Федеральный закон №117 «о безопасности гидротехнических сооружений»

Статья 9.1. Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений

Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее — работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

Первичная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится не позднее одного месяца:

при назначении на соответствующую должность;

при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;

при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

При аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится проверка знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с областями аттестации, определяемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность по проектированию, строительству, капитальному ремонту, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации, а также по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту гидротехнических сооружений.

Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, определяются Правительством Российской Федерации.

Если в указанной организации аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на гидротехнических сооружениях.

Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

гидротехнические сооружения — плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

эксплуатирующая организация — государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственник гидротехнического сооружения — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

безопасность гидротехнических сооружений — свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;

декларация безопасности гидротехнического сооружения — документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;

критерии безопасности гидротехнического сооружения — предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения;

оценка безопасности гидротехнического сооружения — определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее — обязательные требования);

допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения — значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами;

территория гидротехнического сооружения — земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством;

обеспечение безопасности гидротехнического сооружения — разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения;

консервация гидротехнического сооружения — временное прекращение эксплуатации гидротехнического сооружения в целях предотвращения ухудшения его технического состояния, разрушения гидротехнического сооружения и его конструктивных элементов, а также обеспечения их укрепления, защиты, физической сохранности, безопасности жизни, здоровья граждан, безопасности объектов инфраструктуры, в том числе зданий, сооружений, охраны окружающей среды, включая растительный и животный мир;

ликвидация гидротехнического сооружения — демонтаж установленного на гидротехническом сооружении оборудования, снос конструктивных элементов гидротехнического сооружения, приведение территории, на которой оно расположено, включая соответствующую часть водного объекта, в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья граждан, безопасность объектов инфраструктуры, в том числе зданий, сооружений, охрану окружающей среды, включая растительный и животный мир.

Задачи владельцев или организаций, занятых эксплуатацией ГТС

  1. Обеспечение соблюдения требований и норм на всех этапах работы с гидротехническим сооружением или комплексом гидротехнических сооружений от проектирования до строительства.
  2. Мониторинг качественного состояния объекта, оценка потенциальных причин снижения качественных характеристик или параметров безопасного функционирования гидротехнического объекта.
  3. Разработка параметров, норм и критериев, касающихся так или иначе эксплуатации, а безопасных условий работы на сооружениях гидротехнического характера.
  4. Совершенствование систем и подходов, методов контроля за процессами, протекающими на гидротехническом сооружении, в целях обеспечения благоприятных, безопасных условий.
  5. Реализация мер, направленных на поддержание исправности гидротехнического сооружения или комплекса гидротехнических сооружений, разработка мер (и так же – последующая реализация), направленных на поддержание безопасности ГТС и минимизацию рисков ЧС.
  6. Формирование резервных фондов на случай необходимости ликвидации последствий ЧС.
  7. Эксплуатация при условии строгого учета правил и законов, норм, обеспечение соответствия квалификации персонала законодательным нормам, касающимся соблюдению условий безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.
  8. Поддержание исправности и бесперебойного функционирования оборудования для оповещения, в том числе систем, включающих в структуру подобное оборудование (справедливо для I-II кл. опасности).
  9. Содействие надзорным инстанциям (при осуществлении ими возложенных задач в части контроля параметров и характеристик процессов, состояния промышленного сооружения гидротехнического назначения на соответствие законодательным требованиям).
  10. Информирование населения в части вопросов, касающихся всех нюансов безопасности и состояния сооружения промышленного гидротехнического характера.
  11. Ведение ремонтных и прочих работ при условии, что гидротехнический объект или комплекс такого рода сооружений не отвечает или отвечает неполно законодательным требованиям безопасности, если этот факт был установлен.
  12. Регулярная и полная аттестация всех без исключения работников в области безопасности ГТС.

Ключевые термины и их расшифровка

Гидротехнические сооружения

Комплекс объектов, взаимодействующих с водными ресурсами, использующих такие ресурсы в процессе эксплуатации или предотвращающих негативное влияние вод на территории и их жителей этих (плотины, ГЭС, насосные, дамбы, ограждающие объекты и т. п.). Исключение – комплексы, магистрали ГВС и ХВС, водоотведения.

Собственник

Государство, субъект, муниципалитет, физ. или юр. лицо, обладающие законно закрепленными правами владения объектом.

Чрезвычайная ситуация (далее по тексту – ЧС)

Следствие непредвиденных опасных происшествий, которые причинили ущерб водам или землям, на которых дислоцируется объект, жителям и природным ресурсам этих земель или вод.

Безопасность ГТС

Благодаря этому критерию (свойству) потенциально достигается сохранность природных ресурсов, безопасность людей, территорий, находящихся в непосредственной близости к объекту.

Декларация

Документ, включающий обоснование безопасности, рассматривающий мероприятия, направленные ее обеспечение.

Критерии безопасности

Показатели состояния, особенностей эксплуатации объекта, которые соответствуют определенным рискам ЧС и устанавливаются ответственными за это надзорными органами.

Оценка безопасности

Процедура, задача которой – анализ соответствия гидротехнического сооружения, персонала на определенном объекте законодательным требованиям.

Допустимый риск

Закрепленная федеральными и локальными норматива величина – риск аварийной ситуации.

Территория объекта

Участок в рамках, закрепленных законодательством.

Обеспечение безопасности

Мероприятия, задача которых – минимизация риска наступления ЧС.

Консервация

Приостановка работы объекта, задача которой – предотвращение различных рисков, в особенности потенциальных угроз природным ресурсам, прилегающим к промышленному сооружению землям, жителям этих земель.

Ликвидация объекта

Статья 9. Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 445-ФЗ;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Расследование ЧС, аварий, инцидентов

По факту любой ЧС обязательно проводится техническое расследование. Ответственна за нее специальная комиссия. В нее входят:

  • Лица от территориального органа самоуправления;
  • Лица от страховщика;
  • Собственник, его представители или лицо от эксплуатирующей компании;
  • Другие лица на основании законов РФ.

Дополнительно к проведению процедуры при необходимости привлекаются сторонние экспертные организации.

В результате расследования формируется акт с причинами и важными моментами, касающимися ЧС, а также с описанием характера и величины ущерба, ставшими следствием аварии или инцидента.

Общие положения 117 ФЗ

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» был принят Государственной Думой 23 июня 1991 года.

Краткое содержание ФЗ 117:

  • Глава 1 — описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — обеспечивает безопасность водохозяйственных объектов;
  • Глава 3 — описывает деятельность федерального государственного надзора в сфере безопасности гидротехнических объектов;
  • Глава 4 — раскрывает понятие финансового обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
  • Глава 5 — перечисляет нарушение законодательства и предусматривает ответственность за конкретные виды нарушения;
  • Глава 6 — описывает заключительные положения.

Последние изменения в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» были внесены 3 июля 2016 года, а вступили в силу 1 января 2017 года.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» были внесены 3 июля 2016 года, а вступили в силу 1 января 2017 года. Также в это время был принят ФЗ №16. подробнее читайте здесь:

В частности, изменились следующие статьи:

Ст 13

Статья 13 определяет, в какое время года включаются плановые проверки водозащищающих объектов, повреждения которых может привести к чрезвычайной ситуации.

Плановые проверки сооружений, которыми владеют индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляются в следующий период:

  • Класс 1 или 2 — не более одного раза в год;
  • Класс 3 — не более одного раза в три года;
  • Класс 4 — плановые проверки не проводятся.

Часть 15 статьи 13 также претерпела изменения. Гидротехнические сооружения 1 класса постоянно контролируются государственным надзором согласно положениям Федерального закона №294.

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений»:

Ст 8

Безопасность деятельности водозащищающих сооружений осуществляется на базе следующих требований:

  • Достижение низкого уровня риска аварий на объектах;
  • Предъявление деклараций по проверкам;
  • Надзор за объектами повышенной опасности;
  • Количество непрерывных дней эксплуатации водозащитных объектов;
  • Проведение профилактических мероприятий по выявлению и устранению неполадок;
  • Ответственность за деятельность, которая имеет низкий уровень безопасности (ниже допустимого значения).

Ст 11

В статье 11 описываются методы расследования причин аварии объектов.

Техническое расследование проводится специально подобранной комиссией, во главе которой находится федеральный орган исполнительной власти.

В состав комиссии также включаются следующие лица:

  • Граждане, которые работают в органах местного самоуправления и на территориях которых находится гидротехнический объект;
  • Лица, которые работают в страховой компании, с которой руководитель объекта, предназначенного для использования водных ресурсов, заключил договор обязательного страхования;
  • Другие представители, в соответствии с ФЗ 117.

Правительство РФ или президент РФ может самостоятельно принимать решение о создании комиссии по расследованию причин аварии на водозащитных постройках. Комиссия может обращаться за помощью к экспертным организациям или специалистам. Владелец строительных объектов, предназначенных для использования водяных ресурсов, должен предоставить комиссии полную информацию о конкретном объекте.

Результаты расследования заносятся в документ, в котором подробно описываются причины и обстоятельства аварии, размер понесенного ущерба, выявленные нарушения требований безопасности. Материалы причин аварии передаются в федеральный орган исполнительной власти.

Собственник обязан самостоятельно финансировать расходы комиссии. Если гидротехническое сооружение не имеет собственника, финансировать обязан федеральный орган исполнительной власти, который был выбран для надзора в области безопасности гидротехнических объектов.

Ст 12.1

В статье 12.1 описываются способы ликвидации или консервации гидротехнического сооружения.

Процесс консервации или ликвидации водозащитных сооружений осуществляется собственником. Если гидротехническое сооружение не имеет собственника, консервация осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Ликвидация или консервация — это процесс, который признается завершенным после того, как комиссия обследовала гидротехническое сооружение и прилегающую к нему территорию.

Если гидротехническое сооружение не имеет собственника, то федеральный орган исполнительной власти должен самостоятельно создать комиссию. В состав комиссии должны быть включены:

  • Представитель федерального органа исполнительной власти;
  • Орган местного самоуправления.

Скачать закон о безопасности гидротехнических сооружений

Действие Федерального закона № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» распространяется на гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к чрезвычайным ситуациям населения.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Декларация безопасности

Это официальная бумага, включающая исчерпывающие данные о степени соответствия гидротехнического сооружения всем законодательным и локальным нормативам, касающимся области безопасности объектов гидротехнического промышленного назначения.

Все без исключения лица, ведущие деятельность на этих сооружениях, обязаны предоставлять надзорным органам декларации:

  1. При эксплуатации (I-III кл.);
  2. При консервации или ликвидации (I-IV кл. объектов гидротехнического назначения).

На этапе проектирования такой документ должен входить в проект.

Возникают трудности с разработкой декларации безопасности ГТС? Сделаем это за вас. Просто свяжитесь с нашими специалистами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector