Федеральная противопожарная служба мчс россии: главные задачи и функции государственной организации

Содержание

На 1990 год военизированная и профессиональная пожарная охрана МВД СССР охраняла предприятия, организации, учреждения на основании договора за их счет.

В ноябре 2001 года вышел указ президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». В результате этого 278 тысяч сотрудников ГПС вошли в состав МЧС, численность которого была до этого 70 тысяч человек . До 2005 года органы противопожарной службы управлялись Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ. На момент объединения финансирование Государственной противопожарной службы осуществлялось по сложной схеме: 87 тысяч человек содержались на средства федерального бюджета, 147 тысяч – на деньги субъектов Федерации, остальные находились на содержании у охраняемых объектов.

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе МЧС оставалось на 2005 год более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе .

На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, противопожарная служба субъектов РФ насчитывала около 52 тысяч специалистов. В объектовых формированиях — более 16 тысяч.

Диспетчер экстренной службы

Диспетчер пожарной службы является важнейшим звеном в современной части. Он первым принимает поступивший звонок с сигналом бедствия, фиксирует точное место возгорания и количество людей в горящем объекте.

После объявления сигнала тревоги радиотелефонистом по карте определяется точное месторасположение ближайшего гидранта. К нему вычисляется самая короткая дорога.

Работа диспетчера является достаточно сложной, так как он быстро принимает поступившую заявку о пожаре и оперативно занимается разведкой сложившейся ситуации. После сопоставления всей полученной информации диспетчер принимает решение о выезде направляемых на тушение расчётов.

Для принятия решения пожарный диспетчер обязан ориентироваться в сложившейся обстановке того места, куда должен выехать пожарный расчёт, располагать необходимыми сведениями о нахождении рядом с пожаром взрывоопасных объектов. Он обязательно учитывает рабочие характеристики пожарной техники, направляемой для тушения конкретного возгорания.

После выезда спасательной бригады на место пожара диспетчер дальше работает с заявкой. Он сообщает пожарному расчёту о характере произошедшего возгорания, основных особенностях объекта, окружающем уровне загазованности и радиационной обстановке, а также о возможном ближайшем изменении погодных условий. Диспетчер поддерживает связь с помощью рации и при необходимости принимает решение о выезде подкрепления.

Главной обязанностью этого сотрудника части является оперативное оформление путёвки для выезда техники к месту возгорания. Если из пожарной части на тушение отправлены все расчёты, диспетчером в расположение вызывается дополнительный состав.

Эти лица заступают в караул в современной пожарной части. Ночью отдых караула осуществляется по установленному порядку. Заступать в караул могут сотрудники, которые получили специальное образование и сдали зачёт по знанию правил пожарной безопасности.

Численность людей в карауле определяет штат подразделения. Дежурящий личный состав при появлении критической ситуации увеличивается за счёт привлечения другого караула или личного состава другого гарнизонного подразделения, а также привлечения добровольных пожарных.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации

Эмблема противопожарной службы Архангельской области

Противопожарная служба субъекта Российской Федерации Государственной противопожарной службы — составная часть Государственной противопожарной службы, создаваемая органами государственной власти субъектов в соответствии со своим законодательством.

Административная реформа возложила функции по организации тушения пожаров в населённых пунктах на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательство предоставило право создавать противопожарную службу субъектов Российской Федерации самим субъектам. Службы субъектов создавалась на основе использования фондов существующих подразделений государственной противопожарной службы. Разделение Государственной противопожарной службы повлекло за собой необходимость разделения функций и полномочий между ними. C 1 января 2005 года Государственная противопожарная служба имеет две составляющих: федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

Из Государственной противопожарной службы в состав служб субъектов в 2005 году выделилось 137 тысяч человек. На 2010 численность подразделений противопожарной службы субъектов насчитывала около 52 тысяч человек.

Обязанности пожарного МЧС

Сколько бы лет ни прошло, а главное задачей пожарного было, есть и будет – тушить пожары и спасать человеческие жизни. Но, помимо этого, у специалиста есть и ряд других обязанностей:

  • проведение эвакуационных и подготовительных работ;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

  • регулярный осмотр и проверка оборудования.

Для того, чтобы выполнять поставленные задачи пожарному МЧС необходимо знать:

  1. классификацию пожаров по их сложности;

  2. принцип использования оборудования и средств для индивидуальной защиты;

  3. способы тушения пожаров в зависимости от типа сложности;

  4. правила проведения работ по разбору завалов.

В каждой бригаде есть собственный командир. Именно он должен по прибытии на место в считанные секунды оценить ситуацию, выработать тактику действия, дать необходимые указания свои подчиненным. При этом командир также сам активно участвует во всех работах и отслеживает их исполнение.

Источник фото: Matt Chesin/unsplash

Нештатный орган управления гарнизоном

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне создается нештатный орган управления гарнизоном (далее – Управление гарнизона) и назначаются следующие нештатные должностные лица гарнизона:

  • начальник гарнизона;
  • заместитель (заместители) начальника гарнизона (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий);
  • оперативный дежурный гарнизона;
  • диспетчер гарнизона;
  • начальники нештатных служб гарнизона (оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров, радиационно-химической, охраны труда).

Более подробно о должностных лицах пожарно-спасательного гарнизона (начальник и его заместитель, оперативный дежурный, диспетчер) в материале:

Пожарно-спасательный гарнизон

В случае создания местного гарнизона на территории нескольких муниципальных образований, в целях координации подразделений гарнизона, находящихся на удалении, при необходимости может назначаться отдельный заместитель начальника гарнизона из числа должностных лиц указанных подразделений.

В Управление гарнизона могут включаться представители администрации субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, служб жизнеобеспечения и подразделений, входящих в состав гарнизона.

Порядок создания Управления гарнизона, перечень должностных лиц гарнизона и их обязанности определяются приказом начальника территориального органа МЧС России – органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее – ГУ МЧС России).

В целях организации и проведения совместных мероприятий подразделений гарнизона начальником гарнизона ежегодно разрабатывается и утверждается План гарнизонных мероприятий.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах создаются нештатные службы гарнизона.

О них читайте далее в материале:

Нештатные службы гарнизона

Требования к пожарным

Пожарным может стать далеко не каждый. Для этой работы необходимо иметь отличное здоровье, хорошую физическую подготовку, выносливость. При чем выносливость не только физическую, но и эмоциональную. Кроме того, стать пожарным невозможно без специальной подготовки. В связи с этим не может быть и речи о том, чтобы осваивать профессию непосредственно на рабочем месте.

Также для допуска к работе специалист должен не только пройти медицинскую комиссию, но и регулярно общаться с психологом, который будет оценивать общее состояние пожарного и его готовность к исполнению служебных обязательств.

Первые бригады

Согласно дошедшим до нас документам, до 1472 года все нормативные акты, касающиеся пожаротушения, сводились лишь к правилам обращения с огнем. Так, в той же «Русской правде» и далее в «Правде Ярославовичей», «Пространной правде», которые в то время считались основными законами, было указано лишь наказание за преднамеренный поджог. История развития пожарной охраны начинается во времена правления Василия II, который в 1434 году издал указ, регулирующий обращение с огнем в быту и ремеслах.

Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:

  • 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
  • 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
  • 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
  • 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.

При Иване III появились и первые подразделения. Создание бригад из числа военных стало вынужденной мерой после разрушительного московского пожара в 1504 году. На то время в столице проживало почти 40 тыс. человек, постройки были преимущественно деревянные, поэтому царь вынужден был приступить к реформированию службы. Сначала ввели правила для ремесленников, в которых был прописан запрет на плавильни и топки для кузнецов. Чтобы снизить риски пожаров, «промышленные» объекты было велено вывести за пределы жилых построек.

Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.

Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.

Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.

Начинания Ивана Грозного продолжил Борис Годунов. В 1603 году с целью «береженья от огня» в Москве создали 11 округов, возглавляемых боярами.

Это интересно: Экологический критерий

Устав гарнизонной и караульной службы: законодательство

В правовом отношении Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ представляет собой (как и другие общевоинские уставы) свод норм и правил, имеющий силу закона в определенной сфере: то есть некий аналог какого-либо Кодекса в «гражданской» юридической практике. Рассматриваемый Устав призван регулировать аспекты деятельности военных гарнизонов, воинских частей и подразделений в местах их постоянного размещения, связанные с обеспечением безопасности военных объектов и проведением мероприятий с участием войск.

Данным Уставом руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, органов и подразделений военной полиции, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил России, в том числе военных профессиональных и высших образовательных организаций, а также лица гражданского персонала ВС РФ, замещающие воинские должности, и военнообязанные граждане, призванные на военные сборы.

Военная служба в рядах этих ведомств имеет собственную специфику и регулируется дополнительными нормативно-правовыми актами, и во множестве случаев армейский устав караульной службы служит лишь базовым документом по ее организации. В частности, практические действия аварийно-спасательных служб на сегодняшний день осуществляются на основе положений Боевого устава подразделений пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444.

В структурном плане Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ содержит предваряющий раздел общих положений и далее разделен на три основные части:

  • Организация и несение гарнизонной службы.
  • Организация и несение караульной службы.
  • Проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Каждая часть делится на главы (всего их 12), а устанавливаемые конкретные правовые нормы формулируются в виде последовательных статей. Как и в гражданских кодексах, они идут в сплошной нумерации

Помимо этого, важной составной частью данного Устава являются Приложения, в перечень которых входят:

  • №1 — Расписание караулов гарнизона (военной комендатуры, воинской части).
  • №2 — Ведомость наряда.
  • №3 — Табель постам караула.
  • №4 — Постовая ведомость караула.
  • №5 — Ограждение объектов и оборудование постов.
  • №6 — Оборудование караульного помещения.
  • №7 — Книга учета запаса боевых патронов караула.
  • №8 — Караульная форма одежды.
  • №9 — Положение оружия у часового на посту.
  • №10 — Оборудование караульного городка для подготовки личного состава к несению службы.
  • №11 — Охрана объектов с использованием караульных собак.
  • №12.1 — Помещение для дежурного по гарнизону и его помощника.
  • №13 — Порядок учета военнослужащих, находящихся в командировке и отпуске, и воинских частей гарнизона.

Два из приложений («Размещение и оборудование военной комендатуры гарнизона» и «О гауптвахте») с 2015 года признаны утратившими силу. Это связано с тем, что ряд задач гарнизонной службы были возложены на военную полицию — особую структуру в составе Министерства обороны РФ. Ее деятельность регулируется Уставом военной полиции ВС РФ, утвержденным Указом Президента РФ № 161 от 25 марта 2015 года.

История профессии пожарный

Человечество знакомо с пожарами ещё с глубокой древности, так что нет ничего удивительного, что в конечном итоге появилась и отдельное ремесло по борьбе с этой напастью. Например, первые упоминания о спасательных группах, которые оказывали помощь при пожаре, можно найти в Древнем Египте.

Достоверно известно, что первая пожарная бригада на Руси была создана в 1504 году. В нее входили солдаты, которые не только тушили пожары, но и проводили работы на месте завалов. Принято считать официальной датой возникновения профессии пожарный 30 апреля 1649 год. Этим числом датируется указ царя Алексея Михайлович, где он регламентировал деятельность и обязанности людей, которые занимались противопожарной работой. При этом такие люди должны были не просто бороться с огнем, но и внимательно следить, чтобы население исполняло предписания властей.

Постепенно у пожарных усложнялась экипировка, появлялось новое оборудование, выделялись отдельные направления работы – от спасательных работ до пожарной экспертизы. Однако требования к пожарными оставались неизменными всегда – борьба с огнем и спасение жизней.

Не случайно в России и многих странах мира пожарные бригады – это военизированные организации с жесткой субординацией и отбором.

Борьба с огнем – крайне опасное занятие. Никто и никогда не даст гарантии, что очередной выезд на место происшествия не станет последним, что при спасении чужих жизней пожарный не расстанется с собственной. Именно поэтому в пожарные идут не те, кто ищет славы, большого заработка или стремительной карьеры, а те, для кого спасение человеческих жизней – призвание.

Организация пожарной охраны на предприятии

В любом учреждении, находящемся на территории нашей страны, должны выполняться правила пожарной безопасности.


Можно выделить 7 основных направлений контроля:

  • Общие требования:
    • соответствие конструкций зданий СНиП, а также содержание в надлежащем виде путей эвакуации и запасных выходов;
    • обеспечение всех площадей и помещений первичными средствами пожаротушения;
    • наличие знаков, указывающих направление движения при возгорании, а также места расположения противопожарного оборудования;
    • соблюдение требований по чистоте спецодежды;
    • организация хранения быстровоспламеняющихся горючих веществ на специально выделенных площадках.
  • Нормы для помещений:
    • оснащаются планами эвакуации;
    • оборудуются комнаты для курения;
    • транспортные средства хранятся только с выключенными двигателями;
    • недопустимо использование электронагревательных приборов с открытыми элементами;
    • запрещается применение огня вне специально отведенных мест.
  • Требования по электробезопасности:
    • работа допускается только на исправном оборудовании;
    • обязательны профилактические и планово-предупредительные ремонты;
    • правильный выбор проводов, кабелей, сменных деталей, особенно в условиях повышенной взрывопожароопасности производства;
    • организация системы обучения и инструктажа персонала по пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок.
  • Вентиляция: находится в зоне ответственности главного энергетика, должна функционировать в соответствии с проектной документацией.
  • Состояние технологического оборудования:
    • необходима герметичность при использовании взрывопожароопасных смесей в трубопроводах;
    • горячие детали, способные привести к возгоранию других элементов, необходимо покрывать теплоизоляторами;
    • при опасности утечки веществ помещения оснащаются газоанализаторами;
    • расстановка оборудования и прокладка коммуникаций производятся в соответствии с документацией и не нарушает предел огнестойкости противопожарных ограждений и преград.
  • Оборудование для пожаротушения, оповещения, сигнализации, связи должно присутствовать на объекте в нормативных количествах, в проверенном, исправном состоянии.
  • Ответственные за пожарную безопасность, администрация предприятия должны знать порядок совместных действий с бригадами спасателей при возгорании и пути эвакуации и правила ее организации.

Федеральная противопожарная служба

Территориальное подразделение — пожарная часть МЧС России

Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы  — составная часть Государственной противопожарной службы, входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Из Государственной противопожарной службы в состав федеральной в 2005 году выделилось более 80 тысяч человек и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе. На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, в объектовых формированиях — более 16 тысяч.

В состав федеральной противопожарной службы входят:

  • структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;
  • Главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • органы государственного пожарного надзора;
  • пожарно-технические научно-исследовательские учреждения;
  • подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;
  • объектовые подразделения;
  • специальные и воинские подразделения;
  • территориальные подразделения;
  • договорные подразделения федеральной противопожарной службы.

Техническое регулирование и надзор

По мнению координатора рабочей группы при президенте РФ по реформе техрегулирования в 2001—2007 годах Александра Рубцова противопожарные требования в России запутаны и противоречивы:

Структура функции и задачи Государственной противопожарной службы МЧС России

   Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.

№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

   Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане).

   Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

   Функции и задачи Государственной противопожарной службы МЧС России. Виды и основные задачи пожарной охраны

   Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

• государственная противопожарная служба;

• муниципальная пожарная охрана;

• ведомственная пожарная охрана;

• частная пожарная охрана;

• добровольная пожарная охрана.

   Основными задачами пожарной охраны являются:

• организация и осуществление профилактики пожаров;

• спасение людей и имущества при пожарах;

• организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

   В Государственную противопожарную службу входят:

• федеральная противопожарная служба;

• противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

• структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

• структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

• органы государственного пожарного надзора;

• пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

• подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

   Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

   Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Младший начальствующий состав

Порядок присвоения званий в министерстве определяется правовой системой государства.

В МЧС данный порядок регулирует Федеральный закон N141-ФЗ от 23.05.2016 «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Курсант: должность или звание?

Курсант — это учащийся военного учебного заведения. Несмотря на то, что курсант имеет погоны сотрудника МЧС, курсант это не звание, а должность. Курсанта легко определить — на его погонах указана буква «К».

Рядовой

Рядовой — это начальное звание сотрудника, поступившего на службу. Это звание присваивается при назначении на должность рядового состава или поступившему в высшее образовательное учреждение по специальности пожарная безопасность в должности курсанта.

Назначать на должность уполномочен начальник подразделения, в котором проходит службу рядовой. Приказ о назначении подписывает министр МЧС.

Срок выслуги в соответствии с законодательством РФ в звании рядового внутренней службы составляет один календарный год.

Следующий после рядового младший сержант внутренней службы при назначении на должность младшего начальствующего состава.

Срок выслуги в звании младшего сержанта аналогично рядовому — 1 год.

Для звания сержанта срок выслуги составляет два года.

Срок выслуги в звании старшего сержанта внутренней службы составляет уже три года.

Звания младшего начальствующего состава присваиваются:

  • младшим и старшим инструкторам по противопожарной обороне,

  • мастерам,

  • пожарным,

  • водителям пожарных машин,

  • инструкторам.

А также тем, кто лично не принимает участие в тушении пожаров:

  • сотрудникам финансово-экономической части,

  • сотрудникам кадровой службы,

  • прочим подобным должностям личного состава МЧС.

Прапорщик

Звание прапорщика наряду с мичманом было упразднено военной реформой в России в 2007 году, но в 2013 году министр МЧС Шойгу С.К. вернул в список званий прапорщика и старшего прапорщика.

Срок выслуги в звании прапорщика составляет пять лет.

Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии

В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (далее ГПС или Служба) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (рис. 5.3.3).

Систему Государственной противопожарной службы составляют:

Первое.Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы – Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.

Начальник ГУГПС по должности – Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.

Второе. Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:

· управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;

· центры управления силами и службы пожаротушения;

· отряды ГПС;

· пожарные части;

· подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);

· региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;

· специализированные части по тушению крупных пожаров;

· базы обеспечения мобилизационной готовности;

· учебные центры и учебные пункты;

· испытательные пожарные лаборатории;

· полигоны;

· центры противопожарной пропаганды и общественных связей.

Третье.

Научно-исследовательские и образовательные заведения пожарно-технического профиля: Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО), Академия ГПС МЧС России с двумя филиалами (в г. Иваново и г. Екатеринбурге), Санкт-Петербургском институт и факультет Восточно-Сибирском институте МВД России, пожарно-техническое училище в г. Воронеже.

Четвертое. Для реализации задач по тушению крупных пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в ГПС МЧС России по решению Правительства Российской Федерации создано семь региональных специализированных отрядов и 92 специализированных части, их общая численность составляет более 8 тыс. человек.

Общая численность Службы – 280727 тысяч единиц, которая содержится за счет: федерального бюджета – 40%; бюджетов субъектов – 34%; на договорной основе с охраняемыми предприятиями – 26%.

На вооружении подразделений ГПС состоит около 30 тысяч пожарных, специальных и оперативно-служебных автомобилей различного назначения, более 71 тысячи средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, свыше 72 тысяч средств связи. Имеется более 5 тысяч пожарных депо.

Рис. 5.3.4Источники финансирования ГПС МЧС России в 2002 г. (по состоянию на 31.12.02)

Источниками финансирования ГПС являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, средства охраняемых объектов и внебюджетные средства.

Основные задачи ГПС:

· организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

· осуществление государственного пожарного надзора;

· организация и осуществление мер охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров;

· тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПРС;

· координация других видов пожарной охраны;

· разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

Значительное место в решении задач занимает Государственный пожарный надзор, являющийся специальным видом государственной надзорной деятельности и осуществляемой в целях защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, а также создание единых технических правил и норм в области пожарной безопасности (рис. 5.3.5).

Правами инспекторов по пожарному надзору наделены 30 тысяч сотрудников ГПС. Соответственно на федеральном и территориальном уровне определены задачи и функции.

Для чего нужны звания в МЧС

МЧС России относится к государственным военизированным организациям, соответственно, в структуре этого ведомства официально введена система званий.

Звания призваны служить определителем положения, прав и обязанностей конкретного сотрудника, а также выделяет отличившихся за заслуги перед страной.

Также как и в других военных ведомствах, звания укрепляют дисциплину и позволяют наладить работу министерства по сферам ответственности. Еще одна немаловажная функция званий — это внутренняя субординация между служащими.

Звания позволяют определить кто из служащих в активе, а кто в запасе — в отставке.

Для отличия воинских званий предусмотрена форма сотрудника МЧС с погонами и знаками отличия.

В соответствии с Федеральным законом № 150 «Об оружии» сотрудники МЧС вправе носить с собой стрелковое и холодное оружие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector