Профессиональное становление личности. статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования сибири. статья по психологии на тему

Этапы профессионального развития

Профессиональное развитие человека охватывает 35-40 лет – это длительный период жизни, поэтому есть необходимость данный процесс разделить на периоды или стадии.

Рисунок 1. Профессиональное развитие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В своей теории профессионального развития Сьюпер выделяет следующие стадии и фазы – фаза:

  • роста,
  • исследования,
  • консолидации,
  • укрепления-управления,
  • снижения.

Этап роста начинается от рождения и продолжается до 14 лет. Для детского возраста характерно проигрывание различных ролей. Пробуя себя в разных занятиях, дети выясняют, что у них получается хорошо и что им нравится, начинают появляться какие-то интересы, которые могут оказать влияние на будущую профессию. Именно в детском возрасте начинает развиваться «Я-концепция».

Этап исследования начинается с 15 лет и продолжается до 24 лет. Молодые люди определяются в своих потребностях и интересах, оценивают возможности и способности. Обычно, к завершению этого этапа, уже подобрана подходящая профессия и начинается её освоение.

На этом этапе выделяется 3 фазы:

  1. временное занятие в какой-либо профессии с 14 до 17 лет;
  2. фаза активного поиска с 18 до 21 года, это может быть выбор учебного заведения, временные подработки;
  3. фаза апробирования выбранной профессии с 22 до 24 лет в процессе трудовой деятельности.

Основной задачей этого периода является исследование мира профессий и уточнение плана карьеры.

Этап упрочения карьеры находится в границах от 25 до 44 лет. Данный этап, по-другому, называют этапом консолидации. На этом этапе главной задачей не только поиск, но и удержание своего места в обществе. Получив профессиональное образование с 25 до 30 лет, молодые люди «пробуют» себя в качестве полноценного специалиста, который в состоянии конкурировать с более опытными работниками и стремящегося к карьерному росту.

В 30-летнем возрасте начинается время стабилизации, утверждение себя в качестве преуспевающего специалиста. Часть людей получают дополнительное образование, чтобы обеспечить себе устойчивую личную позицию в обществе. Надо сказать, что профессиональное развитие может продолжаться и за пределами 30-летнего возраста. Это наиболее творческие годы в трудовой биографии человека.

Этап стабильности или сохранения достигнутого охватывает период с 45 до 64 лет. На этом этапе стоит задача создания устойчивого профессионального и социального положения, решение вопроса о возможности карьерного роста и достижение желаемого образа жизни. Человек стремится сохранить за собой достигнутое положение.

Этап спада или снижения начинается после 65 лет и характеризуется снижением активности как социальной, так и профессиональной. Однако может происходить развитие новых ролей, например, частичное участие в профессиональной жизни, наблюдение за профессиональной деятельностью других.

Заканчивается этап выходом на пенсию, отходом от профессиональной деятельности и сменой видов занятий.

Замечание 2

Таким образом, переход от одной стадии к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности и освоение новой социальной роли.

Понятие профессионального становления

Предыдущая12345678910111213Следующая

В педагогической науке понятие Профессиональное становление определяется как «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности

Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности.

Функции педагогической профессии

Профессиональные функции профессии педагога:

  1. Воспитательная. Основная, непрерывная, постоянная как процесс деятельность, охватывает людей разных возрастных групп. Посредством воспитания происходит формирование, становление и развитие всесторонне развитой гармоничной личности, способной адаптироваться в социуме.

  2. Обучающая. Обучение, как развитие у учеников интеллектуальных и познавательных способностей, формирование нравственного и правового сознания, эстетического восприятия мира, экологической культуры, патриотизма, трудолюбия, духовного мира. Знания в разных предметных областях, развитие навыков и умений использовать полученные знания.
  3. Коммуникативная. Общение на основе открытых доверительных отношений, способное воздействовать на воспитанников, обмениваться опытом с коллегами, взаимодействовать с родителями учеников, полностью координировать учебно-воспитательный процесс.
  4. Организаторская. Правильная организация урока, мероприятия, участия учеников в соответствии с их способностями и желаниями обеспечивает хороший результат в обучении и воспитании.
  5. Коррекционная. Отслеживание, мониторинг и оценка промежуточных результатов позволяет вовремя скорректировать процесс обучения и воспитания.

Благодаря этим функциям роль педагога в воспитании во все времена имела большое значение и по значимости занимает второе место после семьи.

Профессиональное самоопределение в педагогике — что это такое

В широком смысле слова, педагогика – это наука о воспитании и обучении личности.

Современная система обучения детей в общеобразовательных школах предполагает помощь ученику в осознании значимости и осуществлении правильного и рационального выбора в отношении будущей профессии.

Школьники всерьез начинают задумываться о том, чем они будут зарабатывать на жизнь, примерно в возрасте 12-14 лет. Интерес к определенным профессиям на этом этапе часто связан с учебными предметами школы или внеурочной деятельностью в секциях и кружках. Ученики на этом этапе соотносят профессии с собственным мышлением не только по типу нравится — не нравится, а начинают оценивать определённые стороны и аспекты профессий.

Профессиональное самоопределение учащихся — это процесс становления у ученика интереса и личного отношения к трудовой деятельности. Он осуществляется через согласование внутренних потребностей и социально-профессиональной направленности.

Грамотное оказание помощи подросткам в рамках педагогики необходимо, и включает в себя организацию психолого-педагогической поддержки, реализацию специальной деятельности, направленной на получение ответов на вопросы «Кем я хочу?» и «Кем я могу стать?».

Профориентационная работа в школе включает в себя:

  • Информирование. Возможность получения знаний о специальном образовании, современном рынке труда, видах востребованной трудовой деятельности, учебных заведениях, требуемых личностных качествах в определённых сферах труда.
  • Диагностика. Применение психологических тестов для выявления личностных качеств, черт характера, профессиональных намерений и предпочтений подростка.
  • Консультация. Обсуждение результатов диагностики, с целью адекватного соотнесения их с требованиями желаемой трудовой среды.

Роль школы в профессиональном самоопределении личности — это организация системы обучения, построенной на основе дифференциации (разделения) классов в соответствии с направленностью на изучение отдельных предметов. Со стороны профессиональных учебных заведений – их профильный уклон и предметность.

Реализация школьниками выбора в ситуации самоопределения происходит с помощью работы социально-педагогической службы, которая производит диагностику динамики профессий, разрабатывает модели самоопределения с учетом педагогического опыта, а также создания партнерства с современным производством.

Важно понимать, что итог профессионального самоопределения школьников — это окончательный выбор профессии

Задача школы в этом случае — сосредоточить внимание юношей и девушек на:

  • развитии профессионально важных качеств, относящихся к конкретной деятельности,
  • построении и коррекции профпланов,
  • самоподготовке и саморазвитии в выбранной профессии.

Трейдер-наставник

Вот мы и добрались до вершины лестницы по Климову. Но вершина эта условная: не всегда у эксперта есть талант обучать других и не всегда он хочет это делать. Тем не менее, многие профессионалы уже на уровне мастера обзаводятся учениками, ведь им есть что передать новичкам. Обучение необязательно бывает прямым: знания можно транслировать через книги, сайты.

Каковы психологические мотивы наставничества? Главный мотив — стремление распространить свои «информационные гены». Впрочем, есть и «гуры», которые сами недалеко ушли от оптантов, но ведут мастер-классы, причём с одной целью: подзаработать на лохах. Их следует отличать от тех, кто способен принести реальную пользу. Но это уже совсем другая тема.

Like224
Dislike28

2102cookie-checkПрофессионально-психологические стадии развития трейдера: 7 ступенейподписаться на канал Telegram

Психология личностного самоопределения

Как говорит психолог Л.И.Божович: « Личностное самоопределение — это выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни, поиск цели и смысла своего существования , потребность найти свое место в общем потоке жизни».

Работы Л.И.Божович дают возможность понять психологию личностного самоопределения:

  1. Потребность в самоопределении возникает лишь на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Необходимость этой потребности обосновывается логикой и социальным развитием подростка.
  2. Эта потребность формируется на поиске ответа на вопрос: «В чем смысл жизни и собственного существования?»
  3. Самоопределение связано с юношеским устремлением в будущее.
  4. В этом возрасте самоопределение в основном сводится к выбору будущей профессии. По мере взросления понимание личностного самоопределения расширяется.

Одна из самых проработанных теорий самоопределения личности является концепция М.Р. Гинзбурга. В основу рассмотрения понятия о самоопределении личности он кладет представление о двойственности, духовно — материальной сущности человека.

Человек живет в двух плоскостях:

  1. Ценностно – смысловой;
  2. Пространственно – временной. Она отражает реальное действование, которое есть средством реализации ценностей и смыслов Он рассматривает временной аспект: прошлое, настоящее и будущее.

По мнению автора: « Прошлое существует как воплощение опыта, настоящее отражает действительность и предполагает саморазвитие, а будущее существует как проект, обеспечение смысловой и временной перспективы». Таким образом, вопрос выбора профессии в юношестве предполагает построение планов на будущее. Именно в процессе профессионального самоопределения происходит развитие и становление личности.

Типы людей по сходным формам поведения

I. В. Калинин сравнивает состояние человека в кризисе с состоянием потери удержания в невесомости и выделяет типы людей по сходным формам поведения.

Первая группа людей, переживающих кризис, начинает активный поиск ценностных ориентиров. Сначала наблюдается либо полный отказ от «старых» ценностей с переходом к системе новых ценностей, которые часто прямо противоположны ранее осознанным, либо приобретение каких-то других, возможно, даже экзотических ценностей, на которые субъект раньше не обращал внимания. Однако позже эта группа обычно склоняется к конструктивной позиции, или, после тщательного рассмотрения реалий текущего момента, опирается только на ценности, которые действуют сейчас, или полностью меняет систему ценностей, выходя на новый уровень личностного роста.

Вторая группа реагирует пассивно, впадает в своего рода стагнацию и не предпринимает активных конструктивных действий в смысле перестройки своей внутренней системы ценностей. Для этой группы характерна активность в одном деле: активное игнорирование противоречивых ценностных оснований и откладывание решения актуальных смысловых и ценностных проблем на будущее. По нашему мнению, именно эта группа реагирует различными ипохондрическими и депрессивными состояниями, часто пытаясь переложить ответственность за свое состояние на других, а не на себя.

Третья группа людей, которые находятся в ситуации внутренней невесомости, занимает промежуточное положение между первой и второй группами. Они занимают выжидательную позицию и надеются, что все образуется само собой.

Четвертая группа демонстрирует непоследовательный стиль принятия решений при столкновении с ценностными проблемами, проявляя крайнюю активность и крайнюю пассивность, изматывая себя и окружающих таким стилем поведения в ответ на ситуацию внутренней невесомости.

В момент кризиса человек очень уязвим, и если с ним что-то случится сейчас, он запомнит это на всю оставшуюся жизнь. Человек часто не осознает, что находится в кризисе. Его первая нормальная реакция на боль — уйти от нее, убежать, обвинить кого-то другого. Обычно они обвиняют тех, кто ближе всего к нему — жену, детей. Затем обвините его работу, начальника и т.д.

Рекомендуется преодолевать кризисы в том порядке, в котором они происходят. Вы не должны пропускать кризис, задвигать его «под ковер» и т.д. В противном случае он может созреть, как абсцесс, и через несколько лет разорваться, как бомба.

В семейной жизни многие трудности возникают из-за асинхронного развития супругов. Предположим, что муж сейчас находится в кризисе, а жена — нет. Или оба находятся в кризисе одновременно, но он — номер 3, а она — номер 2. Во всех этих случаях лучший рецепт — не мешать любимому человеку разрешать свои кризисы. Никто не может сделать это за него, никто не может ему помочь.

Кристина и Станислав Гроф считают, что из-за существования многочисленных форм кризисов, они протекают с неодинаковой интенсивностью, и в зависимости от ситуации требуется разная помощь. Есть примеры, когда психологическая помощь ограничивается самой базовой поддержкой человека, переживающего кризис. В других случаях лучше привлечь родственников, друзей и специальные группы поддержки, а возможно, потребуется постоянное присутствие профессионального психотерапевта. Работа с людьми в кризисной ситуации должна быть гибкой и творческой, основанной на понимании индивидуального характера кризиса и использовании всех подходящих методов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные стратегии совладания и формы поведения человека при внезапной утрате близкого человека
  2. Проблема детских страхов
  3. Невербальная коммуникация у детей и подростков — Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения
  4. Роль клинического психолога в организации мероприятий первичной профилактики
  5. Формирование психодиагностической тактики в работе медицинского психолога с пациентом
  6. Гендерные различия в формировании и проявлении профессионального стресса
  7. Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений развития
  8. Учебная мотивация младших школьников
  9. Взаимосвязь мышления и речи
  10. Девиации в зрелый период

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты

Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала

Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Вторичная профессионализация

дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его к вторичной профессионализации. Отличительной особенностью этого этапа является качественное и высокопродуктивное выполнение профессиональной деятельности. Способ реализации имеет очень индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. У него есть социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Коренным образом перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяется способ выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новый этап профессионального развития, поскольку эти изменения приводят к существенной трансформации как социальной ситуации, так и ведущей деятельности.

Стабилизация всех аспектов профессиональной жизни может способствовать профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда вплоть до выхода на пенсию.

Во многих случаях качественное и продуктивное осуществление деятельности приводит к тому, что личность как бы «перерастает» свою профессию. Неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением становится сильнее. У человека есть потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между профессиональным желанием и реальными перспективами приводят к развитию профессионального кризиса. В то же время самовосприятие подвергается серьезному пересмотру, вносятся коррективы в существующие трудовые отношения. Можно констатировать, что происходит реструктуризация ситуации с профессиональным развитием.

Возможные пути выхода из кризиса: увольнение, освоение новой профессии в рамках той же специальности, продвижение на более высокую должность.

Одним из продуктивных вариантов устранения кризиса является переход на следующий этап профессионального развития, этап мастерства.

6 Этот этап характеризуется творческим уровнем выполнения профессиональной деятельности. Потребность в самореализации, самореализация, ведущая к неудовлетворенности собой, окружающими людьми, обстоятельствами и, конечно, профессией, становится движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности.

Кризис нереализованных возможностей, а точнее, кризис социально-профессиональной самореализации, — это глубокая неудовлетворенность собой. Продуктивным выходом из этого состояния являются инновации, изобретения, быстрая карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивными вариантами кризисного копинга являются противоправные действия, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия, развитие профессиональных деформаций. Этот кризис не относится к нормативным, потому что не каждый профессионал способен подняться до уровня мастерства.

Последний нормативный кризис работника связан с его выходом на пенсию. Когда он достигает определенного возрастного рубежа, он выходит на пенсию и переживает кризис потери карьеры. Выход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, сокращение финансовых возможностей. Острота кризиса потери профессии зависит от типа работы. В становлении личности наступает момент, когда человек перерастает возможности дальнейшего развития в рамках данной профессиональной деятельности. И тогда главной движущей силой становится стремление к самореализации. Это предполагает наличие сверхнормативной активности в личности, только в этом случае возможно реальное жизненное творчество. При рассмотрении этого типа кризисов было обнаружено, что они тесно связаны с жизненными кризисами. Возможно, это связано с тем, что процесс личностного саморазвития одинаково важен как для самого человека, так и для его профессиональной биографии. В процессе развития человек сознательно погружается в кризисы самореализации, которые в большей степени обусловлены внутренней логикой развития личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector