Объединённая гражданская партия

Темы занятий по ОГП с военнослужащими контрактной и срочной службы на учебный год

С офицерами (прапорщиками):

  1. Основные источники угроз безопасности России.
  2. Роль вооруженных сил в обеспечении безопасности России.
  3. Профессиональная армия: опыт, проблемы, перспективы.
  4. Россия в современном мире и основные приоритеты её военной политики.
  5. Международный терроризм угроза безопасности России.
  6. Офицерский корпус России история становления и боевые традиции.
  7. Важнейшие операции Красной армии и флота в 1943 г.
  8. Роль офицерского состава в достижении победы над врагом.
  9. Вопросы правового воспитания.
  10. Система работы должностных лиц по части (подразделения) по  поддержанию правопорядка и воинской дисциплины.
  11. Работа командира по рассмотрению жалоб и заявлений подчиненных.
  12. Правовые основы безопасности военной службы и система работы должностных лиц части по предотвращению гибели и травматизма.
  13. Международное гуманитарное право о правовом положении участников вооруженных конфликтов и миротворческих операций 
  14. Вопросы воинского воспитания.
  15. Единоначалие  — важнейший принцип строительства и жизнедеятельности войск.
  16. Роль офицерского состава в его укреплении в ходе повседневной службы.
  17. Командир и воинский коллектив.
  18. Основные направления, формы и методы работы офицеров по использованию воспитательного потенциала воинского коллектива, воспитанию подчиненных в процессе служебной деятельности.
  19. Психологические аспекты межличностных конфликтов в воинских коллективах.
  20. Работа офицерского состава по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между в/с.
  21. Профилактика правонарушений в части (подразделении).
  22. Административное расследование правонарушений.
  23. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России.
  24. Индивидуально — воспитательная работа в подразделении.

Дополнительные вопросы:

  1. Федеральные округа Российской Федерации.
  2. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
  3. Состав Российской Федерации.
  4. Руководящие документы по организации воспитательной работы в ВС РФ.
  5. Страны входящие в союз независимых государств.

С солдатами (сержантами):

  1. Угрозы безопасности России.
  2. История возникновения и развития терроризма.
  3. Классификация и характерные черты современного терроризма.
  4. Роль вооруженных сил РФ в обеспечении стабильности и территориальной целостности государства.
  5. Методы воспитания военнослужащих.
  6. Военная реформа Петра Первого (1698 – 1721 г.) и Д. А. Милютина (1862 – 1874 г.)
  7. Военные реформы 1900 – 1912 г. и 1924 – 1925 (1928)г.
  8. Единоначалие основа централизованного и устойчивого управления армией и флотом.
  9. Всемирное укрепление единоначалия – долг и обязанность каждого военнослужащего Российских Вооруженных сил.
  10. Структура органов государственной власти Российской Федерации.
  11. История становления и развития системы социально – правовой защищенности служащих.
  12. Основные элементы системы работы должностных лиц части по предотвращению гибели и травматизма личного состава.
  13. Современные военно-политические отношения между странами СНГ и безопасность России.
  14. Бессмертный подвиг защитников блокадного Ленинграда.
  15. Международное гуманитарное право.
  16. Особенности применения норм международного гуманитарного право в ходе операции по поддержанию или установлению мира.
  17. Перспективы модернизации вооруженных сил.
  18. Терроризм – угроза миру.
  19. Задачи личного состава по антитеррористической деятельности.  Дополнительные вопросы:   1.
  20. Россия в современном мире и основные направления её военной политики.
  21. Международный терроризм угроза безопасности России 3.
    ВС РФ фактор стабильности и территориальной целостности государства.
  22. 18 век-век Русской воинской славы.
  23. Армия и флот в войнах 19 начала 20 века.
  24. Дни воинской славы России.
  25. Бессмертный подвиг Защитников Отечества в 1941-1945 гг.  Вопросы правового обеспечения.  8.
  26. Законы РФ о порядке прохождения ВС по призыву и по контракту.
  27. Знать и строго выполнять меры безопасности при эксплуатации боевой техники обращении с оружием, боеприпасами, производстве различных работ.
  28. Ответственность за преступления против порядка прохождения ВС.
  29. Морально психологические основы ВС.
  30. Роль младшего командного состава в защите прав подчиненных.
  31. Как предупредить неуставные взаимоотношения и уклонение от ВС.
  32. Как сохранять жизнь и здоровье подчиненных.
  33. Федеральные округа Российской Федерации.
  34. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
  35. Состав Российской Федерации.
  36. Основные должностные лица государства.
  37. Страны входящие в союз независимых государств.

МЕТОД ПРИМЕРА

Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания. В системе методов воспитания, метод примера рассматривается как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности.

Определенную воспитательную роль играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, выдающихся, общепризнанных обществом людей современной жизни, художественные образы, запечатлённые в литературе и искусстве. В процессе воспитания метод примера выполняет ряд функций: убеждает; организует; выполняет роль идеала в соответствии с представлением которого формируется личность воина и коллектив в целом; выступает в роли условия для самовоспитания и саморазвития воинов; служит материалом выработки обобщённых знаний; стимулом творческой деятельности и средством вдохновения (средством поднятия боевого духа воинов в экстремальной боевой обстановке).

Педагогическая эффективность воспитания на примере достигается при выполнении следующих педагогических условий: создание нравственного содержания образа примера ( образца, идеала ) для подражания; отбор и анализ подлинных образцов социальных ценностей; возможность повторения опыта; самокритичность и самоанализ чувств и поступков военнослужащих; подлинный авторитет офицеров-воспитателей, уровень их педагогической культуры, такта и военно-профессионального мастерства.

Методика оценки общественно-государственной подготовки

Каждый офицер, прапорщик (мичман), сержант (старшина) и солдат (матрос) на занятиях по ОГП (за выступления с рефератом, по основным и дополнительным вопросам семинара или беседы, проведение информации, выполнение логических и практических заданий, письменных работ и т.д.) получает индивидуальные оценки. На основании текущих оценок военнослужащему выставляется итоговая оценка за месяц, квартал, период обучения и учебный год. При этом учитывается не только его успеваемость, но и моральный облик, дисциплинированность, отношение к выполнению служебных обязанностей.

Оценка военнослужащих, групп, подразделений и воинских частей (кораблей) по общественно-государственной подготовке носит комплексный характер и включает в себя:

  • ⎯    Оценку объема и глубины знаний изученного материала в соответствии с тематикой ОГП.
  • ⎯    Оценку понимания изученного, самостоятельности суждений и убежденности в излагаемом.
  • ⎯    Оценку умения реализовать полученные знания при выполнении служебных обязанностей, в соблюдении требований законов РФ и воинских уставов.

Таким образом, оценка ОГП – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программы. Она должна быть объективной и справедливой, носить стимулирующую функцию.

Оценка может выражаться и в форме эмоционального отношения («Молодец – отлично!»), и в форме оценочного суждения («Хорошо, но можно лучше…»), но обязательно в виде отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Выставляется:

  • ⎯    «отлично» – если в совершенстве овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, строго соблюдает требования законов РФ, воинских уставов;
  • ⎯    «хорошо» – если овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов РФ, воинских уставов;
  • ⎯    «удовлетворительно» – если овладел основными положениями учебной программы, выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов РФ, воинских уставов;
  • ⎯    «неудовлетворительно» – если не овладел основными положениями учебной программы или имеет серьезные упущения в выполнении должностных обязанностей, допустил грубые нарушения воинской дисциплины.

При оценке офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, имеющих подчиненных, учитываются применение ими правовых и психолого-педагогических знаний в обучении и воспитании личного состава.

Уровень общественно-государственной подготовки гражданского персонала воинских частей оценивается «усвоил» и «не усвоил».

Оценка группам, подразделениям и воинским частям по общественно-государственной подготовке определяется на основе индивидуальных оценок:

  • ⎯    «отлично» – если не менее 90 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 процентов – отличные;
  • ⎯    «хорошо» – если не менее 80 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 процентов отличные и хорошие;
  • ⎯    «удовлетворительно» – если не менее 70 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки.

Оценка руководителя группы определяется с учетом уровня его знаний по программе общественно-государственной подготовки и общей оценки руководимой группы.

ФОРМА ВОСПИТАНИЯ

Это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. На современном этапе совершенствования системы воспитания всех категорий военнослужащих, в решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя следующие

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДЧИНЕННЫХ:

  • — индивидуальные и коллективные беседы;
  • — различные виды информирования личного состава;
  • — лекции, беседы, доклады;
  • — вечер-чествование и вечер-портрет;
  • — вечера вопросов и ответов;
  • — вечера (дни) знания техники (вооружения);
  • — собрания и совещания с различными категориями военнослужащих;
  • — митинг личного состава;
  • — пропаганда передового опыта;
  • — устный журнал;
  • — тематические вечера, диспуты, викторины, «круглые столы» — с участниками исторических событий, деятелями науки, искусства;
  • — встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;
  • — экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;
  • — проведение Дней Защитника Отечества, Мужества, Призывника и т.д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих;
  • — слет (день) солдатских матерей;
  • — работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;
  • — День открытых дверей;
  • — занятия в музеях, комнатах Боевой славы войсковых частей и соединений;
  • — конференции: научно-практические, теоретические и читательские;
  • — обсуждение кинофильмов, спектаклей, книг и т.д.

Очень важно в беседе убедить, доказать, подвести военнослужащего к мысли о том, что причины имеющихся недостатков кроются в нём самом. Обосновывать и убеждать его в этом следует весьма тактично, вежливо, доброжелательно, но вместе с тем принципиально и твёрдо

Не следует прибегать к насмешке, назидательному, грубому тону, показывать свое превосходство, выражать недоверие к его словам, тем более допускать угрозу. Это, как правило, обрекает беседу на неудачу.

УБЕЖДЕНИЕ

Это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность.

Убеждение — «… главнейшая дорога человеческого воспитания”, — писал К.Д. Ушинский. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.

При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использования метода убеждения зависит от обеспечения определённых условий: в процессе воспитания, умелого выбора средств и приёмов воспитательных воздействий. Основными средствами (приёмами) убеждения являются: слово, личный пример, поступки и исторический опыт других людей, общественное мнение, жизненный опыт воспитуемых, исторические примеры, документы, цифры, факты, эпизоды исторической и художественной литературы, кинофильмов, предметы старины, памятники трудовой и боевой славы.

Наиболее распространённые и эффективные формы убеждения это: сообщение педагогических знаний, регулярное информирование личного состава о текущих событиях, разъяснение, доказательство или опровержение, организация практической деятельности военнослужащих.

Эффективность применения метода убеждения зависит от соблюдения ряда педагогических условий: системность процесса воспитания в подразделении; теоретический и практический уровень военно-профессиональной подготовленности офицеров и сержантов, их личной убежденности; примерность воспитателей в выполнении служебного долга; активное и целеустремлённое отношение военнослужащих к самосовершенствованию и саморазвитию. Процесс убеждения — сложный процесс и успех его зависит от многих условий. Рассмотрим некоторые из них.

Важным условием успешности убеждения является умение офицеров и прапорщиков расположить к себе военнослужащих, завоевать их доверие, добиваться взаимопонимания, проявлять настойчивость, выдержку, терпение и педагогический такт, показывать личный пример. Убеждение осуществляется во всех формах воспитательной работы. Чтобы оно было эффективным и действенным, необходимы личная убежденность воспитателя, его правдивое слово, умение ответить на острые и злободневные вопросы, ясность, доходчивость и доказательность изложения, высокая эмоциональность речи. В практике воспитания накопилось много средств и приемов убеждения.

К ним относятся разъяснение, доказательство, опровержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, сопоставление, обобщение, личный показ, опора на личный опыт воспитуемых и др. Убеждение осуществляется, прежде всего, путем разъяснения.

Разъяснить — значит добиться, чтобы военнослужащие глубоко осознали сущность определенных понятий, документов, явлений, событий, умели дать им правильную оценку, определить свое отношение к ним. Для того, чтобы военнослужащие поняли тот или иной вопрос, порой необходимо разъяснять его несколько раз, и надо делать это терпеливо.

Чтобы добиться доходчивости при разъяснении тех или иных положений, надо искать новые приемы, подбирать выразительные факты. Большой силой доказательности обладают факты, примеры, их анализ, обобщение. Однако факты являются хорошим средством убеждения, если они точны, неоспоримы.

Для аргументированного убеждения следует также прибегать к сравнению. В процессе убеждения некоторые военнослужащие могут не согласиться к мыслями убеждающего, вступить в полемику с ним. В таких случаях офицеры и прапорщики должны проявлять выдержку, внимательность, стремиться правильно понять мысли того, кто возражает, не искажать их смысл, а спокойно, терпеливо и убедительно доказать свою правоту. Здесь необходимо проявлять такт и чуткость, вежливость и спокойствие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Военно-политическая подготовка (далее – ВПП) является одним из основных предметов обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического, духовно-нравственного, воинского и правового воспитания военнослужащих. В ходе ВПП в сочетании с занятиями по другим предметам боевой подготовки формируется духовно-нравственная готовность и психологическая способность военнослужащих самоотверженно и мужественно выполнять воинский долг.

ВПП проводится во всех видах учебно-боевой деятельности войск (сил) и организуется в соответствии с учебными планами, разрабатываемыми Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соединениях и воинских частях ВПП планируется и проводится с учетом рекомендаций в учебных планах ВПП и организационно-методических указаниях к ним по изучению тем в модулях боевой подготовки подразделений (наступление, оборона, марш, специальные задачи).

Основным методом проведения занятий с солдатами и сержантами является рассказ-беседа.

В процессе занятий по ВПП должны активно использоваться наглядные пособия, видео- и кинофильмы, технические средства видеоотображения.

Для подготовки и проведения занятий по историческим темам рекомендуется использовать имеющуюся в войсках литературу (в том числе мемуарную и художественную), а также учебно-методические материалы, разрабатываемые военно-политическими органами по истории форм и способов боевых (тактических) действий.

На период непосредственной подготовки воинских частей и подразделений к выполнению специальных (контртеррористических, миротворческих и других) задач разрабатывается специальная тематика занятий по ВПП. На указанный период предусматривается изучение военно-политической обстановки, причин конфликта, истории, государственно-политического и военного устройства, законодательства, географии, обычаев народов, правил поведения военнослужащих в стране (регионе), где предстоит выполнять задачи, а также основ международного гуманитарного права.

При проведении занятий по другим предметам боевой подготовки должны использоваться исторические примеры.

В ходе учений, полевых выходов, при выполнении миротворческих, контртеррористических и других специальных задач, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации ВПП организуется и проводится по отдельному плану не менее 1 часа в неделю. В этот период в дни, когда не проводится ВПП, перед началом занятий по боевой подготовке командирами (начальниками) ежедневно в течение 15-20 минут проводится военно-политическое, правовое, военно-техническое и иное информирование личного состава по специально разработанной тематике, исходя из особенностей региона, складывающейся обстановки и характера выполняемых задач.

В конце каждого периода подготовки проводятся контрольные занятия с выставлением оценок каждому военнослужащему в журналах по боевой подготовке.

При организации ВПП предоставляются права:

командирам соединений и воинских частей:

планировать ВПП по модульному принципу организации боевой подготовки;

изменять последовательность изучения тем;

изменять тематику и содержание занятий по ВПП до 30 % , а также дни и время проведения занятий в рамках учебного дня (в дообеденное время) при условии выполнения нормы часов, предусмотренной учебным планом на месяц и период обучения (учебный год).

Командиру батальона – уточнять содержание занятий и изменять продолжительность изучения учебных вопросов по темам ВПП рядовых и сержантов батальона.

Учебный план военно-политической подготовки офицеров центральных органов военного управления, военных  округов, флотов, объединений, преподавательского состава военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, военных учебных центров при образовательных организациях высшего профессионального образования, военно-медицинских организаций, подчиненных начальнику ГВМУ МО, научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации на 2021 год.

Скачать Учебный план военно-политической подготовки на 2021 год (pdf)Скачать

ПРИНУЖДЕНИЕ

Является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников

Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путём категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания

Видами этого метода являются:

  • принуждение — упражнение;
  • принуждение — условность;
  • принуждение — изменение отношения;
  • принуждение — наказание.

Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учёта ряда педагогических требований. Основные из них:

  • — обоснованность и необходимость принуждения в конкретной обстановке. Офицеру и прапорщику необходимо быть особенно внимательным при объявлении первого взыскания;
  • — справедливость наказания, его соответствие вине и тяжести проступка. Внимательное выяснение причин, мотивов проступка, а также осознание вины нарушителем повышают воспитательные возможности мер принуждения;
  • — важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Заслуживает внимания совет М.И. Драгомирова: «За проступок накажи — забудь”.
  • — своевременность наложения взыскания. В каждом конкретном случае подход строго индивидуален;
  • — гласность взыскания. Гласность обеспечивает воспитание провинившегося, служит предупреждением остальным от подобных действий;
  • — обязательность исполнения объявленных мер взыскания;
  • — сочетание принуждения с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением;
  • — не накладывать взыскания на весь личный состав подразделения вместо провинившегося.  ”Вообще в области наказания, — учил А.С. Макаренко, — … нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему”.

Решение всей совокупности воспитательных задач достигается не каким-либо одним методом, а творческим применением всего арсенала средств и приёмов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всём многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ : убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение. Эффективность применения (выбора) того или иного метода зависит от ряда условий.

Во-первых, формирование личности военнослужащего, выработка у него военно-профессиональных качеств требуют применения таких способов воздействия, которые отражали бы в себе специфику всех факторов деятельности, влияющих на воспитание.

Во-вторых, на выбор метода влияют логика воспитательного процесса, позиция воспитателя по отношению к воспитуемому и ряд других обстоятельств.

В-третьих, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование многих сторон личности военнослужащего, обладает свойством преимущественного развития определенных качеств личности. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.

ПООЩРЕНИЕ

Как метод — это система средств и приёмов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчинённого со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов. В качестве поощрений могут применяться различные средства: выражение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест); одобрение; похвала, осуществляемая словами «молодец”, «правильно”, «верно” или разбор действий, поступка воина; выражение доверия (например, поручение наиболее ответственного дела).

Важно, чтобы человек понимал, что поручение это есть доверие ему, удовлетворение определённых интересов и потребностей воина (например, подарок — интересная книга, нужная в быту вещь, организация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); «авансированность» личности. Этот термин введён А.С

Макаренко и означает предоставление воспитаннику определённого блага, высказывания положительного мнения о нём, если даже он этого в полной мере ещё не заслуживает. Оно даётся в счёт будущих заслуг, проектируя, прогнозируя успех воина, и выступает для него как бы моральной обязанностью оправдать доверие командира.

Поощрение — это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определённых педагогических требований, которыми являются:

  • — систематичность поощрения всех категорий военнослужащих;
  • — обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения.

Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учёбу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие.

При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность;   — своевременность поощрения как стимул последующей активности воина;   — гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрён их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших;   — широкое использование разнообразных видов поощрения. Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчинённым. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector