Пожарные автомобили: определение, классификация, расшифровка

Характеристики пожарных автомобилей АПС

ТТХ пожарных автомобилей АПС зависят от базового шасси. Первой машинной этого класса стал АПС-2.0-4012 на базе Урала-42206. Эта полноприводная модель с колесной формулой 4х4 была переоборудована под нужды МЧС в 2003 году. Вместимость цистерны у нее составляла 2 м3, в качестве насосной установки использовался комбинированный насос НЦПК-40/100-4/4. В базовое оборудование входила одна рукавная катушка со стволом высокого давления, дающим 2 л/с.

В 2005 году к выпуску АПС приступил КамАЗ. В качестве базового шасси была использована полноприводная модель КамАЗ-43118. Автомобиль получил маркировку АПС-2.5-40/4. Вместимость цистерны была увеличена на 0.5 м3, в перечень стандартного оборудования вошли две катушки со стволом высокого давления мощностью 4 л/с.

Сегодня пожарные автомобили типа АПС выпускают на шасси Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ, Iveco.

АПС-3.0 (43206) Урал

Эта модель относится к среднему классу. Она разработана на базе полноприводного шасси с колесной формулой 4х4, что позволяет ей принимать участие в спасательных операциях как в городской среде, так и в труднодоступных местах. Цельнометаллическая двухрядная кабина рассчитана на шесть мест, включая водителя. Кузовная часть включает стальную цистерну для воды объемом 3000 литров и бак для пенообразователя на 180 литров. В качестве базовой насосной установки используется центробежный насос НЦПК-40/100-4/400.

АПС-3.0 (43253) КамАЗ

Пожарно-спасательный автомобиль АПС-2.5-40/100-4/400, который также относится к среднему классу. Он используется для доставки к месту ЧС боевого расчета, ОТВ, комплекта пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования. Основное место использования этой модели с колесной формулой 4х2 – городская черта. Кабина рассчитана только на троих человек, однако чаще всего по заказу ставится модульная кабина на шесть мест.

Объем цистерны для воды у этого автомобиля – 2500 литров, пенобака – 150 литров. АПС комплектуется комбинированным насосом НЦПК-40/100-4/400 с рукавами высокого давления на 60 или 90 метров.

Iveco-AMT

Пожарно-спасательный автомобиль тяжелого класса, разработанный на базе Iveco. Модель имеет индекс ПСА-С-6.0-70. Основное назначение – проведение операций по пожаротушению и аварийно-спасательных мероприятий в городской черте, сельской местности, промышленных объектах при низкой температуре окружающей среды до -60 градусов. Колесная формула у этого автомобиля – 6х6, что позволяет ему без труда преодолевать снежные заносы, болотистые местности и бездорожье.

Кабина рассчитана на шесть мест, включая водителя. Преимущество данной разновидности АПС – цистерна для воды объемом 6000 литров. В базовой комплектации и увеличенный бак для пенообразователя объемом 600 литров. На автомобиль ставится насос НЦПН-70/100 производительностью 70 л/с. Плюс этой модели – дистанционное управление лафетным стволом.

Пожарно-спасательный автомобиль на базе ГАЗ

Для регионов с умеренным климатом был разработан АПС-1.0-400/100-4/400 (C42R33) на базе ГАЗон NEXT. Основная зона его применения – городская черта, объекты нефтехимической промышленности и базы хранения нефтепродуктов. В основе этой модели – заднеприводное шасси ГАЗ (C42R33) с колесной формулой 4х2. Объем цистерны для воды у нее всего 800 литров, а пенобака – 60 литров. Несмотря на такие скромные параметры, кабина рассчитана на 7 человек, что считается нормой для автомобилей среднего и тяжелого класса.

В стандартную комплектацию входит вооружение для тушения пожара и аварийно-спасательное оборудование, электросиловая установка, средства связи, СИЗ, санитарное оборудование.

Цистерна для воды

Эта часть надстройки представляет собой бак вместимостью от 0.8 до 9 м3. Основным материалом является углеродистая сталь. Внутри цистерны покрывают антикоррозийным составом. Чтобы предупредить промерзание бака зимой, его оборудуют автономным теплогенератором или системой электрообогрева. Некоторые производители предлагают АЦ с емкостями из стеклопластика. Этот материал не подвержен коррозии и отличается повышенными теплозащитными свойствами.

Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри  устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.

По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.

Кабельные линии связи

Электропроводка от ШАК до электродвигателей пожарных насосов и исполнительных устройств выполняется проводами марки ВВГнг-FRLS. Сечения кабелей приняты исходя из типов и мощностей подключаемых нагрузок и приведены на схемах и планах настоящего проекта. Прокладка кабельных линий выполняется по запроектированным в помещении насосной кабельным лоткам, а также по стенам и перекрытиям в трубе гофрированной.

Сигнальные линии от ЭКМ и водосигнальных клапанов, от оборудования смежных систем выполняются сигнальным кабелем типа КПС(А)нг-FRLS 1х2х0,75 в трубах гофрированных и по металлическим проволочным лоткам.

Линия управления RS-485 выполняется огнестойким кабелем КСБнг(А)-FRLS 2x2x0.80.

Типовая схема обозначения пожарных автомобилей

Система обозначений базируется на классификации пожарных автомобилей и представляет собой свод тактических возможностей надстройки и оборудования, которым укомплектована машина. Независимо от типажа техники символы, которые наносят на корпус ПА, должны иметь структуру: XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X.

  1. XXX – тип машины по общей классификации. Например, АЦ, АП, АНР, АА и т.д.
  2. ХХ – основной параметр, к которому относятся вместимость цистерны, объем порошка и т.д.
  3. ХХ/Х – показатель основного агрегата или оборудования надстройки.
  4. ХХХХ – модификация базового шасси.
  5. мод. ХХА – модель по системе разработчика.
  6. ХХ – цифровая маркировка модели от производителя.
  7. XX – маркировка предприятия-изготовителя.
  8. X – показатель нормативного документа, согласно которому разработан автомобиль (ГОСТ, ТУ).

Набор основных параметров в маркировке машин зависит от типа ПА.

АЦ, АПС ·         Объем цистерны, м3

·         Вместимость пенобака, м3

·         Работа насоса, л/с

·         Мощность комбинированного насоса, нормальное/высокое давление, л/с

·         Мощность лафетного ствола по подаче воды и пенообразователя, л/с

АП ·         Запас огнетушащего порошка, кг

·         Расход лафетного ствола, л/с

АПТ ·         Вместимость цистерны для пенообразователя, м3

·         Производительность насоса, л/с

АКТ ·         Объем цистерны, м3

·         Запас ОТП, кг

·         Мощность насоса, л/с

·         Расход через лафетный ствол воды (л/с), порошка (кг/с), пены (л/с)

АА ·         Объем цистерны, м3

·         Запас ОТП, кг

АГВТ ·         Расход газоводяной смеси, кг/с
АНР ·         Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с

·         Напорные рукава, м

АВД ·         Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с

·         Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст.

АГТ ·         Запас огнетушащего газа, кг
АСО, АГ, АСА ·         Мощность электрогенератора, кВт
АД ·         Мощность вентустановки, тыс. м3/ч
АШ, АОС, АПП ·         Количество мест боевого расчета
АЛ, АКП, ППК ·         Рабочая высота, м
АР ·         Запас напорных рукавов, м

Согласно ГОСТу 15156-69 машины, используемые в северных регионах, в дополнении к буквенной маркировке по общей классификации обязательно получают букву «С». Например, АЦ (С), АА (С).

Читать условные обозначения следует так:

АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX

  1. АКТ – автомобиль комбинированного тушения.
  2. 0 – объем цистерны для воды или пенообразователя, м3.
  3. 2000 – масса возимого порошка, кг.
  4. 40 – мощность насоса, л/с.
  5. 60 – мощность порошкового лафетного ствола, л/с.
  6. 4310 – модель базового шасси КамАЗ.
  7. Модель XXX – классификация производителя в зависимости от вида автомобиля.

В системе условных знаков ПА используются красный и белый цвета. Кабина и кузов всегда окрашены в красный, а вся буквенно-цифровая информация наносится белой краской. Ходовая часть всегда черная. Колена лестниц, авто- и пеноподъемник окрашиваются в белый или серебристый цвет. Части оборудования, выступающие за общие габариты автомобиля, оформляются чередующимися белыми и красными полосами.

В определенных частях кузова указывается тип ПА, город и часть приписки. Оформление этого вида техники не предполагает использования рекламных надписей и замену цвета основной информации.

Отдельно приняты условные обозначения по области применения машин:

  • Г – городская черта;
  • С – сельская местность;
  • Х – объекты химической и нефтехимической промышленности;
  • А – аэропорт;
  • Ч – использование в ЧС;
  • Л – при тушении пожаров на предприятиях лесопереработки, в лесных массивах;
  • Э – объекты энергетики.

Ограничения в применении пенных растворов

В использовании пены существуют некоторые ограничения:

Недопустимо применение пенообразователя для тушения необесточенного оборудования. Пена представляет собой вещество на водной основе, из-за чего хорошо проводит электрический ток.
Пенообразователь нельзя хранить в металлических емкостях, подверженных возникновению ржавчины и коррозийных процессов

Для содержания вещества используются резервуары из нержавеющих материалов.
Важно поддерживать положительную температуру в местах хранения средства. При отрицательных температурах оно замерзает и теряет свойства.
Нельзя тушить пеной горящие щелочноземельные металлы

Эти вещества вступают в активную реакцию с водой, выделяя тепло и опасные газы.
Недопустима уборка пены из зоны поражения сразу после тушения. Приток кислорода может возобновить горение.

Базовые автомобили

Сегодня при производстве автоцистерн используют шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ. При этом база может быть как моно-, так и полноприводной. Самой распространенной моделью считается АЦ-40. В зависимости от базы, эта модификация имеет свои особенности.

ЗИЛ-131

КамАЗ-43253

УРАЛ-43206

ЗИЛ-131 КамАЗ-43253 УРАЛ-43206
Базовое шасси ЗИЛ-131 6х6 КамАЗ-43253 4х2 УРАЛ-43206 4х4
Мощность двигателя, л.с. 150 180 230
Вместимость цистерны, л 2400 3200 3000
Вместимость пенобака, л 170 240 180
Насосная установка ПН-40УВ ПН-40УВМ НЦПН-40/100
Производительность насоса в номинальном режиме, л/с 40 40 40
Напор в номинальном режиме, м 100 100 100
Количество мест боевого расчета 1+6 4+2 6

Гибридом автоцистерн и пожарных автолестниц считаются автомобили типа АЦЛ. На вооружении ГПС стоят два типа такой техники: АЦЛ-3-40-17 и АЦЛ-3-40-20, отличающиеся друг от друга высотой подъема на метров 17 и 20 метров соответственно. Такие машины используются в городах с плотной застройкой при выезде на пожар в домах на 5-6 этажей. Автолестницы с цистернами производят на двухосных шасси КамАЗ-4925 и КамАЗ-4932.

Это интересно: Способы и средства поджога: ЛВЖ, ГЖ и зажигательные составы

Виды пожарных машин

Автомобили, предназначенные для пожаротушения, дифференцируются в соответствии с задачами, которые они решают.

Основные

Миссия таких машин – борьба с огнем и аварийно-спасательные работы во время катастрофы. Технику можно распределить по двум основным категориям.


Автоцистерна пожарная

Общего назначения

АНР пожарный автомобиль, относится к основным машинам. Самые распространенные авто на дорогах населенных пунктов. Присутствуют в гараже всех частей пожарной охраны. Применяются на всех объектах для тушения огня. Отличаются комплектацией.

Оборудование Общее наименование Обозначение
Бочка для воды, рукав, насос Автомобильные цистерны АЦ
Цистерна с системой подачи воды, выдвижная лестница АЦЛ
Емкость с брандспойтом, подъемник с люлькой АЦПК
Помповый насос, комплект рукавов, кабина для спасателей Насосно-рукавное ТС АНР
Бочка с огнетушащим веществом, помпа Насос, обеспечивающий высокое давление АВД
Емкость для ОТВ, насос, место для доставки личного состава Первая помощь АПП
Небольшая цистерна, насос, рукава, осветительная мачта, электрогенератор, гидро- и электроинструмент Спасательная, пожарная АПС

Автоцистерны принято делить по общей массе на легкие (объемом до 4 тыс. м3), средние (4–7,5 тыс. м3), тяжелые (≥7,5 м3).

Целевого назначения

В этой группе собраны виды пожарных машин, которые применяются в конкретных областях или ситуациях.

Оборудование Общее наименование Обозначение
Емкость для порошкового ОТВ, газобаллонное оборудование, компрессорная установка Порошкового тушения АП
Цистерна с пенообразователем, дозатор, насос Пенного тушения ПТ
Емкость для ОТВ разных видов, установки подачи пены, порошка или воды Комбинированного тушения АКТ
Цистерна для сжиженного газа, устройство для его подачи Газового тушения ГТ
Мощная система насосов, рукава Насосная станция ПНС
Телескопическая стрела, подъемник, рукава Пеноподъемник ППП
Турбореактивная установка, система подачи газа, воды Газо-водяного тушения АГВТ
Цистерна со специальным огнетушащим веществом, рукава, насос Аэродромные АА

Перечисленные типы пожарных автомобилей используются для борьбы с огнем на нефтехимических предприятиях, в аэропортах, для тушения газового оборудования.

Основные пожарные автомобили общего и целевого назначения составляют базовую часть парка оперативных подразделений МЧС.


Пожарный автомобиль насосно-рукавный

Специальные

Пожарные машины. Такие машины применяются в исключительных случаях для усиления бригад при тушении сложных возгораний. Техника эксплуатируется в районах катастроф, когда возникает необходимость высотных мероприятий, для освещения зоны работ, разбора сложных завалов, заправки, ремонта оборудования, организации штаба и обеспечения его функционирования. Специальные ТС также могут вывозить пострадавших из опасной зоны.

Определено более 20 видов машин, относимых к специальной технике. Можно выделить следующие группы:

  • автолестницы и подъемники;
  • водозащитные;
  • газозащитные, дымоудаления;
  • обеспечения связи и освещения;
  • рукавные;
  • технической службы, заправщики, лаборатории;
  • компрессорные станции;
  • предназначенные для транспортировки людей;
  • штабные.

Вспомогательные

При сложной, затяжной борьбе с огнем не обойтись без передвижных ремонтных комплексов, заправщиков, тракторов, экскаваторов, кранов, для подъема конструкций с больши́м весом и других ТС. Периодичность эксплуатации таких средств значительно ниже, чем у основных и специальных.

Иногда вспомогательные пожарные автомобили допускается заменять имеющейся техникой предприятия, на котором осуществляются мероприятия по тушению огня.

Конструкция

Автоцистерна состоит из следующих основных частей:

  • шасси со сдвоенной кабиной;
  • насосной установки с приводом;
  • цистерны для воды;
  • бака для пенообразователя;
  • водопенных коммуникаций;
  • кузова;
  • электрооборудования;
  • комплекта пожарно-технического вооружения.

Схема автоцистерны пожарной легкого класса АЦ-1,0-4/400 (5301), модель ПМ-542Д

Схема водопенных коммуникаций автоцистерны пожарной легкого класса АЦ-1,0-4/400 (5301), модель ПМ-542Д

На доработанном шасси установлены: привод насоса, цистерна для воды, насос, кузов и часть электрооборудования.

В отсеках кузова размещено пожарно-техническое вооружение, бак для пенообразователя и элементы электрооборудования.

Автоцистерна оборудована сигнально-громкоговорящей системой СГС-01 «Корвет».

Основная работа автоцистерны заключается в том, чтобы с помощью имеющегося оборудования и принадлежностей подавать в очаг пожара воду или воздушно-механическую пену до полной ликвидации возгорания.

Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, редуктор и карданную передачу.

Автоцистерна может производить следующие операции:

  • подавать раствор пенообразователя из емкости;
  • подавать воду из цистерны, гидранта водопроводной сети;
  • работать на перекачку воды с другими автоцистернами при значительном удалении водоема от места пожара.

Электрооборудование автоцистерны состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования.

Питание потребителей автоцистерны осуществляется постоянным током напряжением 12 В от бортовой сети шасси.

Электрооборудование автоцистерны состоит из следующих основных узлов:

  • в кузове: плафоны; щиток управления; конечные выключатели.
  • над кабиной на дуге: фара-прожектор; сигнальная акустическая установка.
  • над кабиной на дуге: фара-прожектор; сигнальная акустическая установка.
  • сзади кузова: световая балка с маяком и фарой-прожектором.

Пожарно-техническое вооружение на автоцистерне размещено в отсеках кузова. Отсеки кузова оборудованы выдвижными ящиками, в которых уложено и надежно закреплено ПТВ специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещено ПТВ с учетом удобного доступа и быстрого съема оборудования.

Модели пожарных штабных автомобилей

Сегодня на вооружении ГПС состоят АШ-5 на базе шасси ГАЗ и УАЗ, которые производят на заводе «Варгаши», ПО Берег и ОАО «Пожтехника».

ГАЗ-2752

Штабной пожарный автомобиль с маркировкой АШ-5 на базе ГАЗ-2752 выпускает московское производственное объединение «Берег». Он, как и все машины этого типа, используется для доставки к месту пожара личного состава для обеспечения штабной работы в зоне ЧС.

Двигатель Карбюраторного типа
Мощность мотора, кВт/л.с. 73/100
Колесная формула 4×4
Количество мест 1+5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Пожарно-техническое вооружение располагается в заднем отсеке. В комплект входит электрооборудование.

ГАЗ-27057

Разработкой этого АШ занимается ОАО «Пожтехника» из г. Торжок Тверской области. Конструктивно эта модель мало отличается от машин АШ-5 (2752), при этом считается более тяговитой по сравнению с ними.

Функциональность машины определена ее типом.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 110
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Он выполняет задачи по доставке личного состава к месту пожара, организации радиосвязи в УКВ диапазоне с дальностью действия 20 км при использовании мобильной радиостанции и до 3 км с переносной. Оборудование этого автомобиля позволяет подавать звуковые и световые сигналы на расстоянии до 500 м.  За счет комплектации фарами-прожекторами и ручными аккумуляторными фонарями возможно полное освещение места ЧС.

ГАЗ-3221

Производством штабных пожарных автомобилей на базе ГАЗ-3221 занимается завод «Варгаши». Для них используют легковое или полугрузовое шасси.

Эти машины подходят для эксплуатации при температуре от -40 до +40°С.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 72
Колесная формула 4×2
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2380*2500

В комплект входит три дыхательных аппарата, четыре комплекта одежды пожарного, четыре каски, четыре радиостанции, фонарь ФОС-3-5/6 и штабной стол.

УАЗ-3163

Базовым шасси этого АШ-5 стал УАЗ-3163 «Патриот» с колесной формулой 4×4. По комплектации он сходен с ГАЗ-3221, при этом отличается более компактными габаритами и повышенной маневренностью.

Двигатель Инжекторный бензиновый
Мощность мотора, кВт/л.с. 94.1/128
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 2670
Габариты (д*ш*в), мм 4647*2080*2200

Техобслуживание пожарных машин

Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.

Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:

  • ЕТО (ежедневное ТО).
  • Во время пожара.
  • ТО-1, ТО-2 – полный осмотр и устранение поломок.
  • СО (сезонное ТО).

Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:

  • месяц;
  • 6 месяцев;
  • 12 месяцев;
  • по приказу руководства.

Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.

При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.

Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:

  • Хорошая вентиляция в помещении.
  • Наличие смотровой канавы с ребордами и щитами из металла.
  • Обогрев в холодное время года.
  • Обеспечение системы отвода газа.
  • Подключение к выхлопному устройству ПА.

Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА

Характеристики

Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:

  • Автономное тушение с использованием запаса воды собственного бака. В данном случае функции ограничиваются емкостью цистерны.
  • Тушение посредством подключения к гидранту. Насос, установленный на автомобиле, усиливает напор воды при подаче ее к очагу возгорания.
  • Забор воды из открытого водоема в условиях полного отсутствия или сниженной производительности водоснабжения с целью обеспечения ПА необходимым напором.

Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.

Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:

  • легкие с цистерной до 2 м

    3

  • средние вместимостью от 2 м

    3

    до 4 м

    3

  • тяжелые, рассчитанные на объем воды более 4 м

    3

Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.

Это интересно: Стенд проверки испытания поясов пожарных, спасательных веревок

Пенобак

Эта часть надстройки должна занимать не менее 6% от вместимости цистерны. В зависимости от базового шасси и типа АЦ пенобаки делают объемом от 0.08 до 1 м3. Основной материал изготовления – нержавеющая сталь. Трубопроводы, подведенные к бакам, делают из устойчивого к пенообразователю материала. На современные АЦ ставят пенобаки, имеющие в поперечном сечении форму квадрата. Это позволяет снизить занимаемую площадь бака и исключить пролив пенообразователя во время движения. Подобно цистерне, эта надстройка подключается к системе дополнительного обогрева, что предупреждает ее промерзание во время эксплуатации при низких температурах.

Требования к монтажу и эксплуатации

Автоматическая установка водяного пожаротушения и внутренний и внутренний противопожарный водопровод монтируются из стальных водогазопроводных (ГОСТ 3262-75) и стальных электросварных (ГОСТ 10704-91) труб.

Монтаж установки должен осуществляться в соответствии с требованиями ВСН 25-09.67-85 «Правила производства и приемки работ. Автоматические установки пожаротушения.» и методическими рекомендациями ВНИИПО МВД России «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля», 1999г. Для обслуживания данной установки требуются слесарь-сантехник 4-го разряда и электромонтер 4-го разряда.

К работе с установкой должны допускаться лица прошедшие специальный инструктаж согласно ГОСТ 12.0.004-79.

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт установки должны быть организованы в соответствии с РД 009-02-96 «Установки пожарной автоматики.Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт» и РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания».

  • Назад

  • Вперёд

ВИДЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

На данный момент используется три основных вида автоматической пожарной сигнализации:

  • пороговая;
  • адресно-опросная;
  • адресно-аналоговая.

Пороговая.

Как правило, используется в небольших системах пожарной сигнализации, для контроля объектов со средней и слабой пожарной опасностью, в том числе для большинства жилых объектов. Основным отличием является использование пожарных извещателей с порогом срабатывания, установленным на заводе-изготовителе.

Структура пороговой пожарной сигнализации чаще всего имеет радиальную топологию расположение шлейфов. То есть от ПКП расходятся шлейфы, к которым подключены пожарные детекторы. При срабатывании хотя бы одного из них активируется сигнал тревоги всего шлейфа.

Учитывая, что один шлейф может обслуживать несколько помещений (до 20-30 детекторов) информативность пожарной сигнализации данного типа довольно низкая.

Основными преимуществами такой системы являются:

  • доступная цена оборудования;
  • простота установки и настройки.

Возможные недостатки пороговой сигнализации:

  • обнаружение пожара на поздних стадиях;
  • отсутствие контроля работоспособности извещателей;
  • низкая информативность;
  • большой объем работ по монтажу кабельной структуры.

Адресно-опросная.

Главным отличием адресно-опросной пожарной сигнализации от пороговой является алгоритм связи ПКП с пожарными извещателями. В данном случае устройство контроля не ожидает сигнала смены режима детектора, а периодически осуществляет опрос его текущего состояния.

Такой принцип работы позволяет получить данные о работоспособности датчиков, а также расширяет список информационных уведомлений с одного до четырех: «Норма», «Пожар», «Обрыв», «Неисправность».

Архитектура построения сети пожарной сигнализации кольцевая. Данный тип автоматической пожарной сигнализации широко используется для контроля однотипных помещений общего назначения: офисы, магазины, медицинские и учебные учреждения.

Очевидные преимущества такой организации пожарной сигнализации:

  • контроль работоспособности датчиков;
  • высокая информативность;

Адресно-аналоговая система.

На данный момент это наиболее оптимальный вариант построения пожарной сигнализации. Основным отличием от предыдущих типов является то, что анализ информации и принятие решений о переходе в тревожный режим осуществляет не пожарный извещатель, а контрольная панель (ПКП).

Сам приемно-контрольный прибор является значительно более сложным устройством, так как осуществляет целый ряд функций: непрерывный опрос докторов, анализ полученной информации, сопоставление данных с граничными значениями, внесенными в его память, принятие окончательного решения на основе консолидированных данных детекторов нескольких типов.

Таким образом, не только значительно снижается процент ложных срабатываний, но появляется возможность определить местонахождение и время потенциального очага возгорания на ранних стадиях по результату совокупности нескольких факторов, каждый из которых не смог бы вызвать срабатывание системы.

Схема работы установки.

В дежурном режиме технологические трубопроводы автоматической установки водяного пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода заполнены водой и находятся под дежурным давлением, поддерживаемым «жокей»-насосами, расположенным в насосной станции. При падении давления в сети, вследствие утечек, «жокей»-насос включается, а при достижениидежурного давления выключается.

При возникновении загорания вода из трубопроводов системы через вскрывшиеся оросители (вентиль пожарного крана) поступает в очаг пожара.При этом давление в сети падает. Включение пожарного насоса происходит от двух электроконтактных манометров установленных на напорном трубопроводе.При этом сигнализатор давления на узле управления и (или) соответствующий сигнализатор потока жидкости срабатывают и формируют сигнал о месте пожара. При невыходе на нормальныйрежим рабочего насоса автоматически включается резервный.

Отключение установки после пожара и перевод установки в дежурный режимпроизводится вручную оператором АУВП.

Основные пожарные автомобили целевого применения

Основные автомобили целевого применения — для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.

Основные пожарные автомобили целевого применения

АГВТ-150 (43114), мод. ПМ-586

АП-5000 (53215), мод. ПМ-567А

Порошковые пожарные автомобили предназначены для тушения пожаров классов:

  1. А (Пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением),
  2. В (Пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ),
  3. С (Пожары газов),
  4. Е (Пожары, связанные с горением электроустановок)
  5. на промышленных объектах газовой, нефтяной, нефтехимической промышленности

Автомобиль газового тушения АГТ-4000 на шасси ЗИЛ-133Г42

АГТ-4000 на шасси ЗИЛ-133Г42

Машина для тушения локальных пожаров на атомных электростанциях, переливочных пунктах, складах легковоспламеняющихся жидкостей, в автопарках и др. Обеспечивает ликвидацию возгораний в помещениях объемом до 5 тыс. м куб., на элеваторах, в зернохранилищах и других помещениях, где невозможно применение других огнетушащих веществ, приводящих к порче дорогостоящего оборудования и материалов.

  • Огнетушащее вещество – азот
  • Вместимость цистерны, кг – 4000
  • Производительность лафетного ствола, кг/с — 30
  • Производительность ручного ствола, кг/с — 2

Вспомогательная техника

Применяют для работы пожарных подразделений, передвижения сотрудников, перевозки различного инвентаря, имущества. В эту категорию входит широкий модельный ряд самой разной техники – бензовозы, грузовики, ремонтные мастерские.

Высокий уровень боевой готовности пожарных подразделений, точная и продуктивная работа специализированного оборудования во многом зависит от правильного содержания, и своевременного осуществления технического осмотра

Для обеспечения положительного результата необходимо уделять особое внимание организации и хранению пожарной техники. Круглосуточно поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, поскольку оно может понадобиться в любой момент

Важно хорошо изучить технические характеристики и конструктивные особенности пожарных машин. Эффективная эксплуатация техники требует наличия практического опыта, и теоретических знаний

Таблица №3

Пожарные автомобили
Специальные Вспомогательные

АЛ – автолестницы

АПК– автоподъемники коленчатые

АР – рукавные

ДУ – дымоудаления

ГДЗС – газодымозащитной службы

АСА – автомобили аварийно-спасательные

АШ — штабные

Бензовозы

Авторемонтные мастерские передвижного типа

Автобусы

Автокраны

Экскаваторы

Трактора

Грузовые автомобили

Легковые автомобили

Диагностические лаборатории

Автотопливозаправщики

Контрольное тестирование может проводиться как самим водителем, так и сотрудниками части. Помещение для проведения техосмотра должно быть оборудовано смотровой канавой и различными устройствами.  Ежегодно составляется график проведения техосмотра. Сотрудники части устраняют всевозможные неисправности, приводят в рабочее состояние оборудование, моют транспорт. Начальник караула принимает выполненную работу.

В конце рабочего дня водитель обязан в специальном журнале указать функциональные неисправности техники для предупреждения опасных ситуаций, в которых могут пострадать люди.

Это интересно: Пожарный инвентарь и ручной инструмент — виды, нормы, назначение

Выводы

Машины пенного тушения составляют конкуренцию автоцистернам и автомобилям, использующим прочие виды огнетушащих веществ. По сравнению с водой пена подходит для большего числа видов возгораний, используется для объемного тушения пожаров, при этом расход ее меньше. У порошковых составов и углекислоты пенообразователь выигрывает за счет изолирующих свойств и безопасности для людей и природы. К разновидностям пожарных машин относится и аэродромный пожарный автомобиль.

Даже при использовании на твердых горючих материалах (класс А) пена зарекомендовала себя более выгодным образом, чем вода, за счет смачивающих свойств и возможности проникать в поры.

Тем не менее у вещества есть несколько особенностей. В частности, его нельзя применять при тушении пожаров категорий Е (оборудование под напряжением) и D (металлы), а также хранить при отрицательных температурах.

Подводя итоги, можно сказать, что АПТ представляет собой более совершенную модель, нежели автоцистерна или насосно-рукавная машина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector