Статистика аварий самолетов

2009 год. Четверо погибших

10 мая 2009 года, в 62 км от Иркутска, произошла катастрофа вертолета Bell 407 RA-01895. На борту, кроме пилота, находились губернатор Иркутской области Игорь Есиповский и сопровождающие его лица (два человека). В 17 км от площадки взлета вертолет столкнулся с деревьями, упал в лес, разрушился и сгорел. В результате четыре человека погибли. 

По данным МАК, трагедия произошла из-за профессиональной неподготовленности командира воздушного судна к выполнению полетов на данном типе вертолета. К тому же несанкционированный полет выполнялся ночью, в горной местности, на высоте, которая была значительно ниже безопасной. Также были и другие сопутствующие факторы. 

Российские военные самолеты

Анализ аварий военных самолетов показывает, что за последние годы в России количество таких крушений значительно снизилось. Это объясняют тем, что в Советском Союзе было не так много тренировочных вылетов. Кроме того, активно проводится модернизация воздушного боевого транспорта по типам самолетов.

Больше всего аварий самолетов потерпела модель Ан. После закрытия заводов изготовителей соответствующих деталей на ремонт не было. Те, что использовали из резервов, не способны были служить дольше определенного времени. Сегодня ситуацию исправляют новые предприятия, которые возобновляют линии по производству комплектующих, а также выпускают новые улучшенные модели.

Статистика аварий самолетов определила оценку снижения риска катастроф бомбардировщику Ту-95. Несмотря на срок эксплуатации, он отличается повышенной надежностью. Эту марку сравнивают с американским Боингом Б-52, которому около 70 лет. Специалисты считают, что при правильном обслуживании машина будет служить еще долгое время.

В других странах с военными самолетами немного хуже. Главной причиной является износ транспорта. Хотя рассказывают о новых моделях и их невероятных способностях, но в реальности еще ни одной такой воздушной машины не было предоставлено.

Авария А-310 в аэропорту Иркутска 9 июля 2006

В июле 2006 года самолет совершал рейс Москва – Иркутск. Полет проходил в штатном режиме, но после приземления экипаж не смог остановиться на ВПП и врезался в гаражи. На борту находились 203 человека (из них 8 – члены экипажа), погибли 125 пассажиров. Из выживших — 78 человек, 63 получили ранения.

Особенно отличились два бортпроводника, которые ценой собственной жизни и здоровья спасли около 50 пассажиров рейса, потерпевшего крушение. Андрей Дьяконов, по свидетельствам уцелевших пассажиров, действовал строго по инструкции. Когда начался пожар, молодой человек выбил дверь самолета и начал буквально выталкивать людей. Когда судно стало разваливаться на части, бортпроводник, видимо, не успел выпрыгнуть. Андрей Дьяконов погиб, посмертно награжден.

Аварийный выход открыла и Виктория Зильберштейн – двадцатидвухлетняя стюардесса. Она выбралась из-под завала кресел и багажа, добралась до аварийного люка и начала выпускать людей. Последней самолет покинула через этот люк сама Виктория. Девушка получила сотрясение мозга, но, восстановившись, смогла снова приступить к работе.

Причиной катастрофы, как и многих других авиационных аварий, эксперты назвали неправильные действия пилотов. Уголовное дело было закрыто в связи со смертью подозреваемых лиц. Также причиной в ходе ведения расследования называли неисправность оборудования и другие факторы, доподлинно установить которые не представляется возможным.

2006 год. 125 погибших

9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus A310 авиакомпании «Сибирь» (S7) выполнял рейс №778 Москва-Иркутск. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта в 07.42, лайнер не остановился, съехал на поле, пробил бетонное ограждение и врезался в гаражный кооператив, который располагался в 280-ти метрах от «взлетки». В результате столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива под левой плоскостью крыла и центральной частью фюзеляжа. Всего погибло 125 человек. В их числе дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков.

Авиакатастрофа 2001 год. Фото: Максим Шутов

По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) причиной катастрофы стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа. После повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы было установлено, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге. 

Почему падают самолеты

Если самолет потерпел аварию, то специальная комиссия расследует причины трагедии. Однако это получается не всегда, особенно при падении авиалайнера в воду. Как показывает статистика аварий самолетов, основные причины катастроф:

  • Большинство крушений произошло по вине человека (диспетчера, пилоты, механики). У летчиков нередко нет достаточного практического опыта – только на тренажерах. При этом многие из них сильно доверяют автопилоту, не учитывая тот факт, что работу приборов могли перед вылетом проверить недобросовестно.
  • Немаловажную роль играет погода. При наличии осадков и плохой видимости даже опытному пилоту трудно посадить самолет. В таких условиях именно его поведение и выдержка спасают от возможной трагедии.

Статистика авиационных катастроф по странам показывает, что 30% крушений от общего количества произошли из-за технических неполадок. Сюда также входят акты террористического характера.

Анализируя аварии самолетов в мире трудно определить самую безопасную авиакомпанию для воздушных путешествий. Так как в больших государствах и рейсов больше. Примером являются США и Россия. Статистика аварий самолетов показывает, что эти страны лидируют.

На данный период в США произошло 630 крушений. Погибших более 9000 человек. В СССР и России катастроф было приблизительно 270. Количество погибших – 5000 человек.

По безопасности перелетов, ежегодно специальная комиссия определяет двадцатку самых безопасных стран и их авиакомпаний. Россия занимает 35 ступеньку.

Но, есть и маленькие и бедные государства. Их авиакомпании эксплуатируют не только старые модели воздушных машин, но и не имеют возможности провести необходимую модернизацию своих самолетов. В таких странах аварии на авиатранспорте не редкость.

Это интересно: Пожарная безопасность на кухне: правила и причины пожаров

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
  • Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха)
  • Террористический акт: захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Понятие ДТП


Основными признаками ДТП являются следующие события:

  1. Участие транспортного средства в инциденте. Так, например, брошенный предмет в пешехода из окна автомобиля не будет считаться дорожно-транспортным происшествием.
  2. Движение – главное условие. Так, например, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, либо на машину упало дерево – это не есть ДТП. Однако, если движущийся автомобиль сбил пешехода или столкнулся с другим автомобилем – это дорожно-транспортное происшествие.
  3. Ущерб. Если в результате столкновения двух автомобилей нет никаких царапин, сколов, вмятин, если нет ущерба для пассажиров и водителей, то это не может быть квалифицированно, как ДТП. Если же есть хотя бы небольшой ущерб, значит данная ситуация уже будет считаться аварией.

По статистике ГИБДД, в период с января по июнь 2021 года в России произошло 72889 дорожно-транспортных аварий, которые унесли жизни свыше 8 тысяч человек.

Причинами этих инцидентов являются несоблюдение правил дорожного движения, превышение скоростного режима, а также, употребление алкоголя до или в момент управления автомобилем. Мы поговорим о ситуациях, которые приводят к ДТП немного позже.

Авиакатастрофы в России в 2017 году

Список авиационных катастроф за 2017 год на территории России включает всего 15 происшествий. Это меньше прошлогоднего показателя на 53,1%. В 2016-м число катастроф и авиационных аварий, которые произошли в РФ, составило 32 случая. Жертвами происшествий с воздушными судами в 2017 году стали всего 22 человека. По сравнению с показателем предыдущего года зафиксировано уменьшение на 81,1% (в 2016-м – 119 жертв). Число пострадавших тоже существенно сократилось: 29 человек в 2017-м против 132 – в 2016-м. Согласно официальным данным МЧС, больше всего катастроф в предыдущие годы происходили в Южном и Дальневосточном (по двадцать четыре процента), а также в Центральном (семнадцать процентов) ФО. Больше всего самолетов терпели крушения в Южном ФО (33%), вертолетов – в Дальневосточном (45%).

2001 год. 145 погибших

4 июля 2001 года ночью на подлете к Иркутску разбился авиалайнер Ту-154 авиакомпании «Владивосток-авиа». Рейс следовал из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. Пилоты выполняли маневр разворота и захода на посадку, когда авиалайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать. По предварительному анализу траектории падения он должен был упасть на поселок Бурдаковка в 34-х км от Иркутска. Пилотам удалось увести машину в сторону. Ту-154 рухнул на лесную поляну в нескольких км от села.

На место происшествия из Иркутска немедленно вылетели на вертолете спасатели МЧС, из ближайших населенных пунктов прибыли пожарные расчеты. Но спасать было уже некого. Ту-154 от удара разлетелся на множество мелких обломков, сохранилась лишь хвостовая часть лайнера.

Причиной ЧП стали ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Чтобы исправить ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Неправильные действия командира корабля лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолет полностью потерял управление и разбился. Погибло 145 человек, в том числе девять членов экипажа.

Теракты «Ту-154» и «Ту-134» в году

В августе 2004 практически одновременно в самолетах «Ту-154» (авиакомпания «Сибирь», маршрут Москва – Сочи) и «Ту-134» («Авиаэкспресс», Москва – Волгоград) сработали взрывные устройства, которые были пронесены на борт смертницами. Оба самолета разбились, в «Ту-154» погибли сорок шесть человек, в «Ту-134″ – сорок четыре человека. Первый рейс вылетел из «Домодедово» в 21:25, второй – в 22:00, тоже из «Домодедово». Первым с экранов пропал Т»у-134» (в 22:56), через несколько минут связь оборвалась и с «Ту-154».

Обломки и останки пассажиров, погибших в авиационной катастрофе с «Ту-134», были обнаружены в Тульской области в 2:00, «Ту-154» – в 08:15 в Ростовской области. Следствие быстро установило причины крушения.

Причины авиационной катастрофы были одинаковыми – теракт. Совершили его чеченские смертницы А. Нагаева и С. Джебирханова. Террористки собрали взрывные устройства уже на борту, в туалетах. Мощность взрывов могла быть небольшой. В результате терактов погибли все находившиеся на борту и одного, и другого воздушного судна. Общее количество жертв составило 90 человек.

Это интересно: Правила поведения туристов на отдыхе

Урок 16Авиационный транспорт

Современные самолёты надёжны, и полёт на них почти всегда безопасен. Однако пока нет совсем безопасных механизмов, машин. Самолёт — очень сложная машина, да и погода во время полёта бывает не всегда тихая и солнечная. К сожалению, каждый год в авиакатастрофах в мире погибает в среднем 3000 человек.

В полёте самолёт всегда автономен, его безопасность обеспечивается работой десятков людей на Земле: техников, связистов, диспетчеров. Но как бы он ни был совершенен, любой полёт на нём всегда зависит от внешних условий. Сильный ветер, плохая видимость, снег и дождь влияют на безопасность полёта, создавая иногда ситуации, для преодоления которых от экипажа и наземных служб требуется много умения, упорства, а иногда и мужества.

Пассажир также должен соблюдать правила, от выполнения которых зависит безопасность полёта.

Как вести себя в салоне самолёта:• перед взлётом и посадкой занять своё место и не ходить по салону;
• на полке, расположенной над креслами, размещать только негромоздкие вещи (пальто, плащ, куртку);
• внимательно выслушивать информацию стюардессы о правилах поведения и средствах безопасности на борту судна;
• во время полёта изучить правила применения средств безопасности;
• следить, чтобы при взлёте и посадке ремень безопасности был плотно натянут у бёдер;
• при опасных ситуациях сохранять спокойствие и выполнять все указания экипажа.

В катастрофических ситуациях на самолётах обычно проявляются два опасных типа поведения пассажиров — паника и апатия. Второе, как ни странно, встречается чаще. Следует учитывать это и никогда не прекращать борьбу за свою жизнь.

Рассмотрим некоторые опасные ситуации, возможные во время полёта, и вместе подумаем, как из них выйти.

При аварии на самолёте запас времени для действий очень мал, поэтому страх, паника только увеличат опасность, сократят это время. Необходимо действовать разумно: от этого зависит ваше спасение.

Если авария происходит при взлёте, посадке или на большой высоте, пилоты постараются прервать полёт и посадить самолёт, однако аварийная посадка в этом случае не будет мягкой.

При аварийной посадке надо принять безопасное положение: тело согнуто, голова наклонена как можно ниже, руки прикрывают голову, ноги упираются в спинку переднего сиденья. Убрать от себя громоздкие, тяжёлые и другие опасные предметы, способные нанести ранения. Постараться надеть на себя верхнюю одежду.

После аварийной посадки необходимо не паниковать, выполнять все команды экипажа самолёта, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покинуть самолёт можно только через аварийные выходы. После выхода из самолёта нужно отойти от него на безопасное расстояние, так как возможен его взрыв. Действия должны быть чёткими, осознанными, быстрыми, ведь от этого зависит здоровье и жизнь.

При разгерметизации самолёта во время полёта у пассажира есть только несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

При пожаре в самолёте надо выполнять все команды экипажа. После приземления самое главное — как можно быстрее покинуть самолёт, а для этого нужно направиться к ближайшему аварийному выходу. Пробираться к выходу следует на четвереньках, пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше (опасен не столько огонь, сколько дым). Закрыть рот шарфом или платком (если возможно, мокрым). Не брать с собой ручную кладь, проявлять решительность и дисциплинированность.

При аварийной посадке самолёта на воду нужно надеть спасательный жилет, но надуть его лишь слегка, чтобы он не мешал при выходе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Если вам приходилось летать на самолётах, расскажите о своих впечатлениях.
2. Расскажите о правилах безопасности на авиационном транспорте.
3. Вспомните и расскажите о каком-либо фильме или книге, где показана (описана) аварийная ситуация на воздушном транспорте.

ЗАДАЧА 25. Во время полёта в самолёте возникли неполадки, в результате которых предстоит аварийная посадка. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Не паниковать, выслушать информацию экипажа.
2. Сгруппироваться перед посадкой, закрыть голову руками и наклониться вперёд.
3. Одеться.
4. Отправиться к экипажу выяснять ситуацию.
5. Пристегнуться ремнём безопасности.
6. Подготовить свои вещи к эвакуации.

Как происходит посадка

Для обычного пассажира полезно знать, как управляется это транспортное средство. Основным устройством вождения является штурвал. С помощью его можно произвести следующие действия:

Если нужно поднять нос машины вверх, его тянут на себя.
Когда действие имеет обратный ход, нос опускается

Именно это движение штурвалом важно при посадке самолета.
Если повернуть устройство управления влево или вправо, соответственно, самолет накренится в соответствующую сторону.
При нажатии на педали будет происходить поворот в одну или другую сторону. Это происходит благодаря тому, что изменяется положение закрылков.
Педали как раз активно используются во время приземления, а также на взлете.

За скорость самолета при посадке и взлете, которая составляет около 250 километров в час, отвечают рычаги управления, с помощью которых регулируют параметры двигателей, направляя их в нужное русло.

В управлении воздушным транспортом в качестве основного используется именно штурвал.

Но вот в некоторых моделях Airbus (320, 321) штурвал заменяет специальный рычаг, расположенный с правой стороны кресла основного пилота и второго пилота. Такая схема позволяет более продуктивно и быстро использовать возможности по управлению машиной.

Помимо основных рычагов управления, в кабине летчиков также расположены очень важные для полета приборы:

  • Дисплей навигации.
  • Главный пилотажный прибор.
  • Управление автопилотом.
  • Управление траекторией движения самолета (глиссада).

О требованиях к аварийно-спасательному обеспечению

Анализ происшествий с гражданскими самолетами показывает, что 80%  аварий и катастроф происходят на этапе взлета и посадки. Исследования динамики разрушения самолетов при авариях свидетельствуют о том, что к жертвам при авиационных происшествиях являются силы, действующие при ударе о землю, и пожар.

Поэтому с одной стороны при конструировании и создании воздушных судов (ВС) предусматриваются меры по безопасности их конструкции и для этого существуют различные нормы годности ВС, а с другой на аэродроме должны быть организованы соответствующие меры по аварийно-спасательному обеспечению.

Эффективность борьбы с авиационным пожаром и спасение людей, находящихся на борту, зависят от того, насколько быстро начнется массированная атака огня. Это обусловлено скоротечностью развития пожара на самолете и высокой температурой в зоне горения. Так, при пожаре разлитого топлива под фюзеляжем самолета уже через 2-3 минуты устоявшегося горения, а зачастую и раньше, происходит прогорание обшивки фюзеляжа и распространение пожара внутрь пассажирского салона, кабины экипажа и других помещений самолета. Анализ происшествий и огневые испытания, которые проводились во времена СССР, показали, что уже через 2-3 мин после возникновения открытого пламени внутри пассажирского салона содержание кислорода в салоне снижается до 5-6%, а концентрация токсичных веществ достигает смертельно опасных уровней, что является смертельным для человека.

Именно по этой причине нормами годности самолетов установлено требование, согласно которому все люди должны эвакуироваться из самолета по аварийным надувным трапам и другим бортовым средствам спасения через выходы только по одному борту за время не более 90 с.

Экспертами ИКАО еще в 80-х годах был проведен анализ и установлено, что из всех происшествий, происходящих при взлете или посадке, примерно половина происходит на ВПП, около 30 % на удаление до 1000 м от торца полосы и не более 30 м от ее осевой линии. Остальные 20% на удалении до 150 м. от осевой линии ВПП. 

Поэтому и ИКАО и в СССР всегда было требование, чтобы время развертывания пожарно-спасательных расчетов на конце каждой ВПП не превышало 3-4 минут.

Суть всех требований к аварийно-спасательному обеспечению сводится к тому, чтобы на каждом аэродроме в зависимости от размеров и частоты движений ВС был обеспечен нормативный запас огнетушащих веществ, который должны быть доставлен на пожарных автомобилях к месту авиационного происшествия и применен для тушения пожара с надлежащей интенсивностью в установленное время.

То есть, чем больше самолет садится или взлетает с аэродрома, тем больше на нем топлива и значит больше должно быть огнетушащих веществ и с большей интенсивностью их нужно подавать в очаг пожара. 

Это интересно: Как управлять самолетом — инструкция с видео

Российские авиакомпании и их надежность

По авиакомпаниям России самой опасной считается Аэрофлот. Ее самолеты чаще всего терпят крушения. За время существования компании произошло около 130 аварий. При этом не обошлось без погибших. Учитывая негативную статистику, правительство старается всеми силами провести модернизацию самолетного парка. Также сделать переаттестацию всем пилотам, чтобы убедиться в их профессионализме в критических моментах.

Среди российских авиакомпаний Трансаэро и Уральские авиалинии заслужили наибольшее доверие. За время их существования были неприятные случаи, но благодаря опытным пилотам обошлось без жертв.

Статистика погибших в авариях при крушении показывает, что Россия находится на первом месте по количеству жертв. Пользуясь услугами ее авиакомпаний, пассажиры в четыре раза больше подвергаются риску для жизни, чем в других странах.

Падение президентского борта Польши

Крушение «Ту-154» в Смоленске стало катастрофой, в которой погибло практически все высшее военное командование Польши, президент с супругой, известные польские политики. Делегация направлялась в Россию, чтобы посетить траурные мероприятия по случаю годовщины расстрела в Катыни.

Экипаж самолета, как выяснилось, был недостаточно подготовлен к полету. По факту только лишь бортинженер в день вылета имел действительный допуск к полетам на «Ту-154». Кроме того, экипаж не имел актуальных метеорологических данных по смоленскому аэропорту, а также точных координат. Впоследствии некоторые СМИ назвали одной из причин катастрофы давление на пилотов со стороны президента Польши. Ранее уже имел место случай, когда президент потребовал изменить курс, но пилот отказался выполнить это требование, так как в противном случае пассажиры подверглись бы опасности.

На борту были девяносто шесть человек, восемьдесят восемь из них – пассажиры. Этим рейсом, как уже упоминалось, летел президент Польши Л. Качиньский с женой, руководитель канцелярии, замминистра иностранных дел, замминистра культуры, глава нацбанка, руководитель бюро нацбезопасности и другие видные политические, общественные, военные и религиозные деятели. На борту должен был находиться еще и родной брат Леха Качиньского, но ему не удалось полететь из-за резко ухудшившегося состояния здоровья матери.

Полет проходил в штатном режиме, заход на посадку тоже поначалу выполнялся правильно. Самолет столкнулся с деревьями, но, как потом установила комиссия, условия были таковы, что даже если бы воздушное судно не встретилось с препятствием, через несколько секунд все равно произошла бы катастрофа.

Согласно окончательному протоколу расследования, причинами катастрофы стали сложные метеорологические условия, игнорирование пилотами сигналов системы предупреждения и снижение ниже минимальной высоты, т. е. ошибки экипажа. Кроме того, было выявлено несовершенство оборудования, установленного на борту.

Пожары, взрывы, угроза взрывов

Пожаром называют неконтролируемый процесс горения, взрыв — это быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна.

В данной группе ЧС выделяют:

  1. пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
  2. пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
  3. пожары (взрывы) на транспорте;
  4. пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;
  5. пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;
  6. пожары (взрывы) на химически опасных объектах; пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;
  7. обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

Особенности аварийной посадки

В любой аварийной ситуации всегда есть возможность благополучно завершить полет. Многое зависит от погодных условий и мастерства пилотов, ведь решения надо принимать быстро, в считаные секунды

При посадке на воду пилотам важно учитывать следующие обстоятельства:

  1. Заходить на посадку параллельно волнам, уже с 600-метровой высоты можно визуально определить их направление.
  2. Приводнение осуществляется на малой скорости.
  3. Нельзя допускать задирание носа.
  4. Опускаться на воду следует с убранными шасси и закрытыми закрылками.

В ночное время на высоте 150 м включаются фары, чтобы пилоты лучше могли оценить обстановку и направление волн. После приводнения командир оценивает ситуацию и определяет, какие аварийные люки необходимо открыть для эвакуации. Открываются те из них, что находятся над поверхностью воды, чтобы не допустить проникновение ее внутрь салона.

Есть случаи успешной посадки самолета в ситуации, когда не вышло по каким-то причинам шасси, самолет сажают на «брюхо», и он касается посадочной полосы аэродрома.

2011 год. Двое погибших

5 июля 2011 года в 190 км севернее Киренска Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8Т авиакомпании «ЮТэйр» Приобского МТУ ВТ ФАВТ. Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Усть-Кут -Даниловская площадь — буровая 72. На борту находились 13 пассажиров и груз.

После прибытия воздушного судна в район посадочной площадки 72-я Даниловская экипаж не смог обнаружить пригодную для приземления посадочную площадку и приступил к ее подбору с воздуха. Местность оказалась заболоченной. Однако было принято решение высадить пассажиров и разгрузить воздушное судно, удерживая вертолет в полувзвешенном состоянии. 

Во время выгрузки часть пассажиров перемещалась из вертолета на землю и обратно. На поверхности постоянно оставались четыре человека, которые относили груз в сторону от вертолета. В процессе выполнения разгрузочных работ у вертолета началось кренение в левую сторону, которое, по объяснению командира воздушного судна, достигало 15-ти градусов. Попытки привести положение вертолета в нормальное состояние не увенчались успехом. Машина провалилась колесом в грунт и опрокинулась на правый борт. После этого лопасти несущего винта ударились о землю и начали бесконтрольно вращаться. Были повреждены левый двигатель и левая часть кабины. В результате случившегося двое рабочих, находящихся на земле погибли, еще один — пострадал. После остановки вращения вертолета борт воздушного судна покинули оставшиеся пассажиры и члены экипажа. Травмы получили одна из пассажирок вертолета, а также командир воздушного судна и второй пилот.

Аварийная посадка самолета

Бывают ситуации, когда самолет терпит бедствие и вынужден делать аварийную посадку, чтобы избежать катастрофы. Надо быть готовым к этому и перед полетом внимательно слушать, что говорит бортпроводник, когда показывает, как надевать спасательный жилет или кислородную маску.

Как вести себя при аварийной посадке

При выборе места надо быть как можно ближе к аварийному выходу, не менее чем за пять рядов. И следует знать, как себя вести в различных аварийных ситуациях.

  1. При разгерметизации воздушного судна, когда воздушные потоки устремляются в салон, первым делом необходимо надеть маску, а затем помогать окружающим. В ином случае может наступить кислородное голодание и потеря сознания. Тогда уж точно помощи никому не окажешь. И обязательно пристегнуть ремень к креслу.
  2. Во время пожара в салоне, который нередко возникает при аварийной посадке, происходит задымление. Надо накинуть на себя плед, прижать к носу платок, смоченный в воде и на четвереньках пробираться к аварийному люку.
  3. При посадке на ходу надо надеть надувной жилет и следовать к аварийному выходу. Самолет сохраняет плавучесть, а выход осуществляется с помощью специальных надувных трапов. В салоне также есть надувные плоты, которые спускаются на воду.

Авария «Ту-154» под Иркутском в 2001

В среду, 4 июня 2001 года, «Ту-154» совершал рейс Екатеринбург – Владивосток с дозаправкой в Иркутске.

На день крушения лайнер, который получил имя «Уссурийск», совершил более 11 тысяч взлетов и посадок, налетал почти 21 тысячу часов. Самолет, с которым случилась данная авиационная катастрофа, был выпущен в 1986 году. Управлял лайнером опытный экипаж, командир воздушного судна налетал практически 13,5 тысяч часов, второй пилот – 6,8 тысяч часов, работал в авиакомпании 20 лет, штурман – налетал 6,4 тысяч часов, бортинженер – 954 часа, все на «Ту-154».

На борту находились 145 человек, из них 9 членов экипажа. Большая часть пассажиров являлась гражданами РФ, также летели рейсом 12 граждан КНР.

Полет проходил в штатном режиме до момента посадки в аэропорту Иркутска. Катастрофическая ситуация развивалась стремительно (всего 15 секунд). Все попытки экипажа воздушного судна выровнять лайнер были безуспешными из-за недостатка высоты. Самолет вошел в штопор и свалился на землю. «Ту-154» исчез с радаров в 02:08, уже в 03:25 обломки были обнаружены в 22 км от Иркутска.

5 июля 2001 года, следующий после трагедии день, был объявлен траурным в РФ. Погибли все, кто находился на борту. Расследование авиационной катастрофы велось недолго, так как все три самописца были найдены сразу же. Причиной крушения эксперты назвали ошибки экипажа.

Урок 1Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

План проведения занятий на учебный год

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 8 класса | План проведения занятий на учебный год | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Авария и катастрофы

Типы ЧС техногенного характера

Классификация транспортных аварий

Классификация аварий с выбросом биологически опасных веществ

Классификация обрушений зданий и сооружений

Классификация аварий на электроэнергетических системах

Классификация аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения

Классификация аварий на промышленных очистных сооружениях

Вопросы и задания

Классификация транспортных аварий

Транспортные аварии и катастрофы (схема 2) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах) и случающиеся во время движения. Для второго вида аварий обычно характерны удалённость места происшествия от крупных населённых пунктов и трудность доставки туда спасателей.

Схема 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ АВАРИЙ (КАТАСТРОФ)
Аварии товарных поездов
Аварии пассажирских поездов и поездов метрополитенов
Аварии речных и морских грузовых судов
Аварии речных и морских пассажирских судов
Авиакатастрофы в аэропортах и населённых пунктах
Авиакатастрофы вне аэропортов и населённых пунктов
Крупные автомобильные катастрофы
Аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях
Аварии на магистральных трубопроводах

Пожары и взрывы — самые распространённые чрезвычайные события в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжёлыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это, прежде всего, промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, выполняющие задачи по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ. Это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки. Кроме того, некоторые вещества в определённых условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Следующая страница Классификация аварий с выбросом биологически опасных веществ

Какие модели лайнеров наиболее безопасны

На сегодняшний день в мире по моделям лайнеров самыми безопасными считаются:

Марка лайнера Начало выпуска (год) Одна авария на количество летных часов Количество жертв
Boeing 777 1995 19 млн 540
Airbus A340 1993 более 13 млн только потерпевшие
Airbus A330 1993 14 млн около 300
Boeing 747 1970 17,5 млн около 1000
Boeing 737 NG 1997 17 млн около 500
Boeing 767 1982 15 млн более 800
Airbus A320 1988 15 млн более 3000
Boeing 757 1982 15 млн точной цифры нет
Boeing 737 CFMI 1984 5,5 млн менее 600
McDonnell-Douglas MD-11 1990 4 млн около 500

По маркам самыми опасными считаются:

Марка самолета Год выпуска Одна авария на количество летных часов
Boeing 737 JT8D моделей 100 и 200 1967 508 000
Ил-76 1974 550 000
Ту-154 1971 1 000 000

Еще в СССР было отмечено, что практически каждая авария самолета Ту-154 происходит по вине человека. Тогда как это один из самых надежных пассажирских лайнеров. Его техническое строение отличается сложностью и требует к себе соответствующего профессионализма со стороны диспетчеров и пилотов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector