лишь дополнительно подтвердить собственным (более чем двадцатилетним) опытом работы с MP3.

Понимание MPEG

Но прежде чем углубляться в различия, важно понять, откуда произошли два типа файлов. MP3 коротка для MPEG-1 Audio Layer 3

Это был один из двух форматов, которые рассматривались для аудио стандарта MPEG еще в начале 1990-х годов. Фирма по электронике Philips, французский исследовательский институт CCETT и Немецкий институт технологий вещания поддержали формат благодаря его простоте, отсутствию ошибок и вычислительной эффективности

MP3 коротка для MPEG-1 Audio Layer 3. Это был один из двух форматов, которые рассматривались для аудио стандарта MPEG еще в начале 1990-х годов. Фирма по электронике Philips, французский исследовательский институт CCETT и Немецкий институт технологий вещания поддержали формат благодаря его простоте, отсутствию ошибок и вычислительной эффективности.

Решение было принято в 1991 году, а файлы MP3 стали достоянием общественности в 1993 году.

MP4 обозначает MPEG-4 часть 14. Эта технология основана на формате Apple QuickTime MOV, но добавляет поддержку других функций MPEG. Тип файла был впервые выпущен в 2001 году, но это переиздание 2003 года, которое сейчас широко используется при просмотре файлов MP4.

Характеристики формата(файла) mp3

В этом разделе будут показаны технические характеристики формата mp3. С помощью характеристик вы сможете определить, какой формат для аудио-файлов лучше использовать:

  1. Первая характеристика формата – это сжатие файлов. Формат mp3 имеет высокую степень сжатия аудио-файлов, что делает звук при воспроизведении более качественным.
  2. Поток звука или скорость. Эти показатели еще называют битрейтом, о нем подробно поговорим ниже в статье. Приемлемый битрейт для использования формата mp3 в Интернете: 128 Kbps-320 Kbps.
  3. Размер формата mp Размер аудио файлов в mp3 может быть разным. Если вы, например, загружаете музыку в ВК, то соц-сеть потребует максимальный объем файла 200 Мегабайт. Чаще всего, люди используют небольшие размеры аудио-файлов 6-15 Мегабайт. Но есть и больше.
  4. Частота дискретизации – это процесс обработки звука в цифровой звук. Простыми словами, приемлемая частота звука в формате mp3 — 44,1 kHz.

Теперь, вы знаете, какие имеет основные характеристики формат mp3.

Виды и типы аудио форматов

Кратко сделаем обзор на виды аудио форматов. Они разделены на три типа:

  1. Аудио форматы без сжатия. К ним можно отнести следующие виды форматов: WAV, AIFF, PCM.
  2. Сжатые форматы без потерь – это FLAC, ALAC, WMA Lossless.
  3. Сжатые аудио-форматы с потерями: формат mp3, AAC, OGG, WMA и другие форматы.

Перечисленные форматы отлично подойдут для работы со звуком и медиа-файлами.

Битрейт, что это такое? Это нужно знать для работы с аудио форматами

Важно знать, битрейт, что это такое? Давайте рассмотрим подробно понятие, чтобы понять значимость битрейта в работе с аудио форматами. Итак, битрейт – это количество бит, которые используются для обработки и передачи информации в единицу времени

Проще говоря, битрейтом можно назвать скорость потокового воспроизведения аудио-файла

Итак, битрейт – это количество бит, которые используются для обработки и передачи информации в единицу времени. Проще говоря, битрейтом можно назвать скорость потокового воспроизведения аудио-файла.

Битрейт принято разделять на три вида: Постоянный – когда значение битрейта не меняется, Переменный – число битрейта может меняться в зависимости от пользовательских настроек, Усредненный – когда сочетаются первые два вида битрейта.

Стандартные значения битрейта следующие – «32 kbps-1411 kbps». Показатель битрейта можно увидеть в свойствах аудио файла (скрин 2).

Далее будут рассмотрены программы, которые работают с аудио-форматом mp3.

Реализации

Lame (Lame Ain’t Mp3 Encoder)

codecs
lame
x86
3.100
true
codecs
lame
codec
кодек
кодеки
mp3

Скачать

LAME 3.100
x86

Файл: .DS_Store
Размер: 6 KB

codecs
lame
x64
3.100
true
codecs
lame
codec
кодек
кодеки
mp3

Скачать

LAME 3.100
x64

Дата: 18 ноября 2018
Файл: lame3.100-64.zip
Размер: 1.38 MB

codecs
lame
x86
3.100
true
codecs
lame
codec
кодек
кодеки
mp3

Скачать

LAME 3.100
x86

Дата: 18 ноября 2018
Файл: lame3.100.zip
Размер: 816.01 KB

Сайт проекта: http://lame.sourceforge.net/

Разработка началась приблизительно в середине 1998 года. Майк Ченг (Mike Cheng) начал улучшение и исправление исходных кодов кодировщика 8hz-MP3. После некоторых сомнений сообщества о его качестве, Майк твердо решил начать с чернового варианта, основанного на исходных кодах dist10. Эта ветка стала LAME 2.0, и только на LAME 3.81 они освободились от всего исходного кода dist10, тогда-то LAME и перестал быть всего лишь доработкой. Проект быстро превратился в командный проект. Майк Ченг (Mike Cheng) в итоге оставил лидерство и начал работать над MP2 кодером, tooLame. Марк Тейлор (Mark Taylor) принял лидерство и появилась версия 3.0, имевшая новую психоакустическую модель, gpsycho, разработанную им. Сегодня Lame считается лучшим MP3 кодером на высоких и переменных битрейтах, следует сказать большое спасибо посвятившим этой работе талантливых разработчиков, таких как Takehiro Tominaga, Naoki Shibata, Darin Morrison, Gabriel Bouvigne, Robert Hegemann и так далее. Разработка Lame продолжается и по сей день. Таким образом, LAME на сегодняшний день является наиболее перспективным кодером. Замечательное качество и высокая доступность позволили получить ему народное признание. Используется в Winamp’е для кодирования информации в MP3 из Audio-CD, также есть в dbPowerAmp’е.

Gogo-No-Coda

Gogo является веткой MP3 кодека LAME с переписанными на ассемблере местами, наиболее требовательными к процессору. Это сделало Gogo одним из быстрейших MP3 кодеков с приемлемым качеством.
Он был разработан командой японских программистов.

FhG Fastencc

Это — MP3 кодировщик, основанный на библиотеках, украденных из института Fraunhofer’а. По слухам, разработчик нарушил свое соглашение о конфиденциальности и сделал доступными эти библиотеки для некоторых программистов. Один из этих программистов сделал CLI для этих библиотек и назвал его fastencc.

Этот кодировщик известен своим отвратительным багом стерео, его использование крайне не рекомендуется.

Fraunhofer IIS

Это — кодек от создателей технологий MP3 и AAC. Считается самым медленным MP3-кодеком, тем не менее, он обладает довольно высоким качеством. Он входит в стандартную поставку Windows, используется в Adobe Audition.

Helix

После приобретения кодека Xing компанией RealNetworks, его развитие продолжилось и кодек стал называться Helix. На форумах пользователь karl_lillevold (, что он является разработчиком в компании RealNetworks) объявил об открытии исходного кода проекта Helix. Сообщество восприняло довольно тепло такой шаг, участником Enig123 начали формироваться сборки с исправлениями и улучшениями.

На сайте сообщества Helix есть описание MP3 декодера, ключевыми моментами которого являются оптимизация под ARM-процессоры, легкая подключаемость в виде библиотеки и в целом качественный код.

Сжатый аудиоформат с потерями

Это позволяет еще больше уменьшить размер файла, удалив часть аудиоинформации и упростив данные. Это, конечно же, приводит к тому, что качество аудио-форматов становится значительно хуже. При этом используются различные методы (чаще путем использования психоакустики), чтобы удалить части звука, которые наименее влияют на воспринимаемое качество, и минимизировать количество слышимого шума, добавленного во время процесса сжатия. Популярный MP3-формат, пожалуй, выступает самым известным примером. Кроме того, AAC, который можно найти в iTunesMusicStore, также широко распространен. Большинство форматов предлагают разный диапазон степеней сжатия, обычно измеряемый в битовой скорости. Чем ниже скорость, тем меньше файл, и тем значительнее потеря качества.

Поиск песни в режиме онлайн на телефоне Android

Многие знают, что самой распространённой в мире операционной системой для мобильных устройств является Андроид. Именно для таких мы рассмотрим способы поиска музыки по звуку, если вы не знаете имя исполнителя. По умолчанию в смартфонах уже установлены некоторые приложения и виджеты. В основном — это онлайн ПО, созданное популярной компанией Google.

Попробуйте выполнить следующие действия:

  1. Нужно нажать на пустое место на экране и удерживать нажатие до тех пор, пока не появится редактор рабочего стола;
  2. Среди кнопок вы сможете найти «Виджеты» — выберите их;
  3. Во многих прошивках на базе этой ОС можно найти Google Sound Search. Выберите его долгим тапом и перенесите на главный рабочий стол для быстрого доступа; Иконка Google Sound Search
  4. Принцип его действия прост — нажмите на иконку виджета, чтобы появилась индикация прослушивания; Виджет Гугл прослушивает звук
  5. Подведите телефон к источнику музыки или звука;
  6. После чего на экране появится имя исполнителя, а также ссылка на оригинал песни в Music Play.

Инструмент отлично определяет название исполнителей и даёт ссылку в сервис, где можно тут же её послушать. Если вы не нашли подобного виджета в своём смартфоне, не стоит огорчаться. Следующий способ также подойдёт для мобильных с Android.

Все началось в 80-е годы


Карлхайнц Бранденбург

Идея создания нового формата звука родилась в начале 80-х годов, но технологический уровень в то время был существенным барьером для начала работы. По словам Карлхайнца Бранденбурга — специалиста в области электроники и математики, а также человека, который считается отцом MP3, — реальный прогресс был достигнут в 1986 году, когда развитие технологии открыло новые возможности, благодаря чему, годом позже, Общество Фраунгофера смогло начать работу над популярной, высококачественной звукозаписью. Проект получил название EUREKA EU 147.

По замыслу создателей, MP3 должно было предложить высокое качество звука, сохраняя при этом небольшой размер файла, используя сжатие с потерями. Однако достичь этой цели было нелегко, т.к. качество сжатия и работа кодеров в то время не соответствовали ожиданиям и потребностям разработчиков. Поэтому было выбрано другое направление.

В 1986 году было принято решение использовать психоакустический анализ со смежными решениями, такими как звуковая маскировка (изменение порога слышимости заданного звука в присутствии другого звука). Работа продолжалась до 1988 года, пока разработку не взяла на себя новая группа MPEG от ISO, занимающаяся аудио- и видео стандартами.

Первоначальной целью группы было помещение фильма на компакт-диск, что требовало значительного уменьшения размера видео- и аудиопотока. Касаемо последнего было создано несколько типов: Layer I (MP1), Layer II (MP2) и Layer III (MP3). И хотя работы не шли гладко, MPEG достигла своих целей, и в 1989 году Общество Фраунгофера получило патент на MP3.

Первое использование MP3 датируется 1993 годом, но датой его рождения на потребительском рынке считается 14 июля 1995 года, когда расширение .mp3 было принято по умолчанию для декодирования (чтения сжатых данных) и кодирования (записи несжатых данных в виде звуковых файлов с расширением .mp3).


MPMan F10 — Первый mp3 плеер

Чуть позже MP3 появился во многих инструментах, которые сегодня считаются культовыми. Первым из них является MP3-плеер — это был MPMan F10 от компании Saehan Information Systems, который был выпущен в 1998 году и предлагал 32 или 64 МБ встроенной памяти, способной хранить от 6 до 12 MP3 композиций. Второй инструмент — это программа для воспроизведения музыкальных файлов, название которой, безусловно, вызовет у многих приятные воспоминания. Речь идет ни о чем другом, как о программе Winamp.

Заключение

Пожалуй, единственным серьёзным недостатком MP3 является то, что технически стандарт ограничен двумя каналами. Для меня это, впрочем, не является
недостатком, поскольку я не работаю более чем с двумя каналами одновременно. В 2010-м году исчез и второй крупный
недостаток: патент.

У MP3 немного реальных конкурентов, наиболее заметные из них — AAC и Ogg Vorbis. AAC защищён патентом, в то время как Ogg Vorbis — свободно реализуемый
проект. По сути, из преимуществ у этих кодеков — разве что возможность сохранять более двух каналов в потоке и улучшенное качество звука на низких
битрейтах (на высоких различия стираются). По популярности этим кодекам далеко до MP3, да и меломаны всё чаще смотрят в сторону форматов сжатия без
потерь (навроде FLAC), поскольку устройства хранения данных эволюционируют гигантскими темпами и уже можно
позволить себе хранить аудио в сжатом без потерь варианте. MP3 же остаётся «проверенной рабочей лошадкой» для бытового применения и обеспечивает
отличное качество звучания, если использовать нормальный кодек с правильными настройками сжатия.

по теме: MP3 vs CD, или «не зная броду — не суйся в воду»

Делаю мастеринг и реставрацию аудиозаписей

2010, Анатолий Савенковопубликовано: 08.05.2010

 предыдущая статьяТёплый ламповый звук и сферический винил в вакууме   следующая статья Гарнитура KOSS SB40: несбалансированный «франкенштейн»

Заключение

Завершая данную статью, не могу обойти стороной один из самых популярных вопросов обывателей — что же лучше, FLAC или MP3? Спрашивающий обычно хочет получить простой, однозначный и справедливый для всех случаев ответ. Однако, такового нет и быть не может. Далее я изложу своё мнение по части того, когда и почему следует применять каждый из обсуждаемых форматов.

Что касается качества звучания, то опыт показывает, что при грамотном подходе к процессу сжатия MP3 разница между ним и lossless-форматами на слух исчезающе мала в подавляющем большинстве ситуаций. Надежно фиксировать отличия могут только хорошо тренированные люди при прослушивании подходящей музыки на высококлассном оборудовании. Да, существуют специально подобранные тестовые сэмплы, на которых артефакты lossy-сжатия отчётливо заметны каждому, но задайте себе вопрос — вы планируете слушать эти сэмплы или всё-таки обычную музыку? В общем, вывод очевиден — MP3 более чем подходит как формат хранения музыки для высококачественного воспроизведения. Но повторю ещё раз: данный тезис справедлив только в том случае, если аудиофайлы приготовлены правильно. К сожалению, сеть наводнена MP3-шками, звучание которых откровенно погано вовсе не из-за ущербности самого формата, а по причине использования старых или изначально убогих кодеров.

Чтобы составить собственное непредвзятое мнение по обсуждаемому вопросу, настоятельно рекомендую читателю лично потестировать разные форматы в слепых тестах. Это не только познавательное, но и достаточно увлекательное занятие.

Теперь рассмотрим преимущества, которые даёт использование FLAC или других lossless-форматов.

В отличие от ситуации с MP3, где качество результата сильно зависит от квалификации кодирующего, испортить звучание сжатием во FLAC невозможно в принципе. Поэтому вопрос, чем и как кодировался материал теряет свою актуальность (за исключением ранее описанных клинических случаев изготовления FLAC из lossy, но это легко проверяется). При прослушивании музыки в lossless вы можете быть уверены, что огрехи в звучании, если таковые имеются — не результат приложения чьих-либо кривых рук на этапе сжатия, а свойство исходной фонограммы, с которым просто надо смириться.
Сама уверенность в том, что запись хранится «как есть», без необратимых потерь в ней, некоторым людям доставляет психологический комфорт. В такой тонкой области, как аудио, данный фактор может быть весьма значимым.
Материал в lossless идеально подходит для разнообразной обработки — его можно пережимать в любые другие форматы, редактировать, резать на сэмплы без боязни получить на выходе «мясо, вылепленное из консервов»

Для тех, кто серьёзно работает со звуком, это немаловажно.

Всё перечисленное не про вас? Тогда заморачиваться с lossless вам нет никакого смысла, смело используйте MP3 либо другие lossy-форматы.

Лично я дома храню и слушаю музыку преимущественно во FLAC, собственноручно изготавливая из него MP3 при необходимости — например, для использования в портативных устройствах.

Метки: работа с аудиозаписями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector