Соединение пожарных рукавов между собой

Что применяется в США и ЕС?

Принципиальных отличий американского и европейского оборудования от отечественного нет. Наиболее ходовым вариантом ГР на Западе считается стандарт Шторца «STORZ», разработанный еще в 1890 году. Контакт здесь происходит за счет двух продолговатых зубьев, сцепляющихся по внешним откосам. Преимуществом по сравнению с «Богданова» здесь выступает большая защищенность соединения от механических повреждений, так как сцепляющиеся узлы оказываются внутри металлического корпуса.

Также в ЕС и США применяется изделие «SMS» родом из Швеции. Отличается от «STORZ» наличием рычажка для удобной разборки узла. Все указанные ГР относятся к симметричным, но на рынке есть еще и несимметричные варианты изделий.

Основные правила эксплуатации

Техника безопасности при работе с рукавами

Существуют определенные правила эксплуатации рукавов:

  • На пожарных машинах рукава размешаются строго в специально отведенных для этого местах.
  • Ни в коем случае нельзя эксплуатировать трубопроводы, на которых есть какие-либо повреждения.
  • Напорные рукава при транспортировке в обязательном порядке должны накрываться специальными чехлами.
  • Если рукав используется на дороге, то его нельзя раскладывать на ней. Для его эксплуатации в этом случае используются специальные мостики.
  • Во избежание механических повреждений рукава не бросаются на землю, когда возникает необходимость в их использовании.
  • Во время их транспортировке на пожарной машине под них подкладывается специальная ткань, чтобы предотвратить протирание.
  • Рукав нельзя волочить по земле, чтобы не повредить его и избежать попадания внутрь песка, грязи и т.д.
  • При тушении пожаров нужно следить, чтобы на верхний слой не попадали разъедающие химические вещества.
  • Для транспортировки рукавов на крыши зданий необходимо использовать специальные веревки. Ни в коем случае нельзя их сбрасывать с высоты.
  • Подача воды в трубопроводе должна быть плавной.
  • Если в процессе тушения пожара на рукаве появилось повреждение, для его временного устранения используют специальные зажимы. Позже эти места помечаются специальным карандашом.
  • При низких температурах в зимнее время вода должна незамедлительно сливаться из рукавов, чтобы не допустить оледенения.

Срок службы рукавов

При надлежащем использовании рукава могут служить до 5 лет. Гарантийный срок составляет 3,5 года. Срок службы изделия может быть и больше, если на нем отсутствуют повреждения. Для того, чтобы это определить, проводятся регулярные проверки. С помощью специальных приборов и насосов проверяется герметичность изделия. Если оно прошло проверку, то его продолжают использовать. Однако даже если рукав не имеет технических повреждений, применять его в работе более 10 лет нельзя.

В случае, когда пожарные шланги не будут использоваться по причине технических неисправностей или превышения срока эксплуатации, они подлежат списанию.

Особенности хранения

Хранение рукавов осуществляется с использованием определенных правил:

  • Перед отправкой на хранение рукава должны быть очищены, вымыты и высушены.
  • Рядом с рукавами не должны находиться вещества, способствующие их повреждению: озон, ультрафиолетовые лучи, прямые солнечные лучи.
  • На них не должны попадать щелочные растворы, кислоты, бензин и др. вещества, которые могут разрушить резину.
  • Температура хранения для всасывающих рукавов должна быть от −25 — +30 градусов.
  • Расстояние от приборов, излучающих тепло должно быть не менее 1 метра.
  • Напорный вид рукавов сматывается в скатку и хранится вертикально. Рядом не должно быть других вещей.
  • На нижних полках лежат трубопроводы с большим диаметром.
  • Новые рукава хранятся отдельно — в специальном складском помещении или на отдельных полках.

Рукавные разветвители

При тушении часто возникает необходимость модифицировать (регулировать) объем перемещаемого ОТВ, создав две или больше линий, для чего применяют шланговые разветвления.

РД, РТ, РЧ представляют собой металлические размножители потока с несколькими патрубками с клапанами и вентилями. К входному концу подключается рукав, вода внутри разделяется на потоки, идущие в выходные отверстия. Стандартные модели имеют от 2 до 4 выходов (ходов), концы которых снабжены СГ.

  1. условный проход DN 70, 80, 90, 150;

по количеству патрубков: трех-, четырехходовые (РТ, РЧ), реже – двухходовые (РД);

нормального (0,8 – 1,2 МПа), высокого давления (РТВ, 3 МПа).

Разветвители состоят из корпуса, ручки, перекрывающего устройства (клапаны с маховиками), вентилей, патрубков с СГ. Чаще используются трехходовые модели РТ 70, 80 и четырехходовые РЧ 90, 150.

Рабочее давление, МПа

Условный проход входного патрубка, мм

Условный проход выходных патрубков, мм

Габаритные размеры, мм (д*ш*в)

Европы и США (симметричные)

На сегодняшний день подразделениями Европы и США наиболее распространенными являются соединительные головки «STORZ» (Шторца)

В 1890 году Carl August Guido Storz запатентовал свое быстрое соединение в Швейцарии. Очень скоро стало общепринятой нормой на пожарных гидрантах во многих частях Европы использовать именно его соединение. И за последние 100 лет, соединительные головки Storz стали популярны в США и остальном мире.

Соединительная головка Storz

Особенностью данного соединения является наличие внутренних двух зубьев, которые зацепляются на внутренних скосах. По сути, это головка «Богданова» вывернутая вовнутрь.

Но благодаря внутреннему размещению системы крепления головка «STORZ» является более защищенной от механических внешних повреждений и легче в использование.

Швецкая соединительная головка (SMS)

Еще одним видом соединительных головок является Швецкая соединительная головка «SMS». Она очень напоминает головку «STORZ» но имеет отличительную техническую деталь – небольшой рычаг на корпусе головки, с помощью которого осуществляется отсоединение головки.

Одновременно с головками шторца подразделениями США используются соединительные головки на резьбовом соединение National Standard Thread (NST). Что с точки зрения оперативности не очень рационально.

Использования резьбового соединения разделяет пожарный рукав на входной и выходной патрубки, здесь уже необходимо различать, где начало, а где конец рукава.

Хотя если внимательно рассматривать роботу пожарных подразделений США, то можно заметить, что на их автомобилях рукава уже заранее соединены в линии (по аналогии с нашими насосно-рукавными автомобилями) таким образом, может быть, по этому, у них используют такой вид соединения.

Конструкция[править | править код]

Пожарные рукава изготовляются из пропитанного специальным составом брезента или синтетической ткани и рассчитаны на рабочее давление не менее 1,0 МПа.Для повышения водонепроницаемости, прочности и защиты от агрессивных сред (нефтепродуктов, кислот, высоких и низких температур) пожарные рукава могут иметь резиновое или полимерное покрытие изнутри и металлическое армирование (оплётку) или полимерное покрытие снаружи.Для присоединения к пожарным устройствам (гидрантам, разветвлениям, гидроэлеваторам, пеногенераторам, пожарным стволам и т. д.) и соединения между собой (для подачи воды на расстояние, превышающее длину рукава) имеют стандартные металлические соединительные головки поворотного замыкания. Диаметры и конфигурация головок могут быть различными в разных странах и для разных типов пожарного оборудования. К примеру, в СССР еще в 30-40-е годы прошлого века применялись несимметричные винтовые соединения, затем появились чугунные полугайки Ротта с тремя клыками, расположенными под 120° относительно друг друга, и пришедшие им на смену головки Богданова (алюминиевые и латунные) с двумя диаметрально расположенными клыками (захватами). В настоящее время применение полугаек Ротта запрещено, но в табеле положенности пожарных автоцистерн прописана переходная головка «Богданов — Ротт». Распространенные на Западе головки Шторца распространения в СССР не получили по ряду причин, в частности из-за того, что фиксирующие пазы и выступы на данном типе головок располагаются с внутренней стороны, что усложняет их производство, а при использовании в условиях низких температур может привести к заклиниванию головок вследствие обледенения изнутри. Все соединительные головки имеют в себе по одной фасонной резиновой уплотнительной прокладке. При совместном соединении двух соединительных головок между собой обе резиновые уплотнительные прокладки двух головок под давлением жидкости подпираются (распираются), тем самым герметизируется соединение. К тому же отсутствует возможность самопроизвольного рассоединения соединительных головок.

Соединительные всасывающие головки конструктивно отличаются от напорных в связи с тем, что напорный рукав работает под давлением, а всасывающий — под разрежением.

Заглушки

Заглушки – это часть конструкций пожарных инструментов, которые предназначаются для перекрытия конца насосных установок и рукавов. Они закрывают каналы водо- или пеноподачи, которые не используются в конкретный момент времени.

Технические свойства закрывающих головок отличаются в разных моделями. В основном, это зависит от габаритов, веса и замера диаметра сечения.

Исходя из областей эксплуатации, существует несколько видов головок:

  • Головки напора;
  • Всасывания;
  • Муфтовые;
  • Цапковые.

Головки заглушки

Детали напорного действия используются при перекрытии выходных каналов пожаротушительного оснащения, а всасывающего, – для входных рукавов.

Выбирая тот или иной закрывающий элемент, необходимо учитывать значение диаметра рукавного отверстия, где она будет эксплуатироваться. Такие данные есть в каталоге, где подробно описывается каждая серийная модель.

Особое внимание при отборе головок нужно уделять сорту материала изготовления, как полимеров, так и латуни

Технические характеристики

Технические характеристики (вес, кг)

Усл. проход, мм

Тип головки

40

50

70

80

90

100

125

150

ГЗ

0,28

0,46

0,62

0,7

1,02

1,45

ГЗВ

 –

1,02

1,45

Топ со спущенным плечом — мастер-класс с пошаговыми фото

Для пошива топа 48-го размера потребуется:

  • стрейч ткань, 100% хлопок – при ширине 1,5 м нужно набрать 50…60 см;
  • клеевой дублерин — 0,2 м;
  • пуговица — 1 шт.;
  • нитки, швейный инструмент.

Описание

В качестве основы будем использовать выкройку топа со спущенным рукавом. Она выполнена на рост 168 см для следующих размеров:

44 р-р;

48 р-р;

56 р-р.

В нашем мастер-классе выполнено моделирование базовой выкройки: деталь переда дополнена вертикальными складками-защипами, вырез горловины по спинке немного уменьшен, застёжка выполнена на пуговице, пройма и выкат обработаны косой бейкой.

Распечатав выкройки в натуральную величину, склеиваем части деталей.

Намечаем вертикальные линии защипов, увеличиваем полочку на нужный размер (каждый защип равен 0,5 см). Корректируем по желанию длину деталей переда и спинки.

Размечаем детали на сложенной вдвое ткани, приложив среднюю линию деталей к линии сгиба материала. Не забываем предусмотреть припуски в 1,5 см.

Размечаем по косой нити бейки для обтачек. Ширина деталей – 3 см.

Получаем готовые заготовки для пошива. При этом детали обтачек вырезаем ещё и из дублерина.

На полочке намечаем среднюю линию, линии защипов.

Фиксируем края булавкой, расправляем ткань, натягивая. Приутюживаем.

Прострачиваем защипы на ширину 5 мм.

Проутюживаем полочку.

Застрачиваем вытачки на полочке. Прострачиваем швы на плечах и боках. Срезы обмётываем строчкой зигзаг или оверлоком.

Обтачку для выката спинки проклеиваем дублерином.

Прикладываем обтачку лицевой стороной к лицевой стороне спинки, выполняем строчку на расстоянии 5…7 мм со стороны обтачки.

Припуски обтачки срезаем до 2…3 мм до шва. На срезах основной детали делаем надсечки.

Отворачиваем обтачку и припуски от основной детали. Выполняем закрепляющую строчку на расстоянии 1 мм от притачного шва.

Подворачиваем обтачку на изнаночную сторону с небольшим перекантом.

По лицевой стороне не должен быть виден шов.

Далее займёмся обработкой срезов рукавов и горловин косой бейкой. Если выкроенные полоски окажутся недостаточной длины, то их нужно стачать, сложив под углом – см. фото ниже.

На готовой полоске косой бейки подворачиваем и приутюживаем срезы к центру. Затем складываем полоску пополам, чтобы одна из сторон выступала на 1…2 мм.

Пристрачиваем обтачку узкой стороной, слегка растягивая её.

Огибаем срезы бейкой, фиксируем её булавками или намёточным швом.

При этом обратите внимание, что со стороны застёжки обтачка должна выступать на 4 см за край детали. Из этой полоски мы сделаем застёжку

По лицевой стороне выполняем строчку в шов притачивания.

Подворачиваем оставленный кусочек бейки, прихватываем его строчкой, образуя застёжку.

Обрабатываем низ изделия, пришиваем пуговицу.

Как называется гайка на пожарном рукаве

Соединительное кольцо со штуцером, вставленном в шланг (его манжету) и закрепленное проволокой, называется пожарной головкой (СГ) или гайкой. Строго говоря, это устройство рукавного типа, поскольку также есть варианты, накручиваемые на патрубки насосов, кранов.

СГ – это быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов между собой и подключения к технике, оборудованию (насосы, краны, гидранты, патрубки), а также для заглушки (закрывания).

Механизм для рукавных соединений, как правило, цапковый, что обеспечивает быстроту и простоту подключения с высокой степенью герметичности – достаточно поместить винтовые захваты с зацепами (клыками) в пазы и сделать небольшую часть оборота, затянув элементы пожарным ключом.

Головки соединительные пожарные и их виды

И так сегодня мы с Вами поговорим и разберем достаточно важную тему – рукавную арматуру, а если конкретнее, то виды пожарных соединительных головок

На первый взгляд может показаться, что нет ничего особенного в том какие есть соединительные головки, но если вы обратите свое внимание и немного поищете, то будете потрясены тем изобилием и разновидностью соединительных пожарных головок

А ведь именно эта маленькая мелочь и делает невозможным использование пожарно-технического вооружения разных стран мира. И тогда приходится нашим «Кулибинам» делать собственные переходные головки на заграничные водяные ручные пожарные стволы, пенные пожарные стволы, рукава и другую рукавную арматуру.

Классификация рукавов

По видам

В зависимости от цели использования и условий для работы:

  • Всасывающие
  • Напорно — всасывающие
  • Напорные

Рабочая среда имеет значение для комплектации рукавами пожарных машин двумя способами:

  • Класса «В» — технической водой;
  • Класса «КЩ» — слабым раствором кислоты и щелочи.

От условий работы рукавов они делятся на:

  • Те, что работают для выкачивания воды из открытых источников под разрежением;
  • Те, что работают под давлением или при частичном вакууме.

В зависимости от величины рабочего давления:

  • 1,0 МПа
  • 1,2 МПа
  • 1,6 МПа
  • 3,0 МПа

По целевому оснащению:

  • Для комплектации пожарных автомобилей;
  • Для использования на других объектах, где имеются внутренние и внешние пожарные краны.

По устойчивости к температуре:

  • Термостойкие
  • Износостойкие
  • Малостойкие.

По материалам изготовления

Напорные рукава можно классифицировать по типу и качеству материала, из которого изготавливаются армирующие каркасы. Существует 2 основных типа:

Натуральные волокна:

  • Льняные
  • Льноджутовые
  • Пеньковые

Синтетические волокна:

  • Прорезиненные рукава, в которых внутри находится гидроизоляционный слой, не имеющий покрытия снаружи. Их отличает гидроустойчивость и способность к использованию подачи воды под высоким давлением;
  • Рукава из латекса — самый надежный вариант. Внутренний гидроизоляционный слой у них с пропиткой каркаса. Могут использоваться для подачи воды под давлением на большие расстояния;
  • Рукава с полимерным покрытием с двух сторон — подходящий вариант для бытового или производственного использования. Отличаются долговечностью и прочностью.

Отечественные

Перед тем как разобрать самые распространенные соединительные головки стран Европы и мира давайте рассмотрим наши отечественные.

Соединительная головка Богданова

На территории бывшего СССР на сегодняшний день практически со 100% уверенностью можно утверждать, что используются соединительные головки «Богданова» утвержденные ГОСТ Р 53279-2009.

В зависимости от назначения и пожарных рукавов, с которыми они эксплуатируются пожарные головки «Богданова» могут быть напорными и всасывающими.

В общем, данные соединительные головки соединяются за счет двух зубьев, которые перемещаются по внешним скосам. Особенность данного соединения (как и некоторых соединений, которые рассмотрим ниже) в том, что мы можем соединить два разных конца пожарного рукава, то есть здесь нет различия от входного и выходного отверстия, в отличие от некоторых соединений рассмотренных ниже.

Хотя существует некоторая классификация данных головок:

Несмотря на широкое использование на сегодняшний день соединения «Богданова» вы еще можете встретить другой вид

Соединительная головка Ротта

соединительных пожарных головок, которые широко использовались примерно до 60-70х годов XX ст – речь идет о соединение «РОТТ».

Данный вид соединение принципиально отличается от головок Богданова наличием трех зубьев, которые сцепляются между собой, что позволяет значительно быстрее осуществить прокладку рукавных линий и стволов.

Но преимущество данного соединения является и его изъяном, вследствие не герметичности соединения и потери напора на линии на сегодняшний день соединение типа «Ротт» практически не используется, кроме как на спортивных снарядах в пожарно-прикладном спорте или на устаревших системах противопожарного водоснабжения.

Правила использования пожарных рукавов

Существуют четкие правила, как надо правильно эксплуатировать и хранить пожарные приспособления и арматуру, в том числе.

Хранятся напорные модели, размещаемые в автомобилях, в специальных отсеках.
Если на машине хранение формируется в катушках, то их обязательно закрывают водонепроницаемым материалом.
Всасывающие модели укладывают в специальные пеналы

При этом под них обязательно укладывают ленты, которые не дают изделиям истираться в процессе их вытаскивания наружу.
Необходимо стараться прокладку гибкого трубопровода производить не на проезжей части.
Раскладку рукавов производят по лестничным клеткам и проходам так, чтобы они не мешали передвижению пожарных, спасателей и эвакуируемых людей.
Раскладка производится без загибов.
Особое внимание местам, по которым производится прокладка. Участки не должны быть завалены острыми предметами, горящими или тлеющими материалами, залиты горючими материалами, а также активными химическими веществами (кислоты, щелочи и прочее).
Протаскивать внутрь зданий рукава через окна, двери и проломы надо с обязательной установкой специальных приспособлений, которые называются седлами или коленями.
Если по каким-то причинам на рукаве образовалась течь, необходимо ее тут же заделать

Для этого используют зажимы. Они могут быть ленточными или корсетными. Последние в основном используются в тех случаях, если дефект имеет продольный разрез длиною около 10 см. Ленточные используют, если дефект имеет форму отверстия диаметром не более 2 см. После окончания пожарных мероприятий места изъянов отмечаются, зажимы снимаются, а рукава отправляются в ремонт.

Прокладку пожарных рукавов внутри зданий ведут без загибов

К пожарным рукавам и рукавной арматуре (это указано в правилах эксплуатации пожарных рукавов) необходимо относиться с особой ответственностью, особенно это касается хранения. Вот несколько требований:

  • нельзя их оставлять под солнцем;
  • от нагревательных приборов разного вида рукава и арматура должны храниться на расстоянии не менее 1 м.

Правила жесткие. Их обязательно контролируют, потому что вышеперечисленные пункты влияют на качество изделий.

Техническое обслуживание всасывающих и комбинированных рукавов

Техническое обслуживание всасывающих и напорно-всасывающих водоводов предполагает следующие шаги:

  1. Оттаивание (отмачивание). После использования в зимнее время нужно, чтобы шланг оттаял полностью в теплом месте. Для этого часто используют ванную с водой. Кроме того, эту же ванную могут использовать, чтобы отмочить загрязненные водоводы.
  2. Мойка. После отмачивания рукава моют вручную, при этом используют щетку либо же специальное оборудование.
  3. Внешний осмотр. Такой осмотр проводят после каждого использования, но не реже, чем 1 раз в месяц. Если водовод хранится на складе, то проверка должна быть не реже 1 раза в год. Цель осмотра — выявить внутренние или внешние повреждения и дефекты, а также проверить наличие маркировки. От этой процедуры зависит, будет ли дальше эксплуатироваться рукав, или ему нужен ремонт и испытания.
  4. Испытания. Если рукава находятся в эксплуатации, то процедуру проводят раз в полгода при плановой проверке. Для хранящихся на складе рукавов испытание проводят по окончанию гарантийного срока хранения.
  5. Сушка. В зимнее время шланги сушат в рукавных сушилках, а в летнее — на свежем воздухе, но обязательно в тени. Температура не должна быть выше 50 °С.
  6. Ремонт. При наличии видимых повреждений и в случае, если рукава не прошли испытания, производится ремонт. Если это механические повреждения или потеря герметизации, то ремонт может проводиться двумя способами — вулканизацией и наложением заплат. При повреждении соединительных головок их просто заменяют с помощью хомута или методом навязки.
  7. Хранение. Хранить можно только чистые водоводы. Изделия должны быть защищены от попадания ультрафиолета, прямых солнечных и тепловых лучей. Кроме того, на рукава не должны попадать масло, бензин, пары, кислоты и прочие вещества, способные разрушить резину.

Порядок выполнения перекатки

Перекатка пожарных рукавов выполняется в соответствии с положениями, изложенными в «Методическом руководстве», текст которого 14.11.07 был утверждён заместителем Министра МЧС РФ.

Перекатка рукавов пожарных осуществляется в рамках технического обслуживания системы и регламентирована разделами 3.2. и 3.3. руководства, упомянутого выше.

При выполнении указанной операции выполняется внешний осмотр изделия, в процессе которого проверяют наличие повреждений и/или дефектов, наличие соответствующей маркировки

При этом основное внимание необходимо обратить на место бывшего шва

Затем визуально контролируют наружную поверхность, акцентируя внимание на головках, а также на местах их соединения с рукавом. При этом выявляются возможные механические повреждения

Изнутри имеющиеся деформации, либо расслоение основы определяются на просвет.

Если выявляется, что ослабло натяжение хомутов, которыми к рукаву крепится головка, их подтягивают, для чего требуется специальный инструмент.

Непосредственно перекатка рукавов происходит так

Оформление документации

Журнал перекатки рукавов должен быть на каждом предприятии, где есть внутренний пожарный водопровод. Акты о проведении работ и журнал помогают соблюдать необходимые требования, вести учет и вовремя проводить обслуживание противопожарного оборудования.

Его заполнение регламентируется и должно соответствовать некоторым правилам.

На титульном листе журнала нужно указать название и номер в соответствии с внутренними правилами делопроизводства, а также дату начала ведения и регистрационный номер. Страницы имеют следующие графы:

  1. Порядковый номер.
  2. Дата перекатки.
  3. Местонахождение рукава.
  4. Длина рукава.
  5. Должность ответственного за перекатку.
  6. Подпись.

Страницы журнала перекатки пожарных рукавов прошиваются, нумеруются, на последнем листе ставиться печать организации.

Хранится журнал у ответственного за техническое обслуживание пожарного оборудования или начальника подразделения.

После проведения работ составляется акт с порядковым номером и датой о перемотке пожарных рукавов. Он составляется комиссией из нескольких работников предприятия.

В акте описываются проведенные действия и указывают конкретные пожарные рукава и их количество. Он должен быть подписан участниками комиссии.

Заказать перекатку пожарных рукавов

Для заказа услуги по перекатки пожарных рукавов звоните нам по телефону 8 (812) 339-93-52. Мы оказываем комплексное противопожарное обслуживание предприятий. Обращайтесь к нам прямо сейчас!

Отечественные

Перед тем как разобрать самые распространенные соединительные головки стран Европы и мира давайте рассмотрим наши отечественные.

Соединительная головка Богданова

На территории бывшего СССР на сегодняшний день практически со 100% уверенностью можно утверждать, что используются соединительные головки «Богданова» утвержденныеГОСТ Р 53279-2009.

В зависимости от назначения и пожарных рукавов, с которыми они эксплуатируются пожарные головки «Богданова» могут быть напорными и всасывающими.

В общем, данные соединительные головки соединяются за счет двух зубьев, которые перемещаются по внешним скосам. Особенность данного соединения (как и некоторых соединений, которые рассмотрим ниже) в том, что мы можем соединить два разных конца пожарного рукава, то есть здесь нет различия от входного и выходного отверстия, в отличие от некоторых соединений рассмотренных ниже.

Хотя существует некоторая классификация данных головок:

  • наиболее часто используются напорные пожарные головки (с напорными рукавами);
  • муфтовые пожарные головки используются для соединения разного пожарного оборудования. За счет внутренней резьбы они могут навинчиваться на разного рода трубопроводы и пожарную арматуру;
  • цапковые головки имеют внутреннюю резьбу;
  • головки-заглушки используются для перекрытия выходных отверстий на водосборниках, напорных и всасывающих патрубках автомобилей;
  • переходные головки для подсоединения рукавов разного диаметра и рукавной арматуры.

Соединительная головка Ротта

Несмотря на широкое использование на сегодняшний день соединения «Богданова» вы еще можете встретить другой вид соединительных пожарных головок, которые широко использовались примерно до 60-70х годов XX ст – речь идет о соединение «РОТТ».

Данный вид соединение принципиально отличается от головок Богданова наличием трех зубьев, которые сцепляются между собой, что позволяет значительно быстрее осуществить прокладку рукавных линий и стволов.

Но преимущество данного соединения является и его изъяном, вследствие не герметичности соединения и потери напора на линии на сегодняшний день соединение типа «Ротт» практически не используется, кроме как на спортивных снарядах в пожарно-прикладном спорте или на устаревших системах противопожарного водоснабжения.

Техническая маркировка и обозначения

Пожарные рукава и рукавное оборудование должно быть обеспечено правильной, нормированной стандартом маркировкой и обозначением. Каждая производственная партия пожарных рукавов снабжается паспортом, который содержит обязательные практические сведения:

  • предприятие изготавливающее продукцию;
  • календарная дата выхода продукции;
  • номер ТУ (технических условий);
  • порядковый номер изготовленной партии;
  • количественный состав партии;
  • диаметр выпущенных рукавов для данной партии;
  • общая длина поставляемых рукавов в изготовленной партии;
  • отметка ОТК, о факте приемки товара и его соответствии.

Обычно рукава прорезиненные или латексированные поступают в продажу бухтами весом по 50 кг. Их нарезают по 20 метров. Перед порезкой бухты на части ее промеряют, чтобы не оставалось отходов, а остаток бухты был распределен равномерно по нарезанным частям. Затем на рукава навязываются соединительные головки типа ГР.

По месту практической эксплуатации пожарного рукава составляется формуляр, в который записываются необходимые сведения, в том числе данные входного контроля. Следит за ведением такого формуляра ответственное лицо за его эксплуатацию. На расстоянии примерно 1000 – 1500 мм от соединительной головки наносится дополнительная маркировка, касающаяся конкретного подразделения, где используется данное изделие.

Хранить рукава следует свернутыми в бухты, либо намотанными на специальную катушку

Дополнительная классификация пожарных рукавов

Кроме основной классификации существует дополнительные градации. Одна из них предполагает категории по применению в том ими ином климате:

  • У1 — для умеренного;
  • УХЛ1 — для холодного и умеренного;
  • ТУ-1 — для тропического и умеренного.

Так же ГОСТ подразделяет ПР на классы по назначению:

  • Г – рукава, по которым можно транспортировать не только воду, но азот, углекислоту и инертные газообразные среды;
  • В – использование этой модификации связано с транспортировкой 20% растворов щелочей и кислот, кроме соединений азота, так же не рекомендована подача технической воды без добавок;
  • ВГ – шланг может транспортировать горячую воду;
  • Б – класс предназначен для нефтепродуктов и масел, то есть в его конструкции предусмотрена стойкость к нефтяным горючим средам;
  • Ш – по этим рукавам можно транспортировать сыпучие вещества, а так же слабые кислоты и щелочи.
  • П – это экологичные рукавные изделия, предназначенные для транспортировки продуктов питания;
  • КЩ для подачи 20% растворов кислот и щелочей;
  • ПАР-I – для водяных паров, с температурой до +143 градуса С;
  • ПАP-II – для паров с температурой до +175 градусов С.

Классификация по функциональной комплектации:

  • РПМ – для пожарных машин;
  • РПК-Н – для наружных кранов;
  • РПК-В – для внутренних кранов.

Градации по особенностям конструкции:

  • Д – изделие с 2-сторонним покрытием полимерами;
  • П – изделие с пропиткой каркаса и внутренним полимерным слоем;
  • В – изделие с внутренней изоляцией.

Средства пожаротушения специального назначения подразделяются:

  • И – рукава, стойкие к износу;
  • М – изделия, стойкие к воздействию масел;
  • Т – изделия, стойкие к температурам, по ним можно перекачивать горячие рабочие среды

Дополнительные градации так же следует рассматривать, поскольку они во многом формируют эффективную, надежную и длительную эксплуатацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector