Стеллажи всех видов

6.8 Испытание ступеньки лестницы на изгиб по 4.2.8, 4.3.4, 4.4.4

Испытаниюподвергаютодинобразецвыдвижнойлестницы, одинобразецштурмовойлестницы
иодинобразецлестницы-палки. Испытываемаяступеньканедолжнабытьусиленной.

6.8.1 Аппаратура

ЛинейкаизмерительнаяметаллическаяпоГОСТ 427.

ШтангенциркульпоГОСТ 166.

Контрольныйгрузмассой (360 ± 2) кг (дляиспытанияступенькилестницы-палки-контрольный
грузмассой (160 ± 1) кг).

СекундомерпоГОСТ 5072.

Подкладка-стальнаяпластина (илискоба) самортизирующимрезиновымслоемширинойот 80 до 100
мм, толщиной (10 ± 2) мм; ширинаподкладкина (25 ± 2) ммбольшедиаметраступеньки.

Шаблон-металлическийстерженькруглогосечениядиаметром, равнымдиаметруступеньки. Длинастержнядолжнаравнятьсяшириневсветуиспытываемойлестницы.

6.8.2 Подготовкакиспытанию

6.8.2.1 Выдвижнуюлестницудемонтируютииспытаниепроводятнаеенижнемколене.

6.8.2.2 Лестницу (колено) устанавливаютсопоройнастенуподуглом (75 ± 5)°кгоризонту. Тетивы штурмовойлестницыдолжныиметьдополнительнуюопорунауровнеиспытываемойступеньки.

6.8.3 Проведениеиспытания

6.8.3.1 Наступенькусверхунакладываютшаблонипроизводятизмерениеихсуммарнойтолщины спомощьюштангенциркуля.

6.8.3.2 Отмечаютсерединудлиныступенькиинанееспогрешностьюнеболее± 1
ммустанавливаютподкладку (скобу) резиновойповерхностьюкступеньке (рисунок 4).

1 -ступенька; 2 -резиноваяпластина; 3 -металлическаяпластина

Рисунок 4 Схемаустановкиподкладки

6.8.3.3 Нагружениепроизводятпутемустановкиилиподвескинаподкладку (скобу) контрольного грузавсоответствиисрисунком 5. Времявоздействиянагрузкидолжносоставлять (120 ± 1) с.

Рисунок 5 Схемаустановкиилиподвескиконтрольногогруза

6.8.3.4 Послеснятиянагрузкинаиспытываемуюступенькусверхунакладываютшаблониизмеряютихсуммарнуютолщинувместеприложениянагрузки.

6.8.3.5 Изделиесчитаютвыдержавшимиспытание, еслиостаточнаядеформация, равнаяразницеизмерений, проведенныхпо 6.8.3.1 и 6.8.3.4, непревысила 0,02 ширинывсветуиспытываемой лестницы (колена).

Основная классификация пожарных пристроек согласно нормам ГОСТ

Все противопожарные конструкции по месту расположения делятся на несколько видов, а именно:

Внутренние. Такие изделия сооружаются в середине здания

Согласно нормам СНИП, при планировке помещений с внутренним пожарным сооружением, необходимо взять во внимание то, что его нужно оградить со всех сторон стенами большой толщины из негорючего материала для защиты людей от дыма и огня.
Наружные. Такие конструкции обычно сооружаются с внешней стороны здания и, как правило, только до второго этажа

В старых домах наружное пожарное сооружение размещено на балконах. В более современных постройках, согласно нормам СНИП, сооружается отдельная пристройка из металла, которая монтируется к зданию. Выход на нее возможен с черного хода на этаже.

Иногда расположение и дизайн пожарных лестниц лучше просчитывать в компьютерном моделировании

Использование трехколенной лестницы

Выдвижная конструкция для доставки к месту и раскладывания требует наличия двух операторов. В одиночку раздвинуть лестницу крайне затруднительно. Алгоритм установки следующий.

  • Один человек держит лестницу за третьего колена. Второй тянет за канат вниз, выдвигая конструкцию до требуемой высоты.
  • Второе колено зацепляется за стопорные крюки одной из ступеней. Для этого канат ослабляется.
  • Разложенное второе звено автоматически выталкивает первое колено, которое повисает на стальном тросе.

В разложенном состоянии лестница опирается на стену здания в нужном месте. Процесс складывания заключается в тех же действиях, производимых в обратном порядке.

Во время эксплуатации раздвижной лестницы нужно также соблюдать определенные правила. При съеме оборудования с пожарной машины принимать ее положено на выпрямленные руки, не допуская удара об асфальт или землю.

При подъеме пожарных по лестнице они должны смотреть перед собой, не задирая голову вверх – это раскачивает конструкцию, ослабляя болтовые крепления и расшатывая в пазах ступеньки.

Хранить трехколенную лестницу следует вдали как от источников питания, так и от электрических проводов.

Классификация, назначение и устройство ручных пожарных лестниц

Конструкции производят из первоклассных сортов древесины самых разных пород и высокопрочных металлов. Для изготовления ступеней берут дерево твердых сортов, например, дуб. Деревянные элементы пропитывают специальной олифой и покрывают лаком.

Металлические устройства­ являются более прочными в отличие от деревянных моделей. Среди плюсов можно отметить: легкость, надежность, долговечность. Из минусов – электропроводность и склонность к возникновению коррозии. Помимо классификации по материалу изготовления, также пожарные лестницы различают в зависимости от особенностей конструкции:

Лестница-палка более простое устройство, используемое для подъема. Представляет собой две опорные стойки и ступени. Перекладины с тетивами фиксируются при помощи шарниров. В собранном состоянии ее применяют в качестве ударного инструмента. Ей открывают двери методом тарана, отбивают штукатурку. Также она служит носилками для транспортировки пострадавших.

Лестница-штурмовка оснащена крюком, который необходим для крепления конструкции. Этот крюк применяют для фиксации устройства за какие-либо выступающие части, подоконные плиты. Эксплуатируется как спортивное снаряжение, совместно с автомобильной и трехколенной лестницами. С ее помощью можно свободно проводить работы на «крученных» крышах.

Выдвижная лестница (трехколенная Л-60) применяется для доступа пожарных на 3 этаж. Также используется для поднятия на крышу невысокого здания (максимум 2 этажа). Включает в себя выдвижной механизм, смещения и крепления, 3 металлических колена с 12 ступенями на каждом и 2 тетивы.

Выдвижение Л-60 осуществляется путем передвижения канатика через специальные блоки. Если необходимо остановить выдвижение, достаточно прекратить перемещать канатик. Тогда устройство, отвечающее за остановку, зафиксирует ее в нужном состоянии. Чтобы составить лестницу требуется передвинуть канат. Далее снизить усилия для обеспечения медленного опускания колен.

Это интересно: Бензорез Husqvarna K750 (Хускварна): назначение, ТТХ, обслуживание

Трехколенная лестница

Выдвижная лестница этого типа используется для подъема на третий этаж или крышу одно-, двухэтажного дома пожарных, доставки необходимого для тушения оборудования, эвакуации населения при невозможности ее проведения традиционными путями.

Конструкция включает в себя три колена, выполненных из однотипного металлического профиля. Кроме того, выдвижная лестница оборудована механизмом выдвигания, который отвечает также за смещение и фиксацию каждого из колен. Отдельно взятая секция состоит из двух тетив точно обозначенного диаметра, соединенных друг с другом рифлеными трубами. Каждое колено содержит по 12 ступеней, закрепленных в отверстиях стояков методом развальцовки. Торцы тетив первого и третьего колена оснащаются либо наконечниками-шипами, либо противоскользящими упорами.

При выдвижении второго колена оно продвигается между тетивами первого. После его фиксации задействуется механизм выдвигания третьей секции, которая скользит между стойками уже второго колена. Приведение лестницы в рабочее состояние производится травления веревки через блоки выдвижного механизма. Для фиксации секций в нужном положении перемещения троса прекращают, и выдвижение лестницы останавливается. Если достаточно длины второго колена, третье можно не выдвигать.

Технические характеристики выдвижной лестницы:

  • в сложенном состоянии длина 4400 мм;
  • длина раздвинутой выдвижной лестницы 10700 мм;
  • ширина между стойками – 480 мм;
  • дистанция от ступени до ступени – 360 мм;
  • максимальная нагрузка на ступень – 200 кг;
  • вес выдвижной лестницы – до 50 кг.

В зависимости от веса спасателей и эвакуируемых, одновременно на выдвижной лестнице может находиться от 1 до 4 человек.

Для установки выдвижной лестницы нужны два человека

Параметры и основные требования

Размеры сооружений, конечно же, определяются расчётом. Но при этом они обязаны соответствовать определённым требованиям стандарта.

Например, согласно ГОСТ, изделия должны иметь такие минимальные размеры:

  • Ширина ступеней – 25 см;
  • Ширина  – 90 см;
  • Высота ограждения -120 см;
  • Зазор между маршами и поручнями – 7,5 см;
  • Длина прямоугольной площадки – 80 см.

Размеры

Требования конструкционного характера

Итак:

  • Нижняя секция у вертикальной конструкции может быть выдвижной, но в рабочем положении должна надёжно фиксироваться;
  • Парапет кровли не должен загораживать выход на неё лестницы;
  • Изделия по ГОСТ 53254 на кровле, предусматриваются уже в том случае, когда на ней имеются перепады высоты более 1м;
  • При подъёме на высоту до 20м, и при таких же перепадах высоты кровли, используются П1. В остальных случаях, когда высота превышает 20м – тип П2.
  • В соответствии с ГОСТ, такая разновидность, проектируемая для дошкольных детских учреждений, должна иметь рифлёный настил (тип Ф).
  • Ступени должны быть либо штампованными, с фактурной поверхностью (тип Ш), либо изготовленными из просечно-вытяжного листа (тип В).

Эвакуационная в детском саду

При этом расстояние от нижней ступени не должно превышать стандартного шага марша.

Требования технического характера

Все стальные конструкции, в том числе и пожарные лестницы (ГОСТ на изготовление 23118; 23120), производят и устанавливают на объекте по рабочим чертежам.

  • Если это лестница сварная, то её швы должны соответствовать стандарту 5264. При этом ни монтажные, ни заводские стыки не должны иметь заусенцев или острых кромок.
  • Ржавчины либо окалины на поверхности металла так же не должно быть. Он должен быть защищён покрытием, имеющим качество не ниже пятого класса.
  • Все элементы конструкции должны иметь надёжное присоединение друг к другу, а так же прочно фиксироваться к стене здания. Крепится она к балке, заделываемой в стену. При этом ни трещин, ни разрывов металла не допускается.

Крепление

Прочность балки рассчитывается по формуле, где высота  в метрах (Н) умножается на коэффициент максимального веса 1 человека (К2= 120кгс); всё это делится на произведение коэффициента К1 (2,5м – участок, занимаемый одним человеком) и количества балок; а затем умножается на коэффициент запаса прочности К3 (равен 1,5).

Формула расчёта балки

По похожей формуле рассчитывают и прочность марша, только в ней ещё фигурирует длина марша, угол его наклона, а так же коэффициент, олицетворяющий размер проекции человека на горизонталь.

Возможные неисправности

При выявлении малейших поломок пользоваться оборудованием запрещено. Тем не менее, в работе нередко возникают трудности:

  • Установка не складывается или не раскладывается. Причина поломки – заедание каната на стыке блоков. Чтобы решить проблему, необходимо достать канат и правильно уложить его в обойму, а также настроить расстояние между обоймой и блоком.
  • Перекос и сопротивление при складывании и раскладывании ВЛ. Возникает из-за несоблюдения расстояния между упорами передних стоек или задними упорами и стойкой. В этом случае необходимо отрегулировать зазоры.
  • Не работает фиксатор. Причина – поломка стопора. В этом случае меняют крюки и пружины.

Это интересно: Плавающее устройство для всасывающих сеток: поплавок своими руками

Безопасность работ и охрана труда

Требования к пожарным автолестницам на настоящий момент изложены в ГОСТ Р 52284-2004 «Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.»

Согласно этому документу, с периодичностью не менее одного раза в месяц проводится осмотр и работоспособность ловителей кабины лифта. При наличии грузозахватных приспособлений производится лицом ответственным за их эксплуатацию, на основании временного регламента.

Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются актом, на основании действия Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 г. N 1100н Об утверждении «Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

Стоит остановиться на основных принципах безопасной эксплуатации автомобильных пожарных лестниц:

  • При работе лестницы в боевом положении автомобиль должен быть зафиксирован исправным стояночным тормозом.
  • В темное время суток должно быть включено рабочее освещение механизма и подсветка вспомогательных устройств.
  • При кратковременных перерывах в работе двигатель должен оставаться включенным, гидронасос запитывать гидросистему номинальным давлением.
  • При работе с люлькой заблаговременно проверить работоспособность двусторонней громкоговорящей связи.
  • Строго согласовывать и выполнять команды оператора главного пульта управления, находящегося на платформе.
  • Выдавать лестницу с превышением 100-150 см. над обрезом парапета, ограждения кровли и прочего.
  • Постоянно отслеживать отсутствие просаживания опорных лап в грунт.
  • При выдвижении колен лестницы контролировать их остановку и посадку на замыкатели.

Слаженность и эффективность работы автомобильной пожарной лестницы напрямую зависит от грамотных и своевременных действий квалифицированного оператора

Устремленная ввысь, словно пронзающая небо, лестница производит неизгладимое впечатление

За долголетний и самоотверженный труд многие экземпляры такой техники обрели вечную стоянку в виде памятников

В заключении хочется отметить, что содержащаяся в исправном состоянии машина пожарная с лестницей  является залогом ее безаварийной и долгосрочной эксплуатации в благородном деле борьбы с огненной стихией и спасения людей.

Лестница-палка назначение, устройство, техническая характеристика, испытание. Требования техники безопасности при работе с лестницей.

Ручные пожарные лестницы. Назначение. Устройство.

Ручные пожарные лестницыпредназначены для подъема пожарных на верхние этажи зданий и работы внутри помещений. В пожарной охране применяются три вида ручных пожарных лестниц: лестница штурмовая, лестница-палка и трехколенная выдвижная лестница.

Лестница-штурмовка: назначение, устройство, техническая характеристика. Требование техники безопасности при работе с лестницей.

Лестница штурмовая (ЛШ) –лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступеньками, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность (подоконники, проемы и выступы зданий и сооружений).

Назначение: ЛШ предназначена для подъема пожарных по наружной стене на этажи зданий и сооружений, для обеспечения работ при вскрытии кровли на крутых крышах, а также для учебно-тренировочных занятий и соревнований. Наиболее успешно штурмовую лестницу применяют в сочетании с трехколенной выдвижной лестницей или автолестницей.

Устройство: Штурмовая лестница состоит из двух тетив, соединенных между собой тринадцатью деревянными ступенями, трех стальных стяжек (на концах и посередине тетив) и стального крюка, закрепленного на трех верхних ступенях лестницы. Нижние концы тетив заострены и снабжены металлическими башмаками. Стальной крюк, при помощи которого подвешивают лестницу, имеет хвостовую и консольную части. В хвостовой части для уменьшения деформации ступеней приварены коробчатые втулки. Для уменьшения массы крюка в его консольной части высверлены отверстия, повышение жесткости крюка достигается приваренными продольными металлическими плоскостями (ребра жесткости). Форма крюка обеспечивает по всей длине равную прочность его конструкции при действии изгибающих усилий, а зубья предотвращают скольжение по опорной плоскости.

Тетивы и ступени металлической штурмовой лестницы изготавливают из алюминиевого сплава Д16Т. Ступени закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки. Преимуществом металлической лестницы-штурмовки по сравнению с деревянной является ее повышенная надежность и долговечность, что вызвано необходимостью частого ее использования на занятиях по пожарно-строевой подготовке.

1 и 4 – тетивы; 2 и 5 – ступени; 4 – шарнир; 3 – стяжка; 6 – металли-ческие стяжки; 7 – крюк

Лестница-палка: назначение, устройство, техническая характеристика, испытание. Требования техники безопасности при работе с лестницей.

Лестница-палка (ЛП) –лестница ручная пожарная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных опорными ступеньками

Назначение: ЛП в рабочем положении предназначена для подъема пожарных и их вооружения на уровень высоты лестницы (в окно первого этажа, для работы на небольшой высоте), для использования в качестве носилок для переноски пострадавших; в сложенном (транспортном) положении используют для пробивания деревянных перегородок и дверных филенок, отбивания штукатурки и выполнения других подсобных работ.

Устройство: Лестница-палка состоит из двух деревянных тетив овального сечения и восьми ступеней, шарнирно соединенных с тетивами. Особенностью лестницы является шарнирное крепление ступеней в продольной плоскости тетив, что позволяет сближать их до полного смыкания при складывании лестницы в виде палки овального сечения. При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив. На одном конце каждой тетивы при помощи металлического наконечника и стяжки крепят деревянную накладку. Другой конец тетивы защищен металлической накладкой.

Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

1 и 2 – тетивы; 3 – ступени; 4 – шарнир;5 – наделка; 6 – стяжка; 7 – наконечник;8 – металлическая пластина

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Подготовка оборудования

Контрольное испытание пожарных автолестниц – начальный процесс перед эксплуатацией каждой выпущенной модели. Для этого компанией-производителем создается специальная инструкция, в которой указан порядок мероприятий по проведению обкатки лестницы.

При этом персонал, который испытывает автолестницы и автоподъемники пожарные, должен иметь соответствующую подготовку.

Порядок работ заключается в следующем:

  • Производится внешний осмотр оборудования. Это позволяет проконтролировать надежность крепления выдвижных секций лестницы и спасательного рукава;
  • Проверяется отсутствие утечки жидкости у всех рабочих систем;
  • Автоцистерна с лестницей пожарная проверяется на герметичность емкости для воды;
  • Оборудование включается в работу и засекается время, которое требуется для проведения всех маневров. Полученные результаты сопоставляются с принятыми по нормативам.

От надежности конструкции зависит не только безопасность и жизнь человека, но и маневренность самой автолестницы, эффективность ее эксплуатации и цена последующих ремонтов.

Требования, предъявляемые к пожарным лестницам

Правила проектировки лестниц, включая эвакуационные, регулируются стандартами ГОСТ и СНиП.    Согласно документации, к эвакуационным путям любых зданий предъявляются описанные ниже требования:

  • отношение высоты пролета к его длине должно составлять 1:2;
  • количество ступеней на одномаршевой лестнице должно лежать в пределе 3–18, в двумаршевых пролетах их число не должно превышать 16 на один марш;
  • оптимальная ширина поступи должна составлять 25–29 см;
  • высота каждой ступени составляет 21– 22 см;
  • минимальная ширина внутренних эвакуационных проходов должна быть не меньше 1 м, для внешних – не меньше 70 см;
  • ширина площадки между лестничными маршами должна равняться ширине лестницы;
  • для защиты от пламени и задымления доступ к эвакуационной лестнице должен осуществляться через балкон или другое свободное помещение.

Эвакуационные ходы проектируются с учетом максимальной расчетной плотности людей в помещениях.

При изготовлении пожарных лестниц запрещено использовать дерево и синтетические материалы, выделяющие токсичные вещества при горении. Чаще всего для эвакуационных конструкций используют металлы, покрываемые огнеупорной краской. Внутренние лестницы изготавливают из бетона и закаленного кирпича.

Возле эвакуационных путей не допускается прокладка трубопроводов и открытых электрических кабелей. Кроме того, нормативные документы запрещают монтаж подъемных конструкций вблизи пожарных лестниц. Стены, прилегающие к эвакуационным путям, обязательно армируются.

Проектировка и монтаж пожарных лестниц осуществляется под тщательным надзором контролирующих органов. При несоблюдении требований, прописанных в нормативной документации, здание не допускается к введению в эксплуатацию.

Принцип работы с лестницей-палкой

Конструкция этой лестницы позволяет ее переносить в сложенном виде. Основное функциональное назначение – подъем пожарных на нижний этаж через оконные проемы и использование ее внутри в качестве приставной. Нередко, в сложенном состоянии, она применяется как таран, для пробивания завалов и дверей. В развернутом виде лестница может использоваться в качестве носилок.

Конструкция состоит из двух тетив, соединенных восемью ступенями. Ключевая ее особенность состоит в шарнирном креплении последних – оно и позволяет лестницу сдвигать. В обоих концах тетивы имеются углубления. За них и убирается край второй тетивы, когда появляется необходимость составить ступени. В собранном состоянии ступени закладываются в пазы, проделанные в тетиве. Концы опор окованы, что и позволяет пожарным использовать сложенную лестницу в качестве ударного орудия.

Технические характеристики лестницы:

  • длина в собранном состоянии – 3400 мм;
  • длина в рабочем положении – 3116 мм;
  • дистанция между тетивами – 250 мм;
  • расстояние между ступенями – 340 мм;
  • масса – 3,1 кг на один метр; общий вес не должен превышать 10,5 кг.

После каждого использования или раз в год, если лестница-палка пожарным не пригодилась, оборудование должно пройти проверку. Помимо внешнего осмотра, конструкция подвергается испытаниям на прочность.

  • Испытания тетив. Лестница устанавливается на твердую поверхность под углом в 75 градусов. На каждую из опор по центру на 2 минуты вешается груз в 120 кг.
  • Проверка на прочность ступеней. На любую из них подвешивается груз той же массы на то же время.

По окончании испытаний проводится визуальный осмотр. Ни одна из частей лестницы не должна иметь следов повреждений или остаточного прогиба.

Тренировка со штурмовой лестницей

Это интересно: Установка комбинированного тушения ПУРГА-7: ТТХ и применение

Штурмовая лестница

Эта конструкция состоит из двух тетив с жестко закрепленными ступенями и подвесным крюком на одном из концов лестницы. Он позволяет зацепить спасательное оборудование за любую подходящую опору. Штурмовая лестница используется для подъема на верхние этажи снаружи здания: пожарный, находясь в оконном проеме нижнего этажа, цепляет крюком подоконник верхнего. После надежной фиксации получает возможность добраться до изолированного огнем помещения. Также эта конструкция применяется во время подъема по скату крыши для разбора кровли. Наиболее эффективна в применении вместе с трехколенной лестницей либо в сочетании с автолестницей.

Конструкция состоит из двух опор-тетив, захватного крюка из стали и 13 ступеней. Для увеличения прочности лестницы оборудуются стяжки из металла (под 1, 7 и 12 ступеньками). Нижние концы тетив для повышения устойчивости выполняются заостренными. Для укрепления периметра штурмовки с внутренней стороны опор пролагаются страховочные тросы из стали. Они охватывают и верхнюю ступеньку, и металлическую стяжку.

По поводу крюка. Он фиксируется на лестнице специальными коробами, на внутренней стороне оснащен зубцами – для предотвращения соскальзывания путем более плотного сцепления с опорой – и с обоих сторон оборудован ребрами жесткости.

Штурмовые лестницы должны соответствовать следующим параметрам.

  • Длина конструкции – 4100 мм.
  • Расстояние между опорными планками – 250 мм.
  • Общая ширина лестницы – 300 мм.
  • Выброс крюка – 650 мм.
  • Масса – 2,65 кг на каждый метр, но не более 10 кг.

Раз в год, после ремонтов или выезда на спасательные пожарные работы штурмовка, как лестница-палка, подвергается испытаниям. Проверка состояния тетив проводится уже описанным образом. К ней добавляется контроль прочности крюка. Лестница подвешивается за него так, чтобы нижняя ее часть ни на что не опиралась. На нижнюю ступеньку подвешивается утяжелитель. После его снятия на крюке не должно быть трещин, его форма должна остаться прежней, сам крюк должен сидеть на месте крепления плотно, не шатаясь.

Штурмовая лестница в реальных условиях

По обращению с раздвижной лестницей есть определенные правила

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector