Как происходит процесс освидетельствования газовых баллонов для сварки?

Содержание:

Освидетельствование баллонов – технические нюансы

Работа с техническими газами требует неукоснительного соблюдения правил эксплуатации газоиспользующего оборудования и газовых резервуаров, которые должны периодически подвергаться аттестации

Важно понимать, что плановое освидетельствование баллонов – это не прихоть контролирующих органов, а необходимая мера для своевременного выявления дефектов конструкции и предотвращения опасных ситуаций на производстве

Существует немало частных компаний-поставщиков техгазов, которые, пренебрегая процедурой аттестации, предоставляют клиентам просроченные баллоны. Получая в свое распоряжение более дешевый продукт, покупатель зачастую не подозревает о возможных последствиях. Чем грозит эксплуатация несертифицированных резервуаров, читайте в статье: серые производители технических газов.

Вместе с тем, ответственные организации заботятся о безопасности своих клиентов, выполняя требования ФНП, которые касаются обустройства испытательных пунктов для освидетельствования баллонов. Чтобы получить разрешения от контролирующих органов на проведение испытаний, компания должна иметь:

  • подходящее по площади помещение;
  • технические средства;
  • аттестованных специалистов;
  • клеймо с шифром организации;
  • производственную инструкцию.

Когда выполняется аттестация газовых емкостей

Периодичность технической аттестации для работающих под избыточным давлением сосудов составляет 5 лет. То есть с даты изготовления каждые 5 лет баллон должен обязательно подвергаться испытаниям, во время которых определяют целостность корпуса и вентиля, массу конструкции, внутреннюю емкость и способность выдерживать повышенное давление.

Однако в некоторых ситуациях освидетельствование выполняют раньше установленного срока, когда:

  • сломан вентиль;
  • в месте соединения баллон-вентиль обнаружена утечка;
  • на горловине неисправно или отсутствует кольцо;
  • поврежден башмак;
  • окраска наружной поверхности является некачественной.

Решение о ремонте или выбраковке таких сосудов принимают только по результатам визуального осмотра и технических исследований.

Освидетельствование баллонов: последовательность операций

Проверку состояния осуществляют в следующей последовательности:

1) Подготовка.

На этапе подготовки из емкости удаляют остаток газа, демонтируют вентиль, после чего осуществляют продувку воздухом и тщательную очистку поверхности с применением воды и, при необходимости, растворителя. Демонтированный вентиль подвергают отдельной проверке, а в случае неисправности направляют в ремонт или бракуют с последующей заменой.

Подготовка баллона перед проверкой

2) Визуальный осмотр. Целью визуального осмотра является выявление любых дефектов конструкции: трещин, вмятин, плен, раковин, глубоких рисок (более 10% толщины стенки), износа резьбы и т.п. Для внутреннего осмотра допускается применение осветительного прибора с напряжением питания до 12 В. В случае обнаружения ослабления кольца на горловине или неправильной насадки башмака, испытание приостанавливается до устранения данных неисправностей.

Осмотр на наличие дефектов

3) Проверка массы и вместительности. Чтобы определить, насколько коррозия и другие физико-химические преобразования металла уменьшили толщину стенок, осуществляют измерение массы и внутреннего объема изделия, а также сравнение полученных показателей с первоначальными данными из паспорта. Взвешивание выполняют на весах с точностью 200 г. Для определения вместимости сначала взвешивают пустой сосуд, а затем наполненный водой, после чего по разности показателей находят массу воды с дальнейшим расчетом ее объема.

Проверка массы и вместимости взвешиванием

4) Гидравлическое испытание. Для определения прочности емкости ее наполняют водой под высоким давлением. Величину проверочного давления устанавливает завод-производитель, оно должно быть как минимум в 1,5 раза выше рабочего показателя. Длительность проверки составляет не меньше 1 минуты. Гидроиспытание считается успешным, если во время его выполнения манометр показывал стабильную величину, а на корпусе не были обнаружены трещины, течи, слезы и видимые деформации.

АТТЕСТАЦИЯ БАЛЛОНОВ

Аттестация заключается в проведении исследования баллона и установлении соответствия его состояния действующим нормам и пригодности к эксплуатации.

Проводится осмотр внутренней и наружной поверхности баллона. Выявляются сколы, трещины, вмятины, коррозия. Аттестация позволяет отбраковать непригодные для работы сосуды и устройства.

Требования по допуску баллона к опрессовке:

По ржавчине: коррозия, более 10% от общей площади поверхности баллона, делает не пригодным баллон к дальнейшей эксплуатации;

По деформациям: повреждения, глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, также делают не ремонтно-пригодным такой баллон;

Во всех остальных случаях, баллон считается пригодным к эксплуатации и рекомендованным к опрессовке.

Переаттестация газовых баллонов проводится как пропановых, так и метановых сосудов. Переаттестация пропановых баллонов – 1 раз в 2 года, а ёмкостей на метане – 1 раз в 5 лет (в некоторых случаях – 1 раз в 3 года/для углеродистой стали).

Если баллон подвергся коррозии (в пределах норм естественной утраты внешнего вида), не влияющей на безопасность ГБО, то перед работами по опрессовке выполняется подготовка баллона.

Сначала делается зачистка и грунтовка, а потом выполняется покраска баллона и нанесение технической надписи на баллон.

Это доп.работы и оплачиваются дополнительно. Цены на покраску баллона, грунтовку низкие. См.ниже прайс.

Выдача документа

Любой сертифицированный автосервис обязательно выдает свидетельство по форме 2б (о проведенном очередном испытании ГБО, установленного на автомобиле). Документ может потребоваться при прохождении техосмотра, во время встречи с инспектором ГИБДД. Иногда свидетельство требуют сотрудники газовых заправок перед закачиванием топлива. В каждом из перечисленных случаев отсутствие соответствующей документации может сулить автовладельцу определенные неприятности:

  • выявление нарушения на СТО;
  • выписанный инспектором ГИБДД штраф;
  • отказ от обслуживания водителя с ГБО персоналом АГЗС.

Скачать: Таблицу освидетельствование (.DOCX) Поэтому всем без исключения владельцам ГБО рекомендуется своевременно проходить испытание баллонного оборудования. ЧС с газовым оборудованием на машинах встречаются не так часто, но подобные катастрофы всегда приводят к серьезным повреждениям и, к сожалению, человеческим жертвам. Поэтому соблюдение техники безопасности — это не просто формальная необходимость, а возможность спокойно пользоваться своим автомобилем, используя преимущества ГБО.

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ БАЛЛОНОВ

Освидетельствование газовых баллонов необходимо периодически проводить автовладельцам т/с, с установленным ГБО.

Согласно правилам Ростехнадзора требуется проверять срок годности баллона, соответствие его состояния требованиям безопасности, осуществлять проверку на герметичность и проводить испытания на прочность.

Сроки освидетельствования пропановых баллонов и метановых:

Для пропана: 1 раз в 2 года (пропан-бутан смеси);

Для метана: 1 раз в 5 лет (из легированной стали) и 1 раз в 3 года (для углеродистой стали);

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (см. пп. 12.5 ч.1 и 7.14) запрещается эксплуатация транспортных средств в случае, если «технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования».

Прежде всего, необходимо проверить срок годности баллона, установленного заводом-изготовителем. Это можно посмотреть на самой поверхности, на заводской штамповке. Если срок эксплуатации не истёк, всё ок, можно его переосвидетельствовать.

Дату очередного освидетельствования можно посмотреть на паспорте, — специальной металлической табличке, прикрепленной к баллону (для сосудов объемов до 100 литров). Для сосудов, объём которых превышает 100 литров, эту дату можно посмотреть в приложении, которое выдаётся при его установке ГБО.

Ну а далее, можно приступать к выполнению самой процедуры.

Согласно ПБ 03-576-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» в освидетельствование баллона ГБО входит проведение аттестации, опрессовки и поверка баллона.

Пошаговое описание всей процедуры:

Осмотр, приёмка, проверка срока годности/даты очередного освидетельствования;

Демонтаж (снятие если требуется);

Мойка, очистка от грязи, стравливание газа, подготовка баллона;

Аттестация: проверка пригодности к эксплуатации, отбраковка, исследование соответствий нормам и стандартам, поиск дефектов;

Покраска баллона, зачистка, грунтовка (если требуется, при обнаружении коррозии на поверхности);

Опрессовка баллона: проведение испытаний на прочность и герметичность (гидравлические и/или пневматические испытания);

Поверка баллона: клеймение и паспортизация;

Монтаж на автомобиль (если требуется);

Цена освидетельствования баллона зависит от необходимых манипуляций: требуется ли демонтаж/монтаж или вы привозите уже снятый и готовый сосуд; есть ли коррозия и требуется ли косметический ремонт, перед проведением испытаний и аттестации (т.е.грунтовка, зачистка, покраска, нанесение/реставрация технических надписей на поверхности и.т.д.).

Стоимость переосвидетельствования баллонов у нас низкая, дешевле на 5-7% конкурентов, см.ниже прайс-листы.

Срок освидетельствования баллонов для автомобилей: 2 дня.

Это вызвано технологической необходимостью: требуется время на проведение испытаний по прочности и герметичности (проверку водой, воздухом, сушку баллона и пр.) и решения вопроса годности к дальнейшей эксплуатации.

Итак, после того, как баллон снят, проверены все сроки (годности и переосвидетельствования), выполняется подготовка к проведению его аттестации.

Сначала стравливается газ и осуществляется демонтаж запорной арматуры, включая мультиклапан и пр. Газоанализатором проверяется отсутствие газа в системе

Это важно. Поскольку для проведения последующих гидравлических испытаний баллона газа в системе быть не должно

Срок службы бытовых газовых баллонов

Срок службы газовых баллонов имеет определенные ограничения и по его истечению емкость необходимо заменить

Это важно отслеживать — на каждом резервуаре имеется паспортная табличка.
Также предупредить об истечении срока эксплуатации могут специалисты АГЗС в ходе заправки. Для этого можно выбрать специализированную организацию

Важно, чтобы в последнем случае компания имела соответствующую лицензию — подобное оборудование относится к категории опасных для здоровья и жизни людей.

Срок службы баллонов п. 485 ФНиП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»:
— для баллонов менее 50 л – 20 лет,
— для баллонов 50 л и более – изготовленных после 01.02.2014 г – 20 лет (по истечении срока либо утилизируются, либо допускаются к эксплуатации после проведения экспертизы промышленной безопасности продлевающий срок службы организацией имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы)
— для баллонов 50 л и более — изготовленных до 01.02.2014 г. до 40 лет (письмо Ростехнадзора № 09-00-06/445 от 23 января 2018 г.)
После окончания срока службы баллон должен быть выбракован и сдан на утилизацию.
Срок службы баллонов зависит также от результатов проведения технического освидетельствования может быть признан годным до следующего освидетельствования, может быть направлен в ремонт или выбракован.
Периодичность проведения технического освидетельствования баллонов – 5 лет.
Дата проведения следующего освидетельствования указана на паспортной  табличке каждого баллона (п.2.3. Методики технического освидетельствования стальных сварных баллонов для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа, изготовленных по ГОСТ 15860-84 МТО 14-3Р-004-2005, разработанной ОАО «Российский научно-исследовательский институт трубной промышленности»)  п. 494 ФНиП «Правил промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»:
При удовлетворительных результатах, организация проводившая освидетельствование, выбивает (наносит) на баллоне свое клеймо, дату проведенного и дату следующего освидетельствования (срок действия освидетельствования не превышающий 5 лет или срока службы баллона)
Сочинефтегаз уполномочена на осуществление технического освидетельствования баллонов с выполнением дополнительных работ по ремонту газовых баллонов, что подтверждается разрешением Ростехнадзора на проведение указанных работ.
На АГЗС ООО «НефтоГаз-Сочи» в пос. Дагомыс по адресу: г. Сочи, ул. Батумское шоссе, д. 64 а, возможен обмен 50л заправленного газового баллона с действующим техническим освидетельствованием на  пустой газовый баллон 50л без действующего технического освидетельствования с доплатой за услугу. 
 
АГЗС работает круглосуточно.

Как часто нужно проводить проверки

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Нужно исходить из состояния баллона, материала изготовления, технических характеристик и того, какой газ в нем хранится.

Для пропановых баллонов процедура проводится раз в два года. С метановыми все немного сложнее. Если резервуар из легированной стали, проверка чаще одного раза в пять лет вам не потребуется, если же из углеродистой – проверять нужно раз в 3 года. Это касается резервуаров малых объемов. В случае превышения ста литров вместительности проверять нужно, учитывая технические характеристики, указанные в паспорте изделия.

При обнаружении механических дефектов, глубокой коррозии, сбоев в работе, нарушения герметичности швов и прочих неисправностей, опрессовка газового оборудования автомобиля должна быть произведена незамедлительно. Оттягивать в таких случаях нельзя, а проверку провести можно и раньше установленного срока.

Легализация ГБО: с чего начать?

Основная цель владельца авто с газобаллонной установкой — зафиксировать этот факт в инспекции, затем ежегодно без проблем проходить техосмотр с газовым оборудованием.

Законодательство, актуальное в 2021 г., предусматривает, что регистрировать кардинальное внедрение в топливную систему автомобиля в ГИБДД не требуется при следующих обстоятельствах:

  • ТС с конвейера завода оснащено газобаллонной системой;
  • в техническом паспорте чётко прописаны возможность переоборудования данной модели ТС на альтернативное топливо;
  • если система альтернативного горючего поставлена до 2021 г. и соответствует законодательству, которое действовало в стране на тот период.

Если автомобиль не подпадает под эти пункты, нужно сделать всё, что положено действующим законодательством. Процесс регистрации включает в себя:

  • предварительную техническую проверку;
  • получение разрешительной документации на монтаж ГБО в ГИБДД;
  • монтаж газовой системы должен выполняться мастерами сертифицированного сервиса, где можно взять заключение о выполненных работах, копии сертификатов на газобаллонную установку;
  • прохождение техосмотра, получение на руки диагностической карты;
  • со всеми документами следует прибыть в ГИБДД, чтобы получить свидетельство о соответствии автомашины с внесенными в его конструкцию переделками.

Порядок проведения очередных испытаний баллонов

Очередные испытания баллонов проводят, руководствуясь РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03. Сотрудники, которые выполняют такую работу, должны пройти соответствующие курсы и обладать надлежащими знаниями и навыками.

Очередные испытания проводят в следующей последовательности:

  1. Приемка емкостей. На этом этапе освидетельствования выполняется проверка комплектности баллона, выполняется осмотр внешней поверхности. Одновременно с этим выполняют проверку даты последнего осмотра и опрессовки. При необходимости должна быть выполнена очистка внутренней поверхности емкости.
  2. Обследование внутренней части емкости проводят с применением специализированного оборудования.
  3. Выполняют демонтаж арматуры и ее проверку. Кроме того, в процессе осмотра может быть выполнена установка технологических деталей, без которых невозможно провести гидравлические испытания.

После проведения гидравлических испытаний (опрессовки) необходимо просушить сосуд от следов реагента. Вернуть на место демонтированную арматуру.

Баллон необходимо подготовить к грунтовке и покраске. Для этого его подвергают пескоструйной обработке. После нанесения покрытия соответствующего цвета и ее просушки на поверхность баллона необходимо выполнить маркировку в соответствии с нормативной документацией. Окончание работ по освидетельствованию оформляется соответствующим актом. Общее время на выполнение всех указанных работ составляет 3 – 5 часов. В это время входят и подготовительные и основные операции.

Ремонт вентиля газового баллона

Основные неисправности газовых кранов

На самом деле конструкция газового крана не отличается сложностью и особо в нем ломаться нечему. Но и тем не менее в силу ряда причин, он может или начать пропускать газ или полностью выйти из строя. Одна из причин его поломок – это небрежное отношение со стороны персонала. Например, прикладывание излишних усилий при открывании или закрывании. Это может привести или к срыву резьбы или поломке штока.

Кроме этого, попадание в регулятор посторонних частиц может привести к тому, что они не дадут полностью закрыть затвор, а это неизбежно приведет к утечке газа. В любом случае при малейшем подозрении на наличие дефектов в корпусе или механизме газового крана, баллон необходимо изымать с рабочего места или бытового помещения и отправить его на ремонт.

Да, бесспорно, газовый кран, можно снять с баллона и самостоятельно его осмотреть и при необходимости его продуть или отремонтировать, но нельзя забывать о том, что любая работа с газовым баллоном несет в себе потенциальную опасность. Именно поэтому еден строгий запрет на демонтаж газовых кранов самостоятельно в кустарных условиях. Если есть даже небольшая возможность передать ремонт газового крана в мастерскую, то лучше так и сделать.

Газовые баллоны: транспортировка и хранение

Транспортировка газовых баллонов

Транспортировка газовых баллонов на автомобиле: Баллоны укладывают горизонтально в пределах высоты борта не более чем в 3 ряда.

Транспортировка газовых баллонов на автокаре: Баллоны укладывают горизонтально в один ряд, вентилями в одну сторону — вправо от кабины.

Транспортировка газовых баллонов в специальном контейнере: Баллоны перевозятся в вертикальном положении.

Допускается перевозить в контейнере совместно кислородные и ацетиленовые баллоны.

Пропановые баллоны допускается провозить в вертикальном положении без контейнеров, обязательно с прокладками между баллонами и ограждением их от падения.

Подложки для транспортировки газовых баллонов

1. Деревянный брусок с вырезанными под баллон гнездами 2. Обивка гнезд: войлок, резина или другой мягкий материал 3. Колпаки должны быть навернуты до отказа, штуцеры заглушены 4. Веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон)

ЗАПРЕЩАЕТСЯ перевозить совместно баллоны с разными газами, а также порожние вместе с наполненными!

Доставка баллонов к месту работ

Перевозка на специальной тележке с рессорами на резиновом ходу. Допускается перевозка кислородных и ацетиленовых баллонов совместно 1 — Хомут
Переноска на носилках 1 — Хомуты
Кантование на башмаке в наклонном положении

При погрузке или выгрузке запрещается:

Перерывы в работе и её окончание

При кратковременных перерывах в работе закрывать только вентиль горелки, не меняя положение регулировочного винта.

При любой неисправности немедленно закрыть вентиль баллона и выпустить из редуктора газ. Прекратить отбор газа при снижении давления до остаточного.

Закрыть вентиль баллона, навернуть заглушку, колпак и сдать пустой баллон на склад.

Газовые баллоны: эксплуатация

Баллоны устанавливаются вертикально и закрепляются цепью или хомутом. Кислородный баллон допускается укладывать наклонно — так, чтоб вентиль располагался выше башмака.

Отвинтить колпак и заглушку штуцера

Внимание: убедитесь, что на кислородном баллоне (а также на руках и спецодежде) нет следов масла и жира. Пользоваться баллоном со следами масла или жира ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Кратковременным (1-2 с) поворотом маховичка на пол-оборота продуть штуцер для удаления из него влаги, грязи и т.п. Стоять надо позади или сбоку от штуцера. Газ нельзя пробовать рукой.

Присоединить рукой накидную гайку редуктора.

Затянуть накидную гайку редуктора ключом.

При присоединении ацетиленового редуктора следить за правильностью установки хомута.

Вывернуть регулировочный винт до полного освобождения нажимной пружины.

Присоединить и надежно закрепить шланг.

Медленно повернув маховичок на 0,5-1 оборот, открыть подачу газа из баллона.

Вращением регулировочного винта установить рабочее давление.

Проверить герметичность соединений. 1. Закрыть вентиль расхода газа на горелке 2. Вывернуть регулировочный винт до полного освобождения нажимной пружины 3. После небольшого повышения давления стрелка рабочего манометра должна остановиться (давление не должно повышаться)

Замерзший вентиль или редуктор отогревать только горячей водой или паром. Использовать открытый огонь запрещается!

Не открывать вентиль резко! Струя газа наэлектризовывает горловину баллона и редуктор, что может вызвать воспламенение или взрыв. 1. Немедленно перекройте вентиль 2. Выпустите газ из редуктора

Не допускайте нахождения на рабочем месте более одного баллона с пропан-бутаном. Запрещается работать с пропан-бутаном в колодцах, приямках, траншеях.

Не реже 1 раза в квартал проверяйте предохранительный клапан принудительным открыванием (подъемом давления до его срабатывания).

Проверяйте возможные места утечки газа мыльной эмульсией.

Вентили

Кислородный:

  1. 1. Маховичок
  2. Заглушка штуцера
  3. Резьба правая
  4. откр.
  5. закр.

Ацетиленовый:

Шпиндель вращать только специальным ключом.

  1. Отверстие под нажимной винт хомута
  2. Резьба левая

Пропан-бутановый:

  1. Маховичок
  2. Заглушка штуцера
  3. Резьба левая
  4. откр.
  5. закр.

Манометры

Рабочее давление обозначают красной чертой или плотно прилегающей к стеклу металлической пластиной.

  1. Клеймо
  2. Предупреждающая надпись (зависит от рода газа)

Клеймо о проверке манометра

  1. Шифр поверителя
  2. Квартал (III) и год (2002) проверки

Манометр проверять не реже 1 раза в год!

Период допустимой эксплуатации

В соответствии с срок эксплуатации установлен изготовителем. Согласно если в технической документации производителя не указаны данные о сроках эксплуатации баллона, то устанавливается срок службы 20 лет.

Наибольшим спросом пользуются ёмкости, производимые по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объёма для газов на Р (р)<=19,6 МПа (200 кгс/кв. см). Технические условия (с Изменениями N 1—5)». Согласно п. 6.2. гарантийный срок использования — 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию.

Устройства, изготовленные по ГОСТ 15860-84 «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)» согласно пункту 9.2 имеют гарантийный срок использования — 2 года и 5 месяцев с момента продажи через торговую сеть, а для устройств внерыночного использования — со дня получения пользователем.

В соответствии с методиками технической диагностики МТО 14-3Р-004—2005 и МТО 14-3Р-001—2002 разработанными для устройств, изготовленных по ГОСТ 15860-84 и ГОСТ 949-73 соответственно, срок эксплуатации не должен превышать 40 лет, при соблюдении условия проведения освидетельствования 1 раз в 5 лет, после чего устройства выбраковываются.

Запрещено использование баллонов, произведённых по вышеуказанным ГОСТ до 01.02.2014, срок службы которых свыше 40 лет.

Согласно п. 22 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» баллоны, изготовленные после 01.02.2014 эксплуатируются согласно расчётному сроку службы, указанному производителем в паспорте устройства.

Более подробно о сроке эксплуатации и условиях хранения газового баллона читайте в этом материале.

Сроки службы, установленные изготовителями

О том, что устанавливать срок эксплуатации газовых баллонов должен именно изготовитель, сказано и в п. 485 Приказа Ростехнадзора №116. Здесь же рекомендовано устанавливать срок годности 20 лет, если какие-либо сведения в сопроводительной документации отсутствуют.

  1. Металлокомпозитные МКБ и БМК. Производитель определил срок годности металлокомпозитных МКБ и БМК в период, равный 10-ти годам.
  2. Челябинский трубопрокатный завод. Этот изготовитель работает с продукцией по ГОСТ 949-73. Есть разница в оборудовании, произведенном до 22.12.2014г., и после.

    Дело в том, что на баллонах, изготовленных до этой даты, маркировка относительно срока службы отсутствовала, в соответствии с МТО 14-3Р-001-2002г. Принято при обнаружении газовых емкостей с не указанным периодом действия считать, что их срок годности составляет 40 лет. Срок эксплуатации оборудования, выпущенного после 22.12.2014 г., устанавливается заводом-изготовителем продолжительностью в 20 лет.

  3. Алюминиевые БД: На такие сосуды ГОСТа нет, а в ТУ срок годности не указан. Зато изготовители утверждают, что длительность эксплуатации алюминиевых сосудов для газов составляет:
  • 10 лет, если сосуды изготовлены до ноября 2014 г.;
  • 20 лет, при условии выпуска после ноября 2014г.

Разница в продолжительности эксплуатации состоит в новом, более строгом подходе, базируемом на усилении требований норм безопасности.

5 этапов проведения аттестации газовых баллонов

Порядок проведения освидетельствования баллонов один и принят на государственном уровне.

Проходит он в следующей последовательности:

  • Емкость проверяется на наличие механических повреждений, сколов и вмятин.
  • Проверяется соответствие баллона по цвету и нанесенной на нем маркировке соответственно ГОСТу.
  • Исследуется надежность и работоспособность вентиля.
  • Газовый баллон проверяется под давлением.
  • Заносится информация о проведении проверки в паспорт баллона.

После проверки на наличие вмятин и других дефектов визуально, испытания проводят на специальном стенде. Для этого снимается вентиль и после проверки внутренней части емкости, в нее заливают воду, тем самым увеличивая давление внутри баллона. Такие испытания называются гидравлическими. Вентиль проверяется на работоспособность мастером и, в случае необходимости, делается его ремонт или замена.

Некоторое отличие имеет испытание баллонов для ацетилена. Так как внутри их пористая масса и растворитель, давление увеличивают пневматическим способом, во время которого баллоны погружаются в ванну с водой.

Где проходят освидетельствование баллонов

Аттестация газовых баллонов в Москве, как и везде, проводится специалистами, имеющими спецподготовку и разрешение на проведение этих работ. Разрешения выдаются компаниям, которые занимаются наполнением баллонов газом или специализированным пунктам, где проводятся испытания.

Получить такое разрешение может компания при соблюдении следующих требований:

  • иметь соответствующее помещение, в котором можно провести качественные испытания;
  • инженерно-технический персонал, который будет ответственен за проведение работ;
  • специалистов, которые будут проводить испытания.

От качественного освидетельствования полностью зависит, будет ли баллон представлять угрозу для жизни при его последующей эксплуатации.

В случае, если емкость не проходит аттестацию, специалисты диагностируют дефект и принимают меры к его устранению, когда это возможно. Если нет – баллон утилизируют. Не ставят освидетельствование на баллонах, которые имеют на наружной или внутренней поверхности следы коррозии, видимые вмятины, трещины или царапины, превышающие величину 10% от толщины стенки. Износ резьбы на горловине и отсутствие паспортных данных тоже являются причиной отбраковки.

Такой скрупулезный подход обусловлен опасностью эксплуатации баллонов, находящихся под давлением, невзирая на кажущуюся безопасность наполняющих их технических газов.

Какие бывают баллоны

Как уже было упомянуто раньше, баллоны для ГБО могут быть предназначены для пропана и метана. Кроме того, газовые емкости могут быть разные по форме, материалам, из которых изготовлены и, конечно, объему. Разберемся детальнее.

Для пропана


Данный тип газа требует меньшего сжатия для хранения, поэтому может сберегаться не только в цилиндрических, но и в тороидальных баллонах. В последних может быть установлен выход для заправочного шланга снаружи или внутри кольца баллона, использование которого поможет сэкономить место в автомобиле. Толщина стенок в пропановых резервуарах может колебаться от 2,5 до 4 мм, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Материалом может служить металл либо различные композиты.

Для метана

Из-за высокого сжатия газа метановый баллон должен иметь довольно толстые стенки. Он тяжелее пропановых аналогов и не может быть тороидальной формы. Как раз по причине массивности производители используют для их изготовления разные материалы, чтобы хоть как-то снизить вес. Метановый баллон может быть:

  • Металлический.
  • Полуметаллический (вырезается конусообразное отверстие посередине баллона из металла и заменяется композитом).
  • Композитный (чаще всего из высокопрочных видов пластика или стекловолокна).

Несмотря на то что форма баллонов может быть лишь сигарообразной, какого-то единого стандарта по соотношению длины и диаметра нет. Это значит, что выбирать баллоны следует с учетом их размещения в машине.

Этапы проверки

Проверка ГБО проводится по нескольким этапам. Однако для начала необходимо выбрать, где проверить газовый баллон. Самое главное условие — сервис должен иметь соответствующий сертификат, потому что после проверки автовладельцу выдается официальное свидетельство, подтверждающее факт проверки газового сосуда.

Информацию о работе с ГБО салоны обычно выкладывают в интернет, поэтому накануне проверки с поиском компании проблем не будет. При выборе таковой следует записаться на проверку сосуда газового оборудования, так как в известных автосервисах возможны очереди. Итак, техническое освидетельствование газовых баллонов осуществляется следующим образом.

Подготовка баллонов

На подготовительном этапе газовый сосуд очищают от грязи и из него выкачивают остатки газа. Баллон снимается с автомобиля. Далее мастера обрабатывают сосуд паром с высоким давлением. Очистив баллон, специалист подвергает его тестированию газоанализатором на предмет сохранения остатков газа. После этого непосредственно начинается проверка газовых баллонов.

Осмотр наружной и внутренней поверхности

Перед проверкой с помощью специального оборудования баллон подвергается внешнему и внутреннему осмотру. Любые микротрещины, сколы и следы ржавчины на сосуде представляют повышенную опасность, поэтому выявленные легкообнаруживаемые дефекты подлежат исправлению.

Гидравлические исследования

Опрессовка метановых баллонов — это важный этап проверки, позволяющий выявить повреждения, не доступные человеческому глазу, но способные вызвать утечку и взрыв.

  1. Перед испытанием сосуд опускается в бронированный резервуар или укладывается в огражденное помещение.
  2. В баллон закачивают теплую воду.
  3. Затем в сосуд нагнетается повышенное давление — 25 атмосфер — и в течение 2-3 минут выдерживается повышенная нагрузка.
  4. Далее давление в баллоне сокращается до рабочих параметров.

После испытания сосуда сотрудники сервиса еще раз осматривают баллон на предмет выявления новых трещин, сколов, потертостей

Большое внимание уделяется целостности швов. При осмотре сосуда могут применяться некоторые инструменты: эндоскоп, увеличительные стекла и прочее

Если во время испытания сосуд ГБО изменил свою форму либо произошли какие-то другие серьезные дефекты, его списывают в брак. Мелкие дефекты ГБО подлежат ремонту, обычно в том же сервисе, где проходит осмотр. После тщательной проверки баллон ГБО высушивается путем подачи теплого воздуха. Теперь сосуд поступает на пневматические испытания.

Пневматические испытания

Последний этап проверки предполагает помещение заполненного воздухом до 16 атм. баллона вместе с запорной арматурой в аквариум. Далее сосуд ГБО выдерживается в воде в течение 2-3 минут. Наблюдающий специалист следит, чтобы из него или запорной арматуры не пошли пузырьки воздуха. Их наличие — повод для ремонта. Затем испытание повторяется снова. Комиссия одобряет баллон, только если он полностью проходит испытание в аквариуме, не пуская пузыри в воду. В противном случае емкость ГБО бракуется.

АТТЕСТАЦИЯ БАЛЛОНОВ

Аттестация заключается в проведении исследования баллона  и установлении соответствия его состояния действующим нормам и пригодности к эксплуатации.

Проводится осмотр внутренней и наружной поверхности баллона. Выявляются сколы, трещины, вмятины, коррозия. Аттестация позволяет отбраковать непригодные для работы сосуды и устройства.

Требования по допуску баллона к опрессовке:

По ржавчине: коррозия, более 10% от общей площади поверхности баллона, делает не пригодным баллон к дальнейшей эксплуатации;

По деформациям: повреждения, глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, также делают не ремонтно-пригодным такой баллон;

Во всех остальных случаях, баллон считается пригодным к эксплуатации и рекомендованным к опрессовке.

Переаттестация газовых баллонов проводится как пропановых, так и метановых сосудов. Переаттестация пропановых баллонов – 1 раз в 2 года, а ёмкостей на метане – 1 раз в 5 лет (в некоторых случаях – 1 раз в 3 года/для углеродистой стали).

Если баллон подвергся коррозии (в пределах норм естественной утраты внешнего вида), не влияющей на безопасность ГБО, то перед работами по опрессовке выполняется подготовка баллона.

Сначала делается зачистка и грунтовка, а потом выполняется покраска баллона и нанесение технической надписи на баллон.

Это доп.работы и оплачиваются дополнительно. Цены на покраску баллона, грунтовку низкие. См.ниже прайс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector